азовская икона пресвятой богородицы история
Икона Богородицы Азовская
Празднование
История
Почитание Азовской иконы начинается при царице Софии Алексеевне (1657–1704), со времени первого похода к Азову в 1686 г. под предводительством кн. В. В. Голицына.
Иконография восходит к прориси для гравюры (в 1914 хранилась в Историческом музее им. Александра III, в наст. время местонахождение неизвестно), исполненной «тщанием» Данилы и Якова Перекрестовых и вырезанной на меди Л. Тарасевичем по заказу дьяка Ф. Шакловитого. Особенность иконографии – изображение Богоматери с Младенцем на фоне двуглавого орла, держащего в лапах скипетр и державу – символы государственности. Наверху, в окружении ангельских сил, Бог Саваоф и Св. Дух в виде голубя. В молитвенном предстоянии изображены святые Антоний, Феодосий и Алипий Печерские, Моисей Угрин, Прохор, Марк; ниже – конный воин, побивающий копьем змия, а также изображение пеших и конных воинов; на нижнем поле помещены вирши.
В 1696 г., после победы под Азовом, Ильинско-Черниговская икона Божией Матери была преподнесена настоятелем Болдинского Троице-Ильинского монастыря в Чернигове архим. Лаврентием (Крщановичем) с братией императору Петру I. В нижней части этой иконы помещено изображение Азовской иконы, расположенное над топографической картой-планом дислокации русских и турецких войск (слева); схематичным планом города-крепости и аллегорической фигурой Времени (в центре); крестным ходом из Троицкого собора Болдинского монастыря, возглавляемым Московским Патриархом Адрианом (справа) (ныне хранится в Музее истории религии, Санкт-Петербург; др. икона того же времени и подобной иконографии хранится в ГТГ). Особой службы иконе составлено не было.
АЗОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Азовская икона Пресвятой Богородицы |
Азовская икона Божией Матери
Почитание Азовской иконы начинается при царице Софии Алексеевне (1657–1704), со времени первого похода к Азову в 1686 г. под предводительством кн. В. В. Голицына.
Иконография восходит к прориси для гравюры (в 1914 хранилась в Историческом музее им. Александра III, в наст. время местонахождение неизвестно), исполненной «тщанием» Данилы и Якова Перекрестовых и вырезанной на меди Л. Тарасевичем по заказу дьяка Ф. Шакловитого. Особенность иконографии – изображение Богоматери с Младенцем на фоне двуглавого орла, держащего в лапах скипетр и державу – символы государственности. Наверху, в окружении ангельских сил, Бог Саваоф и Св. Дух в виде голубя. В молитвенном предстоянии изображены святые Антоний, Феодосий и Алипий Печерские, Моисей Угрин, Прохор, Марк; ниже – конный воин, побивающий копьем змия, а также изображение пеших и конных воинов; на нижнем поле помещены вирши.
В 1696 г., после победы под Азовом, Ильинско-Черниговская икона Божией Матери была преподнесена настоятелем Болдинского Троице-Ильинского монастыря в Чернигове архим. Лаврентием (Крщановичем) с братией императору Петру I. В нижней части этой иконы помещено изображение Азовской иконы, расположенное над топографической картой-планом дислокации русских и турецких войск (слева); схематичным планом города-крепости и аллегорической фигурой Времени (в центре); крестным ходом из Троицкого собора Болдинского монастыря, возглавляемым Московским Патриархом Адрианом (справа) (ныне хранится в Музее истории религии, Санкт-Петербург; др. икона того же времени и подобной иконографии хранится в ГТГ). Особой службы иконе составлено не было.
Азовская икона Божией Матери
Празднование в честь Азовской иконы Божией Матери установлено
9 октября (26 сентября по старому стилю)
ИКОНОГРАФИЯ
На иконе изображено взятие турецкой крепости Кызыкермен в первом Азовском походе и взятие Азова в 1695г.
Иконография восходит к прориси для гравюры (в 1914 г. хранилась в Историческом музее им. Александра III, в настоящее время местонахождение гравюры неизвестно), исполненной «тщанием» Данилы и Якова Перекрестовых и вырезанной на меди Л.Тарасевичем по заказу дьяка Ф. Шакловитого.
ЯВЛЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ДОНСКИМ КАЗАКАМ
Храм в честь Азовской иконы Божией Матери был построен в 2007 году в память 365-летия Азовского осадного сидения Донских казаков.
В дни приступов на крепость плакал образ Св. Иоанна Предтечи, а в первый приступ была полна «слез» Его лампада.
В разбитый и обескровленный Азов турки посылают предложение о выплате каждому казаку по 300 талеров чистого серебра и по 200 золотых арабских, лишь бы казаки отдали им пустое место Азовское. На что казаки ответили отказом. 307 израненных и обожженных защитника принимают решение выйти на рассвете в чистое поле и принять последний бой. Ночь перед боем была прощанием друг с другом и молитвой к Богу и обетом, кто жив останется – уйдет в монастырь молиться за павших и живых.
Ночью в сентябре 1641 г. потрепанное султановское войско бежало со страхом. Видели они тучу огромную черную, идущую со стороны Московии, а впереди воина в ратной одежде с мечем на коне. Так вступились за православных христиан Силы Небесные.
Позор этого поражения турки переживали очень тяжело: жителям Стамбула под страхом наказания было запрещено произносить даже слово «Азов».
Азовская икона Божией Матери
Богородицу глубоко почитают и любят все христиане. Неудивительно, что ее образы по всей земле являли чудеса исцеления.
Иконы Пресвятой Богородицы встречаются верующими с огромной любовью и почтением. О силе Ее наслышаны многие, другие лично лицезрели чудеса, исходящие от каждого образа Пречистой Девы. Чудотворные иконы Богоматери украшают многие храмы. К ним относится и Азовская икона Божией Матери, которая имеет огромное значение для христианского народа. Перед ней молятся многие люди, относясь к ней со всем уважением и трепетом.
История иконы
Данная икона хоть и похожа на аналогичные святыни Божией Матери, но появилась не чудесным образом. Она была написана в честь битвы на войне против турков, дабы показать последователям православной веры, насколько сильно может быть покровительство Богородицы. Битва длилась с 1735 по 1739 год и проходила на Азовском море, что и поспособствовало названию чудесной иконы.
Икона Божией Матери являлась на многих битвах и служила в качестве талисмана на всех сражениях былой войны. Как известно, Богоматерь была заступницей русских воинов в смертельном бою на Азовском море. Иконописец изобразил на холсте Деву Марию, которая и стала причиной победы. Многие православные люди тогда поверили в силу божественную. А только что написанная Азовская икона прославилась во всем мире и продолжила сохранять и приумножать веру людей.
Где находится чудотворный образ
Самую первую Азовскую икону Божией Матери сейчас трудно найти. Ей выпал тернистый и сложный путь. Но, к счастью, было написано большое количество списков со святыни, которые сохранились и по сей день. Их можно найти во многих церквях нашей страны. К примеру, благочестивую и самую раннюю фреску можно встретить в московском храме Покрова Пресвятой Богородицы.
Описание иконы
На заднем плане изображен двуглавый орел. Также мы видим змея, который является символом Турции и напоминает нам историю Георгия Победоносца: некогда христианский святой пронзил искусителя своим мечом. Снизу от Матери Божией нарисовано русское войско, города, которые уже освобождены от нападок Турции, и крепости Азовского моря, охраняемые Божьей Матерью. Икона пропитана русской символикой, что добавляет ей уникальности.
В чем помогает чудотворный образ
Азовская икона Божией Матери символизирует защиту и справедливость. Перед ней молятся о мире в стране, о защите от нападок врагов и чужеземцев, от ссор и бед в доме и семье, о сохранении жизни своей и своих близких. Также икона помогает избавиться от различных болезней души и одержимости.
Дни празднования
Официальное празднование приходится на 10 сентября и сопровождается богослужениями в честь Азовской иконы Божьей Матери.
Молитва перед иконой
«О, Дева Пресвятая! Владычица мира земного и небесного! Молюсь тебе и помощи твоей прошу. Будь же заступницей моей до конца дней моих, отгони врагов от меня, от города нашего и страны нашей! Изгони злые силы, что сидят внутри меня, исцели от болезней и очисти душу мою грешную! Помолись за меня перед Господом Богом, ибо ты стоишь на Небесах рядом с Ним и с Сыном Его Иисусом! Дай мне веры и сил, ниспошли свое благословение. Да буду славить имя твое во веки веков. Аминь».
Полезно дополнять ваш красный уголок новыми иконами, которые станут покровителями и заступниками вашего личного счастья, здоровья родных и благополучия дома. Отмечайте для себя Божьих Угодников, поддержка которых необходима вам в трудный час, и молитесь подле их образов. Мы желаем вам крепкой веры. Будьте счастливы
Азовская икона Богородицы (разновид Самодержавной)
IMG_0654-m.jpg
293.49 KB • 174
Просит отреставрировать или сделать копию
Атаманы многие ж видели от образа Иванна Предтечи течаху от очей ево слезы многия по вся приступы. А первой день, приступное во время, видех ломпаду полну слез от ево образа. А на выласках от нас из города все видеша бусурманы, турки, крымцы и нагаи, мужа храбра и млада в одеже ратной, с одним мечем голым на бою ходяще, множество бусурман побиваше. Анаши не видели, лишо мы противу убитому знаем, што дело божие, а не рук наших. Пластаны люди турецкие, а сечены наполы: послана на них победа с небеси. И оне о том нас, бусурманы, многажды спрашивали: «Хто от вас выходит из града на бой с мечем?» И мы им сказываем: «То выходят воеводы наши».
И нам тея языки в роспросех и с пыток говорили все единодушно, отчево в нощи побежали от града паши их и крымской царь со всеми своими силами. «В нощи в той с вечера было нам страшное видение. На небеси, над нашими полки бусурманскими шла великая и страшная туча от Руси, от вашего царства Московского. И стала она против самаго табору нашего. А перед нею, тучею, идут по воздуху два страшные юноши; а в руках своих держат мечи обнаженые, а грозятся на наши полки бусурманские. В те поры мы их всех узнали. И тою нощию страшные воеводы азовские во одежде ратной выходили на бои в приступы наши из Азова города. Пластали нас и в збруях наших надвое. От тово-то страшново видения бег пашей турецких и царя крымского с таборов».
А нам, казакам, в ту же нощь с вечера в виде се всем виделось: по валу бусурманскому, где их наряд стоял, ходили тут два мужа леты древны, на одном одежда иерейская, а на другом власяница мохнатая. А указывают нам на полки бусурманские, а говорят нам: «Побежали, казаки, паши турецкие и крымской царь ис табор, и пришла на них победа Христа, сына божия, с небес от силы божия».