андреев проза истории поэзия мифа и проза истории

Андреев проза истории поэзия мифа и проза истории

Сказка — ложь, да в ней намек…

Миф и история… Два этих слова обычно воспринимаются как понятия, абсолютно исключающие друг друга. Если под историей с тех пор, как существует особая историческая наука, мы привыкли понимать достоверный рассказ о прошлом, в котором автор отвечает за каждое свое слово, за каждый упомянутый факт, то мифом мы, как правило, называем нечто прямо противоположное такому рассказу, а именно повествование, наполненное всевозможными чудесами, событиями невероятными, невозможными, если подходить к ним с точки зрения нормального человеческого рассудка.

А между тем не так уж трудно убедиться в том, что оба эти вида «свидетельств» о прошлом довольно тесно связаны между собой и что найти разделяющую их пограничную черту подчас бывает не так-то просто. Ведь история практически всех известных сейчас народов земного шара, как существующих в настоящее время, так и давно уже сошедших с исторической сцены, как правило, начинается именно с мифов и легенд, то есть с древних сказаний[1] (возраст большинства из них не поддается определению), в которых авторы, чаще всего не называющие своего имени, повествуют о происхождении своего народа, его древнейшем прошлом, его первых правителях, мудрецах и героях, о его скитаниях по чужим краям, о постигших его бедствиях и испытаниях, о войнах с соседними племенами и других событиях. Таким образом, в начале исторического пути любого из народов нашей планеты, пока он еще не успел обзавестись ни литературой в точном значении этого слова, ни настоящей наукой, миф, по существу, заменяет историю в ее основной функции копилки воспоминаний о событиях далекого прошлого.

Как уже было сказано, в мифах сплошь и рядом описываются происшествия, плохо укладывающиеся в обычное человеческое сознание, рассказывается о вещах, которых никто и никогда не видел собственными глазами. Без тени сомнения авторы мифов сообщают нам о чудесных превращениях людей в животных и растения или, наоборот, животных в людей, о поединках бесстрашных героев с кровожадными чудовищами или могучими великанами, о проделках злобных колдунов, о путешествиях в царство мертвых и многом другом, столь же невероятном. На сцене мифического повествования постоянно появляются боги, которые весьма активно вмешиваются в человеческие дела: одним героям оказывают помощь во всех их начинаниях и подвигах, других, напротив, карают за нечестивые поступки. Нетрудно заметить, что создатели этих удивительных историй были явно не в ладах с элементарной логикой (отсюда постоянные противоречия и неувязки как в содержании отдельных мифов, так и между их многочисленными версиями), они весьма произвольно обращались с такими важными историческими категориями, как время и пространство (поэтому в мифах одно и т же событие может происходить в совершенно разных местах или же повторяться до бесконечности в разное время и в разных обстоятельствах).

И все же в течение весьма длительного времени никому не приходило в голову, что можно усомниться в реальности описываемых в мифах необыкновенных событий. Мифам верили, потому что в них видели воплощение коллективного опыта и знаний многих поколений предков. Их достоверность гарантировал непререкаемый авторитет древних общинных традиций. В восприятии людей далекой древности мифы были чем-то вроде универсального толкового словаря или энциклопедии, в которых можно было найти ответы на все основные вопросы человеческого бытия. Мифы рассказывали о возникновении Вселенной и о начале всех наполняющих ее вещей, о родословной богов и героев, от которых вели свое происхождение целые роды и племена. В них объяснялись причины всевозможных природных явлений, сообщалось о катастрофах и различных стихийных бедствиях. В них же содержались и разнообразные исторические сведения. Правда, все начатки положительных знаний, так же как и отдельные элементы философских или этических учений, были тесно слиты в мифах с фантастическими образами первобытной религии, с древними суевериями и магическими обрядами. Представленная в мифах картина жизни Вселенной и человеческого рода, взятая как единое целое, безусловно, носила иррациональный, мистический характер и ни в коей мере не подчинялась законам логического научного мышления.

Историк, изучающий древнейшее прошлое той или иной страны или народа, неизбежно задается вопросом: как следует относиться к этим загадочным, неизвестно когда и кем сочиненным преданиям, весьма далеким от исторической действительности, но в то же время каким-то образом с нею связанным? Ведь не случайно в мифах нередко мелькают названия действительно существовавших в древности стран и городов, имена живших некогда исторических личностей, упоминаются действительно происходившие исторические события, хотя все это перемешано с колоссальными нагромождениями всевозможной фантастики, не имеющей к подлинной истории абсолютно никакого отношения. Конечно, проще всего было бы напрочь отказаться от использования мифов, так сказать, отлучив их от серьезной исторической науки и передав в ведение фольклористов и этнографов, занимающихся изучением народного творчества. Но это означало бы лишь признание собственной научной несостоятельности, ибо, поступив таким образом, мы просто рассекли бы достаточно важную и сложную проблему наподобие знаменитого гордиева узла, вместо того, чтобы тратить время на ее долгое и тщательное распутывание.

В книге нам хотелось бы показать читателю, что может миф дать историку в том случае, когда он ясно сознает всю необычность и своеобразие этого специфического источника информации. Подчеркнем попутно, что только при этом условии возможны настоящая историческая критика или исторический анализ мифологической традиции. Нам хотелось бы также, чтобы читатель смог с максимальной ясностью представить себе всю огромную дистанцию, отделяющую подлинную историю древности от той псевдоистории, которую нередко с завидной легкостью и быстротой «реконструируют» многие как древние, так и современные «исследователи» прошлого, опираясь на мифологические «свидетельства», но не отдавая себе ясного отчета в том, что они в действительности собой представляют.

Материал для своей книги мы черпали преимущественно из сокровищницы классической греческой мифологии — одной из самых древних и самых богатых мифологических систем в истории человечества. Наш выбор определялся отчасти тем, что сюжеты греческих мифов настолько прочно укоренились в современной европейской культуре, что их узнавание не потребует особенно большого труда от любого мало-мальски начитанного человека, чего не скажешь, допустим, о мифологиях Востока, например индийской или китайской. Кроме того, именно Греция как общепризнанная родина исторической науки открывает перед нами возможность сопоставления мифологического и противоположного ему научно-рационалистического подхода к историческим событиям уже на самых ранних этапах развития научной мысли. Наконец, как, вероятно, уже известно читателю, именно греческие мифы стали той путеводной нитью, которая в конце XIX — начале XX века привела европейских археологов к открытию древнейших культур Эгейского мира, ранее неизвестных науке.

Следует, правда, иметь в виду, что греческая мифология дошла до нас не в своем подлинном виде, как дошли, например, мифы австралийских аборигенов или южноамериканских индейцев, записанные этнографами прямо с их слов, а только в виде литературных переработок от сравнительно ранних (произведения Гомера, Гесиода и других поэтов так называемого архаического периода) до очень поздних (сочинения Плутарха, Лукиана, Павсания, Овидия, Нонна и других прозаиков и поэтов конца античной эпохи). При переводе мифа из его фольклорной формы в литературную он, что само собой разумеется, подвергался довольно жесткой «редакторской правке».

Уже в древнегреческом языке, откуда к нам пришло слово «миф» (mythos), оно заключало в себе весьма широкий спектр смысловых оттенков и значений. Под мифом греки могли подразумевать и просто речь или слово, и какое-нибудь изречение или поговорку, и рассказ, сказку или басню, и, наконец, древнее сказание или предание — значение, в котором мы чаще всего употребляем это слово теперь. Как особый жанр народного (фольклорного) творчества миф отличается от других его жанров, таких, как сказка, легенда, историческое предание, хотя в то же время имеет и немало общего с ними, из-за чего их часто смешивают между собой.

Источник

Поэзия мифа и проза истории

андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть картинку андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Картинка про андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории

Автор освещает несколько знаменитых и по праву пользующихся особым интересом греческих мифологических сюжетов, таких, как историчность Троянской войны, маршруты плавания Одиссея и аргонавтов, изобретения Дедала. Книга Ю. В. Андреева дает возможность выработать принципиальный подход к мифологическому материалу, вместо того чтобы в очередной раз носиться по безбрежному морю более или менее талантливых домыслов.

Надменный владыка царь Минос и победитель чудовищ Тесей, создатель загадочного Лабиринта хитроумный Дедал и его сын — несчастный юноша Икар, герои печально знаменитой Троянской войны и аргонавты — участники прославленного плавания за золотым руном — все эти хорошо знакомые каждому образы греческой мифологии пройдут перед вами на страницах книги. При этом перед читателем открывается увлекательная возможность вместе с автором заняться розыском первоисточников популярных древних сюжетов, проследить вплоть до самых истоков «родословную» центральных персонажей древних сказаний. В процессе этих поисков ему предстоит узнать много интересного и даже неожиданного.

Миф и история… Два этих слова обычно воспринимаются как понятия, абсолютно исключающие друг друга. Если под историей с тех пор, как существует особая историческая наука, мы привыкли понимать достоверный рассказ о прошлом, в котором автор отвечает за каждое свое слово, за каждый упомянутый факт, то мифом мы, как правило, называем нечто прямо противоположное такому рассказу, а именно повествование, наполненное всевозможными чудесами, событиями невероятными, невозможными, если подходить к ним с точки зрения нормального человеческого рассудка.

Поэзия мифа и проза истории скачать fb2, epub бесплатно

андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть картинку андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Картинка про андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории

В учебном пособии дано систематическое изложение основных событий древнегреческой истории начиная с зарождения первых государственных образований на Крите в конце III тыс. до н. э. и до падения эллинистического царства Птолемеев в I в. до н. э. и включения его в состав Римской империи. Прослеживаются происхождение и расцвет древнегреческой цивилизации, ее экономических и социальных структур, политических и государственных институтов, основных сфер древнегреческой культуры. Особое внимание уделяется богатому наследию эллинской культуры и ее мощному и многостороннему влиянию на развитие древнеримской и современной культуры. Учебное пособие содержит антологию текстов древних авторов: Гомера, Геродота, Фукидида, Аристотеля, Демосфена, Плутарха и др.

Для студентов (бакалавров) высших учебных заведений. Может быть полезно преподавателям лицеев и колледжей.

андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть картинку андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Картинка про андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории

«Греческое чудо». С помощью этих двух слов авторы книг и статей, посвященных греческой цивилизации, ее зарождению и развитию, нередко пытаются выразить всю ту сложную гамму мыслей и чувств, которая связана в их сознании с этим во всех отношениях необычным историческим феноменом. Но что чудесного совершил «этот полудикий рабовладельческий народец, очень хорошо изображавший наготу человеческого тела и строивший приятные на вид здания», как сказал однажды о греках не без оттенка иронии Лев Толстой? Этому и посвящена данная работа.

андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть картинку андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Картинка про андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории

Монография посвящена остро дискуссионному вопросу о происхождении ранне-греческого полиса. Работа написана на основе археологического материала, с одной стороны, и свидетельств гомеровских поэм — с другой. Монография рассчитана на преподавателей, аспирантов и студентов, занимающихся античностью, и на всех интересующихся историей Древней Греции.

андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть картинку андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Картинка про андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории

Предлагаемая монография выдающегося исследователя древнейшей истории античной Греции Юрия Викторовича Андреева является не только первым, но и единственным в отечественной истории исследованием узловой проблемы социально-экономического и политического развития Спарты, а именно проблемы культурного перевороты VI в. до н. э. Ввиду отсутствия надёжных письменных свидетельств, автор впервые в отечественной науке обращается к другому основному источнику информации – а именно к археологическому материалу, в первую очередь, к многочисленным и разнообразным произведениям лаконского искусства VII–VI вв. до н. э., обнаруженным в святилищах Орфии, Менелайона и других. Книга предназначена не только специалистам-античникам, но и всем интересующимся искусством и историей Древней Греции.

андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть картинку андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Картинка про андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории

андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть картинку андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Картинка про андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории

При всех своих недостатках Павел I сделал очень много для разрядки социальной напряженности в тогдашней России

Личность Павла I всегда вызывала противоречивые оценки. Весть о последовавшей с 10 на 11 марта 1801 г. смерти императора дворянство встретило всеобщим, солидарным ликованием, никакого траура в Петербурге не было, зато шампанское лилось рекой, а музыка на балах утихла только под утро. Простые люди восприняли это известие со скорбью, о Павле они говорили: «Он был наш отец». В народе достаточно быстро распространились слухи о том, что император умер не своей смертью, может быть, поэтому солдаты Преображенского и Семеновского полков и встретили первый выход Александра I к войскам не ликованием, а гробовым молчанием. В наше время на уровне школьного образования и массмедиа Павел I представляется либо совершенно ничтожным психопатом, либо просто больным, несчастным человеком, этаким российским Гамлетом. В учебнике для 9 класса по истории России ХIХ века, написанном авторитетным историком П. Зыряновым, царствованию Павла I посвящено всего полстраницы, где император предстает исключительно как «крайне вспыльчивый и несдержанный, легко впадающий в необузданную ярость» человек, в царствование которого были только «массовые аресты, ссылки, свирепая муштра, палочная дисциплина, цензура» и воровство точно такое же, как и при Екатерине II. В документальном сериале «Российская империя»

андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть картинку андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Картинка про андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории

Мы возвращались из штаба пехотной дивизии, расположенного внутри бетонной трубы под железнодорожной насыпью; там протекала когда-то небольшая речушка, ее закрыли дощатым настилом, поставили сверху штабные столы с картами, схемами, телефонами и управляли из этой трубы долгим и трудным боем за южную окраину Сталинграда.

Речушка порою давала о себе знать, глухо возилась под досками, хлюпала, просилась наружу маленьким ручейками и лужами, но к этому привыкли, как будто речушка стала частью штабного инвентаря.

андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть картинку андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Картинка про андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории

К западу от Туларосы

Перевод Александра Савинова

андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть картинку андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Картинка про андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории

Лучше головой, чем пулями

Перевод Александра Савинова

Остромордый чалый, поджав ногу, дремал на солнце у коновязи напротив «Салуна скотовода». Время от времени он помахивал хвостом и стучал копытом, отгоняя разомлевших от жары мух.

Поблизости, у некрашеной стены кафе «Бон Тон», в прохладной тени дощатого навеса над деревянным тротуаром дремал Чик Боудри, удобно развалившись на стуле, который спинкой подпирал стену. Надвинув шляпу на глаза, чувствуя приятную сытость после завтрака и кофе, он откровенно наслаждался минутой покоя.

андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть картинку андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Картинка про андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории

Мак-Куин с «Падающего К»

Перевод Александра Савинова

Фокс остановился рядом.

— Уорд, помнишь того старого пятнистого поганца с подранной шкурой? Это его пастбище, а мы его так и не видали.

андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть картинку андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Картинка про андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории

Перевод Александра Савинова

андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть картинку андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Картинка про андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории

Охотник за львами и леди

Перевод Александра Савинова

андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть картинку андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Картинка про андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории

Ошибка может стоить жизни

Перевод Александра Савинова

Ма Редлин оторвала взгляд от печки, где готовила еду.

— Где Сэм? Он еще не вернулся?

Джонни вытер ладони о штаны.

— Он не приедет к ужину, Ма. Он уехал.

Па и Элси смотрели на него, и Джонни заметил, как сурово напряглись морщину у глаз и уголков рта Па. Ма озабоченно взглянула на него, но когда Па ничего не сказал, отвернулась к плите. Джонни обошел стол и уселся напротив Элси.

андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть картинку андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Картинка про андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории

История про наёмника, обладающего демоническими силами. Место действия — вымышленный постиндустриальный мир.

андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть картинку андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Картинка про андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории

Огромные стеллажи с бумагами каждый день возвышались над Джейком, не давая задуматься о том, что есть другие занятия кроме работы. Более важные и насущные. Таких как он было большинство, всех объединяло единство Корпорации — политика, которая являлась правильной, охраняющей быт от посягательств отступников. А уж мысли о том, что враги ни что иное, как борцы за свободу, были просто безумными. До поры, до времени…

Попав в жернова меж двух противоборствующих структур, парень становится изгоем в своем прежнем мире, зверем, на которого объявлена охота. Но все ли так однозначно, как выглядит на первый взгляд? Станет ли парень третьей силой, внезапно появившейся на шахматной доске? Сможет ли он помочь себе, родным и друзьям? Изменит ли он мир, или мир изменит его?

андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть картинку андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Картинка про андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории

Птицы — единственные существа, способные имитировать человеческую речь. Кроме попугаев, это делают скворцы, вороны и другие птицы. В книге рассказывается об образе жизни и поведении «говорящих» птиц, в первую очередь попугаев, их содержании в неволе, обучении. Особое внимание уделяется словарю наиболее выдающихся «говорунов». Рассматриваются строение и функции голосового аппарата, слухового анализатора птиц. Описывается новая методика обучения, основанная на формировании у попугаев ассоциаций между словом и предметом. Много полезного найдут для себя любители птиц, занимающиеся обучением волнистых попугайчиков.

«Говорящие» птицы — уникальная загадка природы. Несмотря на то, что уже длительное время это явление интересует любителей птиц, оно еще не разгадано. Несколько десятилетий назад возрос интерес к обучению «говорению» волнистых попугайчиков. Оказалось, что они не просто копируют человеческую речь, но могут связывать слово и обозначаемый им предмет, ситуацию и высказывание. Некоторые из них отвечают на вопросы человека, обмениваются с ним репликами. Какие виды птиц «говорят», где они живут, как они ведут себя на воле, как у них устроен слух и голосовой аппарат, как научить волнистого попугайчика сговорить, как выбрать подходящую птицу, как ее содержать, чем кормить обо всем этом рассказывает данная книга.

Для зоологов, биоакустиков, зоопсихологов и широкого круга читателей.

На 1-й стр. обложки: красный ара (фото Дж. Холтона).

Источник

Ю. Андреев: Поэзия мифа и проза истории

Здесь есть возможность читать онлайн «Ю. Андреев: Поэзия мифа и проза истории» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. Город: Ленинград, год выпуска: 1990, категория: История / Культурология / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть картинку андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Картинка про андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории

Поэзия мифа и проза истории: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Поэзия мифа и проза истории»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Ю. Андреев: другие книги автора

Кто написал Поэзия мифа и проза истории? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть картинку андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Картинка про андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории

андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть картинку андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Картинка про андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории

Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть картинку андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Картинка про андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории

андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть картинку андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Картинка про андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории

андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть картинку андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Картинка про андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории

андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть картинку андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Картинка про андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории

андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть картинку андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Картинка про андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории

андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть картинку андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Картинка про андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории

андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть картинку андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Картинка про андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории

андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть картинку андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Картинка про андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории

андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть картинку андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Картинка про андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории

андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть картинку андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Картинка про андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории

андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть картинку андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Картинка про андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории

андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Смотреть картинку андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Картинка про андреев проза истории поэзия мифа и проза истории. Фото андреев проза истории поэзия мифа и проза истории

Поэзия мифа и проза истории — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Поэзия мифа и проза истории», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.

Ю. В. Андреев

ПОЭЗИЯ МИФА И ПРОЗА ИСТОРИИ

Сказка — ложь, да в ней намек…

Миф и история… Два этих слова обычно воспринимаются как понятия, абсолютно исключающие друг друга. Если под историей с тех пор, как существует особая историческая наука, мы привыкли понимать достоверный рассказ о прошлом, в котором автор отвечает за каждое свое слово, за каждый упомянутый факт, то мифом мы, как правило, называем нечто прямо противоположное такому рассказу, а именно повествование, наполненное всевозможными чудесами, событиями невероятными, невозможными, если подходить к ним с точки зрения нормального человеческого рассудка.

А между тем не так уж трудно убедиться в том, что оба эти вида «свидетельств» о прошлом довольно тесно связаны между собой и что найти разделяющую их пограничную черту подчас бывает не так-то просто. Ведь история практически всех известных сейчас народов земного шара, как существующих в настоящее время, так и давно уже сошедших с исторической сцены, как правило, начинается именно с мифов и легенд, то есть с древних сказаний[1] (возраст большинства из них не поддается определению), в которых авторы, чаще всего не называющие своего имени, повествуют о происхождении своего народа, его древнейшем прошлом, его первых правителях, мудрецах и героях, о его скитаниях по чужим краям, о постигших его бедствиях и испытаниях, о войнах с соседними племенами и других событиях. Таким образом, в начале исторического пути любого из народов нашей планеты, пока он еще не успел обзавестись ни литературой в точном значении этого слова, ни настоящей наукой, миф, по существу, заменяет историю в ее основной функции копилки воспоминаний о событиях далекого прошлого.

Как уже было сказано, в мифах сплошь и рядом описываются происшествия, плохо укладывающиеся в обычное человеческое сознание, рассказывается о вещах, которых никто и никогда не видел собственными глазами. Без тени сомнения авторы мифов сообщают нам о чудесных превращениях людей в животных и растения или, наоборот, животных в людей, о поединках бесстрашных героев с кровожадными чудовищами или могучими великанами, о проделках злобных колдунов, о путешествиях в царство мертвых и многом другом, столь же невероятном. На сцене мифического повествования постоянно появляются боги, которые весьма активно вмешиваются в человеческие дела: одним героям оказывают помощь во всех их начинаниях и подвигах, других, напротив, карают за нечестивые поступки. Нетрудно заметить, что создатели этих удивительных историй были явно не в ладах с элементарной логикой (отсюда постоянные противоречия и неувязки как в содержании отдельных мифов, так и между их многочисленными версиями), они весьма произвольно обращались с такими важными историческими категориями, как время и пространство (поэтому в мифах одно и т же событие может происходить в совершенно разных местах или же повторяться до бесконечности в разное время и в разных обстоятельствах).

И все же в течение весьма длительного времени никому не приходило в голову, что можно усомниться в реальности описываемых в мифах необыкновенных событий. Мифам верили, потому что в них видели воплощение коллективного опыта и знаний многих поколений предков. Их достоверность гарантировал непререкаемый авторитет древних общинных традиций. В восприятии людей далекой древности мифы были чем-то вроде универсального толкового словаря или энциклопедии, в которых можно было найти ответы на все основные вопросы человеческого бытия. Мифы рассказывали о возникновении Вселенной и о начале всех наполняющих ее вещей, о родословной богов и героев, от которых вели свое происхождение целые роды и племена. В них объяснялись причины всевозможных природных явлений, сообщалось о катастрофах и различных стихийных бедствиях. В них же содержались и разнообразные исторические сведения. Правда, все начатки положительных знаний, так же как и отдельные элементы философских или этических учений, были тесно слиты в мифах с фантастическими образами первобытной религии, с древними суевериями и магическими обрядами. Представленная в мифах картина жизни Вселенной и человеческого рода, взятая как единое целое, безусловно, носила иррациональный, мистический характер и ни в коей мере не подчинялась законам логического научного мышления.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *