бинарный вопрос соответствующий цели обучения учащихся умению разрешать проблемные ситуации

Проблемные ситуации в обучении

Многие учителя-практики в своей деятельности сталкивались с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Разрешением этого вопроса является использование активных форм и методов обучения. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является создание проблемных ситуаций в учебном процессе.

Под проблемными ситуациями в обучении мы понимаем спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме.

Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а так же в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

Ситуации могут различаться степенью самой проблемности. Высшая степень проблемности присуща такой учебной ситуации, в которой человек:

1) сам формулирует проблему (задачу);

2) сам находит ее решение;

4) самоконтролирует правильность этого решения.

Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерность и др.

В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть:

– проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;

– поиск истины (способа, приема, правила решения);

– различные точки зрения на один и тот же вопрос;

– противоречия практической деятельности.

Напомним пути, которыми учитель может привести учеников к проблемной ситуации:

– побуждающий диалог – это “экскаватор”, который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу

– подводящий диалог: логически выстроенная цепочка заданий и вопросов – “локомотив”, движущийся к новому знанию, способу действия;

– применение мотивирующих приёмов: “яркое пятно” – сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.), демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность), “актуализация” – обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся.

Основными условиями использования проблемных ситуаций являются:

Со стороны учащихся:

– новая тема (“открытие” новых знаний);

– умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию;

– умение определить область “незнания” в новой задаче;

– активная поисковая деятельность.

Со стороны учителя:

– умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом;

– формулировать возникшую проблемную ситуацию путем указания ученикам на причины невыполнения поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.

Приёмы создания проблемной ситуации

Тип проблемной ситуацииТип противоречияПриёмы создания проблемной ситуации
С удивлениемМежду двумя (или более) фактамиОдновременно предъявить противоречивые факты, теории
Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием
Между житейским представлением учеников и научным фактома) обнажить житейское представление учеников вопросом или практическим заданием с “ловушкой”;

б) предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентациейС затруднениемМежду необходимостью и невозможностью выполнить задание учителяДать практическое задание, не выполнимое вообщеДать практическое задание, не сходное с предыдущима) дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим;

б) доказать, что задание учениками не выполнено

Покажем это на примере фрагмента урока математики в 3 классе.

Тема: Единицы массы. Тонна. Центнер.

Цели урока:

1. Расширить у детей понятийную базу о единицах массы за счет включения в нее новых элементов – тонны, центнера. Установить соотношения между всеми известными единицами измерения массы.

2. Развивать у детей умение преобразовывать крупные единицы измерения массы в мелкие и наоборот. Мыслительные операции: анализ, классификацию, внимание, математическую речь.

3. Формировать систему ценностей, направленную на максимальный личный вклад в коллективную деятельность в процессе урока.

4. Создать эмоционально-положительный комфорт на уроке (проблемная ситуация).

На этапе актуализации знаний учащиеся в ходе успешного выполнения задания на преобразование известных единиц массы, натолкнулись на что-то непонятное, новое, сигнализирующее, что что-то не так.

Перед учителем стоит задача создать ситуацию, в которой дети обнаружат неизвестное. Эта задача решается подбором задания с новым знанием.

В данном примере – это новое знание единицы измерения массы: центнер и тонна и способ их преобразования в более мелкие единицы измерения массы.

Проблемная ситуация стимулирует детей на самостоятельный поиск способа решения, ведь только что они были успешны!

Среди способов решения дети могут выбрать помощь учителя или обратиться к учебнику. Задача же учителя состоит в том, чтобы направить ребят на самостоятельное изучение нового материала с помощью учебной литературы. Поэтому мне пришлось затронуть личностные смыслы (мотивы) детей: “А кто бы мог сам, или в паре с соседом по парте, поработать с учебником и найти там ответ”? Дети, все без исключения, захотели самостоятельно найти новую информацию.

Отведенное время для самостоятельного поиска неизвестного показало, что учащиеся успешно справились с поставленной задачей. Таким образом, была разрешена проблемная ситуация, а с ее помощью закрепились умения работать самостоятельно с учебным пособием, выдвигать собственные инициативы в виде примеров и др.

Важно подчеркнуть, что проблемная ситуация на уроке – это еще и решение эмоционально-положительного комфорта в обучении, с которым связаны интерес и увлеченность обсуждаемой темой, проблемой.

Приведем еще один пример, где проблемная ситуация возникла при выполнении домашнего задания.

Учитель традиционно формирует домашнее задание на тему, которую дети изучали на уроке. Моя цель состояла в том, чтобы проверить, как и кто из учащихся класса овладел умениями и навыками самостоятельного поиска новых знаний. Поэтому для создания проблемной ситуации, забегая вперед, наряду с заданием для закрепления в домашнюю работу были включены два математических выражения с неизвестным знанием (новой темой), способом действия.

На следующем уроке при обсуждении вопроса о выполнении домашнего задания выяснилось, что со всем заданием справились 80% учащихся. А на вопрос: “Как вам это удалось”? Дети ответили, что справились сами, потому что пролистали страницы учебника вперед (60%), помогли родители и старшие братья, сестры (20%).

В результате спланированной проблемной ситуации удалось выяснить, что у большинства детей сформировано умение самостоятельно добывать новые знания, часть детей работают с помощью взрослых, а у нескольких ребят это умение пока не сформировано.

Вывод: с помощью проблемных ситуаций решаются многие педагогические задачи:

1. Самостоятельный поиск новой информации.

2. Самостоятельная работа с учебником.

3. Овладение навыком решения задачи.

4. Воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству.

5. Развитие личностных качеств.

6. Прочность усвоения знаний, так как путём поиска разрешения проблемной ситуации достигается полное понимание материала.

7. Решение проблемы психологического комфорта на уроках.

1. Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг. Вып.4. – М.: УМЦ “Школа 200. ”, 2002. – С. 55-75.

2. Мельникова Е.И. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пос. для учителя. – М., 2002.

3. Фридман Л.Ф., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М: “Совершенство”.1998. – С. 345-349.

4. Хрестоматия по педагогической психологии. – М.: Международная педагогическая академия. 1995. – С. 312-326.

Источник

Педразвитие

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Курсы повышения квалификации

«СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ

РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО»

СЛУШАТЕЛЯ КРИВЕНКОВОЙ Е.П.

ГБПОУ МО «НОГИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ТЕМА: «Формирование умений решения проблемных ситуаций в учебном

получения новых знаний, активности в учебной деятельности.

мотивации, является создание проблемных ситуаций в учебном процессе.

Главным отличием двух видов обучения следует считать целеполагание

и принцип организации педагогического процесса.

соответствующих знаний и навыков.

результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих

Она включает и формирование познавательной деятельности ученика, и

развитие его творческих способностей (помимо овладения системой знаний,

Здесь акцент делается на развитии мышления.

формирования универсальных учебных действий (особенно регулятивных и

Сравнительная характеристика проблемного и традиционного видов

обучения приведена в таблице.

Сравнительная характеристика традиционного и проблемного видов

прежде всего, на программу

1. Новую информацию учащиеся

теоретических и практических задач

из дидактического процесса

учащийся преодолевает все трудности,

достигают здесь высокого уровня

ориентирован на более сильных, или

средних, или слабых учащихся

достижений только частично связан с

процессом обучения, он не является

его органической частью

необходимость формальной проверки

о б е с п е ч е н и я

с т о п р о ц е н т н ы х

р е з у л ь т а т о в ;

применение информации на практике

относительно высокие и устойчивые.

полученные знания в новых ситуациях

умения и творческие способности

которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных

разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями,

умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.

знания можно на любом учебном предмете и профессиональном модуле.

этапа: постановку проблемы, поиск решения проблемы, описание решения и

пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме.

осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности

учеников и под общим направляющим руководством преподавателя, а так же

в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими

принципами решения проблемных задач.

деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов,

требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными

фактами закономерность и др.

Основными условиями использования проблемных ситуаций являются:

Со стороны учащихся:

– новая тема (“открытие” новых знаний);

– умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить

их в новую ситуацию;

– умение определить область “незнания” в новой задаче;

– активная поисковая деятельность.

Со стороны преподавателя:

– умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и

управлять этим процессом;

– формулировать возникшую проблемную ситуацию путем указания

ученикам на причины невыполнения поставленного практического учебного

н е в о з м о ж н о с т и

Проблемное обучение, в отличие от любого другого, способствует не

только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и

формированию у них способности к самообучению, самообразованию.

Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в

процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала

происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе

решения ими системы проблемно-познавательных задач.

Нужно отметить еще одну из важных целей проблемного обучения:

формирование особого стиля умственной деятельности, исследовательской

активности и самостоятельности учащихся.

Формы проблемного обучения и способы его организации.

• проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме

лекции либо диалогическом режиме семинара;

• частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента, на

семинар можно провести в форме теоретической игры, когда небольшие

рабочие группы, организованные на базе студенческой группы, доказывают

Решение серии проблемных задач может быть вынесено на практическое

модели или методики, степени их пригодности в данных условиях.

Создание проблемной ситуации:

сомнения, неуверенности, вопроса или проблемы. На их разрешение должна

быть направлена вся дальнейшая активность учащихся.

создать проблемные ситуации на уроке.

Выделяют три основных способа их создания:

приём ключевых слов;

Приём ключевых слов основан на рефлексии учащимися того, что им

уже известно, и стимулировании постановки вопросов о том, что им ещё

Стимулирование и обучение постановке исследовательских вопросов

активности. Учащимся предлагается отгадать, что спрятано в шкатулке с

помощью вопросов, на которые учитель может отвечать только «да» и «нет».

Дети с увлечением начинают задавать вопросы, но достаточно быстро их

ребятам воспользоваться специальными ключами, которые подведут их к

решению главной проблемы. Этими ключами являются вопросы, которые

задачу. Задача учителя на данном этапе – научить пользоваться ключевыми

словами для постановки исследовательских вопросов. Целесообразно начать

обучение постановке вопросов с таких ключей, как «свойства» и «функции».

стимулирует постановку исследовательских вопросов. В этом случае дети

быстро решают проблемную задачу. Если было проведено хотя бы одно такое

занятие, то в дальнейшем не составляет труда вводить такие ключевые слова

как «причина», «условие», «значение», «происхождение», «виды» и т.д.

удивляются тому, как дети быстро приходят к тем вопросам, которые входили

учащегося. За ученическим вопросом стоит потребность в познании нового

Далее учитель может предложить сгруппировать вопросы, сходные по

смыслу. Или обращает внимание детей, что есть ещё много вопросов по

данной теме и побуждает учащихся решить, что в таком случае необходимо

сделать. Дети, имеющие опыт самостоятельного поиска, могут предложить

провести исследование, и сформулировав задачу такого исследования, можно

переходить к следующему этапу урока – исследованию в малых группах.

Приём ключей обеспечивает возникновение вопроса, что составляет

обязательное условие проведения индуктивного исследования.

Он основан на использовании такого стимульного материала, который

характеризуется той или иной степенью неопределенности, что позволяет

создать проблемную ситуацию.

Таким стимульным материалом может быть всё, что угодно: реальные

объекты, рисунок, схема, модель, демонстрация и т.п.

Характерной особенностью данного способа является то, что учащимся

обнаруживается невозможность его осуществления. Проблемная ситуация в

этом случае создаётся с помощью какого-то задания с «ловушкой».

необходимо узнать учащимся.

Далее педагог дает четкую формулировку проблемы. При правильной

появляется мотивация к ее изучению.

проблемы с помощью разных форм технологии проблемного обучения.

Доказательство или опровержение гипотез:

Обязательно учащимся предлагается обосновать гипотезу и доказать ее,

Проверка правильности решений (рефлексия-самоанализ):

После доказательства гипотезы, выполняемой путем выведения из нее

найденного решения, определение того, насколько оно пригодно для решения

Воспроизведение нового материала (выражение решения):

В дальнейшем закрепление полученных знаний может осуществляться

как по традиционной схеме – с применением репродуктивных методов, так и

снова в рамках проблемного обучения (вернее, с элементами проблемного

Уровни проблемного обучения.

Уровни проблемного обучения отражают не только разный уровень

усвоения учащимися новых знаний и способов умственной деятельности, но

и разные уровни мышления.

восприятие учащимися объяснений педагога, усвоение образца умственного

действия в условиях проблемной ситуации, выполнение самостоятельных

работ, упражнений воспроизводящего характера.

применением усвоенных знаний в новой ситуации и участием учащихся в

выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, когда

усвоенные знания в новой ситуации, конструирует решение задачи среднего

помощь педагога при этом минимальна.

самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического

с амо стоятельного

обобщения, изобретения; художественное творчество тоже относится к этому

Структура проблемной ситуации.

решения этой проблемы.

Высшая степень проблемности присуща такой учебной ситуации, в

1) сам формулирует проблему (задачу);

2) сам находит ее решение;

3) решает и самоконтролирует правильность этого решения.

деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов,

требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными

фактами закономерность и др.

В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть:

противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;

– поиск истины (способа, приема, правила решения);

– различные точки зрения на один и тот же вопрос;

– противоречия практической деятельности.

явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным

ему способом действия, что побуждает его искать новый способ объяснения

Следовательно, проблемная ситуация – это такая ситуация, в которой

оказывается обучаемый, когда на пути достижения своей цели встречает

какое-то затруднение или препятствие и его надо преодолеть.

Проблемная ситуация служит началом, отправной точкой проблемного

Проблемная ситуация включает в себя три главных компонента:

а) потребность обучаемого в новом знании или способе действия;

б) неизвестное знание, которое он должен усвоить;

умения и навыки обучаемого, его интеллектуальные возможности.

В общем случае можно утверждать, что проблемная ситуация возникает

тогда, когда известна цель, но неизвестны пути ее достижения.

Выделяют следующие варианты возникновения проблемной ситуации:

– несоответствие между имеющимися знаниями у обучаемых, которые

требуются для ее решения (разрешения);

обеспечить решение задачи вообще или оптимальным образом;

способов решения и его практической возможностью.

Сложность проблемной ситуации (степень проблемности) во многом

обучения повышать сложность проблем.

возрастанию степени проблемности):

– обучаемые получают всю необходимую информацию;

– обучаемым бегло обрисовывается ситуация и выдается минимальная

задачи от обучаемых требуются профессиональное мышление, интуиция.

В любом случае для решения проблемных ситуаций обучаемые должны

иметь определенную систему знаний, определенное количество информации.

п р о бл е м н о е

Она может быть в форме:

– словесного описания (устно или письменно);

– графического изображения (схемы, диаграммы);

– фрагментов из видеофильма и т. д.

Для развития различных сторон творческой деятельности обучаемых,

Такими ситуациями могут быть:

а) ситуация-выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе, и

решения ввиду недостатка данных;

г) ситуация-неожиданность, вызывающая удивление у обучаемых своей

парадоксальностью и необычностью;

предложение о возможности новой закономерности, новой или оригинальной

идеи, что вовлекает обучаемых в активный поиск;

несостоятельность какой-либо идеи, какого-либо проекта, решения;

имеющийся опыт и представления.

Таким образом, можно утверждать, что все проблемно-ситуационные

способам (методам) решения (разрешения) проблемных ситуаций.

Возникающие в процессе обучения проблемы чаще всего разрешаются

через решение проблемных задач (заданий), вопросов, ситуаций.

(задание), требующая анализа и нахождения способов и приемов ее решения.

Структурными элементами педагогической задачи являются:

воспитательной практики вузов.

2. Неизвестное – существо проблемы, заложенной в данной ситуации.

найти оптимальные приемы и способы ее разрешения с учетом рекомендаций

науки и передовой педагогической практики.

– системы проблемно-поисковых вопросов к данной задаче;

– схемы ориентировочной основы действий;

проблемную ситуацию, детали обстановки;

– научную, методическую и учебную литературу по теме обсуждения;

– справочники, инструкции, другие нормативные акты и др.

Проблемный вопрос – это простейшая проблемная задача, требующая

обычно «одноактового действия».

Основные формы проблемного обучения.

проблемных ситуаций, но и овладение методами получения этих знаний.

Основными формами проблемного обучения являются:

а) проблемное изложение;

б) частично-поисковая деятельность;

а) самостоятельная исследовательская деятельность.

При этом преподаватель должен не только разрешить ситуацию, но и

показать логику и методику этого процесса.

Все это требует от преподавателя предварительной подготовки, которая

может включать в себя следующие этапы:

I. Анализ и отбор основного материала, который должен составить

логически законченный курс (раздел, тема, отдельное занятие).

II. Выбор основных проблем и формулировка их в виде проблемных

ситуаций (в течение одного занятия целесообразно рассматривать не более 3–

4-х проблемных ситуаций).

III. Продумывание логики (методики) разрешения каждой ситуации.

IV. Компоновка всего материала в целостную систему знаний.

работу обучаемых c помощью специальных вопросов, побуждающих их к

заключается в самостоятельном поиске решения и предполагает наличие

проблемы и выполнение всей последовательности в организации процесса

решения поставленной задачи.

Проблемное обучение в зависимости от состава и качества подготовки

обучаемые вместе с тем включаются в их разрешение;

третий уровень – преподаватель лишь создает проблемную ситуацию, а

разрешают ее в ходе самостоятельной деятельности обучаемые;

исходные данные, на основе которых обучаемые самостоятельно формируют

проблему и находят способы ее разрешения.

знаний, но и постановку, а также решение новых, в том числе нестандартных,

Тем самым оно способствует формированию и проявлению творческих

Именно к достижению этой цели должен стремиться преподаватель при

Типы проблемных ситуаций, наиболее часто возникающих в учебном

несоответствие между имеющимися уже системами знаний у учащихся и

новыми требованиями (между старыми знаниями и новыми фактами, между

знаниями более низкого и более высокого уровня, между житейскими и

н е о бход и м о с т и

необходимой системы, использование которой только и может обеспечить

правильное решение предложенной проблемной задачи.

3. Проблемные ситуации возникают перед учащимися тогда, когда они

имеющихся знаний, когда имеет место поиск путей применения знаний на

способа, а также между практически достигнутым результатом выполнения

задания и отсутствием теоретического обоснования.

5. Проблемные ситуации при решении технических задач возникают

конструктивным оформлением технического устройства отсутствует прямое

6. Проблемные ситуации создаются и тем, что существует объективно

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *