безруких марьяна михайловна обучение письму
Безруких марьяна михайловна обучение письму
Мама в тренде. Развивающие занятия ДОМА с ДЕТЬМИ запись закреплена
«Учить ли писать дошкольника?»
#письмо@mamavtrende
Интервью с директором Института возрастной физиологии РАС доктором биологических наук
Марьяной Михайловной Безруких.
Марина Аромштам: Марьяна Михайловна! Как Вы считаете, нужно ли готовить ребенка к школе, обучая его элементам безотрывного письма?
Но в отношении ребенка дошкольного возраста эту проблему можно даже не обсуждать. В дошкольном возрасте категорически нельзя учить ребенка каким бы то ни было курсивным элементам письма. Это физиологически, психологически неадекватный, нецелесообразный, нарушающий формирование навыка компонент деятельности.
Марина Аромштам: Почему?
Марина Аромштам: Почему подготовительный период должен быть таким долгим?
Марьяна Безруких: Потому что, прежде чем перейти к курсивному письму, ребенок должен научиться писать линии (ровную, прямую, наклонную), овалы. Он должен научиться работать в строке (Причем, чем меньше строка, тем больше времени на это понадобится.) Должен научиться зрительно дифференцировать элементы печатных букв.
Марина Аромштам: Но существует мнение, что чем больше ребенок выполняет технических, упражнений, например много штрихует, тем легче ему потом научиться писать.
Марина Аромштам: В чем же тогда заключается подготовка дошкольников к письму?
Марьяна Безруких: Гораздо в большей степени, чем про-писывание графических элементов, к письму готовит развитие таких навыков, как зрительно-пространственный анализ, зрительно-моторные координации. С точки зрения формирования навыка письма умение скопировать иероглиф для ребенка пяти-шести лет гораздо важнее, чем умение писать курсивные элементы.
Потому что кинестетический контроль, как я уже сказала, включится в работу только к девяти годам. А до этого ребенок при письме опирается только на зрительный контроль.
Марина Аромштам: Марьяна Михайловна! Ваш взгляд на обучение дошкольников курсивному письму ясен: этого категорически нельзя делать. А учить читать можно? Для многих учителей и родителей умение читать к первому классу является основным показателем готовности ребенка к школе.
Марьяна Безруких: И по большей части такие родители и учителя занимаются самообманом. Проверка чтения при приеме в школу проводится обычно на коротких словах — из трех, максимум четырех букв. Так ведь это не настоящее чтение, а квазичтение: ребенок не читает слово, а узнает его.
Через полгода обучения в первом классе учитель удивляется: «Пришел читающий, а теперь сидит, гадает, что здесь написано, или с трудом слово по слогам разбирает!»
Так ведь его не подготовили к чтению, а учили запоминать некоторое количество слов.
Что это как не торможение развития навыка чтения?
Марина Аромштам: В чем же заключается подготовка ребенка к чтению?
Марьяна Безруких: В комплексном развитии. Это подразумевает, во-первых, развитие фонематического слуха. Во-вторых, развитие артикуляции. Артикуляционная гимнастика не менее важна для ребенка, чем фонематические упражнения. Еще нужно заниматься развитием зрительного восприятия и зрительно-моторной координации. Но не собственно чтением.
Если ребенок функционально готов к чтению, он сам зачитает. Если не готов, значит, его надо готовить. Готовить к чтению, а не учить читать.
Марина Аромштам: Что, по-вашему, включает в себя понятие «техника чтения»?
Марьяна Безруких: Свободное, хорошо интонированное чтение текста, который ребенок понимает.
Марина Аромштам: Сколько слов в минуту он должен читать?
Марьяна Безруких: Скоростные параметры сюда не входят.
Марина Аромштам: Почему?
Марьяна Безруких: Ситуация точно такая же, как с письмом. Пока навык не сформирован, нельзя требовать от ребенка быстрого чтения. Скорость чтения ограничена индивидуальными способностями человека к артикуляции лицевых мышц. Она у всех разная.. Кроме того, скорость чтения обычно проверяется, когда ребенок читает вслух. А ведь действительно, быстрое чтение — то чтение, которое нужно человеку в дальнейшем, — это чтение «про себя». Ему мы не учим, на него не обращаем внимания. Учителя, требуя быстрого чтения вслух, невольно заставляют детей фиксировать внимание на движениях губ. И вот потом сидят в метро взрослые люди и, читая, шевелят губами.
Марина Аромштам: И тем не менее, должен же существовать хотя бы примерный ориентир, сколько слов в минуту нужно читать ребенку?
Марьяна Безруких: Для детей первого класса никаких нормативов не существует. Для детей второго класса тоже. К концу четвертого класса нормальная скорость чтения — 80—90 слов в минуту.
Но это все очень относительно. Один ребенок в начале года читал со скоростью 20 слов в минуту, а в конце — со скоростью 40 слов. На сколько процентов увеличилась скорость его чтения? А другой в сентябре читал со скоростью 60 слов в минуту, а в апреле — 70 слов в минуту. Его «скоростной прирост» ниже. Это о чем говорит? О том, что у первого ребенка темпы обучения выше. Важен только этот показатель эффективности формирования навыка у каждого ребенка, но не средний показатель техники чтения.
При этом необходимо помнить, что темп-деятельность — это индивидуальная особенность нервной системы человека.
Марина Аромштам: На что же нужно обращать внимание детей при чтении?
Марьяна Безруких: На интонацию, на связность слов и предложений, на выразительность чтения. А то они читают, захлебываясь, — торопятся выдать 120 слов в минуту!
Так нам-то нужно, чтобы они не губками шевелили быстро, а понимали то, что читают. Понимание текста — это и есть основной критерий чтения. А если вы хотите, чтобы человек научился красиво читать, учите его этому. К третьему классу нужно учить детей читать «про себя», а чтение «про себя» прежде всего требует снятия артикуляции. Иначе оно не будет быстрым.
Марина Аромштам: То есть процесс обучения чтению такой же сложный, как и процесс обучения письму?
Марьяна Безруких: Да. И навык чтения не может сформироваться в один момент. Это длительный процесс, связанный с определенным психофизиологическим механизмом различения каждого знака. Ребенка нужно учить узнавать букву — целую, по какой-то части, в сочетании с другими буквами. Для этого можно придумать множество игр. И они очень важны для развития навыка чтения.
А технология «плохо пишет — надо больше писать» и «плохо читает — надо больше читать» ничего, кроме вреда, не приносит.
Рецензии на книгу « 10 простых шагов к красивому и правильному письму » Марьяна Безруких
Такие книги в каждый дом!
Довольно интересная книга. Получила в подарок.
Если бы знала о её существовании, купила бы самостоятельно и гораздо раньше.
Очень кратко и по делу. Без воды.
Узнала много нового.
Иллюстрации прилагаются.
Думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь.
Прекрасная книга, является выдержкой (главой) из большой работы М.Безруких «Обучение письму». Это основная глава, которая необходима родителям для самостоятельной подготовки детей к школе. На основе рекомендаций Безруких ставлю детям руку в условиях детского сада. При регулярных занятиях, дети прекрасно берут карандаш и за год 3-х летний ребенок начинает прекрасно раскрашивать большие сложные картинки. Рекомендую начинать работу трехгранными мелками с тетради Kumon «давай рисовать» и «рисуем простые линии» после. Все есть в наличии в лабиринте. Этот комплекс пособий позволяет избежать начальных ошибок на письме, которые потом с трудом отвоевываются в школе и портят детям жизнь. Бумага чуть лучше газетной, но, учителям и логопедам для постоянной работы все-таки рекомендую большую книгу. Там вы также увидите примеры письма детей с различными нарушениями и отклонениями в развитии, и все на прекрасной бумаге.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА
Этапы развития письма: рисунок → рисунок-символ → знак-символ (буква).
Многие дети, которым трудно научиться писать, « не любят» рисовать. При этом речь идёт не о рисовании творчестве, когда ребёнок фантазирует, а о рисовании определённых фигур, о срисовывании. В таких случаях схематическое изображение оказывается сложным, а иногда и невыполнимым заданием. Эти трудности связаны с развитием зрительного и зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторных координаций.
Обучение письму и овладение письмом ценны как элемент овладения письменной речью, как способ передачи собственной мысли.
Чисто механическое письмо не имеет большого смысла: это техника записи мысли.
Психолог А.Р.Лурия провёл исследования, позволившие понять природу возникновения письма, его эволюции у ребёнка. Оказалось, что дети 3-4 лет ещё не умеют «записывать» фразы, но в 4-5 лет они «записывают» фразы рисунком, имеющим смысл, обозначающим то, что нужно запомнить.
Что и как рисуют дети?
В 1-1,5 года малыш зажимает карандаш в ладони, что очень ограничивает движения, он пытается изобразить что-то определённое, получая радость от самого процесса, и способен «рисовать» с большим увлечением.
В 2-3 года ребёнок держит карандаш сверху, зажимая его в ладони. Это позволяет детям выполнять довольно сложные движения, но движения спонтанные и почти не ограничиваются ориентирами.
С 3 лет линии при рисовании более определённые, менее разбросанные и не повторяются бессмысленно. Улучшается координация при выполнении вертикальных движений, но ещё плохо выполняются имитационные движения. В этом возрасте овалы у ребёнка неровные, но на рисунках их уже много.
В 3-4,5 года ребёнок умеет правильно держать карандаш и свободно манипулирует им. Совершенствуется координация движений и зрительно-пространственное восприятие, что позволяет детям хорошо копировать. Они умеют передавать пропорции фигур, ограничивать протяжённость линий и рисовать их относительно параллельным. Рисунки разнообразны по сюжетам. Дети не только рисуют, но и пытаются подписывать свои рисунки.
Безруких марьяна михайловна обучение письму
Готовность к обучению письму включает сформированность:
§ Устной речи, фонетико-фонематического восприятия;
§ Зрительного, зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти;
§ Моторных функций и сложнокоординированных графических движений;
§ Интегративных функций – зрительно-моторных и слухо-моторных координаций.
В формировании графического навыка выделяются три основных этапа:
I. Аналитический – вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснение содержания работы.
II. Синтетический – соединение отдельных элементов в целостное действие.
III. Автоматизация – образование графического навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.
Характерной чертой графического навыка на этапе автоматизации являются быстрота, плавность, лёгкость и связность.
Объективной закономерностью начального этапа обучения является раздельное написание каждого графического элемента.
Необходимость осмысливать и осознавать действие определяет временную структуру движения при письме.
Временная структура – это соотношение времени отдельного движения и пауз между движениями.
Следующий шаг – объяснение того, как выполняется движение при написании основных элементов.
Основная задача учителя на первых этапах формирования навыка определить не только конечную цель действия, но и путь его осуществления.
Марьяна Безруких: Талант не имеет ничего общего с попытками выраcтить гения
Марьяна Михайловна, учебный год начался с сенсации: студенткой МГУ стала восьмилетняя девочка. Это далеко не первый подобный феномен. Но зачастую такие резкие «взлеты» заканчиваются болезненными «падениями». Что делать, если родители заметили у сына или дочери выдающиеся способности? Как вырасить гения, но при этом не лишать ребенка детства?
Мы много говорим о подготовке детей к школе, но с началом учебы первоклашке требуется ничуть не меньше внимания. Как помочь ему в первые школьные месяцы?
Марьяна Безруких: Скажу так: чем меньше у ребенка негативного опыта предшкольного обучения, тем легче проходит адаптация в школе. Все зависит от того, насколько адекватной была подготовка, не переусердствовали ли родители и воспитатели. Ведь сегодня редкая семья не включена в эту гонку: кружки, секции, курсы. Есть даже дошкольный университет. При этом не так важно, что ребенок умеет уже считать и читать: на длинной дистанции школьного обучения выигрывает, как правило, тот, кто хочет учиться, у кого нет страха ошибки.
Как понять, что ребенку сложно в школе?
В первый класс берут с 6,5 лет. Это оптимальный возраст?
Марьяна Безруких: Он обозначен как нижний порог поступления в первый класс. Но примерно для трети детей этого возраста школьные нагрузки еще чрезмерны: у них недостаточно сформирована речь, моторика, внимание, память. Это подтверждает большое исследование, которое проводится сейчас в Институте возрастной физиологии РАО. Таким детям стоит начинать обучение в семь, а то и в восемь лет. Закон это допускает.
Марьяна Безруких: Эта книга в нашей стране по-прежнему бестселлер, но стоит понимать: она была написана почти полвека тому назад. Научные представления о развитии ребенка с тех пор кардинально изменились. В дошкольном возрасте действительно идет интенсивное развитие мозга и всех познавательных процессов, и это, конечно же, не прекращается в три года. Наоборот: возможности мозга к постижению нового расширяются. А значит, после трех совсем не поздно. Именно после трех лет у ребенка формируются познавательные интересы, развивается эмоциональный интеллект. Более того, развитие мозга продолжается. до 25 лет.
Эксперты утверждают: после летних каникул и при переходе из начальной школы в основную сильно проседает качество подготовки детей, они как будто теряют интерес к учебе. Как действовать родителям и учителям?
Что касается летних каникул, то после любого длительного перерыва в учебе организм вынужден привыкать заново. И адаптация здесь может занять 3-4 недели.
Так может быть, первый месяц после лета, например, не задавать домашних заданий? Или нужно сразу включаться в ритм?
Почему так происходит?
Марьяна Безруких: Это проблема функциональной грамотности, квалификации педагога и умения организовать процесс обучения. К сожалению современный педагог мало знает о функциональных особенностях работы мозга ребенка. Я говорю это с полной ответственностью, опираясь на большое исследование среди более 60 тысяч педагогов в 15 регионах страны, которое мы провели в прошлом году. Оказалось: больше 90% педагогов руководствуются не современными данными о развитии и деятельности мозга, а «нейромифами». Неудивительно: курс возрастной физиологии, который может дать эти знания, сначала постоянно сокращался, а теперь и вовсе исчез из перечня обязательных дисциплин в подготовке педагогов. А это аналогично исключению курса анатомии из подготовки врача.
Как заставить ребенка делать домашку?