часовня спаса нерукотворного кижи
АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ
каталог памятников деревянного зодчества острова Кижи и Кижского ожерелья
Часовня во имя Нерукотворного образа из д. Вигово
Постройка клетского типа, прямоугольная в плане, состоит из сруба собственно часовни с трапезной и пристроенных к ней сеней завершенных восьмигранной шатровой колокольней. Все помещения перекрыты общей симметричной двускатной крышей. Вход в часовню Спаса Нерукотворного решен в виде одновсходного крыльца на срубе, расположенного вдоль южной стены постройки и имеющего самостоятельную двускатную пологую крышу, перпендикулярную стене сеней сооружения.
Кровли тесовые гвоздевой конструкции. Полицы шатра и звонницы выполнены из красного теса с пикообразным завершением. Столбы звонницы двойные, круглые без резьбы. Столбы крыльца квадратного сечения с резьбой. Причелины фронтонов часовни Спаса Нерукотворного имеют порезку в виде глухих городков (на плане), край обработан чередующимися парными зубьями и полукруглыми выступами со сквозными круглыми отверстиями. Причелины крыльца и подзоры имеют порезку.
Электронная библиотека
публикации о музее-заповеднике «Кижи»
Метки текста:
Трифонова М.Н.
Часовня Спаса Нерукотворного из д.Вигово Мeдвежьегорского района (справочный материал) 

Петрозаводск, 1987 г.
Обзор литературы
Научный интерес к часовням как к виду народной деревянной архитектуры впервые отразился в дореволюционной печати к XIX в. Для нас важны этнографические материалы, публиковавшиеся в «Олонецких губернских ведомостях». Эти публикации имеют описательный характер и содержит материал о функциях и роли часовни в деревне.
Планомерное изучение народного искусства и, в частности, народного деревянного зодчества, началось в первые годы Советской власти. Следует отметить материалы ленинградской экспедиции под руководством Н.Романова на русский Север, в том числе в Заонежье [т.8].
Подробный анализ и обобщение многочисленных данных, полученных в ходе натурного обследования культовых построек Заонежья содержит книга финского ученого Ларса Петерсена [17]. Исследования были выполнены автором в годы войны в период с сентября 1942 по июнь 1944 года. На основе собранных материалов ученый создает свою квалификационную систему, в которой группирует постройки по их типам, устанавливает их географическое распространение и хронологию. [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
Огромный вклад в изучение и сохранение памятников народной архитектуры внес архитектор А.В.Ополовников, возглавивший в 1949 году реставрацию кижских церквей. Его реставрационные проекты содержат конкретный материал по техническому состоянию памятников, их конструктивно–художественным особенностям. Им выполнен проект реставрации рассматриваемой нами часовни из д.Вигово Медвежьегорского района /13/.
Многоаспектный анализ памятников деревянного зодчества Карелии содержит докторская диссертация В.П.Орфинского [XIV].
Результаты работы ученого – создание единой классификационной системы приемов, форм и деталей деревянного зодчества, имеет серьезное значение для изучения атрибуции памятников народной архитектуры и в практике реставрации.
Памятникам культового назначения посвящены книги А.В.Ополовникова [19]. В числе других памятников в ней рассматриваются как произведения народного искусства, часовни.
Таким образом, в литературе достаточно глубоко рассмотрены вопросы, связанные с архитектурой часовни. Слабее изучена обрядность, связанная с часовнями. [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
Требует внимания исторический аспект изучения, а именно – факторы, влиявшие на изменение архитектурного облика часовни, особенно социально–политические факторы.
Цель данной работы состоит в исполнении историко–художественной ценности памятников народной архитектуры часовени из д. Вигово Медвежьегорского района.
Работа содержит материал о типах часовен, их функциях и роли в дореволюционной деревни.
Часовня как памятник народной архитектуры
Среди памятников самобытной архитектуры Севера выделяются разнообразием типов часовни – небольшие деревенские культовые сооружения. В 90–е годы XIX века в одном из самых старинных приходов Заонежья – Толвуйском – насчитывалось 9 часовен [22, 163], в бывшем Кижском на сегодняшний день осталось 14. [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
Эти небольшие архитектурные сооружения на косогорах и в лесах, на кладбищах и в рощах, на полях и на лугах, в центре деревни и у самой кромки воды – зачастую незаслуженно забытые – как в народе, так и в ученой среде. Лишь подлинные ценители народного искусства умели разглядеть в них удивительную гармонию с природой и человеком. Для И.Э.Грабаря, по словам О.И.Подобедовой, какая–нибудь всеми забытая часлвня на далеком северном погосте была таким же произведением искусства, как и прославленные дворцы и палаццо Италии и Франции [16].
В облике северной деревни часовни, иногда, единственная архитектурная доминанта. Часовня при въезде в деревню – ее ворота, в центре на возвышенности – ее венец, за околицей – прощальный взмах руки. Она олицетворяет окружающее пространство образом величественным или смиренным, суровым или доверительным, жизнерадостным или печальным, но всегда цельным, ясным и правдивым.
Образ скромной сельской часовни, овеянный лирическими переживаниями, органично вошел в поэзию знаменитой И.А.Федосовой:
По край бережка часовенка стояла, стояла, стояла. Никто в эту часовенку не ходит, не ходит, не ходит…
Основные типы часовен
Познакомимся с основными типами часовен, сохранившимися на территории русского Севера.
Самая простая часовня – придорожная. Она представляет собой крест над кровлей, с легким ограждением. Встречается в глухих лесных местностях, обозначая собою или половину расстояния между поселениями, или поворот в ближайшее селение, или указывает на существование какого–нибудь становища, или напоминает о прошедшем событии.
В Каргополье, около д. Тарышкино, в лесу сохранилась часовня, получившая название Крест. Часовни такого типа имеют крест внутри. Внешне это, по описанию Алферовой Г.В. [I, 185], небольшой срубик высотой примерно в 10 венцов, перекрытый двускатной крышей, которая, по предположению исследовательницы, венчалась главкой. Часовня настолько мала, что ширина ее торцовой части равна ширине двери. Оконных проемов нет.
На Севере широко представлены клетские часовни. Клеть – прямоугольный в плане сруб, покрытый двускатной кровлей.
Финский ученый Ларс Петерсон внутри этого типа создает свою классификацию часовен Заонежья, взяв за основу их композиционное строение. Его система вбирает 24 типа клетских часовен. Из них 15 типов – без звонниц. Часовни со звонницами подразделяются ученым на 8 типов. Пристройка звонниц усложнила объемное решение и обогатила силуэт клетских часовен. [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
Классификация Петерсона подводит к следующим заключениям:
Классификация В.П.Орфинского создана на основе современных научных данных, касающихся народного деревянного зодчества северо–западной части нашей страны. Она позволяет при использовании условных обозначений приемов, форм и деталей описать памятники народной архитектуры, определить границы распространения типов, а также время постройки, хронологию строительных этапов в гарницах конца XVII – начала XX векa.
Классификация В.П.Орфинского продолжает сохранять значение для изучения и реставрации памятников народного деревянного зодчества.
Функции и роль часовни в дореволюционной деревне
В дореволюционной деревне функции часовни были многообразными, роль – неоднозначной.
Функции часовни были тесно связаны с насущными интересами крестьянской общины. Обрядность, сопровождавшая наиболее устойчивые проявления жизнедеятельности людей, сохранила многие пережитки древних культов, отправлявшихся в свое время в языческих святилищах.
Двоеверие, свойственное мировоззрению человека христианской поры, отразилось в обрядах и торжественных действиях в честь икон, находящихся в часовне. Обращаясь к почитаемым святым – Параскеве Пятнице, Илье, Власию, Николе – человек находил в них утраченных с приходом христианства богов–покровителей: таинственную Мокошь, Перуна, Велеса.
Кроме необходимости иметь молитвенный дом, поводом к сооружению часовни было желание украсить деревню, выделить ее архитектурно.
Закладка более ранних часовен часто окружена легендами, связанными со святыми угодниками, что является естественным для эпохи утверждения христианства. Так, сооружение часовни апостолов Петра и Павла на острове близ Святозера объясняется посещением «одного святого мужа», который «пройдя деревню по воде как по суху, перешел на остров и там обночевал“. [21, 154]
В бывшем Толвуйском приходе, в селении Загубском (Имичевском), поставлена часовня Зосимы и Савватия – по легенде, на месте дома родителей Зосимы [23]. [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
Часто часовни в XIX веке строились на месте крестов, воздвигнутых в память о знаменательных событиях. Замена креста часовней выражает естественное пристрастие человека к высотным, более престижным сооружениям. В приговоре, сотавленном на сельском сходе Выгорецкого общества, – характерная для этого времени запись: «Путешествие великого государя через наш Выгорецкий бедный и пустынный край было дорого сердцу наших стариков, дедов и свято сохранялось в изустных преданиях…. На месте бывшего на этой реке (Выг) Царского яма окрестные жители нашей волости поставили крест в память, что здесь отдыхал батюшко Царь Петр Алексеевич, первый проложивший дорогу от Белого моря к нашему озеру Онего» [9, 7]. При проведении новой почтовой дороги и появлении нового поселка крестьяне в своем приговоре заявили о желании соорудить на месте креста часовню.
Петр I оставил память о себе также близ г. Вытегры на Беседной горе, где он беседовал с крестьянами, и где, как полагают, в беседе с ними, «в уме Преобразователя явилась творческая мысль о соединении Волги с балтийскими водами». [5, 85]
До закладки часовни на горе Беседной о знаменательном событии напоминал и находившийся у ее подножия скромный памятник истинно народной архитектуры – крест под крышею, обнесенный деревянным пряслом (решеткой). Над ним стояли две заветных сосны. По народному преданию, под тенью этих сосен укрывался Петр I от зноя, беседуя с крестьянами. Сосны оберегались также, как народный памятник.
Во второй половине XIX века строительство церквей официально–канонизированного типа принимает широкий размах. Закладка часовен также довольно часта, но инициатива в этом принадлежит купечеству или кулачеству и служит изъявлением верноподчинических чувств. Информация об освящении часовни в г. Олонце в 1980 году доносит до нас известие именно о таком случае: «После третьего покушения на жизнь Государя Императора 2 апреля 1879 года… гр-н г.Олонца… положил святое намерение устроить часовню… в ознаменовании столь дивного чуда спасения драгоценной жизни нашего Государя. Им устроена деревянная часовня весьма красивой архитектуры». [5, 85].
По изложенному можно сделать следующие выводы: [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
// Традиционная культура русских Заонежья (материалы методического кабинета экскурсионного отдела)
Интернет-публикация kizhi.karelia.ru.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.
Часовня Спаса Нерукотворного из деревни Вигово
На самой высокой части острова, именуемой Нарьиной горой, где когда-то стояла не сохранившаяся до наших дней Духовская часовня, возвышается ныне часовня Спаса Нерукотворного. Место это овеяно преданиями и легендами. В памяти народной хранится их немало. Рассказывается, например, что когда-то, в давние времена, именно здесь, на Нарьиной горе, собирались возводить Преображенскую церковь.
Силуэт часовни Спаса Нерукотворного виден с самых отдаленных точек острова. Прекрасно найденные пропорции отдельных элементов, легкость, динамичная устремленность ввысь придают памятнику праздничный настрой, которому невольно подчиняется всякий, кто его наблюдает. Отличительная особенность сооружения — цельность, достигнутая спаянностью основных масс, их гармонией.
Рубленая клеть основного объема часовни как бы выносит на скатах кровли живописный, с развитым повалом, восьмерик колокольни.
Воротники звонницы (непременная деталь шатровых колоколен), отличаясь размахом плоскостей, не нарушают общего пирамидального силуэта; они смягчают его суровую строгость, подчеркивая пластику линий.
Крутая по очертаниям луковичная главка, посаженная на небольшой барабанчик, высоко поднимает вертикаль креста, логически завершая западную часть сооружения.
Вертикальная доминанта памятника увеличивается за счет сравнительно небольшого угла в соединении скатов кровли шатра и вторящей звоннице вертикали креста, венчающего маковку, укрепленную на гребне основной кровли.
Удачно найдено и решение крыльца, плотно прилегающего к южной стене часовни; узкое и высокое, оно по своим пропорциям соответствует главному срубу. Декоративное убранство, выполненное с чувством меры, делает памятник гармоничным и выразительным.
В интерьере часовни сохранилась живопись «неба», образованного шестнадцатью сегментами с изображениями праотцов, сгруппированных вокруг центральной композиции — новозаветной троицы. В углах потолочной росписи расположены треугольные иконы с символическими фигурами евангелистов.
Памятник обследован в деревне Вигово в 1968 году автором проекта реставрации архитектором А. В. Опо-ловниковым. В 1968-1970 годах, уже на острове Кижи, часовне возвращены утраченные некогда детали, шатер, крыльцо, главки; заменены пришедшие в негодность элементы срубов и кровли.
КИЖИ музей–заповедник
Кижи — остров в Онежском озере, в 68 км от столицы Карелии — Петрозаводска.
На острове расположен музей традиционной крестьянской культуры Русского Севера, один из крупнейших и известнейших в России музеев-заповедников под открытым небом. В нём собраны памятники архитектуры, иконописи и предметы быта, которые создавались в карельских, вепсских и русских деревнях на протяжении столетий.
Музей-заповедник «Кижи» предлагает Вам приобрести летние и зимниее экскурсионные программы, в стоимость которых входит не только экскурсионное обслуживание, но и трансфер из Петрозаводска или села Великая Губа до острова Кижи и обратно.
Музей-заповедник «Кижи» предлагает Вам приобрести летние и зимниее экскурсионные программы, в стоимость которых входит не только экскурсионное обслуживание, но и трансфер из Петрозаводска или села Великая Губа до острова Кижи и обратно: онлайн-заказ выездных экскурсионных программ
На остров Кижи можно попасть из Петрозаводска и села Великая Губа Медвежьегорского района. Также музей-заповедник «Кижи» входит в программы теплоходных круизов — с отправлением из Санкт-Петербурга и Москвы.
На автомобиле в Карелию можно проехать через Санкт-Петербург (трасса Е105, М18). Расстояние: Москва — Петрозаводск 1050 км, Санкт-Петербург — Петрозаводск 425 км
До Петрозаводска можно доехать и на поездах из Москвы или Санкт-Петербурга.
Время в пути – 7–15 часов.
Онлайн-заказ билетов с трансфером из Петрозаводска: kizhi.karelia.ru/booking
Онлайн-заказ билетов с трансфером из Петрозаводска: kizhi.karelia.ru/booking
Кижи
на карте
Преображенская церковь (Церковь Преображения Господня) – самый знаменитый памятник Кижского погоста.
Дата постройки: 1714 г.
Место строительства: остров Кижи, Медвежьегорский район
Габаритные размеры: 37×20×29 м
Материалы: cосна, ель, осина.
Охранный статус: Входит в состав объекта Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО «Кижский погост», Объект культурного наследия федерального значения.
Покровская церковь (Церковь Покрова Богородицы) – самый древний памятник Кижского погоста.
Дата постройки: 1694-1764 гг.
Место строительства: остров Кижи, Медвежьегорский район
Габаритные размеры: 26×8×32 м
Материалы: cосна, осина.
Охранный статус: Входит в состав объекта Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО «Кижский погост», Объект культурного наследия федерального значения.
Колокольня завершает трёхчастную композицию Кижского погоста, а звон ее колоколов слышен по всей округе, объединяя звоны окрестных церквей и часовен в единую мелодию.
Дата постройки: 1862 г. (перестроена в 1874 г.)
Место строительства: остров Кижи, Медвежьегорский район
Габаритные размеры: 30×6×6 м
Материалы: cосна, осина.
Охранный статус: Входит в состав объекта Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО «Кижский погост», Объект культурного наследия федерального значения.
Экспозиционный сектор: Русские Заонежья
Дата постройки: Каменное основание – 1800 г., сруб – 1959 (реконструкция)
Место строительства: остров Кижи, Медвежьегорский район
Габаритные размеры: 300 м
Охранный статус: Входит в состав объекта Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО «Кижский погост», Объект культурного наследия регионального значения.
Кижский Погост является уникальным памятником русского деревянного зодчества, одним из общепризнанных шедевров мировой архитектуры, который отличают гармония форм, соразмерность объемов, художественное единство построенных в разное время сооружений. Памятники тесно связаны с окружающим ландшафтом и являются прекрасным примером гармонии между природой и архитектурой, они являются также и зримым выражением понятия «национальный ландшафт».
Иконостас Преображенской церкви Кижского погоста отличался особым великолепием и являлся одним из крупнейших резных золоченых иконостасов в Олонецкой епархии. По замерам архитекторов высота иконостасной рамы равняется в прирубах — 6,70 м., на боковых гранях — 6,90 м., на восточной стене — 7,09 м., длина — 23,7 м. По количеству икон четырехрядный Преображенский иконостас можно отнести к категории наиболее масштабных иконостасов среди храмов Русского Севера.
Четырехрядный иконостас Покровской церкви был реконструированный в 1957–59 гг. по проекту архитектора А.В.Ополовникова.
Иконы для иконостаса были подобраны из так называемой «Кижской коллекции». Ее составляли иконы из заонежских часовен и церквей (в том числе из Преображенской и Покровской), вывезенные в Финляндию во время Великой Отечественной войны, в период оккупации Заонежья (1941–1944 гг.), а после окончания войны возвращенные в Петрозаводск.
Икона «Преображение Господне» из иконостаса Преображенской церкви
Датировка: XVII век
Икона «Огненное восхождение Ильи, с житием» из иконостаса Преображенской церкви
Датировка: XVII век
На протяжении своего 300-летнего существования Преображенская церковь подвергалась многочисленным ремонтам и «поновлениям».
Значительным изменениям она подверглась в начале XIX века, когда её бревенчатые срубы были обшиты тёсом, а в 1822 году главки обили железом.
Наиболее значительные реставрационные работы были выполнены в 1949—1959 годах под руководством архитектора Ополовникова А. В.
В 1965 году в связи со значительным ухудшением состояния церковь закрывается на ремонт с целью укрепления особо аварийных участков верхних восьмериков, установкой сжимов и заменой отдельных брёвен.
В 1980—1983 годах были выполнены противоаварийные работы с установкой внутреннего металлического каркаса с целью предотвращения возможного обрушения здания церкви.
В 1999—2001 годах был разработан проект комплексной реставрации церкви Санкт-Петербургским институтом «Спецпроектреставрация».
Реставрация проводится методом лифтинга, при котором часть храма «вывешивается», а находящиеся ниже брёвна изымаются, обследуются и, если необходимо, заменяются на новые.
Часовня спаса нерукотворного кижи
\u0427\u0430\u0441\u043e\u0432\u043d\u044f \u0421\u043f\u0430\u0441\u0430 \u041d\u0435\u0440\u0443\u043a\u043e\u0442\u0432\u043e\u0440\u043d\u043e\u0433\u043e \u043f\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0430\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u0440\u0430\u0434\u0438\u0446\u0438\u043e\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0432\u0438\u0434 \u043a\u043b\u0435\u0442\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0445\u0440\u0430\u043c\u0430. \u0421\u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u043d\u0430 \u0447\u0430\u0441\u043e\u0432\u043d\u044f \u0432 \u0432\u0438\u0434\u0435 \u0442\u0440\u0435\u0445\u0447\u0430\u0441\u0442\u043d\u043e\u0439 \u043a\u043b\u0435\u0442\u0438 \u043f\u043e\u0434 \u043e\u0431\u0449\u0435\u0439 \u0434\u0432\u0443\u0445\u0441\u043a\u0430\u0442\u043d\u043e\u0439 \u043a\u0440\u043e\u0432\u043b\u0435\u0439. \u0421\u043e\u0445\u0440\u0430\u043d\u0438\u043b\u043e\u0441\u044c \u0438\u043a\u043e\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0443\u0431\u0440\u0430\u043d\u0441\u0442\u0432\u043e \u043f\u0430\u043c\u044f\u0442\u043d\u0438\u043a\u0430: \u0438\u043a\u043e\u043d\u044b \»\u043d\u0435\u0431\u0430\» \u0434\u0430\u0442\u0438\u0440\u0443\u0435\u043c\u044b\u0435 \u0432\u0442\u043e\u0440\u043e\u0439 \u043f\u043e\u043b\u043e\u0432\u0438\u043d\u043e\u0439 XVII \u0432\u0435\u043a\u0430 \u0438 \u0434\u0432\u0443\u0445\u044a\u044f\u0440\u0443\u0441\u043d\u044b\u0439 \u0438\u043a\u043e\u043d\u043e\u0441\u0442\u0430\u0441, \u043e\u0442\u043d\u043e\u0441\u044f\u0449\u0438\u0435\u0441\u044f \u043a XVIII \u0432\u0435\u043a\u0443. 21 \u0438\u043a\u043e\u043d\u0430 \»\u043d\u0435\u0431\u0430\» \u0445\u0440\u0430\u043d\u0438\u0442\u0441\u044f \u0432 \u0444\u043e\u043d\u0434\u0430\u0445 \u043c\u0443\u0437\u0435\u044f-\u0437\u0430\u043f\u043e\u0432\u0435\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430 \»\u041a\u0438\u0436\u0438\», \u0430 \u0438\u043a\u043e\u043d\u043e\u0441\u0442\u0430\u0441 \u043d\u0430\u0445\u043e\u0434\u0438\u0442\u0441\u044f \u0432 \u0444\u043e\u043d\u0434\u0430\u0445 \u041a\u0430\u0440\u0435\u043b\u044c\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u043c\u0443\u0437\u0435\u044f \u0438\u0437\u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u0445 \u0438\u0441\u043a\u0443\u0441\u0441\u0442\u0432. \r\n\r\n