армянский храм в феодосии
Сурб-Саркис — колоритная церковь Святого Сергия в Феодосии
Бывшая Кафа, как и любой город в Крыму, имеет следы проживания сразу нескольких народов. В первую очередь это архитектурные памятники, связанные с религией. Юг Феодосийского залива усеян храмами древних и православных греков, культовыми сооружениями русских, караимов и мусульман. Также имеется в Феодосии Церковь Святого Сергия. Уголок, где расположен данный комплекс, служит местом захоронения супругов Айвазовских, большую часть жизни проживших здесь.
СОДЕРЖАНИЕ
Где находится храм в Феодосии?
Сооружение построено к юго-западу от внутреннего пространства исторического комплекса «Крепость Кафа». От останков средневековой Феодосии его разделяет только парк, называется он «Морсад». Сурб-Саркис – северная оконечность огромного сектора Армянская Слобода, занимающего возвышенный юго-восток городской черты.
Церковь на карте Крыма
История появления Сурб-Саркис
Первое здание нынешней достопримечательности Феодосии, построенное еще в XIV столетии, соседствовало с главным рынком Кафы, отделенного от невольничьего базара высокой каменной стеной. «Дом божий» возвела на свои средства армянская община, принадлежавшая к Апостольской Церкви Армении.
С 1330 г. Сурб-Саркис, когда он был торжественно освящен, слыл очагом культуры и образованности. Недаром его поименовали в честь Святого Саркиса (Сергия) – христианского просветителя из Каппадокии. Тот жил в V веке, служил стратилатом Римской империи и погиб мученической смертью, так и не предав своих соратников по вере. Почти под каждым вырезанным на стенах хачкаром (так армяне называют крест) есть надписи, прославляющие этого святого. Тут творили известные художники, философы и поэты, поэтому церковь не тронули ни татары, ни турки, почитавшие этот центр учености одним из главных достояний Османской империи.
К 1811 г. во дворе Церкви Сурб-Саркис в Феодосии накопилось столько плит, что здесь открыли лапидарий. Еще одним важным событием в эпоху царизма стало крещение тут Ованеса Айвазяна, вошедшего в историю русской живописи как Иван Айвазовский. В этом же здании он перенимал бесценный опыт рисования у миниатюристов из Армении, а также венчался со своей будущей женой. И здесь же, в чем может убедиться любой посетитель, находится могила этого известного живописца. Кстати, в 1888 г., когда сооружение пострадало от пожара, Иван Константинович одним из первых вложил большие деньги в его реконструкцию. Известный меценат завещал 50 тыс.рублей местной школе и церковному приходу.
В XX столетии храм начали реставрировать, чтобы сделать из него музей. В самом начале 70-х гг. – во время строительства окружающих жилых кварталов – была нарушена система дренажа. Строение начали подтапливать грунтовые воды. Восстановление объекта началось в 80-х гг. и после долгого простоя продолжено в 2015 г.
Чем привлекает туристов церковь Святого Сергия?
От бывшей дачи купца Стамболи, что раскинулась у центральной набережной нынешнего города, до Армянской Слободы простирается Старая Феодосия. Церковь Святого Сергия – часть этой насыщенной историческими объектами территории. Оно идеально вписывается в ландшафт, состоящий из ветхих 5-этажек и разбросанных по небольшим склонам особняков. Все это живописно заросло акациями, а кое-где – даже фисташками.
Обитель Апостольской церкви армян – в плане прямоугольная постройка из известняковых блоков с 3 полукруглыми апсидами. В основу кладки фасада положены плиты с хачкарами. Алтарь, как и положено, «смотрит» на восток. С западной стороны к притвору проводит гостя широкая арка. С севера к зданию примыкают квадратная и трапециевидная части. Завершается архитектурный шедевр полукруглыми сводами, базирующимися на подпружных арках – нервюрах. Крыша тут двускатная и черепичная, как во всех закавказских соборах. Вход в церковь украшают два высоких креста.
В интерьере можно обнаружить следы старинных фресок. Оригинальные двери, сделанные из ореха, перекочевали в Эрмитаж еще до пожара. Во внутреннем дворе комплекса туристы сразу заметят семейный саркофаг. Большое и монументальное погребальное сооружение приказала построить супруга Ивана Айвазовского, позже ее тело оказалось здесь же. На одной из стел имеется эпитафия, говорящая, что смертный оставил после себя бессмертное наследие.
Как добраться до Сурб-Саркис?
Ближайшая к этому месту остановка общественного транспорта – «Парк Морсад». Сюда можно приехать на маршрутках №№1, 2А и 14. Они пересекают всю агломерацию.
На машине от центра Феодосии доехать до церкви можно таким образом:
Туристу на заметку
Сотни красочных и качественных фото можно найти по запросу «Феодосия». Церковь Сурб-Саркис – сюжет довольно многих снимков, сделанных туристами на территории этого курорта. Побывавшие в заповеднике «Кафа» россияне оставили в сети много восторженных отзывов о данном объекте. Некоторые приехали сюда исключительно на могилу знаменитого художника-мариниста – Ивана Айвазовского.
Станислав Васильев
Рекомендует…
Церковь Сурб Саркис в Феодосии – фото, описание, где находится на карте
Культовые достопримечательности Крыма – церковь Сурб Саркис
На территории древней Феодосии, впрочем, как и всего Крыма, осталось много следов проживания разных народов. Яркие примеры – культовые сооружения христиан, караимов, мусульман. Одним из самых ярких представителей религиозной культуры выступает церковь Сурб Саркис (Святого Сергия).
Церковь Сурб Саркис
Где находится, историческая справка
Храм расположен с юго-западной стороны, «визитной карточки Феодосии» – древней крепости Кафа. Старинную часть города от современной отделяет уютный сквер «Морсад», пользующийся у туристов не меньшей популярностью, чем другие достопримечательности Феодосии. По факту Сурб Саркис является конечной точкой на севере большого сектора – Армянская Слобода.
Первое строение на этом месте появилось в XIV веке. В то время рядом располагалась главная торговая площадь Кафы (старинное название Феодосии). Святыню на собственные средства построила армянская община, состоявшая в Апостольской Церкви Армении.
Торжественное открытие и освящение церкви состоялось в 1330 году. Святой Сергий (Саркис) жил в V столетии, умер мученической смертью, но не отрекся от своей веры. На стенах культового сооружения, почти под каждым крестом, называемым армянами «хачкаром» вырезаны слова прославления великомученика. В стенах церкви и на прилегающей территории, творили многие известные художники, философы и поэты.
Церковь Сурб Саркис
Возможно, благодаря этому она и уцелела. Святыню пощадили татары, турки. Последние особенно почитали святое место, считая его центром учености, основным достоянием империи Османов. Храм прославился и благодаря знаменитому художнику Ивану Константиновичу Айвазовскому. Тут его окрестили, впоследствии – венчали, а когда он скончался – похоронили во дворе. Там же находится и могила второй жены мариниста.
В 1888 году церковь Сурб Саркис серьезно пострадала в результате пожара. Айвазовский вложил солидную сумму в восстановление. Причем сделал это один из первых. По уходу живописца из жизни церковный приход и школа, получили наследство в размере 50 тысяч рублей, баснословных денег на те времена.
Святыня просуществовала много лет без капитального ремонта. В начале прошлого века начали процесс реставрации. Но в семидесятых годах, когда строились жилые дома, в округе неправильно провели дренажную систему. В результате церковь Святого Сергия оказалась подтоплена грунтовыми водами. Восстанавливать современную достопримечательность начали в восьмидесятых, но что-то пошло не так. Работы остановились и продолжились только в наше время (2015).
Церковь Сурб Саркис
Посещение церкви
Старая Феодосия протянулась от дачи Стамболи до самой Армянской Слободы. Церковь Сурб Саркис является неотъемлемой частичкой истории, почитаемым и посещаемым местом. Даже среди людей, не являющихся сильно религиозными. Здание органично вписывается в окружающий ландшафт, в какой-то мере дополняя его, украшая.
Само строение прямоугольной формы выполнено из блоков известняка. В основе фасада – плиты с крестами и надписями. Алтарь направлен в восточную сторону. Пройти к притвору с западной стороны можно через широкий арочный проем. Своды – полукруглые, основаны на своеобразных арках. Кровля, как во всех армянских соборах двускатная, покрыта черепицей. У входа – два высоких креста.
Ищите где остановиться?
Во внутреннем дворе, самый посещаемый туристический объект – семейный саркофаг Айвазовских. С трогательными словами, написанными на армянском языке. Суть: родившись смертным, оставил бессмертную память. И это не просто красивые слова. Вообще писать об этом святом месте можно много, долго. Но стоит ли? Лучше все увидеть собственными глазами.
Церковь Сурб Саркис
Как добраться до церкви Сурб Саркис
Добраться до святыни, расположенной на улице Армянской, 1 можно общественным транспортом. Садитесь на маршрутное такси под номером 1, 2-а или 14, выходите на остановке «Парк «Морсад»». Если путешествуете на своем авто – следуйте по карте. Место на карте обозначено ниже. Туристам, привыкшим передвигаться на автомобиле, но оставившим личный транспорт дома, рекомендую воспользоваться выгодным предложением «Аренда авто в Крыму».
Рекомендую за шикарные пляжи:
Церковь Сурб Саркис на карте Феодосии, GPS координаты: 45°01’19.6″N 35°23’23.3″E (45.022104, 35.389793)
Церковь Сурб Саркис в Феодосии одно из самых посещаемых мест. Некоторые туристы приезжают сюда исключительно к могиле Айвазовского, но видя бесспорный шедевр архитектуры – армянскую святыню, не могут удержаться от соблазна и не войти внутрь. Всем хорошего отдыха!
Привет друзья. Приветствую Вас на своем блоге. Мечта сбылась, теперь мне не нужно ходить на работу и появилось много свободного времени на путешествия. Чем я и занимаюсь сейчас.
Храм Святого Сергия (Сурб-Саркис) в Феодосии
Ц ерковь Святого Сергия (Сурб-Саркис) в Феодосии является одним из старейших памятников армянской средневековой архитектуры.
Церковь построена в первой половине XIV века. В стены храма вмурованы хачкары — каменные плиты с различными изображениями креста. По армянскому обычаю такие камни, найденные на руинах, закладывались в стены строящихся церквей. Самый древний хачкар в церкви Сурб-Саркис старше самого здания на 300 лет. В основании храма лежат плиты больших размеров, на многих из них на армянском языке высечены посвящения благотворителям и меценатам, жертвовавшим средства на возведение церкви.
До конца XIX века входом в храм служил портал. К нашему времени от портала сохранились четыре массивные колонны, соединенные арками. Одна часть ореховой двери, которая раньше была установлена в портале, находится в Эрмитаже, вторая — в Феодосийском краеведческом музее.
У современного входа в Сурб-Саркис по обеим сторонам от дверей находятся два больших григорианских креста. В алтаре церкви сохранилась крестильная купель, украшенная резьбой по камню. Рядом с храмом находится звонница, возведенная в XV веке.
Когда-то церковь Святого Сергия украшали фрески, но большинство из них сохранить не удалось. За время своего существования храм пережил несколько реставраций. В 1888 году здание сильно пострадало при пожаре, деньги на реконструкцию пожертвовал художник Иван Айвазовский. Об этом напоминает висящая над входом в храм мемориальная доска. В ходе следующих восстановительных работ в 1965–1970 годах были реконструированы крыша и пол церкви, а также очищены от более поздних наслоений уцелевшие фрески и живописные фрагменты.
С церковью Сурб-Саркис связаны важные события жизни художника-мариниста Ивана Айвазовского. Здесь его крестили. Здесь он венчался со своей женой Анной Саркисовой-Бурназян. В 1900 году в храме состоялось отпевание художника. Согласно последней воле Айвазовского, он был похоронен на территории храма. Церкви и приходской школе он завещал 50 тысяч рублей.
В 1903 году вдова художника поставила на его могиле памятник из цельного куска белого мрамора. На нем на армянском языке высечены слова «Родившись смертным, оставил по себе бессмертную память».
Армянские церкви в Феодоссии — Ксения Серикова
Сейчас сохранились лишь некоторые из них, несколько памятников находятся в запущенном и даже аварийном состоянии. Планируется к 2017 году, к 200-летию со дня рождения И.К.Айвазовского, привести в порядок все армянские памятники архитектуры.
Церковь Святого Сергия стала родной для Айвазовского: художника здесь крестили, венчали и отпевали, здесь же он и похоронен
«Феодосия пропитана армянским присутствием»
Армяне жили в Крыму еще до нашей эры. Первые отношения Армении с Крымом были узаконены в Киммерийском договоре урартскими царями (Урарту или Арарат — древнее государство в юго-западной Азии, располагавшееся на территории Армянского нагорья, — прим. автора). Они заключили договор о взаимопомощи и торговли между государствами, рассказал настоятель армянских церквей Феодосии и Ялты, протоиерей Иеремия Макиян.
По его словам, мало, что известно об армянах и о крымском населении в первые века нашей эры. Крым был тогда далекой губернией Римской империи и сюда привозили рабов. Среди них было много евреев, поэтому апостол Андрей Первозванный и попал сюда, чтобы проповедовать.
— В VII-VIII веках в Феодосии было много армян, и много церквей. На Карантине есть четыре армянских храма, которые относятся к XIII-XIV векам. На холме напротив немцы поставили ДОТ, он находится на фундаменте армянской церкви, построенной в VIII веке, это доказанный факт. Вообще, Феодосия пропитана армянским присутствием, — отметил о. Иеремия.
Он сказал, что армянские церкви всегда обладали неприкосновенностью – и при генуэзцах и при татарах, имели самоуправление.
— При татарах в Крыму имели право строить православные церкви только армяне, потому что их признали коренным населением, а вот греков почему-то не приняли за коренных. Армянские церкви не платили дань при Золотой орде, — уточнил о. Иеремия.
Церковь Святого Сергия (Сурб-Саркис)
Как отметил протоиерей, к XIV веку армянских церквей в Феодосии было много, это зависело от количества населения.
— Сейчас, например, если в городе проживают 30 тысяч человек, то должны присутствовать три церкви, то есть одна церковь на 10 тысяч человек. А раньше этот «норматив» был меньше — один храм на пять тысяч населения.
Было время, когда в Феодосии одновременно действовали 32 армянских церкви, а в XVII веке было предположительно столько же русских православных храмов, сколько и греческих. То есть в городе стоял самый настоящий христианский колокольный звон, — сказал о. Иеремия.
Действующая церковь св. Сергия — одна из древнейших сохранившихся армянских церквей на крымской земле. Она одновременно и проста и красива, потому что храм, по мнению армян, должен быть скромным и аскетичным.
В церкви привлекают внимание вделанные в стены каменные плиты с изображением розеток и крестов с надписями на армянском языке. Это хачкары («хачкар» в переводе с армянского — «крест-камень»), которые вставляли в стены, чтобы увековечить какое-либо событие семейного или государственного масштаба.
— Церковь Святого Саркиса построена в XI веке как монастырь. В разных книгах пишут – XIII-XIVвек, но это не так. Здесь есть хачкар XI века, что свидетельствует об этом. Церковь несколько раз достраивалась и пристраивалась в других веках – в тринадцатом, четырнадцатом, семнадцатом, – поэтому возникает такая путаница.
В армянском храме одна икона должна быть канонической, то есть обязательной, а остальные относятся к убранству. Хачкары – тоже убранство, их устанавливали, например, в честь праздника. Это армянская традиция: как у русских в честь праздников писались иконы, так у армян в стены вставлялись хачкары, — пояснил о. Иеремия.
В 1888 году храм значительно пострадал во время пожара, о чем говорит надпись на плите внутри церкви. Его восстановили на средства И.К.Айвазовского, для которого храм Сурб-Саркис стал родным. Здесь художник был крещен в 1817 году, здесь он венчался со своей женой, здесь же его отпевали в 1900 году.
Согласно желанию мариниста, он был похоронен в ограде этого храма, а в 1944 году рядом в склепе погребена и его жена Анна Никитична. Для храма художник написал иконы «Хождение по водам», «Богоматерь с младенцем», «Тайная вечеря», «Моление о чаше» и другие. В настоящее время они находятся в его картинной галерее.
Церковь Святого Георгия (Сурб-Геворг)
По словам о. Иеремии, в Феодосии из действующих в прошлом монастырей сохранились два — это монастырь Св. Георгия и Св. Сергия. Армянский монастырь св. Георгия (Сурб-Геворг), построенный в XIIIвеке, действовал до 1921 года. После 1921 года он был закрыт, и с тех пор не работает. При монастырях действовал скрипторий и приходские начальные школы.
— Печатных машин не было, поэтому при монастырях были специальные писцы, которые переписывали Библию, обрядовые книги, историю, летописи и другие священные книги, большинство из которых находятся сейчас в Армении, — отметил настоятель армянских церквей. – В приходских начальных школах преподавали письмо и языки, которые были тогда в обиходе. Там учились не только армяне, но и люди других национальностей.
Здание церкви св. Георгия имеет три типа перекрытий: западная часть – сводчатая, средняя – накрыта шатровым куполом на восьмигранном барабане, а самая древняя – конхами (перекрытие в форме полукупола, — прим. автора)и полуциркульными сводами на подпружных арках.
С 1998 года, с тех пор, как здание церкви передали армянской общине, со слов о. Иеремии, на пути к реставрационным работам было много препятствий. Вопросы земли, территории, узаконивания проекта – до сих пор остаются главной проблемой.
Однако недавно, 17 октября, прошла встреча в исполкоме, на которой обсуждался вопрос о том, что к 200-летию со дня рождения И.К.Айвазовского, которое отметят в 2017 году, нужно восстановить все армянские памятники архитектуры, в том числе и церкви.
— Все эти церкви находятся на балансе государства, в этом заключается вся сложность. У нас есть проект, до конца года будем пытаться его согласовать, чтобы уже начать работы. Мы сейчас закончим здесь (в церкви Св. Сергия) работы по восстановлению и перейдем в церковь Св. Георгия. Армянская диаспора – одна из самых маленьких в Феодосии, но есть желающие помогать, главное, чтобы не было препятствий, — отметил протоиерей.
Церковь Архангелов Михаила и Гавриила
Крымский архитектурный портал приводит такое описание этой церкви: «Армянскую церковь Св. Архангелов Михаила и Гавриила в Феодосии построили в 1408 году в духе армянской культовой архитектуры XII века.
В качестве материала был использован распространенный тогда в Крыму бутовый камень, местами тесанный. Снаружи стены храма оштукатурены. У северной стороны располагается шестигранная звонница, декорированная резьбой по камню».
Реставрация церкви проходила с 1967 по 1970 годы, там проводили не только ремонтные работы, но и восстановили утраченные элементы здания. По словам о. Иеремии, эта церковь не была монастырем.
— Сейчас церковь Архангелов Михаила и Гавриила не работает, она находится в аварийном состоянии. После революции ее, как и многие другие армянские храмы, закрыли. В 1968 году, когда была реставрация, купол восстановили неправильно, и теперь он сильно расходится. Мы будем работать над ее восстановлением, — подытожил протоиерей.
Автор Ксения Серикова Материал предоставил Александр Бакулин
Древняя церковь Сурб-Саркис и могила И. Айвазовского
Древняя церковь Сурб-Саркис и могила И. Айвазовского
Александр Родионов отметил, что на территорию церкви вели древние, украшенные резьбой, каменные ворота с рельефными розетками наверху и изящными зубчатыми карнизами. Храм – необычно низкое прямоугольное сооружение, ориентированное на восток.
Строили храм Сурб-Саркис из известняковых блоков, швы тщательно затерты. Сегодня они во многих местах разрушились, поросли мхом и лишайниками, поэтому внешний вид здания весьма романтичен.
В наружные стены и внутренние стены храма вмурованы плиты – «Хачкары» (фото 4,5). Это – своеобразные армянские камни-кресты, пояснил ученый секретарь Феодосийского музея древностей. На куске горной породы вырезается крест, библейский сюжет или символика рода. После этого хачкар вставляют в тело церкви, монастыря или устанавливают вдоль дороги. Весь фасад феодосийского храма, как медалями, покрыт хачкарами. Многие плиты с посвятительными надписями на армянском языке о реставраторах и меценатах храма (в том числе и И.К. Айвазовском).
Внутри храма стены были покрыты зеленой краской, своды украшены рельефными шестиконечными звездами. Интерьер был расписан орнаментами в технике фрески (сохранились лишь фрагменты). В храме имеются элементы персидского орнамента.
В церкви были резные двери (фото 6) с вычурным орнаментам (фото 7). Самые древние представлены в экспозиции Феодосийского музея древностей. Вторые хранятся в Государственном Эрмитаже. Двери были изготовлены в Каффе пришлыми армянскими мастерами по образцам, хранившимся в древней армянской столице Ани.
Находящаяся рядом с храмом Сурб-Саркис звонница (фото 8) построена в XV веке в стиле армяно-малоазиатской архитектуры. Ранее звонница служила входом в церковь – порталом.
Храм Сурб-Саркис в XIV—XVI в. был очагом армянской культуры и образования. По словам ученого секретаря музея древностей, при храме Саркиса в средние века действовала одна из крупнейших школ, где учили искусству миниатюры и гравюры. При храме было кладбище, где обретали приют люди известные и достойные. Здесь обнаружена надгробная плита известного армянского художника-миниатюриста, мастера переплетного дела Николаеса Цакхарара, работавшего во многих городах Крыма в XVII веке. В 1686 г. во время эпидемии погибли жена и две дочери художника. Цакхарар заказал в их память крестный камень-хачкар, который сохранился на внутренней стене церковного притвора.
Здесь же, в ограде церкви, находится последнее пристанище великого художника И. К. Айвазовского (фото 9). В 1903 году на могиле Айвазовского его второй женой был воздвигнут памятник-саркофаг (фото 10). На мраморной доске надпись: «Профессор Иван Константинович Айвазовский. 1817-1900». На другой стороне надпись на древнеармянском языке: «Родившись смертным, оставил по себе бессмертную память». Это слова армянского историка Мовсеса Хоренаци.
С 1971 по 1989 гг. храм был филиалом Краеведческого музея г. Феодосии (совр. Феодосийский музей древностей). Здание служило местом хранения лапидарной коллекции музея: генуэзских, армянских и тюркских эпиграфических памятников.
После этого в церкви Святого Саркиса были проведены ремонтно-реставрационные работы: восстановлены каменный пол, крыша, покрытие портала, перекрытие притвора, расчищена от набела живопись. В настоящее время церковь святого Сергия проходит новую реконструкцию, по воскресным дням в храме проводятся богослужения, храм открыт для паломников и экскурсантов.
Подписывайтесь на Кафу в Facebook, страницу ВКонтакте, блог в Twitter и группу в Одноклассниках. А также в «Яндекс.Дзене» и на канал Youtube.