автор технология интерактивного обучения
Автор технология интерактивного обучения
Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, Республика Беларусь
Эволюция понятия интерактивное обучение
Термин «интерактивное обучение» является сравнительно новым в педагогике. Он появился в педагогическом лексиконе в 1990-ых годах, когда понятийное пространство педагогики стало интенсивно осваиваться смежными науками. Считается, что само понятие «интерактивное обучение» происходит от термина «интерактивность», заимствованного из научного направления в социологии.
В 1975 году немецкий исследователь Ганс Фриц вводит новый термин «интерактивная педагогика» [2, с. 139], предметом которой является п остроение процесса целенаправленного взаимовлияния и взаимодействия участников педагогического процесса.
Начиная с 1980-х годов в СССР педагогами на практике начинают осваиваться методы активного (интерактивного) обучения, в основе которых лежат групповые диалоговые формы познания [ 5 ]. Хотя официально в градации методов обучения были только традиционные и активные.
С конца 1980-ых годов ряд авторов, в том числе В. В. Гузеев, М. В. Кларин, Е. С. Полат, В. А. Сластенин, с реди моделей обучения выделяют не только пассивную (традиционную) и активную, а также и интерактивную модель обучения [ 6 ].
2. И ванова, О.В. Проектирование интерактивной визуальной системы обучения инженерной и компьютерной графике / О.В. Иванова // А ктуальные вопросы современной педагогической науки : материалы III Междунар. заочной научно-практ. конф., 20 ноября 2010 г. / НИИ педагогики и психологии; редкол.: М.В. Волкова [и др.]. – Чебоксары, 2010. – С. 136-142.
Статья «Технология интерактивного обучения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Технология интерактивного обучения
Т. А. Разжигалова, учитель математики, МБОУ «Партизанская средняя общеобразовательная школа имени П. П. Петрова».
В педагогике различают несколько моделей обучения: пассивная – обучаемый выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит); активная – обучаемый выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания); интерактивная – процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех обучаемых. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения [4].
На сегодняшний день основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения.
Термин «интерактивное обучение» является сравнительно новым в педагогике. Он появился в педагогическом лексиконе в 1990-ых годах, когда пространство педагогики стало интенсивно осваиваться смежными науками. Относительно появления данного термина существуют различные версии. В научной литературе достаточно часто встречается упоминание о том, что идея интерактивного обучения возникла в середине 1990-ых годов с началом развития сети Интернет [2]. В связи с этим ряд авторов связывают интерактивное обучение с информационными технологиями, дистанционным образованием, с использованием ресурсов Интернета, а также электронных учебников и справочников, работой в режиме он-лайн и т.д. Одновременно существует точка зрения, не связывающая интерактивное обучение конкретными сроками появления, и, как следствие, более широкое толкование термина, которое рассматривает его как способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с кем-либо (например, человеком) или чем-либо (например, компьютером).
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся, воспитанников в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет обучающимся, воспитанникам не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности. Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность обучающихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения [3].
Интерактивное обучение позволяет решить сразу несколько задач: развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между участниками процесса, обеспечивает реализацию воспитательных задач, поскольку заставляет работать в команде, прислушиваться к мнению каждого. Организация интерактивных методов обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей ситуации. Интерактивные методы на уроках математики ориентированы на:
1) развитие мышления школьников, определенной самостоятельности мысли: побуждают учеников к высказыванию своих соображений, стимулируют выработку творческого отношения к любым выводам, правил и т.п.. Некоторые из них – «работа в парах», «работа в группах», «карусель» и др.. Направленные на самостоятельное осмысление материала, помогают задуматься, исследовать факты, проанализировать алгоритм решений, понимать их суть, проверить и себя и своего товарища, найти ошибку;
2) развитие сопротивления внушению мыслей, образцов поведения, требований других: побуждают учеников к отстаиванию своего мнения, создают ситуацию дискуссии, столкновение мнений. Применение методов «анализ ситуации», «решение проблем», учит детей противостоять давлению большинства, отстаивать свое мнение. Из-за столкновения взглядов учащиеся постигают суть, причины действий, поступков;
3) выработка критического отношения к себе, умение видеть свои ошибки и адекватно относиться к ним способствуют развитию таких умений, как видеть положительное и отрицательное не только в действиях товарищей, но и в собственных; сравнивать себя с другими и тщательно себя оценивать;
4) развитие стремления к нахождению лучших вариантов решения учебных задач предусматривают методы, которые ставят детей в реальную ситуацию поиска. В процессе использования интерактивных методов «мозговой штурм», «круг идей», «незаконченные предложения» принимаются все мнения детей, как реальные, так и вымышленные;
5) интерактивные методы направлены и на развитие умения находить совместные решения с одноклассниками, на повышение интереса школьников к изученному материалу.
Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких форм и приемов:
ротационные (сменные) тройки
работа в малых группах
ролевая (деловая игра)
«белая шляпа» констатирует факты, информацию не используя при этом оценки и эмоции;
«желтая шляпа» называет только «плюсы», все, что понравилось на уроке;
«черная шляпа» говорит о «минусах», т.е. что на уроке не понравилось или что принять нельзя;
«красная шляпа» говорит только о чувствах, которые возникали в ходе урока;
«зеленая шляпа» размышляет с позиции творчества – где можно использовать полученный опыт;
«синяя шляпа» делает выводы, обобщения, определяет ряд вопросов и проблем.
В настоящее время невозможно представить процесс обучения без применения современных интерактивных технологий. Понятие «интерактивные технологии» наполнилось новым смыслом. Это не просто процесс взаимодействия учителя и ученика – это новая ступень организации учебного процесса, неотъемлемым элементом которого выступают специальные интерактивные доски, проекторы. Персональный компьютер (ПК) помогает учащимся самоутверждаться, реализовывать свои знания в практической деятельности, творчески решать учебные задания. Сегодня целесообразность применения компьютерных технологий в среднем и старшем звеньях школьной системы очевидна. Навыки пользователя ПК и рынок обучающих программ, мультимедийных справочников, Интернет открывают большие возможности самообразования. Использование на уроках мультимедийного проектора поднимают процесс обучения на качественно новый уровень.
Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании мультимедийного проектора на уроках информация представляется не статичной не озвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает познавательный интерес школьников и эффективность усвоения материала интерактивные же элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами[1].
Работая над этой темой, приходишь к выводу, что повышение качества знаний учащихся в процессе изучения математики – является одной из актуальных задач, стоящих перед преподавателем математики в современной школе.
При проверке домашнего задания обычно очень много времени уходит на воспроизведение работ на доске, объяснение тех фрагментов, которые вызвали затруднения. Поэтому для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса использую мультимедийные презентации.
Работа с интерактивной доской предусматривает творческое использование материалов. Подготовленные тесты, таблицы, картинки, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам сэкономят время на написание текста на обычной доске или переход от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал. Всегда есть возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия, зайдя на нужную страницу. Все это помогает планировать урок и благоприятствует течению занятия.
Интерактивные формы используются практически на каждом уроке. Они дают новые возможности налаживать межличностные взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Между обучающимися, в группе неизбежно возникают определенные межличностные взаимоотношения: и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия обучающихся на основе учебного материала может стать мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.
Значение интерактивных форм обучения состоит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей:
— стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов;
— повышение уровня активности и самостоятельности обучающихся, воспитанников;
— развитие навыков анализа, взаимодействия, коммуникации;
— изменение установок (на сотрудничество, эмпатию) и социальных ценностей;
— саморазвитие и развитие благодаря диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.
В своей педагогической практике на уроках математики наряду с традиционными методами, я использую интерактивные технологии обучения с целью включенности каждого школьника в учебный процесс и создание условий мотивирующих образовательные потребности ученика.
Использование современных интерактивных технологий на уроках математики помогает мне:
— сделать урок интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для обучающихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме ;
— эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для обучающихся, воспитанников;
— индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у них положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
— раскрепостить учеников при ответе на вопросы;
— самостоятельно исправлять допущенные ошибки;
Урок – это основная форма организации обучения. Поэтому я продумываю все детали урока, чтобы они следовали одна за другой, чтобы обучающиеся, воспитанники понимали, почему, что и зачем они делают на уроке.
Интерактивные технологии можно применять на уроках математики различных типов, а также на различных этапах уроках. Привлечение обучающихся к самостоятельному приобретению знаний, овладению умениями и навыками, творческому применению их на практике должно сочетаться с постановкой перед ними целей и задач каждого урока, показа практической значимости изучаемого материала.
Применение интерактивных технологий обучения на уроках математики влияет не только на успешное усвоение материала, что также выражается в увеличении хороших оценок, но и на отношение обучающихся к предмету. Наблюдение за работой учеников на уроках показало, что в процессе использования интерактивного обучения изменяется психологический климат на уроке. Урок перестает быть актом передачи информации от учителя к ученику, формируются новые отношения, в которых учитель и ученик выступают в роли партнеров при достижении одной цели, каждый из которых вносит индивидуальный вклад. Обучающиеся при этом испытывают ощущение успешности.
Современные интерактивные технологии, дают возможность сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности – познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию информационной культуры обучающихся, воспитанников.
Включение интерактивных технологий делает процесс обучения результативнее. Главный результат – это горящие глаза обучающихся, воспитанников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. Интерактивные технологии позволяют делать уроки, не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует интересу к ученью. Процент успеваемости и качества знаний растет вместе с интересом обучающихся, воспитанников к предмету.
Горвиц Ю.М. Интерактивная доска Smart Board: до и во время уроков.- Информатика и образование. – 2006. – № 2 –123 с.
Мясоед Т.А. «Интерактивная технология обучения. Специальный семинар для учителей», М., 2004 – 151 с.
Козина Е. Польза от интерактивного обучения/Е. Козина// Педагогика-2001.
Еделева Е.И. Интерактивные техники групповой работы/ Е.И. Еделева Е.И. школьный психолог. – 2004. №15.
Кашлев С.С., Технология интерактивного обучения./С.С.Кашлев – М.,2005г.
Интерактивные методы обучения — основа инновационных педагогических технологий
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Дата публикации: 06.10.2014
Статья просмотрена: 10840 раз
Библиографическое описание:
Ефимов, П. П. Интерактивные методы обучения — основа инновационных педагогических технологий / П. П. Ефимов, И. О. Ефимова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 286-290. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6326/ (дата обращения: 03.11.2021).
Обосновывается актуальность интерактивных технологий обучения. Рассмотрены различные методы, применяемые в ходе занятий с использованием интерактивных технологий. Выделяются основные идеи интерактивных технологий.
Ключевые слова: образовательная среда, инновации, интерактивные технологии.
В последнее время достижения научно-технического прогресса сопровождаются коренными изменениями в самых различных областях, в том числе и в образовании. Сегодня фактически исчерпаны резервы роста эффективности и качества подготовки обучаемых, основанные на использовании словесно-книжных методов воздействия на обучаемых с опорой на традиционные средства обучения. Высшее образование в нашей стране на данный момент характеризуется, с одной стороны, продолжающимся совершенствованием, переосмыслением и пересмотром концептуальных основ, а с другой — обострением конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг, повышенными требованиями к инновационному потенциалу педагогов, повышенными требованиями к качеству образовательного процесса. Совершенствование международных стандартов обучения и все более широкое их использование в нашей стране, показывает, насколько важным для российской высшей школы образования является вопрос подготовки высококвалифицированных кадров на основе использования новейших образовательных технологий и инноваций, недостаток которых последнее время ощущается особенно остро. Как подтверждение этому принимаемые на уровне государства РФ различные руководящие документы, ориентированные на интеграцию в мировое образовательное пространство.
Вице-президент Российской академии образования Д. И. Фельдштейн в своем докладе 29 октября 2013 года подчеркнул: «Устарело, исчерпало себя и образование, сформированное в рамках задач, потребностей, возможностей прежнего общества, устарело не только у нас, но всем мире в целом, объективно исторически устарело» [8]. Он обратил внимание также на то, что «до сих пор не решена проблема соотнесения знаний и информации, работы информации на расширение и углубление знания, превращения ее в знание, а также задача сохранения и углубления логического мышления в век неудержимого роста-расширения информации» [8].
Одним из средств, позволяющих приблизиться к достижению данных целей, выступают интерактивные формы проведения учебных занятий, которым уделяется значительное внимание в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования. Внимание к интерактивным формам проведения учебных занятий обусловлено влиянием теории «символического интеракционизма» (автор — американский социолог Дж. Герберт Мид), основным понятием которой является взаимодействие (интеракция) [6].
Предназначение интерактивных форм проведения занятий заключается в том, чтобы организовать деятельность обучающихся по совместному поиску знаний. Процессы взаимодействия обучающихся должны способствовать не только более интересному способу овладения учебной информацией, но и постоянному осмыслению каждым обучающимся особенностей своей системы знаний, своих мыслительных схем и т. п. Одной из наиболее интересных интерактивных форм проведения занятий является разбор конкретных ситуаций, получивший за рубежом название case-study. По сути, это обучение коллективному проблемно-ситуационному анализу и принятию решений в контексте своей будущей профессиональной деятельности. Разбор ситуаций отвечает требованиям современной образовательной парадигмы — «научить учиться», т. к. любой обучающийся должен обрабатывать значительные объемы информации, погружаться в ситуацию, вникать в малейшие детали, оценивать альтернативы и риски, понимать других участников, «перенастраивать мышление» и т. д.
Таким образом, для решения ряда проблемных вопросов, стоящих перед системой образования, предлагается создание инновационной образовательной среды, базирующейся на наиболее передовых технологиях и средствах обучения. Основа данного подхода включает положительный опыт реализации профессиональных образовательных программ с использованием интерактивных технологий. В вузах уже идет активное их внедрение. Однако данный процесс носит фрагментарный характер, поэтому следует констатировать, что возможности интерактивных технологий используются неэффективно.
Прежде чем приступить к возможным путям решения данной проблемы, остановимся на терминологическом аппарате. Интерактивные технологии ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся как друг с другом, так и с преподавателем, т. е. на субъект-субъектные отношения. Таким образом, интерактивный метод можно рассматривать как самую современную форму активных методов. «Интерактивность — это возможность информационно-коммуникационной системы по-разному реагировать на любые действия пользователя в активном режиме. Интерактивные технологии являются непременным условием для функционирования высокоэффективной модели обучения, основной целью которой является активное вовлечение каждого из учеников в образовательный и исследовательский процессы. Применение новейших технологий в обучении повышает наглядность, облегчает восприятие материала. Это благоприятно влияет на мотивацию обучаемых и общую эффективность образовательного процесса» [9].
Использование возможностей интерактивных технологий позволяет существенно расширить диапазон применяемых видов познавательной деятельности и получаемых обучаемыми умений и навыков. Сейчас стало возможным включение активных форм обучения в их самостоятельную работу, ведение автоматизированного контроля и самоконтроля уровня знаний. Это актуально для высших учебных заведений в силу того, что здесь основной формой обучения является самостоятельная работа. Поэтому формирование инновационной образовательной среды в вузах с опорой на интерактивные технологии становится одной из определяющих тенденций развития системы образования.
Следует отметить, что важной особенностью построения занятия с использованием интерактивных технологий является то, что «интерактивное обучение является обучением через практическую деятельность. … Центральной частью интерактивного занятия является само упражнение (ролевая игра, дискуссия, обсуждение в малой группе и т. п.), но не менее значима, особенно при обучении практическим навыкам, заключительная часть занятия — подведение итогов, анализ, самооценка и комментирование действий участников» [1, С. 314]. С учетом работ [1] и [7] представим основные методы, которые применяются в ходе занятий с применений интерактивных технологий и уточним особенности их реализации (табл. 1).
Рассмотрим более подробно «метод кейсов» («кейс-метод»). Суть его в том, что обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
По мнению российского исследователя кейс-метода А. М. Долгорукова [3, С. 2] данный метод был впервые применен в школе права Гарвардского университета в 1870 году; хотя его внедрение в процесс обучения в Гарвардском университете началось в 1920 году. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в отчетах Гарвардского университета. Данные материалы не обошли и СССР — уже в сентябре 1926 года состоялась конференция преподавателей совпартшкол по экономическим дисциплинам, на которой были рассмотрены вопросы применения различных методов и методик обучения, в том числе метод проектов или метод казусов.
Методы, применяемые в ходе занятий с использованием интерактивных технологий
Традиционное публичное выступление представляется монологом оратора, украшенным цветами его красноречия. Речи лучших ораторов во все времена признавались произведениями искусства.
Необходимо заменять словесную передачу информации визуальными образами и тем самым задействует несколько каналов восприятия информации. Когда преподаватель иллюстрирует обсуждаемую проблему, она гораздо лучше усваивается.
Использование наглядных пособий
В качестве таких пособий используется схема, чертеж, таблица, диаграмма, рисунок, фотография, видеозапись, любые предметы, относящиеся к теме выступления. В качестве наглядных пособий могут выступать и аудиозаписи.
Необходимо, чтобы перед глазами обучаемых постоянно находились план выступления, ключевые тезисы, фрагменты документов, отдельные понятия. Другие наглядные пособия могут быть продемонстрированы по ходу выступления.
Видеофильмы служат своеобразными наглядными пособиями, предоставляя широкие возможности по использованию учебных фильмов. Демонстрация фрагментов из них может послужить и мотивацией в начале занятия, и хорошим средством подачи информации (демонстрацией удачных приемов или ошибок), и предметом изучения, анализа и критики в интерактивной части
Демонстрация некоторых фильмов с остановками (стоп-кадр) и обсуждениями по ходу может представлять из себя самостоятельное занятие.
Мозговой штурм (мозговая атака)
Мозговой штурм (мозговая атака) позволяет вовлечь всех обучаемых в анализ того или иного вопроса. Цель МШ — предложить, как можно больше вариантов ответов на вопрос. Поэтому МШ очень хорошо работает в самом начале процесса разрешения проблемы или в том случае, если этот процесс зашел в тупик.
Преподаватель задает вопрос всей группе и просит обучаемых предложить свои ответы. Важно правильно сформулировать проблему в виде вопроса, так чтобы участники генерировали свои предложения, отвечая на этот вопрос.
Работа в малых группах
Работа в малых группах предоставляет всем участникам возможность действовать, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, владение приемами активного слушания, выработки общего решения, разрешения возникающих разногласий). Работа в малых группах (от 2–3 и более человек) обеспечивает больше возможностей для участия и взаимного обучения, поскольку представляет собой коллективный поиск решения проблемы.
Следует использовать, когда нужно решить проблему, с которой тяжело справиться индивидуально, когда у вас есть информация, опыт, ресурсы для взаимного обмена, когда одним из ожидаемых учебных результатов является приобретение навыка работы в команде. К групповой работе следует приучаться постепенно. Стоит начинать с малых групп из двух-трех участников. По мере освоения правил работы можно увеличивать состав групп до пяти — семи человек.
Технология проведения ролевой игры
Ролевая игра является эффективным методом обучения практическим навыкам работы, поскольку основана на принципе обучения на практике.
Необходимо выполнять по следующему алгоритму: мотивация — согласование результатов — представление плана — распределение ролей — подготовка к ролевой игре — ролевая игра — деловая обратная связь
Представляет собой набор логически связанных ситуаций профессиональной деятельности, требующих анализа и решения.
При изучении особенно хороши такие задания, которые призваны формировать у слушателей ориентировочные основы функциональных блоков деятельности. Индивидуальном проект отличается от группового тем, что комплексное проектное задание разбивается на 3–5 частей, каждый выполняет свою часть, затем слушатели обмениваются информацией о том, что и как делалось, согласовывают свои части и представляют ее преподавателю.
В качестве педагогического средства подготовки адвокатов, прокуроров, бизнес-аналитиков, банковских служащих и т. п. кейсы зарекомендовали себя очень хорошо. Так, например, в таких телевизионных шоу как «Час суда», «Суд идёт» разбираются именно кейсы. Вместе с тем, неверно считать, что данный метод — достояние только юристов и экономистов. В современных условиях, в которых, по терминологии профессора МГИМО С. А. Кравченко, «продуктивно говорить не столько о социализации индивида, сколько о его играизации, учиться анализу ситуаций и поиску оптимальных решений, основанных на минимизации рисков от возможных последствий, должен каждый человек» [5].
Выделим основные идеи интерактивных технологий.
Во-первых, технология предназначена не для получения знания по точным наукам, а для тех учебных дисциплин, истина в которых обладает свойством множественности. Т. е. нет однозначного ответа на познавательный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. Задача преподавания здесь сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не одной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле.
Во-вторых, при использовании интерактивных технологий, акцент переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество обучающихся и преподавателя. Поэтому и в учебных дисциплинах математического и естественнонаучного цикла, а также профессионального цикла есть место для ситуационного обучения — творческая перекомпоновка материала позволяет использовать принцип «переоткрытия открытий» [2], который описан в работах Института опережающих исследований им. Е. Л. Шифферса, возглавляемого представителем отечественной методологической (мыследеятельностной) школы — Ю. В. Громыко.
В-третьих, результатом применения интерактивных технологий обучения являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.
В-четвертых, технология сама по себе довольно проста. По определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые нужно получить обучающимся. Эта модель представляет собой текст объемом от нескольких до нескольких десятков страниц, который и называют «кейсом» (случаем). Обучающиеся предварительно прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому материалы лекционного курса и другие самые различные источники информации. После этого идет подробное обсуждение содержания. При этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т. е. в роли диспетчера процесса сотворчества.
В-пятых, несомненным достоинством интерактивных технологий является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей обучающихся, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мировоззрения.
Таким образом, следует отметить актуальность интерактивных методов обучения в современных условиях. Необходимость внедрения интерактивного обучения в практику обучения обусловлена двумя тенденциями. Первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование умений и навыков мыслительной деятельности, способности к обучению, умению перерабатывать огромные массивы информации. Вторая вытекает из развития требований к качествам личности самого выпускника, который должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях в профессиональной сфере.
3. Долгоруков А. М. Сase-study как способ понимания // Практическое руководство для тьютора системы Открытого образования на основе дистанционных технологий. М.: Центр интенсивных технологий образования, 2002. — 128 с.