безруких обучение письму читать

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА

Этапы развития письма: рисунок → рисунок-символ → знак-символ (буква).

Многие дети, которым трудно научиться писать, « не любят» рисовать. При этом речь идёт не о рисовании творчестве, когда ребёнок фантазирует, а о рисовании определённых фигур, о срисовывании. В таких случаях схематическое изображение оказывается сложным, а иногда и невыполнимым заданием. Эти трудности связаны с развитием зрительного и зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторных координаций.

Обучение письму и овладение письмом ценны как элемент овладения письменной речью, как способ передачи собственной мысли.

Чисто механическое письмо не имеет большого смысла: это техника записи мысли.

Психолог А.Р.Лурия провёл исследования, позволившие понять природу возникновения письма, его эволюции у ребёнка. Оказалось, что дети 3-4 лет ещё не умеют «записывать» фразы, но в 4-5 лет они «записывают» фразы рисунком, имеющим смысл, обозначающим то, что нужно запомнить.

Что и как рисуют дети?

В 1-1,5 года малыш зажимает карандаш в ладони, что очень ограничивает движения, он пытается изобразить что-то определённое, получая радость от самого процесса, и способен «рисовать» с большим увлечением.

В 2-3 года ребёнок держит карандаш сверху, зажимая его в ладони. Это позволяет детям выполнять довольно сложные движения, но движения спонтанные и почти не ограничиваются ориентирами.

С 3 лет линии при рисовании более определённые, менее разбросанные и не повторяются бессмысленно. Улучшается координация при выполнении вертикальных движений, но ещё плохо выполняются имитационные движения. В этом возрасте овалы у ребёнка неровные, но на рисунках их уже много.

В 3-4,5 года ребёнок умеет правильно держать карандаш и свободно манипулирует им. Совершенствуется координация движений и зрительно-пространственное восприятие, что позволяет детям хорошо копировать. Они умеют передавать пропорции фигур, ограничивать протяжённость линий и рисовать их относительно параллельным. Рисунки разнообразны по сюжетам. Дети не только рисуют, но и пытаются подписывать свои рисунки.

Источник

Безруких обучение письму читать

Готовность к обучению письму включает сформированность:

§ Устной речи, фонетико-фонематического восприятия;

§ Зрительного, зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти;

§ Моторных функций и сложнокоординированных графических движений;

§ Интегративных функций – зрительно-моторных и слухо-моторных координаций.

В формировании графического навыка выделяются три основных этапа:

I. Аналитический – вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснение содержания работы.

II. Синтетический – соединение отдельных элементов в целостное действие.

III. Автоматизация – образование графического навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.

Характерной чертой графического навыка на этапе автоматизации являются быстрота, плавность, лёгкость и связность.

Объективной закономерностью начального этапа обучения является раздельное написание каждого графического элемента.

Необходимость осмысливать и осознавать действие определяет временную структуру движения при письме.

Временная структура – это соотношение времени отдельного движения и пауз между движениями.

Следующий шаг – объяснение того, как выполняется движение при написании основных элементов.

Основная задача учителя на первых этапах формирования навыка определить не только конечную цель действия, но и путь его осуществления.

Источник

Безруких обучение письму читать

В 5 лет хорошо выполняют горизонтальные и вертикальные штрихи. Ребёнок способен ограничивать длину штрихов, которые становятся более ровными и чёткими. Это происходит в результате изменения способа держания карандаша и ручки. Дети всё больше стараются писать буквы.

В 6 лет дети хорошо копируют простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более чёткими, ровными, овалы – завершёнными.

В 6 лет детям доступны любые графические движения, штрихи и линии, а регулярные занятия рисованием совершенствуют движения, тренируют зрительную память и пространственное восприятие, создавая основу для успешного обучения письму.

Большое значение имеет:

§ Чем рисует ребёнок,

§ Насколько правильно выполняются графические движения.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА

Письмо – это особая форма речи, при которой её элементы фиксируются на бумаге путём начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи. Русское письмо – звукобуквенное. Основной единицей обучения является формирование графического навыка письма.

Графический навык – это определённые привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения.

Письмо включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль, перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений.

На начальном этапе обучения письму дети должны:

§ Усвоить понятие о буквах – графических знаках;

§ Научиться правильно, чётко и достаточно быстро писать все графические элементы, соблюдая правильные движения руки, правильную позу, траекторию движений и т.д.

§ Правильно дифференцировать звуки;

§ Безошибочно узнавать и соотносить звуки с буквами, так как параллельно с графическим происходит формирование орфографического навыка.

Источник

Безруких обучение письму читать

Второй шаг – учимся правильно держать тетрадь и ручку.

Если ребёнок работает правой рукой, попросите его положить тетрадь прямо перед собой, затем чуть наклонить её вправо, чтобы нижний левый край тетради находился на середине груди.

Если вы учите леворукого ребёнка, то следует объяснить ему, что тетрадь должна быть сдвинута к левой руке и наклонена вправо.

При письме правой рукой ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, при этом ручка не должна падать. Безымянный палец и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

Расстояние от конца стержня до указательного пальца должно быть около 2 см. цвет пасты – тёмно-синий, тёмно-фиолетовый.

Оптимальная длина ручки – 15 см.

При письме левой рукой действуют те же правила, но ручка берётся чуть выше, практически без прогибания указательного пальца.

Третий шаг – учимся рисовать прямые линии: вертикальные, горизонтальные, наклонные.

Сначала учим ребёнка ставить точки, затем – стрелочки, указывающие направления движения руки. Самое главное – зафиксировать внимание на правильном направлении движения (по стрелке) и основном требовании – линии должны быть разными (длина штриха выбирается самостоятельно). Необходимо, чтобы движение начиналось в нужной точке и ребёнок научился различать, понимать, чувствовать, что рука может двигаться в разных направлениях.

На этом этапе работы осваиваются свободные движения руки, тренируется умение координировать движения пальцев кисти, а также понимание и ощущение нужного направления движения.

Закрепляется понимание того, где на листе бумаги верх, низ, справа, слева, сбоку, что значит « вести руку направо, влево, вверх, вниз». Трудными для понимания детей оказываются закругления.

Источник

Безотрывное письмо наносит вред! По материалам книги М. М. Безруких «Обучение письму»

Итак, в предыдущем посте мы спрашивали, что такое медленный темп письма. Что же устанавливают нормы.

НЕ ПАДАЙТЕ СО СТУЛЬЕВ!

«Для шестилеток это 4-6 знаков в минуту,

для детей 7-7,5 лет скорость письма может быть на 2-3 знака больше.

Однако это средние данные, а индивидуальные различия в скорости письма у первоклассников одного и того же возраста и детей разных возрастов, обучающихся в одном классе, могут существенно различаться».

Вы сами можете в этом убедиться, открыв книгу М. М. Безруких «Обучение письму», которую искренне советую всем родителям и педагогам.

безруких обучение письму читать. Смотреть фото безруких обучение письму читать. Смотреть картинку безруких обучение письму читать. Картинка про безруких обучение письму читать. Фото безруких обучение письму читать

Так что когда вам говорят, что ребенок не тянет, не поддавайтесь на провокации! Ваш ребенок, скорее всего, не пишет медленно. Требования слишком высоки. Защищайте детей!

Может быть, вы возразите. Больше спрашиваю, больше получу. Это не так 😥

Исследования Института Возрастной Физиологи РАО (ИВФ РАО), в которых изучалась не только организация движений, но и организация мышечной деятельности и деятельности мозга, показали, что письмо имеет определенную временную структуру действия, которую схематически можно представить себе так:

безруких обучение письму читать. Смотреть фото безруких обучение письму читать. Смотреть картинку безруких обучение письму читать. Картинка про безруких обучение письму читать. Фото безруких обучение письму читать

Так ребенок пишет букву «а»

Тдв. — это время, которое нужно ребенку, чтобы написать элемент буквы. Тп. — это время паузы.

Зачем нужна эта пауза?

Это не просто время отдыха. Это время, когда ребенок осознает то, что он уже сделал, оценивает и программирует следующий элемент. Это время весьма продолжительно. Оно практически равно времени выполнения элемента.

А у детей, у которых не сформировано зрительное восприятие, зрительная память, зрительно-моторная координация, эта пауза существенно удлиняется. Это означает, что пауза важна даже больше, чем само действие.

Фактически это означает, и это было доказано исследованиями ИВФ РАО, следующее:

Дети ВСЕГДА пишут отрывисто, по отдельным элементам!

Когда изменяются механизмы контроля движений, сами движения координируются лучше, зрительно-двигательный образ буквы формируется окончательно, пауза между отдельными движениями сокращается. Это естественный процесс.

Еще раз обращу на это внимание! Ребенок пишет быстрее за счёт сокращения паузы между элементами, потому что мозгу нужно меньше времени на осознание.

К 9-10 годам резко сокращается время выполнения движения и столь же резко сокращается пауза. Письмо становится быстрым и устойчивым.

Если посмотреть на то, что происходит с головным мозгом в этом периоде, то можно увидеть, как меняется его активность:

в 6-7 лет практически все зоны коры правого и левого полушария очень активны, оба полушария словно дублируют друг друга, практически вся кора головного мозга задействована в процесс (согласитесь, довольно энергоемкое действие);

к 9-10 годам активность мозга дифференцируется, разные зоны коры правого и левого полушария по-разному включаются в процесс письма.

Это и является свидетельством того, что моторная программа и произвольная регуляция движений к этому возрасту уже сформированы.

А теперь вспомним, кому из детей учитель в первом и втором классе говорит: «Пиши, как можешь!»? Обычно наоборот 😥

Что происходит, когда говорят: «Пиши быстрее!»

Многолетние исследования ИВФ РАО показали, что инструкция «пиши быстрее» в течение всего первого года обучения не увеличивает скорость выполнения элементов, а лишь сокращает время паузы между отдельными движениями.

То есть сокращает время, когда ребенок осознает, правильно ли выполнено движение, правильно ли написана буква или ее элемент, и программирует следующее движение.😥

Помогает ли БЕЗОТРЫВНОЕ ПИСЬМО?

Вы мне сейчас возразите: а как же безотрывное письмо? Оно же позволяет писать быстро!

Представляете, нет!

Это ошибочное утверждение. Безотрывное письмо не позволяет писать быстрее. Для него необходимо использовать так называемые обратные движения. И во многих случаях прописывать часть элементов по уже написанной линии. Это не укорачивает, а удлиняет линию письма и вовсе не сокращает время.

Да и само по себе требование четкого совпадения линий — непосильная задача не только для первоклассника.

Скорость же письма к 9-10 годам увеличивается не за счет его безотрывности, а за счет того, что навык формируется окончательно и требует меньшей осознанности.

Письмо — это ритмическая деятельность. У каждого человека свой произвольный ритм и скорость деятельности. Если понаблюдать за тем, как пишут старшеклассники, даже те, кого учили писать безотрывно, то несложно увидеть: кто-то пишет связно две буквы, кто-то — три, кто-то — каждую отдельно.

Безотрывное письмо наносит вред!

Пока дети только учатся писать, именно безотрывное письмо создает сильное напряжение, а вместе с ускорением темпа приводит к тому, что во втором и третьем классе почерк у детей портится.

Если детей не форсировать, а дать им возможность отработать навык письма спокойно и последовательно, ухудшения почерка не будет.

Чем же оно так опасно?

Безотрывное письмо не учитывает того, что мышцы ребенка еще функционально не зрелы, кости и фаланги пальцев окончательно не сформированы, нервно-мышечная регуляция графических движений еще не совершенна.

«На первом этапе обучения дети пишут „затаив дыхание“, как правило, на вдохе, и чем длиннее слог, слово, тем дольше задержка дыхания. Экспериментальные исследования показали, что такие задержки дыхания, которые иногда достигают 20-30 секунд, вредно сказываются на состоянии ребенка: создается „рваный“ ритм дыхания, возникает гипоксия».

Прибавьте к этому обычную духоту в классе младшей школы!

«Результат безотрывного письма не только плохой почерк, неэффективное и длительное формирование навыка письма, но и чрезмерное функциональное и эмоциональное напряжение».

Откуда же взялось убеждение в необходимости безотрывного письма на начальных этапах обучения?

Безотрывное письмо было введено не так уж давно, в 1969 году.

Правда, авторы методики Е. Н. Соколов и О. Т. Тарасов, которые его предложили, сами указали на то, что на начальном этапе «письмо — это очень большое напряжение всех сил ребенка, когда особенно напряжены мышцы руки, движения пальцев, кисти и предплечья не координированы. Сначала ребенок совершает относительно короткие движения, стремится быстрее прервать движение».

Правда, последующие исследования физиологов подтвердили, что безотрывное письмо излишне утомляет детей, они все равно делают паузы на месте стыков элементов (не расслабляя при этом руку — ведь нельзя отрывать ручку от бумаги😭). Но оно все так же практикуется в школах в ущерб здоровью детей.

Чтобы ребенок писал красиво, в первую очередь надо учитывать его ритм, его особенности и ни в коем случае не форсировать процесс.

В ближайшее время мы продолжим публиковать выдержки из книги М. М. Безруких о трудностях обучения письму.

К сожалению, ее в продаже сейчас нет, но, очень надеемся, что ее переиздадут.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *