булюбаш руководство по обучению гештальт терапевтов
Булюбаш руководство по обучению гештальт терапевтов
Баланс поддержки и фрустрации. Выход из тупика по Ф.Перлзу (Стенограмма сессии)
К. Здравствуйте, доктор!
Т. Здравствуйте, рад Вас видеть (осознает, что ощупывает рукой пустой кошелек)
Уровень клише, социальное взаимодействие
К. Доктор! У меня ужасная проблема!
Т. У Вас ужасная проблема. (осознает свою материальную заинтересованность) Какая?
К. Меня не любит мой муж!
Т. А может любит все-таки?
К. (Надолго задумывается)
Псевдопсихологическое поведение, игры с Т.
Т. Я вижу Вы думаете.
К. смеется и плачет одновременно..
Т. (осознавая свой страх перед безумием) Вы что конкретно хотите, смеяться или плакать?
К. Не знаю. Я в тупике. Внутри одна пустота.
Тупик имени Ф. Перлза
Т. (осознавая свое злорадство) Останьтесь с ней.
К. (всполошенно) Ой, доктор! Все пустее и пустее.
Т. (осознавая свою злобу) Вы что же минуту потерпеть не можете?
Т. (осознавая, что у К. красивые колени) Я то Вас вижу. Вы сидите передо мной (осознает необходимость самораскрытия) У Вас красивые колени.
Фрустрация и поддержка одновременно
К. (присаживаясь на колени к Т.) Доктор! А Вы ничего себе, лапка!
Взрыв вовне. Высвобождение ресурсов клиентки
Фазы контакта. Стенограмма сессии.
Т. И куда это состояние Вас ведет?
Т. Можете сосредоточиться на этом состоянии?
К. Да мне уже и так тошнит!
Т. Чего хочется? Чего не хватает?
К. (злобно) Рожна наверно, док!
Т. Итак, рожна. А Вы пробовали его поискать?
Т. А от меня что-нибудь надо (тестирует перенос)
К. Док! Да где ж Вам его взять?
Т. А у кого Вы его найдете?
К. Да у бабки же. сто лет у нее не был. (сентиментально улыбается) Мальцом еще.
Т. А это то, что Вам надо?
К. (уходит в себя). Возвращается через час Да, док!
Т. А можете себе представить такую возможность?
К. (по сотовому телефону). Мишаня! Браток! Назавтра мне вертолет до Шкандыбаловки закажи.
Фигуры нет, все в фоне
Механизмы прерывания контакта.
Т. Здравствуйте. С чем пришли? Какая проблема?
К. Я и сам не знаю. Чувствую, что проблема есть, какая не пойму.
Голос за кадром, механически. Конфлуэнция, отсутствие фигуры.
Т. А что Вы чувствуете?
К. Не знаю, но внутренне киплю.
Т. Покажите, как Вы это делаете.
К. (приподнимает воображаемую крышку от чайника над головой. шипит)
Т. А на кого кипите?
Голос за кадром механически. Типичная ретрофлексия.
Т. ( хитро) А как чайник может на себя кипеть?
К. И правда! Доктор, а на кого же?
Т. ( загадочно. ) Нас здесь только двое
К. (радостно догадываясь. ) Значит на Вас!
Голос за кадром механически. Обращение ретрофлексии
Т. Да. Вырази движением свое кипение!
К. Доктор, драться нехорошо.
Голос за кадром механически. Типичная интроекция.
Голос за кадром механически. Работа с интроектом
Голос за кадром механически. Типичная проекция.
Т. (озадаченно) Ты меня хочешь побить?
Голос за кадром механически Возврат проекции
К. (удерживая себя из последних сил в кресле) А можно?
Т. Ты сидишь. Руки у тебя сжаты в кулаки. Ты не дышишь.
К. (бежит за терапевтом, пытаясь его догнать. Кулак останавливается в сантиметре от лица терапевта)
Голос за кадром сожалеюще. Эготизм, однако.
Работа с симптомом (стенограмма сессии)
Терапевт. Это не ко мне. Это к терапевту.
К. У терапевта я уже был. Он сказал, что к Вам.
Т. Тогда давайте пересадим Вашу печень
К. (пугаясь). Доктор! А Вы не хирург часом.
Т. Нет, что Вы. (ласково) Это же только фантазия. давайте пересадим ее на стул
К. садится на стул, где должна располагаться его печень.
Шаг 1 Идентификация с больным органом
Т. Печень, как вы себя чувствуете?
Печень (злобно-сварливым тоном) Лучше некуда! Этот начальник у меня в печенках сидит! (правой рукой показывает, где именно сидит)
Шаг 2 Появление фигуры из личного окружения клиента, частичное обращение проекции
Печень. Иди ты к черту!
Т. Тебя послали. Что ты хочешь сказать в ответ?
Начальник. Сам туда иди!
Т. Пересядь. Тебя тоже послали. И что!
К. Он прав. И я прав. (На лице К. блаженная улыбка..) Инсайт. Я увольняюсь
Т. Скажи ему что-нибудь. (показывает рукой на другой стул)
К. Ты дерьмо, а я не дерьмо!
Шаг3 Ассимиляция проекции
Т. Может быть вернешься?
К. Только, если повысят зарплату вдвое!
Договор с проекцией. На каких основаниях она может вернуться
Шаг 4 Тестирование устойчивости новоприобретения
Работа с полярностями (стенограмма сессии)
К. Доктор у мен есть проблема.
Т. (заинтересованно. ). Какая я?
К. Какой-то я не такой.
Т. А какой хочешь быть?
К. Такой! И чтоб французским одеколоном Франко Ферре пахло!
Формирование терапевтического запроса.
Т. (подозрительно принюхиваясь..) А сейчас какой?
Т. (ставит стул подальше от себя). Давай с этим поработаем. Согласен?
Т. Скажи что-нибудь от себя
Контакт с полярностью, проживание состояния
Т. (не дыша ) Ты не дышишь. показывает рукой на другой стул Можешь побыть другим?
Контакт с другой полярностью, проживание состояния
Диалог полярностей, контакт
Т. А как ты себя здесь чувствуешь?
К. Хорошо. Дышу свободно. Пахнет одеколоном Франко Ферре.
Т. Пересядь пожалуйста.
Т. Тебе сказали. что ты дерьмо! Это правда?
К. Грустно и больно. (далее скороговоркой) И я почти не дышу.
Т. А ему ты что хочешь сказать?
К. Ты такой классный. От тебя такой приятный запах. Подари мне французский одеколон Франко Ферре на день рождения, ладно? (пересаживается)
К. Конечно, подарю! Бери. ( быстро пересаживается и натирается одеколоном Франко Ферре).
Продолжение контакта полярностей, смягчение напряжения полюсов
К. Хорошо. Продолжает натираться одеколоном Франко Ферре
К. Кто? Где? Доктор, там никого нет. испуганно смотрит на врача.
К. Я? Местами дерьмо, местами классный.
Интеграция полярностей, новый опыт
Т. уходит первым, зажав рукой нос.
Гештальт-работа со сновидениями.
К. Доктор! Мне все время снится один и тот же сон. Я вздрагиваю и просыпаюсь в холодном поту.
Т. Расскажите мне Ваш сон в настоящем времени
Т. А что Вы сейчас чувствуете?
К. вздрагивает. На лбу появляются капли холодного пота. Инсайт. Катарсис.
Перенос и контрперенос. Микродинамика переноса (Стенограмма сессии)
К. Доктор! У меня очень тяжелая проблема! Пожалуйста, помогите мне.
К. Муж отказывается носить с рынка сумку с картошкой и овощами. Я ничего не могу с этим поделать. Ношу сама.
Т. Что Вы чувствуете. когда говорите об этом?
К. Тяжесть в руках. Глубокое и полное разочарование в муже
К. Найти другого мужа.
Т. Так в чем же дело?
К. (глазами полными слез выразительно смотрит на Т.) Это же очень непросто, доктор!
Т. (осознает желание принести К. три сумки с продуктами, как дополнительный контрперенос)
К. (плача навзрыд) Что же мне делать?
Т. (борясь с контрпереносом и желанием принести уже пять сумок..). Что же Вам делать?
К. Мой папа никогда не носил маме сумок с рынка.
Т. (догадывается про идеализирующий родительский перенос) А какой Ваш папа?
К. Не такой добрый и мягкий, как Вы, доктор! Вы вот мне помогаете.
К. Я-то думаю, что Вы сумку Вашей жене носите. (Пик интенсивности переноса. К. хочет, чтобы терапевт сделал “не как отец” и все будет хорошо)
Т. Знаешь, я мог бы принести тебе сумку с рынка, но я не хочу этого делать.
Т. Ты разочарована? Так же как отцом и мужем? ( Пересечение контекстов. В этот момент К. удерживает оба плана и лучше ей самой выбирать куда двигаться)
К.Но я хочу быть женщиной, а не тягловой силой (Вытирает глаза и подкрашивается) (В символическом плане можно говорить о реабилитации ощущения себя женщиной в отношениях с мужем. Фигура отца привлечена, чтобы избежать полноты проявлений своей женственности с терапевтом мужчиной)
К.Хорошо! (смотрит на Т., улыбается) В руках легкость. Хотите я для Вас сумку с рынка
Т. (перебивает) Спасибо, у меня этим занимается жена (В терапевтических отношениях происходит сдвиг баланса от символической в сторону реальной тенденции)
К.Жаль, доктор. А руки чешутся. Пойду-ка я от Вас прямо на рынок. (Опора на себя в реальных семейных отношениях. Выбор остался за К.)
Булюбаш И. Руководство по гештальт-терапии
Постромантический гештальт.Предисловие В. Филипенко. 8
Предисловие автора. 14
Глава 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОДА. 17
XX век и появление гештальт-терапии. 17
Фредерик С. Перлз — открыватель гештальт-терапии. 19
Концептуальная база гештальт-терапии, источники, отношения гештальт-терапии с другими психологическими и психотерапевтическими подходами. 25
Исторические и современные соотношения фундаментальных принципов гештальт-терапии и других направлений психотерапии. 41
«Кто есть кто» в гештальт-терапии: краткие биографии классиков, современников и их вклад в развитие гештальт-терапии. 46
Мировые школы гештальта и развитие гештальт-терапии в России. 54
Глава 2. ТЕОРИЯ КОНТАКТА В ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ. 59
Осознавание и саморегуляция. 61
Понятие о контакте в гештальт-терапии. 71
Контактная граница и творческое приспособление. 73
Способы контакта. 78
Фазы контакта и телесный процесс. 96
Теория self, функции self. 108
Глава 3. КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ. ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ В ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ. 115
Концепция здоровья и болезни в гештальт-терапии. Свободное (здоровое) функционирование. 115
Диагностика в гештальт-терапии. Процесс-ориентированное диагностическое мышление. 126
Концепция характера в гештальт-терапии. 132
Цикл контакта и механизмы его прерывания. 170
Глава 4. ТЕОРИЯ ПОЛЯ В ПСИХОЛОГИИ И ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ. 175
Основные взгляды на теорию поля в психологии. 175
Теории поля в психологии и науках об обществе в историческом аспекте. 189
Теория поля в практике гештальт-терапии: поле «организм — среда», контакт, терапевтическое поле как «вместе созданная реальность». 199
Соотношения между понятиями «поле» и «система» в современной психологии. Взгляд гештальт-терапевта. 207
Глава 5. ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПЕВТА. 216
Поддержка и фрустрация в гештальт-терапии. 219
Структура и динамика терапевтической сессии: тактика терапевта и направленность интервенций. 233
Работа с полярностями и стадии гештальт-терапевтической сессии. 240
Основные стратегии работы гештальт-терапевта. 254
Основные типы терапевтических интервенций и их использование гештальт-терапевтом. 258
Терапевт как модель для клиента. 269
Глава 6. КОНЦЕПЦИЯ НЕВРОЗА В ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ. 273
Происхождение невроза. 273
Тревога и ее роль в блокировании саморегуляции. 277
Взгляд на симптом из гештальт-перспективы. Симптом как форма контакта. 284
Основные принципы гештальт-терапевтической работы с симптомом. 294
Глава 7. ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ. 304
Философская традиция Мартина Бубера как основа терапевтических отношений в гештальт-терапии. Предпосылки к диалогу. 304
Сущность диалогической позиции терапевта. Соотношение терапевтической задачи, терапевтических техник и диалога. 311
«Я-Ты» момент, «Я-Ты» процесс и теория контакта. Характеристика «Я-Ты» момента. Контактирование и диалогический процесс. «Я-Ты», осознавание и парадоксальное изменение. 316
Диалог в терапевтическом процессе. Качественные характеристики диалогических отношений: присутствие, включенность, подлинное и откровенное общение, признание-подтверждение. 322
Глава 8. СИМВОЛИЧЕСКИЕ И РЕАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОТНОШЕНИЙ ТЕРАПЕВТА И КЛИЕНТА. 339
Терапевтические отношения из перспективы гештальт-подхода. Баланс между символическими и реальными аспектами отношений в работе гештальт-терапевта. 350
Современные тенденции в рассмотрении терапевтических отношений в гештальт-терапии. 356
Зависимость и автономность как характеристики терапевтических отношений. 358
Концепция межличностного гештальта Элинор Гринберг. 362
Глава 9. ФЕНОМЕНЫ ТЕЛА В ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ. 367
Модели подходов к телесным и психическим феноменам в психотерапии и гештальт-терапии. 367
Концепция «адаптированной телесной структуры» Дж. Кепнера. 374
Телесный процесс и терапевтические стратегии работы с сопротивлением в гештальт-терапии. 381
Дыхание и его роль в терапевтической сессии. 385
Пространство и его границы в работе гештальт-терапевта. 391
Голос в психотерапевтической сессии. 400
Прикосновение как межчеловеческое событие. Терапевтическая сила прикосновения. 402
ЧАСТЬ 2. Феномены тела в контексте его развития и дифференциации. Паттерны развития как первичная поддержка индивидуума. 409
Паттерны развития и процесс дифференциации тела. Контактирование и возникновение паттернов. 409
Условия формирования прерываний в первичной поддержке контактирования. 412
Вес тела как основа первичной ориентации. Формирование ощущения веса тела в процессе развития ребенка. 415
Вертикальное положение и достижение равновесия. 425
Движение. Приближение/уход как целостное телесное событие. 434
Глава 10. ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. ФОРМЫ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СЕССИИ. 440
Гештальт-терапия как процесс-ориентированный творческий подход. Родственные характеристики искусства и гештальт-терапии. 440
Творческий процесс и игра. Восстановление игровой способности клиента в терапии. 445
Основные принципы интеграции арттерапевтических методов с гештальт-подходом. 448
Формы творческой активности в терапевтической сессии и стратегии гештальт-терапевта. 453
Глава 11. ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД В РАБОТЕ С ГРУППОВЫМ ПРОЦЕССОМ. 476
Феноменологический подход и теория контакта как методологическая основа групповой гештальт-терапии. 477
Теории группового развития и гештальт-терапия. 479
Интегративный подход: развитие группы и фасилитирующие стратегии гештальт-терапевта. 482
Гештальт-группа из перспективы теории поля. 486
Механизмы прерывания контакта и групповая динамика. 500
Глава 12. ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД В ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С МЕТАФОРАМИ, ОБРАЗАМИ И СНОВИДЕНИЯМИ. 511
Метафора как понятийная система и выразительное средство языка, ее особенности и характеристики. Терапевтическая работа с метафорами в гештальт-терапии. Метафоры клиента и метафоры терапевта. 511
Взгляды классиков гештальт-терапии на сновидение. Способы терапевтической работы со сновидениями. 530
Фантазия и визуальные образы клиента в терапевтической сессии. Основные цели работы с визуальными образами. 546
Глава 13. ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИЙ. 551
Теоретические основы гештальт-подхода к оргконсультированию. 552
Концепция гештальтистского цикла взаимодействия. 557
Гештальтистская модель организационного вмешательства. 563
Гештальт-подход к формированию команды в организации. 583
Глава 14. ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ С СУПРУЖЕСКИМИ ПАРАМИ И СЕМЬЯМИ. 591
Теория поля, теория систем и гештальт-психология как теоретическая основа гештальт-подхода к семейным системам. 593
Семья как система. Границы семейной системы: здоровые и дисфункциональные семьи. 596
Теоретическая основа интервенций гештальт-терапевта по отношению к семье. 602
Интерактивный цикл контакта (опыта) как модель терапевтического подхода к семейной системе. 607
Механизмы прерывания контакта в семейной системе. 614
Гештальт-терапевтическая сессия с семьей: терапевтическая ситуация, интервенции и их выбор. 617
Глава 15. ОБУЧЕНИЕ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПЕВТОВ. 625
Психотерапия как профессия. Гештальт-подход к обучению гештальт-терапевтов. 625
Теория контакта и профессиональное продвижение начинающего гештальт-терапевта. 640
Модель обучения терапевтов: клинический практикум по Бриер. 651
Ценности гештальт-подхода и философия тренера. 655
Требования к программам обучения гештальт-терапии. Международный стандарт и российские программы. 659
Супервизия пробной терапевтической работы в рамках профессионального тренинга гештальт-терапевтов. 662
Экспертная оценка основных навыков и способностей гештальт-терапевта. 665
Глава 16. СУПЕРВИЗИЯ В ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ. 668
Определение, цели и задачи клинической супервизии. 668
Теоретические основы супервизии в гештальт-терапии: феноменологический подход, теория поля, диалог и теория контакта. 669
Характеристика отношений между участниками супервизорского процесса. 682
Этические аспекты отношений терапевта и супервизора. 685
Модель очной супервизии в гештальт-терапии. 689
Глава 17. ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ, ПСИХОТЕРАПИИ И ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ. 718
Профессиональная этика и основные этические принципы психотерапии и психологического консультирования. 718
Этический кодекс и профессиональные стандарты в психотерапии и консультировании. 719
Некоторые частные этические проблемы консультирования и психотерапии. 744
Проблемы этики и практики гештальт-терапии. 749
Булюбаш И.Д.. Книги онлайн
Булюбаш Ирина Дмитриевна — психотерапевт, сертифицированный групповой терапевт, сертифицированный гештальт-терапевт, тренер и супервизор, кандидат медицинских наук, преподаватель Московского института гештальт-терапии и консультирования, участник и преподаватель многочисленных семинаров, тренингов, конференций и обучающих программ по психотерапии.
Закончила Ростовский государственный медицинский институт по специальности врач-психиатр-психотерапевт, в 1994 Московский институт гештальт-терапии и консультирования.
Имеет большой опыт клинической работы. Разработала целостную концепцию супервидения в гештальт-терапии. Единственный в нашей стране автор ТРЕХ солидных книг по гештальт-терапии: «Основы супервизии в гештальт-терапии» (2003), «Руководство по гештальт-терапии» (2004) и «Я тебя слышу. Феномены языка и речи в практике гештальт-терапевта» (2008).
Книги (2)
Книга посвящена особенностям супервизии в гештальт-терапии, однако представляет интерес и для сторонников других подходов, поскольку описывает и основные принципы супервизии, и ее модели, и супервизорские роли и отношения, и фокусы, и стили супервизии, и вопросы сертификации.
Психотерапия — это профессия, которой учатся практически всю жизнь, открывая новые и новые грани (в том числе и в себе самом). Поэтому читатели не раз обратятся к этому руководству по гештальт-терапии и найдут в нем хорошую опору и на первых шагах обучения, и на разных этапах практической работы.
От других учебных пособий эту книгу отличает то, что она может вызвать интерес читателей разного уровня подготовки — от начинающих обучение до практиков и тренеров и даже супервизоров. В ней изложены основные модели и концепции, лежащие в основе теории гештальт-терапии (феноменология и теория контакта, теория поля и диалог), ее история и философия, инструментарий и способы терапевтических интервенций, особенности телесного процесса в терапевтической сессии, а также отношений между терапевтом и клиентом. Приведены фрагменты сессий, иллюстрирующие различные положения гештальт-подхода.
Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.
Руководство по обучению гештальт-терапевтов. И.Д. Булюбаш.
Rukovodstvo po obucheniyu geshtalt-terapevtov. I.D. Bulyubash.
A guide for training of Gestalt therapists. I. Bolubash
Это первое российское Руководство по обучению гештальт-терапевтов, написанное для широкого круга читателей: преподавателей гештальт-терапии (обучающих тренеров), преподавателей вузов, читающих курс.
Eto pervoe rossiyskoe Rukovodstvo po obucheniyu geshtalt-terapevtov, napisannoe dlya shirokogo kruga chitateley: prepodavateley geshtalt-terapii (obuchayushchikh trenerov), prepodavateley vuzov, chitayushchikh kurs.
This is the first Russian Manual training of Gestalt therapists, written for a wide circle of readers: teachers of Gestalt therapy (training of trainers), professors, reading courses on psychologic.
Комплектация
Самовывоз
Доставка
Характеристики
Это первое российское Руководство по обучению гештальт-терапевтов, написанное для широкого круга читателей: преподавателей гештальт-терапии (обучающих тренеров), преподавателей вузов, читающих курсы по психологическому консультированию, обучающих тренеров других направлений психотерапии, студентов третьей ступени профессиональной подготовки «Совершенствование в гештальт-терапии», собирающихся стать супервизорами и обучающими тренерами. В руководстве представлена методологическая база обучения геш-тальт-терапевтов, описаны основные принципы обучения и подходы к формированию навыков и компетенций гештальт-терапевта, отражены проблемы профессиональной подготовки и особенности обучающей супервизии, освещены аспекты управления групповой динамикой и особенности сертификации специалистов.
Eto pervoe rossiyskoe Rukovodstvo po obucheniyu geshtalt-terapevtov, napisannoe dlya shirokogo kruga chitateley: prepodavateley geshtalt-terapii (obuchayushchikh trenerov), prepodavateley vuzov, chitayushchikh kursy po psikhologicheskomu konsultirovaniyu, obuchayushchikh trenerov drugikh napravleniy psikhoterapii, studentov tretey stupeni professionalnoy podgotovki «Sovershenstvovanie v geshtalt-terapii», sobirayushchikhsya stat supervizorami i obuchayushchimi trenerami. V rukovodstve predstavlena metodologicheskaya baza obucheniya gesh-talt-terapevtov, opisany osnovnye printsipy obucheniya i podkhody k formirovaniyu navykov i kompetentsiy geshtalt-terapevta, otrazheny problemy professionalnoy podgotovki i osobennosti obuchayushchey supervizii, osveshcheny aspekty upravleniya gruppovoy dinamikoy i osobennosti sertifikatsii spetsialistov.