автор проблемного обучения в образовании

автор проблемного обучения в образовании. Смотреть фото автор проблемного обучения в образовании. Смотреть картинку автор проблемного обучения в образовании. Картинка про автор проблемного обучения в образовании. Фото автор проблемного обучения в образовании

История возникновения

Теорию о проблемном обучении первым изложил американский философ Джон Дьюи. В 1894 году этот учёный основал специальную школу в г. Чикаго. В ней классический план учёбы заменили играми и трудом. Учёный в своём методе преподавания опирался на инстинкты детей. То есть привычные занятия чтением, счётом и письмом проходили лишь тогда, когда ученики самостоятельно приходили к решению, что эти знания им необходимы.

Философ полагал, что существует четыре инстинкта:

автор проблемного обучения в образовании. Смотреть фото автор проблемного обучения в образовании. Смотреть картинку автор проблемного обучения в образовании. Картинка про автор проблемного обучения в образовании. Фото автор проблемного обучения в образовании

Чтобы дети могли удовлетворить указанные инстинкты, им предоставлялись такие средства познания, как слова, произведения искусства и технические устройства. Учеников вовлекали в игровую и практическую деятельность.

В Советском Союзе уроки на основе идеи американского учителя были впервые проведены в 1923 году. Прежнюю систему обучения при этом объявили отжившей и заменили лабораторно-бригадной. В 1932 году Центральный комитет ВКП (б) объявил указанный способ преподавания прожектёрством и официально отменил.

Определение и характеристика

автор проблемного обучения в образовании. Смотреть фото автор проблемного обучения в образовании. Смотреть картинку автор проблемного обучения в образовании. Картинка про автор проблемного обучения в образовании. Фото автор проблемного обучения в образовании

Современное проблемное обучение — это организация уроков, предполагающая создание учителем проблемных ситуаций, для решения которых учащимся необходимо провести активную самостоятельную работу. Такой процесс позволяет детям творчески овладеть профессиональными знаниями и умениями, развить мышление.

Проблемное обучение характеризуется как учебно-воспитательный процесс, который строится на полном взаимодействии преподавателя и обучающихся детей. Его цель в том, чтобы ученики не только усвоили готовый научный материал, но и сумели овладеть способами получения этой информации.

Такое обучение формирует и развивает интеллектуальную, мотивационную и эмоциональную сферы, а также индивидуальные способности. При этом основной упор делается на общее развитие ребёнка, а не на передачу ему научных выводов.

Главные понятия

Автор технологии проблемного образования выделял два главных понятия: учебная проблема и проблемная ситуация. Каждое из них имеет свои характерные черты.

Так, к признакам проблемы относятся:

автор проблемного обучения в образовании. Смотреть фото автор проблемного обучения в образовании. Смотреть картинку автор проблемного обучения в образовании. Картинка про автор проблемного обучения в образовании. Фото автор проблемного обучения в образовании

Проблемная ситуация представляет собой один из видов взаимоотношений учителя и ученика, при которой у учащегося возникает психическое состояние, побуждающее его найти, изобрести или освоить новые знания и способы действия, необходимые для выполнения поставленного преподавателем задания. Она возникает в результате учебных или практических действий, которые содержат известные и неизвестные обучаемому ребёнку факторы.

Подобная ситуация характеризуется наступлением у ученика состояния интеллектуального затруднения, вызывающего у него желание выйти из возникшего затруднения. Это положение обычно возникает в случаях, когда у задачи с ограниченной первоначальной информацией существует несколько вариантов решения.

Условия реализации

Для того чтобы применять подобную модель обучения детей, нужно учитывать условия её реализации. К таковым относятся:

автор проблемного обучения в образовании. Смотреть фото автор проблемного обучения в образовании. Смотреть картинку автор проблемного обучения в образовании. Картинка про автор проблемного обучения в образовании. Фото автор проблемного обучения в образовании

Классификация технологии

Подобно другим научным дисциплинам проблемное обучение классифицируется по разным признакам. Так, по форме применения оно является общепедагогическим. Его тип управления — система малых групп. По способу взаимодействия с учащимся этот вид образования классифицируется, как свободное воспитание, в котором преобладает проблемный метод. Проходить обучение по нему могут все категории детей, то есть по этому типу учёба является массовой.

Кроме того, технология подразделяется на следующие виды:

автор проблемного обучения в образовании. Смотреть фото автор проблемного обучения в образовании. Смотреть картинку автор проблемного обучения в образовании. Картинка про автор проблемного обучения в образовании. Фото автор проблемного обучения в образовании

Отдельно можно выделить классификацию технологии по характеру содержания. По указанному критерию выделяют такие формы преподавания, как:

Цели и концепция

Проблемная технология ориентирована на достижение трёх основных целей. К ним относятся следующие:

автор проблемного обучения в образовании. Смотреть фото автор проблемного обучения в образовании. Смотреть картинку автор проблемного обучения в образовании. Картинка про автор проблемного обучения в образовании. Фото автор проблемного обучения в образовании

Концептуальные взгляды проблемного преподавания были изложены его основателем Джоном Дьюи. Учёный сформулировал следующие положения:

автор проблемного обучения в образовании. Смотреть фото автор проблемного обучения в образовании. Смотреть картинку автор проблемного обучения в образовании. Картинка про автор проблемного обучения в образовании. Фото автор проблемного обучения в образовании

Философ полагал, что такая концепция непременно приведёт к достижению положительного результата. Но для этого преподавателям необходимо создать для учеников наиболее благоприятные условия обучения:

В свою работу учителям рекомендуется включать специальные игровые процессы. Для этого подойдут такие виды игр, как:

Методы обучения

Существует несколько приёмов обучения, основанных на создании проблемы, которая контролируется педагогом. Их делят на три основных вида:

автор проблемного обучения в образовании. Смотреть фото автор проблемного обучения в образовании. Смотреть картинку автор проблемного обучения в образовании. Картинка про автор проблемного обучения в образовании. Фото автор проблемного обучения в образовании

Технологическая схема

Преподаватель создаёт проблему и направляет учеников на её решение. Сложность управления этим видом обучения состоит в том, что проблемная ситуация должна быть индивидуальной, а потому представитель педагогического коллектива должен применять дифференцированный подход к каждому ученику.

Алгоритм решения

Преодоление любой проблемы представляет собой последовательность определённых действий. Так, для решения задачи, поставленной в рамках обучения, детям нужно пройти четыре этапа:

автор проблемного обучения в образовании. Смотреть фото автор проблемного обучения в образовании. Смотреть картинку автор проблемного обучения в образовании. Картинка про автор проблемного обучения в образовании. Фото автор проблемного обучения в образовании

Моделирование уроков

Моделируя урок, построенный в соответствии с нормами проблемной технологии, необходимо обратить внимание на то, что детям потребуется самостоятельно выполнить определённое количество заданий на каждом этапе урока.

У всех подобных заданий должна быть общая дидактическая цель, а также взаимосвязанный учебный материал.

автор проблемного обучения в образовании. Смотреть фото автор проблемного обучения в образовании. Смотреть картинку автор проблемного обучения в образовании. Картинка про автор проблемного обучения в образовании. Фото автор проблемного обучения в образовании

Указанную цель необходимо формировать согласно процессу обучения. Для этого подбираются задания, соответствующие следующим характеристикам:

Преимущества и недостатки

Основанная Джоном Дьюи форма обучения довольно широко применяется как в школах, так и при изучении отдельных дисциплин. Дети, получающие знания по такой программе, учатся находить причины различных явлений и событий, выявлять их признаки, устанавливать следственные связи. Поэтому к преимуществам технологии проблемного обучения следует относить:

автор проблемного обучения в образовании. Смотреть фото автор проблемного обучения в образовании. Смотреть картинку автор проблемного обучения в образовании. Картинка про автор проблемного обучения в образовании. Фото автор проблемного обучения в образовании

Несмотря на ряд безусловных достоинств обучения, основанного на постановке проблем, специалисты отмечают и некоторые недостатки указанного метода. К таковым относят следующие ограничения:

автор проблемного обучения в образовании. Смотреть фото автор проблемного обучения в образовании. Смотреть картинку автор проблемного обучения в образовании. Картинка про автор проблемного обучения в образовании. Фото автор проблемного обучения в образовании

Проблемность, как один из видов педагогики, впервые была использована американским учителем Джоном Дьюи.

При применении проблемной технологии преподавания основной функцией учителя становится правильная постановка задачи, которую учащиеся должны будут решить. Лишь в этом случае дети смогут самостоятельно освоить учебный материал.

Источник

Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения — это такая система обучения, в которой преподаватель на занятии предлагает проблемную ситуацию, а учащиеся самостоятельно ее разрешают. Методика помогает творческому овладению знаниями и развитию мыслительных способностей.

Мы расскажем о видах, приемах создания проблемных ситуаций, а также о преимуществах и недостатках такого подхода к обучению.

автор проблемного обучения в образовании. Смотреть фото автор проблемного обучения в образовании. Смотреть картинку автор проблемного обучения в образовании. Картинка про автор проблемного обучения в образовании. Фото автор проблемного обучения в образовании

Цель проблемного обучения — чтобы студент не только усвоил новые знания, но и прошел весь путь их получения в ходе активного самостоятельного поиска. Такой подход помогает формированию познавательной самостоятельности, умения выдвигать и разрешать нестандартные проблемы.

Виды проблемного обучения

Различают три основных вида проблемного обучения.

Преподаватель предлагает учащимся задачу или вопрос, на который они не знают ответа, но у них есть базовые знания или способности для самостоятельного поиска. Такие проблемные ситуации должны быть понятны возрасту обучающихся, должны откликаться их опыту и основаны на реальном материале.

Учащиеся решают теоретическую учебную проблему и тем самым приходят к открытию нового для них правила, закона, теоремы. Можно сказать, что они проходят путь первооткрывателей, первых исследователей, которые таким же опытным путем пришли к решению той или иной задачи.

Поиск практического решения

Студенты ищут способ применения известного знания в новой ситуации. Обычно это происходит в формате решения практических заданий на лабораторных занятиях.

Приемы создания

Преподаватель моделирует проблемную ситуацию под образовательные цели занятия. Существует множество приемов, как это сделать. Перечислим наиболее распространенные.

автор проблемного обучения в образовании. Смотреть фото автор проблемного обучения в образовании. Смотреть картинку автор проблемного обучения в образовании. Картинка про автор проблемного обучения в образовании. Фото автор проблемного обучения в образовании

Требования к проблемным ситуациям

Учащиеся разбираются в проблемной ситуации и выходят на ее решение, когда она изначально правильно сформулирована. Для этого важно заложить в ситуацию следующие условия:

— учащиеся не знают способов решения поставленной задачи, их прежних знаний недостаточно для объяснения нового факта;

— студентам придется использовать ранее полученные знания в новых практических условиях;

— между теоретически возможным решением задачи и практической неосуществимостью выбранного способа есть явное противоречие.

К выдвигаемой проблеме есть несколько требований. Если одно из них не будет выполнено, не возникнет и проблемная ситуация.

Технология проблемного обучения используется сто лет, и за это время завоевала доверие педагогов благодаря своим преимуществам:

Проблемное обучение как метод имеет ряд недостатков:

Рекомендуем материал о еще одном виде обучения — перевернутом уроке: «Всё наоборот: что такое «перевернутое обучение».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *