актуальность тестирования при дистанционном обучении
Технологии тестирования в дистанционном обучении
Автор: Ю.П. Перова
Источник:Доклады Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники — №1 (35) — С.138–141.
Введение
Применение информационных технологий к традиционной организации учебного процесса в вузе позволяет сделать обучение более управляемым и проводить тестовый контроль. Автоматизация процесса проведения тестирования позволяет снизить трудозатраты благодаря уменьшению количества времени на формирование тестов и проведение самого процесса контроля знаний. Компьютерный контроль знаний позволяет разгрузить преподавателя от рутинной проверки контрольных заданий, позволяет проводить опрос оперативно и быстро, обеспечивая хорошую обратную связь преподавателя с обучаемыми. Кроме того, компьютерное тестирование можно проводить столь часто, как это необходимо преподавателю. Каждый испытуемый выполняет задания теста с такой скоростью, с какой ему удобнее. В конце теста выставляется объективная оценка, не зависящая от настроения преподавателя, от его отношения к конкретному учащемуся, от впечатления ответов на предыдущие вопросы и т.д. Тестирование должно быть простым и универсальным средством проведения контроля знаний по любому направлению, вне зависимости от тематики тестирования.
Тестовый контроль знаний имеет несколько выгодных отличий от обычной системы контроля знаний (опроса, устного экзамена, зачета):
Тестирование, как и всякое средство измерения и контроля, имеет свои недостатки.
Классификация
Классификация тестов проводится по различным признакам. Также существует классификация тестов по форме:
Тестирование включает в себя следующие этапы:
Анализ технологий тестирования
Каждая технология тестирования должна обладать основными характеристиками:
В дистанционных обучающих системах используются следующие принципы контроля знаний: оценка действий обучаемого и определение уровня его знаний по знаниям о предметной области и правилам оценки действий обучаемого; стандартизированный контроль знаний по выборке специальных заданий и по его ответам на них (тестовый).
Классификация технологий тестирования
Основные принципы, которые должны быть присущи WWW–тестированию:
Существующие WBE–среды различаются по типу и степени поддержки. Различны и технологии поддержки, причем от них и зависит степень поддержки, в частности, форма хранения тестов — статическая (например, HTML–код) или динамическая (например, CGI–скрипты, Java–машина или GUI–специализированное графическое представление вопроса). К сожалению, Web–обучение имеет и отрицательные стороны, так как оно оторвано от обычного человеческого общения.
Web-тестирование в очном и заочном обучении, дистанционном
В результате внедрения инновационных технологий в учебные заведения большой популярностью стали пользоваться Web- тестирования. Компьютерные интернет тестирование – быстро развивающийся вид образовательной системы, который намерен совершить преобразования в методах и формах обучения. Данный способ проверки знаний студентов позволяет решить следующие проблемы и задачи:
По существу, такой сайт является Web-представительством университета. Он позволяет активизировать и расширить базу за счет привлечения новых студентов – информированных и обучаемых посредством сайта.
Внутриуниверситетское обучение сотрудников и студентов (например, при большой разбросанности корпусов – Web внутриуниверситетского обучения сотрудников и студентов).
Интернет дает возможность проводить тестирование одним специалистом перед целой аудиторией дистанционно.
Простые телекоммуникационные проекты позволяют проводить тестирование в форме коллективного общения. Таким образом, дистанционное тестирование решает следующие спектры задач:
в университетах, специализирующихся на заочной форме обучения;
в университетах, где практикуется как очную, так и заочную форму обучения;
для людей, которые намерены получить второе высшее образование;
в учебных заведениях, где студенты могут выбирать форму обучения по некоторым курсам очно или заочно;
в обычных университетах и институтах, где веб-система является формой общения с преподавателем или научным руководителем. Данный тип практикуется в Канаде и в Великобритании;
в международных проектах, где проводятся проекты студентов высших учебных заведений и учащихся школ.
Преимущества Web- тестирование в очном и заочном обучении, в дистанционном
Web- тестирование увеличивает вдвое возможности получения знаний, минимизируя необходимость присутствия в университете, затраченное время и деньги, благодаря чему получить высшее образование под силу любому, у кого есть желание учиться.
Выпускники, которые проходят тестирование через интернет находят работу по специальности легко и быстро. У них не возникает проблем с трудоустройством, так как, проходя обучение с помощью web- тестирования, студенты получают ничем не отличающийся диплом специалиста. Проходя тестирование, обучающиеся проверяют и закрепляют свои знания.
Web-тестирование в очном и заочном обучении, в дистанционном– идеальное решение для получения высшего образования, переаттестации, получения магистратуры или аспирантуры.
Положительные стороны веб-системы тестирования:
возможность создания тестовых заданий 5 видов;
классификация тестов по темам;
создания дизайна и заданий с помощью изображений;
формирования ограничений в выборе заданий;
следовать постоянной версии заданий;
формировать интернет базы;
проводить онлайн тестирование;
возможность программировать блокировку при прохождении к теоретическим материалам;
отображать результаты тестирования;
сохранять результаты в компьютерные программы.
Формирование конструкции теста
В начале создания теста создается расширенная его структура. Формируется для каждой темы тест, что позволяет проводить регулярные проверки знаний по темам. Структура теста представлена на рисунке 1.
С помощью подготовленной структуры, по пройденному курсу составляются тестовые задания видов:
с одним правильным ответом;
с несколькими правильными вариантами;
на соотношении правильного ответа с признаком;
с ведением комментариев.
Чтобы пишущий тестирование мог представить в полном объеме задания, необходимо разработать как можно больше заданий. При написании заданий используются фасеты – различные способы формулировки одного и того же тестового вопроса. Благодаря большому количеству вариантов тестов, снижается списывание ключей студентами. В соответствии разработанной системы написанные тесты загружаются на онлайн-сайт университета.
Одним из важных пунктов в разработке теста является его подготовка: выполняется выборка количества тестовых вариантов из тем и их смешивание. Здесь так же настраивается порядок выполнения заданий и ставятся временные рамки выполнения теста. Веб- тестирование исключает возможность списывания теста. В тестах отсутствует возможность пропуска заданий. Тест проходит предварительную проверку разработчиками, в результате чего устраняются ошибки и комментируются.
Шкала оценки знаний представлена на рисунке 2.
На занятиях для студентов включают необходимый тест, заранее приготовленный в веб-системе тестирования. Студентам выдается ссылка на страницу с тестами, где они выбирают необходимый тест из доступных и проходят контрольное тестирование. Устанавливается защита от тех, кто решил пройти тест за кого- то, зная пароль и логин.
пароль – это обычно буквенная комбинация, которая вводится при в ходе на свой личный кабинет;
устанавливается преподавателем лимит по количеству студентов, которые вправе проходить тестирование.
Таким образом, ставится защита для честного прохождения теста владельцем веб-страницы.
Отсюда можно выделить функции разработчика тестов и студента.
создание и редактирование тестов;
управление сайтом тестов;
руководство клиентской базой;
назначение тестов студентам;
контроль системы web-сервера;
проверка и владение базой результатов;
подготовка отчетов и выполнение статистики.
Разрабатывать тесты могут одновременно несколько профессоров.
В обязанности студента входит:
регистрация на портале и авторизация;
выбор нужного раздела с тестами;
успешное выполнение тестовых заданий;
работа над ошибками совместно с разработчиком или самостоятельно.
Тестирование доступно на всех мировых языках, что позволяет обучаться иностранным студентам на территории определенной страны дистанционно и без переводчика.
Список используемой литературы:
3. Журавлев В.В. Информационные технологии в образовании. Учебное пособие 2014 г.