Увз что это такое
Ключевые компании
Холдинги и организации Ростеха
Один из крупнейших машиностроительных комплексов России
В линейку продукции предприятий интегрированной структуры УВЗ, входят изделия самого разнообразного назначения для армии, железных дорог и городской инфраструктуры, дорожно-строительного и сельского хозяйства, космической, авиационной и нефтегазовой промышленности.
Генеральный директор концерна – Александр Валерьевич Потапов.
История концерна
В 2007 году вышел указ президента России о создании корпорации на базе нижнетагильского Уралвагонзавода. Решение об объединении предприятий было принято «в целях сохранения и развития научно-производственного потенциала в создании перспективных комплексов бронетанкового и артиллерийского вооружения, рационализации оборонного производства и повышения конкурентоспособности производимой продукции».
В конце 2016 года в соответствии с указом президента Российской Федерации АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» вошло в состав Госкорпорации Ростех.
В 2020 году в соответствии с решением наблюдательного совета Госкорпорации Ростех АО «Концерн «Уралвагонзавод» определено головной организацией холдинговой компании, в состав которой включены АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле и другие предприятия, ранее входившие в его периметр.
На сегодняшний день в интегрированную структуру УВЗ входит более 25 промышленных предприятий, конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов. Своими инновационными разработками концерн вносит весомый вклад в развитие отечественного машиностроения.
К 100-летнему юбилею танковой промышленности России, который отмечается в 2020 году, Уралвагонзавод выпустил более 100 тысяч танков. Кроме того, было произведено свыше 1 млн 100 тыс. железнодорожных вагонов, большое количество другой техники, которая по достоинству оценена потребителями как в России, так и за рубежом.
Концерн Уралвагонзавод – единственный в России производитель танков. Холдинг, являясь одним из крупнейших производителей инновационных вагонов повышенной грузоподъемности, также выпускает широкую линейку специализированных изделий, многие из которых уникальны: вагоны-хопперы, вагоны-термосы, лесовозы, платформы для атомной промышленности, цистерны для нужд российской космической отрасли. Важное направление деятельности концерна – выпуск полностью низкопольных трамваев на инновационной тележке собственной разработки.
Концерн сегодня
За последние несколько лет концерн «Уралвагонзавод» сделал огромный шаг вперед, продемонстрировав высочайший научно-технический и кадровый потенциал. Сегодня УВЗ котируется в международных рейтингах производителей вооружений и военной техники, показав самый быстрый рост среди предприятий российского ОПК.
В настоящее время, кроме новейших боевых машин на платформе «Армата», специалистами УВЗ разработаны и успешно испытываются такие перспективные системы, как САУ «Коалиция-СВ», система ПВО «Деривация», орудия и минометы «Дрок», «Флокс» и «Магнолия». Военные изделия марки «УВЗ» оказали беспрецедентное по своей значимости влияние на развитие оборонно-промышленной отрасли и мирового вооружения, стимулировали развитие смежных отраслей.
Уралвагонзавод не останавливается на достигнутых успехах. Перед концерном стоят сложные задачи по созданию перспективных изделий как военного, так и гражданского назначения, укреплению существующих позиций и завоеванию новых рынков.
В состав холдинга входят:
АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э. Дзержинского»
Волчанский механический завод – филиал АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э. Дзержинского.
Рубцовский филиал АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод»
АО «Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения»
ООО «Уральское конструкторское бюро вагоностроения»
АО «Омский завод транспортного машиностроения»
АО «Всероссийский научно-исследовательский институт транспортного машиностроения»
АО «Уральский завод транспортного машиностроения»
АО «Специальное конструкторское бюро транспортного машиностроения»
ООО «Челябинский тракторный завод-УРАЛТРАК»
АО «ЦНИИ «Буревестник»
АО «НПО «Электромашина»
АО «Машиностроительная компания «Витязь»
АО «Томский электротехнический завод»
АО «Научно-исследовательский институт двигателей»
АО «Центральный научно-исследовательский институт материалов»
АО «Муромское специальное конструкторское бюро»
АО «61 бронетанковый ремонтный завод»
АО «560 бронетанковый ремонтный завод»
АО «81 бронетанковый ремонтный завод»
АО «192 Центральный завод железнодорожной техники»
АО «Уральский научно-технологический комплекс»
Первые рабочие прибыли в 1931 году. Однако из-за ужасной бытовой неустроенности, холода, голода, болезней в первые годы строительства люди тысячами сбегали со стройки. Только за 9 месяцев 1933-го с площадки ушло 15 тысяч человек. В 1931-1934 гг. коллектив работающих ежегодно менялся несколько раз. Имелись лишь три более-менее постоянные группы: около 5000 коммунистов и комсомольцев, прибывших в разное время по путевкам своих организаций; члены интернациональной коммуны «Цемент», состоявшей из финнов, немцев, чехов, поляков, американцев; заключенные, численность которых достигала 4000 человек. И только когда начальство всерьез занялось строительством жилья и налаживанием быта, люди начали оставаться и закрепляться.
2 марта 1936 года заводу присвоено название «Уральский вагоностроительный завод имени Ф. Э. Дзержинского». Изначально производил тяжёлые железнодорожные вагоны — первый вагон выпущен 11 октября 1936 года.
13 сентября 1941 года было принято решение об эвакуации харьковского завода №183, харьковского тракторного завода, а также Мариупольского металлургического завода на восток. В декабре на базе этих предприятий, Уралвагонзавода им. Ф.Э. Дзержинского, а также еще ряда эвакуированных производств в Нижнем Тагиле начал свою работу Уральский танковый завод (УТЗ) №183.
Было привезено и установлено более трех тысяч единиц оборудования, эвакуировано около 70 тысяч человек. В кратчайшие сроки, всего за два месяца, производственные мощности тагильского предприятия были полностью перепрофилированы на выпуск танков.
Директор танкового завода № 183 Юрий Евгеньевич Максарев
Уже 18 декабря 1941 года с первого в мире танкового конвейера сошел танк Т-34-76. В феврале 1942 года Максарев был снят с должности за невыполнение плана выпуска танков и отдан под суд. Директора спас заместитель наркома танковой промышленности И.М. Зальцман, который лично разобрался с ситуацией на заводе.
В начале 1942 года во всех цехах началась работа по созданию поточных линий. Первые из них появились в цехах в том же году. Ежесуточно Уральский танковый завод отправлял на фронт эшелон боевых машин. В целом масштабы применения на заводе в военное время поточных линий и различных конвейеров не имели и не имеют аналогов в мировом танкостроении – как в те годы, так и сегодня.
За период Великой Отечественной войны завод выпустил более 25 тысяч танков. Практически каждый второй Т-34, принявший участие в боевых действиях, сошел с конвейера тагильского предприятия. За три с половиной года на УТЗ было построено почти 40% того количества танков, которое вся германская промышленность создала за 9 лет.
Сварка деталей башни танка Т-34-85
С окончанием войны Уралвагонзавод вновь перестраивается на выпуск вагонов, используя для восстановления опыт конвейерного производства танков и новейшие технологии. Уже с 19 марта 1946 года началось производство большегрузных вагонов-платформ, в 1947-м приступили к производству полувагонов, а в 1948 году – крытых вагонов.
В то же время сохраняется и совершенствуется военное производство. Среди предприятий, выпускавших боевые машины до и во время войны, Уральский танковый завод продемонстрировал наибольшую эффективность. В конце 40-х годов на конвейер ставится танк Т-54. В течение десяти лет абсолютное превосходство «пятьдесятчетверок» над своими противниками – танками стран НАТО – не давало холодной войне перерасти в третью мировую.
Т-55
В начале 1960-х годов был принят на вооружение танк Т-62 производства Уралвагонзавода. Он первый в мире был оснащен гладкоствольным орудием с высокой начальной скоростью бронебойно-подкалиберного снаряда. Защита, способная устоять под ударом такого БПС, появилась на основных танках НАТО лишь в 1980-х годах.
1 октября 1954 года на тагильском предприятии было создано уникальное в стране производство по созданию криогенной техники во главе с конструкторским бюро ОКБ-250. В 1956 году на Уралвагонзаводе началось производство средств заправки жидким кислородом космических ракет-носителей. С тех пор ни один космических проект России не обходится без тагильских криогенщиков.
К 70-м годам XX века Уралвагонзавод получил репутацию мощного и стабильного промышленного предприятия, способного разрабатывать и производить самые сложные изделия – танки, криогенную и железнодорожную технику, причем в количествах, недоступных большинству заводов не только СССР, но и мира. Не было практически ни одной технологии обработки и сварки металлов, которая была бы неизвестна специалистам тагильского предприятия.
В вагонном цехе, 1988г.
В конце 1960-х – начале 1970-х годов Уралвагонзавод по заданию Министерства оборонной промышленности, как и два других предприятия – Харьковский завод транспортного машиностроения и КБ Кировского завода в Ленинграде, – получил задание на разработку массового танка нового поколения, сочетающего в себе огневую мощь и броневую защиту тяжелых машин и подвижность средних. В результате армия получила три танка: Т-72, Т-64А и Т-80, каждый из которых соответствовал требованиям современного боя, а их характеристики с очередной модификацией становились все более могущественными. Все они претендовали на звание основного танка Советской Армии. Решить спор должны были испытания, которые растянулись на целое десятилетие. В итоге их выиграла тагильская «семьдесятдвойка» и стала впоследствии самым массовым воюющим танком современности. Идеальное сочетание стоимости и эффективности вместе с почти неисчерпаемыми резервами модернизации сделали Т-72 настоящей «звездой» на полях сражений.
Танк Т-72
Кризис и распад Советского Союза крайне тяжело отразились на Уралвагонзаводе, как и на многих других крупных предприятиях страны. В лице государства исчез постоянный потребитель военной техники и изделий подвижного состава, а места на мировых рынках нужно было еще завоевать. Несмотря ни на что, нижнетагильское предприятие не просто сохранило свою целостность, но и сберегло уникальный технологический комплекс и значительную часть высококвалифицированного коллектива. Сотрудники конструкторских бюро Уралвагонзавода, обладая огромным опытом в области разработки техники любого уровня сложности, смогли в течение короткого периода поставить на производство абсолютно новые виды гражданской продукции – гусеничные и колесные экскаваторы и малогабаритные погрузчики, а также железнодорожные цистерны и специальные вагоны различного назначения.
Танк Т-90
Сегодня в корпорации «УВЗ» большая линейка специализированных разработок, многие из которых уникальны: вагон-хоппер, вагон-термос, лесовоз, платформа для атомной промышленности, вагон-платформа для перевозки широкой номенклатуры грузов, цистерны для «Роскосмоса», многофункциональное транспортное средство ТМВ-2 и другие. Ставка на инновационность является главным принципом при разработке новых изделий. При этом не только при создании спецтехники, но и подвижного состава. Прекрасный тому пример – вагон-хоппер для минеральных удобрений с кузовом, полностью изготовленным из композиционных материалов. За эту разработку корпорация «УВЗ» удостоена престижной международной премии JEC Awards.
За последние несколько лет научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» сделала огромный шаг вперед, продемонстрировала высочайший потенциал. Сегодня УВЗ котируется в международных рейтингах производителей вооружений и военной техники, показав самый быстрый рост среди предприятий российского ОПК.
Особое место в ряду военной продукции Уралвагонзавода сегодня занимают модернизированный Т-90С – танк, являющийся следующим шагом в развитии отечественного танкостроения, и боевые машины огневой поддержки «Терминатор» (БМПТ) и «Терминатор-2» (БМПТ 72) – новейшие образцы вооружения, аналогов которым в мире нет.
Т-14 на базе платформы «Армата» – единственный в мире танк третьего послевоенного поколения.
Т-14 – единственный в мире танк третьего послевоенного поколения. По мнению военных экспертов, «Армата» – новое слово в танкостроении, не имеет аналогов в мире. Это принципиально новая и полностью российская разработка. В машине применены беспрецедентные конструкторские решения, в частности, башня Т-14 необитаема. Броня «Арматы» способна выдержать попадание любого существующего противотанкового средства.
Боевая машина пехоты на гусеничной платформе «Армата» Т-15 – самая высокозащищенная тяжелая БМП в мире. Она оснащена дистанционно управляемым универсальным боевым модулем. Отличительная особенность новых бронемашин УВЗ – это противоминная конструкция корпусов, которая защищает экипаж с возимым десантом от подрыва даже мощных фугасов, а также наличие комплексов активной защиты.
Уралвагонзавод не останавливается на достигнутых успехах. Особое внимание в планах по развитию предприятия уделяется масштабной реконструкции действующего производства, в рамках которой в эксплуатацию вводится уникальное современное оборудование и внедряются инновационные технологии, призванные в разы повысить качество и конкурентоспособность изделий и машин Уралвагонзавода. Впереди у прославленного машиностроительного гиганта – новые большие работы по созданию перспективных изделий как гражданского, так и военного назначения
Уралвагонзавод: первый и единственный
Фото: Антон Тушин
11 октября отметил свой 84-й день рождения Уралвагонзавод – уникальный научно-производственный комплекс России, одно из самых крупных промышленных предприятий в мире. Именно в этот день в 1936 году с конвейера завода сошли первые большегрузные полувагоны, и УВЗ вошел в строй действующих предприятий.
Уралвагонзавод стал известен не только своим подвижным составом. В стенах завода созданы легенды мирового танкостроения – Т-54/55, самый массовый танк современности Т-72, передовой Т-90 и его модификации, а также бронемашины на платформе «Армата». Всего на заводе было выпущено более 100 тыс. единиц бронетехники – и это безусловный мировой рекорд в танкостроении.
Рождение промышленного гиганта
История создания УВЗ, подобно истории других строек-гигантов первых пятилеток Советского Союза, соткана как из героических, так и из трагических событий. Рост промышленности молодой страны и ее огромные территории требовали большого количества железнодорожной техники, которой катастрофически не хватало. Весной 1931 года было принято решение о создании вагонного завода, с помощью которого планировалось к 1937 году в полтора раза увеличить вагонный парк страны.
Будущий Уралвагонзавод проектировался в соответствии с американскими ноу-хау по принципам поточно-конвейерного производства. При этом он стал одним из первых промышленных предприятий СССР, спроектированных без участия зарубежных специалистов.
Фото: Нижнетагильский городской исторический архив
Масштабная стройка началась в районе Нижнего Тагила, относившегося к Урало-Кузбасскому угольно-металлургическому комплексу. В первые годы строители столкнулись с массой проблем, из-за тяжелого труда и неустроенности работники тысячами покидали стройку.
Несмотря на все трудности, 11 октября 1936 года завод выпустил первый большегрузный полувагон, и эта дата считается днем рождения предприятия. Постепенно Уралвагонзавод вышел на запланированные мощности и за предвоенный период изготовил 35 400 вагонов разного типа − в два раза больше, чем все вагоностроительные предприятия страны за годы первой и второй пятилеток.
От вагонов к танкам для фронта
В Великую Отечественную войну завод концентрируется на выпуске танков. Во второй половине 1941 года в Нижний Тагил эвакуируются 12 предприятий из разных городов и объединяются с УВЗ в Уральский танковый завод №183 имени Коминтерна. За два месяца УВЗ сворачивает все производство и перестраивается под постройку танков Т-34.
Завод принял 3500 единиц эвакуированного оборудования и 70 тыс. новых работников. Уже 18 декабря 1941 года собран первый танк Т-34-76, а к концу декабря того же года первые 25 боевых машин отправлены на фронт, и далее нижнетагильский завод остается основным поставщиком Т-34 для армии.
Установка башен на конвейер окончательной сборки танков Т-34 Уральского танкового завода №183 в Нижнем Тагиле.
Фото: Российский Государственный архив экономики
В 1942 году в цехах организуются поточные линии. Это позволяет увеличить выпуск танков – за сутки тагильчане собирали для фронта целый эшелон в 25-30 машин. Без преувеличения можно сказать, что ничего подобного в мировой практике до этого не происходило. Каждый третий советский танк, сражавшийся в битвах Великой Отечественной войны, был построен в Нижнем Тагиле. Всего же Уральский танковый завод №183 имени Коминтерна выпустил за годы войны более 25 тыс. танков – больше, чем все заводы фашистской Германии.
Послевоенные годы
После войны заводу возвращается прежнее название и прежний род деятельности − производство железнодорожных вагонов. Опыт военных лет позволил УВЗ быстро восстановиться и подняться на новый уровень. Завод расширяет свою деятельность. Кроме различных видов вагонов, здесь продолжается выпуск военной техники, а также выполняются заказы на сельскохозяйственную, строительную и авиакосмическую технику.
В конце 1940-х годов нижнетагильский завод начинает производство танка Т-54, сыгравшего важную сдерживающую роль в ходе холодной войны. С января 1958 года УВЗ выпускает Т-55 – первый в мире танк, способный действовать в условиях ядерной войны. Эта модель стала самым массовым танком 1960-1970-х годов.
Танк Т-72. Фото: Минобороны РФ
Следующим продолжателем традиций «тридцатьчетверки» стал созданный в начале 1960-х годов танк Т-62 – первый в мире танк с гладкоствольным орудием. А в 1973 году на УВЗ началось и продолжается в усовершенствованной конструкции производство танка Т-72 – самого массового танка современности, который до сих пор составляет основу танковых сил многих стран. Примечательно, что танк не только производился, но и был разработан в Нижнем Тагиле. На базе танка Т-72 на УВЗ выпускались инженерные машины.
Еще одно интересное направление работы УВЗ в это время – создание криогенной техники. В 1954 году завод получил первое задание на разработку экспериментальных агрегатов заправки ракет жидким кислородом. В 1956 году началось производство средств заправки, и с тех пор все советские и российские космические проекты связаны с деятельностью «Уралкриомаша» − подразделения УВЗ. Сегодня завод является единственным в России и странах СНГ производителем специализированных криогенных железнодорожных цистерн для перевозки жидкого азота, аргона, кислорода и водорода.
Лидер мирового танкопрома
В кризисные 1990-е годы УВЗ, лишившийся прежних объемов госзаказа, смог выстоять и сохранить коллектив. Завод успешно расширил конверсионное производство. Огромный опыт позволил в короткие сроки освоить выпуск новой гражданской техники – тракторов, экскаваторов, погрузчиков.
Вехой в истории УВЗ становится принятие на вооружение в 1992 году танка Т-90 – нового основного танка российской армии. Машина была разработана силами Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения, входящего в Уралвагонзавод. Новую разработку УВЗ ждала слава ее предшественников – Т-90 и его модификации стали одними из самых продаваемых танков 2000-х годов.
Танк Т-90. Фото: Антон Тушин
Также в 1990-е годы на УВЗ создаются различные инженерные машины для армии, которые могут использоваться и в мирных целях, например для работы в зонах бедствия и при чрезвычайных ситуациях.
Сегодня в холдинг Уралвагонзавода входит несколько десятков предприятий. УВЗ традиционно включается в сотню крупнейших производителей вооружения в мире. В трех дивизионах холдинга – спецтехники, железнодорожной техники и дорожно- строительной техники – выпускается более 200 видов продукции. УВЗ – единственный производитель танков для Вооруженных сил РФ.
Танк Т-14. Фото: Антон Тушин
В 2015 году уральские конструкторы представили миру уникальную разработку – танк Т-14 на платформе «Армата» − пожалуй, самый совершенный танк мира на сегодняшний день. Этот танк создан специально под задачи сетецентрических войн, оснащен самыми современными цифровыми устройствами, новейшими системами защиты и самым мощным вооружением. С большой вероятностью Т-14 будет принят на вооружение армии РФ уже в этом году. Символично, что это произойдет в год, когда российское танкостроение отмечает свой столетний юбилей.
События, связанные с этим
«Салют»: рекордные авиамоторы
Вологодский оптико-механический завод: с прицелом на будущее
Увз что это такое
Акционерное общество «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э. Дзержинского»
АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» (Нижний Тагил) входит в Концерн «Уралвагонзавод». На протяжении многих лет лидирует в отечественном грузовом железнодорожном машиностроении. Предприятие известно в мире как производитель бронетанковой техники.
Днём рождения Уралвагонзавода считается 11 октября 1936 года, когда с его конвейера сошли первые грузовые полувагоны. Сегодня один из крупнейших научно-производственных комплексов России включает в себя металлургическое, вагоносборочное, механосборочное, ремонтно-механическое, инструментальное и другие производства, позволяющие обеспечивать замкнутый цикл выпуска продукции. Четыре конструкторских бюро, в том числе головное в отрасли грузового вагоностроения, и два института дают возможность корпорации осваивать современные технологии, успешно разрабатывать и внедрять в серийное производство новые модели транспорта и спецтехники.
В проходящей полномасштабной реконструкции производства корпорация сотрудничает с ведущими отечественными и мировыми фирмами. На эти цели ежегодно инвестируется от полутора до двух миллиардов рублей собственных и привлеченных средств. Динамично развиваясь, Уралвагонзавод добился устойчивости, которая позволяет и в кризисные времена успешно двигаться по намеченному курсу.
Генеральными партнерами Уралвагонзавода являются крупнейшие отечественные перевозочные компании, а также Министерство обороны РФ и ОАО «Рособорнэкспорт».
Миссия акционерного общества предусматривает улучшение качества жизни заводчан. Для достижения этого во всех структурных подразделениях активно улучшаются условия труда, развивается социальная сфера – дворцы культуры, водного и ледового спорта, стадион, медицинские учреждения, базы отдыха.
На Уралвагонзаводе выполняется ряд социально значимых программ, охватывающих все стороны жизни трудящихся. Это профилактика и лечение заболеваний, оздоровление и отдых, в том числе и детей, развитие физкультуры и спорта, организация досуга, поддержка ветеранов и молодежи.