акты кирилло белозерского монастыря
Акты кирилло белозерского монастыря
Древнейший из публикуемых актов — докладная купчая П. Харитонова — относится к 1340-м — 1370-м годам (до 1380 г.) 4 и является, таким образом, наиболее древним из дошедших до нас актов кирилловского архива. Обращает на себя внимание достаточно сложившийся формуляр акта, присутствие в грамоте отвода. Интересно, что пополнка называется в тексте грамоты «уставной». В памятной записи, располагавшейся в подлиннике на обороте и относящейся ко времени княжения Михаила Андреевича Верейского, важно упоминание о споре между светским феодалом Н. Горбовым и черными крестьянами, решенном князем в пользу феодала. Входящая в формуляр клаузула «куды топор ходил, куды коса ходила, куды соха ходила» не часто, но встречается в актах конца XIV — начала XV в. 5
Из пяти публикуемых актов четыре не связаны непосредственно с монастырским землевладением и пополняют ограниченное число источников по истории [407] светского землевладения XIV-XV вв. Акты также уточняют наши представления о составе землевладельцев и исторической географии Белозерского края, сообщают сведения о служилых людях последнего белозерского удельного князя Михаила Андреевича (см. док. № 4).
Публикация текстов осуществляется по принципам, принятым в АСЭИ для списков XVII в.
[Ок. 1340-1370-х годов — до 1380 г.]. — Купчая докладная Павла Харитонова на купленную у Ильи Краковля вотчину — село Вашки, с отводом.
А отвод землям и пожням: от Белаозера по Толстой наволок прямо через мох на Солмас на Великой, и от Солмаса на великой мох, от великого мху на березов мошек, от березова мошку прямо через Вашкицу малую речку на круглой мошек х Кимасу мху, от Кимаса мху по ручью к Вашкеце речке Городищу прямо через бор по Палму по конець Иванковы пожни к Белуозеру.
А на то послуси: Павел Черкасов, Петр Лопоть, Нефедей Черной да Микула Лапоть.
А грамоту писал Матфей Кокин.
Лет у грамоты, ни печати нет.
А позади грамоты пишет:
По сей грамоте князь Михайло Ондреевич Микифора Горбова 9 справил, а Митю Горкина, старосту городцкого, обвинил, а землю присудил Микифору Горбову.
[1400-1430-е годы]. — Меновная Ивана Андреевича на пожни у устья реки Смердьи, вымененные им у Федора Ивановича на наволок на реке Шексне.
/л. 1153 об./ Список с подлинные.
А подлинная за печатью.
[1420-1430-е годы — до 1434 г.]. — Купчая Григория Ивановича [Монастырева] на купленные у кн. Ивана Васильевича [Карголомского] Копановские пожни.
/л. 1151/ Список с подлинные с купчие.
Се аз, Григорей Иванович 17 купил есми у князя у Ивана Васильевича 18 пожни Копановские и с островом. Дал есми на них десять рублев да овцу пополнка.
[Ок. 1455 марта 12]. — Меновная кн. Михаила Андреевича на половину Ворбозома, вымененную им у своего слуги Афанасия Внукова на Липник Боярский 21
И я променил своему слузе Афонасу со всем — из деревнями з жывущими со всеми, со всеми пустошми, и с лесы, и с подельми, и с починки, и с пожнями, и с озеры, с Маро-озером, и со всем с тем, куда топор ходил и куда соха ходила и что к тому потягло и[с] старины.
А подлинная грамота за вислою печатью. А позади подлинные грамоты пишет сам князь Михайло Андреевич. Подписал Иван Шимонов. [410]
[Ок. 1489-1492 гг].— Купчая 29 Даниила Васильевича [Блина-Монастырева] на проданные Кирилло-Белозерского монастыря игумену Макарию деревни: Кабачинскую, Старостинскую, Матфеевскую и Морозов починок.
/л. 40 об./ Список с списка ж.
Да отвод тем землям от Кирсова по Бабию речку, от Гридкинские деревни по Старостинскую межу, а от двиц по враг, да врагом вверьх в Хвощо/л. 41/вое болото, да на Великий камень, да врагом в Каргач речку, а от Михайловские пустоши по враг Мостовой да по великую колоду да на Ломовою деревню х Озинскому болоту.
А на то послуси: игумен Никольской Федосей, да Максим Климов сын, да Матюк Микулин сын.
А данную писал дьяк Лев Якушев сын Кобелева.
1. «Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV — начала XVI в.» (далее — АСЭИ), т. III. М., 1964, разд. VIII, стр. 463-502.
2. ГПБ, Собрание Санкт-Петербургской духовной академии (ф. 573), А.І/16.
3. Описание рукописи см.: АСЭИ, т. II. М., 1958, стр. 7.
4. Обоснование датировки см. при тексте грамоты.
5. См. АСЭИ, т. I. М., 1952, № 8, 10; т. II, № 11, 17, 29, 33, 34, 40, 41; т. III, № 33, 54, 121, 131, 295.
6. АСЭИ, т. II, № 164, 165. Пропуск этой грамоты тем более удивителен, что она была известна А. И. Копаневу, ссылающемуся именно на публикуемый список (А. И. Копанев. История землевладения Белозерского края в XV-XVI вв. М.-Л., 1951, стр. 131).
7. Погиб на Куликовом поле 8 сентября 1380 г. (см. АСЭИ, т. II, стр. 15, прим. к док. № 1; «Повести о Куликовской битве». М., 1959, стр. 37; Ю. К. Бегунов. Об исторической основе «Сказания о Мамаевом побоище».— В сб. «”Слово о полку Игореве” и памятники Куликовского цикла». М.-Л., 1966, стр. 493). Время вступления его на престол достоверно неизвестно, однако А. И. Копанев установил, что брак Федора Романовича и дочери Ивана Калиты, Федосьи, относится ко времени княжения Ивана Калиты, но не ранее 1339 г. и что именно в это время терпит поражение в борьбе с Москвой и, вероятно, лишается престола отец Федора Романовича — Роман Семенович (А. И. Копанев. Указ. соч., стр. 36-37).
8. Село Вашки перешло в состав кирилловских владений в первой половине XVI в. Часть села, принадлежавшая Горбовым, была куплена в 1540/41 г. (А. И. Копанев. Указ. соч., стр. 130-133).
9. См. о нем в настоящей публикации док. № 3. Упоминается как муж на отводе ок. 1455 г. (АСЭИ, т. II, № 165), как участник земельного спора в 1455-1470 гг. (там же, № 167), как вкладчик Кирилло-Белозерского монастыря — владелец пожен ок. 1474-1480 гг. (там же, № 226). Вероятно, вместе с документами Н. Горбова публикуемая купчая попала в монастырский архив.
10. По обоснованному предположению И. А. Голубцова, Иван Кулударь Владимирович Ирежский — бывший дьяк Василия II и Ивана Андреевича Можайского (АСЭИ, т. II, Пояснительное примечание к акту № 167 стр. 553).
Датируется по времени княжения кн. Федора Романовича Белозерского.
11. В Арбужевской волости на границе Пошехонья и Белоозера 20 марта 1453 г. Новинский митрополичий монастырь продал И. Н. Пополутову села Спасское и Борок с деревнями, ранее данные монастырю вдовой Ивана Андреевича Ефросиньей («Акты феодального землевладения и хозяйства» (далее — АФЗиХ), ч. I. М., 1951, № 307). Это как раз район, отстоящий, судя по картам, приложенным к книге А. И. Копанева, недалеко от устья реки Смердьи и от реки Ковжи.
12. Упоминается в актах ок. 1397-1427 гг. как послух (АСЭИ, т. II, № 28) и держатель-опекун деревень в Каргободе (там же, № 29), как получивший жалованную грамоту кн. Андрея Дмитриевича, умершего в 1432 г. (там же, № 90), причем, так как грамоту на те же владения получил от того же князя сын А. Кормилицына — Никита, ясно, что сам А. Кормилицын умер до 1432 г.
13. Упоминается в актах ок. 1397-1410 гг. (АСЭИ, т. II, № 2-7).
14. В свое время продал Д. И. Хромому часть своей вотчины в Белозерском уезде (АФЗиХ, ч. I, № 300), упоминается в актах ок. 1397—1427 гг. (АСЭИ, т. II, № 33, 34), ок. 1428—1434 гг. (там же, № 52, 56, 58-61, 63), ок. 1435-1447 гг. (там же, № 71-73, 83).
15. В актах конца XV — начала XVI в. упоминается отводчик Иван Голова Семенов сын, являющийся, по вероятному предположению И. А. Голубцова, сыном С. Лыкова (АСЭИ, т. II, Пояснительное примечание к акту № 259, стр. 555).
16. В 1435-1447 гг. продал наволок Кирилло-Белозерскому монастырю (АСЭИ, т. II, № 82).
Датируется по упоминаниям в актах участников сделки.
17. Г. И. Монастырев — см. прим. 4 к док. № 2.
18. Речь идет о кн. И. В. Карголомском — см.: А. И. Копанев. Указ. соч., стр. 39; Ю. К. Бегунов. Указ. соч., стр. 496; «Родословная книга по трем спискам» — «Временник Общества истории и древностей Российских», 1851, т. X, стр. 41.
19. Упоминается в актах ок. 1397-1428 гг. как муж на докладе (АСЭИ, т. II, № 31) и послух (там же, № 38), как умерший в данной его вдовы ок. 1428-1434 гг. (там же, № 57).
20. См. прим. 3 к док. № 1.
Датируется на основании того, что З. Ильин умер не позднее 1434 г., а также упоминания Н. Горбова начиная с середины XV в. и Г. И. Монастырева в первой половине XV в.
21. Лица и местности, упомянутые в жалованной и отводной грамотах на вымененные земли (АСЭИ, т. II, № 164, 165), не комментируются.
22. Упоминается как муж на отводе в купчей ок. 1397-1427 гг. (АСЭИ, т. II, № 16).
23. Вероятно, Насон Захарьин сын Ильин. Известны его данные грамоты ок. 1428-1434 гг. (АСЭИ, т. II, № 57), ок. 1448-1470 гг. (там же, № 118, 124), его духовная ок. 1455-1470 гг. (там же, № 168), участник отвода по той же мене (там же, № 165), упоминается в актах ок. 1448-1470 гг. (там же, № 144, 146).
25. Пустошь принадлежала раньше Елизару Саврасову (АСЭИ, т. II, № 167).
26. В. Ф. Безнос-Монастырев, впоследствии боярин кн. Михаила Андреевича (см. С. Б. Веселовский. Феодальное землевладение в Северо-Восточной Руси, т. I, ч. 1-2. М.-Л., 1947, стр. 180) отводил вымененные земли А. Внукову (АСЭИ, т. II, № 165). Упомянут как послух в актах ок. 1428-1434 гг. (там же, № 60, 61), ему адресована указная грамота второй половины XV в. (там же, № 154), подписал две грамоты великой княгини Марии Ярославны от 7 октября 1453 г. (АСЭИ, т. I, № 246, 247).
27. В качестве дьяка кн. Михаила Андреевича подписал его жалованную грамоту от 5 февраля 1451 (г. (АСЭИ, т. II, № 155) и грамоту А. Внукову на вымененные земли (там же, № 164).
28. Ему было приказано подписать грамоту Кирилло-Белозерскому монастырю в 1459/60 г. (АСЭИ, т. II, № 171).
Датируется на основании жалованной льготной и несудимой грамоты кн. Михаила Андреевича на вымененные земли от 12 марта 1455 г. (АСЭИ, т. II, № 164).
29. Формуляр соответствует данной, но говорится о деньгах и даже о пополнке, взятых за землю.
30. Речь идет о Д. В. Блине-Монастыреве, упомянут в актах ок. 1450-1454 гг. (АСЭИ, т. II, № 153а) и ок. 1461-1464 гг. (АФЗиХ, ч. I, № 287).
Датируется на основании игуменства Макария (см. АСЭИ, т. II, стр. 694) и упоминания земель в числе кирилловских владений в отводной записной книге 1492 г. (АСЭИ, т. II, № 290, стр. 235).
Текст воспроизведен по изданию: Грамоты XIV-XV вв. из архива Кирилло-Белозерского монастыря // Археографический ежегодник за 1968 год. М. 1970
Приложение третье. О времени основания Кирилло-белозерского монастыря.
Этот год, как время основания Кирилло-белозерского монастыря, вероятно вслед за Пахомиевым житием и указывается в целом ряде статей летописного характера (как то в списках игуменов кирилловских и т. п. статьях).
Но в показаниях других исторических документов встречается несколько затруднений признать за 1397 годом значение хронологически-точной даты основании Кирилловой обители.
б) Д. М. Мейчик (1. с., стр. 127), применяясь, очевидно, к мнимой дате предшествующего акта, упоминает о подлиннике «разъезжей полюбовной землям» князя «Андрея Дмитриевича и Кириллова монастыря», относящемся ко времени «после 1389 года и хранящемся в М. Арх. М. Юст., за № 703, Белоз. Грамота эта еще ранее была издана (по тому же подлиннику) А. Федотовым-Чеховским, (Акты, относ, до гражд. расправы древней России, т. I, Киев, 1860, стр. 1; № 1) с датою: «не позже 1432 г.» (См. оглавления стр. 2). Но обе даты одинаково неудачны. Грамота не имеет никакого отношения к белозерскому князю Андрею Дмитриевичу, так как устанавливает «старые рубежи» («как было при Романе Ивановиче») между монастырскими землями Романовой слободки и землями Андрея Дмитриевича. Романова слободка (вклад Романа Ивановича) перешла к Кириллову монастырю при игумене Трифоне (или даже при игумене Игнате 997 ), когда князя Андрея Дмитриевича уже не было в живых (предшественник Трифона игумен Христофор † 14 марта 1434 года). Кроме того, как видно из грамоты, на разводе присутствовал «Федор Никитич», живший в конце ХV века (при игуменах Нифонте и Maкapие). В сборнике актов Кириллова монастыря (Рукоп. Акад. библ. № А 1 /16, л. 621 и об.) в отделе грамот на Романову слободку непосредственно пред разъезжею грамотою, о которой идет речь, помещена другая разъезжая этого Федора Микитича (Лихорева) с игуменом Кириллова монастыря Макарием, сделанная «по старому рубежу как было при Романе Ивановиче». Документ, при составлении которого присутствовал Федор Микитич, относится, следовательно, не ко времени «после 1389 года» или «не позже 1432 г.», но к концу ХV столетия.
Из сказанного мы делаем по отношению ко времени основания монастыря тот вывод, что если преп. Кирилл пришел на Белоозеро во время князя Юрья Васильевича, то этот князь не был удельным, а потому время основания монастыря нет оснований удалить в старину от 1397 года.
Житие преп. Кирилла (Рукоп. моей библ., л. 31).
Акты кирилло белозерского монастыря
Публикуемые ниже документы являются подлинниками, написанными на столбцах. Они касаются различных вопросов хозяйственной жизни и деятельности монастыря: один документ говорит об освобождении его на два года от всяких налогов после разорения времен «смутного времени» и стихийных бедствий конца 1610-х — начала 1620-х годов (док. № 1), другие — о повинностях монастыря по поставке даточных людей в армию в ходе русско-польской войны из-за Украины (№ 3), о сборе сена для царских конюшен в Москве и Александрове (№ 8), о борьбе крестьян монастыря за землю (№ 4). Большая часть актов говорит о монастыре как месте политическом ссылки разных лиц за проступки и преступления, например за пьянство и бесчиние (№ 5), за «затейные слова» (№ 6), за самовольное сбрасывание черницей монашеского платья (№ 7). Немалый интерес представляют материалы о благовещенском протопопе Андрее, с 1676 г. сидевшем «под началом» в Кожеозерском монастыре и в 1682 г. переведенном в Кирилло-Белозерский монастырь с указанием держать его «в покаянии», не пускать к нему «крамольных людей» (№ 9); об отставном стрельце Н. Курятникове, сосланном за неизвестно какую «вину» и приговоренном за непослушание к битью батогами или плетьми (№ 10). Эти документы связаны, очевидно, с перипетиями политической и классовой борьбы 70-х — 80-х годов XVII в.
Документы публикуются по правилам, принятым для издания документов от начала XVI в. и до середины XVIII в. Сохранность документов плохая: чернила сильно выцвели, отдельные листы истлели, края некоторых из них оборваны, часть текста угасла. Восстановленные по смыслу угасшие части текста в публикации заключены в квадратные скобки; непрочитанные и утраченные места обозначены отточиями. В конце документов № 2, 5, 6, 7 и 9 помещены легенды с указанием на отписки властей Кирилло-Белозерского монастыря об исполнении полученных распоряжений, в которых почти дословно повторяется текст публикуемых грамот и приказов.
Публикацию подготовил В. И. Буганов, доктор исторических наук.
1621 г. июля 27 — Грамота воеводам на Вологду, Двину и в Каргополь из Новгородской четверти с указанием об освобождении владений Кирилло-Белозерского монастыря от налогов на два года
Подпись по склейкам на обороте столбца: Диак Иван Грамотин.
Помета на л. 4 об.: Справил Гришка Нечаев.
На л. 1об. прилеплена печать черного воска.
Пометы на л. 1об. разными почерками и чернилами: На Вологду, на Двину, в Каргополе воеводам нашим, диаком и приказным людем.
130-го сентября в 24 день привез государеву грамоту игумен Кирилова монастыря Саватея. 7129
7129/1621 от цар[я] Михаила Феодоровича воеводам и дьяком: два года, 7130 и 31, податей с Кир. м. не брать, а впредь брать по-прежнему (почерком XVIII или XIX вв.).
4. скл. Восковая печать. По краю — двуглавый орел 23 (подчеркнуто в тексте — В. Б.)
1655 г. сентября 8 — Грамота из Патриаршего Разрядного приказа архимандриту Кирилло-Белозерского монастыря с указанием о поимке старца Филарета и служек, сбежавших из Иверского монастыря в Троицкий монастырь на устье р. Шексны
Подпись по склейке на л. 1об. — 2об.: Диак Иван Кокошилов.
На л. 1об. прилеплена печать красного воска, сохранилась неполностью.
Пометы на л. 1об. разными почерками XVII в.: На Белоозеро Кирилова монастыря архимандриту Митрофану да старцу Саватею Юшкову, да келарю старцу Матвею з братьею.
164 году октября в 7 день привез московской стрелец.
Помета на л. 1об. почерком XVIII в.: 4/a 7164/1656 От патриарха Никона: старца Филарета, бывшаго в Новг. Иверском мон. келарем и збежавшаго и со служками, заковать и привести на Москву.
Подлинник. Отписка властей Кирилло-Белозерского монастыря о задержании Филарета — НБ, ДР, слав, № 68/11.
1661 г. января 14 — Грамота из Монастырского приказа властям Кирилло-Белозерского монастыря с указанием о высылке 77 конных служилых людей на военную службу в Путивль
Помета нал. 3 об.: Справил Евтихейко Елисеев.
На л. 1 об. прикреплена печать черного воска.
Пометы на л. 1 об. разными почерками и чернилами XVII в.: На Белоозеро в Кирилов монастырь богомольцем нашим архимариту Аврамию да старцу Матвею Микифорову да келарю старцу Илье Ивецкому з братьею.
169-го году генваря в 31 день подал великого государя грамоту Кирилова монастыря слуга Иван Киреев.
Помета на л. 1об. почерком XVIII в.: 7169/1661 От царя Алексея Михайло[вича] архим. Аврамию: в даточные отдавать * из мон. (Вставлено над строкой.) людей бравых молотцов, для долгой службы царской годных, а служек, нужных в мон., оставлять.
1661 г. ноября до 20 — Грамота вологодского и белозерского архиепископа Маркела властям Кирилло-Белозерского монастыря с указанием о возвращении попу Фролу 5 рублей денег, неправильно взятых с него в виде пени
Пометы на л. 1 об. почерками XVII в.: О святем дусе сыну и сослужебнику нашего смирения Кирилова монастыря архимариту Аврамию, старцу Матвею Никифорову, келерю старцу Павлу з братьею.
170-го году ноября в 20 день подал с Волоку благовещенской дьякон Андрей.
Помета на л. 1 об. почерком XVIII—XIX вв.: 2 скл. 7170/1662 Маркела архиеп. Вологод. и Бел. кирил. архим., * в коей (Вставлено над строкой.) замечает старцу * Кирил. мон. Матфею, который при разборе дела о драке (Вставлено над строкой вместо зачеркнутого в строке что попы и дух. должны быть судимы епископом.) двух жен монастырских крестьян, из коих одна другую ушибла в бок каменем до смерти, взял с попа Фрола 5 руб. пени, что попы и диаконы по правилам св. апост. должны быть судимы градским епископом, что, если Фрол и сделал что негораздо, он должен известить о том архиеп., а не судить без него и при.
1647 г. апреля 15 — Грамота из Судного Дворцового приказа властям Кмрилло-Белозерского монастыря с указанием о возвращении в Москву С. Д. Клементьева, содержавшегося в монастыре «под началом»
На л. 1 об. прикреплена печать черного воска.
Пометы на л. 1 об. почерками XVII в.: Справил Ивашко Дурасов.
В Кирилов монастырь богомольцу нашему архимандриту Моисею да старцу Матвею Никифорову, да келарю старцу Павлу Ремезову з братьею.
175-го году апреля в 25 день в Офанасьевском монастыре (Обозначено буквой «м» в кружке.) на Москве, а в Кирилов пришла майя в 12 день.
Помета на л. 1об. почерками XVIII-XIX вв.: Царя Алекс. Мих. архиеп. Моисею.
7175/1667 Посланнаго в монастырь под начал Стенку возвратить.
Здесь же — отписка, что Стенка отпущен.
Отписка властей Кирилло-Белозерского монастыря о возвращении в Москву С. Д. Клементьева — НБ, ДР, слав. № 68/V.
1668 г. февраля 1 — Грамота из Патриаршего Разрядного приказа властям Кирилло-Белозерского монастыря с указанием о принятии «под начал» за «затейные слова» житенного старца костромского Ипатьевского монастыря Леонтия Моренцова
/Л. 1/ От великого господина святейшаго Иоасафа патриарха Московского и всеа Русии на Белоозеро Кирилова монастыря архимариту Миките, келарю старцу Ефрему Большому Потемкину з братьею. По нашему указу послан к вам в монастырь под начал за затейные ево слова с Костромы Ипатцкого монастыря житенной старец Леонтей Моренцов. А на Москве тот старец отдан монастырьскому вашему [40] стряпчему Семену Дружинину. И как к вам ся наша грамота придет, а Семен Дружинин в монастырь к вам того старца пришлет, и вы б ево велели принять, а, приняв, велели держать под крепким началом в монастырьских трудех, а с монастыря спускать никуды не велели. И к церкви божии велели ему приходить по вся дни. А как ево спросят, чтоб он был в лицах. А которого месяца и числа того старца к вам в монастырь стряпчей пришлет, и вы б о том к нам отписали, а отписку велели подать в нашем Розряде боярину нашему Микифору Михайловичю Беклемишеву да дьяку нашему Ивану Калитину. Писан на Москве лета 7176-го февраля в 1 день.
На л. 1 об. прикреплена печать красного воска.
Пометы на л. 1 об. почерками XVII в.: На Белоозеро Кирилова монастыря архимариту Никите, келарю старцу Ефрему Большому Потемкину з братьею.
176-го февраля в 18 день подал монастырской служка Иван Вологжанин.
Пометы на л. 1 об. почерками XVIII—XIX вв.: 7176/1668 Патр. Иоасафа архим. Никите.
С Ипатского мон. старца Леонтия за затеи и слова под крепкий начал
Отписка, что ст. Леонтий принят.
Отписка властей Кирилло-Белозерского монастыря о принятии «под начал» Л. Моренцова — НБ, ДР, слав. № 68/VI.
1673 г. февраля 22 — Грамота из Духовного приказа властям Кирилло-Белозерского монастыря с указанием о принятии «под начал» посадской «жонки» московской Бронной слободы П. Ивановой
/Л. 1/ От великого господина святейшаго Питирима патриарха Московского и всеа Русии на Белоозеро Кирилова монастыря архимандриту Никите да строителю старцу Исайю з братьею. По нашему указу послана под начал на Белоозеро в Воскресенской девичь монастырь, что в Горах, Бронной слободы тяглеца Ивашковская посестрия Иванова сына серебреника жонка Палашка Иванова дочь, которая, постригся, черное платье самовольно с себя скинула. А на Москве из нашего Духовного приказу для отсылки в тот Воскресенской девичь монастырь отдана она, Палашка, Кирилова монастыря стряпчему Никите Бовыкину. И как к вам ся наша грамота придет, а Никита Бовыкин тое жонку Палашку на Белоозеро пришлет, и вы б тое жонку велели отослать в Воскресенской девичь монастырь, что в Горах, и велели ее держать под крепким началом в цепи и в железах, в монастырских трудех и с монастыря ее спущать до нашего указу отнюдь не велеть; а во время божественного пения /Л. 2/ велели ее приводить к церкви божии по вся дни. А которого месяца и числа та жонка Палашка в Воскресенском девиче монастыре принята будет, и вы б о том для ведома к нам к Москве отписали, а отписку велели подать в нашем Духовном приказе Симанова монастыря келарю старцу Иоасафу Конищеву да Николаевского собору Гостунского протопопу Иоанну Лазареву. Писан на Москве лета 7181-го февраля в 22 день.
Подпись на обороте по склейке: Протопоп Иоан Лазарев.
Пометы на л. 1 об. почерками XVII в.: На Белоозеро Кирилова Монастыря архимандриту Никите да строителю старцу Исайю з братьею.
181-го году марта в 8 день подал монастырьской слушка Мишко Карташ.
Пометы на л. 1 об. почерками XVIII-XIX вв.: 7176/1668 3 скл. Патр. Питирима архим. Никите. Жонку Палашку, скинувшую черное платье, держать в Гориц. мон. под строгим началом в цепи в мон. трудах.
Расписка о принятии «под начал» в Воскресенский Горицкий девичий монастырь П. Ивановой — НБ, ДР, слав. № 68/VII;
Отписка властей Кирилло-Белозерского монастыря с сообщением о принятии «под начал» П. Ивановой — НБ, ДР, слав. № 68/VII, л. 4-5 [41]
1681 г. ноября 20 — Грамота из Приказа Большого дворца властям Кирилло-Белозерского монастыря с указанием о сборе с монастырских крестьян и высылке сена на царские конюшни в Москву и Александров
На л. 1 об. прикреплена печать черного воска.
Подпись на обороте по склейке: Диак Ларион Вяткин. (Вязмин? — В. Б.)
Помета на л. 2 об.: Справил Ивашко Яковлев.
Пометы на л. 1 об. почерками XVII в.: На Белоозеро в Кирилов монастырь архимандриту Тимофею, келарю старцу Александру з братьею.
190-го году декабря в 7 день подал великого государя грамоту монастырской служка Михайло Михайлов сын Рубец.
Пометы на л. 1 об. почерками XVIII—XIX вв.: 7190/1682 От царя Феодора Алексеев. архим. Тимофею: для сеннаго недороду собрать с крестьян сена и привесть на Москву с вотчин москов., углец., костр., дмитров., ростовских и бежецких.
1682 г. января 31 — Грамота из Патриаршего Разрядного приказа властям Кирилло-Белозерского монастыря с указанием о принятии «под начал» бывшего протопопа Благовещенского собора в Московском Кремле Андрея
/Л. 1/ От великого господина святейшаго Иоакима патриарха Московского и всеа России на Белоозеро Кирилова монастыря архимандриту Тимофею, келарю старцу Александру з братьею. В нынешнем во 190-м году генваря в (Далее оставлено чистое место для числа.) день указали мы, святейший патриарх, бывшаго благовещенского протопопа Андрея Каргапольского уезду ис Кожеозерского монастыря перевесть к вам в Кирилов монастырь. И как к вам ся наша святейшаго патриарха грамота придет, а ис Кожеозерского монастыря он, Андрей, прислан к вам в Кирилов монастырь будет, и вам бы, ево приняв, велеть ему быти во особой братской кельи и пищу и питие давати ему /Л. 2/ братское и в послужение дати ему в келью служебника. И, будучи в монастыре, пребывати ему, Андрею, в покаянии и в церковь божию приходити повсегда. И дати ему во отцы духовные священника доброжителнаго и в божественных писаниих искуснаго, который бы могл привести ево к покаянию. Будучи он, Андрей, в Кожеозерском монастыре со 184-го году и по нынешний год, отца духовного у себя не имел и в покаяние не приходил. И приказать тому священнику, которой ему, Андрею, в духовники дан будет, над ним, Андреем, смотрети накрепко: нет ли /Л. 3/ за ним к покаянию какие противности. А крамольных людей в келью к нему, Андрею, пущати и из монастыря исходити никуды ему не велеть. А кто будет [41] сродникое ево, Андреевых, к нему в монастырь приедет, и с теми посылати вам к нему в келью из соборных старцов. А буде он, Андрей, будучи у вас, в монастыре, пребывая в покаянии, пожелает монашеского чина, и вам бы ево в монахи пострици правилно, по уставу церковному и по чину монастырскому. А которого месяца и числа он, Андрей, к вам в Кирилов монастырь прислан будет, и вы б о том к нам, святейшему патриарху, отписали, а отписку велели подать в нашем Розряде боярину нашему Ивану Федоровичю Лызлову да духовных дел приказному старцу Иоасафу Конищеву, да дьяком Ивану Калитину, Анисиму Озерову. Писан на Москве лета 7190-го генваря в 31 (Написано более темными чернилами.) день.
На л. 1 об. прикреплена большая печать красного воска, сохранилась неполностью.
Подпись на обороте по склейкам: Диак Иван Калитин.
Пометы на л. 1 об. почерками XVII в.: На Белоозеро в Кирилов монастырь архимандриту Тимофею, келарю старцу Александру з братьею.
190-го году февраля в 16 день подал святейшаго патриарха грамоту великого государя задворной конюх Иван Ромашковской.
Помета на л. 1 об. почерком XVII-XIX вв.: 7190/1682 5 скл. Грам. патр. Иоакима Кирил. мон. архим. Тимофею, коею * провелевается (Вставлено над строкой.) Благовещенского собора протоиерею Андрею, когда * приведут его (Вставлено над строкой вместо зачеркнутого в строке «переведенно».) из Кожеозерского монастыря, принять * в свой мон. и (Вставлено над строкой.) дать келью особую, пишу и питие братское и во отцы старца духовного, могущаго вести в покаяние; если пожелает постричься, то постричь. При ней отписка об исполнении приказа патриар. Печать красная на боку.
Отписка властей Кирилло-Белозерского монастыря с сообщением о принятии «под начал» протопопа Андрея — НБ, ДР, слав. № 68/IX л. 4-6. Современная копия.
1687 г. октября 20 — Грамота из Стрелецкого приказа властям Кирилло-Белозерского монастыря с указанием о наказании отставного стрельца Н. Курятникова, присланного «под начал» за непослушание
/Л. 1/ От великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и великие государыни благоверные царевны, и великие княжны Софии Алексеевны в. В. и М и Б. Р. самодержцев на Белоозеро Успения пречистые богородицы Кирилова монастыря богомольцам нашим архимандриту Иосифу, келарю старцу Александру з братиею. В прошлом во 195-году апреля в 28 день в нашей великих государей грамоте писано к вам, велено отставному стрельцу Микитке Курятникову, которой послан с Москвы в Кирилов монастырь за вину, о даче из монастырской казны денег и хлеба и иных запасов и за непослушание ево о наказанье и о наряде ево на всякие монастырские работы, и в какой ему службе в монастыре быть пристойно, указ учинить вам по своему расмотрению. А на пропитание ему велено давать против дворовых людей, а не против слуг, потому что он в тот монастырь послан вместо ссылки за вину, а не на пропитание. И в нынешнем во 196-м октября в 11 день писали вы к нам, великим государем, что тот Микитка, пришед к вам в монастырь, безвремянно прошает из монастырской казны денег и запасу и говорит, бутто ему в Кирилове монастыре велено быть в слушках, и нашего великих государей указу и грамот не слушает и с монастырскими людми монастырские работы работать и питатца так же, как и монастырские люди питаютца, не хочет, и во всем прекословит, и говорит вам с невежеством. И о том бы вам наш великих государей указ учинить. /Л. 2/ И как к вам ся наша великих государей грамота придет, и вы б тому ссыльному стрельцу Микитке Курятникову за то ево вороство и за непослушание велели учинить жестокое наказанье, вместо кнута бить батоги или плетьми нещадно, чтоб он впредь жил во всяком послушании и в работе. А буде он, Микитка, будучи в том монастыре, учнет какие непристойные слова говорить или в послушании быть не учнет, и вы б ему по прежнему и по сему нашему великих государей указу чинили наказанье и смиряли по монастырскому обыкновению, не о[т]писываясь к нам, великим государем, к Москве. А о даче на прокормление против таких же монастырских работных людей чинили по прежней нашей великих государей грамоте. Писан на Москве лета 7196-го октября в 20 день.
На л. 1 об. прикреплена печать черного воска. [43]
Подпись на обороте по склейке: Диак Иван Негоморской 28
Помета на л. 2 об.: Справил Петрушко Исаков.
Пометы на л. 1 об. почерками XVII в.: На Белоозеро Успения пресвятые богородицы в Кирилов монастырь богомольцам нашим архимандриту Иосифу, келарю старцу Александру з братьею.
196-го году ноября в 9 день подана.
Пометы на л. 1 об. почерками XVIII-XIX вв.: 7190/1688 2 скл. От царей Иоанна и Петра Алексеев. на челобитную кир. старцев: поднач. (Написано над строкой вместо зачеркнутого в строке «ссыльного».) стрельца Никитку за его худые (Вставлено над строкой.) поступки и (Вставлено над строкой.) непослушание бить батогами или (Вставлено над строкой.) плетьми (Вставлено над строкой.) нещадно, держать в монаст. службе на мон. содержании и за непослушание, смирять по (Вставлено над строкой.) монастырск.
1. Черепнин Л. В. Славянские и русские рукописи Парижской Национальной библиотеки (краткий обзор). — «Археографический ежегодник за 1961 год». М., 1961
2. Успенский Н. П. О больших строителях Кирилло-Белозерского монастыря. М., 1896, с. 10; Историко-статистическое описание Кирилло-Белозерского (Успенского) мужского первоклассного монастыря Новгородской епархии. М., 1897, с. 105-107. Никольский Н. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII в. (1397-1625), т. 1, вып. 1. СПб., 1897 и др.
3. Успенский Н. П. Охранная опись рукописям Кирилло-Белозерского монастыря. СПб., 1901.
4. Успенский Н. П. Белозерская старина. Материалы для истории Бела-озера посада и уезда в XVII в. В. Новгород, 1893.
5. Дебольский Н. Н. Из актов и грамот Кирилло-Белозерского монастыря. СПб., 1900.
6. Извлечения из архивных книг и дел Кириллова-Белозерского монастыря. Сообщены настоятелем Кириллова монастыря архимандритом Иаковом. Древности. «Труды Моск. археографического общества», т. 8. М., 1880, с. 135-154.
7. Копанев А. И. История землевладения Белозерского края XV-XVI вв. М.-Л., 1951; Горфункель А. X. Вотчинное хозяйство и крестьяне Кирилло-Белозерского монастыря в XVII в. Автореферат. Л., 1956.
8. Горфункель А. X. Указ. соч., с. 4.
9. Варница — помещение с оборудованием для выварки соли.
10. Црен — большая сковорода для выварки соли из рассола.
11. Четь — половина десятины; равнялась 2,4 тыс. кв. сажен —80 сажен длины и 30 сажен ширины — или более, до 3,2 тыс. кв. сажен; см.: Устюгов Н. В. Очерк древнерусской метрологии. — «Исторические записки», 1946, т. 19, с. 323.
12. Новгородская четь (четверть) — приказ, центральное учреждение, ведавшее в финансовом и административно-судебном отношении территорией европейского Севера.
13. Четвертные книги — книги, в которые записывались сведения о поступлении доходов, собиравшихся приказами — четвертями. Дозорные книги — разновидность писцовых книг, содержавшие уточненные в сравнении с последними сведения о состоянии земель и служившие основанием для внесения поправок в исчисление размеров налоговых ставок.
14. «В живущем» — понятие, характерное для налоговой системы XVI-XVII вв. (заселенная, неопустевшая земля); учитывая разорение и запустение земель, власти вынуждены были брать налоги не со всех земель, числившихся за феодалами, а только с тех, которые обрабатывались, были заселены.
15. Соха — единица обложения налогами в XVI-XVII вв., включала определенное количество земли в зависимости от ее качества (добрая, средняя, худая) и социальной категории владельцев, например, 800 четвертей или 400 десятин доброй, т. е. хорошей, плодородной, земли в одном поле для вотчин и поместий светских феодалов, 600 — для церквей и монастырей; 500 — для черносошных крестьян и т. д.
16. Черная соха — имеется в виду единица обложения налогами применительно к черным землям, т. е. к землям незакрепощенных, черносошных (государственных) крестьян.
17. Данные деньги — налоги, включавшие ямские и полоняничные деньги (т. е. налоги на содержание ямской гоньбы — почтовой службы и на выкуп пленных). Оброчные деньги — стрелецкие деньги, налог на содержание стрелецкого войска.
18. Полушка — мелкая денежная единица, половина деньги.
19. Обжа — мера обложения, применявшаяся в новгородских землях; включала в среднем 10 четвертей в одном поле.
20. Ямские деньги — налог на содержание ямской гоньбы — почтовой службы.
21. Наместнич(ий) корм — налоговый сбор, заменивший в середине XVI в. сборы в пользу наместников (в 1555 г. был установлен так называемый «кормленый окуп» — выкуп за ликвидированные кормления).
22. Выть — часть сохи как окладной единицы; в XVII в. обычно состояла из 12, 14 и 16 четвертей земли в зависимости от ее качества (добрая, средняя, худая); см.: Устюгов Н. В. Указ. соч., с. 326.
23. «По краю — двуглавый орел» — подразумевается, очевидно, водяной знак; на самом деле столбцы имеют другой водяной знак, характерный для 1-й четв. XVII в., — кувшинчик с полумесяцем наверху.
24. Речь идет о Патриаршем разряде или Разрядном приказе, т. к. именно в нем служили в этом году боярин Б. И. Нелединский и дьяки И. Кокошилов, Л. Голосов — см.: Богоявленский С. К. Приказные судьи XVII в. М.-Л., 1946, с. 106.
25. Дьяк А. Ерохов служил в этом году в Монастырском приказе (Богоявленский С. К. Указ соч., с. 86), из которого и была послана публикуемая грамота.
26. Позем — участок земли, принадлежавший крестьянину; оброк за пользование землей
27. Венечные пошлинные деньги — сбор, взимавшийся за венчание жениха и невесты в церкви.
28. Дьяк И. Негоморский служил в этом году в Стрелецком приказе (Богоявленский С. К. Указ. соч., с. 168), откуда и была послана грамота.
Текст воспроизведен по изданию: Акты Кирилло-Белозерского монастыря XVII в. в Парижской Национальной библиотеке // Советские архивы, № 4. 1979