автор мифа о пещере
Миф о пещере Платона Описание и объяснение
миф о пещере Платона или аллегория пещеры, также известная как метафора пещеры, является одной из самых замечательных и прокомментированных аллегорий в истории философии. Ввиду важного значения этот диалог неоднократно интерпретировался с разных точек зрения, подчеркивая гносеологические и политические.
Хотя верно, что аллегория относится к важной роли образования в поиске истины о человеке, главная цель Платона заключалась в создании очень простой метафоры, благодаря которой все понимали, что причина является источником всего истинное знание.
источник
Аллегория пещеры впервые появилась в начале Книги VII Республики, и, по оценкам, она была написана примерно в 380 году. С.
Эта аллегория представлена диалектическим упражнением между Сократом, наставником Платона и его братом Глауконом.
Описание аллегории пещеры Платона
Диалог начинается с того, что Сократ описывает своему спутнику сцену в пещере, где заключенные находятся на ступнях, руках и шее у стены. Заключенные не могут видеть друг друга; все, что вы можете увидеть, это противоположная стена в нижней части пещеры.
Позади них несколько человек идут по коридору, держа над головой предметы разной формы. Тени этих объектов отражаются в стене в задней части пещеры из-за костра, который находится немного позади коридора..
Заключенных заставляли видеть только тени и слышать звуки, издаваемые людьми, когда они ходят. Это единственное, что эти заключенные видели в своей жизни, поэтому они верят, что это реальность мира: только силуэты и отголоски.
Освобождение заключенного
Аллегория продолжается, когда Сократ предлагает освободить заключенного. Что будет в этом случае? Заключенный сначала включит огонь, который вызывает тени и будет временно ослеплен и воспален из-за его яркости: в конце концов, его глаза никогда не видели огня раньше..
Как только этот заключенный привыкнет к свету, он обнаружит истинную причину теней, которые он принял за абсолют. Он видит мужчин впервые и понимает, что силуэты, которые он видел, являются проекциями реальных объектов..
Однако заключенный вынужден идти дальше. Поднимайтесь по крутому склону, пока не покинете пещеру под открытым небом, и снова вы ослеплены солнечным сиянием.
Когда его глаза приспосабливаются к этому новому свету, он начинает видеть деревья, озера и животных, которых мы видим ежедневно благодаря свету, который солнце освещает во всех вещах..
Вернитесь в пещеру
Через некоторое время заключенный должен вернуться в пещеру, где он попытается объяснить остальным заключенным, что он видел. Однако тьма пещеры снова ослепляет его: его глаза, уже привыкшие к солнечному свету, не видят ничего во мраке.
Объяснение и толкование
Рассказывая историю пещеры, Платон пытается объяснить, как человек достигает высших уровней знания, чем ближе он к истинному источнику света, в данном случае к Солнцу..
В поисках правды
Толкователи и исследователи философии проанализировали аллегорию пещеры с точки зрения ее политических и эпистемологических аспектов, и хотя в этом диалоге есть и то и другое, история пещеры в основном является примером трудного пути, который должен пройти каждый человек, если он действительно хочет видеть реальность такой, какая она есть.
Что касается эпистемологической интерпретации, происхождение знания не может быть представлено более четко: для греческого философа мы все живем как заключенные, освобожденные внутри пещеры..
Огонь представляет собой истинное Солнце. Оттуда, где мы находимся, мы можем видеть людей, фигуры, которые они поднимают над головой, и тени, которые они проецируют..
Этот мир, к которому мы присоединились бы, был бы непостижимым в его начале, и он ослепил бы нас, поскольку Солнце ослепило пленника, когда он впервые увидел его. Речь идет о взгляде на вещи в новом свете, чтобы они показали свою самую чистую сущность.
Политический аспект
Наконец, политический аспект очевиден, принимая за контекст, что работа Республика это величайшая политическая работа Платона.
Аллегория начинается с разговора о том, что человеку необходимо воспитывать себя, чтобы приблизиться к истине. Эта потребность не ограничивается образованием, но также подразумевает возвращение в пещеру, как это делал заключенный, с намерением направить своих спутников к самым высоким уровням знаний..
Платон твердо убежден в том, что управление народом должно быть временным, чередующимся и исключительным для тех, кто больше всего получил доступ к понятному миру, а не только в тени вещей..
Пещера сегодня
Большое количество современных авторов и философов уверяют, что аллегория пещеры может применяться во все времена и времена, и что ее вневременность делает ее действительной даже сегодня..
Мир представляется каждому человеку по-своему. Эта личная интерпретация определяется через биологическое бремя и культурные убеждения, которые так специфичны для каждого человека.
Однако такие представления на самом деле не отражают сущности вещей, и большинство людей живут в мире относительного невежества. Это невежество удобно, и мы могли бы жестоко реагировать на тех, кто, как в аллегории, пытается освободить нас и разумно показать нам истинную сущность вещей.
В настоящее время политический аспект аллегории усиливается из-за той роли, которую маркетинг, и прежде всего дезинформация, играют в общей слепоте человека..
Согласно аллегории пещеры Платона, человек должен столкнуться со страхом быть ослепленным, покинуть пещеру и увидеть мир разумом, чтобы наконец освободиться от тюрьмы, которая была ему навязана..
Миф о пещере
Из Википедии — свободной энциклопедии
Миф о пещере — знаменитая аллегория, использованная Платоном в 7 книге диалога «Государство» для пояснения своего учения об идеях. Считается краеугольным камнем платонизма и объективного идеализма в целом. Изложена в форме диалога между Сократом и братом Платона Главконом:
—…Ты можешь уподобить нашу человеческую природу в отношении просвещённости и непросвещённости вот какому состоянию… Представь, что люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю её длину тянется широкий просвет. С малых лет у них на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнём и узниками проходит верхняя дорога, ограждённая, представь, невысокой стеной вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол.
— Это я себе представляю, — сказал Главкон.
— Так представь же себе и то, что за этой стеной другие люди несут различную утварь, держа её так, что она видна поверх стены; проносят они и статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. При этом, как водится, одни из несущих разговаривают, другие молчат.
— Странный ты рисуешь образ и странных узников!
— Подобных нам. Прежде всего разве ты думаешь, что, находясь в таком положении, люди что-нибудь видят, своё ли или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнём на расположенную перед ними стену пещеры?
— Как же им видеть что-то иное, раз всю свою жизнь они вынуждены держать голову неподвижно?
— А предметы, которые проносят там, за стеной? Не то же ли самое происходит и с ними?
— Если бы узники были в состоянии друг с другом беседовать, разве, думаешь ты, не считали бы они, что дают названия именно тому, что видят?
По Платону, пещера олицетворяет собой чувственный мир, в котором живут люди. Подобно узникам пещеры, они полагают, будто благодаря органам чувств познаю́т истинную реальность. Однако такая жизнь — всего лишь иллюзия. Об истинном мире идей они могут судить только по смутным теням на стене пещеры. Философ может получить более полное представление о мире идей, постоянно ставя вопросы и находя ответы. Однако сделать это знание достоянием всего общества невозможно: толпа не в состоянии оторваться от иллюзий повседневного восприятия. Поэтому Платон продолжает:
Когда с кого-нибудь из них снимут оковы, заставят его вдруг встать, повернуть шею, пройтись, взглянуть вверх — в сторону света, ему будет мучительно выполнять всё это, он не в силах будет смотреть при ярком сиянии на те вещи, тень от которых он видел раньше. И как ты думаешь, что он скажет, когда ему начнут говорить, что раньше он видел пустяки, а теперь, приблизившись к бытию и обратившись к более подлинному, он мог бы обрести правильный взгляд? Да ещё если станут указывать на ту или иную проходящую перед ним вещь и заставят отвечать на вопрос, что это такое? Не считаешь ли ты, что это крайне его затруднит и он подумает, будто гораздо больше правды в том, что он видел раньше, чем в том, что ему показывают теперь?
— Конечно, он так подумает.
— А если заставить его смотреть прямо на самый свет, разве не заболят у него глаза, и не отвернётся он поспешно к тому, что он в силах видеть, считая, что это действительно достовернее тех вещей, которые ему показывают?
В этой притче Платон обращает внимание на то, что познание и понимание сущности вещей не даётся само собой, а требует труда и усилий. Поэтому его идеальным городом могут править только философы — те, кто проник в сущность идей, в особенности — идеи блага.
Сопоставление образа пещеры с другими платоновскими диалогами, в частности с «Федоном», позволяет утверждать, что это не просто «литературное отступление», а сердцевина платонической мифологемы. В «Федоне» Платон устами Сократа определяет чувственный мир как тюрьму души. Единственной подлинной реальностью для него является мир вечных идей, к постижению которого душа может приблизиться посредством философии.
Лигостаев Александр Георгиевич
514
— После этого, — сказал я, — ты можешь уподобить нашу человеческую природу в отношении просвещенности и непросвещенности вот какому состоянию. посмотри-ка: ведь люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет. С малых лет у них там на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнем и узниками проходит верхняя дорога, огражденная — глянь-ка — невысокой стеной вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол.
— Это я себе представляю.
— Так представь же себе и то, что за этой стеной другие люди несут различную утварь, держа ее так, что она видна поверх стены; проносят они 515
и статуи, и 515всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. При этом, как водится, одни из несущих разговаривают, другие
молчат.
— Странный ты рисуешь образ и странных узников!
— Подобных нам. Прежде всего разве ты думаешь, что, находясь в таком положении, люди что-нибудь видят, свое ли или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры?
— Как же им видеть что-то иное, раз всю свою жизнь они вынуждены держать голову неподвижно?
— А предметы, которые проносят там, за стеной; Не то же ли самое происходит и с ними?
— Если бы узники были в состоянии друг с другом беседовать, разве, думаешь ты, не считали бы они, что дают названия именно тому, что видят?
— Далее. Если бы в их темнице отдавалось эхом все, что бы ни произнес любой из проходящих мимо, думаешь ты, они приписали бы эти звуки чему-нибудь иному, а не проходящей тени?
— Клянусь Зевсом, я этого не думаю.
— Такие узники целиком и полностью принимали бы за истину тени проносимых мимо предметов.
— Это совершенно неизбежно.
— Понаблюдай же их освобождение от оков неразумия и исцеление от него, иначе говоря, как бы это все у них происходило, если бы с ними естественным путем случилось нечто подобное.
Когда с кого-нибудь из них снимут оковы, заставят его вдруг встать, повернуть шею, пройтись, взглянуть вверх — в сторону света, ему будет мучительно выполнять все это, он не в силах будет смотреть при ярком сиянии на те вещи, тень от которых он видел. раньше. И как ты думаешь, что он скажет, когда ему начнут говорить, что раньше он видел пустяки, а теперь, приблизившись к бытию и обратившись к более подлинному, он мог бы обрести правильный взгляд? Да еще если станут указывать на ту или иную мелькающую перед ним вещь и задавать вопрос, что это такое, и вдобавок заставят его отвечать! Не считаешь ли ты, что это крайне его затруднит и он подумает, будто гораздо больше правды в том, что он видел раньше, чем в том, что ему показывают теперь?
— Конечно, он так подумает.
— А если заставить его смотреть прямо на самый свет, разве не заболят у него глаза, и не вернется он бегом к тому, что он в силах видеть, считая, что это действительно достовернее тех вещей, которые ему показывают?
— Да, так сразу он этого бы не смог.
— Тут нужна привычка, раз ему предстоит увидеть все то, что там, наверху. Начинать надо с самого легкого: сперва смотреть на тени, затем — на отражения в воде людей и различных предметов, а уж потом — на самые вещи; при этом то, что на небе, и самое небо ему легче было бы видеть не днем, а ночью, то есть смотреть на звездный свет и Луну, а не на Солнце и, его свет.
— И наконец, думаю я, этот человек был бы в состоянии смотреть уже на самое Солнце, находящееся в его собственной области, и усматривать его свойства, ; не ограничиваясь наблюдением его обманчивого отражения в воде или в других, ему чуждых средах.
— Конечно, ему это станет доступно.
— И тогда уж он сделает вывод, что от Солнца зависят и времена года, и течение лет, и что оно ведает всем в видимом пространстве и оно же каким-то образом есть причина всего того, что этот человек и другие узники видели раньше в пещере.
— Ясно, что он придет к такому выводу после тех наблюдений.
— Так как же? Вспомнив свое прежнее жилище, тамошнюю премудрость и сотоварищей по заключению, разве не сочтет он блаженством перемену своего положения и разве не пожалеет своих друзей?
— А если они воздавали там какие-нибудь почести и хвалу друг другу, награждая того, кто отличался наиболее острым зрением при наблюдении текущих мимо предметов и лучше других запоминал, что обычно появлялось сперва, что после, а что и одновременно, и на этом основании предсказывал грядущее, то, как ты думаешь, жаждал бы всего этого тот, кто уже освободился от уз, и разве завидовал бы он тем, кого почитают узники и кто среди них влиятелен? Или он испы тывал бы то, о чем говорит Гомер, то есть сильнейшим образом желал бы
как поденщик, работая в поле,
службой у бедного пахаря хлеб добывать свой насущный1
и скорее терпеть что угодно, только бы не разделять представлений узников и не жить так, как они?
— Я-то думаю, он предпочтет вытерпеть все что угодно, чем жить так.
— Обдумай еще и вот что: если бы такой человек опять спустился туда и сел бы на то же самое место, разве не были бы его глаза охвачены мраком при таком внезапном уходе от света Солнца?
517
— А если бы ему снова пришлось состязаться 517с этими вечными узниками, разбирая значение тех теней? Пока его зрение не притупится и глаза
не привыкнут — а на это потребовалось бы немалое время, — разве не казался бы он смешон? О нем стали бы говорить, что из своего восхождения он вернулся с испорченным зрением, а значит, не стоит даже и пытаться идти ввысь. А кто принялся бы освобождать узников, чтобы повести их ввысь, того разве они не убили бы, попадись он им в руки?
— Непременно убили бы.
— Так вот, дорогой мой Главкон, это уподобление следует применить ко всему, что было сказано ранее: область, охватываемая зрением, подобна тюремному жилищу, а свет от огня уподобляется в ней мощи Солнца. Восхождение и созерцание вещей, находящихся в вышине, — это подъем души в область умопостигаемого. Если ты все это допустишь, то постигнешь мою заветную мысль — коль скоро ты стремишься ее узнать, — а уж богу ведомо, верна ли она. Итак, вот что мне видится: в том, что познаваемо, идея блага — это предел, и она с трудом различима, но стоит только ее там различить, как отсюда напрашивается вывод, что именно она — причина всего правильного и прекрасного. В области видимого она порождает свет и его владыку, а в области умопостигаемого она сама — владычица, от которой зависят истина и разумение, и на нее должен взирать тот, кто хочет сознательно действовать как в частной, так и в общественной жизни.
— Я согласен с тобой, насколько мне это доступно.
— Тогда будь со мной заодно еще вот в чем: не удивляйся, что пришедшие ко всему этому не хотят заниматься человеческими делами; их души всегда стремятся ввысь. Да это и естественно, поскольку соответствует нарисованной выше картине.
Миф Платона о пещере: описание и объяснение
Содержание:
В Пещерный миф Платона или аллегория пещеры, также известная как метафора пещеры, является одной из самых известных и комментируемых аллегорий в истории философии. Из-за своего важного значения этот диалог много раз интерпретировался с разных точек зрения, выделяя эпистемологические и политические.
Хотя верно, что аллегория относится к важной роли образования в поисках истины о человеке, основная цель Платона заключалась в создании чрезвычайно простой метафоры, с помощью которой каждый понял, что разум является источником всего. истинное знание.
Происхождение
Аллегория пещеры впервые появилась в начале VII книги Республики, и считается, что она была написана приблизительно в 380 году н. Э. С.
Эта аллегория представлена через диалектическое упражнение между Сократом, наставником Платона, и его братом Глауконом.
Описание Платоновской аллегории пещеры
Позади них несколько мужчин идут по коридору, держа над головами предметы разной формы. Тени от этих объектов отражаются на стене позади пещеры из-за костра, который находится немного дальше за коридором.
Заключенных заставляли видеть только тени и прислушиваться к звукам, которые издают мужчины, когда они идут. Это единственное, что эти заключенные когда-либо видели, поэтому они считают, что это реальность мира: только силуэты и отголоски.
Освобождение заключенного
Аллегория продолжается, когда Сократ предлагает освободить заключенного. Что будет в таком случае? Заключенный сначала поворачивался вокруг огня, вызывающего тени, и временно ослеплялся и болел из-за его яркости: в конце концов, его глаза никогда раньше не видели огня.
Как только заключенный привыкает к свету, он обнаруживает истинную причину появления теней, которые он принял за абсолютную. Он впервые видит мужчин и понимает, что увиденные им силуэты являются проекциями реальных предметов.
Однако заключенный вынужден пойти дальше. Поднимитесь по крутому склону из пещеры под открытым небом, и вы снова будете ослеплены солнечными лучами.
Когда ваши глаза адаптируются к этому новому свету, вы начнете видеть деревья, озера и животных, которых мы видим ежедневно благодаря свету, который солнце освещает все.
Вернуться в пещеру
Через некоторое время заключенный должен вернуться в пещеру, где он попытается объяснить остальным заключенным, что он видел. Однако темнота пещеры снова ослепляет его: глаза, уже привыкшие к солнечному свету, ничего не узнают во мраке.
Объяснение и толкование
С помощью истории пещеры Платон пытается объяснить, как человек достигает высших уровней познания, чем ближе он подходит к истинному источнику света, в данном случае Солнцу.
В поисках правды
Толкователи и философы проанализировали аллегорию пещеры с ее политических и эпистемологических аспектов, и хотя в этом диалоге есть и то, и другое, история пещеры в основном является примером трудного путешествия, которое каждый человек должен предпринять, если он действительно этого хочет. увидеть реальность такой, какая она есть.
Что касается эпистемологической интерпретации, происхождение знания невозможно представить более четко: для греческого философа мы все живем как заключенные, освобожденные внутри пещеры.
Огонь представляет истинное Солнце. С того места, где мы находимся, мы можем видеть мужчин, фигуры, которые они поднимают над своими головами, и тени, которые они проецируют.
Этот мир, в который мы попали, был бы непостижим с самого начала, и он ослепил бы нас, как Солнце ослепило пленника, когда впервые увидело его. Речь идет о взгляде на вещи в новом свете, чтобы они показали свою чистейшую сущность.
Политический аспект
Наконец, очевиден политический аспект, если принять в качестве контекста, что работаРеспублика это величайшая политическая работа Платона.
Аллегория начинается с разговора о том, что человеку необходимо самообразование, чтобы приблизиться к истине. Эта потребность не ограничивается образованием, но также подразумевает возвращение в пещеру, как это сделал заключенный, с намерением направить своих товарищей к высшим уровням знаний.
Платон твердо утверждал, что управление людьми должно быть временным, сменяющимся и эксклюзивным для тех, кто больше всего имел доступ к разумному миру, а не только к теням вещей.
Пещера сегодня
Большое количество современных авторов и философов уверяют, что аллегорию пещеры можно применять всегда и во все времена, и что ее вневременность делает ее актуальной даже сегодня.
Мир представляется каждому человеку по-своему. Эта личная интерпретация определяется биологической нагрузкой и культурными убеждениями, которые так специфичны для каждого человека.
Однако такие представления на самом деле не отражают суть вещей, и большинство людей живут в мире относительного невежества. Это невежество удобно, и мы можем яростно ответить тому, кто, как в аллегории, пытается освободить нас и разумно показать нам истинную суть вещей.
Согласно аллегории Платона о пещере, человек должен столкнуться со страхом ослепления, покинуть пещеру и разумно увидеть мир, чтобы наконец освободиться из наложенной на него тюрьмы.
Миф о пещере Платона. Скрытый и общий смысл
Древняя Греция подарила миру мудрецов, учения которых положили начало современной науке. Их произведения и мысли не теряют смысла тысячелетиями. К таким произведениям можно отнести «Миф о пещере» Платона, анализ которого, краткое содержание и принятые варианты интерпретации представлены в статье.
О Платоне
Платон — философ Древней Греции, труды которого изучаются и вдохновляют многих последователей. Родился в Афинах в семье, корни которой уходят корнями в древние короли.
Платон в то время получил полное образование и начал писать стихи. Знания Сократа и их дружба стали стимулом к углублению философии. В Афинах он откроет собственную школу, где будет передавать знания многим достойным ученикам.
Произведения Платона оформляются в нестандартной форме диалогов, большинство из которых условно ведется с Сократом.
Философские основы не выстроены в четком порядке, в его диалогах они проходят как систему идей. Платоновский «Миф о пещере» — одна из его знаменитых аллегорических основ теорий человеческого общества и веры в высшие силы.
«Миф о пещере» Платона. Краткое содержание
Платоновский «миф о пещерах» — это его аллегория, которую философ использует для объяснения своих теорий. Мы находим это в работе «Stato», в седьмой главе. См. Вкратце ниже «миф о пещере» Платона.
Начало мифа — описание сцены: «подземное жилище, похожее на пещеру». Есть люди в крепких цепях, которые не позволяют им повернуться к свету или осмотреться. Эти люди видят только то, что находится прямо перед ними. Они отворачиваются от огня и света, который он дает. Рядом стена, за которой другие свободные люди несут разные вещи: статуи, предметы быта и предметы роскоши. Люди, находящиеся в плену пещеры, не видят сами предметы, а только их тени. Они изучают их, дают имена, но их истинный вид, цвет, сама суть предметов им недоступны. Точно так же люди в цепях ошибочно приписывают звуки, которые они слышат, теням. Они не видят реальных объектов, только тени и свое представление о них.
«Миф о пещере». Кульминация
Платоновский «Миф о пещерах» раскрывает его идеи довольно динамично и плавно.
Кроме того, Платон в своем диалоге с Главконом развивает сюжет следующим образом: он подводит читателя к представлению о том, как будет вести себя заключенный, если он будет освобожден, и ему будет позволено смотреть на вещи, тени которых он видел. Собеседник Платона заявляет, что бывшему узнику было бы мучительно больно, здесь «нужна привычка».
И Платон, и Главкон признают высокую вероятность того, что освобожденный узник пещеры сможет понять и принять суть реальных объектов, оставляя их тени как ложное восприятие. Но что, если пленник вернется? Платон и Главкон приходят к мысли, что, вернувшись в пещеру, бывший освобожденный попытается открыть глаза своим товарищам. Будет ли это принято и понятно ими? К сожалению, нет, им будет весело и безумно, пока его глаза не привыкнут к темноте и тени снова не займут место настоящих очертаний. Более того, его окружение в вечных цепях будет думать, что его свобода и его выход из пещеры сделали его нездоровым и что они сами не должны бороться за освобождение.
Таким образом, Платон объясняет стремление индивида к высшей идее и отношение общества к этому усилию.
«Миф о пещере» Платона. Смысл явный и скрытый
Миф, который даже не является отдельным произведением, стал достоянием как философии, так и многих других научных направлений, каждое из которых нашло свой скрытый смысл. Вот наиболее обоснованные и явные аспекты значения мифа с точки зрения человека:
Анализ мифа
Есть работы, о которых можно долго обсуждать и не дадут меньше задуматься. Это платоновский «Миф о пещере». Он содержит множество образов и идей, которые на протяжении тысячелетий были предметом изучения философов всего мира.
Рассмотрим значение изображения пещеры:
В заключение
Платоновский «миф о пещере» — это его образ во фрагменте выражения основных идей восприятия мира, состояния и места в нем человека. Каждый может интерпретировать свои идеи так, как ему подсказывают мировоззрение и мировоззрение, ценность этого крупицы мировой философии от этого не уменьшится.