алтай сорочий лог монастырь
Богородице-Казанский Иоанно-Предтеченский скит (Сорочий Лог)
Мiръ Россия Алтайский край Богородице-Казанский Иоанно-Предтеченский скит (Сорочий Лог)
В 1995 году рядом со святым ключом был образован скит Иоанна Крестителя. Массовые паломничества сюда совершались даже во времена безбожия. Святость этого места подчеркивается невинной смертью здесь новомучеников (по документам 11 местных крестьян).
Содержание
История [ править ]
Есть на земле места, отмеченные особой благодатью, Иоанно-Предтеченский женский скит Знаменского монастыря в селе Сорочий Лог – одно из таких мест. Ориентиром для приезжающих служит серебряная глава звонницы на вершине холма и вывеска «Женский Богородице-Казанский, Иоанно-Предтеченский скит».
Неподалеку от храма находится святой источник.
По свидетельству местных жителей, источник пробился в 1915 году и получил название Святой ключ. Воды и грязи источника считаются целебными. По преданию в 1920-х годах около него расстреляли около 20 крестьян и священников во главе с отцом Максимилианом. Вместе с мучениками безбожники решили похоронить и источник. Все засыпали песком, но он все время пробивался и снова смывал песок.
В 1995 году рядом со святым ключом был образован скит Иоанна Крестителя. Первыми его насельниками были два монаха.
Современное состояние [ править ]
Сейчас в скиту живут и трудятся во славу Божию несколько монахинь.
Жизнь в ските связана с большими испытаниями. Монахиням, кроме молитв, которые длятся по много часов в день, приходится содержать в порядке Святой источник, храм, огород с садом, помещения келий. Кроме того, надо привечать паломников, кормить работников, занимающихся строительством, и многое, многое другое.
Летом место тут благодатное, а зимой все заносит снегом. Монахини пробираются от кельи к келье по узким, протоптанным в снегу тропинкам. Для бытовых нужд растапливают снег, благо он тут первозданной чистоты. И конечно же, пользуются главным благом, возле которого они живут, Святым источником. В мороз в буран носят они на себе за 200 метров драгоценную воду.
Святыни [ править ]
Неподалеку от храма находится святой источник.
К Святому источнику в Сорочьем Логу люди едут со всей России. Здесь в революционные годы расстреливали мирян и священников. Народное предание доносит до нас случай перепиливания живого священника пилой. Здесь они и похоронены. Местные жители рассказывают, что одно время при купании в источнике на нижнем белье появлялись пятна крови, которые с трудом отстирывались. До Великой Отечественной войны некоторые люди видели на дне изображение Богородицы с Младенцем, которое создавалось при движении по дну ила и песка.
За годы Советской власти Святой источник в Сорочьем Логу не покрылся забвением. Каждое лето к нему приезжали богомольцы, сооружали шалаши и продолжительное время жили в них, наслаждаясь благодатью святого места и излечивая телесные и духовные хвори.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Россия, Алтайский край, Первомайский р-н, с. Сорочий лог
Паломнику [ править ]
Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.
Иоанно-Предтеченское Архиерейское подворье с. Сорочий Лог
Религиозная организация «Иоанно-Предтеченское Архиерейское подворье» с. Сорочий Лог Алтайского края Барнаульской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)».
Контакты:
Старшая монахиня Марфа (Сафонова): 89833572100.
Недалеко от села имеется святой ключ.
Массовые паломничества сюда совершались даже во времена безбожия. Святость этого места подчеркивается невинной смертью здесь новомучеников (по документам 11 местных крестьян).
Сегодня здесь находится Иоанно-Предтеченское Архиерейское подворье.
К Святому источнику в Сорочьем Логу люди едут со всей России. Здесь в революционные годы расстреливали мирян и священников. Народное предание доносит до нас случай перепиливания живого священника пилой. Здесь они и похоронены. Местные жители рассказывают, что одно время при купании в источнике на нижнем белье появлялись пятна крови, которые с трудом отстирывались. До Великой Отечественной войны некоторые люди видели на дне изображение Богородицы с Младенцем, которое создавалось при движении по дну ила и песка.
За годы Советской власти Святой источник в Сорочьем Логу не покрылся забвением. Каждое лето к нему приезжали богомольцы, сооружали шалаши и продолжительное время жили в них, наслаждаясь благодатью святого места и излечивая телесные и духовные хвори. Со времен перестройки возле источника появились постоянные пустынножители: как мирские люди, так и служители Церкви. В начале они для проживания рыли в склонах оврага пещеры, затем из подручных материалов начали строить деревянные избушки, которые сохранились до сих пор. Сейчас у Святого источника женский монашеский скит. Жизнь в ските связана с большими испытаниями. Монахиням, кроме молитв, которые длятся по много часов в день, приходится содержать в порядке Святой источник, храм, огород с садом, помещения келий. Кроме того, надо привечать паломников, кормить работников, занимающихся строительством, и многое, многое другое.
Летом место тут благодатное, а зимой все заносит снегом. Монахини пробираются от кельи к келье по узким, протоптанным в снегу тропинкам. Для бытовых нужд растапливают снег, благо он тут первозданной чистоты. И конечно же, пользуются главным благом, возле которого они живут, Святым источником. В мороз в буран носят они на себе за 200 метров драгоценную воду.
Иоанно-Предтеченское Архиерейское подворье с. Сорочий Лог
Религиозная организация «Иоанно-Предтеченское Архиерейское подворье» с. Сорочий Лог Алтайского края Барнаульской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)».
Контакты:
Старшая монахиня Марфа (Сафонова): 89833572100.
Недалеко от села имеется святой ключ.
Массовые паломничества сюда совершались даже во времена безбожия. Святость этого места подчеркивается невинной смертью здесь новомучеников (по документам 11 местных крестьян).
Сегодня здесь находится Иоанно-Предтеченское Архиерейское подворье.
К Святому источнику в Сорочьем Логу люди едут со всей России. Здесь в революционные годы расстреливали мирян и священников. Народное предание доносит до нас случай перепиливания живого священника пилой. Здесь они и похоронены. Местные жители рассказывают, что одно время при купании в источнике на нижнем белье появлялись пятна крови, которые с трудом отстирывались. До Великой Отечественной войны некоторые люди видели на дне изображение Богородицы с Младенцем, которое создавалось при движении по дну ила и песка.
За годы Советской власти Святой источник в Сорочьем Логу не покрылся забвением. Каждое лето к нему приезжали богомольцы, сооружали шалаши и продолжительное время жили в них, наслаждаясь благодатью святого места и излечивая телесные и духовные хвори. Со времен перестройки возле источника появились постоянные пустынножители: как мирские люди, так и служители Церкви. В начале они для проживания рыли в склонах оврага пещеры, затем из подручных материалов начали строить деревянные избушки, которые сохранились до сих пор. Сейчас у Святого источника женский монашеский скит. Жизнь в ските связана с большими испытаниями. Монахиням, кроме молитв, которые длятся по много часов в день, приходится содержать в порядке Святой источник, храм, огород с садом, помещения келий. Кроме того, надо привечать паломников, кормить работников, занимающихся строительством, и многое, многое другое.
Летом место тут благодатное, а зимой все заносит снегом. Монахини пробираются от кельи к келье по узким, протоптанным в снегу тропинкам. Для бытовых нужд растапливают снег, благо он тут первозданной чистоты. И конечно же, пользуются главным благом, возле которого они живут, Святым источником. В мороз в буран носят они на себе за 200 метров драгоценную воду.
Алтай сорочий лог монастырь
Освященный родник расположен в овраге, в 130 м южнее Иоанно-Предтеченского скита и в 750 м северо-западнее села Сорочий Лог Первомайского района Алтайского края. Святой источник обустроен, каптирован. Вода чистая, прозрачная, без запаха, приятная на вкус, дебет средний. Территория хорошо благоустроена, на входе арка, спуск оборудован бетонной лестницей, подходы замощены, у места отбора воды положен дощатый помост, установлена Казанская икона Божией Матери в киоте, наверху оврага установлен большой поклонный крест, есть беседка для отдыха. Ниже по течению ручья построена деревянная часовня-купальня с двумя купелями.
По свидетельству местных жителей, источник пробился ещё в 1915 году и получил название «Святой ключ». Здесь в революционные годы красные расстреливали мирян и священников во главе с отцом Максимилианом. Народное предание доносит до нас случай перепиливания живого священника пилой. Здесь они и похоронены. Местные жители рассказывают, что одно время при купании в источнике на нижнем белье появлялись пятна крови, которые с трудом отстирывались. До Великой Отечественной войны некоторые люди видели на дне изображение Богородицы с Младенцем, которое создавалось при движении по дну ила и песка.
Массовые паломничества сюда совершались даже во времена безбожия. Святость этого места подчеркивается невинной смертью здесь новомучеников (по документам 11 местных крестьян).
Вместе с памятью о мучениках безбожники решили «похоронить» и источник. Время от времени его забивали песком, но он всё время пробивался снова и смывал песок. Воды источника и грязи близ него считаются целебными. Паломники, несмотря на запреты и репрессии советской власти, всегда посещали Святой ключ.
За годы Советской власти Святой источник в Сорочьем Логу не покрылся забвением. Каждое лето к нему приезжали богомольцы, сооружали шалаши и продолжительное время жили в них, наслаждаясь благодатью святого места и излечивая телесные и духовные хвори. Со времен перестройки возле источника появились постоянные пустынножители: как мирские люди, так и служители церкви. В начале они для проживания рыли в склонах оврага пещеры, затем из подручных материалов начали строить деревянные избушки, которые сохранились до сих пор.
В 1995 году рядом с ним был воссоздан скит Иоанна Крестителя. Первыми его насельниками стали два монаха. Одного из них, как рассказывают, едва не убили местные отморозки. Сейчас у Святого источника женский монашеский скит, в котором живут несколько монахинь. Иоанно-Предтеченский скит является Архиерейским подворьем Знаменского монастыря Барнаула.
Со слов монахини Марфы, старшей скита, существует «документ епархиального архива, из которого можно узнать, что в 1921 году сюда привезли расслабленного мальчика, не способного ходить. После того, как на него вылили несколько ведер воды из источника, ребенок встал и пошел.
Примечательно, что в документе запечатлены воспоминания большого коммунистического руководителя, атеиста, человека, который, казалось бы, не должен верить в подобные вещи. В 20-х годах прошлого века тут проходили массовые расстрелы. Вы видели, какие вокруг глубокие овраги. Сюда привозили и сбрасывали людей.
Сколько их тут, точно неизвестно, но вся земля пропитана кровью.
В 2002 году я беседовала с дочерью свидетеля этого кошмара. Он был тогда мальчиком. Стояла лютая зима. Где-то тут располагался амбар, битком набитый людьми. От их дыхания валил пар, казалось, амбар дышит. Все эти люди и остались здесь…
Позже родственница моей собеседницы пришла на место их гибели и узрела икону Божией Матери. Женщина потянулась поднять ее, а из этого места забил источник.»
Родник «Святой ключ» считается чудотворным и привлекает не только местных паломников и туристов, но и со всей России, и даже из-за рубежа. Особенно многолюдно 7 июля, в день Рождества святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и на праздник Крещение Господне.
Памятник природы краевого значения «Родник Святой ключ» создан в 2000 г., имеет водоохранное (является регулятором уровня грунтовых вод и гидрологического режима территории), научное (представляет интерес с точки зрения гидрологии), рекреационное (служит местом отдыха) и культовое значение. Родник «Святой ключ» расположен на участке прилегания долины реки Оби (пятой надпойменной террасы) к западному макросклону Бие-Чумышской возвышенности. Возникновение родника объясняется тем, что на дне зарастающего оврага в результате эрозионных процессов вскрыты подземные воды водоносного горизонта краснодубровской свиты. Водовмещающими являются пески, залегающие в основании свиты, водоупором служат суглинки и глины кочковской свиты. Подземные воды родника относятся к пресным водам, гидрокарбонатного кальциевого, натриевого состава. В настоящее время количество родников неуклонно снижается, что и послужило мотивом для образования памятника природы.
Как добраться: Сорочий Лог находится в шестидесяти километрах от Барнаула по Заринской трассе. Добраться туда можно от Барнаульского автовокзала автобусами, следующими до Логовского, Кытманово, Тогула, Заринска.
Сорочий лог
Православие пришло на Алтай вместе с первыми русскими поселенцами. Первые деревянные церкви — во имя апостолов Петра и Павла в Белоярской крепости и Барнауле, в честь Воскресения Христова в поселке Колыванского завода — появились в первой половине XVIII века и подчинялись правящему архиерею Тобольской епархии. Эти церкви были построены русскими поселенцами и казаками, заложившими здесь ряд крепостей для охраны Сибирской земли от набегов джунгарских ханов. Первый каменный храм — Петро-Павловский собор — был построен в Барнауле в 1774 году.
С 1834 года алтайская земля стала относиться к Томской епархии. В 1908 году было учреждено Барнаульское викариатство Томской епархии, но епископ Барнаульский Мелетий (Заборовский) и последующие архиереи жили в Томске. В 1924-1929 годах викариатство являлось частью Новосибирской и Барнаульской епархии. В 1930 году была образована самостоятельная Барнаульская епархия во главе с епископом Александром (Бялозором), которая с 1937 года именовалась Барнаульской и Бийской. В 1938 году, в годы гонений на Церковь, епархия была упразднена, а ее территория до 1994 года входила в состав Новосибирской епархии.
Православие на алтайской земле распространялось и утверждалось благодаря деятельности Алтайской духовной миссии, основанной в 1830 году преподобным Макарием (Глухаревым) для проповеди Евангелия среди коренного алтайского населения.
Центром Алтайской духовной миссии был город Бийск. До 1917 года здесь существовало Бийское викариатство, распространявшее свою деятельность на Бийский и Кузнецкий округа. Бийскими архиереями являлись начальники духовной миссии.
Возглавляли Алтайскую духовную миссию миссионеры с большим опытом работы, долго и плодотворно прослужившие на Алтае. Преподобный Макарий (Глухарев) и святитель Макарий (Невский), за свои ратные труды прославлены Русской Православной Церковью в лике святых. Кроме них Алтайской духовной миссией руководили такие видные подвижники, как протоиерей Стефан Ландышев, архиепископы Владимир (Петров) и Иннокентий (Соколов) и другие. Их помощниками и деятельнейшими сотрудниками были известные миссионеры протоиреи Василий Вербицкий, Михаил Чевалков, Василий Постников, Гавриил Оттыгашев и многие другие.
К 1917 году миссия имела 31 отделение, в 434 миссионерских селениях проживало почти 47 тысяч крещеных алтайцев. В 84 школах обучалось 3300 детей. Алтайская духовная миссия имела три монастыря: Никольский женский в Горном Алтае, Чулышманский мужской и Тихвинский женский в Бийске.
В Барнауле находился крупнейший в округе Богородице-Казанский женский монастырь. Он был основан в 1894 году Евдокией Ивановной Судовской как Богородице-Казанская женская община, а в 1900 году получил статус женского монастыря. Число насельниц в нем доходило до 300 человек. Монастырь имел 3 церкви( в том числе каменный Казанский собор в живописнейшей нагорной части города, ныне его помещения занимает следственный изолятор), церковно-приходскую школу, иконописную и живописную мастерские.
Активно развивалось на Алтае духовное образование. Благодаря стараниям святителя Макария (Невского) в 1867 году было создано миссионерское училище в Улале, затем Бийское катехизаторское училище, а в 1869 году было открыто Барнаульское духовное училище.
Революционными бурями XX века жизнь православных приходов на Алтае и деятельность Духовной Миссии были разрушены, большинство приходов, школ, библиотек прекратили свое существование. В 1920-1930-х годах все монастыри, миссионерские станы, часовни были закрыты, большинство из них разорены и уничтожены. От более чем 600 приходов к 1945 году в Алтайском крае осталось всего три: Покровский собор в Барнауле, Успенский собор в Бийске и Михаило-Архангельский храм в Рубцовске.
Возрождение православия и миссионерской деятельности на Алтае началось в конце 80-х годов XX века. В эти годы Алтай поделенный в 1991 году на два субъекта Российской Федерации — Алтайский край и Республику Алтай находился под церковным управлением правящего архиерея Новосибирской и Барнаульской епархии епископа Тихона (ныне архиепископ Новосибирский и Бердский). По всему Алтаю начали строиться и восстанавливаться храмы, создаваться приходы, возрождаться и возвращаться для всеобщего почитания великие святыни Алтайской земли, вспоминаться и являться людям свидетельства великих духовных подвигов алтайских архипастырей, пастырей и православных мирян, начали укрепляться основы церковной жизни и православные обычаи.
Большую роль в возрождении православия на Алтае сыграл визит в 1991 году Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Барнаул и Бийск. В краевом центре Святейшим Патриархом было освящено место под строительство Александро-Невского собора, а также была возвращена верующим Свято-Никольская церковь. После этого знаменательного события городские и краевые власти вернули Церкви Знаменский храм, храмы во имя святителя Димитрия Ростовского в Барнауле и Бийске.
26 февраля 1994 года была образована самостоятельная Барнаульская и Алтайская епархия. Первым епископом Барнаульским и Алтайским стал Преосвященнейший Антоний (+2001).
В настоящее время епархией управляет епископ Барнаульский и Алтайский Максим. Сегодня в епархии действуют: шесть монастырей — Знаменский женский монастырь в Барнауле, Ксение-Покровский в г. Яровое, Богоявленский женский монастырь в г. Камень-на-Оби, Иоанно-Кронштадтский женский монастырь архиерейского подворья в с. Кислуха, Казанский мужской монастырь в с. Коробейниково, Свято-Димитриевский мужской монастырь в г. Алейске; три скита — в честь Иверской иконы Божией Матери в с. Ребриха, Иоанно-Предтеченский скит в с. Сорочий Лог и Иоанно-Богословский скит в с. Чемал; зарегистрировано 179 приходов, в которых трудится около 200 священнослужителей.
Есть на земле места, отмеченные особой благодатью, Иоанно-Предтеченский женский скит Знаменского монастыря в селе Сорочий Лог – одно из таких мест. Ориентиром для приезжающих служит серебряная глава звонницы на вершине холма и вывеска «Женский Богородице-Казанский, Иоанно-Предтеченский скит». Неподалеку от храма находится святой источник. По свидетельству местных жителей источник пробился в 1915 году и получил название Святой ключ. Воды и грязи источника считаются целебными. По преданию в 1920-х годах около него расстреляли около 20 крестьян и священников во главе с отцом Максимилианом. Вместе с мучениками безбожники решили похоронить и источник. Все засыпали песком, но он все время пробивался и снова смывал песок.
В 1995 году рядом со святым ключом был образован скит Иоанна Крестителя. Первыми его насельниками были два монаха. Сейчас в скиту живут и трудятся во славу Божию несколько монахинь.
11 сентября паломническая группа в составе 20 человек в 6 утра ступила на святую землю. Вступив на землю скита, встречаешься с чудом современного зодчества: одинокий храм с башенной звонницей. Рядом – небесный страж Архангел Михаил с мечом в руках – защитник и покровитель скита. Невдалеке на возвышении виднеется огромный крест с Распятием Спасителя. Все из дерева. Рука мастера искусно изобразила каждую деталь лица, каждую складку на одежде.
Очень трудной была ночная дорога, учитывая преклонный возраст людей. Но выйдя из автобуса мы ощутили свежесть воздуха и умиротворение в душе от увиденных красот. Сестры-монахини встретили нас, как встречают самых дорогих гостей, рассказали распорядок дня. Специально для нас в 6:15 утра уже распахнули двери 2 церковные лавки, где спокойно и без очереди могли заказать требы, поставить свечи и купить что-то на память. В 8:00 начался водосвятный молебен, где нас окропили святой водой, потом мы пошли на источник, зажгли свечи Казанской Божией Матери, помолились набрали воды, и поднялись на гору к распятию Иисуса Христа на кресте. Поблагодарили и оставив монетки как благодарность пошли в березовую рощу. Такую красоту можно встретить только у нас в России.
К 9:00 мы были на праздничной литургии посвященной Усекновению Главы Иоанна Предтечи. После херувимской песни желающие могли исповедаться, причаститься. После праздничной литургии был крестный ход вокруг храма. Владыка Максим все окропил водой, пожелав: «Пусть посещение Иоанно-Предтеченского женского скита оставит в вашей душе неизгладимый след даст вам здоровье телесное и духовное. Да поможет вам Бог!» С этими словами всем детям подарили по шоколадке и иконке, а взрослым иконку.
В 13:00 была трапеза где нас очень сытно и вкусно накормили салатом из свежих огурцов и помидор, борща, гречки с тушеными кабачками и морковью, кашей рис, пшено, горох в луковом соусе и чай.
На прощание еще раз сходили к источнику. Металлическая арка, камене ступени, ведущие к деревянному настилу, купальня – все искусно сделано паломниками в благодарность за полученные от источника исцеления. Маленький родник заботливо оберегаемый колодцем, маленькое озерцо с целебной глиной, икона Казанской Божией Матери, охраняемая инокинями от зноя и морозов – останется в душе каждого верующего.
Красота здешней природы, доброе, милосердное отношение сестер создают особое уединение с Богом. Настраивают на любовь и сострадание к ближнему, вдохновляют на благие дела и очищают душу
Есть на земле места, отмеченные особой благодатью, Иоанно-Предтеченский женский скит Знаменского монастыря в селе Сорочий Лог – одно из таких мест. Ориентиром для приезжающих служит серебряная глава звонницы на вершине холма и вывеска «Женский Богородице-Казанский, Иоанно-Предтеченский скит». Неподалеку от храма находится святой источник. По свидетельству местных жителей источник пробился в 1915 году и получил название Святой ключ. Воды и грязи источника считаются целебными. По преданию в 1920-х годах около него расстреляли около 20 крестьян и священников во главе с отцом Максимилианом. Вместе с мучениками безбожники решили похоронить и источник. Все засыпали песком, но он все время пробивался и снова смывал песок.
В 1995 году рядом со святым ключом был образован скит Иоанна Крестителя. Первыми его насельниками были два монаха. Сейчас в скиту живут и трудятся во славу Божию несколько монахинь.
11 сентября паломническая группа в составе 20 человек в 6 утра ступила на святую землю. Вступив на землю скита, встречаешься с чудом современного зодчества: одинокий храм с башенной звонницей. Рядом – небесный страж Архангел Михаил с мечом в руках – защитник и покровитель скита. Невдалеке на возвышении виднеется огромный крест с Распятием Спасителя. Все из дерева. Рука мастера искусно изобразила каждую деталь лица, каждую складку на одежде.
Очень трудной была ночная дорога, учитывая преклонный возраст людей. Но выйдя из автобуса мы ощутили свежесть воздуха и умиротворение в душе от увиденных красот. Сестры-монахини встретили нас, как встречают самых дорогих гостей, рассказали распорядок дня. Специально для нас в 6:15 утра уже распахнули двери 2 церковные лавки, где спокойно и без очереди могли заказать требы, поставить свечи и купить что-то на память. В 8:00 начался водосвятный молебен, где нас окропили святой водой, потом мы пошли на источник, зажгли свечи Казанской Божией Матери, помолились набрали воды, и поднялись на гору к распятию Иисуса Христа на кресте. Поблагодарили и оставив монетки как благодарность пошли в березовую рощу. Такую красоту можно встретить только у нас в России.
К 9:00 мы были на праздничной литургии посвященной Усекновению Главы Иоанна Предтечи. После херувимской песни желающие могли исповедаться, причаститься. После праздничной литургии был крестный ход вокруг храма. Владыка Максим все окропил водой, пожелав: «Пусть посещение Иоанно-Предтеченского женского скита оставит в вашей душе неизгладимый след даст вам здоровье телесное и духовное. Да поможет вам Бог!» С этими словами всем детям подарили по шоколадке и иконке, а взрослым иконку.
В 13:00 была трапеза где нас очень сытно и вкусно накормили салатом из свежих огурцов и помидор, борща, гречки с тушеными кабачками и морковью, кашей рис, пшено, горох в луковом соусе и чай.
На прощание еще раз сходили к источнику. Металлическая арка, камене ступени, ведущие к деревянному настилу, купальня – все искусно сделано паломниками в благодарность за полученные от источника исцеления. Маленький родник заботливо оберегаемый колодцем, маленькое озерцо с целебной глиной, икона Казанской Божией Матери, охраняемая инокинями от зноя и морозов – останется в душе каждого верующего.
Красота здешней природы, доброе, милосердное отношение сестер создают особое уединение с Богом. Настраивают на любовь и сострадание к ближнему, вдохновляют на благие дела и очищают душ