азовская божья матерь икона
Азовская икона Богородицы (разновид Самодержавной)
IMG_0654-m.jpg
293.49 KB • 174
Просит отреставрировать или сделать копию
Атаманы многие ж видели от образа Иванна Предтечи течаху от очей ево слезы многия по вся приступы. А первой день, приступное во время, видех ломпаду полну слез от ево образа. А на выласках от нас из города все видеша бусурманы, турки, крымцы и нагаи, мужа храбра и млада в одеже ратной, с одним мечем голым на бою ходяще, множество бусурман побиваше. Анаши не видели, лишо мы противу убитому знаем, што дело божие, а не рук наших. Пластаны люди турецкие, а сечены наполы: послана на них победа с небеси. И оне о том нас, бусурманы, многажды спрашивали: «Хто от вас выходит из града на бой с мечем?» И мы им сказываем: «То выходят воеводы наши».
И нам тея языки в роспросех и с пыток говорили все единодушно, отчево в нощи побежали от града паши их и крымской царь со всеми своими силами. «В нощи в той с вечера было нам страшное видение. На небеси, над нашими полки бусурманскими шла великая и страшная туча от Руси, от вашего царства Московского. И стала она против самаго табору нашего. А перед нею, тучею, идут по воздуху два страшные юноши; а в руках своих держат мечи обнаженые, а грозятся на наши полки бусурманские. В те поры мы их всех узнали. И тою нощию страшные воеводы азовские во одежде ратной выходили на бои в приступы наши из Азова города. Пластали нас и в збруях наших надвое. От тово-то страшново видения бег пашей турецких и царя крымского с таборов».
А нам, казакам, в ту же нощь с вечера в виде се всем виделось: по валу бусурманскому, где их наряд стоял, ходили тут два мужа леты древны, на одном одежда иерейская, а на другом власяница мохнатая. А указывают нам на полки бусурманские, а говорят нам: «Побежали, казаки, паши турецкие и крымской царь ис табор, и пришла на них победа Христа, сына божия, с небес от силы божия».
Азовская икона Божией Матери
Празднование в честь Азовской иконы Божией Матери установлено
9 октября (26 сентября по старому стилю)
ИКОНОГРАФИЯ
На иконе изображено взятие турецкой крепости Кызыкермен в первом Азовском походе и взятие Азова в 1695г.
Иконография восходит к прориси для гравюры (в 1914 г. хранилась в Историческом музее им. Александра III, в настоящее время местонахождение гравюры неизвестно), исполненной «тщанием» Данилы и Якова Перекрестовых и вырезанной на меди Л.Тарасевичем по заказу дьяка Ф. Шакловитого.
ЯВЛЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ДОНСКИМ КАЗАКАМ
Храм в честь Азовской иконы Божией Матери был построен в 2007 году в память 365-летия Азовского осадного сидения Донских казаков.
В дни приступов на крепость плакал образ Св. Иоанна Предтечи, а в первый приступ была полна «слез» Его лампада.
В разбитый и обескровленный Азов турки посылают предложение о выплате каждому казаку по 300 талеров чистого серебра и по 200 золотых арабских, лишь бы казаки отдали им пустое место Азовское. На что казаки ответили отказом. 307 израненных и обожженных защитника принимают решение выйти на рассвете в чистое поле и принять последний бой. Ночь перед боем была прощанием друг с другом и молитвой к Богу и обетом, кто жив останется – уйдет в монастырь молиться за павших и живых.
Ночью в сентябре 1641 г. потрепанное султановское войско бежало со страхом. Видели они тучу огромную черную, идущую со стороны Московии, а впереди воина в ратной одежде с мечем на коне. Так вступились за православных христиан Силы Небесные.
Позор этого поражения турки переживали очень тяжело: жителям Стамбула под страхом наказания было запрещено произносить даже слово «Азов».
Главная святыня Азова
Азов – уникальный город, имеет не только точную дату рождения, но и свою защитницу – икону «Богоматерь Азовская». Один из вариантов иконы (точнее, её список) находится в Азовском музее-заповеднике. Увидеть его не сложно
Валентина СЕРАШ
Кажется, что об этой иконе написано много, и ничего нового и интересного просто уже нет. Но – как выяснилось — всё не так просто!
Мы не будем рассказывать, что данная икона имеет историко-мемориальную и музейно-коллекционную ценность, обладая при этом глубоким историко-богословским смыслом, кроме того, представляет большой научный интерес. Она ознаменовала великое событие — присоединение к России обширной территории Северного Причерноморья, включая Крым и земли Новороссии.
Впервые я заинтересовалась историей этой иконы 20 лет назад. В разговоре с настоятелем Полкового храма Азовской иконы Божией матери Александром Мирошниченко узнала, что и Азов имеет свою покровительницу. С огромным удовольствием послушав историю об осадном сидении, казаках, и об иконе, где изображен Петр Первый и Новый Азов, я поняла, что предо мной не просто служитель церкви, а человек, радеющий за историю своего края, и любящий город
Часто встречаясь с отцом Александром при каких-то значимых для города событиях, нет-нет, а всё как-то само получалось, что говорили об иконе. За это время выстроили Полковой храм Азовской иконы Божьей матери, благоустроили территорию, открыли воскресную школу. А вот интерес и желание найти истоки возникновения этой иконы у настоятеля храма не пропал, а всё более усиливался.
Узнать как можно больше
На протяжении пяти лет Александр Мирошниченко по капельке собирал сведения об иконах с изображением Азовской Богородицы и Петра Первого. Скрупулёзно перечитывал публикации, не единожды побывал в Третьяковской галерее и в музее религии города Санкт-Петербурга. Отыскивал сходство в иконах, написанных в период 1696-1697 годов, знакомился и советовался с искусствоведами, реставраторами. Находил интересные публикации.
Собрав большое количество материала, он решил, что со всем этим необходимо познакомить азовчан, неравнодушных к истории города. Александр Мирошниченко ни в коем разе не приписывает себе лавры историка или искусствоведа, как он говорит: «Моё дело собрать все, что касаемо иконы Азовской Богородицы. Я их нашел не одну и не две. По моим подсчетам, их восемь. Но это дело историков, искусствоведов, исследователей. У них свой, особый подход и главное – знания, которыми, к сожалению, не обладаю. Я только всей душой желаю узнать больше об этой иконе, о нашей святыне».
Для Александра Мирошниченко, как и для многих, всё еще остаётся загадкой, была ли Азовская икона Покровской церкви оригинальным сюжетом, или повторяла уже известный?!
История появления этой иконы и сегодня является предметом пристального изучения исследователей разного уровня: от любителей до ученых.
Каждый, кто начинает рассматривать иконы, поневоле задается вопросом о содержании древних изображений, о том, почему на протяжении нескольких веков один и тот же сюжет остается практически неизменным и легко узнаваемым. Ответ на эти вопросы поможет найти иконография, строго установленная система изображения каких-либо персонажей и религиозных сюжетов. Как говорят служители церкви, иконография — это «азбука церковного искусства».
Во многом благодаря иконописи, мы знакомимся с интересным культурным наследием. Иной раз, читая клейма (это маленькие картинки на иконах), можно узнать столько интересного и таинственного.
Такой богатой на загадки и символы стала икона «Знамение множества мира» — «Богоматерь Азовская». В ней просматривается (кто говорит – угадывается) смысл существования России как страны, сдерживающей зло.
Об этом рассказывают символы и аллегория иконы. Вот что говорят об этом ученые.
Данная икона хоть и похожа на аналогичные святыни Божией Матери, но появилась не чудесным образом. Она была написана в честь битвы на войне против турков, чтобы показать последователям православной веры, насколько сильно может быть покровительство Богородицы. Битва длилась с 1735 по 1739 год и проходила на Азовском море, что и поспособствовало названию чудесной иконы.
Икона Божией Матери являлась на многих битвах и служила в качестве талисмана во всех сражениях былой войны. Сохранились в Азове предания о Богоматери, которая была заступницей русских воинов в смертельном бою на Азовском море. Возможно, иконописец, находившийся там, изобразил на холсте Деву Марию, которая и стала причиной победы. Многие православные люди тогда поверили в силу божественную. А написанная Азовская икона прославилась во всем мире и продолжила сохранять и приумножать веру людей.
О написании иконы
Существует два варианта иконографии Азовской иконы: это изображения Богоматери поясные и ростовые. Изучавший до революции историю Азовской иконы Божией Матери исследователь В. Борин писал: «… икона писана несколько позднее взятия Азова Шейном при участии Петра I, т.е. после 1696 года … Исследуя икону, я нахожу на ней до трёх записей; из-под них видно, что первоначальное изображение Богоматери было «поясное», а не «ростовое»; из этого можно заключить, что к этой иконе Азовской Божией Матери возвращались, когда возвращался политический интерес к Азову.
И только во второй половине XVIII века … образ, надо полагать, остается уже без всякого изменения, так что икона в том виде, в каком её находим, относится к концу XVIII века, ко времени Императрицы Екатерины II (1763–1796)».
Бытует еще одна версия о написании Азовской иконы в память явления Богородицы во время осады Азова и её заступничества за азовцев.
Свидетельства божественной помощи казакам описаны в «Сказочной повести об Азове» А.С. Орлова, хранящейся в Азовском археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике. По свидетельству «Повести», во время осады появилась с северной стороны великая туча, «а по той тучи вышла Дева, а с нею множество прекрасных избранных юношей».
Есть и несколько другая информация от 1829 года: «…В 1711 году, возвращаясь с победой из Азова, Петр I служил молебен в Покровской церкви. Петр на этот раз останавливался в доме местного священника, который в память этого посещения написал «калеографическую» икону «Знамение Множества Мира», то есть Азовскую икону.
Из истории еще одной иконы
В 1696 году, после победы под Азовом, Ильинско-Черниговская икона Божией Матери была преподнесена настоятелем Болдинского Троице-Ильинского монастыря в Чернигове архим. Лаврентием (Крщановичем) с братией императору Петру I. Как отмечает Александр Мирошниченко, в этой иконе очень много интересного.
-Так, в нижней части, слева на этой иконе помещено изображение Азовской иконы, — неспешно ведет беседу Александр Мирошниченко, — расположенное над топографической картой-планом дислокации русских и турецких войск. Интересен и довольно точен схематичный план города-крепости и тут же, аллегорическая фигура Времени, расположенная в центре. Крестным ходом из Троицкого собора Болдинского монастыря, который возглавляет Московский Патриарх Адриан – его фигура находится справа.
-Внимание привлекают клейма, расположенные по обе стороны иконы, – увлеченно продолжает рассказ Александр Мирошниченко. — Они таят в себе много интересного материала. Например, справа от Богородицы – двуглавый орел – символ Российской Империи, а в лапах он крепко держит ключи от Азова. Таких маленьких интересных символов на иконе много. Интересны и планы крепости, и строения Нового Азова.
Икона ныне хранится в Музее истории религии Санкт-Петербурга, правда, не в очень хорошей сохранности. А жаль…
Вторая икона того же времени и подобной иконографии находится в Москве, в Государственной Третьяковской галерее, сохранность хорошая.
Александр Мирошниченко собирает материал об всех иконах, где есть изображение Богородицы и Петра Первого с упоминанием крепости Азов, особый интерес питает к Ильинско-Черниговской иконе Божией Матери, очень хочет заказать копию для храма, и еще — чтобы эту икону воочию увидели все горожане. Она заслуживает особого внимания.
Икона Богородицы Азовская
Празднование
История
Почитание Азовской иконы начинается при царице Софии Алексеевне (1657–1704), со времени первого похода к Азову в 1686 г. под предводительством кн. В. В. Голицына.
Иконография восходит к прориси для гравюры (в 1914 хранилась в Историческом музее им. Александра III, в наст. время местонахождение неизвестно), исполненной «тщанием» Данилы и Якова Перекрестовых и вырезанной на меди Л. Тарасевичем по заказу дьяка Ф. Шакловитого. Особенность иконографии – изображение Богоматери с Младенцем на фоне двуглавого орла, держащего в лапах скипетр и державу – символы государственности. Наверху, в окружении ангельских сил, Бог Саваоф и Св. Дух в виде голубя. В молитвенном предстоянии изображены святые Антоний, Феодосий и Алипий Печерские, Моисей Угрин, Прохор, Марк; ниже – конный воин, побивающий копьем змия, а также изображение пеших и конных воинов; на нижнем поле помещены вирши.
В 1696 г., после победы под Азовом, Ильинско-Черниговская икона Божией Матери была преподнесена настоятелем Болдинского Троице-Ильинского монастыря в Чернигове архим. Лаврентием (Крщановичем) с братией императору Петру I. В нижней части этой иконы помещено изображение Азовской иконы, расположенное над топографической картой-планом дислокации русских и турецких войск (слева); схематичным планом города-крепости и аллегорической фигурой Времени (в центре); крестным ходом из Троицкого собора Болдинского монастыря, возглавляемым Московским Патриархом Адрианом (справа) (ныне хранится в Музее истории религии, Санкт-Петербург; др. икона того же времени и подобной иконографии хранится в ГТГ). Особой службы иконе составлено не было.
АЗОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Азовская икона Пресвятой Богородицы |
Азовская икона Божией Матери
Почитание Азовской иконы начинается при царице Софии Алексеевне (1657–1704), со времени первого похода к Азову в 1686 г. под предводительством кн. В. В. Голицына.
Иконография восходит к прориси для гравюры (в 1914 хранилась в Историческом музее им. Александра III, в наст. время местонахождение неизвестно), исполненной «тщанием» Данилы и Якова Перекрестовых и вырезанной на меди Л. Тарасевичем по заказу дьяка Ф. Шакловитого. Особенность иконографии – изображение Богоматери с Младенцем на фоне двуглавого орла, держащего в лапах скипетр и державу – символы государственности. Наверху, в окружении ангельских сил, Бог Саваоф и Св. Дух в виде голубя. В молитвенном предстоянии изображены святые Антоний, Феодосий и Алипий Печерские, Моисей Угрин, Прохор, Марк; ниже – конный воин, побивающий копьем змия, а также изображение пеших и конных воинов; на нижнем поле помещены вирши.
В 1696 г., после победы под Азовом, Ильинско-Черниговская икона Божией Матери была преподнесена настоятелем Болдинского Троице-Ильинского монастыря в Чернигове архим. Лаврентием (Крщановичем) с братией императору Петру I. В нижней части этой иконы помещено изображение Азовской иконы, расположенное над топографической картой-планом дислокации русских и турецких войск (слева); схематичным планом города-крепости и аллегорической фигурой Времени (в центре); крестным ходом из Троицкого собора Болдинского монастыря, возглавляемым Московским Патриархом Адрианом (справа) (ныне хранится в Музее истории религии, Санкт-Петербург; др. икона того же времени и подобной иконографии хранится в ГТГ). Особой службы иконе составлено не было.