апостол перед вратами рая
Апостол на воротах: почему Петр стал героем сказок?
Приблизительное время чтения: 5 мин.
Об апостоле Петре много рассказывается в Евангелиях и Деяниях, но существует еще и другой апостол Петр — герой сказок и легенд, хранитель райских ворот. Почему именно апостол Петр покорил народное сердце?
Хранитель райских врат
Одна из сказок братьев Гримм рассказывает о бедном портном, который однажды постучал в ворота рая, у которых стоял апостол Петр. Портной попросил у святого пропуск в рай. Апостол Петр нехотя разрешил портняжке пройти в это прекрасное место, но предупредил, чтобы тот вел себя потише, иначе его выгонят из рая.
Но любопытный портной не смог сдержать своего обещания — он стал осматривать небесные обители и нашел прекрасное золотое кресло, рядом с которым стояла золотая скамеечка для ног.
Отсюда было видно всю землю, и портной заметил у озера маленькую старушку. Она стирала чужое белье и отложила себе пару хороших вещей. Портной решил наказать воровку и швырнул в нее золотую скамейку. Вскоре вернулся Господь и спросил, куда делась его скамейка. Апостол Петр указал на портняжку, и тот стал оправдываться перед Богом:
— Я увидел воровку и в гневе запустил в нее скамьей.
— Если бы я стал кидать в грешников скамейки от гнева, то в раю ни осталось бы ни одного предмета. Ты не имел права судить людей, поэтому апостол Петр выгонит тебя сейчас же из рая.
Портной навсегда был изгнан из рая за то, что осудил другого человека.
Апостол — герой сказок и анекдотов
Конечно, сказочный апостол Петр мало похож на того Петра, о котором рассказывают Евангелия и Деяния апостольские. В русских и немецких сказках Петр спускается с небес на землю, превращается в нищего, просит подаяния, наказывает скупых и награждает щедрых. Но главная работа сказочного апостола — стоять перед вратами Рая, пускать туда праведников и прогонять нераскаявшихся грешников.
Этот фольклорный образ жив даже в наши дни. Он присутствует в анекдотах, особенно если речь идет о бизнесменах-олигархах, стремящихся попасть на небеса за деньги. Такой апостол Петр может простить грешника, но он не терпит лжи, лукавства и самооправдания.
Такая глубочайшая степень проникновения евангельского святого в изустную народную культуру — прекрасный пример того, насколько Евангелие и церковная традиция глубоко укоренилась в нашем сознании, независимо от степени воцерковленности и отношения к вере. Однако возникает важный вопрос: почему именно Петр, чем именно этот святой апостол так покорил народные сердца?
Почему Симон стал Петром
В Новом Завете апостол Петр — человек, чьи переживания, метания, противоречивые поступки, страхи и слезы описаны максимально полно.
Петр действительно стал тем «камнем», на котором строилась народная вера, народное понимание Евангелия — книги о том, как Бог пострадал за грехи человеческие, как Он помогал людям и был доступен для своих учеников.
Вот это, наверное, самый главный урок апостола Петра: рядом со Христом он не боялся быть собой, не боялся говорить то, что думает, не боялся судить о происходящем с позиции житейской мудрости. Он ошибался в Евангелиях, он ошибался и в сказках (например, приглашал Христа пойти на ночлег в дом богатой вдовы, полагая, что их там вкуснее накормят, забывая о том, что богатые люди могут быть жадными, а бедняки — отдавать последнее), но всегда умел признавать свои ошибки, просить прощения и учиться на своих промахах. За это апостола Петра любили и любят во многих странах.
Любимый святой и живая вера
У каждой эпохи — свои любимые святые. Если бы сейчас в России сочиняли сказки и легенды, то главными героями в них могли бы стать преподобный Серафим Саровский, блаженная Матрона Московская или епископ-врач Лука (Войно-Ясенецкий). А в те времена, когда братья Гримм или Александр Афанасьев собирали и обрабатывали сказки и легенды, любимыми святыми были святитель Николай Чудотворец, преподобный Илия Муромский и апостол Петр — простой рыбак, человек горячий, но искренне раскаивающийся в своих грехах.
Со страниц Евангелия он вместе со Христом шагнул в повседневную жизнь богачей и бедняков, королей и крестьян.
И не надо бояться того, что «сказочный» апостол Петр не похож на «евангельского» Петра. Народная вера лишь выделила некоторые черты первоверховного апостола, полюбила их и сделала так, что этот святой стал своим в любом доме.
Пока в сердце народном остаются такие герои, наша вера жива.
Читайте также:
4 сказки про апостола Петра
На заставке: Гойя, Раскаявшийся святой Петр (1823-25 г.)
п е т р
апостол, встречающий у врат рая
• (умер в 1326) митрополит всея Руси
• I Великий (1672—1725) рос. царь, император
• II (1715—30) российский император с 1727
• III Федорович (1728—62) российский император с 1761
• мужское имя: (греческое) крепкий, как камень, скала
• персонаж Л. Н. Толстого «Власть тьмы»
• имя музыканта Налича
• царь, прорубивший окно в Европу
• именно этот святой считается у католиков покровителем рыбаков
• персонаж оперы русского композитора И. И. Дзержинского «Григорий Мелехов»
• сын Мелехова из оперы русского композитора И. И. Дзержинского «Тихий Дон»
• оратория российского композитора А. А. Николаева «. Плаксин»
• в Библии — сын Ионин и брат Андрея, по роду занятий — рыбарь, осужденный на распятие и погребенный близ триумфального пути в Риме
• персонаж оперы российского композитора А. Н. Серова «Вражья сила»
• брат Любы из романа Василия Шукшина «Калина красная»
• царь, основавший «Кунсткамеру»
• персонаж пьесы А. Н. Островского «Лес»
• кому из своих учеников Иисус Христос сказал: «Прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от меня»?
• кем в России был упразднен титул царя?
• кто из русских царей первым принял титул императора?
• царь на наших сигаретах
• кто из русских императоров ввел налог на бороду?
• русский царь, взявший Азов
• его имя означает — «камень»
• имя актера Вельяминова
• имя телеведущего Кулешова
• имя академика Капицы
• имя поэта Вяземского
• имя кинорежиссера Тодоровского
• персонаж романа Л. Н. Толстого «Власть тьмы»
• персонаж произведения Н. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала»
• стихотворение А. Блока
• кто из русских императоров перенес столицу из Москвы в Санкт-Петербург?
• имя лейтенанта Шмидта
• царь, рубивший бороды
• апостол у врат Рая
• царь, женивший арапа
• царь, прорубивший окно
• в детстве мама звала его Петей
• царь, что своего арапа женил
• «камень» среди мужских имен
• первый русский император
• русский царь с порядковым номером I
• в детстве он был Петей
• кто ввел налог на бороду?
• кто упразднил титул царя?
• один из русских царей
• хорошее имя для русского мужика
• хранитель ключей от небесного царства
• обычное имя для русского парня
• обычное имя для апостола
• отец Прошки Громова
• Имя (греч. скала, камень)
• Российский царь, провёл реформы государственного управления, руководил постройкой флота и созданием регулярной армии (1672-1725)
Православная Жизнь
Гойя, Раскаявшийся святой Петр (1823-25 г.)
Хранитель райских врат
Одна из сказок братьев Гримм рассказывает о бедном портном, который однажды постучал в ворота рая, у которых стоял апостол Петр. Портной попросил у святого пропуск в рай. Апостол Петр нехотя разрешил портняжке пройти в это прекрасное место, но предупредил, чтобы тот вел себя потише, иначе его выгонят из рая.
Но любопытный портной не смог сдержать своего обещания — он стал осматривать небесные обители и нашел прекрасное золотое кресло, рядом с которым стояла золотая скамеечка для ног.
Отсюда было видно всю землю, и портной заметил у озера маленькую старушку. Она стирала чужое белье и отложила себе пару хороших вещей. Портной решил наказать воровку и швырнул в нее золотую скамейку. Вскоре вернулся Господь и спросил, куда делась его скамейка. Апостол Петр указал на портняжку, и тот стал оправдываться перед Богом:
— Я увидел воровку и в гневе запустил в нее скамьей.
— Если бы я стал кидать в грешников скамейки от гнева, то в раю ни осталось бы ни одного предмета. Ты не имел права судить людей, поэтому апостол Петр выгонит тебя сейчас же из рая.
Портной навсегда был изгнан из рая за то, что осудил другого человека.
Апостол — герой сказок и анекдотов
Немецкая сказка «Портной в раю», древнерусская повесть о пьянице, который попал в рай, другие сказки братьев Гримм, русские народные легенды, собранные Александром Афанасьевым, — во всех этих книгах можно найти истории про апостола Петра, который исцеляет принцесс и помогает бедному солдату, вместе со Христом заходит в дома русских крестьян, совершает чудеса, помогает беднякам, наказывает грешников и даже спорит со Спасителем.
Конечно, сказочный апостол Петр мало похож на того Петра, о котором рассказывают Евангелия и Деяния апостольские. В русских и немецких сказках Петр спускается с небес на землю, превращается в нищего, просит подаяния, наказывает скупых и награждает щедрых. Но главная работа сказочного апостола — стоять перед вратами Рая, пускать туда праведников и прогонять нераскаявшихся грешников.
Этот фольклорный образ жив даже в наши дни. Он присутствует в анекдотах, особенно если речь идет о бизнесменах-олигархах, стремящихся попасть на небеса за деньги. Такой апостол Петр может простить грешника, но он не терпит лжи, лукавства и самооправдания.
Такая глубочайшая степень проникновения евангельского святого в изустную народную культуру — прекрасный пример того, насколько Евангелие и церковная традиция глубоко укоренилась в нашем сознании, независимо от степени воцерковленности и отношения к вере. Однако возникает важный вопрос: почему именно Петр, чем именно этот святой апостол так покорил народные сердца?
Почему Симон стал Петром
В Новом Завете апостол Петр — человек, чьи переживания, метания, противоречивые поступки, страхи и слезы описаны максимально полно.
Вот эта противоречивость, способность оставаться собой даже рядом с Богом и сделала апостола Петра в народном сознании хранителем райских врат (только человек, познавший горечь греха и радость покаяния, может стоять у ворот рая), человеком, который ходил вместе со Христом в самые бедные селенья и домишки (во-первых, Петр — рыбак, а во-вторых, апостол, который знает, что такое семейная жизнь — в его доме жила теща, и при этом апостол переживал за ее здоровье).
Петр действительно стал тем «камнем», на котором строилась народная вера, народное понимание Евангелия — книги о том, как Бог пострадал за грехи человеческие, как Он помогал людям и был доступен для своих учеников.
Вот это, наверное, самый главный урок апостола Петра: рядом со Христом он не боялся быть собой, не боялся говорить то, что думает, не боялся судить о происходящем с позиции житейской мудрости. Он ошибался в Евангелиях, он ошибался и в сказках (например, приглашал Христа пойти на ночлег в дом богатой вдовы, полагая, что их там вкуснее накормят, забывая о том, что богатые люди могут быть жадными, а бедняки — отдавать последнее), но всегда умел признавать свои ошибки, просить прощения и учиться на своих промахах. За это апостола Петра любили и любят во многих странах.
Любимый святой и живая вера
У каждой эпохи — свои любимые святые. Если бы сейчас в России сочиняли сказки и легенды, то главными героями в них могли бы стать преподобный Серафим Саровский, блаженная Матрона Московская или епископ-врач Лука (Войно-Ясенецкий). А в те времена, когда братья Гримм или Александр Афанасьев собирали и обрабатывали сказки и легенды, любимыми святыми были святитель Николай Чудотворец, преподобный Илия Муромский и апостол Петр — простой рыбак, человек горячий, но искренне раскаивающийся в своих грехах.
Со страниц Евангелия он вместе со Христом шагнул в повседневную жизнь богачей и бедняков, королей и крестьян.
И не надо бояться того, что «сказочный» апостол Петр не похож на «евангельского» Петра. Народная вера лишь выделила некоторые черты первоверховного апостола, полюбила их и сделала так, что этот святой стал своим в любом доме.
Пока в сердце народном остаются такие герои, наша вера жива.
Врата рая
О связи между храмом и раем упомянают книга Иисуса, сына Сирахова, Откровение Иоанна Богослова, а также апокрифические тексты и труды отцов Церкви.
«Рай Едем есть святое святых и жилище Господа» (Книга юбилеев или Малое бытие, гл. 8).
Поелику Адаму не был дозволен вход во внутренний храм, то храм сей был охраняем, чтобы довольствовался Адам служением во внешнем храме, и как служит священник, принося кадило, так служил бы и он, соблюдая заповедь.
Адам приступил, дерзнул войти, и пришел в ужас. Как царь Озия покрылся проказою, так обнажил себя Адам; и поелику поражен был подобно Озии, то спешил удалиться.
Адам в нечистоте своей хотел войти во святое святых, которое любит только подобных ему; и поелику отваживался войти во внутреннее святилище, то не оставлен и во внешнем.
Говоря о символике византийского богослужения, святитель Симеон Солунский объясняет: «Благолепие храма означает красоту рая, потому что божественный храм изображает рай, или лучше сказать, представляет райские небесные дары…
В начале молитвословий мы становимся вне храма, как бы вне рая или самого неба. Когда же врата отверзаются по окончании песней, петых вне храма, то мы входим в божественный храм, как бы в рай или небо. Это действие означает, что нам отверзлись селения небесные и мы уже получили доступ во святое святых, восходим ко свету, и приближаясь, приступаем к престолу Господню…
Стояние и пение вне храма выражает изгнание нас из рая… Лития бывает вне храма и указывает на наше отпадение от рая» (Св. Симеон Солунский, Разговор о священнодействиях и таинствах церковных, гл. 108, 123, 505 и 515). В современном русском православном богослужении перед началом вечерни отверзаются царские врата и священнослужители приступают к каждению алтаря. При пении 103-го псалма совершается каждение всего храма. Эти священнодействия символизируют сотворение мира и блаженное пребывание Адама и Евы в раю. Затем царские врата закрываются, подобно тому как двери рая закрылись после грехопадения людей. Отверзание царских врат при пении догматика (Богородична) означает то, что чрез воплощение Сына Божия от Пресвятой Девы Марии и сошествие Его на землю отверзлись для нас двери рая. (О смысле всенощного бдения и Божественной литургии).
Символом райского сада был золотой семилампадник: «И сделал светильник из золота чистого, чеканный сделал светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его и цветы его выходили из него; шесть ветвей выходило из боков его» ( Исх 25. 31-40; 37. 17-24).
Вопрос о наличии изображений херувимов «снаружи», то есть на наружных стенах ветхозаветного храма, остается открытым для дискуссии. «Ни в одном из древних текстов Ветхого Завета, кроме принятой издателем А.Ральфсом в качестве основной, но мало распространенной редакции греческого текста, не говорится ни о каком наружном скульптурном декоре храма» (А.М.Высоцкий, Храм Иезекииля как источник наружного скульптурного декора владимиро-суздальских храмов XII-XIII вв.: sic et non, Древнерусское искусство: Русь и страны византийского мира, XII век, СПб., 2002). Хотя текстологическое исследование показывает, что в большинстве редакций Ветхого Завета отсутствует текстовый вариант Септуагинты о резных украшениях фасадов храма, изображения херувимов с лицами животных входили в единую иконографическую программу внешней храмовой утвари. Образы быков, львов и херувимов украшали медное море (3 Цар 7. 23-25) и подставки умывальниц (3 Цар 7. 29, 36). Подобные изображения соответствовали представлениям о херувимах как стражах священной территории храма.
Лики херувимов были вышиты на завесе, закрывавшей вход в святое святых (Исх 26. 31-33). Святое святых охраняли позолоченные скульптуры херувимов, сделанные из масличного дерева (3 Цар 6. 23-28).
Чистое золото, сплошь покрывавшее святое святых (3 Цар 6. 20), являло образ сияния Славы Божией.
Древние символы рая унаследованы христианским церковным искусством. Православные храмы украшены мозаиками, фресками, иконами, резьбой и растительным декором.
В Византии на полах храмов изображались райские реки.
В русских иконостасах не допускались никакие скульптурные изображения, кроме резных позолоченных херувимов. Очевидно, это исключение было сделано под влиянием ветхозаветных скульптур херувимов, украшавших ковчег завета и святое святых храма.