акафист барколабовской иконе божией матери
Икона Богородицы Борколабовская (Барколабовская)
Празднование
История
Борколабовская (Барколабовская) икона Божией Матери – чудотворный образ, получивший свое название по месту своего нахождения в главной церкви Борколабовского женского монастыря в честь Вознесения Господня в селе Борколабове Быховского района Могилевской области (Республика Беларусь). Основание его относится к 1648 году.
В монастырском архиве хранится следующая запись об истории этой иконы. «Тайну цареву подобает хранити, – говорится в летописи, – а дела Божии открывати. Попущением Божиим бывшей брани в Польше и Литве, в лето от сотворения мира 7167, а от Рождества Христова 1659 г., грядуще обратно из Польши князь воев (воинов) русских, прозванием Пожарский, имеяй с собою потай (тайно) сию икону Пресвятыя Богородицы, егда прииде на место сие, идеже ныне у врат великих, тогда ста (стала) икона неподвижна. Трудясь же князь и хотя конскою силою и младыми отроки своими двигнути, ничто же успе, и бысть икона неподвижна. Сие видя, князь пойде ко игумении тогда бывшей Фотинии Кирнаровне и рече: «Возьмите икону Пресвятыя Богородицы: видно бо хощет Мати Божия зде пребывати»». Это было 11 июля 1659 года. С тех пор чудотворная икона пребывает в Борколабовском монастыре. Во многих церквях с нее имеются старинные списки. В надписях, которые можно увидеть на этих копиях, упоминается, что Борколабовская икона прославлена многими чудесами, совершавшимися в обители. Этот образ Пресвятой Богородицы является одним из самых почитаемых в восточных областях Белоруссии образов Божией Матери.
Борколабовская Одигитрия написана темперой на хвойной основе с вызолоченным резным фоном и является одним из шедевров белорусской школы иконописи, сохранив между тем выразительные черты его древне-византийского прообраза. Исследователи относят время создания образа к границе XVI–XVII вв., либо к первой половине XVII века.
Празднование в честь этой иконы 11 июля установлено в память принесения ее в монастырь князем Пожарским.
Уникальная история Барколабовской чудотворной иконы Божией Матери
Творящая чудеса
Сама выбрала место
Одним из главных чудес считается обретение чудотворной иконы монастырем. По преданию это случилось на 18-й год после его основания.
В 1659 году русский князь Иоанн Пожарский, младший сын Дмитрия Пожарского, возвращался после битвы. В обозе он вез икону Божией Матери. Когда войска проезжали мимо монастырских ворот, лошади остановились — никак не хотели сдвинуться с места. Князь вошел в монастырь к игуменье Фотинии и попросил ее забрать образ, ибо, предположил, хочет Матерь Божия здесь остаться. Матушка с сестрами до утра оставили икону посреди храма, думая, где ее поставить. Вернувшись утром, они обнаружили ее, стоящей с правой стороны от алтаря, — она сама нашла себе место.
Директор Быховского районного историко-краеведческого музея Сергей Жижиян рассказывает:
Всеми почитаемая
В 2017 году Сергей Жижиян, собирая материалы для своей кандидатской диссертации, проводил раскопки в деревне Глухи Быховского района. Там раньше стоял деревянный храм Николая Чудотворца, который в послевоенное время был разрушен.
С каждым годом растет поток паломников к иконе — просят ее об исцелении, об исполнении заветных желаний. Считается, что она лечит многие болезни, помогает при онкологии и бесплодии, в том числе мужском. В монастыре оставляют все больше благодарственных записей о святыне.
Вообще, в истории иконы тесно переплелись правда и вымысел. Ходит легенда, что во время гонения на церковь одна из монахинь, чтобы сохранить святыню, замуровала ее в стену.
Действительно, после революции храмы закрывались, не избежал этой участи и здешний монастырь, который закрыли в 1924 году. Возродился он не так давно — в 2008-м.
В 20-е годы прошлого века и позже на территории монастыря были старческий приют, туберкулезная больница, детский дом, пионерский лагерь. В действительности, как рассказала настоятельница Свято-Вознесенского женского монастыря игуменья Ангелина, никто икону не замуровывал. Монахини, изгнанные из своих келий и поселившиеся в окрестных селах, хранили ее в своих домах, передавая из рук в руки. Время от времени собирались вместе, молились. Хотя это и было в атеистические времена опасно.
Последней хранительнице этой иконы однажды было видение: она должна отдать святыню в церковь. В 1953 году она передала «расписное чудо» в Свято-Троицкий храм Быхова, единственный действующий на территории района в то время. Священника, принявшего дар, в наказание потом выслали из района, но сам образ трогать не стали.
Очевидное и невероятное
Территория монастыря благодаря Барколабовской иконе Божией Матери стала местом намоленным. В годы Великой Отечественной войны в Быховском районе шли кровопролитные бои. Однако монастырь гитлеровцы не тронули — и при наступлении, и при отступлении прошли мимо.
Во время взрыва на ЧАЭС радиация не пощадила и Быховский район, местами доходило до 15 кюри. Но территория монастыря оставалась чистой.
Настоятельница Свято-Вознесенского женского монастыря игуменья Ангелина рассказала еще о нескольких чудесах. Сохранилось предание, что во время Северной войны здесь остановился шведский военачальник, приказал монахиням выдать корма лошадям своего войска. Фактически он их ограбил — отобрал все зерно и сено. А к утру все кони умерли. Это так потрясло шведов, что и они стали поклоняться чудодейственной иконе.
В 1812 году при наступлении войска Наполеона ограбили монастырь, собирались поджечь его главный храм. Но перед тем в него зашли двое солдат. Один увидел на иконе подвеску и дотронулся до нее, чтобы сорвать. Неведомая сила подняла его в воздух, а затем опустила. Испугавшись, солдаты бросились наутек, храм поджигать не стали.
Когда икона хранилась у монахини Пелагеи в деревне Седич, спрятать ее было некуда: домик малюсенький. Так и висела святыня на видном месте за кроватью. Однажды в дом зашли атеисты-комсомольцы, но образ они не заметили.
В годы Великой Отечественной войны на оккупированной гитлеровцами территории Быховского района совершался крестный ход. С чудодейственной иконой прошли деревни Седич и Залохвенье, дошли до Барколабово. Потом в тех местах, по которым прошли со святыней, ни разу не разорвались бомбы, даже если туда и упали.
Лет пять назад в Москве тяжело заболела девочка Маша. Врачи уже не давали гарантии, что ее удастся спасти. А в Могилеве у малышки жила родственница Елена. Она во сне увидела столетнюю липовую аллею Свято-Вознесенского женского монастыря. Правда, на тот момент женщина не знала, где находится это место. На входе в аллею во сне стояли умершие мама, бабушка и свекровь. Мать держала в руке икону, говорила, что она поможет исцелить Машу. Первый раз Елена не придала значения видению. Но на следующую ночь повторилось то же самое. Тогда Елена отправилась в Никольский монастырь в Могилеве. Там просмотрела список икон и узнала эту, чудодейственную. В монастыре в Барколабово был заказан молебен, девочке отвезли воды, освященной у святого образа. Она стала выздоравливать. Конечно, никто не отрицает медицинских усилий. Но многие верят и в силу святынь: «По крайней мере, хуже от этой веры в спасение точно не будет».
Местные жители могут вспомнить еще множество чудес, произошедших с ними и их знакомыми благодаря святому образу. Но даже те, с кем ничего подобного пока не происходило, признают, что территория монастыря отличается благодатной атмосферой: словно замедляется ход времени и думается только о хорошем.
Сегодня храм радует своим великолепием и архитектурой, и особенно настенными росписями, которые выполнены в византийском стиле талантливым иконописцем Антонием Бельским: «Самыми плодотворными в работе были моменты, когда одновременно в храме шла служба, что создавало особую атмосферу, в которой творилось лучше всего». За роспись этого храма он стал лауреатом специальной премии Президента.
БОРКОЛАБОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
БОРКОЛАБОВСКАЯ (БАРКОЛАБОВСКАЯ) ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Празднование 24 июля
В монастырском архиве хранится следующая запись об истории этой иконы. «Тайну цареву подобает хранити, – говорится в летописи, – а дела Божии открывати. Попущением Божиим бывшей брани в Польше и Литве, в лето от сотворения мира 7167, а от Рождества Христова 1659 г., грядуще обратно из Польши князь воев (воинов) русских, прозванием Пожарский, имеяй с собою потай (тайно) сию икону Пресвятыя Богородицы, егда прииде на место сие, идеже ныне у врат великих, тогда ста (стала) икона неподвижна. Трудясь же князь и хотя конскою силою и младыми отроки своими двигнути, ничто же успе, и бысть икона неподвижна. Сие видя, князь пойде ко игумении тогда бывшей Фотинии Кирнаровне и рече: «Возьмите икону Пресвятыя Богородицы: видно бо хощет Мати Божия зде пребывати»». Это было 11 июля 1659 года.
Борколабовская Одигитрия написана темперой на хвойной основе с вызолоченным резным фоном и является одним из шедевров белорусской школы иконописи, сохранив между тем выразительные черты его древне-византийского прообраза. Исследователи относят время создания образа к границе XVI–XVII вв., либо к первой половине XVII века.
Празднование в честь этой иконы 24 июля установлено в память принесения ее в монастырь князем Пожарским.
Чудотворная икона пережила все войны XVII — XVIII столетий и все гонения на религию, включая советские времена.
В 1924 г. Барколабовский монастырь закрыли. Святыню сохранили бывшие инокини монастыря. В 1953 г. перед праздником Пасхи чудотворный образ был принесен в церковь Св, сообщает readweb.org. Троицы в Быхове и помещен в специальный пристенный киот. В 1979 г. Н. Ф. Высоцкая провела реставрационное укрепление и атрибуцию иконы. Чудотворная икона находилась в Свято-Троицком храме до 2010 г., когда была торжественно перенесена в храм Иоанна Предтечи возрождаемого Барколабовского монастыря.
На поклонение образу в Барколабовский монастырь стекались паломники не только православного вероисповедания, но и униаты и католики. Образ прославился чудесами во время Северной войны и войны 1812 г. У крестьянок Могилёвской губернии был известен обычай покупать в монастыре на храмовые праздники фигурки животных, сделанные из воска, и прикладывать их к Барколабовской иконе, затем фигурки приносились домой как знак помощи Божией Матери в сохранении домашних животных от болезней. В 1900 г. после крестного хода с образом прекратился падеж скота.
Около Борколабовской иконы молятся при тяжких телесных недугах и неизлечимых болезнях, в помрачении разума, о сохранении домашних животных от болезней.
Молитвы
Тропарь Богородице, глас 4
Ин тропарь, глас 4
Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати, недостойнии: aще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избaвил от толиких бед, кто же бы сохранил до ныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе: Твоя бо рабы спасaеши присно от всяких лютых.
Тропарь, глас 2
Моление теплое и стена необоримая, милости источниче, мирови прибежище, прилежно вопием Ти: Богородице Владычице, предвари, и от бед избави нас, едина вскоре предстательствующая.
МОЛИТВА БОРКОЛАБОВСКОЙ ИКОНЕ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ
О чудная и вышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати! Услыши ны грешныя и недостойныя рабы Твоя, в час сей молящияся и припадающия к Тебе со воздыханием и слезами и умильно глаголющия: изведи нас от рова страстей, Владычице: Избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злых клевет и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати Божия, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити их и спасти: разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниих и теплыя Ходатаицы о нас грешных не имамы к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. Егоже умоли, Владычице, да спасеннии Тобою, славим и в будущем веце Всепетое Имя Сына Твоего и Бога нашего, купно со Отцем и Святым Духом, ныне и в безконечныя веки. Аминь.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления, всем с верою притекающим.
Свято-Вознесенский женский монастырь: благодать Божья и чудеса!
Время от времени каждый из нас обращается к духовной стороне жизни: вере, религии, иконам. На этот раз в фокусе объектива нашего портала оказался Свято-Вознесенский женский монастырь неподалеку от села Барколабово – духовная обитель, где все дышит умиротворением и спокойствием, где жизнь течет неспешно, где отдыхает душа, утомленная мирской суетой. Здесь хранится символ чудес и спасения для отчаявшихся – Барколабовская икона Божьей Матери. На беседу нас благословила исполняющая обязанности настоятельницы монастыря – матушка Ангелина – человек поистине неземной, настоящее олицетворение чистоты и божественного света.
«И хотя княжна в скором времени умерла, муж после ее смерти воплотил свое обещание в жизнь»
«И с тех пор тысячи паломников стремятся к иконе, потому что Божья Матерь своим чудотворным образом действительно помогает»
(Сфотографировать себя икона, к сожалению, не дала нам разрешение. Вспышка на фотоаппарате не срабатывала).
«Возрождение храма после пожара 1882 года началось только в 2008 году»
«Всякая монахиня – это невеста Христова»
«Это древняя традиция: питая тело, одновременно питать и душу»
«Спасение – в покаянии, исповеди и причастии»
« Из всего общества Господь избирает только некоторых, и не всем дано быть в монастыре»
«Ты не знаешь, что это, но так хорошо на сердце, так тебя веселит благодать божественная, и это она тебя к Богу призывает»
«Для этого нужна большая сила воли, как и в любом добром деле»
«Он большой молитвенник и знаток человеческих душ»
«Испытания нам посылаются не в наказание, а для того, чтобы мы себя изменили в сторону добра»
Автор: Юлия Костенко
Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.
Святыни родного края: Барколабовская икона Божией Матери
В следующем, 2019 году, Вознесенская обитель у села Барколабово Быховского района Могилевской области отметит 360-летие обретения Барколабовской иконы Божией Матери. Эту икону учёные называют величайшим шедевром белорусской школы иконописи, «Барколабовской Одигитрией», сохранившей черты древне-византийского прообраза. Простые верующие люди обладают главным знанием о святыне Быховского края – о том, что Барколабовская икона Пресвятой Богородицы является чудотворной.
Берега Днепра, в водах которого 1030 лет назад крестились наши предки, были свидетелями различных чудесных явлений на протяжении всех последующих веков. На Быховской земле у поселения Барколабово ещё в середине 17 столетия был основан женский монастырь, главной святыней которого стала икона Божией Матери, получившая одноименное название — «Барколабовская». В 1659 году князь Иоанн Пожарский, возвращавшийся из военного похода в родные пределы через Приднепровье, тайно хотел вывезти из Белой Руси образ Пресвятой. Но внезапно у стен обители повозка с иконой встала намертво. Тогда князь понял, что Сама Пресвятая Богородица хочет оставить свой образ в местной обители.
От Барколабовской иконы было явлено много исцелений и других чудес. Но главным чудом жители этого края считают то, что чудотворный образ сохранился даже тогда, когда безбожники разрушили обитель. Совсем недавно икона вернулась в уже восстановленный монастырь из соседнего Быхова.
Епископ Бобруйский и Быховский Серафим отмечает: «Разве не чудо, что 10 лет назад здесь была голая поляна – ничего не осталось от того монастыря, который был на этом месте. А сегодня мы видим: храм прекрасный, колокольня, духовная жизнь в этом монастыре, икона возвращена сюда. Здесь особая атмосфера, созданная, я думаю, молитвами целых поколений сестёр, которые здесь жили, которые здесь возносили свои молитвы».
В настоящее время в монастыре более пятнадцати насельниц. В возрождённую обитель первые из них прибыли из Кутеинского Успенского монастыря точно так же, как и 377 лет назад первые насельницы Барколобовского монастыря во главе с игуменьей Фотинией пришли именно из Кутеинской обители – история всё вернула «на круги своя». Сейчас в Барколабово ежедневно совершается полный круг богослужебной чреды. Читается Псалтирь, служатся акафисты, ежедневно совершается Божественная литургия. Обитель, как и много веков назад, привлекает сюда паломников.
Ежегодно 24 июля, в день Барколабовской иконы Божией Матери, сюда стекаются крестные ходы из Быхова и Могилёва. Некоторые паломники присоединяются к ним, приезжая издалека.
В следующем году исполнится 360-летняя годовщина обретения обителью чудотворной иконы Божией Матери. За это время, как говорится, «много воды утекло», но неизменным остается то, что по вере людей Пресвятая Богородица до сих пор подаёт исцеления перед своим чудотворным Барколабовским образом и его списками.