Сёстры богадельни стараются создать для проживающих условия, максимально приближенные к домашним, чтобы они чувствовали себя окруженными заботой и теплом. Для лежачих подопечных установлено круглосуточное дежурство медицинских сестер.
Те из проживающих, кто способен самостоятельно передвигаться, посещают богослужения в храме Всех Святых, а остальных монастырские священники по воскресным дням причащают в здании богадельни.
Монастырское здание (постройка 19 века), в котором разместилась богадельня, требует серьёзного ремонта. По этой причине сейчас монастырь не имеет возможности принимать в богадельню новых подопечных.
За богослужением в храме Всех Святых и за чтением ночной Псалтири совершается молитва о жертвователях и благотворителях обители, в том числе о тех, кто проявляет заботу о проживающих в монастырской богадельне. Не лишит Господь Своей милости тех, кто сотворит милость нуждающимся.
Мы с благодарностью примем любое пожертвование.
Наши реквизиты: Негосударственное учреждение стационарного медико-социального обслуживания Дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Богадельня Цесаревича Алексея». ИНН 7708014645, КПП 770801001 в ДО «Сокольническое отделение» ОАО «МИнБ» р/с 40703810400030000426, БИК 044525600, к/с 30101810300000000600, ИНН 7725039953.
Православный пансионат для пожилых людей — лучшее решение для человека в возрасте, ослабленного болезнями и уже не справляющегося с каждодневной бытовой нагрузкой. Если престарелый родственник нуждается в медицинской помощи, специальном лечении, семья не сможет обеспечить нужные условия дома. Приходящие сиделки обходятся дорого и не всегда способны правильно ухаживать за людьми преклонных лет. Пансионат для пожилых станет местом, где престарелый человек будет «жить полной жизнью», а не коротать дни дома, в одиночестве.
Медосмотры 2 раза в сутки
Медицинский уход
Социальная адаптация
Круглосуточная сиделка
Интересный досуг
5-разовое питание
Приют при церкви: жизнь в благости
Приглашаем воспользоваться поддержкой центра в Иоанно-Предтеченском монастыре. Он находится в поселке Денежниково, в зеленом уголке Московской области, рядом с храмом св. пророка Божия Илии. Пребывание в таком доме престарелых полезно не только телу, но и душе, ведь это возможность для пожилых людей постоянно находиться в благостной атмосфере монастыря. Постояльцы дома престарелых находятся в уникальных условиях – они могут посещать богослужения, просвещаться. Доступны им и обряды, которые поддерживают дух и даруют надежду, мир, радость – причастие, соборование, исповедь и другие. Если пожилым людям трудно самостоятельно прийти к храму, помогут сотрудники пансионата — поддержат ходячих и помогут посетить святое место постояльцам на колясках.
Еще одно преимущество монастырского приюта – особое окружение. Рядом с постояльцами будут монахини, послушницы – настоящие сестры милосердия, которые всегда готовы поддержать, поговорить о душе и спасении, оказать посильную помощь. Можно пообщаться с настоятелем монастыря, задать ему вопросы, получить совет. Не менее приятными и полезными для духа будут прогулки в окрестностях монастыря – здесь есть водоемы, много зелени. Нужно только согласовать посещение храма с персоналом дома престарелых.
В нашем православном пансионате для пожилых людей можно остаться на временное или постоянное проживание — многие наши постояльцы решают остаться в столь благодатной атмосфере.
Эконом
Для здоровых и самостоятельных
Контроль режима сна и отдыха
Эконом+
Легкая степень деменции
Ежедневный мед. осмотр
Программа улучшения здоровья
Контроль приема пищи
Помощь в передвижении
Для стабильных средней тяжести больных
Ежедневный мед. осмотр
Программа улучшения здоровья
Контроль приема пищи
Помощь в передвижении
Макси
Максимальный уход и комфорт
Контроль приема пищи
Ежедневный мед. осмотр
Помощь в передвижении
Программа улучшения здоровья
Специальные условия для лежачих
При комфорте на уровне дома и профессиональной медицинской поддержке цены пансионата находятся на самом доступном уровне. В нашем приюте при храме действует несколько тарифов. Вы с легкостью подберете подходящий с учетом состояния престарелого родственника. К нам перевозят пожилых людей из других частных и государственных домов и паллиативных центров, так как мало где поддерживается настолько удачный баланс расходов и результата.
Актуальную информацию о составе ценовых пакетов вы сможете получить по телефону или лично. Вы можете приехать заранее, чтобы обсудить вопросы оформления и посмотреть на жизнь в богадельне.
Полный комплекс услуг
Пансионат предоставляет все, что нужно пожилым людям для полноценной, счастливой жизни. Престарелым постояльцам предоставляется круглосуточное медицинское обслуживание, которое невозможно обеспечить дома. Заботы об уборке, стирке одежды, смене постельного белья берут на себя сотрудники пансионата. Опытный повар нашего дома престарелых – богадельни готовит вкусные блюда, учитывая особенности пищеварения и потребности постояльцев. Чтобы уход за больными в монастыре был качественным, наш приют при храме укомплектован всем необходимым для медицинского мониторинга и лечения людей преклонных лет. Пенсионерам с ограниченной подвижностью, деменцией предоставляется сиделка-компаньон, владеющая базовыми медицинскими навыками. В пансионате для пожилых есть:
Приют при храме принимает пациентов с тяжелыми физическими и ментальными заболеваниями. В пансионате вы сможете разместить престарелого родственника с инвалидностью, лежачего пенсионера. У нас будет комфортно всем людям в возрасте, независимо от состояния.
Простота оформления
Документы, необходимые для оформления в дом престарелых:
По сравнению с государственными домами для возрастных, тяжелобольных людей, у нас намного более простая процедура поступления. Для оформления в православный пансионат вам понадобится:
Остаться в пансионате можно уже на следующий день после согласования условий.
Богадельня московского Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря официально именуется Старческим домом. Неофициально, тепло, в разговорах друг с другом – «Домом утешения». Находится он в подмосковном селе Остров, где во второй половине XVIII века по инициативе святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, и при деятельном участии, неутомимом и бдительном надзоре преподобного Пимена (Мясникова), настоятеля Николо-Угрешского монастыря, появилось благотворительное учреждение для бедных духовного звания. Созданное на территории древней усадьбы, оно приютило под своим кровом множество семей. К концу прошлого века из старинных построек сохранились только дивной красоты шатровый храм Преображения Господня, возведенный из белого камня – знаменитого мячковского известняка в Подмосковье, – и корпус бывшего конного двора, где сейчас размещается психоневрологический интернат. Так что Благотворительному Братству святого равноапостольного князя Владимира, объединившему прихожан московского храма Святого князя Владимира в Старых Садех, сестринскую общину будущего монастыря на Китай-городе и прихожан Преображенского храма в селе Остров, пришлось строить на этой земле богадельню, что называется, с нуля.
Строительство шло долго и трудно, каждая копейка была на счету. Но сегодня « Дом утешения » приближается к образцу того, в каких условиях должны жить престарелые люди, уповающие на Господа, служащие Ему. Все в нем есть: просторные келии на одного человека с видом на яблоневый сад и розы, которые начинают цвести весной и до самой осени радуют глаз своей красотой. Есть хорошая трапезная с кухней, медицинский кабинет, гостевой холл, келии для обслуживающего персонала и монашествующих, которые приезжают сюда из обители помочь или отдохнуть. Этот список может пополнить газовая котельная – своя собственная, свои очистные сооружения сточных вод и т.д. Все продумано и создано с любовью.
Центром богадельни, ее доминантой является домовый храм в честь Покрова Божией Матери, собирающий обитательниц этого дома на молитвенное правило и на службу, которая совершается в нем раз в неделю, в будний день. Мне как раз посчастливилось попасть на богослужение в одну из сред и увидеть их всех вместе – стареньких насельниц, соборно возносящих молитву.
Позже я узнала, что монахиня, почти всю службу простоявшая на ногах, опираясь на ходунки, это мать Серафима (Королева), которая попала сюда, будучи мирянкой, с рекомендацией своего духовника. Протоиерей Сергий Романов благословил принять монашество, когда она слегла после инсульта. Получив в небесные покровители преподобного Серафима Вырицкого, монахиня Серафима буквально ожила на глазах: не пропускает богослужения, причащается и ежедневно читает духовные руководства о правильном устроении монашеской жизни.
Узнала я также и о сидящей в инвалидной коляске женщине – журналистке и поэтессе Лидии Матвеевне Киреевой, которая недавно обрела здесь свою семью. И теперь вместе с живой, подвижной 91-летней монахиней Марией (Тамилиной), «г лавным консультантом » по окучиванию деревьев, подкормке кустов и другим тонкостям садоводческих работ, Лидия Матвеевна радуется каждой былинке, пробившемуся к свету росточку, потому что в этом им видится мощный призыв к жизни. Много интересных судеб с примерами неустанного служения Богу откроется мне в тот день, но Божественная литургия в Покровском храме, стройное клиросное пение трех насельниц (такое чувство, будто целый монастырский хор пел!) займут в воспоминаниях об этой поездке особое место. Литургию совершал протоиерей Сергий Романов, настоятель московского храма Святого равноапостольного князя Владимира в Старых Садех. Богадельню можно назвать его кровным детищем: прежде всего его трудами и молитвами появилось в Подмосковье это святое место.
– Здесь каждый метр полит его потом, – улыбнулась монахиня София (Ростковская). Она была первой насельницей и первой строительницей возвращавшейся к монашеской жизни Иоанно-Предтеченской обители на Китай-городе, а чуть позже (в то время еще инокиня Елисавета) с не меньшим рвением взялась выполнять новое послушание: по благословению Святейшего Патриарха Алексия II занялась в селе Остров хозяйственной деятельностью монастыря. Также несла с батюшкой тяготы по строительству и благоустройству богадельни. – Средств для дорогостоящего проекта было не так много, – заметила мать София, – но сильную молитву батюшки, его помощников, наших сестер Господь услышал. Без молитвы ничего бы не получилось.
– Я знаю немало попыток открыть богадельни – исключительно неудачных, – продолжила тему монахиня Варвара (Герасимова), ответственная за работу Старческого дома в селе Остров. – Отец Сергий довел все до конца. Сегодня можно с уверенностью сказать, что богадельня состоялась: она живет, дышит, принимает престарелых немощных людей, которые окружены вниманием и заботой и получают духовное окормление. Насельницы ходят на службу в нашу домовую церковь, а в выходные и праздничные дни – в Преображенский храм, имеющий богатейшую историю и статус храма Патриаршего подворья. Находится он рядом, в трехстах метрах от нас. Бывает, что некоторые из бабушек не в состоянии дойти, тогда просим водителя подвезти их. Все они – глубоко воцерковленные люди и без храма жить не могут.
По воспоминаниям монахини Анувии, для отца Сергия было важно, чтобы сестринская община Иоанно-Предтеченского монастыря несла какое-то социальное служение. Поэтому возникла идея создания Старческого дома. Вскоре после знакомства с благотворителями удалось составить проект постройки богадельни и начать претворять его в жизнь.
– На средства благотворителей была построена и монастырская пекарня, – продолжила мать Анувия. – Получив средства на оборудование пекарни, мы стали выпекать свой хлеб. Еще смогли организовать небольшое кафе у стен обители для паломников, богомольцев и просто желающих перекусить. Вся прибыль от кафе « Монастырская трапеза » идет на реставрацию монастыря, на нужды богадельни.
Был еще один денежный ручеек, помогавший вести реставрационные работы в обители и строительные – в богадельне. В 90-е годы окрепший, набравший силу хор храма Святого князя Владимира начал выезжать в Европу. Он успешно выступал в городах Германии, Австрии, Швейцарии, Франции, Голландии, Италии, знакомя слушателей с традициями церковного православного пения, богатейшими традициями московского обихода, и каждая « копеечка » за концерты шла на богоугодные дела.
Мы говорили с монахиней Анувией о том, что на примере нынешних сестер святой обители можно проследить, как Господь удивительным образом ведет по жизни каждого человека, открывшего Ему свое сердце. Каждому Всевышний указывает путь к спасению. Вот, например, первая строительница возрождавшегося Иоанно-Предтеченского монастыря в мирской жизни была архитектором, много лет занималась реставрацией храмов, иконостасов. Кстати, сама она, мать София (Ростковская), убеждена, что большинство реставраторов через свою работу приходит к Богу. Представим себе: дочь известного архитектора советской эпохи Андрея Ростковского Екатерина оставляет в начале 90-х годов престижную « семейную » профессию и мирскую жизнь. Какой пламенной и сердечной должна быть вера в Бога, чтобы поселиться в монастырской часовне Святого Иоанна Предтечи и неустанно молиться о передаче обители, занятой множеством учреждений и организаций, Церкви! А часовня Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, к слову сказать, вскоре была отремонтирована и открыта.
Еще одна насельница обители 84-летняя монахиня Марфа (Большова) тридцать пять лет проработала уборщицей в храме Владимирской иконы Божией Матери в селе Виноградове. Причем как работала? Мать Марфа с оживлением начала рассказывать:
– Мне так радостно было убирать в церкви! В шесть утра приходила, поздно вечером уходила. Вся жизнь – в храме, с молитвой на устах. А во время отпуска ехала в Пюхтицкую обитель и несла послушание в прачечной. Стирала, гладила, ходила на службы. Когда началось возрождение Иоанно-Предтеченского монастыря, то в выходные дни я стала сюда приезжать. Настоятельница обители игумения Афанасия (Грошева) вспомнила меня по Пюхтицам и согласилась взять в свою монашескую семью. Монашеский постриг совершал митрополит Истринский Арсений – торжественно, красиво. Вообще он многих наших насельниц постригал, многих их знает, молится за всех нас.
В последнее время мы все чаще слышим, что мир катастрофически страдает от недостатка любви. И не просто слышим, но нередко чувствуем это со всей остротой. Здесь же избыточествующая любовь изливается на людей, живущих единой семьей, которая крепка своим единением и вместе переживает и горечь неизбежных утрат, и радостные моменты жизни.
Автор: Нина СТАВИЦКАЯ
(Также представлены снимки из архива Старческого дома Иоанно-Предтеченского монастыря)
Богадельни при монастырях в москве и московской области
Искони Церковь брала на себя попечение о немощных и убогих, и теперь, после стольких лет, когда Церкви запрещено было заниматься благотворительностью, она пытается возродить богадельни и дома при церкви, в которых находят приют немощные старики.
Вот и при Никольском храме в подмосковном селе Здехово Щелковского района на территории 18 гектаров уже несколько лет строится микродеревня, в домах которой найдут приют пожилые люди, нуждающиеся в заботе и утешении.
и производственного, экономически сбалансированного комплекса при формирующемся Духовном центре Никольской церкви для оказания реальной помощи престарелым людям в решении вопросов проживания, питания и медицинского обслуживания.
В этом комплексе найдут себе приют одинокие престарелые, найдет работу работоспособная часть населения окружающего региона, желающая посвятить свою деятельность помощи престарелым, материальному и экономическому развитию приходского хозяйства, восстановлению храма.
При храме организуется духовный центр, в состав которого входит церковно-приходская школа с библиотекой, спортивным залом и др. В мастерских, которые размещены на территории селитебной зоны, предполагается организация традиционных русских промыслов: художественная роспись, резьба по дереву, иконопись, реставрация икон, вышивание, вязание, изготовление кружев, художественная ковка.
Предполагается, что помимо постоянно работающих в этих мастерских посильное участие в их деятельности будут принимать престарелые и дети, учащиеся церковно-приходской школы.
Производственная зона функционально разбита на 3 участка:
1. Животноводство и птицеводство, где предусмотрено производство молока, яиц и мяса, а также переработка молока в молочные продукты.
2. Производство по обработке древесины и ремонтно-складские службы, где предполагается изготовление пиломатериалов и столярных изделий из крупного леса, а также техническое обслуживание сельскохозяйственной техники и автотранспорта.
3. Участок для выращивания овощей, а также помещение для хранения урожая и солений, изготовленных по традиционной монастырской технологии в деревянных кадках.
При создании приходского подсобного хозяйства при доме для престарелых была поставлена задача максимального обеспечения жителей поселка продуктами питания собственного производства, а также развития таких прибыльных отраслей, которые позволят решать комплекс вопросов по сбалансированному питанию и организации быта престарелых. Для этих целей в селитебной зоне организованы мастерские народных промыслов, а в производственной зоне размещены коровник на 10 коров, птичник на 500 кур, цех переработки молока, овощехранилище, цех переработки овощей, деревообрабатывающий цех, пчелоферма на 20 пчелосемей, питомник для саженцев плодовых деревьев.
Нелегко продвигается дело, задуманное настоятелем Никольского храма протоиереем Сергием Киселевым, нет средств, нет помощи от государственных структур, но дело не умирает. Несмотря на многочисленные трудности, уже почти готовы несколько домов, подведены почти все необходимые коммуникации. В этом году приняты в богадельню первые насельники ѕ это престарелые, о которых некому позаботиться. Насельником богадельни при Никольском храме может быть любой человек, остро нуждающийся в помощи.
В течение двух последних лет на территории церковного приходского хозяйства действует летний православный лагерь для воспитанников одной из московских гимназий, окормляемой отцом Сергием. Помимо отдыха, дети активно помогают в сельскохозяйственных работах, участвуют в богослужениях.
В сложившейся в нынешнее время ситуации не только старики, но и дети часто оказываются никому не нужными и также нуждаются в ласке и заботе. Поэтому отец Сергий думает о создании приюта для таких детишек. Конечно, трудностей много, особенно нужны добрые, сердечные люди, которые смогут поделиться теплотой своей христианской души с изголодавшимися по этому теплу стариками и детьми.
Храм в Здехово ѕ Никольский. А именно к помощи святителя Николая так часто обращаются русские люди во всех своих скорбях и печалях. И сейчас в неослабном уповании на помощь Божию и заступничество святителя Николая делается это нелегкое дело христианского милосердия.
Святителю отче Николае, моли Бога о нас!
Богадельня при Крестовоздвиженском Иерусалимском ставропигиальном женском монастыре
С 1855 года в судьбе богадельни принимает живое участие крестьянин Иван Степанович, прихожанин из соседнего села Пахрина, которого одни считали юродивым, а другие прозорливцем. Он был знаком Московскому митрополиту Филарету (Дроздову), благоволившему к нему, а также был вхож в благочестивое купеческое семейство Саватюгиных.
Вскоре по совету блаженного Ивана Степановича сама Параскева Родионовна Саватюгина вступила в число сестер богадельни, а на пожертвованные ею средства был построен двухэтажный кирпичный дом, ко дню освящения которого митрополит Филарет прислал в благословение новому учреждению Иерусалимскую икону Божией Матери греческого письма, ставшую главной святыней богадельни, а затем и монастыря.
В мае 1870 года благочестивая помещица Александра Петровна Головина решила подарить свое имение в селе Лукино со всеми угодьями Общине, и в этом же году община была переведена на новое место в село Лукино. В феврале 1887 года определением Св. Синода Община была переименована в Крестовоздвиженский Иерусалимский женский второго класса общежительный монастырь, и в июне совершилось освящение новой обители.
Крестовоздвиженский Иерусалимский женский монастырь славился своими благотворительными делами. В монастыре был свой аптечный огород и своя аптека. Сестры сами составляли и делали лекарства не только для себя, но и для жителей окружающих деревень. Они ходили по селам и деревням, обстирывая немощных и больных и поднимая их на ноги от болезней, разносили им лекарства и еду. Престарелые монахини, кто был в силах, стегали ватные одеяла и дарили их приходящим в обитель на молитву. В самой богадельне, где находились престарелые монахини, сестры круглосуточно дежурили у тяжело больных, в келье при них вычитывались все уставные службы.
В 1992 году трудами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II монастырь был передан Православной Церкви для возрождения в нем монашеского служения и дел милосердия и благотворительности. Но прежде, чем приступить к благому делу, сестрам во главе с настоятельницей пришлось привести обитель в надлежащий порядок. Как и раньше, сестры обители стали первым делом возрождать богадельню и храм. В первые же дни были устроены бесплатные обеды для малоимущих и больных. В монастырь потекло много людей, нуждающихся в тепле и заботе. Сестры наряду со множеством дел по благоустройству обители стали возрождать прежние традиции, выискивая немощных, больных людей и отдавая им все от своих трудов. Монастырю еще не вернули землю, но насельницы в первый же год вырастили на участках внутри монастыря большой урожай овощей. В монастырь потянулись многодетные семьи, которые нуждались в одежде, и сестры своими руками шили и одевали приходящих.
В обители, кроме богадельни, есть и приют для девочек-сирот, в котором воспитываются 5 человек. Сестры монастыря обучают их несложным рукоделиям и прививают навык к послушаниям, посильным их возрасту.
Еще многое надо сделать в монастыре, но главное, что в обитель уже идут нуждающиеся люди, больные и инвалиды, и знают, что здесь их накормят и обогреют, а настоятельница выслушает и даст добрый совет.
Богадельня московского Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря официально именуется Старческим домом. Неофициально, тепло, в разговорах друг с другом – «Домом утешения». Находится он в подмосковном селе Остров, где во второй половине XVIII века по инициативе святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, и при деятельном участии, неутомимом и бдительном надзоре преподобного Пимена (Мясникова), настоятеля Николо-Угрешского монастыря, появилось благотворительное учреждение для бедных духовного звания. Созданное на территории древней усадьбы, оно приютило под своим кровом множество семей. К концу прошлого века из старинных построек сохранились только дивной красоты шатровый храм Преображения Господня, возведенный из белого камня – знаменитого мячковского известняка в Подмосковье, – и корпус бывшего конного двора, где сейчас размещается психоневрологический интернат. Так что Благотворительному Братству святого равноапостольного князя Владимира, объединившему прихожан московского храма Святого князя Владимира в Старых Садех, сестринскую общину будущего монастыря на Китай-городе и прихожан Преображенского храма в селе Остров, пришлось строить на этой земле богадельню, что называется, с нуля.
Строительство шло долго и трудно, каждая копейка была на счету. Но сегодня «Дом утешения» приближается к образцу того, в каких условиях должны жить престарелые люди, уповающие на Господа, служащие Ему. Все в нем есть: просторные келии на одного человека с видом на яблоневый сад и розы, которые начинают цвести весной и до самой осени радуют глаз своей красотой. Есть хорошая трапезная с кухней, медицинский кабинет, гостевой холл, келии для обслуживающего персонала и монашествующих, которые приезжают сюда из обители помочь или отдохнуть. Этот список может пополнить газовая котельная – своя собственная, свои очистные сооружения сточных вод и т.д. Все продумано и создано с любовью.
Центром богадельни, ее доминантой является домовый храм в честь Покрова Божией Матери, собирающий обитательниц этого дома на молитвенное правило и на службу, которая совершается в нем раз в неделю, в будний день. Мне как раз посчастливилось попасть на богослужение в одну из сред и увидеть их всех вместе – стареньких насельниц, соборно возносящих молитву.
Позже я узнала, что монахиня, почти всю службу простоявшая на ногах, опираясь на ходунки, это мать Серафима (Королева), которая попала сюда, будучи мирянкой, с рекомендацией своего духовника. Протоиерей Сергий Романов благословил принять монашество, когда она слегла после инсульта. Получив в небесные покровители преподобного Серафима Вырицкого, монахиня Серафима буквально ожила на глазах: не пропускает богослужения, причащается и ежедневно читает духовные руководства о правильном устроении монашеской жизни.
Узнала я также и о сидящей в инвалидной коляске женщине – журналистке и поэтессе Лидии Матвеевне Киреевой, которая недавно обрела здесь свою семью. И теперь вместе с живой, подвижной 91-летней монахиней Марией (Тамилиной), «главным консультантом» по окучиванию деревьев, подкормке кустов и другим тонкостям садоводческих работ, Лидия Матвеевна радуется каждой былинке, пробившемуся к свету росточку, потому что в этом им видится мощный призыв к жизни. Много интересных судеб с примерами неустанного служения Богу откроется мне в тот день, но Божественная литургия в Покровском храме, стройное клиросное пение трех насельниц (такое чувство, будто целый монастырский хор пел!) займут в воспоминаниях об этой поездке особое место. Литургию совершал протоиерей Сергий Романов, настоятель московского храма Святого равноапостольного князя Владимира в Старых Садех. Богадельню можно назвать его кровным детищем: прежде всего его трудами и молитвами появилось в Подмосковье это святое место.
– Здесь каждый метр полит его потом, – улыбнулась монахиня София (Ростковская). Она была первой насельницей и первой строительницей возвращавшейся к монашеской жизни Иоанно-Предтеченской обители на Китай-городе, а чуть позже (в то время еще инокиня Елисавета) с не меньшим рвением взялась выполнять новое послушание: по благословению Святейшего Патриарха Алексия II занялась в селе Остров хозяйственной деятельностью монастыря. Также несла с батюшкой тяготы по строительству и благоустройству богадельни. – Средств для дорогостоящего проекта было не так много, – заметила мать София, – но сильную молитву батюшки, его помощников, наших сестер Господь услышал. Без молитвы ничего бы не получилось…
– Я знаю немало попыток открыть богадельни – исключительно неудачных, – продолжила тему монахиня Варвара (Герасимова), ответственная за работу Старческого дома в селе Остров. – Отец Сергий довел все до конца. Сегодня можно с уверенностью сказать, что богадельня состоялась: она живет, дышит, принимает престарелых немощных людей, которые окружены вниманием и заботой и получают духовное окормление. Насельницы ходят на службу в нашу домовую церковь, а в выходные и праздничные дни – в Преображенский храм, имеющий богатейшую историю и статус храма Патриаршего подворья. Находится он рядом, в трехстах метрах от нас. Бывает, что некоторые из бабушек не в состоянии дойти, тогда просим водителя подвезти их. Все они – глубоко воцерковленные люди и без храма жить не могут.
– Если немного углубиться в прошлое, то следует вспомнить одну примечательную историю, случившуюся в 1987 году, – присоединяется к разговору строительница и казначея Иоанно-Предтеченского монастыря монахиня Анувия (Виноградова). – Однажды наша община под руководством отца Сергия Романова отправилась из подмосковного села Виноградово (где батюшка служил в храме Владимирской иконы Божией Матери) в Москву на автобусную экскурсию. Вдруг автобус остановился – как раз между бывшим храмом Святого князя Владимира и бывшим Ивановским монастырем. Водитель сказал: «Выходите, бензин кончился». Мог ли кто-либо в те минуты предположить, что осенью 1990 года отца Сергия назначат настоятелем именно этого храма? Здесь тогда располагалась хранилище Исторической библиотеки, и позже, в начале 90-х годов, все духовные чада батюшки, весь приход дружно трудился, освобождая здание от книг, давно покрывшихся пылью, изъеденных грибком. Святейший Патриарх Алексий II благословил Московскому Благотворительному Братству во имя Святого князя Владимира заниматься восстановлением Ивановского монастыря, находившегося через дорогу. И члены Братства вместе со своим духовником отцом Сергием не только воссоздавали монастырские храмы, келии, стены, но и старались заложить фундамент для возрождения монашества в этой древней обители.
По воспоминаниям монахини Анувии, для отца Сергия было важно, чтобы сестринская община Иоанно-Предтеченского монастыря несла какое-то социальное служение. Поэтому возникла идея создания Старческого дома. Вскоре после знакомства с благотворителями удалось составить проект постройки богадельни и начать претворять его в жизнь.
– На средства благотворителей была построена и монастырская пекарня, – продолжила мать Анувия. – Получив средства на оборудование пекарни, мы стали выпекать свой хлеб. Еще смогли организовать небольшое кафе у стен обители для паломников, богомольцев и просто желающих перекусить. Вся прибыль от кафе «Монастырская трапеза» идет на реставрацию монастыря, на нужды богадельни.
Был еще один денежный ручеек, помогавший вести реставрационные работы в обители и строительные – в богадельне. В 90-е годы окрепший, набравший силу хор храма Святого князя Владимира начал выезжать в Европу. Он успешно выступал в городах Германии, Австрии, Швейцарии, Франции, Голландии, Италии, знакомя слушателей с традициями церковного православного пения, богатейшими традициями московского обихода, и каждая «копеечка» за концерты шла на богоугодные дела.
Выезжая за границу не только с хором, но и с докладами на международные симпозиумы, духовное чадо отца Сергия Романова Наталия Матвеевна Виноградова, известный ученый-историк и археолог, выкраивала время, чтобы посмотреть, как в западных странах обустроены богадельни. И убеждалась, что у себя дома тоже нужно все делать добротно, продуманно до мельчайших деталей, призванных создавать уют и комфорт. Поэтому став строительницей и казначеей Иоанно-Предтеченского монастыря, она нередко наведывалась в село Остров и держала руку на пульсе строительства. Да и сейчас приезжает сюда. Насельницы богадельни за многое ей признательны. Лидия Матвеевна Киреева, прикованная к инвалидной коляске, с волнением в голосе сказала мне, что мать Анувия умеет слушать других и, главное, – слышит каждого. Ни одну просьбу не оставляет без внимания! Что тоже, разумеется, способствует созданию теплой семейной атмосфере в «Доме утешения»…
Мы говорили с монахиней Анувией о том, что на примере нынешних сестер святой обители можно проследить, как Господь удивительным образом ведет по жизни каждого человека, открывшего Ему свое сердце. Каждому Всевышний указывает путь к спасению. Вот, например, первая строительница возрождавшегося Иоанно-Предтеченского монастыря в мирской жизни была архитектором, много лет занималась реставрацией храмов, иконостасов. Кстати, сама она, мать София (Ростковская), убеждена, что большинство реставраторов через свою работу приходит к Богу. Представим себе: дочь известного архитектора советской эпохи Андрея Ростковского Екатерина оставляет в начале 90-х годов престижную «семейную» профессию и мирскую жизнь. Какой пламенной и сердечной должна быть вера в Бога, чтобы поселиться в монастырской часовне Святого Иоанна Предтечи и неустанно молиться о передаче обители, занятой множеством учреждений и организаций, Церкви! А часовня Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, к слову сказать, вскоре была отремонтирована и открыта…
У монахини Варвары (Герасимовой) свой путь к монашеству. Она, кандидат биологических наук, преподавала в университете Санкт-Петербурга, но на каком-то этапе жизни сознательно выбрала путь служения больным людям. Ушла из университета в больницу – простой сестрой милосердия. Теперь мать Варвара отвечает за работу Старческого дома, обитательницы которого говорят, что она словно наседка над ними хлопочет: старается, чтобы всем тут было хорошо. Ну, а мать Анувия, старший научный сотрудник одного из отделов Института востоковедения РАН, продолжила заниматься наукой и тогда, когда активно включилась в жизнь сестринской общины, неся различные послушания по восстановлению обители и возвращению монастырской собственности. Она защитила кандидатскую диссертацию, написала несколько монографий об археологических памятниках Таджикистана, куда постоянно ездила на раскопки. Однако, как призналась недавно журналистам, горение к археологии, которое было раньше, во многом угасло. Сейчас смысл жизни видит в монашестве. Что же касается научной деятельности, то ею монахиня Анувия занимается и сегодня, только в другом ключе: в 2013 году она организовала при Иоанновской женской обители трехгодичные курсы дополнительного образования для монашествующих, о чем мы рассказывали на сайте Синодального отдела по монастырям и монашествующим в материале «Суббота – учебный день в монастыре».
Еще одна насельница обители 84-летняя монахиня Марфа (Большова) тридцать пять лет проработала уборщицей в храме Владимирской иконы Божией Матери в селе Виноградове. Причем как работала? Мать Марфа с оживлением начала рассказывать:
– Мне так радостно было убирать в церкви! В шесть утра приходила, поздно вечером уходила. Вся жизнь – в храме, с молитвой на устах. А во время отпуска ехала в Пюхтицкую обитель и несла послушание в прачечной. Стирала, гладила, ходила на службы. Когда началось возрождение Иоанно-Предтеченского монастыря, то в выходные дни я стала сюда приезжать. Настоятельница обители игумения Афанасия (Грошева) вспомнила меня по Пюхтицам и согласилась взять в свою монашескую семью. Монашеский постриг совершал митрополит Истринский Арсений – торжественно, красиво. Вообще он многих наших насельниц постригал, многих их знает, молится за всех нас.
Имя в монашестве моя собеседница получила в честь блаженной Марфы Московской, схимонахини и юродивой, подвизавшейся в XVII веке в Ивановском монастыре на Китай-городе. Мать Марфа с улыбкой сообщила, что сразу отыскала в себе некое сходство с подвижницей: блаженная старица, почитаемая царственными особами из рода Романовых, не тяготела к роскоши, ходила босая, без обуви. Вот и мать Марфа – даже в молодые годы – не любила наряжаться. Одежду выбирала простую, неброскую, носила ее подолгу, зато украшать Дом Божий на праздники еще как любила! Такие венки из живых цветов плела, что прихожане Владимирского храма порой не верили: неужели сама сделала? Да и сейчас, по словам монахини Варвары (Герасимовой), старенькая насельница-хлопотунья не сидит сложа руки. Вычищает до блеска всю церковную утварь. А попадется ей какой-то подсвечник, лампадка, паникадило, покрытые густым слоем копоти или ржавчиной, не успокоится, пока они не засверкают. Вскоре после монашеского пострига, чуть более семи лет назад, новопостриженная монахиня попала в больницу, и врач напрямую сказал, что надо готовиться к смерти. Мол, случай тяжелый, медицина бессильна. Она же подумала: «Господь выше всяких врачей. Какой бы ни была Его воля, я с благодарностью все приму». К счастью, Творец продлил дни земной жизни монахини Марфы, которая и сегодня продолжает Ему истово служить, наводя красоту в домовом храме. Часто вспоминает она и дорогой сердцу Владимирский храм в селе Виноградове, где – промыслительно! – обрели место упокоения последние ивановские монахини обители и их духовник старец Иларион (Удодов). Об этом, кстати, члены зарождавшейся в Виноградове общины Иоанно-Предтеченского монастыря узнали лишь спустя годы, став насельницами обители на Китай-городе. «Словно сомкнулась разорванная связь времен, и все сестры почувствовали молитвенное единство с прежней обителью», – скажет первая насельница возобновленного монастыря нынешняя монахиня София (Ростковская).
Главное мое впечатление от поездки в когда-то царское, затем великокняжеское село Остров, где теперь на церковной земле стоит Покровский дом (по названию домового храма), «Дом утешения», заключается в том, что престарелые обитательницы не доживают в его стенах свой век, а живут полнокровной жизнью. В ней много радостных минут, часов, дней. Ни с чем не сравнимую радость доставляет им участие в богослужениях. Радуются старенькие насельницы приезду дорогих гостей. У них регулярно бывает «благотворительный десант» учащихся Свято-Владимирской православной гимназии из Москвы. Приезжают ребята вместе со своим духовником – известным московским священником протоиереем Алексием Уминским, духовным сыном отца Сергия Романова. Помогают убирать территорию, ухаживать за монастырским кладбищем и, конечно, устраивают замечательные концерты. Бывают здесь и юные прихожане храма Рождества Христова из соседнего села Беседы – тоже со спектаклями и концертами. К монахине Марфе (Большовой) приезжает ее духовник – настоятель Владимирского храма в селе Виноградове протоиерей Владимир Головков. Другую насельницу богадельни, Лидию Матвеевну Кирееву, часто навещает ее духовный отец – молодой священник Алексий Миндров, клирик храма Святого Георгия Победоносца на Поклонной горе.
В последнее время мы все чаще слышим, что мир катастрофически страдает от недостатка любви. И не просто слышим, но нередко чувствуем это со всей остротой. Здесь же избыточествующая любовь изливается на людей, живущих единой семьей, которая крепка своим единением и вместе переживает и горечь неизбежных утрат, и радостные моменты жизни.
Автор: Нина СТАВИЦКАЯ
(Также представлены снимки из архива Старческого дома Иоанно-Предтеченского монастыря)