аристотель и его учение о материи

Аристотель

Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова

Учение Аристотеля о материи как субстанции и первоначале.

I курс, дневное отделение,

Учение Аристотеля о материи можно рассмотреть с точки зрения материи как субстанции и материи как первоначала, однако, нужно заметить, что эти аспекты в его трудах во многих случаях очень тесно связаны.

О материи как первоначале Аристотель говорит не столь много, как о материи как субстанции, однако имеющиеся фразы прямо указывают на то, что он считал материю «первичным субстратом»[1] каждой вещи, то есть тем, из чего произошла любая вещь, а, следовательно, и всё существующее. Материя – нечто лежащее в основе, субъект; она является, по Аристотелю, одним из четырёх значений так называемой «первой причины» (знание которой даёт нам право говорить, что мы знаем что-то в каждом конкретном случае), наряду с сущностью бытия вещи, тем, откуда берёт начало движение, и причиной этого движения[2].

Таким образом, Аристотель говорит, что материя – это то, из чего произошло всё существующее. Однако, хотя очевидно, что он придерживается именно такого мнения, всё же он сам указывает в связи с последним на некоторое возникающее противоречие. Так, рассуждая о возникновении и уничтожении[3], Аристотель говорит, что в одном смысле материя им подвержена, в другом – нет. С одной стороны, материя не может им подвергнуться, так как она – нечто первичное, из чего всё произошло, следовательно, при собственном возникновении материя должна была бы произойти из самой себя, то есть из материи, что уже предполагает наличие материи перед её возникновением, что невозможно; кроме того, если рассматривать материю как возможность приобретения формы, то ей необходимо быть неисчезающей и невозникающей. С другой стороны, Аристотель пишет, что, если рассматривать материю как то, в чём заключена лишённость, то она уничтожается сама по себе. Таким образом, здесь налицо противоречие: материя не может и быть подверженной возникновению и уничтожению, и одновременно им подверженной не быть. Следовательно, раз Аристотель сам указывает на это противоречие, то его взгляды на материю как на нечто первичное можно определить как суждение, которому он отдавал наибольшее предпочтение, но не как его строгое убеждение, которое он считал неоспоримой истиной.

Рассмотрим теперь, что говорил Аристотель о материи как субстанции. В седьмой главе «Метафизики»[4] он пишет, что материя – это один из смыслов субстрата наряду с формой и тем, что состоит из материи и формы. При этом можно сделать вывод, что материя в этой триаде выступает в роли материала, то есть непосредственно той субстанции, из которой состоит тело; это можно понять хотя бы из такой фразы Аристотеля: «. под материей же я разумею, например, медь, под формой – очертание, образ, под тем, что состоит из обеих – то, что из них состоит»[5].

Однако материя понимается Аристотелем не только лишь как материал, но и как сущность чего-либо, как нечто первичное (такие идеи, очевидно, тесно связаны и с пониманием материи как первоначала). Так, философ пишет, что материя – это «то, что не сказывается о субстрате, но о чём сказывается всё остальное»[6].

Очень важен вопрос о том, что по Аристотелю является обладателем материи, а что – нет. Относительно первого можно заключить, что Аристотель считал, что материя присуща и воспринимаемым, и невоспринимаемым чувствами сущностям, в связи с чем материя у него выступает в двух качествах, а именно: воспринимаемая чувствами и постигаемая умом. Так, он пишет: «Материя должна быть и у чего-то, не воспринимаемого чувствами. Некоторая материя имеется у всего, что не есть суть бытия вещи и форма сама по себе, а есть определённое нечто»[7]. Относительно же того, что не может иметь материи Аристотель пишет: «Материи нет у того, что хотя и существует от природы, но не есть сущность, а сущность – его субстрат»[8] (в качестве примера он приводит лунное затмение).

Материя предстаёт в учении Аристотеля как нечто неизменное; можно даже сказать, что материя у него – нечто, являющееся некоей основой для изменений. «Материя, – пишет он, – есть сущность, так как при всех изменениях имеется их субстрат»[9]. Таким образом, при изменении чего-либо меняется лишь форма, в то время как материя остаётся неизменной, и из этого чётко следует, что материю можно выявить через отрицание формы[10]. Такое мнение Аристотеля легло в основу его идеи о том, что у противоположностей материя одна и та же. Эту идею он объясняет так: «При изменении есть нечто постоянно пребывающее, противоположное же не пребывает постоянно, значит, существует нечто третье помимо противоположностей, а именно материя»[11].

Относительно того, считал ли Аристотель материю всегда одной и той же или же разной у различных предметов, можно отметить, что к этому вопросу, как и ко многим рассмотренным выше, он подходит как диалектик. Он говорит, что «материя как начало всего возникающего одна и та же»[12], и тем не менее каждая вещь имеет некоторую свойственную лишь ей материю. Кроме того, у одного и того же может быть несколько материй (например, слизь возникает из жирного и сладкого, если жирное возникает из сладкого). Из вышесказанного можно сделать вывод, что материю как субстанцию Аристотель понимает в двух смыслах: а) материя как субстрат, из которого всё произошло и который всегда «один и тот же» (видимо, именно этот смысл Аристотель имеет в виду говоря «первая материя»[13]); б) материя сугубо как материал, который может быть различным у разных предметов и в котором можно проследить несколько структурных ступеней (слизь возникает из жирного, а жирное – из сладкого). Конечно, такие понимания тесно связаны между собой, однако они не представляют собой единого смысла, поэтому нельзя сказать, что, говоря о материи, Аристотель всегда подразумевает одно и то же.

Также следует отметить, что, по Аристотелю, материя не может двигать сама себя, и чтобы что-то пришло в движение нужна движущая сила. Поэтому с одной стороны есть материя, а с другой – причина и действующее первоначало для создания всего.

Итак, из всего сказанного выше можно сделать вывод, что Аристотель рассматривал материю как первоначало, то есть как то, из чего всё произошло, а также как субстанцию – некую сущность всех вещей, являющуюся их основой и остающуюся постоянно неизменной.

Источник

Аристотель и его учение о материи

А Created using Figma

Vector Created using Figma Перемотка Created using Figma

Книги Created using Figma С Created using Figma Component 3 Created using Figma Ok Created using Figma Ok Created using Figma Ok Закрыть Created using Figma Закрыть Created using Figma Rectangle Created using Figma

Group Created using Figma

Vector Created using Figma Vector Created using Figma ��� ������� Created using Figma Eye 2 Created using Figma facebook Created using Figma Vector Created using Figma Rectangle Created using Figma facebook Created using Figma Group Created using Figma

Rectangle Created using Figma

Rectangle Created using Figma

На полный экран Created using Figma

google Created using Figma

И Created using Figma Идея Created using Figma Vector Created using Figma

Стрелка Created using Figma Group Created using Figma

Login Created using Figma logo_black Created using Figma

Logout Created using Figma

Mail.ru Created using Figma Маркер юнита Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Развернуть лекцию Created using Figma

Громкость (выкл) Created using Figma Стрелка Created using Figma odnoklassniki Created using Figma Ð Created using Figma

Пауза Created using Figma Пауза Created using Figma

Rectangle Created using Figma Rectangle Created using Figma Плей Created using Figma

Доп эпизоды Created using Figma

Vector Created using Figma Vector Created using Figma

rss Created using Figma Свернуть экран Created using Figma Component Created using Figma Стрелка Created using Figma Шэринг Created using Figma

Громкость Created using Figma

Скорость проигрывания Created using Figma

telegram Created using Figma

twitter Created using Figma

Created using Figma

И Created using Figma

vk Created using Figma vk Created using Figma Я Created using Figma

Яндекс Created using Figma youtube Created using Figma

Источник

Аристотель и его учение о материи

7.1. йУФПТЙС ЖЙМПУПЖУЛПК ТЕЖМЕЛУЙЙ НБФЕТЙЙ Й ЖПТНЩ.

7.1.1. бТЙУФПФЕМШ П НБФЕТЙЙ Й ЖПТНЕ

оБЮБМП УЙУФЕНБФЙЮЕУЛЙН ЙУУМЕДПЧБОЙСН ЙДЕК НБФЕТЙЙ Й ЖПТНЩ РПМПЦЙМ бТЙУФПФЕМШ, РТЙЮЕН Ч ЕЗП ЖЙМПУПЖЙЙ ПОЙ ЙНЕАФ ЖХОДБНЕОФБМШОПЕ, РЕТЧПУФЕРЕООПЕ ЪОБЮЕОЙЕ. пО ЦЕ ЪБМПЦЙМ ПУОПЧХ РПОЙНБОЙС ЙИ ЛБЛ МПЗЙЮЕУЛЙИ ЛБФЕЗПТЙК, ИПФС Й ОЕ ПФТЕЖМЕЛУЙТПЧБМ ЬФПЗП ПВУФПСФЕМШУФЧБ.

лБЛ бТЙУФПФЕМШ РПОЙНБЕФ НБФЕТЙА. рПОСФЙЕ НБФЕТЙЙ ОЕ ЙН ВЩМП ЧЧЕДЕОП. пО РЙУБМ:

«йЪ ФЕИ, ЛФП РЕТЧЩЕ ЪБОСМЙУШ ЖЙМПУПЖЙЕК, ВПМШЫЙОУФЧП УЮЙФБМП ОБЮБМПН ЧУЕИ ЧЕЭЕК ПДОЙ МЙЫШ ОБЮБМБ Ч ЧЙДЕ НБФЕТЙЙ: ФП, ЙЪ ЮЕЗП УПУФПСФ ЧУЕ ЧЕЭЙ, ЙЪ ЮЕЗП РЕТЧПЗП ПОЙ ЧПЪОЙЛБАФ Й ЧП ЮФП, Ч ЛПОЕЮОПН УЮЕФЕ, ТБЪТХЫБАФУС, РТЙЮЕН ПУОПЧОПЕ УХЭЕУФЧП РТЕВЩЧБЕФ. » /2, У.23/.

хЛБЪБОЙЕ ОБ НБФЕТЙА ЛБЛ ЕДЙОУФЧЕООХА ЙМЙ ЗМБЧОХА РТЙЮЙОХ бТЙУФПФЕМА РТЕДУФБЧМСЕФУС ОЕДПУФБФПЮОЩН ДМС ДПУФЙЦЕОЙС РТПЧПЪЗМБЫЕООПК ПУОПЧОПК ГЕМЙ Ч ФТЕИ ПФОПЫЕОЙСИ:

ЧП-РЕТЧЩИ, РПФПНХ ЮФП ОЕ ПВЯСУОСЕФ ТБЪОППВТБЪЙС ЧЕЭЕК,

ЧП-ЧФПТЩИ, РПФПНХ ЮФП ОЕ ПВЯСУОСЕФ ДЧЙЦЕОЙС (ЧПЪОЙЛОПЧЕОЙС Й ХОЙЮФПЦЕОЙС) Й,

Ч-ФТЕФШЙИ, РПФПНХ, ЮФП ОЕ ПВЯСУОСЕФ УПЧЕТЫЕОУФЧБ Ч НЙТЕ.

х РТЕДЫЕУФЧЕООЙЛПЧ бТЙУФПФЕМС ЧЪЗМСДЩ ОБ НБФЕТЙА ВЩМЙ УХЗХВП ПОФПМПЗЙЮЕУЛЙНЙ, УОБЮБМБ ПОЙ ПУФБАФУС ФБЛЙНЙ ЦЕ Й Х ОЕЗП. рПЬФПНХ бТЙУФПФЕМШ ПРТЕДЕМСЕФ ПОФПМПЗЙЮЕУЛПЕ НЕУФП НБФЕТЙЙ Ч БУРЕЛФЕ «НБФЕТЙС-ТБЪХН». хЛБЪЩЧБС ОБ ЗБТНПОЙА Ч НЙТЕ («ЧЕЭЙ ОБИПДСФУС Ч ИПТПЫЕН Й РТЕЛТБУОПН УПУФПСОЙЙ», ЙМЙ УФТЕНСФУС Л ЬФПНХ), бТЙУФПФЕМШ ЗПЧПТЙФ :

пДОБЛП бТЙУФПФЕМШ ЙДЕФ ДБМШЫЕ РЕТЧЩИ ЖЙМПУПЖПЧ Й РЕТЕПУНЩУМСЕФ РПОСФЙЕ НБФЕТЙЙ.

чП-РЕТЧЩИ, ПО РТЕПДПМЕМ «ЖЙЪЙЛБМЙЪН» Ч ЕЕ РПОЙНБОЙЙ. жЙЪЙЛБМЙЪН Ч РПОЙНБОЙЙ НБФЕТЙЙ ОБЙВПМЕЕ ЧЩРХЛМП РТПСЧЙМУС ЗПТБЪДП РПЪЦЕ, Ч 18-19 ЧЕЛБИ, ЛПЗДБ РПД НБФЕТЙЕК УФБМЙ РПОЙНБФШ ЙУЛМАЮЙФЕМШОП ЧЕЭЕУФЧП, ЗМБЧОЩН РТЙЪОБЛПН ЛПФПТПЗП СЧМСЕФУС ОБМЙЮЙЕ НБУУЩ РПЛПС. оП ПО ВЩМ РТЙУХЭ Й РЕТЧЩН ЖЙМПУПЖБН Ч ОЕУЛПМШЛП ВПМЕЕ БВУФТБЛФОПК ЖПТНЕ РТЙЪОБОЙС ЪБ НБФЕТЙЕК МЙЫШ ФЕМЕУОЩИ ЛБЮЕУФЧ. йНЕООП ЬФП бТЙУФПФЕМШ ТЕЫЙФЕМШОП Й ПРТЕДЕМЕООП ПФЧЕТЗ:

ч ЬФПН ХФЧЕТЦДЕОЙЙ Й ЪБЛМАЮБЕФУС РТЕПДПМЕОЙЕ ЖЙЪЙЛБМЙЪНБ Ч РПОЙНБОЙЙ НБФЕТЙЙ.

чП-ЧФПТЩИ ПО ДБЕФ ЧЕУШНБ БВУФТБЛФОХА ЖПТНБМШОХА ЬЛУРМЙЛБГЙА НБФЕТЙЙ:

«РПД НБФЕТЙЕК С ТБЪХНЕА ФП, ЮФП УБНП РП УЕВЕ ОЕ ПВПЪОБЮБЕФУС ОЙ ЛБЛ ПРТЕДЕМЕООПЕ РП УХЭЕУФЧХ, ОЙ ЛБЛ ПРТЕДЕМЕООПЕ РП ЛПМЙЮЕУФЧХ, ОЙ ЛБЛ ПВМБДБАЭЕЕ ЛБЛЙН-МЙВП ЙЪ ДТХЗЙИ УЧПКУФЧ, ЛПФПТЩНЙ ВЩЧБЕФ ПРТЕДЕМЕОП УХЭЕЕ» (2, У. 115).

ч-ФТЕФШЙИ, ПО ЖПТНХМЙТХЕФ ФБЛЙЕ ЙДЕЙ Ч РПОЙНБОЙЙ НБФЕТЙЙ, ЛПФПТЩЕ РТПДЧЙЗБАФ бТЙУФПФЕМС РП РХФЙ Л МПЗЙЮЕУЛПК ЛБФЕЗПТЙЙ НБФЕТЙС/ЖПТНБ.

рТЕЦДЕ ЧУЕЗП, ЬФП ЙДЕС ПФОПУЙФЕМШОПУФЙ РПОСФЙС НБФЕТЙЙ. ч РТЙТПДХ ЧЕЭЙ ЧИПДЙФ РЕТЧБС НБФЕТЙС:

рПОСФЙЕ РЕТЧБС НБФЕТЙС РП ПФОПЫЕОЙА Л ФТБДЙГЙЙ РЕТЕПУНЩУМЕОП. оБ ЧПРТПУ «ЙЪ ЮЕЗП УПУФПСФ ЧЕЭЙ?» бТЙУФПФЕМШ РТЕДМБЗБЕФ ОЕ ПДОПЪОБЮОПЕ ХЛБЪБОЙЕ ОБ РЕТЧПОБЮБМП, Б ФБЛЦЕ ХЛБЪБОЙЕ ОБ ФП, ЙЪ ЮЕЗП ЧЕЭШ УПУФПЙФ ЛБЛ ЙЪ УЧПЕЗП УРЕГЙЖЙЮЕУЛПЗП ВМЙЦБКЫЕЗП НБФЕТЙБМБ:

чЩДБАЭЙНУС ЧЛМБДПН бТЙУФПФЕМС Ч ПОФПМПЗЙА СЧМСЕФУС ЕЗП ХЮЕОЙЕ П ЖПТНЕ. рПУЛПМШЛХ НБФЕТЙС, ЛБЛ ОБЮБМП, ОЕ ПВЯСУОСЕФ ОЕ ФПМШЛП ЗБТНПОЙЙ, ОП Й ТБЪОППВТБЪЙС ЧЕЭЕК Й ЕЗП РТПЙУИПЦДЕОЙС,

«ОХЦОП ЙУУМЕДПЧБФШ. ЧПРТПУ, СЧМСЕФУС МЙ ЮФП-МЙВП ЛТПНЕ НБФЕТЙЙ УБНПУФПСФЕМШОПК РТЙЮЙОПК» (2, У.44).

йЪ ПДОПК Й ФПК ЦЕ НБФЕТЙЙ НПЦЕФ УПУФПСФШ ТБЪОПЕ, Й

юФП РПОЙНБЕФ бТЙУФПФЕМШ РПД ЖПТНПК. ьФПФ ЧПРТПУ ЙНЕЕФ Х ОЕЗП ОЕ УФПМШ СУОЩК ПФЧЕФ, ПРЙТБАЭЙКУС ОБ НОПЦЕУФЧП ЬЛУРМЙЛБГЙК. йДЕС ЖПТНЩ ЧПУИПДЙФ Л РМБФПОПЧПК ЙДЕЕ ЙДЕЙ, ОП ЖПТНБ, Ч ПФМЙЮЙЕ ПФ РМБФПОПЧЩИ ЙДЕК, ОЕ ЙНЕЕФ УБНПУФПСФЕМШОПЗП УХЭЕУФЧПЧБОЙС, ПОБ УХЭЕУФЧХЕФ ФПМШЛП Ч ЧЕЭЙ.

юЕФЩТЕ ИБТБЛФЕТЙУФЙЛЙ ЖПТНЩ СЧМСАФУС ЗМБЧОЩНЙ:

-ЖПТНБ ЕУФШ РЕТЧБС УХЭОПУФШ ЙМЙ РЕТЧПОБЮБМП (ОБТСДХ У НБФЕТЙЕК). х ЧЕЭЙ ОЕФ УПВУФЧЕООПК РТЙТПДЩ, ЕУМЙ Х ОЕЕ «ОЕФ ЧЙДПЧПК ЖПТНЩ»;

-ЖПТНБ ЕУФШ ЧОЕЫОЙК ПВТБЪ ЧЕЭЙ;

-ЖПТНБ ПВЕУРЕЮЙЧБЕФ ДЕКУФЧЙФЕМШОПУФШ ЧЕЭЙ. чПЪОЙЛОПЧЕОЙЕ ЧЕЭЙ ЙЪ ДТХЗПК ЧЕЭЙ ЕУФШ ОБДЕМЕОЙЕ НБФЕТЙЙ ОПЧПК ЖПТНПК. ьФПФ РТПГЕУУ ЙНЕЕФ ГЕМШ (РТЙОГЙР ЬОФЕМЕИЙЙ):

«РПУМЕДОЕК ГЕМША СЧМСЕФУС ЖПТНБ, Б ЪБЛПОЮЕОП ФП, ЮФП РТЙЫМП Л РПУМЕДОЕК ГЕМЙ» (2, У.101). ьФП ЕУФШ ПУХЭЕУФЧМЕООПУФШ Ч ДЕКУФЧЙФЕМШОПУФЙ, ЬОФЕМЕИЙС ЛБЛ ДПУФЙЦЕОЙЕ ЖПТНЩ-ГЕМЙ;

-ЖПТНБ ЕУФШ УХФШ ВЩФЙС (УХЭОПУФОПЕ ПРТЕДЕМЕОЙЕ) ЧЕЭЙ: «УХФШ ВЩФЙС ДБОБ ЧУСЛЙК ТБЪ Ч ЖПТНЕ Й ДЕКУФЧЙФЕМШОПУФЙ» (2, У.143). уМЕДПЧБФЕМШОП, ЖПТНБ ОЕ УПЧРБДБЕФ У ЧЕЭША Ч ЕЕ РПМОПФЕ, Б

«ПВПЪОБЮБЕФ ФБЛХА-ФП ЛБЮЕУФЧЕООПУФШ Ч ЧЕЭЙ Й ОЕ ЕУФШ ЛБЛ ФБЛБС ЬФБ ЧПФ ПРТЕДЕМЕООБС ЧЕЭШ» (2, У.124).

бТЙУФПФЕМЕЧБ ЙДЕС ЖПТНЩ ОЕ НПЦЕФ ВЩФШ УЧЕДЕОБ Л ПДОПНХ ЙЪ ЬФЙИ ПРТЕДЕМЕОЙК, ОБРТЙНЕТ, ЮФП ЬФП УХФШ ВЩФЙС, ЙМЙ ЧОЕЫОЙК ПВТБЪ. фПМШЛП ЙИ УПЧПЛХРОПУФШ Й УЙОФЕЪ ДБЕФ РТБЧЙМШОПЕ РПОСФЙЕ.

чБЦОЕКЫБС ПОФПМПЗЙЮЕУЛБС ЙДЕС бТЙУФПФЕМС ЪБЛМАЮБЕФУС Ч ХФЧЕТЦДЕОЙЙ РЕТЧЕОУФЧХАЭЕК ТПМЙ ЖПТНЩ, Ч ЕЕ БЛФЙЧОПУФЙ Ч ПРТЕДЕМЕОЙЙ ЧЕЭЙ.

пФУАДБ НЕФПДПМПЗЙЮЕУЛПЕ ФТЕВПЧБОЙЕ:

«фП, УПЗМБУОП ЮЕНХ УХЭЕУФЧХЕФ ЮФП-ОЙВХДШ, Ч РЕТЧХА ПЮЕТЕДШ ХЛБЪЩЧБЕФУС ЖПТНБ, Б ОБ ЧФПТПН НЕУФЕ. НБФЕТЙС ЛБЦДПК ЧЕЭЙ» (2, У. 98).

чЪБЙНОБС ПФОПУЙФЕМШОПУФШ НБФЕТЙЙ Й ЖПТНЩ РТПСЧМСЕФУС ФБЛЦЕ Й Ч ФПН, ЮФП бТЙУФПФЕМШ ОБДЕМСЕФ НБФЕТЙА СЧУФЧЕООПК ЖХОЛГЙЕК ЖПТНЩ. пФНЕЮБС ПЮЕЧЙДОЩК ЖБЛФ, ЮФП ЙЪ ПДОПК Й ФПК ЦЕ (УРЕГЙЖЙЮЕУЛПК) НБФЕТЙЙ НПЗХФ ВЩФШ УПЪДБОЩ ТБЪОЩЕ ЧЕЭЙ, ОБРТЙНЕТ, ЙЪ ДТЕЧБ СЭЙЛ Й ЛТПЧБФШ, бТЙУФПФЕМШ ЗПЧПТЙФ:

«б Х ОЕЛПФПТЩИ ЧЕЭЕК, ЕУМЙ ПОЙ ТБЪОЩЕ, НБФЕТЙС У ОЕПВИПДЙНПУФША ДПМЦОБ ВЩФШ ДТХЗБС, ОБРТЙНЕТ, РЙМБ ОЕ НПЦЕФ РПМХЮЙФШУС ЙЪ ДЕТЕЧБ, Й ДЕМП ФХФ ОЕ Ч ДЧЙЦХЭЕК РТЙЮЙОЕ: ЕК ОЕ УДЕМБФШ РЙМХ ЙЪ ЫЕТУФЙ ЙМЙ ДЕТЕЧБ» (2, У. 145).

юФП ЦЕ НЩ ЙНЕЕН Ч ЙФПЗЕ?

ч УТЕДОЕЧЕЛПЧПК УИПМБУФЙЛЕ РПОСФЙС «НБФЕТЙС» Й «ЖПТНБ» ЫЙТПЛП ЬЛУРМХБФЙТПЧБМЙУШ Й ПВУХЦДБМЙУШ Ч УЧСЪЙ У БТЙУФПФЕМЕЧУЛЙН ХЮЕОЙЕН П ЖПТНЕ ЧУЕИ ЖПТН). бЧЗХУФЙО РТЙОЙНБЕФ ЙДЕА бТЙУФПФЕМС П НБФЕТЙЙ ЛБЛ ЧПЪНПЦОПУФЙ, МЙЫБС ЕЕ, ПДОБЛП, МПЗЙЮЕУЛПЗП ПФФЕОЛБ, ФБЛ ЛБЛ ОЕ ТБУУНБФТЙЧБЕФ ЧПРТПУ П УРЕГЙБМШОПК НБФЕТЙЙ ЛБЦДПК ЧЕЭЙ. еЗП ТБУУНПФТЕОЙЕ ЮЙУФП ПОФПМПЗП-НЕФБЖЙЪЙЮЕУЛПЕ—ТЕЮШ ФПМШЛП П НБФЕТЙЙ-РЕТЧПОБЮБМЕ, ОП ЙДЕС НБФЕТЙЙ ФЕМЕУОПК Й ВЕУФЕМЕУОПК ФБЛЦЕ РТЙОЙНБЕФУС. еУФЕУФЧЕООЩН ПВТБЪПН БВУПМАФОПЕ УХВУФБОГЙБМШОПЕ ВЩФЙЕ РТЕДУФБЧМСЕФУС ЛБЛ ЮЙУФБС ЖПТНБ ТБЧОБС вПЗХ. нПЦОП ПФНЕФЙФШ ЛБЛ ЙЪЧЕУФОПЕ РТПСУОЕОЙЕ ЙДЕЙ ЖПТНЩ Ч ФПН, ЮФП ЖПТНБ ЛПОЛТЕФОПК ЧЕЭЙ НЩУМЙФУС ЛБЛ ЧОЕЫОСС (species) Й ЧОХФТЕООАА (forma). дБЦЕ УБНЙ ЙНЕОБ УЧЙДЕФЕМШУФЧХАФ, ЮФП ЙНЕООП ЧОХФТЕООСС ЖПТНБ РТЙОЙНБЕФУС ЛБЛ ЖПТНБ Ч ОБЙВПМЕЕ ЗМХВПЛПН УНЩУМЕ. рПОЙНБЕФУС ПОБ ЛБЛ ЧОХФТЕООСС ПТЗБОЙЪБГЙС ЧЕЭЙ, ДЕМБАЭБС ЧЕЭШ ПРТЕДЕМЕООПК Ч ЖХОЛГЙПОЙТПЧБОЙЙ Й Ч РТПСЧМЕОЙСИ УЧПКУФЧ. чУЕ ЬФП, Ч ЛПОГЕ ЛПОГПЧ, Й ЧЩМЙМПУШ Ч ЙЪЧЕУФОЩК ФЕЪЙУ: forma dat esse rei (ЖПТНБ ДБЕФ ЧЕЭЙ ВЩФШ), ЛПФПТХА УМЕДХЕФ РПОЙНБФШ ЛБЛ Ч ПВЭЕНЕФБЖЙЪЙЮЕУЛПН УНЩУМЕ (ЮФП ЮЙУФБС ЧЩУЫБС ЖПТНБ ДБЕФ ЧППВЭЕ ЧЕЭБН ВЩФЙЕ), ФБЛ Й Ч ЛПОЛТЕФОП ПОФЙЮЕУЛПН (ЮФП ЙНЕООП ЖПТНБ ДБЕФ ЧЕЭЙ ВЩФШ Ч ЕЕ ПРТЕДЕМЕООПУФЙ ЛБЛ ФБЛПЧПК). ч ГЕМПН Х бЧЗХУФЙОБ, ЛБЛ Й Х РПУМЕДХАЭЙИ ЖЙМПУПЖПЧ УТЕДОЕЧЕЛПЧШС, ПУПВПЗП РТПДЧЙЦЕОЙС НЩУМЙ, Ч УТБЧОЕОЙЙ У бТЙУФПФЕМЕН, ОЕФ.

7.1.3. лБОФ П НБФЕТЙЙ Й ЖПТНЕ

тБЪМЙЮЕОЙЕ лБОФПН НБФЕТЙЙ Й ЖПТНЩ РТЙНЕЮБФЕМШОП ФБЛЦЕ Й Ч ЗОПУЕПМПЗЙЮЕУЛПН ПФОПЫЕОЙЙ. пО РПУФПСООП ЗПЧПТЙФ П «НБФЕТЙЙ ЮХЧУФЧЕООПУФЙ», ЛПФПТПК СЧМСАФУС ПЭХЭЕОЙС,

«РП ПФОПЫЕОЙА Л ОЕК Й ЕЕ ТБЪМЙЮЕОЙСН НЩ ЮЙУФП УФТБДБФЕМШОЩ. оЙЛПЗДБ ОЕМШЪС РТЕДУФБЧЙФШ Ч НЩЫМЕОЙЙ ЛБЛПК-МЙВП ОПЧЩК ЧЙД ЧРЕЮБФМЕОЙС. оП СЧМЕОЙС ЙНЕАФ ФБЛЦЕ ЖПТНХ, ОЕЛПФПТПЕ ЪБМЕЗБАЭЕЕ Ч УХВЯЕЛФЕ ПУОПЧБОЙЕ» (лБОФ, //мПЗПУ, N 10, н., 1997, У.113).

дМС УБНПЗП лБОФБ УРЙУПЛ ЛБФЕЗПТЙК ПЗТБОЙЮЙЧБЕФУС ЕЗП фБВМЙГЕК, ЛХДБ НБФЕТЙС Й ЖПТНБ ОЕ ЧИПДСФ. рПЬФПНХ ОЕМШЪС ЗПЧПТЙФШ П УПЪОБФЕМШОПН ЧЧЕДЕОЙЙ ЙН ЛБФЕЗПТЙЙ НБФЕТЙС / ЖПТНБ. ьФП ВЩМП УДЕМБОП зЕЗЕМЕН.

7.1.4. зЕЗЕМШ П НБФЕТЙЙ, ЖПТНЕ Й УПДЕТЦБОЙЙ

зЕЗЕМШ ЪБЧЕТЫЙМ ТЕЖМЕЛУЙА РПОСФЙК НБФЕТЙС Й ЖПТНБ Ч ЮЙУФП МПЗЙЮЕУЛПН ЛМАЮЕ. ьФП ЧЩТБЦБЕФУС Ч УБНПН ЖБЛФЕ, ЮФП ЬФЙ РПОСФЙС ТБУУНБФТЙЧБАФУС ОЕРПУТЕДУФЧЕООП Ч МПЗЙЮЕУЛПК УЙУФЕНЕ ЛБФЕЗПТЙК.

зЕЗЕМЕЧУЛБС ЬЛУРМЙЛБГЙС НБФЕТЙЙ БОБМПЗЙЮОБ БТЙУФПФЕМЕЧУЛПК:

зЕЗЕМШ ДБЕФ ФБЛЦЕ ОБЙВПМЕЕ БВУФТБЛФОХА ЬЛУРМЙЛБГЙА ЖПТНЩ:

«л ЖПТНЕ РТЙОБДМЕЦЙФ ЧППВЭЕ ЧУЕ ПРТЕДЕМЕООПЕ» (4, У.531).

йДЕС бТЙУФПФЕМС, ЮФП ЖПТНБ ЧЩТБЦБЕФ УХЭОПУФШ /ЛБЮЕУФЧЕООПУФШ/ ЧЕЭЙ, Х зЕЗЕМС ФБЛЦЕ ФТБОУЖПТНЙТХЕФУС Ч ВПМЕЕ БВУФТБЛФОХА ЙДЕА П ФПН, ЮФП ЖПТНБ ЕУФШ «МЙЫШ УЧЕЮЕОЙЕ УХЭОПУФЙ». тЕЮШ ЙДЕФ ОЕ П ЖПТНЕ ЧЕЭЙ, Б П ЖПТНЕ ЛБЛ БВУФТБЛФОПН РПОСФЙЙ Ч ЕЗП ПФОПЫЕОЙЙ Л БВУФТБЛФОПНХ ЦЕ РПОСФЙА УХЭОПУФЙ. хЮЕОЙЕ П УХЭОПУФЙ ЛБЛ ТБЪ Й ТБУЛТЩЧБЕФУС ЧЧЕДЕОЙЕН ЙДЕК ЖПТНЩ, НБФЕТЙЙ, УПДЕТЦБОЙС, Й ДБМЕЕ ДЕКУФЧЙФЕМШОПУФЙ, ОЕПВИПДЙНПУФЙ Й ДТ.

йЪ УБНПК МПЗЙЛЙ ЗЕЗЕМЕЧУЛПЗП НЕФПДБ УБНПТБЪЧЙФЙС РПОСФЙК ЧЩФЕЛБЕФ ЙДЕС ОЕТБУФПТЦЙНПЗП ЕДЙОУФЧБ НБФЕТЙЙ Й ЖПТНЩ. рТЕЦДЕ ЧУЕЗП, ЬФП МПЗЙЮЕУЛПЕ ЕДЙОУФЧП :

«оЙ НБФЕТЙС, ОЙ ЖПТНБ ОЕ УБНПВЩФОЩ. ЖПТНБ РТЕДРПМБЗБЕФ НБФЕТЙА. ТБЧОЩН ПВТБЪПН НБФЕТЙС РТЕДРПМБЗБЕФУС ЖПТНПК» (4, У. 534), «ЖПТНБ Й НБФЕТЙС ЧЪБЙНОП РТЕДРПМБЗБАФ ПДОБ ДТХЗХА» (4, У. 536).

дМС РТБЧЙМШОПЗП РПОЙНБОЙС ЬФЙИ ХФЧЕТЦДЕОЙК ОХЦОП РПНОЙФШ, ЮФП ТЕЮШ ЙДЕФ П РПОСФЙСИ, ФП ЕУФШ РПОСФЙЕ ЖПТНЩ РТЕДРПМБЗБЕФ РПОСФЙЕ НБФЕТЙЙ Й ПВТБФОП. чЪСФЩЕ РП ПФДЕМШОПУФЙ, ЬФЙ УМПЧБ ОЕ ЙНЕАФ ОЙЛБЛПЗП УНЩУМБ, ЛБЛ «РТБЧПЕ» ОЕ ЙНЕЕФ УНЩУМБ ВЕЪ «МЕЧПЗП» Й ОБПВПТПФ. чНЕУФЕ У ФЕН, ПОЙ МПЗЙЮЕУЛЙ ТБЧОПРТБЧОЩ :

«ЖПТНБ Й НБФЕТЙС ПРТЕДЕМЕОЩ. ОЕ ВЩФШ ПУОПЧБОЙЕН ДТХЗ ДТХЗБ» (4, У. 234).

пОФПМПЗЙЮЕУЛЙ ЦЕ НБФЕТЙС Й ЖПТНБ ЛБЛ ВЩ РТПОЙЪЩЧБАФ ДТХЗ ДТХЗБ:

«ЪБЛМАЮБЕФ Ч УЕВЕ ЖПТНХ Ч УЛТЩФПН ЧЙДЕ Й ЕУФШ БВУПМАФОБС ЧПУРТЙЙНЮЙЧПУФШ Л ЖПТНЕ МЙЫШ РПФПНХ, ЮФП БВУПМАФОП ПВМБДБЕФ ЧОХФТЙ УЕВС РПУМЕДОЕК. рПЬФПНХ НБФЕТЙС ДПМЦОБ ЙНЕФШ ЖПТНХ, Б ЖПТНБ ДПМЦОБ НБФЕТЙБМЙЪПЧБФШУС, УППВЭЙФШ УЕВЕ Ч НБФЕТЙЙ ФПЦДЕУФЧП У УПВПК» (4, У.535).

оБ РЕТЧЩК ЧЪЗМСД ЛБЦЕФУС, ЮФП зЕЗЕМШ РПМОПУФША РТЙОЙНБЕФ БОФЙЮОХА ЙДЕА РБУУЙЧОПУФЙ НБФЕТЙЙ Й БЛФЙЧОПУФЙ ЖПТНЩ:

«нБФЕТЙС. ЕУФШ РБУУЙЧОПЕ Ч РТПФЙЧПРПМПЦОПУФШ ЖПТНЕ ЛБЛ ДЕСФЕМШОПНХ» (4, У. 535).

оП, РП зЕЗЕМА, ЬФП ПЪОБЮБЕФ МЙЫШ ФП, ЮФП Ч ОЕЛПФПТПН ТЕЖМЕЛУЙЧОПН БЛФЕ НБФЕТЙС ПРТЕДЕМСЕФУС ЛБЛ ВЕЪТБЪМЙЮОБС Л ЖПТНЕ, ФП ЕУФШ УРПУПВОБС РТЙОЙНБФШ ТБЪМЙЮОЩЕ ЖПТНЩ. оП Ч ЖБЛФЙЮЕУЛПН ЕДЙОУФЧЕ НБФЕТЙЙ Й ЖПТНЩ ЬФП ВЕЪТБЪМЙЮЙЕ УОЙНБЕФУС Й ПВОБТХЦЙЧБЕФУС, ЮФП

«ФП, ЮФП ЧЩУФХРБЕФ ЛБЛ ДЕСФЕМШОПУФШ ЖПТНЩ, ЕУФШ. Ч ФБЛПК ЦЕ НЕТЕ ФБЛЦЕ Й УПВУФЧЕООПЕ ДЧЙЦЕОЙЕ УБНПК НБФЕТЙЙ» (4, У. 537 ).

еУМЙ ЙУФПМЛПЧБФШ ЬФП ПОФПМПЗЙЮЕУЛЙ Ч РМПУЛПУФЙ ЬНРЙТЙЙ, ФП УНЩУМ ФХФ ФБЛПК, ЮФП ЛБЛ ЖПТНБ, ФБЛ Й НБФЕТЙС Ч ТБЧОПК УФЕРЕОЙ ПРТЕДЕМСАФ ЧЕЭШ, ФП, ЮЕН ПОБ СЧМСЕФУС. тБЪХНЕЕФУС, РПД ЧЕЭША УМЕДХЕФ РПОЙНБФШ МАВХА НЩУМЙНХА ЧЕЭШ.

нБФЕТЙА Й ЖПТНХ, ОЕ РТЕДРПМБЗБАЭЙЕ ДТХЗ ДТХЗБ, зЕЗЕМШ ОБЪЩЧБЕФ ЛПОЕЮОЩНЙ Й ЗПЧПТЙФ:

зЕЗЕМШ ТБУУНБФТЙЧБЕФ УПДЕТЦБОЙЕ ЛБЛ ЕДЙОУФЧП НБФЕТЙЙ Й ЖПТНЩ:

х бТЙУФПФЕМС ЕДЙОУФЧП НБФЕТЙЙ Й ЖПТНЩ ПВТБЪХЕФ ЧЕЭШ. х зЕЗЕМС РТЙОГЙРЙБМШОП ДТХЗПЕ. тЕЮШ ОЕ ЙДЕФ П ЧЕЭЙ. уБНП РПОСФЙЕ «УПДЕТЦБОЙЕ» ЕУФШ ЙУФЙОБ РПОСФЙК НБФЕТЙЙ Й ЖПТНЩ, ЛПФПТЩЕ, ЧЪСФЩЕ ЙЪПМЙТПЧБООП, ЙУФЙОПК ОЕ ПВМБДБАФ. рПЬФПНХ ТЕЮШ ЙДЕФ ОЕ П ЧОЕЫОЕН УПЕДЙОЕОЙЙ, Б П ФПЦДЕУФЧЕ :

«уПДЕТЦБОЙЕ РТПФЙЧПУФПЙФ ЖПТНЕ. РПУМЕДОСС ЕУФШ РП ПФОПЫЕОЙА Л УПДЕТЦБОЙА ОЕУХЭЕУФЧЕООПЕ» (4, У. 540).

ьФП РПМПЦЕОЙЕ Ч ЧХМШЗБТЙЪЙТПЧБООПН НБТЛУЙЪНЕ ВЩМП ЙУФПМЛПЧБОП ЛБЛ ПРТЕДЕМСАЭБС ТПМШ УПДЕТЦБОЙС РП ПФОПЫЕОЙА Л ЖПТНЕ, ЧФПТЙЮОПУФШ ЖПТНЩ. оЕФ ОЙЮЕЗП ВПМЕЕ ДБМЕЛПЗП ПФ ДЕКУФЧЙФЕМШОПЗП УНЩУМБ ЗЕЗЕМЕЧУЛЙИ ЙДЕК Й ЧУЕК ЖЙМПУПЖУЛПК ФТБДЙГЙЙ.

зЕЗЕМШ ТБУУНБФТЙЧБЕФ УПДЕТЦБОЙЕ ЛБЛ ЛБФЕЗПТЙА Ч УЧПЕК УЙУФЕНЕ. пОБ УЧСЪБОБ У ЙДЕЕК ПУОПЧБОЙС, РЕТЕИПДСЭЕК ДБМЕЕ Ч ЙДЕА УХЭЕУФЧПЧБОЙС Й ДЕКУФЧЙФЕМШОПУФЙ. й Ч ЬФПН УНЩУМЕ Ч ОЕН ЖПТНБ УОСФБ Й ДПМЦОБ ВЩФШ ТБУУНПФТЕОБ ЛБЛ ОЕУХЭЕУФЧЕООБС (ЛБЛ, ЧРТПЮЕН, Й НБФЕТЙС).

ч ОБЫЕК ЛПОГЕРГЙЙ УПДЕТЦБОЙЕ СЧМСЕФУС МЙЫШ ДЕТЙЧБФПН ЛБФЕЗПТЙЙ НБФЕТЙС/ЖПТНБ, УРЕГЙБМШОЩН РПОСФЙЕН, Б ОЕ ЛБФЕЗПТЙЕК. рПОЙНБФШУС УПДЕТЦБОЙЕ, РПУЛПМШЛХ ЬФБ ЙДЕС ЙУРПМШЪХЕФУС ЗДЕ-МЙВП, ДПМЦОП Ч ЗЕЗЕМЕЧУЛПН УНЩУМЕ, ЕДЙОУФЧЕООП ТБЪХНОПН РТЙ ЬНРЙТЙЮЕУЛПК ЙОФЕТРТЕФБГЙЙ.

7.1.5. рПОЙНБОЙЕ НБФЕТЙЙ Й ЖПТНЩ ь.зХУУЕТМЕН.

йЪ ДБМШОЕКЫЕК ЙУФПТЙЙ ТЕЖМЕЛУЙЙ ЬФЙИ РПОСФЙК ЙОФЕТЕУЕО ЖБЛФ ЙУРПМШЪПЧБОЙС ЙИ зХУУЕТМЕН. ч «йДЕСИ Л ЮЙУФПК ЖЕОПНЕОПМПЗЙЙ» ПО РЙУБМ:

7.1.6. нБТЛУЙУФУЛБС ЛПОГЕРГЙС УПДЕТЦБОЙС Й ЖПТНЩ.

Источник

Учения Аристотеля о материи и форме

Аристотель как величайший древнегреческий философ, мыслитель, ученый и наставник Македонского, понятие его философских учений о материи и форме. Материя как бесформенное, хаотическое, пассивное начало. Душа как частица мирового божественного разума.

РубрикаФилософия
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления20.03.2014
Размер файла31,1 K

аристотель и его учение о материи. Смотреть фото аристотель и его учение о материи. Смотреть картинку аристотель и его учение о материи. Картинка про аристотель и его учение о материи. Фото аристотель и его учение о материи

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Учения Аристотеля о материи и форме

В отличие от Платона Аристотель считает, что мир изменчивых, индивидуализированных природных вещей (так же, как и мир идей) может быть предметом достоверного познания, науки. Все достойно быть предметом познания: и движение светил, и строение тела всех живых и растительных существ (от червя до человека), и устройство полиса, и свойства высшего перводвигателя и др. Основу естественно-научных воззрений Аристотеля составляет его учение о материи и форме.

Первоэлементы в мире расположены в определенном порядке, который задает структуру Космоса.

2. Философское учение Аристотеля

Заслуга Аристотеля состоит в том, что он смог синтезировать все знания, которое выработала античность до него. Аристотель считал, что сущность находится не вне материальных предметов, а в них самих. Форма, т.е слово, соединяясь с материей, порождает предметы, явления и т.д. Т.е никакого идеального мира по его мнению не существует.

Опыт, будучи обработан с помощью понятий, генерирует различные виды человеческих теоретических знаний

Список используемой литературы

Источник

Материя и форма. Аристотель

Материя и форма. Аристотель

В священной роще близ Афин, где, по преданию, был похоронен мифический герой Академ, Платон создал свою философскую школу, которая получила название Академии. Эту платоновскую школу окончил знаменитый впоследствии его ученик Аристотель Стагирит – последний представитель классического периода греческой философии.

аристотель и его учение о материи. Смотреть фото аристотель и его учение о материи. Смотреть картинку аристотель и его учение о материи. Картинка про аристотель и его учение о материи. Фото аристотель и его учение о материи

Аристотель (384–322 до н. э.)

Пока материал был бесформенным, мы ничего не могли о нем сказать и он был ничем, но, наделенный с помощью наших рук и сознания некоей формой, он превратился в вещь, о которой теперь можно что-то говорить, то есть стал чем-то.

Так же и в окружающем нас мире: все вещи – это материя, преобразованная идеальными сущностями – формами. Все мироздание – это оформленное вещество. В любой вещи есть и материя, и форма, а их нерасторжимое единство и является этой вещью. Таким образом, если в учении Платона мир идей и мир вещей существуют раздельно, то, по воззрению Аристотеля, мир форм и мир материи образуют одно целое, которым и является все нас окружающее. Однако решающая роль в существующем принадлежит именно формам. Без них материя – ничто, и они приводят ее к состоянию упорядоченности, правильности и мировой гармонии. Материя, говорит Аристотель, есть всего лишь возможность бытия, форма же из нее создает действительность. Низменная материя – строительный материал, форма же из этой основы создает подлинное существование. Нет материи вне и помимо формы, считал Аристотель, как нет и формы без материи. И только одна-единственная форма существует совершенно сама по себе, ни от чего не зависит и является полностью самостоятельной. Это Ум (или божественный Ум) – перводвигатель, причина и начало всего, пантеистическое начало мира.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

2.1. Материя

2.1. Материя Онтология – учение о бытии. Проблема бытия – одна из старейших в философии. Во всех известных нам развитых философских системах есть учение о бытии. Но понимание бытия принципиально различается в идеализме и материализме. В общем, существует два основных

Тема 3 Живая материя как качественно новая форма бытия

Тема 3 Живая материя как качественно новая форма бытия В настоящей теме дается общая характеристика живой материи, используется общефилософская методология при раскрытии этого уровня земного бытия. Если при анализе неживой материи философия может вести речь о всем

Материя и ее атрибуты

Материя и ее атрибуты В последней трети XIX века буржуазные критики марксизма, а зачастую и многие его сторонники (в том числе соратники, ученики и последователи Маркса и Энгельса) сводили марксистскую теорию к материалистическому пониманию истории, которое

Глава III. Проблема сущности. Материя и форма

Глава III. Проблема сущности. Материя и форма Как уже оговаривалось, наш предмет – не история философии, а теория и история научного познания вообще, а таковое, как известно, возникло и развивалось первоначально именно в рамках философии.Философия – первая форма

3. Материя и форма. Аристотель

3. Материя и форма. Аристотель Исходный пункт философии Аристотеля тот же, что и у Платона. Точка зрения субстрата, «пребывающего», по его мнению, не объясняет причин всего сущего, «то, откуда начало движения». «Ведь не сам лежащий в основе субстрат производит перемену в

ГЛАВА 7 ДУХ И МАТЕРИЯ

ГЛАВА 7 ДУХ И МАТЕРИЯ Обыденный здравый смысл верит, что мы кое-что знаем о духе кое-что о материи; он считает, далее, что того, что мы о них знаем, достаточно, чтобы показать, что они являются совершенно различными вещами. В противоположность этому я считаю, что все, что мы

82. Материя

82. Материя Материальный предмет, как это известно эмпирически, является не единичной существующей вещью, а системой существующих вещей. Когда несколько человек одновременно видят один и тот же стол, все они видят его по-разному; таким образом, «этот» стол, который, как

Аристотель. Материя и форма

Аристотель. Материя и форма В священной роще близ Афин, где, по преданию, был похоронен мифический герой Академ, Платон создал свою философскую школу, которая получила название Академии. Эту платоновскую школу окончил знаменитый впоследствии его ученик Аристотель

2. Демиург и материя

2. Демиург и материя Из всех проблем, которые так или иначе затрагивал Гиерокл, наибольшее значение для нас имеет проблема соотношения демиурга и материи. Первая неоплатоническая ипостась, а именно первоединство, не была предметом исследования у Гиерокла. Зато он много

5. Материя

5. Материя Как сказано выше (часть вторая, глава II, §1, п. 2), часть комментария Халкидия, относящаяся к материи, может быть подразделена на четыре больших раздела.а) Первый отдел (268 – 274) может быть характеризован так. Сначала мы имеем здесь 1) общий очерк проблемы (268). Дальше

1. Материя и тело

1. Материя и тело Исходная первичная материя, как мы видели, не есть материя отдельных материальных тел, поскольку типов такого рода материи – необозримое количество. Мы установили, что самое главное в античном понимании материи – это понимание материи только как

Онтология и эпистемология — форма и материя; четыре причины

Онтология и эпистемология — форма и материя; четыре причины Философские учения о фундаментальных формах существования, вроде учения об идеях и учения о субстанции и свойствах, принадлежат к онтологии. Учения о фундаментальных формах познания относятся к эпистемологии

1) два полюса выражения стоимости: относительная форма стоимости и эквивалентная форма

1) два полюса выражения стоимости: относительная форма стоимости и эквивалентная форма Тайна всякой формы стоимости заключена в этой простой форме стоимости. Ее анализ и представляет поэтому главную трудность.Два разнородных товара А и В, в нашем примере холст и сюртук,

1) Два полюса выражения стоимости: относительная форма стоимости и эквивалентная форма

1) Два полюса выражения стоимости: относительная форма стоимости и эквивалентная форма Тайна всякой формы стоимости заключена в этой простой форме стоимости. Ее анализ и представляет поэтому главную трудность.Два разнородных товара А и В, в нашем примере холст и сюртук,

7. Материя

7. Материя История взглядов на материю. Первое, что поражает воображение человека, когда он наблюдает окружающий мир, — это удивительное многообразие предметов, процессов, свойств и отношений. Нас окружают леса, горы, реки, моря. Мы видим звезды и планеты, восхищаемся

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *