белозерск успенский собор иконостас

Иконостас Кирилло-Белозерского монастыря — 58 икон (+ 60 ФОТО)

В Московском Кремле проходит экспозиция иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 58 икон из 4 музеев — Третьяковки, Русского музея, музея Андрея Рублёва и музея Кирилло-Белозерского монастыря собраны в иконостас и выставлены в Кремле.

«Русская иконопись XIV-XV веков есть достигнутое совершенство изобразительности, равного которому или даже подобного не знает история всемирного искусства», – писал отец Павел Флоренский в своей книге «Иконостас».

Найти подтверждение словам русского мыслителя сможет каждый, посетив Выставочный зал Успенской звонницы Московского Кремля, где до 26 августа будет находиться шедевр древнерусского искусства – иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.

белозерск успенский собор иконостас. Смотреть фото белозерск успенский собор иконостас. Смотреть картинку белозерск успенский собор иконостас. Картинка про белозерск успенский собор иконостас. Фото белозерск успенский собор иконостас

Почему экспозиции одного-единственного произведения придаётся такое большое значение? В чём уникальность иконостаса? Почему на протяжении десятков и даже сотен лет широкая публика не могла лицезреть шедевр во всём его величии? На пресс-конференции, посвящённой открытию выставки, прозвучали ответы на эти, а также на многие другие вопросы.

В атмосфере духовной свободы

белозерск успенский собор иконостас. Смотреть фото белозерск успенский собор иконостас. Смотреть картинку белозерск успенский собор иконостас. Картинка про белозерск успенский собор иконостас. Фото белозерск успенский собор иконостас

Кирилло-Белозерская обитель, основанная в конце XIV столетия Преподобным Кириллом, учеником Сергия Радонежского, была настоящим духовным центром древнерусской культуры. Сюда стекались лучшие умы своего времени – книжники, богословы, люди искусства.

Здесь, вдали от больших городов, на лоне задумчивой северной природы, первые наши интеллигенты ощущали атмосферу удивительной творческой и духовной свободы. Иконостас, украсивший 1497 году Успенский собор монастыря, в полной мере отражает эту атмосферу, а главное – передаёт её сегодняшнему зрителю.

Елена Анатольевна Моршакова, заведующая отделом Оружейной палаты Московского Кремля, считает большим достоинством экспозиции то, что она посвящена одному шедевру и не вмещает в себя других произведений.

белозерск успенский собор иконостас. Смотреть фото белозерск успенский собор иконостас. Смотреть картинку белозерск успенский собор иконостас. Картинка про белозерск успенский собор иконостас. Фото белозерск успенский собор иконостас

— Мы имеем уникальную возможность увидеть иконостас так, как его видели наши предки с XV по XVII век, ведь настенная роспись в Успенском соборе появилась только в XVII веке; то есть этот иконостас был некогда единственным элементом храмового убранства.

В XVIII веке иконостас был разобран и заменён витиеватой конструкцией, выполненной согласно художественным веяниям того времени. О бесценных сокровищах надолго забыли.

От зрителя требуется работа

Сегодняшний главный хранитель большинства икон, составлявших великий иконостас, – Михаил Николаевич Шаромазов, директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Он рассказал, что в настолько полном виде (из почти 60 икон мы недосчитываемся только двух) иконостас, иконы которого «рассеяны» по нескольким музеям страны, ещё не представал перед зрителем ни разу.

белозерск успенский собор иконостас. Смотреть фото белозерск успенский собор иконостас. Смотреть картинку белозерск успенский собор иконостас. Картинка про белозерск успенский собор иконостас. Фото белозерск успенский собор иконостас

— В опубликованных в советское время изданиях по истории русского искусства о нём практически не пишут. В то время он ещё не был отреставрирован, не был собран, поэтому студенты моего поколения об этом уникальном комплексе ничего не знали. И сейчас важно вернуть его нашей культуре.

Попытка собрать иконостас была предпринята во время Олимпиаы 1980, однако тогда выставка прошла незамеченной. Это вторая выставка, и теперь иконы можно увидеть отреставрированными

Каждого, кто видит иконостас впервые, поражает глубина небесной лазури на некоторых иконах. Кажется, краска была наложена только вчера современным мастером. Не верится, что в «тёмном» средневековье уже умели добывать такой яркий, насыщенный цвет.

— Реставраторам удалось сохранить лазурит, который под слоем олифы и пыли утратил звучание и стал блекло-зелёным. И вот представьте себе, этот невероятный цвет когда-то встречал каждого входящего в храм!

Директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника признаёт, что экспозиция древней церковной живописи требует большой «отдачи» от зрителя. — В последнее время зритель привык, чтобы за него «жевали», «клали в рот» и даже «проглатывали». Если ты не хочешь работать над собой, внутренне расти, выставка ничего не даст.

Темперамент в темпере

Имена многих наших великих иконописцев, как сказал Михаил Николаевич, «Один Господь знает». Причина тут ясна, и в ней кроется ещё одна уникальная черта древнерусской живописи. Художник не заботился о славе и даже избегал её. «Не от меня, а от Бога», – так мыслили наши иконописцы и никогда не подписывали своих произведений.

Авторы Кирилло-Белозерского шедевра не стали исключением, и поэтому одно время специалисты считали, что иконы написаны прп. Андреем Рублевым. Иконописцев было трое, и писали они по строгим канонам своего искусства. Однако в представленных иконах явно различим почерк каждого из них.

Куратор выставки, кандидат искусствоведения Татьяна Евгеньевна Самойлова отзывается о мастерах с нежной улыбкой, почти как о людях, лично ей знакомых.

— Вот икона «Явление ангела женам-мироносицам».

Смотрите, какие нежные сочетания цветов, плавность и нечёткость линий. Это писал настоящий лирик. Его иконам свойственны «напевность», «музыкальность звучания».

А вот, смотрите, «математик». Академичен, по-византийски строг.

белозерск успенский собор иконостас. Смотреть фото белозерск успенский собор иконостас. Смотреть картинку белозерск успенский собор иконостас. Картинка про белозерск успенский собор иконостас. Фото белозерск успенский собор иконостас

Философия иконостаса

Татьяна Самойлова рассказала о роли иконостаса в православном храме. Почти в любой энциклопедии мы в первую очередь прочтём, что функция иконостаса – РАЗДЕЛЯТЬ молящихся (мир видимый) и алтарную часть (мир невидимый, горний). Но если бы этим его значение исчерпывалось, эту «стену» можно было бы построить из досок и кирпичей.

— В восточном христианстве, – говорит куратор выставки, – иконостас понимается гораздо глубже. Это прозрачное окно, открывающее верующим доступ к тайнам алтаря.

«Если бы все молящиеся в храме были достаточно одухотворены, если бы зрение всех молящихся всегда было видящим, то никакого другого иконостаса, кроме предстоящих Самому Богу свидетелей Его, своими ликами и своими словами возвещающих Его страшное и славное присутствие, в храме и не было бы». (Священник Павел Флоренский)

белозерск успенский собор иконостас. Смотреть фото белозерск успенский собор иконостас. Смотреть картинку белозерск успенский собор иконостас. Картинка про белозерск успенский собор иконостас. Фото белозерск успенский собор иконостас

белозерск успенский собор иконостас. Смотреть фото белозерск успенский собор иконостас. Смотреть картинку белозерск успенский собор иконостас. Картинка про белозерск успенский собор иконостас. Фото белозерск успенский собор иконостас

Христос перед Пилатом. Икона из праздничного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.

белозерск успенский собор иконостас. Смотреть фото белозерск успенский собор иконостас. Смотреть картинку белозерск успенский собор иконостас. Картинка про белозерск успенский собор иконостас. Фото белозерск успенский собор иконостас

белозерск успенский собор иконостас. Смотреть фото белозерск успенский собор иконостас. Смотреть картинку белозерск успенский собор иконостас. Картинка про белозерск успенский собор иконостас. Фото белозерск успенский собор иконостас

белозерск успенский собор иконостас. Смотреть фото белозерск успенский собор иконостас. Смотреть картинку белозерск успенский собор иконостас. Картинка про белозерск успенский собор иконостас. Фото белозерск успенский собор иконостас

Деисусный чин иконостаса

белозерск успенский собор иконостас. Смотреть фото белозерск успенский собор иконостас. Смотреть картинку белозерск успенский собор иконостас. Картинка про белозерск успенский собор иконостас. Фото белозерск успенский собор иконостас

белозерск успенский собор иконостас. Смотреть фото белозерск успенский собор иконостас. Смотреть картинку белозерск успенский собор иконостас. Картинка про белозерск успенский собор иконостас. Фото белозерск успенский собор иконостас

Св. пророк Иоанн Предтеча. Деисусный чин иконостаса

Источник

Белозерск. Храмовый комплекс. Собор Успения Пресвятой Богородицы и церковь Богоявления Господня.

Храмы комплекса:

Карта и ближайшие объекты

белозерск успенский собор иконостас. Смотреть фото белозерск успенский собор иконостас. Смотреть картинку белозерск успенский собор иконостас. Картинка про белозерск успенский собор иконостас. Фото белозерск успенский собор иконостас

Статьи

Успенская церковь – древнейшая из дошедших до нас церквей Белозерска. Она расположена вне Белозерского кремля, на посаде, на самом возвышенном месте в городе. Сооружена в 1552 году на средства прихожан, и строили её ростовские зодчие – Горяин Григорьев Царев и Третьяк Борисович Ростовка. Тот факт, что заказчиками храма были прихожане – жители посада, говорит о том, что не бедны были жители Белозерска в то время. Хватило денег построить каменный храм.

Сама церковь монументальна и тяжела на вид. Это четырехстолпный, пятиглавый храм без подклета, перекрытый коробовыми сводами. В своем основании угловые барабаны имеют небольшие ступенчатые арочки. Вверху в юго-западном углу храма (как бы на уровне хоров) устроен придел, к которому ведет внутристенная лестница в западной и южной стенах. Придел перекрыт сомкнутым сводом, под приделом – парусный свод. Внутри северо-западный угол срезан для размещения в толще стены лестницы наверх, к звоннице и палатке, где помещались часы. Кроме лестницы, в северо-западном углу почти на всю высоту четверика проходит вертикальная шахта для часовых гирь. Небольшое помещение для часов перекрыто полулотковым сводом, над ним сохранилось основание звонницы с четырьмя поставленными по квадрату массивными столбами, из которых один только наполовину выступает из тела углового барабана.

Внешние формы храма довольно просты. Фасады расчленены на три прясла необычными для Белозерья широкими плоскими лопатками. Строители придали северо-западному углу четверика, где помещались часы и звонница, характер мощной гипертрофированной лопатки, расширяющейся вверху напусками кирпичей. Оконные проемы без наличников. Поле закомар сливается с плоскостью прясел. Барабаны завершаются поясом пятиугольных ниш, несколько усложненных у среднего барабана. Они имеют по четыре узких окна, утопленных в прямоугольных впадинах. У юго-западного барабана ниши без световых проемов. Пропорции барабанов довольно приземисты. В основании всех барабанов, кроме северо-западного, наполовину закрывавшегося звонницей, сохранились остатки расставленных по кругу кокошников. Перспективные порталы завершены архивольтами, имеющими рисунок очень плоской кривой с небольшим килевидным подвышением. Обычная для Белозерья орнаментальная кирпичная кладка применена только в поясе, венчающем низкие алтарные апсиды.

Статичность композиции Успенской церкви, простота и пластичность её архитектурных форм сближают её с зодчеством Новгорода. Внутри церкви производит впечатление большой барочный иконостас середины XVII века с резьбой XVIII века, несущий более 60 икон.

По преданию, в 1613 году, в период Смутного времени, Успенский храм подвергался поруганию и разорению от поляков, которые держали в нем лошадей и разводили огонь. Остался след такого дикого варварства в виде оттиска конской подковы на местной иконе Тихвинской Божией Матери, на правой руке (в данный момент он уже заделан краской и практически неразличим).

Храм был закрыт советской властью в 1930-е гг. Но во время Великой Отечественной войны храм был возвращен верующим и более не закрывался.

Источник

СИСТЕМА ИНФОРМИРОВАНИЯ ОБ ОБЪЕКТАХ
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Церковь Успения

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Вид: памятник архитектуры.

Вид: памятник архитектуры.

Статус: объект культурного наследия федерального значения.

Документ о постановке на государственную охрану: Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР».

Адрес: Россия, Вологодская обл., г. Белозерск, ул. Карла Маркса, 43

Входит в храмовый комплекс: собор Успения Пресвятой Богородицы и церковь Богоявления Господня.

Первая каменная постройка в Белозерске, исторически – главная святыня белозерского посада. Храм представляет собой редкий для Вологодчины образец новгородского каменного зодчества. В соборе сохранился золоченый барочный иконостас XVIII века, сохранивший ряд более древних икон. Со старинным храмом связано много преданий.

действующая приходская церковь.

ИСТОРИЯ

Деревянная Успенская церковь была возведена в 1398 году. Со временем обветшавшую и переставшую вмещать всех прихожан церковь решили перестроить. Новое здание собора, также деревянное, сгорело во время пожара, произошедшего между 1462 и 1497 годами.

Сохранившийся до наших дней каменный храм возведён по указу царя Ивана Грозного на месте ранее существовавшего Успенского женского монастыря. Возводить его должны были ростовские зодчие Горяин Григорьев Царёв и Третьяк Борисов Ростовка. Сохранилась порядная грамота (подрядный договор на строительство церкви), заключенная причтом и прихожанами Успенского храма с мастерами, в которой, в частности, сказано: «Се аз, Горяин Григорьев сын Царев, да аз, Третьяк Борисов сын Ростовка, порядилися есми на Белеозере церковь ставить Успения Пресвятыя Богородицы каменную. А церковь ставить как в Кирилове монастыре церковь Успения Пресвятыя Богородицы, гладким делом, и в стене нам доспети место колоколам болшим и меншим, и часовню нам поставить на церкве. И взяти нам от того дела за стенщики и за мастерство девяносто рублев. ».

В северо-западном углу храма, действительно, была сооружена часозвоня. Звонница из двух арок для колоколов возвышалась над стеной церкви (видимо, она была разрушена в XVIII веке в ходе переделки кровли), а в стене находился часовой механизм. Внутренняя лестница в северо-западной стене (куда можно попасть через дверь, расположенную слева от входа в храм) ведет в часовую палатку (помещение для обслуживания механизма не сохранившихся до наших дней часов), расположенную почти под самыми сводами собора. В полу палатки есть небольшое отверстие для опускания гирь часов, переходящее в идущий почти до самой земли каменный колодец. По преданию, бой часов сопровождался появлением на площадке звонницы монашеских фигур в тёмных одеяниях: три часа – три фигуры, шесть часов – шесть фигур и т.д. Часовая палатка перекрыта полулотковым сводом, над которым сохранилось основание звонницы с четырьмя массивными столбами. Часовую палатку порой называют «кельей столпника», полагая, что здесь жил отшельник-столпник. С ней же, очевидно, были связаны распространявшиеся когда-то слухи о «каменном мешке» в Успенской церкви и проводившихся здесь пытках.

В Смутное время, согласно преданию, Успенский храм подвергся разорению и поруганию: в нём ставили лошадей и разводили огонь. Свидетельством этого предание называет след от конской подковы на местной иконе Тихвинской Божией Матери и торчащую из стены под потолком в алтаре обгоревшую деревянную балку.

В Выписке из Белозерских писцовых книг, письма и меры стольника Никиты Ксенофонтовича Тараканова и подьячего Игнатья Пигина 1670-х годов сказано: «На посаде церковь каменная о пяти главах во имя Успение Пречистыя Богородицы, а в ней два пределы: предел Алексея Митрополита, другой предел Входа во Иеросалим Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; на церкве главы крыты чешуею деревяною; церковь крыта тесом. В церкве [следует описание находящегося внутри имущества и проч.]. А церкви каменная и деревянная с пределы, и в церквах образы и всякая церковная утварь и колокола строение мирское приходских людей. У церквей старого кладбища с восточную 11 сажен, с южную сторону 18 сажен без трети, с западную сторону 16 сажен с полусаженью, с северную сторону 20 сажен; да вновь прибавлено с восточную сторону 9 сажен, с южную сторону 2 сажени с третью, а с западную сторону прибавить нельзя, для того, что проезжая улица. ». Один из приделов храма расположен в юго-западном углу храма, и попасть в него можно по внутристенной лестнице через внутреннюю дверь в южной стене храма. Наличие в храме этого придела давало основу для легенд о содержании в нём именитых узников, в том числе Ксении Годуновой.

Успенский храм – холодный (летний). В конце XVIII века рядом с ним вместо деревянного построен сохранившийся до наших дней тёплый (зимний) каменный храм во имя Богоявления Господня, они составляют единый архитектурный ансамбль. На колокольню Богоявленской церкви, после того, как в первой половине 1990-х годов в Санкт-Петербурге была с помощью лазерной сварки заварена большая трещина, поднят большой колокол-благовестник, долгое время стоявший на паперти Успенского храма (согласно описям белозерских храмов, этот колокол до этого вообще не поднимали на колокольню). Колокол отлил в 1545 году знаменитый литейщик Михайло Андреев, о чем свидетельствует надпись, которая тянется по краю его «юбки»: «Божию милостью и Пресвятые Его Богоматере заступлением и помощию и всех святых молитвами в лето 7053 месяца ноября 21 день. в богоспасаемом и преименитом и славном граде Пскове лит был сии колокол ко храму святых чудотворец Козмы и Демьяна на Запсковье. А мастер преименита и славна града Пскова Андреев сын псковитин Михаиле». Высота колокола – 140 см, диаметр – 120 см. Он украшен орнаментом, состоящим из стилизованных растений и фигур животных. Согласно преданию, звон колокола не понравился псковичам и он был продан белозерским торговым людям. По другой версии, выдвинутой Г.Н. Бочаровым и В.П. Выголовым, он был сослан на Белоозеро Иваном IV этот за какую-то «провинность» (возможно за призыв к бунту) – подобные примеры отношения к колоколам как к людям в истории известны.

АРХИТЕКТУРНОЕ ОПИСАНИЕ

Храм пятиглавый. Его фасады членятся лопатками на три прясла. Стены увенчаны килевидными закомарами. Декоративное убранство храма сдержанное. На главном, центральном барабане идёт пояс двойных висячих арочек с остроконечными завершениями. Декор мощных полукруглых апсид, пропорционально соотносящихся с основным кубом храма, традиционен – это тройной пояс: сверху вниз – нишки, бегунец, поребрик. Оформление дверных проёмов – перспективное, как бы уходящие в глубь стены. Их в храме три – с юга, севера, и запада. Толстые стены, скупой декор, узкие окна-бойницы, широкие лопатки фасадов и крупные главы на мощных, приземистых барабанах придают храму массивность и суровость.

Интересно, что обозначенный в порядной грамоте в качестве образца кирилловский и белозерский храмы оказались сходны лишь размерами в плане (18×22,5 м). Искусствоведы Г. Бочаров и В. Выголов отмечали, что церковь Успения «оказалась по своим формам очень далекой от избранного образца. Мастера, по-видимому, отказались от обычной практики, когда при сооружении здания использовали уже существующую общую пространственно-композиционную схему или какие-либо отдельные формы прототипа; они следовали лишь его общим размерам в плане. Что же касается самой архитектуры храма, то она имеет совершенно иной и к тому же чуждый ростово-белозерским памятникам XV–XVI вв. характер. При общей кубичности объема Успенская церковь совершенно статична, она полностью лишена какой-либо динамичности. Упрощенные, сильно уширенные лопатки, заменившие изящные пилястры кирилловского собора, хотя и членят фасады на прясла, но придают храму несравненно большую массивность. На северо-западном углу прежде помещались часы, а выше, над кровлей, – звонница… Мощная лопатка полностью преобладает здесь над узким пряслом, уширенная вверху ступенчатым напуском кирпичей. Прясла стен увенчаны килевидными закомарами, однако дополнительные ярусы кокошников, образующие пирамидальную кровлю в кирилловском памятнике, здесь отсутствуют. Пять крупных глав на приземистых, массивных барабанах с килевидными кокошниками в основании (скрыты поздней кровлей) еще более утяжеляют здание.

На этой новой основе и строится пластичность архитектурных форм церкви Успения. Очень скульптурны ее три довольно низкие, округлые апсиды, сильно выступающие и перекрытые каждая своей кровлей; верхние части их украшает весьма традиционная лента декора из поребрика, бегунца и прямоугольных нишек. Пластично трактованы и сами стены, лишенные декора, с немногочисленными оконными проемами без наличников, подчеркивающими их неровную поверхность и мощь. Перспективные порталы упрощенного рисунка как бы утоплены внутрь стен, врезанные в их толщу. Верх барабанов украшает пояс двухуступчатых пятиугольных нишек, превращенный на средней главе в килевидную аркатуру. Все эти черты в значительной степени роднят Успенскую церковь с новгородскими памятниками XVI в. Очевидно, ростовские зодчие при ее сооружении больше ориентировались на архитектуру Новгорода и Пскова, нежели на собор Кирилло-Белозерского монастыря.

Это хорошо заметно и в интерьере церкви с угловыми палатками. Повышенные подпружные арки сделаны очень узкими, составляя лишь треть ширины столбов, а в основании малых барабанов применены небольшие ступенчатые арочки. Вверху, в юго-западном углу храма, на «палатях», устроен небольшой закрытый придел с сомкнутым сводом, а в северо-западном углу – часовая палатка, куда поднимались по внутристенным лестницам».

Известный архитектор-реставратор Сергей Сергеевич Подъяпольский согласился с мнением Г. Бочарова и В. Выголова и дополнительно указал множество прямых соответствий архитектуры Успенского храма особенностям, характерными только для новгородских храмов XVI века, и предположил, что «какие-то внешние причины (другой царский заказ, болезнь или смерть) помешали Горяину Григорьеву осуществить намеченное строительство каменного храма в Белозерске по образцу собора Кириллова монастыря», и вместо названного в порядной грамоте известного и уже пожилого ростовского зодчего «к этой работе могли быть привлечены мастера-новгородцы». Его вывод был категоричен: «знакомство с архитектурой Успенской церкви позволяет включить в круг памятников новгородского зодчества XVI в. еще одно значительное сооружение».

К началу XVII века в Успенском соборе помимо главного престола было два придела: Алексея Митрополита Московского и Входа Господня в Иерусалим (вверху).

В интерьере Успенского собора сохранился барочный иконостас XVIII века со старинными иконами, декорированный резьбой и лепниной, но достаточно сдержанно для того времени. Более ранний тябловый иконостас, предшественник нынешнего, кратео описан в дозорной книге 1617/18 года: «А в церкве на тябле Деисус, а в нём 12 образов на золоте; на другом тябле 20 образов, а на них писаны праздники; на тябле 18 образов, а на них писаны пророки; двери царьские и столпцы, и сени на золоте. ». Многие старинные иконы и царские врата были перенесены в новый иконостас. «Судя по отдельным расчищенным иконам, они созданы той же артелью местных мастеров, что в те годы писали иконы для иконостаса церкви Иоанна Лествичника в Кирилло-Белозерском монастыре, – отмечают Бочаров и Выголов. – Их отличает та же чуть сумрачная насыщенная цветовая гамма, несколько грубоватый рисунок и провинциальная манера исполнения».

УТРАТЫ, ПЕРЕСТРОЙКИ, РЕСТАВРАЦИИ

На основании новгородских аналогов предполагают, что главы, изначально крытые лемехом, вероятно, имели иную (близкую к шлемовидной) форму и увенчивались деревянными крестами. В XVIII веке появился притвор у входа в храм; окна были растёсаны; первоначальное пощипцовое тесовое покрытие сменила четырёхскатная крыша (но под кровлей сохранились невидимые снаружи завершения закомар и пояса кокошников у основания барабанов, основания столбов звонницы); главы получили луковичную форму и покрытие железом, и были увенчаны коваными крестами; построен новый иконостас, включивший многие старые иконы.

В 2004 году из Успенского храма были украдены уникальные царские врата ХVII века. Деревянные створки врат были шириной 50–60 см, высотой 2 метра; на них – изображения евангелистов и Благовещения (темперная живопись). На обеих створках были композиции, состоящие из трех клейм: на правой – «Пресвятая Богородица», «Евангелист Матфей», «Евангелист Марк»; на левой – «Архангел Гавриил», «Евангелист Иоанн Богослов», «Евангелист Лука».

В 2012 году выполнены реставрационные работы по кровле и фасадам храма.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

ИНФОРМАЦИЯ О ПАРТНЕРЕ

© ООО НИЦ «Древности Севера», 2013-2017. Все права защищены.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *