Уйгурка что за нация фото
Уйгуры
Уйгуры народ достаточно древний. Являются коренным населением Восточного Туркестана, ныне Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая. Говорят на своем — уйгурском языке, вероисповедание — ислам суннитского толка. Относится к европеоидам с незначительной монголоидной примесью.
Уйгуры — один из древнейших тюркоязычных народов Центральной Азии с многовековой историей и богатой самобытной культурой, сыгравшей важную роль в ее исторических судьбах.
Родословная этого народа уходит вглубь веков и тысячелетий. Первые упоминания об уйгурах встречаются в древнетюркских надписях, в старинных китайских летописях еще задолго до нашей эры под названием «Ойхорды», «Гунны», «Хуэйгу», «Гавгюй» (БСЭМ, 1956, т.44, с.59).
Предками уйгур были кочевые племена Восточного Туркестана, в III в. до н. э. − III-IV вв. н. э. игравшие важную роль в племенном союзе гуннов. Первые упоминания об уйгурах в письменных источниках относятся к III веку нашей эры.
Расселение в современном мире и численность
Общая численность сейчас приблизительно 10 млн человек. Из них более чем 9 млн проживают в Восточном Туркестане/СУАР, а также в крупных городах восточной части Китая. Небольшой анклав уйгуров численностью около 7 тыс.человек, существует также в провинции Хунань, на юго-востоке КНР, где они проживают уже несколько столетий.
Уйгурская община, за рубежом, общей численностью около 500 тыс., представлена во многих странах, но основная часть проживает в республиках Центральной Азии, численность центральноазиатской общины составляет приблизительно
350 тыс. Из них в Республике Казахстан
250 тыс., в Кыргызской Республике
60 тыс., в Узбекистане
50 тыс., в Туркменистане
3 тыс.
Крупная уйгурская диаспора существует в Турецкой Республике численностью около 40 тыс, а также Королевстве Саудовская Аравия
30 тыс. Также уйгурские общины имеются в Пакистане, ОАЭ, Германии, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Швеции, Канаде, США, Японии, Австралии. Уйгурские анклавы можно обнаружить в таких городах мира, как Сидней, Пекин, Шанхай, Мекка, Алматы, Бишкек, Мюнхен.
Уйгурским общинам свойственна традиционная самоорганизация в виде малля, во главе которых стоят выборные старшины жигит-беши. Обычно все общины входят в уйгурские общественные организации, объединяющей организацией которых, в свою очередь, является Всемирный уйгурский конгресс.
История
В III—IV вв. Уйгуры входили в объединение, которое в китайских династийных хрониках носило название гаогюй (букв. «высокие телеги»). В V в. в китайских источниках появляется новое название этого союза — теле (тегрег «тележники»). Значительная группа племен теле мигрировала на запад, в степи Казахстана и Юго-Восточной Европы. Оставшиеся в центральноазиатских степях были подчинены тюрками и вошли в состав их государства.
Основные земли теле были тогда в Джунгарии и Семиречье. Но в 605 г., после предательского избиения западнотюркским Чурын-каганом нескольких сот вождей теле, предводитель уйгуров увел племена в Хангайские горы, где они создали обособленную группу, названную китайскими историографами «девятью племенами» (токуз-огузами).
С 630 г., после падения первого Тюркского каганата, токуз-огузы выступают как значительная политическая сила, лидерство внутри которой утвердилось за десятью племенами уйгуров во главе с родом Яглакар. В V—VIII вв. уйгуры входили в состав каганата жужаней и затем Тюркского каганата.
Процесс этнической консолидации уйгуров завершился в VIII в. после распада Тюркского каганата и образования Уйгурского раннефеодального государства (Уйгурский каганат) на р. Орхон. Во главе каганата стояли каганы из уйгурского рода яглакар (кит. Yao-luo-ko;745-795). Именно в этот момент официальной религией было признано манихейство. В 795 к власти пришло племя эдизов (795—840), которое также приняло название яглакар.
Гумилев считает этот эпизод приходом к власти манихейской теократии: …в 795 г. на престол был возведён приёмный сын одного из вельмож Кутлуг, на условиях ограничения власти.
«Вельможи, чиновники и прочие доложили: „Ты, небесный царь, сиди спустя рукава на драгоценном престоле, а помощника должен получить обладающего способностями управления мерой с море и гору: …законы и повеления должны быть даны: должно надеяться на небесную милость и благосклонность». Иными словами, у хана были отняты исполнительская и судебная власть, а политика взята под контроль небесной милости», то есть манихеев. Союз племен превратился в теократию.
В 840 году власть в каганате на 7 лет вернулась к племени Яглакар. В 840-е годы вследствие сложных внутриполитических и экономических причин, а также внешнего нашествия древних кыргызов государство уйгуров распалось.
Деление ранее единого
Часть уйгуров переселилась в Восточный Туркестан и западную часть Ганьсу, где были созданы три независимых государства — с центрами в Ганьсу около современного города Чжанъе, в Турфанском оазисе и Кашгаре.
Караханидское государство в Кашгаре и Уйгурское государство турфанских идыкутов Кочов Турфане просуществовали более 400 лет.
Здесь уйгуры постепенно ассимилировали местное, преимущественно ирано-итохароязычное население, передав ему свой язык и культуру и, в свою очередь, переняв традиции оазисного земледелия и некоторые виды ремёсел. В этот период среди уйгуров Турфана, Комула, религией которых был манихейство и шаманизм, распространились буддизм, затем и христианство (несторианство). В этот же исторический период, начиная с X века, среди уйгуров Кашгара, Яркенда, Хотана распространяется ислам, к XVI в. вытеснивший другие религии на всей территории Восточного Туркестана.
С принятием ислама арабской графикой было вытеснено староуйгурское письмо.
К этому времени относится формирование современного уйгурского этноса с новоуйгурским языком. Политико-административная разобщённость в период 15-16 вв. а также ряд других причин привели к тому, что этноним «уйгур» стал мало употребляться, и был вскоре вытеснен религиозным самосознанием. Уйгуры именовали себя прежде всего «мусульманами», а также по региону происхождения — кашкарлык (кашгарец), хотанлык (хотанец) и др. или по роду занятия — таранчи (земледелец).
В XVII—XVIII вв. в Восточном Туркестане существовало государство уйгуров, которое в 1760 г. было захвачено маньчжурскими правителями Китая. Национальное угнетение и жестокая эксплуатация вызывали многочисленные восстания уйгуров против маньчжуро-цинских, а позднее гоминьдановских поработителей. В 1921 году на съезде представителей уйгуров в Ташкенте древнее самоназвание «уйгур» было восстановлено как общенациональное.
С уничтожением последней уйгурской государственности, в 1949 году, и с образованием в 1955 г. Синьцзянь-Уйгурского автономного района, властями КНР проводится целенаправленная политика по ассимиляции уйгуров, прежде всего путем массового переселения в СУАР этнических ханьцев и искусственным ограничением рождаемости коренного уйгурского населения.
Уйгуры – тюркоязычный народ, живущий на северо-западе Китая и исповедующий ислам. Часть уйгуров также проживает в Казахстане, Киргизии и Узбекистане. Генетически уйгуры частично относятся к европеоидам, но также имеют черты жителей Восточной Азии.
По некоторым данным, уйгуры, проживающие на территории Китая, подвергаются преследованиям со стороны властей, которые боятся распространения исламского радикализма.
Уйгуры в Китае
Сейчас на территории Китая проживает около 11 миллионов уйгуров.
Их предки были кочевниками северо-запада Китая. Основными занятиями их были торговля, животноводство, земледелие, охота и рыболовство. Часть племен мигрировала в казахстанские степи, а часть, оставшаяся в степях Центральной Азии, была завоевана тюрками.
Позже уйгуры то входили в состав крупных государств, то создавали свое. В 840 году самостоятельное государство уйгуров распалось. Гонимая нашествием кыргызов, часть уйгуров оказалась на северо-западе, а часть – на севере центральной части нынешнего Китая, где были образованы два отдельных государства. С Х века среди уйгуров распространяется ислам, который вытеснил все прочие существовавшие прежде религии.
В XVIII веке уйгуры были захвачены китайскими правителями и потеряли независимость.
Окончательно государственность уйгуров была уничтожена в 1949 году.
В 1955 году на их территориях был основан Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР). Дословно «Синьцзян» переводится как «новая граница» или «новые рубежи».
СУАР находится на северо-западе КНР и граничит с Россией, Монголией, Индией, Пакистаном и частью стран Центральной Азии. Постепенно правительство стало переселять сюда китайцев, чтобы способствовать ассимиляции уйгуров с коренным населением.
Однако это привело лишь к ухудшению отношений внутри региона. В 2009 году там произошли крупные межэтнические столкновения, жертвами которых стали около 200 граждан. В 2017 году власти СУАР ввели запрет на ношение бород и религиозной одежды.
Уйгуры и «лагеря перевоспитания»
В августе 2018 года представители комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации сообщили, что около миллиона уйгуров без суда были помещены в «лагеря перевоспитания».
Журналисты, общавшиеся с бывшими заключенными, писали, что тем, кто туда попадает, выдают одинаковую форму, показывают патриотические фильмы, также они поют китайский гимн. Исповедующих ислам заставляют отказываться от религиозных обрядов.
Самое сложное в таком лагере – неопределенность. Заключенному не сообщают, как долго он здесь пробудет – кто-то задержался на две недели, а кто-то – и на полтора года.
До 2018 года представители властей Китая отрицали, что такие лагеря существуют. Лишь в октябре 2018 власти признались, что лагеря все-таки есть, но число содержащихся в них существенно ниже и что они обеспечены комфортными условиями, питанием и получают возможность выучить китайский язык, получить профессию и интегрироваться в общество.
Лагеря оборудованы системами наблюдения, воротами, охранным пунктом и вышками.
Уйгуры в Китае. Так ли бедственно их положение?
Долго думала делать этот пост или нет, так как мнение здесь субъективное, мое, и опирается на большое количество научной литературы и личного опыта.
Так как весь мир встревожен и обсуждает ситуацию в Афганистане, многие считают, что Китай может вмешаться в конфликт, чтобы ситуация не затронула страну и не накалила и без того тяжелую ситуацию в Синьцзян- Уйгурском автономном районе. Я, как китаист защитивший диплом на эту тему и человек, которому это очень интересно, хотела бы рассказать подробно и понятным языком ситуацию, касающуюся » Уйгурского вопроса». Этой темой я начала интересоваться еще в 2018 году, когда жила в Китае. Я постоянно слышала от своих знакомых, что в Урумчи какие-то волнения и восстания, но информации об этом нигде не было. В Китае об этом не пишут и не говорят, а в иностранных источниках всегда одно и тоже: » Китайское правительство притесняет бедных уйгуров, мы это осуждаем».
С ЧЕГО НАЧАЛСЯ КОНФЛИКТ.
Вообще, национальный вопрос всегда был одной из главных проблем в КНР, где доминирующую роль занимает нация Хань. Это и есть те самые китайцы ( более 90% от всего населения страны), остальные являются национальными меньшинствами. В первые годы после образования Китайской Народной Республики национальные меньшинства получили беспрецедентные права, свободы и внимание центральных властей. Хотя, несмотря на то, что период 1949-1956 годов в целом отличался относительно либеральной политикой КПК в решении национального вопроса, первые репрессии против неханьцев начались уже в это время. Период Культурной революции единодушно считается учеными трагедией для всего китайского населения в целом и национальных меньшинств в частности. Например, были запрещены национальные языки. Началось наступление на национальную районную автономию. Одним из результатов культурной революции стало принятие в 1975 году Конституции КНР. Из нее были исключены многие положения, касающиеся прав и свобод национальностей, такие, как возможность развивать свой собственный язык и письменность. В 80-х годах снова стараются провозглашать всеобщее равенство, но это сделать становится уже не так просто.
СИТУАЦИЯ С ПРОТЕСТАМИ
Все протестные акции начались еще в 70-х годах в Тибете, но они не были настолько масштабны в Синьцзяне. В мае 2011 года во Внутренней Монголии были масштабные беспорядки, которые произошли из-за убийства монгольского пастуха Мэргэна, который вместе со своей семьей выступал против открытия угольных шахт в регионе. В результате этого, тысячи монголов приняли участие в акциях протеста, а китайские власти были вынуждены ввести в большинстве провинций военное положение. Что касается СУАР, они всегда считали себя «некитайцами» и не принимали общий уклад. Самые громкие протесты, по крайней мере о которых есть информация, начались в 2016 году и проходят регулярно. Китайцы те еще националисты и не особо принимают то, что делают уйгуры. С одной стороны уйгуров и правда притесняют, им не разрешают молиться на улице, заставляют учить китайский язык, так как они живут на территории КНР, для этого строятся школы китайского языка, которые они обязаны посещать, именно эти школы в иностранных СМИ называют исправительными лагерями ( Да Да, это именно те, которые так усердно в западных и турецких СМИ демонизируют), устраивают уроки китайского на улице, эти уроки обязательно посещать. Во время покупки ножей и острых предметов им сканируют сетчатку глаза. Насколько мне известно, у них постоянно проверяют ID (документы) на улице и это происходит постоянно ( в других провинциях страны). Теперь отвечаем на главный вопрос, тяжело ли живется уйгурам? Да, тяжело. НО! Каждый раз, когда правительство пытается с ними договориться, они устраивают всевозможные провокации. Они взрывают, лезут в драку, нападают на полицию. На что их просто закрывают в их районах и все. Они вообще не готовы к диалогу и сами не могут точно дать знать чего хотят. Быть отдельным государством они попросту не могут, так как в Синьцзяне по моим наблюдениям самое необразованное население, производить особо ничего не могут, да и КПК не хотят отдавать свои земли.
Китайцы сами по себе не конфликтный народ, но что касается нацменьшинств, от них требуют не отличаться от остальной части населения. Китайцы атеисты, но уйгуры мусульмане и всеми способами пытаются делать все напоказ. Религиозная проблема одна из основных в этом конфликте. Их пытаются научить китайскому языку, иначе они по факту не смогут делать в Китае ничего. Ни работать, ни учиться. Но они всячески этому противятся и говорят, что их притесняют. Наверняка были какие-то прецеденты, но такого массового угнетения, как сейчас это все описывают, нет.
Во время учебы я говорила со многими политологами и кандидатами политических наук по этому вопросу и все сходились во мнении, что уйгуры слишком радикальны и не готовы к диалогу. В принципе, добавить больше нечего. И как сказал один профессор, говорить, что этот конфликт-это хорошо или плохо нельзя, он просто есть. Китай и правда старается не допускать провокаций, потому что это далеко не мирные митинги, а реальная угроза людям. И честно, я регулярно мониторю все, что касается Уйгуров и того, что происходит, но порой это реально вбросы. Например недавние санкции против Китая за притеснение прав человека, что они там на полях пашут. Но по факту это их работа, как в продуктовом магазине. Кого я поддерживаю в этом конфликте, как человек со стороны? Правительство Китая, так как вижу, как там все происходит и сколько они делают, чтобы не допускать конфликт. На этом все. Не стала брать какие-то исторические факты, написала простым языком, так как не каждому интересно читать копипаст, даже из моего диплома, но я надеюсь многие люди, которые говорят о притеснении уйгуров, попробуют взглянуть на ситуацию под другим углом.
Обновлено 20/08/21 15:53:
Так как тут много было оскорблений и высказываний про стерилизацию и что якобы поддерживая национальную политику Китая ты автоматически поддерживаешь все самое плохое там. Специально сегодня узнала про этот пункт, так как сама об этом знала мало, но так как я говорю, что Китай проводит грамотную национальную политику, все прицепилось к этому моменту. Так вот, цитирую. « что касается стерилизации женщин, ранее она проводилась в глухих деревнях, после рождения большого количества детей. В сёлах всегда разрешали рожать больше детей, чем в городе. Например во время проведения политики «одна семья-один ребёнок»». Знаете, всем известно про эту систему и помню, как давным давно по этой теме писали, что это правильно, но почему-то никто не говорит, что это истребление китайцев. Вопрос почему? Лицемерие какое-то
marafonec
Марафонец
Бег на месте к горизонту
Мозг государства Чингисхана: уйгуры, которых придумали …русские
1921 год. Средняя Азия. Революционные ветры смели Российскую Империю, многочисленные «белые», «зеленые», «розовые» и прочие армии, включая интервентов — на свалку истории. В городе Ташкенте гремит патетическими речами съезд (курултай) представителей «уйгурской интеллигенции». Чтобы революционность была во всем, вплоть до сотрясения основ, профессор-востоковед из Казани Сергей Малов выдвигает предложение: восстановить древнее наименование «уйгур».
Присвоить его в качестве этнонима и названия оседлого тюркоязычного населения Восточного Туркестана. Бардак и отсталость какая-то историческая, понимаш. Бают на одном языке, традиции берегут. А называют себя по месту прописки: кашгарцами, манчинами, даланцами, илийцами, турфанцами да таранчами. А чтобы отсталому Китаю себя противопоставить — промеж себя зовутся «йеарлик».
Что противу истины тысячелетней смотрится. Не отражает сути исторической, ведь переводится слово как-то обыденно — «земляки», «местные». А теперь будем… «уйгурами»! Решение одобрили. Так революционный Ташкент заварил крутую кашу, исполнил давнюю мечту народа. Создать свое национальное государство, воплотить в жизнь идеи джадидизма. Революционная Россия и СССР тему подогрело, ввело в массовый оборот древнее имя народа, создало себе знатный головняк в дипломатических отношениях с Китаем.
Политика.
Кто ориентируется в современных этно-дискуссионных проблемах мира, знает прекрасно: уйгуры — это национальное меньшинство Китая. Полмиллиона проживают в других странах. Они вместе с курдами и туарегами образуют ТОП-3 самых многочисленных народов, не имеющих собственного государства. Хотя как — нацменьшинство Китая. Если смотреть в пропорциях. От миллиарда жителей Поднебесной, или сколько их там уже… На территории КНР проживает свыше десяти миллионов уйгуров. Самое многочисленное же нацменьшинство России — татары… насчитывают всего пять миллионов триста тысяч душ.
В Китае уйгуры имеют свою автономию, на землях исторической родины. Очень спорную и странную, под названием «автономный район» Синьцзян-Уйгурский. Это одна шестая территории КНР. Китайцы переводят название провинции — «новая граница». Трения уйгуров с Правительством постоянные, не тема этой статьи. Скажу лишь, что треть пограничных и внутренних войск Поднебесной — квартирует там, в Джунгарии. Или Восточном Туркестане.
На карте провинция Синьцзян выглядит впечатляюще: крайний северо-запад КНР, между Монголией, государствами Средней Азии, Афганистаном и Тибетом. Суровый и негостеприимный край, две тыщи вёрст с востока на запад, чуть меньше — с севера на юг. Высокие горные хребты, засушливые равнины, полу-пустыни и пустыни. С многочисленными оазисами, истории самой древней. Они помнят первые караваны, которые пробили легендарный Великий Шелковый Путь.
(Иллюстрация из открытых источников)
История.
Просто для понимания: этот древний народ за свою долгую историю создал десять государств, а Уйгурский Каганат (VIII-IX века) занимал огромную территорию, от современного Казахстана до Кореи. Древняя история породила очень интересную, глубокую и самобытную культуру. В VI веке уйгуры уже имели собственную письменность, всегда отличались высоким уровнем общего образования. Их письмо постоянно заимствовали многие тюркские племена, монголы и маньчжуры.
Генетики и историки единодушны — этнос уйгуров порождён идеей и существованием Великого Шёлкового Пути. Как только была пробита первая караванная тропа из Китая в Средиземноморье, там прочно обосновались уйгуры. Веками они замешивали в себе исторический коктейль из исчезнувших тюркских и монгольских народов, вбирали древнее население оазисов огромной и жуткой пустыни Такла-Макан. (Иллюстрация из открытых источников)
Торговый синдикат.
На главный исторический момент рубежа XII-XIII веков — появление в семье Есугея-багатура малыша по имени Темуджин, уйгуры все еще глубоко переживали утрату Каганата, павшего под ударами северян, енисейских кыргызов. Но период их исторического безвременья подходил к концу, они были готовы к великим свершениям.
Ведь начиная IX века, только и делали, что выживали. Почти столетняя засуха в Великой степи перекроила всё в регионе, уйгурский народ плотно обосновался в оазисах Джунгарии и Кашгара, был вынуждении сменить кочевой уклад на оседлый. Основная деятельность: сельское хозяйство и стойловое животноводство. Очевидцы говорили о местах их проживания: «это не пашня, а цветущий сад».
Нет худа без добра. Смена приоритетов в укладе расположила уйгуров в интересном географическом месте. Оазисы были зажаты между двумя «мертвыми зонами» — хребтами Восточного Тяньшаня и безводными пустынями. Кочевое скотоводство было ограничено предгорьями, не круглогодично. Но, уйгурские оазисы находились почти в самой середине знаменитого Великого шелкового пути. Миновать их было невозможно абсолютно всем купцам.
Устроив повсеместно в своих землях укрепленные и охраняемые караван-сараи, снабжая караваны всем необходимым, давая отдых и собирая пошлину с каждой группы товаров, уйгуры стремительно богатели. С конца X века самостоятельно ударились в бизнес. Буквально за половину века они настолько хитро устроились в главные посредники Шелкового Пути, что их начали подозревать во многих нехороших вещах. Например, в «контролируемом бандитизме». И религиозном. Поскольку были несторианами и буддистами. По разному объясняли исчезновение одних караванов, при полной сохранности — других…
(Иллюстрация из открытых источников)
Китайские купцы, опасаясь тягот и опасностей бесконечного пути, не желая надолго покидать родные дома, почти перестали возить товар дальше Уйгурии. Схема заработала и в обратном направлении. Уйгуры сами стали наведываться на родину шелка, предлагая за китайские товары очень хорошие деньги. Они вызывали возмущение среди чиновников имперских даже, размещая предоплатой внушительные заказы в Поднебесной, создавая дефициты внутри Китая.
Китайские товары перевозились в Срднюю Азию, в каждом большом городе уйгуры заводили собственные кварталы, самые крупные были в Фергане и Самарканде. Тут закупалось то, что пользовалось спросом в Китае (особенно знаменитые арабские жеребцы), отправлялось туда. Выгода логистическая была огромна: обычный купец путешествовал по Шелковому пути пару-тройку лет. Уйгуры же, сознательно идя на снижение баснословной моржи, — за один год успевали совершить два-три торговых путешествия. Объемы всегда побеждают большую эпизодическую прибыль, поэтому легенды об их богатстве и предприимчивости стали известны даже у европцев Венеции и Генуи.
Транзитная торговля полностью изменила образ жизни и культуру целого народа. Этот процесс требовал большого числа грамотных людей, знающих несколько языков. В конце X века был придуман еще один уйгурский, более современный и универсальный алфавит. Учить это письмо не брезговали даже в Китае, считая его язык более всего приспособленным для высокой поэзии. Позднее алфавит стал основой делопроизводства и международной дипломатии при Чингисхане, его потомках. Дети монгольской знати изучали в обязательном порядке.
Если дерзнуть очертить ситуацию в регионе широко: уйгуры в определенном смысле выступили перед тюрко-монгольскими народами в роли учителей цивилизации. Северные степные племена — кераиты и найманы, потом — Чингизовы монголы обязательно брали из их среды грамотеев и администраторов для государственных канцелярий. В доброй половине Верхней Азии уйгурский тюркский язык и уйгурский алфавит стали языком и письменностью национальной администрации.
Небывалое купеческое богатство уйгуров, достающееся им без каких-либо усилий — сделало их абсолютно не воинственным народом. Стали мирными людьми, предпочитая договариваться, откупаться или платить дань наиболее агрессивным соседям. Только мудрые степные вожди старались этого не делать. Потому что получатели золота уйгуров … очень быстро обретали вечный покой. Обязательно находилась более страшная сила, нежданно-негаданно приходившая из неведомых далей и сметавшая «получателей дани».
Из военных способностей уйгуров все отмечали — инженерные. И (внимание!) — траспортно-логистические. Новые торговые маршруты очень часто прокладывались именно ими. Уйгурские караваны появлялись глубоко в Сибири, вплоть до северных широт, если судить по уникальным находкам. Даже великие умники Китая предпочитали нанять уйгуров, чтобы проектировать дороги, строить мосты в самых гиблых землях. (Иллюстрация из открытых источников)
От наиболее амбициозных военных вождей Степи уйгуры откупались. С легким сердцем принимая вассальную зависимость. Через поколение всё таинственным образом возвращалось на круги своя, их повелители начинали просить деньги в долг, с великим процентом. Так уйгуры поступили с победоносными киданями Елюя Даши, захватившими Семиречье. И основавшими кара-киданьскую державу.
Но перед появлением на исторической сцене Темуджина — всё опять поменялось. Кара-китаи вспомнили о богатом соседе-народе, решили плотно оседлать их участок Великого Шелкового Пути, даже назначили наместника в их земли, чтобы повысить собираемость, так сказать… Ошиблись. Уйгуры заключили…
Союз с Чингисханом.
У уйгуров государь назывался своеобразно. Если их соседи любили титулы: «великий», «сильный», «могучий», «хан ханов», то эти скромняги величали своего господина — идикут. В переводе — «господин счастья». О многом говорит. Тоненько, ага. Трудно оспорить — все ураганы Великой Степи обходили их стороной, завоеватели ничуть не нарушали «счастья». Китайские хроники так описывают начало дружбы уйгуров и Чингисхана.
Уничтожив в 1204 году царство найманов, Чингисхан нашел среди них писца-уйгура по имени Тататунга, хранителя золотой печати. Увидев этот загадочный предмет, Завоеватель заинтересовался им, назначением само собой. Тататунга ответил:
Писец-уйгур (как и сотни других его соплеменников) был у найманов канцлером, командовал многими государственными «приказами». Чингисхан взял его на ту же должность, и с того времени все официальные акты Монгольской империи составлялись на тюркско-уйгурском языке. «Неграмотный» Великий хан заставил своих четырех сыновей обучиться уйгурской письменности, под руководством Тататунга.
(Иллюстрация из открытых источников)
Другой умник, известный истории как канцелярский заправила, — был Чинкай, кераит, погруженный в уйгурскую культуру. Он знаком западной историографии под титулом «протонотариуса», канцлера то есть. Перед смертью Чингисхан оставил своим преемникам те самые легендарные «уйгурские приказы», на которые опирались наследники Великого долгие десятилетия.
Не буду постить несколько китайских Хроник и персов-арабов, которые живописали красочную дипломатическую процедуру вхождения в «сердечный союз» уйгуров и монголов, зафиксируем лишь одно: идикут (священное величество Счастья) по имени Барчук, весной 1211 года предстал перед Чингисханом лично.
В знак признания сюзеренитета вручил монгольскому владыке дары: золото, серебро, самоцветы, шелка, узорчатые дамасские ткани, парчу. И кучу приятных слов в придачу. Визитер был принят необычайно ласково, ему пообещали руку монгольской княжны. По некоторым хроникам — выдали замуж. И он стал «пятым сыном» Чингисхана, как его сам Великий назвал…