азовская божья матерь икона

Азовская икона Богородицы (разновид Самодержавной)

IMG_0654-m.jpg
293.49 KB • 174

Просит отреставрировать или сделать копию

Атаманы многие ж видели от образа Иванна Предтечи течаху от очей ево слезы многия по вся приступы. А первой день, приступное во время, видех ломпаду полну слез от ево образа. А на выласках от нас из города все видеша бусурманы, турки, крымцы и нагаи, мужа храбра и млада в одеже ратной, с одним мечем голым на бою ходяще, множество бусурман побиваше. Анаши не видели, лишо мы противу убитому знаем, што дело божие, а не рук наших. Пластаны люди турецкие, а сечены наполы: послана на них победа с небеси. И оне о том нас, бусурманы, многажды спрашивали: «Хто от вас выходит из града на бой с мечем?» И мы им сказываем: «То выходят воеводы наши».

И нам тея языки в роспросех и с пыток говорили все единодушно, отчево в нощи побежали от града паши их и крымской царь со всеми своими силами. «В нощи в той с вечера было нам страшное видение. На небеси, над нашими полки бусурманскими шла великая и страшная туча от Руси, от вашего царства Московского. И стала она против самаго табору нашего. А перед нею, тучею, идут по воздуху два страшные юноши; а в руках своих держат мечи обнаженые, а грозятся на наши полки бусурманские. В те поры мы их всех узнали. И тою нощию страшные воеводы азовские во одежде ратной выходили на бои в приступы наши из Азова города. Пластали нас и в збруях наших надвое. От тово-то страшново видения бег пашей турецких и царя крымского с таборов».

А нам, казакам, в ту же нощь с вечера в виде се всем виделось: по валу бусурманскому, где их наряд стоял, ходили тут два мужа леты древны, на одном одежда иерейская, а на другом власяница мохнатая. А указывают нам на полки бусурманские, а говорят нам: «Побежали, казаки, паши турецкие и крымской царь ис табор, и пришла на них победа Христа, сына божия, с небес от силы божия».

Источник

Азовская икона Божией Матери

азовская божья матерь икона. Смотреть фото азовская божья матерь икона. Смотреть картинку азовская божья матерь икона. Картинка про азовская божья матерь икона. Фото азовская божья матерь икона

Празднование в честь Азовской иконы Божией Матери установлено

9 октября (26 сентября по старому стилю)

ИКОНОГРАФИЯ

На иконе изображено взятие турецкой крепости Кызыкермен в первом Азовском походе и взятие Азова в 1695г.

Иконография восходит к прориси для гравюры (в 1914 г. хранилась в Историческом музее им. Александра III, в настоящее время местонахождение гравюры неизвестно), исполненной «тщанием» Данилы и Якова Перекрестовых и вырезанной на меди Л.Тарасевичем по заказу дьяка Ф. Шакловитого.

ЯВЛЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ДОНСКИМ КАЗАКАМ

Храм в честь Азовской иконы Божией Матери был построен в 2007 году в память 365-летия Азовского осадного сидения Донских казаков.

В дни приступов на крепость плакал образ Св. Иоанна Предтечи, а в первый приступ была полна «слез» Его лампада.

В разбитый и обескровленный Азов турки посылают предложение о выплате каждому казаку по 300 талеров чистого серебра и по 200 золотых арабских, лишь бы казаки отдали им пустое место Азовское. На что казаки ответили отказом. 307 израненных и обожженных защитника принимают решение выйти на рассвете в чистое поле и принять последний бой. Ночь перед боем была прощанием друг с другом и молитвой к Богу и обетом, кто жив останется – уйдет в монастырь молиться за павших и живых.

Ночью в сентябре 1641 г. потрепанное султановское войско бежало со страхом. Видели они тучу огромную черную, идущую со стороны Московии, а впереди воина в ратной одежде с мечем на коне. Так вступились за православных христиан Силы Небесные.

Позор этого поражения турки переживали очень тяжело: жителям Стамбула под страхом наказания было запрещено произносить даже слово «Азов».

Источник

Главная святыня Азова

азовская божья матерь икона. Смотреть фото азовская божья матерь икона. Смотреть картинку азовская божья матерь икона. Картинка про азовская божья матерь икона. Фото азовская божья матерь икона

Азов – уникальный город, имеет не только точную дату рождения, но и свою защитницу – икону «Богоматерь Азовская». Один из вариантов иконы (точнее, её список) находится в Азовском музее-заповеднике. Увидеть его не сложно

Валентина СЕРАШ
Кажется, что об этой иконе написано много, и ничего нового и интересного просто уже нет. Но – как выяснилось — всё не так просто!
Мы не будем рассказывать, что данная икона имеет историко-мемориальную и музейно-коллекционную ценность, обладая при этом глубоким историко-богословским смыслом, кроме того, представляет большой научный интерес. Она ознаменовала великое событие — присоединение к России обширной территории Северного Причерноморья, включая Крым и земли Новороссии.
Впервые я заинтересовалась историей этой иконы 20 лет назад. В разговоре с настоятелем Полкового храма Азовской иконы Божией матери Александром Мирошниченко узнала, что и Азов имеет свою покровительницу. С огромным удовольствием послушав историю об осадном сидении, казаках, и об иконе, где изображен Петр Первый и Новый Азов, я поняла, что предо мной не просто служитель церкви, а человек, радеющий за историю своего края, и любящий город
Часто встречаясь с отцом Александром при каких-то значимых для города событиях, нет-нет, а всё как-то само получалось, что говорили об иконе. За это время выстроили Полковой храм Азовской иконы Божьей матери, благоустроили территорию, открыли воскресную школу. А вот интерес и желание найти истоки возникновения этой иконы у настоятеля храма не пропал, а всё более усиливался.

Узнать как можно больше
На протяжении пяти лет Александр Мирошниченко по капельке собирал сведения об иконах с изображением Азовской Богородицы и Петра Первого. Скрупулёзно перечитывал публикации, не единожды побывал в Третьяковской галерее и в музее религии города Санкт-Петербурга. Отыскивал сходство в иконах, написанных в период 1696-1697 годов, знакомился и советовался с искусствоведами, реставраторами. Находил интересные публикации.
Собрав большое количество материала, он решил, что со всем этим необходимо познакомить азовчан, неравнодушных к истории города. Александр Мирошниченко ни в коем разе не приписывает себе лавры историка или искусствоведа, как он говорит: «Моё дело собрать все, что касаемо иконы Азовской Богородицы. Я их нашел не одну и не две. По моим подсчетам, их восемь. Но это дело историков, искусствоведов, исследователей. У них свой, особый подход и главное – знания, которыми, к сожалению, не обладаю. Я только всей душой желаю узнать больше об этой иконе, о нашей святыне».
Для Александра Мирошниченко, как и для многих, всё еще остаётся загадкой, была ли Азовская икона Покровской церкви оригинальным сюжетом, или повторяла уже известный?!

История появления этой иконы и сегодня является предметом пристального изучения исследователей разного уровня: от любителей до ученых.

азовская божья матерь икона. Смотреть фото азовская божья матерь икона. Смотреть картинку азовская божья матерь икона. Картинка про азовская божья матерь икона. Фото азовская божья матерь икона

Каждый, кто начинает рассматривать иконы, поневоле задается вопросом о содержании древних изображений, о том, почему на протяжении нескольких веков один и тот же сюжет остается практически неизменным и легко узнаваемым. Ответ на эти вопросы поможет найти иконография, строго установленная система изображения каких-либо персонажей и религиозных сюжетов. Как говорят служители церкви, иконография — это «азбука церковного искусства».
Во многом благодаря иконописи, мы знакомимся с интересным культурным наследием. Иной раз, читая клейма (это маленькие картинки на иконах), можно узнать столько интересного и таинственного.
Такой богатой на загадки и символы стала икона «Знамение множества мира» — «Богоматерь Азовская». В ней просматривается (кто говорит – угадывается) смысл существования России как страны, сдерживающей зло.
Об этом рассказывают символы и аллегория иконы. Вот что говорят об этом ученые.
Данная икона хоть и похожа на аналогичные святыни Божией Матери, но появилась не чудесным образом. Она была написана в честь битвы на войне против турков, чтобы показать последователям православной веры, насколько сильно может быть покровительство Богородицы. Битва длилась с 1735 по 1739 год и проходила на Азовском море, что и поспособствовало названию чудесной иконы.
Икона Божией Матери являлась на многих битвах и служила в качестве талисмана во всех сражениях былой войны. Сохранились в Азове предания о Богоматери, которая была заступницей русских воинов в смертельном бою на Азовском море. Возможно, иконописец, находившийся там, изобразил на холсте Деву Марию, которая и стала причиной победы. Многие православные люди тогда поверили в силу божественную. А написанная Азовская икона прославилась во всем мире и продолжила сохранять и приумножать веру людей.

О написании иконы
Существует два варианта иконографии Азовской иконы: это изображения Богоматери поясные и ростовые. Изучавший до революции историю Азовской иконы Божией Матери исследователь В. Борин писал: «… икона писана несколько позднее взятия Азова Шейном при участии Петра I, т.е. после 1696 года … Исследуя икону, я нахожу на ней до трёх записей; из-под них видно, что первоначальное изображение Богоматери было «поясное», а не «ростовое»; из этого можно заключить, что к этой иконе Азовской Божией Матери возвращались, когда возвращался политический интерес к Азову.
И только во второй половине XVIII века … образ, надо полагать, остается уже без всякого изменения, так что икона в том виде, в каком её находим, относится к концу XVIII века, ко времени Императрицы Екатерины II (1763–1796)».
Бытует еще одна версия о написании Азовской иконы в память явления Богородицы во время осады Азова и её заступничества за азовцев.
Свидетельства божественной помощи казакам описаны в «Сказочной повести об Азове» А.С. Орлова, хранящейся в Азовском археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике. По свидетельству «Повести», во время осады появилась с северной стороны великая туча, «а по той тучи вышла Дева, а с нею множество прекрасных избранных юношей».
Есть и несколько другая информация от 1829 года: «…В 1711 году, возвращаясь с победой из Азова, Петр I служил молебен в Покровской церкви. Петр на этот раз останавливался в доме местного священника, который в память этого посещения написал «калеографическую» икону «Знамение Множества Мира», то есть Азовскую икону.

Из истории еще одной иконы
В 1696 году, после победы под Азовом, Ильинско-Черниговская икона Божией Матери была преподнесена настоятелем Болдинского Троице-Ильинского монастыря в Чернигове архим. Лаврентием (Крщановичем) с братией императору Петру I. Как отмечает Александр Мирошниченко, в этой иконе очень много интересного.

азовская божья матерь икона. Смотреть фото азовская божья матерь икона. Смотреть картинку азовская божья матерь икона. Картинка про азовская божья матерь икона. Фото азовская божья матерь икона

-Так, в нижней части, слева на этой иконе помещено изображение Азовской иконы, — неспешно ведет беседу Александр Мирошниченко, — расположенное над топографической картой-планом дислокации русских и турецких войск. Интересен и довольно точен схематичный план города-крепости и тут же, аллегорическая фигура Времени, расположенная в центре. Крестным ходом из Троицкого собора Болдинского монастыря, который возглавляет Московский Патриарх Адриан – его фигура находится справа.

-Внимание привлекают клейма, расположенные по обе стороны иконы, – увлеченно продолжает рассказ Александр Мирошниченко. — Они таят в себе много интересного материала. Например, справа от Богородицы – двуглавый орел – символ Российской Империи, а в лапах он крепко держит ключи от Азова. Таких маленьких интересных символов на иконе много. Интересны и планы крепости, и строения Нового Азова.
Икона ныне хранится в Музее истории религии Санкт-Петербурга, правда, не в очень хорошей сохранности. А жаль…
Вторая икона того же времени и подобной иконографии находится в Москве, в Государственной Третьяковской галерее, сохранность хорошая.

Александр Мирошниченко собирает материал об всех иконах, где есть изображение Богородицы и Петра Первого с упоминанием крепости Азов, особый интерес питает к Ильинско-Черниговской иконе Божией Матери, очень хочет заказать копию для храма, и еще — чтобы эту икону воочию увидели все горожане. Она заслуживает особого внимания.

Источник

Икона Богородицы Азовская

Празднование

История

По­чи­та­ние Азов­ской ико­ны на­чи­на­ет­ся при ца­ри­це Со­фии Алек­се­ев­не (1657–1704), со вре­ме­ни пер­во­го по­хо­да к Азо­ву в 1686 г. под пред­во­ди­тельством кн. В. В. Го­ли­цы­на.

Ико­но­гра­фия вос­хо­дит к про­ри­си для гра­вю­ры (в 1914 хра­ни­лась в Исто­ри­че­ском му­зее им. Алек­санд­ра III, в наст. вре­мя ме­сто­на­хож­де­ние не­из­вест­но), ис­пол­нен­ной «тща­ни­ем» Да­ни­лы и Яко­ва Пе­ре­кре­сто­вых и выре­зан­ной на ме­ди Л. Та­ра­се­ви­чем по за­ка­зу дья­ка Ф. Ша­кло­ви­то­го. Осо­бен­ность ико­но­гра­фии – изоб­ра­же­ние Бо­го­ма­те­ри с Мла­ден­цем на фо­не дву­гла­во­го ор­ла, дер­жа­ще­го в ла­пах ски­петр и дер­жа­ву – сим­во­лы го­су­дар­ствен­но­сти. На­вер­ху, в окру­же­нии ан­гельских сил, Бог Са­ва­оф и Св. Дух в ви­де го­лу­бя. В мо­лит­вен­ном пред­сто­я­нии изоб­ра­же­ны свя­тые Ан­то­ний, Фе­одо­сий и Али­пий Пе­чер­ские, Мо­и­сей Уг­рин, Про­хор, Марк; ни­же – кон­ный во­ин, по­би­ва­ю­щий ко­пьем змия, а так­же изоб­ра­же­ние пе­ших и кон­ных во­и­нов; на ниж­нем по­ле по­ме­ще­ны вир­ши.

В 1696 г., по­сле по­бе­ды под Азо­вом, Ильин­ско-Чер­ни­гов­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла пре­под­не­се­на на­сто­я­те­лем Бол­дин­ско­го Тро­и­це-Ильин­ско­го мо­на­стыря в Чер­ни­го­ве ар­хим. Лав­рен­ти­ем (Кр­ща­но­ви­чем) с бра­ти­ей им­пе­ра­то­ру Пет­ру I. В ниж­ней ча­сти этой ико­ны по­ме­ще­но изоб­ра­же­ние Азов­ской ико­ны, рас­по­ло­жен­ное над то­по­гра­фи­че­ской кар­той-пла­ном дис­ло­ка­ции рус­ских и ту­рец­ких войск (сле­ва); схе­ма­тич­ным пла­ном го­ро­да-кре­по­сти и ал­ле­го­ри­че­ской фи­гу­рой Вре­ме­ни (в цен­тре); крест­ным хо­дом из Тро­иц­ко­го со­бо­ра Бол­дин­ско­го мо­на­стыря, воз­глав­ля­е­мым Мос­ков­ским Пат­ри­ар­хом Ад­ри­а­ном (спра­ва) (ны­не хра­нит­ся в Му­зее исто­рии ре­ли­гии, Санкт-Пе­тер­бург; др. ико­на то­го же вре­ме­ни и по­доб­ной ико­но­гра­фии хра­нит­ся в ГТГ). Осо­бой служ­бы ико­не со­став­ле­но не бы­ло.

Источник

АЗОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

азовская божья матерь икона. Смотреть фото азовская божья матерь икона. Смотреть картинку азовская божья матерь икона. Картинка про азовская божья матерь икона. Фото азовская божья матерь икона
Азовская икона Пресвятой Богородицы

Азовская икона Божией Матери

Почитание Азовской иконы начинается при царице Софии Алексеевне (1657–1704), со времени первого похода к Азову в 1686 г. под предводительством кн. В. В. Голицына.

Иконография восходит к прориси для гравюры (в 1914 хранилась в Историческом музее им. Александра III, в наст. время местонахождение неизвестно), исполненной «тщанием» Данилы и Якова Перекрестовых и вырезанной на меди Л. Тарасевичем по заказу дьяка Ф. Шакловитого. Особенность иконографии – изображение Богоматери с Младенцем на фоне двуглавого орла, держащего в лапах скипетр и державу – символы государственности. Наверху, в окружении ангельских сил, Бог Саваоф и Св. Дух в виде голубя. В молитвенном предстоянии изображены святые Антоний, Феодосий и Алипий Печерские, Моисей Угрин, Прохор, Марк; ниже – конный воин, побивающий копьем змия, а также изображение пеших и конных воинов; на нижнем поле помещены вирши.

В 1696 г., после победы под Азовом, Ильинско-Черниговская икона Божией Матери была преподнесена настоятелем Болдинского Троице-Ильинского монастыря в Чернигове архим. Лаврентием (Крщановичем) с братией императору Петру I. В нижней части этой иконы помещено изображение Азовской иконы, расположенное над топографической картой-планом дислокации русских и турецких войск (слева); схематичным планом города-крепости и аллегорической фигурой Времени (в центре); крестным ходом из Троицкого собора Болдинского монастыря, возглавляемым Московским Патриархом Адрианом (справа) (ныне хранится в Музее истории религии, Санкт-Петербург; др. икона того же времени и подобной иконографии хранится в ГТГ). Особой службы иконе составлено не было.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *