анастасов монастырь одоев расписание богослужений
Рождества Богородицы Анастасов мужской монастырь Епархиальные монастыри РПЦ
История
Рождества Богородицы Анастасов мужской монастырь расположен в красивом месте на невысоком холме на правом берегу реки Упы. Напротив него раскинулся тихий провинциальный, но очень древний город Одоев..
В 1517 году он отразил набег крымских татар, неожиданно появившихся под Тулой. И, видимо, после этой победы в своей вотчине близ Одоева был основан монастырь Рождества Пречистыя Богородицы, получивший название Анастасов по имени первого настоятеля этой обители игумена Анастасия.
В 1674 году к храму была пристроена шатровая колокольня. Храм имеет три придела: главный Рождества Богородицы (21 сентября), и два боковых – св. вмч. Екатерины (7 декабря) и прп. Варлаама Хутынского (первая пятница Петрова поста и 19 ноября). В XVI, XVII и XVIII столетиях монастырь причислялся к Лихвинскому уезду (ныне город Чекалин) и именовался Лихвинским Анастасовым монастырем.
Монастырю в разное время принадлежали села и деревни, а именно: в первой половине XVI века Анастасовой обители даны были в вечное владение князьями Воротынскими деревни Рымшино, Мартыновская, Подроманово.
В первой четверти XVIII столетия монастырскими вотчинами были: Лихвинского уезда Подмонастырская слободка (теперь с. Анастасово), в которой находился Архиерейский скотный двор; Одоевского уезда село Дряплы с деревнями; Белевского уезда село Ласинское; Новосильского уезда село Подъяковлево.
Из монастырских деревень упоминаются: Красенки, Филимоново, Татьево, Голенево, Подроманово и Гостыж.
В XVIII веке после разорительных Петровских реформ, когда народ и страна сильно обеднели, обнищала и Анастасова обитель. В 1722 году, как пишет летописец, в монастыре кроме игумена не было ни одного иеромонаха и службы церковно отправлять было некому.
Ну, а в царствование «просвещенной» императрицы Екатерины II, по законоположению 1764 года «Об изъятии монастырских земель в пользу казны», обитель лишилась последних средств к существованию, и в 1784 году была упразднена и обращена в приходскую церковь для села Анастасова и деревень Татьево, Филимоново, Красенки.
В 1870 году к приходскому храму Рождества Богородицы был приписан приход села Красное. Во времена смуты и лихолетья в 1931 году храм был закрыт и, как многие тогда церковные здания, обращен в овощное хранилище. В 60-е годы ХХ века по решению Правительства РСФСР церковь Рождества Богородицы была признана памятником архитектуры. Начались реставрационные работы для того, чтобы в храме разместить музей филимоновской игрушки.
Но в начале 80-х годов финансирование реставрационных работ было прекращено, и вновь в беспризорной обители воцарилась мерзость запустения.
Настоятель
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Храмы и Богослужения
По преданию, первоначальный храм Рождества Пресвятой Богородицы был деревянный, а в семидесятых годах XVII столетия был выстроен каменный Храм. Строителем храма был игумен Иона, при содействии Преосвященного Павла, Митрополита Сарского и Подонского.
.Монастырь основан в 16 веке князем Иваном Михайловичем Воротынским. В 1550-х годах в монастыре была построена деревянная церковь, на месте которой в 1669-1675 гг. был воздвигнут дошедший до наших времен каменный храм. Архитектор неизвестен. В архитектуре храма мы встречаемся с очень характерными для древнерусского зодчества композиционными приемами: живописной асимметрией объемного построения, со сложным планом и с подкупающей свободой, с которой мастер решал архитектуру храма. Все здание покоится на высоком подклете (цокольном этаже). Высокий, почти кубический объем церкви, покрытый четырехскатной (уже утраченной) крышей увенчан широко расставленным пятиглавием. К основному объему примыкает невысокая апсида, с запада — монастырская трапезная. Творческая одаренность зодчего сказалась в эффектном вчленении в общую композицию южной двухъярусной арочной галереи. Зрительно объединяя трапезную с апсидой и закрывая по пояс стоящий за ней высокий объем, монументальная галерея придает зданию своеобразный и запоминающийся облик.
Место для постройки выбрано с большим художественным чутьем. Массивный объем церкви на редкость органично вписался в живописную панораму речного берега. Строгая архитектура храма донесла до нас сосредоточенную настороженность середины XVII века, когда на Тульской земле были свежи воспоминания о годах лихолетья и татарских набегов. Объемно-пространственное построение храма довольно сложно. К основному высокому объему собственно церкви примыкают: с востока — прямоугольный в плане алтарь, с севера — оба придела — Валаама Хутынского и Екатерины — и между ними проход к колокольне, с юга — двухэтажная арочная галерея с папертью в вернем этаже. С запада к церкви примыкает монастырская трапезная.
За истекшие три века многое в памятнике было переделано, утрачено, искажено и перестроено.
Судя по сведениям более чем столетней давности и по описаниям сравнительно недавнего времени, прихожане входили в храм со стороны колокольни. Вход этот сохранился до наших дней. Через простой арочный проем, лишенный декоративного оформления, мы попадаем в тесные сени. Налево — миниатюрный придел в честь Варлаама Хутынского, прямо — вход в церковь, точнее говоря, на ее левый клирос.
Через двойной проем в южной стене церкви пройдем в арочную галерею. Дверной проем, через который мы вышли на галерею, украшен с внешней стороны богатым многоступенчатым порталом: в западном торце галереи виден заложенный теперь вход в трапезную, обрамленный простым, но выразительным наличником. Арочные проемы галереи имеют разную ширину6 самый широкий размещен в оси ступенчатого портала, самый узкий — в третьем проеме, считая от трапезной.
Очень интересен интерьер трапезной. В монастырском строительстве XV-XVII веков выработался устойчивый и часто применявшийся тип так называемых одностолпных трапезных. Просторное помещение перекрывалось сводами, опирающимся на один центральный столп. Трапезной присущи выразительная мощь и монументальность. Отличительной чертой является то, что несущий столп находится на в центре палаты, а несколько ближе к стене соседнего помещения.
В толще северной наружной стены устроена узкая лестница, связывающая трапезную с цокольным этажом, где размещалась монастырская кухня, хлебная и т.д.
Кирпичное входное крыльцо было устроено в 1883г.
Облик храма читается отчетливо и ясно. Главенствующее значение собственно церкви подчеркнуто ее высоким объемом и пятиглавием, главный вход в храм акцентирован двухэтажной арочной галереей; трапезная и апсида значительно ниже самой церкви; боковые приделы выявлены главками на стройных шейках; шатровая колокольня логично завершает композицию. Все предельно ясно, внутренне обосновано и архитектурно слаженно.
Декоративное обрамление храма решено сдержанно и с большим художественным тактом. Суровая гладь стен церкви смело противопоставлена ажурности арочной галереи. Высокий объем кажется более строгим, а аркада — воздушнее и легче.
Четверик церкви разделен лопатками на три поля, завершенные полукружьями. Трехчастное построение фасадов подражает схеме так называемых четырехстолпных храмов, где четырем внутренним столпам конструктивно отвечают лопатки на фасадах.
Широкая гладь стены прорезана двумя небольшими окнами. Пятиглавие, с его непропорционально малыми главами на тонких и слишком широко расставленных барабанчиках противоречит монументальности основного объема. Окна прорезаны только в барабане центральной главы; четыре угловые барабанчика поставлены наглухо на сомкнутый свод церкви и имеют лишь декоративное значение.
Очень интересно и своеобразно решен восточный фасад апсиды: две полуколонки делят его на три слегка выпуклых поля с окном в каждом из них. Декоративное убранство остальных частей здания очень скромно. Единственным, но зато действенным украшением являются оконные наличники в формах, характерных для начала и середины XVII века. Прекрасно сложенные своды здания опираются на мощные, чуть ли не до двух метров толщиною стены. В подклете они сложены из белого камня, в верхнем этаже — из очнь больших, хорошо обожженных кирпичей. Пяты сводов и арок умело укреплены железными связями. Купола и главки выполнены из кирпича.
Отошел ко Господу один из старейших клириков Русской Церкви схиархимандрит Аверкий (Швецов-Загарский)
Москва, 1 марта 2018 г.
24 февраля в 17.40, во время пения «Ныне отпущаеши», на 103 году жизни скончался схиархимандрит Аверкий (Швецов-Загарский), один из старейших клириков Русской Православной Церкви, насельник Рождества Богородицы Анастасова монастыря Одоевского района, известный также как архимандрит Анастасий из Одоева.
Последние годы батюшка прожил в Богородице-Рождественском Анастасовом монастыре Одоевского района Тульской области, основанном в первой половине XVI века на высоком берегу реки Упы. Этот древний монастырь стал местом знакомства для многих верующих со старцем.
Схиархимандрит Анастасий, в миру – Борис Владимирович Швецов-Загарский, сын репрессированного в 1937 году протоиерея Владимира Афанасьевича Швецова и Елены Ивановны Загарской. Родился он в 1915 году в Вятской области, в селе Лебяжье, в многодетной семье.
После окончания школы Борис поступил в медицинское училище. Получив профессию, работал фельдшером. Сам отец Аверкий прошел Финскую и Великую Отечественную войны. Во время последней в Латвии попал в окружение и на два с половиной года оказался в немецком плену.
После освобождения из плена, по окончании войны, он вместе с другими военнопленными был интернирован на Запад. По распределению отца Аверкия направили в Аргентину, где он и прожил 10 лет.
Аргентина стала для него местом начала особого духовного пути, где он принимает решение последовать примеру отца – посвятить свою жизнь служению Богу. В Аргентине знакомится с Архиепископом Иоасафом (Скородумовым), которому помогал, келейничал, а позже принял от него монашеский постриг с именем Анастасий. Позже владыка рукоположил Анастасия в иеродиакона и иеромонаха. По воспоминаниям батюшки, после тяжелой болезни в 1955 году владыка Иоасаф умер у него на руках.
В середине 50-х батюшка переехал в США, где закончил Свято-Троицкую духовную семинарию в Джорданвилле. Был келейником у митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Анастасия (Грибановского).
В Америке батюшка был настоятелем православного собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско, хранителем чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Курская-Коренная, которая с конца 50-х была перенесена в ставропигиальный домовый храм Русской Православной Церкви Заграницей. Много ездил батюшка с чудотворной иконой, посещая дальние приходы зарубежья.
Десятилетия прослужил отец Анастасий в храмах Северной и Южной Америки, но всегда отзывался о них с особенной благодарностью и теплотой. Большой радостью было для него знакомство со свят. Иоанном Шанхайским, с которым он имел личное общение в Сан-Франциско, архиеп. Аверкием (Таушевым) и другими. Иконку свят. Иоанна всегда возил со собой и часто любил его вспоминать.
В 80 лет отец Анастасий ушел на покой и переехал в Нью-Йорк.
Будучи уроженцем Вятской земли, батюшка несколько раз приезжал в Россию, любил монастыри, храмы, богослужение в них. Мысль о возвращении домой его не оставляла.
Однажды одна из духовных дочерей батюшки рассказала о нем игумену Парфению (Сачкову), настоятелю Богородице-Рождественского Анастасового монастыря. Позже в Москве у них состоялась встреча, и отец Анастасий согласился переехать в Одоев.
Для братии и всех верующих это была большая радость. Приходили на исповедь, за молитвой, за благословением, утешением, советом – каждый со своим. Какое-то время батюшка был духовником епархии, но для столетнего человека – это очень тяжелое послушание.
Каждый приходящий находил в нем свидетельство Божией силы, радости и благодати. Как сказал владыка Серафим, епископ Белёвский и Алексинский в своем слове на отпевании – отец Анастасий был тем драгоценным камнем, через который сиял Божественный Свет утешения и любви, мудрости и понимания для каждого человека. Владыка Серафим был хорошо знаком с отцом Анастасием, несколько раз приезжал в монастырь, лично общался.
В апреле 2017 года архимандрит Анастасий принял схимнический постриг с именем в честь святого равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского. Постриг совершил игумен монастыря в сослужении схимника и братии Оптиной пустыни.
В последнее время батюшка почти не принимал, ведь 7 апреля ему могло бы исполниться 103 года. Но несмотря на все физические трудности, осенью прошлого года батюшка съездил на святую гору Афон, где молился во многих монастырях.
В память для своего монастыря, батюшка привез Иверскую икону Богородицы, в канун памяти которой и праздника Торжества Православия схиархимандрит Аверкий и отошел ко Господу.
Отпевание схиархимандрита Аверкия состоялось 26 февраля в Богородице-Рождественском Анастасовом монастыре, которое совершил епископ Белёвский и Алексинский Серафим в сослужении братии и духовенства из разных обителей и храмов России. Похоронен батюшка на монастырском кладбище. Его имя внесли в заупокойные синодики для поминания во всех храмах и монастырях Белевской епархии.
Царство Небесное и вечный покой новопреставленному схиархимандриту Аверкию!
9-й день выпадает на 4 марта, а 40-й день на 4 апреля – Великую среду, всего несколько дней до его дня рождения – 7 апреля и Светлого Христова Воскресения.
Просим Ваших молитв о батюшке!
Подготовил свящ. Владимир Мандзюк-Ильницкий
Богородицерождественский Анастасов муж. монастырь
301440, Тульская область, Одоевский район, с. Анастасово. ВКонтакте: vk.com/anastsov.monastery
Духовенство Анастасова монастыря
Игумен Парфений (Сачков Михаил Викторович) – игумен монастыря
Дата рождения 16.11.1962
День тезоименитства 07/20 февраля
Диаконская хиротония 04.09.1989 г.
Священническая хиротония Великая суббота 1991г.
Светское образование 2 курса МГИАИ
Телефон: 9163965821
Е-mаil: bnl0272@yandex.ru
Игумен Корнилий (Куимов Максим Львович) – благочинный монастыря
Дата рождения 30.05.1970
День тезоименитства 20 февраля/05 марта
Диаконская хиротония 05.01.1997 г.
Священническая хиротония 14.12.1997 г.
Светское образование МАИ 1995 г.
Телефон: 9105570177
Е-mаil: bnl0272@yandex.ru
Иеромонах Иннокентий (Кильдеев Равиль (Иоанн) Саитович)
Дата рождения 20.09.1968 г.
День тезоименитства 23 сентября/06 октября
Диаконская хиротония 16.05.1999 г.
Священническая хиротония 02.01.2000 г.
Светское образование Самарская Архитектурно-строительная Академия 1997
Телефон: 9156903157
Е-mаil: bnl0272@yandex.ru
Храмы Анастасова монастыря
– в честь кого храм | Рождества Пресвятой Богородицы |
– адрес | 301440 Тульская область Одоевский район с.Анастасово д.41 |
– когда освящен | 26 августа 2015 |
-престольный праздник( здесь указываются все престольные торжества храма) | 08 /21 сентября- Рождество Пресвятой Богородицы 24 ноября / 07 декабря- вмц. Екатерина Первая пятница Петрова поста, 06 /19 ноября-прп. Варлаам Хутынский |
-духовенства храма: настоятель, клирики | Игумен Парфений (Сачков) Игумен Корнилий (Куимов) Иеромонах Иннокентий (Кильдеев) |
– контакты храм | 48736-54771 |
-E-mail: | bnl0272@yandex.ru |
-Историческая справка | Рождества Богородицы Анастасов мужской монастырь расположен в красивом месте на невысоком холме на правом берегу реки Упы. Напротив него раскинулся тихий провинциальный, но очень древний город Одоев, в котором ныне проживает около шести тысяч человек. Точная дата основания монастыря неизвестна, но мы знаем имя основателя обители – это удельный князь Иван Михайлович Воротынский – потомок св. блгв. князя Михаила Всеволодовича Черниговского (1245), мученика и исповедника (память 3 октября н.с.). Как свидетельствует летописец, Иван Михайлович Воротынский отличался храбростью в войнах против литвы и татар во многих битвах. В 1517 году он отразил набег крымских татар, неожиданно появившихся под Тулой. И, видимо, после этой победы в своей вотчине близ Одоева был основан монастырь Рождества Пречистыя Богородицы, получивший название Анастасов по имени первого настоятеля этой обители игумена Анастасия. Первоначальный храм Рождества Пресвятой Богородицы был деревянный. В семидесятых годах семнадцатого столетия, а именно – в 1673 году, был выстроен каменный, существующий поныне, взамен обветшавшего деревянного. Строителем этого нового храма стал 22-й настоятель монастыря игумен Иона. В 1674 году к храму была пристроена шатровая колокольня. Храм имеет три придела: главный Рождества Богородицы (21 сентября), и два боковых – св. вмч. Екатерины (7 декабря) и прп. Варлаама Хутынского (первая пятница Петрова поста и 19 ноября). В XVI, XVII и XVIII столетиях монастырь причислялся к Лихвинскому уезду (ныне город Чекалин) и именовался Лихвинским Анастасовым монастырем. Монастырю в разное время принадлежали села и деревни, а именно: в первой половине XVI века Анастасовой обители даны были в вечное владение князьями Воротынскими деревни Рымшино, Мартыновская, Подроманово. В первой четверти XVIII столетия монастырскими вотчинами были: Лихвинского уезда Подмонастырская слободка (теперь с. Анастасово), в которой находился Архиерейский скотный двор; Одоевского уезда село Дряплы с деревнями; Белевского уезда село Ласинское; Новосильского уезда село Подъяковлево. Из монастырских деревень упоминаются: Красенки, Филимоново, Татьево, Голенево, Подроманово и Гостыж. В XVIII веке после разорительных Петровских реформ, когда народ и страна сильно обеднели, обнищала и Анастасова обитель. В 1722 году, как пишет летописец, в монастыре кроме игумена не было ни одного иеромонаха и службы церковно отправлять было некому. Ну, а в царствование «просвещенной» императрицы Екатерины II, по законоположению 1764 года «Об изъятии монастырских земель в пользу казны», обитель лишилась последних средств к существованию, и в 1784 году была упразднена и обращена в приходскую церковь для села Анастасова и деревень Татьево, Филимоново, Красенки. В 1870 году к приходскому храму Рождества Богородицы был приписан приход села Красное. Во времена смуты и лихолетья в 1931 году храм был закрыт и, как многие тогда церковные здания, обращен в овощное хранилище. В 60-е годы ХХ века по решению Правительства РСФСР церковь Рождества Богородицы была признана памятником архитектуры. Начались реставрационные работы для того, чтобы в храме разместить музей филимоновской игрушки. Но в начале 80-х годов финансирование реставрационных работ было прекращено, и вновь в беспризорной обители воцарилась мерзость запустения. Богородице-Рождественский Анастасов монастырь. Приезжайте!Не всякий сегодняшний богомолец доберется до Анастасова монастыря, что близ городка Одоева в Тульской области. Удивление на лице игумена Парфения было безмерным, когда он увидел вереницу наших машин: паломников, которых не испугал и случившийся накануне гололед. А мы были сполна вознаграждены гостеприимством отца настоятеля, рассказавшего о прошлом и настоящем древней обители. О прошломЧерез четыре года Анастасову монастырю исполнится полтысячи лет. Точный год основания не известен. Предполагают, что обитель была основана около 1525 года. Ее устроили на своих землях благочестивые князья Воротынские. В округе они основали несколько монастырей. Первого настоятеля звали Анастасий. По его имени и стала называться обитель. Одно из предположений об именовании монастыря – отец Анастасий был человеком известным, снискавшим в народе уважение. Опять же предположительно, он был пострижеником Кирилло-Белозерского монастыря, где была устроена усыпальница князей Воротынских. Они-то, вполне возможно, и пригласили к себе из известной им обители будущего устроителя монастыря. Неслучайность посвященияТак и повелось из древности – Богородице-Рождественский Анастасов мужской монастырь. Посвящение главного престола Рождеству Пресвятой Богородицы связано с Куликовской битвой, произошедшей в день этого праздника, когда русские войска одержали победу над полчищами Мамая. Тогда, в XIV веке Одоев был пограничным городом, расположенным по соседству с Польско-Литовским княжеством. И именно у Одоева станом встал князь Ягайло, направлявшийся на подмогу Мамаю. Князья Одоевские, выйдя в ночи с факелами, устроили «показательные выступления», демонстрируя недюжинную силу и многочисленность войска. Пораженный увиденным, Ягайло решил поворотить вспять. Вскоре его настигла весть о разгроме войска Мамая на Куликовом поле. Предполагают, что именно на месте покинутого стана впоследствии и был устроен Анастасов монастырь. Поэтому посвящение Рождеству Богородицы совершенно не случайно. Монастырь располагается на высоком берегу реки Упы. Здесь открывается потрясающий вид, в котором – ощущение простора необъятной Родины. Эта красота и покорила однажды и навсегда отца Парфения, нынешнего настоятеля Богородице-Рождественского Анастасова монастыря. Он прибыл сюда в феврале 2002 года. От древнего монастыря на тот момент сохранился только каменный храм, возведенный по проекту известного в здешних местах игумена Ионы в 1673 году. При игумене Ионе случился и расцвет обители. Игумен Иона построил храм такой красоты, что одоевские жители упросили его возвести подобный и на своем городище, что и было устроено. Правда, та церковь в честь Воскресения Христова в ХХ веке была взорвана. А собор в честь Рождества Богородицы Анастасова монастыря устоял. При секуляризации церковных земель в царствование Екатерины II монастырь упразднили, храм стал действовать как приходской. Сейчас братия Анастасова монастыря насчитывает 24 человека. С Божьей помощью привели в порядок не только собор-памятник, но и братские корпуса, гостиницу для духовенства, а также трапезную. Все здания, в том числе и хозяйственные постройки, выдержаны в стиле XVII века и составляют единый архитектурный ансамбль, который особенно гармонично смотрится с противоположного берега Упы. А когда сюда из Оптиной пустыни приехал отец Парфений, он застал здесь полную разруху. – В 2002 году указом Святейшего Патриарха Алексия II меня грешного, тогда иеромонаха Парфения, назначили сюда, чтобы начать монашескую жизнь в возрождающейся обители. Храм был без крыши, дверей, окон. Своды в некоторых местах полностью разрушены. Небо было видно. Сосульки такие страшные свисали. Все было разбито, загажено. Даже жить было негде. Но этот вид, тишина, безмолвность… все мне пришлось по душе. Само место наполняло душу какой-то радостью. И руины храма не пугали. Мы были тогда еще молоды. Но Бог дал нам построить… – А мне кажется, что мало. Потихонечку еще строимся… Будем замыкать монастырское каре, – отец Парфений показывает на недостроенную стену. – Еще корпус будет, угловая башня, и туда стена пойдет… Человек состоит из души и тела. И обе эти части должны трудиться в равной степени. Молитва – работа души, физический труд – работа тела. Перекос в одну из сторон – нарушение гармонии. Монах, который много работает и молится, – личность гармоничная, – говорит отец настоятель, ведя нас в храм. Старец Анастасий из Анастасова монастыряПоследние десять лет своей жизни в Анастасовом монастыре подвизался архимандрит Анастасий (Швецов-Загарский), в схиме схиархимандрит Аверкий. Родившийся в 1915 году в семье священника, он прожил удивительно долгую жизнь, прошел две войны, попал в плен, иммигрировал в США. Почти 60 лет прослужил настоятелем православного собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско, а в 96 лет принял решение вернуться в Россию. И стал насельником Рождества Богородицы Анастасова монастыря, где провел свои последние годы. Батюшка отошел ко Господу на 103 году жизни. Он много исповедовал, никому не отказывал и в добром слове и совете. Часто говорил о том, что не мог не поехать в Россию, ведь отец Парфений его позвал и ждал! – Мне рассказали про отца Анастасия, который уже в преклонном возрасте мечтал вернуться в Россию, на Родину. Как-то один мой знакомый спросил, не знаю ли я места, где он мог бы пребывать. А я и ответил, что лучшего места для отца Анастасия, чем Анастасов монастырь не найти. И он приехал! Ему было 96 лет. К нему потянулись люди, и он был очень рад своей нужности. Последние годы жизни смог потрудиться на Родине, в древнем монастыре… Отец Парфений рассказывает нам, стоя на высоком крыльце перед входом в храм. Тут же он обращает наше внимание на величественный поклонный крест, установленный на месте предполагаемого захоронения Никиты Лупповича Колупаева, который в период Смутного времени не присягнул захватчикам и был сброшен с башни Одоевской крепости. Неизвестный герой… нет его имени в учебниках истории, а в древнем монастыре его поминают и рассказывают о подвиге, о жизни, отданной Отечеству… Как икона вернулась в свою обительМы заходим в большой и величественный храм. Здесь 19 лет назад состоялась первая Литургия – в день престольного праздника, 21 сентября 2002 года. Сейчас службы проходят в теплом приделе в честь великомученицы Екатерины. Отец Парфений подводит нас к иконе великомученика Георгия Победоносца. – Здесь написано, – переворачивает икону тыльной стороной: – «Сооружена и преподнесена в дар Одоевскому Анастасову монастырю на молитвенную память трудами и стараниями паломника Свистунова Николая Фомича 10 августа, 1900 года». Когда мы сюда пришли, я дал объявление в местную газету Одоева, спрашивал у многих, сохранились ли у кого святыни, иконочки, может быть, какая-то утварь, которая была в этом монастыре, в этом храме. В объявлении написал, что мы готовы приобрести все это за вознаграждение. Но никто не откликнулся. Ни у кого ничего не осталось, все бесследно исчезло. А в прошлом году произошло вот такое интересное событие. Я приезжаю на вернисаж в Измайлово и подхожу к одной тетушке. Она мне недорого продала икону преподобной Марии Египетской ХIХ века, которая теперь находится у нас в алтаре. Спрашиваю, есть ли что-нибудь интересное? «Есть, – говорит, – Георгий Победоносец. Вот смотри. С мощами». – И вытаскивает из своих запасников икону. Я смотрю, а там надпись – «Анастасов монастырь»! Я чуть в обморок не упал: идет игумен по вернисажу и находит икону своего монастыря. Тетушка, конечно, сумасшедшую цену заломила. Но что поделать. Уйдет ведь икона. Потом всю жизнь будешь себя корить, что не предпринял никаких усилий, чтобы вернуть ее в монастырь. И я начал торговаться. А тут еще какой-то человек подошел: «О! с мощами», – говорит. Я стал молиться Георгию Победоносцу: «Святой Великомучениче Георгие, помоги приобрести икону в обитель». Так мы в тот день ни о чем и не договорились с продавщицей. Я взял у нее номер телефона. А потом одному хорошему человеку посетовал, что дела плохо идут… И он меня выручил, дал денег. Икона, кстати, афонского письма… «Не бойтесь»Отец Парфений открывает нам могучие двери и вводит в летний храм в честь Рождества Богородицы. Там, конечно, прохладно. Но дух захватило от красоты. Как, наверное, и многие, начинавшие когда-либо стройку, настоятель наталкивался сперва на недобросовестных работников. Потом поиски привели к проверенным людям. Много лет в монастыре трудятся бригады, работавшие и в Оптиной пустыни. А паникадило, удивительной красоты, сделал в течение восьми месяцев тульский кузнец. И такого паникадила больше нигде нет, без аналогов. Не могли не коснуться в беседе насущной темы – пандемии. Отец Парфений рассказал о том, как переболел коронавирусной инфекцией в самом начале мая. – Звоню братии – копайте могилу. Они мне: «Подожди, до тебя еще очередь не дошла». Знаете, после этого ковида у меня здоровье поправилось. У меня диабет, все время сахар был 9-10, а тут – 4, 2 и 4, 6. Это все-таки такая шоковая терапия для организма. 26 килограммов сбросил. У меня два инсульта было в 2017 и в 2018 году, давление все время высокое. А сейчас 120 на 80. Так что ковид – это не происки террористов. Бог послал нам эту болезнь для нашего вразумления. Не бойтесь ковида. Это мое, возможно, необъективное, мнение. Еще отец Парфений вспоминал благословенные 90-е годы ХХ века. С добротой говорил об Оптиной пустыни. Но Анастасово, место, наполненное красотой, тишиной и молитвой, давно стало для него своим, родным. Недалеко от Анастасова монастыря, на месте источника, который в народе зовут Гремячим, находится монастырский скит. Там храм в честь Чуда Архистратига Михаила в Хонех, устроена пасека. Тихо и неспешно протекает монастырская жизнь. Здесь никто никуда не торопится. Живут без претензий, радуясь, печалясь, молясь… все идет своим чередом. Строится гостиница… Приезжайте! Материал подготовила Юлия Стихарева Фото: Илья Гарбузов Богородице-Рождественский Анастасов монастырь находится в Одоевском районе Тульской области в селе Анастасово.
|