часы работы храма ксении блаженной
Часовня Ксении Блаженной на Смоленском кладбище
Имя Святой Блаженной Ксении Петербургской сегодня известно далеко за пределами России, со всех уголков мира православные приезжают со своими просьбами в часовенку Святой Ксении, что на Смоленском кладбище в Петербурге. История Блаженной Ксении, как известно, реальная, да и по времени не так далеко отстоит от современности.
Адрес часовни Ксении Блаженной: улица Камская, д. 24, литера Б.
Ближайшие станции метро: Василеостровская, Приморская, Спортивная-2
Официальный сайт: http://smolhramspb.ru/
Телефон: +7 812 305 01 26
Время работы: ежедневно 8:00–19:00
Кому будет интересно: паломникам и просто интересующимся историей православия, историей Петербурга, страждущим, а также людям, ищущим смыслы, глубины и откровения.
QR-коды для посещения часовни не требуются.
Часовня Ксении Петербургской и Смоленское кладбище на карте:
Часовня Ксении Блаженной
Часовенку на месте захоронения Святой Блаженной Ксении соорудили в 1830 году, перестроена и освящена она была в 1902-ом. В советское время мраморные плиты снесли, иконы уничтожили, службы то возобновляли, то вновь запрещали. И только в 1988 году Ксения Блаженная была канонизирована и причислена к лику святых.
Как добраться до часовни Ксении Блаженной
Самый быстрый путь до часовни, пожалуй, от метро до станции Василеостровская, оттуда прямой маршруткой. Остановка маршрутки К-249А находится на Среднем проспекте прямо напротив выхода из Василеостровской (выход из станции метро один). Вам нужно только перейти Средний проспект. Конечная остановка маршрутки — напротив входа на территорию кладбища.
Можно добраться и от станции метро Приморская наземным транспортом, — автобусы №№47, 100 и троллейбус №9. Однако в этом случае придется пройти через всё Смоленское кладбище (впрочем, оно и само по себе весьма историческое).
Доехать нужно до бизнес-центра «Транзас» (Малый проспект Васильевского острова, 54, корпус 4). Прямо напротив него и будет вход на Смоленское кладбище.
Вход на Смоленское кладбище со стороны Малого проспекта
Как дойти до Смоленского кладбища пешком от метро Василеостровская
Сначала вы двигаетесь от 8-ой линии Васильевского острова до 16-ой прямо по Среднему проспекту. На 16-17-ой линиях повернуть налево на Камскую улицу и следовать по ней до входа на Смоленское кладбище.
Держите курс на купола храма Светлого Христова Воскресения (на фото ниже).
Храм Светлого Христова Воскресения
Арка входа на Смоленское кладбище. Обратите внимание, вход на кладбище закрывается за час до закрытия часовни Ксении Блаженной.
Вход на Смоленское кладбище
Храм Смоленской иконы Божией Матери
Минуете Храм Смоленской иконы Божией Матери — к этой церкви приписана часовня Ксении — и по Троицкой или Сперанской дорожкам выйдете прямо к часовне Ксении.
Вы увидите часовенку Святой Троицы на Смоленском православном кладбище. Она построена на месте снесённой в 1932 году церкви Пресвятой Живоначальной Троицы. Часовня расположена возле дорожки, ведущей от церкви Смоленской иконы Божией Матери к часовне Ксении Блаженной.
Часовня Святой Троицы
Ксения ждет вас в любое время года. Больше всего людей, как правило, приходят в День памяти Ксении Петербургской, 6 февраля.
У часовни Блаженной Ксении
Человеку нужно верить во что-то бОльшее, чем он сам. Иначе велика опасность начать задаваться вопросом: «Тварь я дрожащая или право имею» и прочими в том же духе. Очевидно, что попытки заглянуть в бездну, несмотря на все предупреждения мировых философов о том, что бездна эта тут же начнет смотреть в тебя, продолжаются и поныне (взять того же Ларса фон Триера с одним из его шедевров «Дом, который построил Джек»).
И над всей этой суетой сует – чудо веры, какую явила петербурженка Ксения в тяжелые дни своей жизни. Сегодня только несведущий не знает, что Ксения, потеряв своего горячо любимого мужа, назвалась его именем, облачилась в китель супруга, и, бродя босоногой и бездомной по святому городу, проводя в молитвах о бессмертной душе супруга дни и ночи, что-то такое главное открыла для своей души и щедро делилась этим даром с соплеменниками.
В Петербурге живут легенды о чудесных исцелениях страждущих как при жизни Святой Блаженной, так и по сей день. Есть в русском православии негласное соглашение о том, что святые являлись миру юродивыми из скромности, чтобы не выказать свою истинную святость. Да и в народе всяких блаженных любили, называли Божьими людьми.
Ксения никогда никому не отказывает в помощи, и записочки с просьбами к ней летят со всех концов земли.
Вот в такой «почтовый ящик» верующие опускают свои просьбы, мольбы, чаяния
Рядом с ящиком для записок можно поставить свечку
Служители часовни просили передать для будущих паломников, что сама Ксения обращалась к Богу напрямую – словами молитвы, и никаких записочек Ему не писала.
Конечно, дар истинной веры дан все-таки не каждому. И нам порой необходимы такие ритуалы для общения с миром Горним. Потому и мечемся все мы в поисках ответов на вечные вопросы Бытия и быта, маемся, страдаем. А примеры духовного подвига, подобного житию Святой Ксении, нам вообще непостижимы.
Мы приходим в церковь по большому счету с совершенно земными потребительскими чаяниями, просим о вспомошествовании в делах мирских – родить, женить, что-то купить. Вполне возможно российским людям все-таки не чуждо некое просветление в этой связи; и хотя за последние годы мы сами стали вполне себе современными консьюмеристами, живет в нас эта тяга к миру Высшему, какая-то неизъяснимая тоска, мешающая в полную силу насладиться мещанскими радостями жизни.
Противоречива жизнь человека на Земле, а жизнь российского человека сложна вдвойне: климат, геополитика эта бесконечная, собственные омрачения. И где еще искать спасения и успокоения от всех этих раздирающих человека противоречий как не в храме?
В часовне Ксении Блаженной
Могила Ксении Блаженной в часовне
В часовне можно купить утварь, иконы и литературу о житии Святой
Ксения Петербургская: как добраться до часовни, часы работы
Как добраться до часовни Ксении Блаженной
Самый быстрый путь до часовни, пожалуй, от метро до станции Василеостровская, оттуда прямой маршруткой. Остановка маршрутки К-249А находится на Среднем проспекте прямо напротив выхода из Василеостровской (выход из станции метро один). Вам нужно только перейти Средний проспект. Конечная остановка маршрутки — напротив входа на территорию кладбища.
p, blockquote 5,0,0,0,0–>
p, blockquote 6,0,0,0,0–>
Можно добраться и от станции метро Приморская наземным транспортом, — автобусы №№47, 100 и троллейбус №9. Однако в этом случае придется пройти через всё Смоленское кладбище (впрочем, оно и само по себе весьма историческое).
p, blockquote 7,0,1,0,0–>
p, blockquote 8,0,0,0,0–>
Доехать нужно до бизнес-центра «Транзас» (Малый проспект Васильевского острова, 54, корпус 4). Прямо напротив него и будет вход на Смоленское кладбище.
p, blockquote 9,0,0,0,0–>
Вход на Смоленское кладбище со стороны Малого проспекта
Как дойти до Смоленского кладбища пешком от метро Василеостровская
Сначала вы двигаетесь от 8-ой линии Васильевского острова до 16-ой прямо по Среднему проспекту. На 16-17-ой линиях повернуть налево на Камскую улицу и следовать по ней до входа на Смоленское кладбище.
p, blockquote 10,0,0,0,0–>p, blockquote 11,0,0,0,0–>
Держите курс на купола храма Светлого Христова Воскресения (на фото ниже).
Храм Светлого Христова Воскресения
p, blockquote 12,0,0,0,0–>
Арка входа на Смоленское кладбище. Обратите внимание, вход на кладбище закрывается за час до закрытия часовни Ксении Блаженной.
Вход на Смоленское кладбище
p, blockquote 13,0,0,0,0–>
Храм Смоленской иконы Божией Матери
Минуете Храм Смоленской иконы Божией Матери — к этой церкви приписана часовня Ксении — и по Троицкой или Сперанской дорожкам выйдете прямо к часовне Ксении.
p, blockquote 14,0,0,0,0–>
Вы увидите часовенку Святой Троицы на Смоленском православном кладбище. Она построена на месте снесённой в 1932 году церкви Пресвятой Живоначальной Троицы. Часовня расположена возле дорожки, ведущей от церкви Смоленской иконы Божией Матери к часовне Ксении Блаженной.
p, blockquote 15,1,0,0,0–>
Часовня Святой Троицы
Ксения ждет вас в любое время года. Больше всего людей, как правило, приходят в День памяти Ксении Петербургской, 6 февраля.
p, blockquote 16,0,0,0,0–>p, blockquote 17,0,0,0,0–>p, blockquote 18,0,0,0,0–>
Часовня Ксении блаженной: часы работы
Часовня открыта ежедневно с 8 до 19 часов.
Богослужения ведутся: с 11 до 17 часов с перерывом 10 минут.
О чем просят Ксению Петербургскую
При часовне блаженной десять лет послушание несла монахиня, которая занималась там уборкой. На вопрос, видела ли она чудеса, отвечает: «Это, смотря что, принимать за чудо. Чтобы безногий вышел на двух ногах из часовни – такого я не видела. А вот как, заливаясь слезами благодарности, дамы из ушей достают огромные бриллианты и жертвуют на нужды Церкви – видела. Да вот спрашивать, за какие чудеса такие пожертвования, не будешь!»
Наиболее частыми посетительницами часовни Ксении являются женщины и девушки. Считается, что святая в большей мере покровительствует женской половине человечества.
По легенде Ксения как-то даже выступила в роли свахи. И непонятно, кого больше пожалела, или вдовца, или девушку. Но явилась как-то блаженная к девице, чаю попросила. Напившись, говорит ей: «Иди на Смоленское кладбище, там твой супруг жену в землю закапывает».
Девушка ничего в сказанном не поняла, но послушалась юродивую, отправилась на кладбище, на котором как раз шла похоронная церемония. Девица присоединилась к процессии и познакомилась с недавно овдовевшим мужчиной, который хоронил свою жену.
Впоследствии этот мужчина женился на девушке и прожил с ней счастливо до конца дней своих. Поэтому, если вы мужчина и ищете себе хорошую жену, вам стоит попробовать попросить помощи в часовне у Ксении.
Как просить блаженную Ксению
Говорят, что лучше всего к святой обращаться в письменном виде, поэтому раньше из каждой щели Ксениной часовни торчали белые уголочки записок и писем. Сейчас для этих целей повесили специальный почтовый ящик.
Пишут послания с просьбами о помощи к Ксеньюшке и на адрес храма Смоленской иконы Божьей Матери (часовня к нему приписана). Это выход для тех, кто не может приехать в Санкт-Петербург и прийти к часовне.
Обычно в ответ эти люди получают конверт с вымоченными в лампадном масле с могилы блаженной розовыми лепестками. Частенько церковный почтарь получает письма с благодарностью: «Я просила блаженную Ксеньюшку помочь разрешению наших семейных проблем, просила заступиться в молитве за нас. И все получилось! Маме удалось досрочно оформить пенсионное пособие, мой зять не смог отобрать у сестры при разводе квартиру, теперь она достанется племяннику».
Разумеется, ни пособие, ни жилье не идут ни в какое сравнение с насыщенной духовной жизнью. Не всем дано жить на улице без имущества и денег, как это было суждено блаженной Ксении. Но идут петербуржцы к ее могиле,
Идут к той, кто в одночасье потерял и близкого родного человека, и экипажи, и уютный дом. Вот в чем загадка, ведь блаженная никому не отказывает ни в помощи, ни в поддержке.
История часовни Ксении блаженной
Могилу блаженной утратить было просто невозможно. Да и часовенку над могилой еще 1830 году соорудили. Вот только перестроили и освятили часовню лишь спустя 70 лет в 1902 году.
На мраморной плите гробницы в часовне Ксении Петербургской было высечено:
Часовня Ксении блаженной была построена в псевдорусском стиле, на стенах развешены иконы, в изголовье гробницы – иконостас. После Октябрьской революции во времена гонений на христианскую религию 20-и священникам Смоленского собора пришлось арендовать часовню у Василеостровского Совета рабочих депутатов, подписав об этом соответствующий договор.
Впоследствии некоторые имена священнослужителей, участвовавших в подписании этого документа можно встретить в расстрельных списках Свирьлага.
Стоит отметить, что все эти годы к месту погребения Ксении Петербургской паломники идти не прекращали.
† Смоленский храм и Часовня Ксении Блаженной
† Храм Смоленской иконы Божией Матери
и Часовня святой блаженной Ксении Петербургской.
Настоятель, благочинный
Василеостровского округа
Показать полностью.
протоиерей Евгений Шогенов
Как добраться:
От ст.м. Василеостровская — маршрутное такси 249а
От ст.м. Приморская — автобус 42, маршрутное такси 186
Россия, г.Санкт-Петербург, Васильевский остров, ул. Камская, д. 24, 199178
+7 (921) 342-96-71
info@smolenka.spb.ru
† Смоленский храм и Часовня Ксении Блаженной запись закреплена
Божественную Литургию и заупокойную панихиду, в храме Смоленской иконы Божией Матери возглавит Высокопреосвященнейший митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий
† Смоленский храм и Часовня Ксении Блаженной запись закреплена
† Смоленский храм и Часовня Ксении Блаженной запись закреплена
Документальный фильм
«Смоленская семья»
К годовщине со дня кончины протоиерея Виктора Московского.
Фильм включает архивные видеозаписи, воспоминания об отце Викторе его семьи, клириков и прихожан Смоленского храма.
† Смоленский храм и Часовня Ксении Блаженной запись закреплена
Вечер памяти приснопамятного протоиерея Виктора Московского (1949-2020), приуроченный к годовщине его кончины, состоялся 11 ноября в Доме молодежи Василеостровского района. Вечер вел заслуженный артист России Николай Поздеев.
На сцену поднялся губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, бывший другом покойного.
Показать полностью.
Градоначальник отметил, что отец Виктор всегда мечтал восстановить храм Воскресения Христова на Смоленском кладбище, много сделал для этого, и всей Смоленской семье необходимо приложить усилия, чтобы храм был восстановлен: «Это будет самый большой вклад в увековечивание памяти отца Виктора, и он за всех нас порадуется и будет там за нас молиться».
Был показан документальный фильм «Смоленская семья», включавший архивные видеозаписи. Воспоминаниями об отце Викторе поделились члены его семьи, клирики и прихожане Смоленского храма. Советник вице-губернатора Санкт-Петербурга по вопросам здравоохранения Арфения Тер-Минасова, близко знавшая отца Виктора, привела его слова: «Мудрость жизни в том, чтобы пройти узкой тропой между очарованием и разочарованием».
Настоятель Смоленского храма и благочинный Василеостровского округа протоиерей Евгений Шогенов поблагодарил создателей фильма, вдову отца Виктора матушку Татьяну, Александра Беглова, главу района Эдуарда Ильина и всю Смоленскую семью.
В исполнении приходского хора Смоленского храма под управлением Полины Фоменко прозвучали духовные сочинения Александра Архангельского «К Богородице прилежно. «, Михаила Попова-Платонова «Всех скорбящих Радосте», а также стихира и кондак Ксении Блаженной.
В исполнении солиста Мариинского театра Евгения Акимова прозвучали ария Ленского из оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин», романсы Сергея Рахманинова «Я не пророк», Петра Чайковского «Снова, как прежде, один».
Отец Владимир рассказал, что как-то в разговоре с отцом Виктором они обсудили, что хорошо бы учредить стипендию Ксении Блаженной для молодых людей, которые занимаются благотворительностью или работают в храмах. Отец Владимир выразил надежду, что такая премия будет учреждена.
На одной из демонстрируемых на экране фотографий были приведены слова отца Виктора: «Я очень счастлив, что служу Церкви Божией, являюсь пастырем, служителем Божиим. В этом радость моя, мое счастье, в этом смысл моей жизни».
Всем присутствовавшим в зале раздали специальный выпуск приходской газеты Смоленского храма, посвященный отцу Виктору.
Протоиерей Виктор Московский родился в Боровичах Новгородской области в семье рабочих, с семи лет начал прислуживать в храме. Окончив школу, поступил в Ленинградскую духовную семинарию и на IV курсе в 1970 году был хиротонисан во диакона. После службы в армии отец Виктор получил назначение в Николо-Богоявленский собор, продолжил обучение в Ленинградской духовной академии.
В 1975-м он был рукоположен в сан священника. В 1987 году митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси, перевел отца Виктора в храм Смоленской иконы Божией Матери, где он и прослужил до конца своих дней. 14 ноября 2020 года протоиерей Виктор Московский на 72-м году жизни отошел ко Господу.
ИА «Вода живая»,
11.11.21
† Смоленский храм и Часовня Ксении Блаженной запись закреплена
7 ноября 2021г.
В Неделю 20-ю по Пятидесятнице, Мчч. Маркиана и Мартирия, прав. Тавифы, в храме Смоленской иконы Божией Матери была совершена ранняя и поздняя Литургия.
Позднюю Литургию совершили благочинный Василеостровского округа настоятель протоиерей Евгений Шогенов, протоиерей Александр Лесюис, иерей Сергий Мороко, иерей Константин Суржиков, протодиакон Николай Фоменко, иеродиакон Родион (Кириченко) и диакон Иоанн Бузин.
Показать полностью.
На сугубой ектении была прочитана молитва о нераспространении вредоносного поветрия.
По окончании Божественной Литургии было совершено славление с молитвой Господу Богу.
Богослужебные песнопения исполнил смешанный хор под управлением регента Полины Фоменко.
В сегодняшнем воскресном Евангелии, дорогие братья и сестры, мы с вами слышали притчу о богаче и Лазаре. Это короткое повествование о жизни и смерти двух разных людей заслуживает внимательного рассмотрения. Как говорит об этом святитель Иоанн Златоуст: «Этот рассказ необходимо, возлюбленные, разобрать обстоятельно, чтобы, как моряки – из опыта своих предшественников, могли и мы научиться из него избегать подводных скал, причиняющих кораблекрушение, чтобы, с одной стороны, богатые вразумились, видя, какое наказание понес изображаемый здесь богач, а, с другой стороны, бедные, видя на примере Лазаря, как блестяще оправдываются их надежды, охотнее проходили путь жизни среди выпадающих на их долю скорбей».
Перед нашим мысленным взором предстают два человека, между которыми огромная не только социальная пропасть, но и духовная.
Один жил в достатке и богатстве. Как говорит Евангелие, «одевался в порфиру и виссон». Порфира – это сирийская верхняя одежда из дорогой материи красного цвета, а виссон – белая, тонкая и нежная материя из египетского льна. Поистине столь дорогое убранство мог себе позволить в то время только человек с большим материальным состоянием.
А другой был нищий, который лежал в струпьях у ворот этого вельможи и желал напитаться крошками, падающими со стола богача.
Интересно, что нищий имеет в этой притче имя. Его зовут Лазарь, а богач – безымянный. Сегодня громко звучат имена богатейших людей мира. Блеск и шик их богатств заставляют одних восхищаться, а других раздуваться от зависти и злобы, но порой наличие имени в престижном списке богачей «Forbes» предполагает отсутствие этого же имени в Книге Жизни. Для Бога богатство не является достижением. Оно не выделяет человека среди человеческой массы в глазах Божиих. Так как само по себе оно даруется Самим Богом.
Как бы человек ни гордился и ни кичился своим успехом и достижением высокого материального уровня, все это даровано ему Богом. Здоровье, разум, таланты и удачные обстоятельства – без этого богатый человек не смог бы достигнуть желаемого результата, но все это не его заслуга, а дар Божий. Дар, который человек должен использовать для приобретения духовного плода, по которому будет оценен Богом и записан по имени в Книгу Жизни. Но евангельский богач, как говорит святитель Иоанн Златоуст, «бесплоден, поэтому лишен имени. Ему оставлено только общее родовое имя – человек».
Далее в сегодняшней евангельской притче рассказывается о встрече в загробном мире богача и Лазаря. Богач, страдая от адских мук, просит Авраама послать Лазаря совсем немного облегчить страдания его. Но Авраам отвечает, что это невозможно: «Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое. Ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, так же и оттуда к нам не переходят». Этими словами Христос показывает нам, что в жизни каждого человека наступит момент, когда ничего уже исправить нельзя. Когда время выйдет и что-то изменить уже будет невозможно.
Так говорит об этом старец Паисий Святогорец: «Если мы теперь не вспомним о своих грехах и не покаемся, то там увидим их перед нашими глазами во всей ясности и наготе и будем плакать тщетно и напрасно. Посему увещеваю, прошу и умоляю скорбеть и плакать о грехах здесь». Как в нашем материальном мире возможны различные метаморфозы и преобразования с любой материей, так и наша душа, пока находится в теле, в рамках этого временного материального мира доступна к изменению и преображению. Но стоит ей покинуть этот мир – и никакие изменения в ее сущности уже невозможны. Так как в том мире, как и в Боге, нет даже тени перемен, а все постоянно и неизменно.
Не беднота и болезни возвысили Лазаря, а его смирение и вера
Итак, в чем же заслуга Лазаря перед Богом, что после смерти он был удостоен столь великой чести и радости? В том, что жизнь его была полна страданий и лишений? Но разве Богу приятны человеческие мучения? Разве это есть сущность христианской жизни? Лежать у ворот в струпьях? Конечно же, нет. Не беднота и болезни возвысили Лазаря, а его смирение и вера. Ведь находясь в столь тяжелом состоянии, он ни разу не возроптал на Бога, не воззвал к совести богача. Он не требовал помощи, он смиренно уповал на милосердие Божие. И этим он вознесся до ложа Авраамова. Как говорит святитель Иоанн Златоуст: «Взирай на славнейшего Лазаря, чтобы, управляя свою жизнь рулем терпения, ты достиг той же самой спасительной пристани».
Страшная вина богача в том, что, имея столь большой материальный достаток, он не замечал Лазаря
А в чем же вина богача? Разве в том, что он имел большое состояние? Разве богатый и состоятельный человек не может быть приятен в глазах Божиих? Безусловно, это не так! Так как богатство, будучи даром Божиим, не может быть злом само по себе. Ибо Бог не творит злого. Однако страшная ошибка и вина богача заключалась в том, что, имея столь большой материальный достаток, он не замечал Лазаря, который лежал у ворот его дома. Наверняка он каждый день встречался с ним, выходя из своего дома, возможно, спотыкаясь о его лежащее в струпьях тело, но богач не нашел времени для того, чтобы остановиться и удостоить Лазаря своим вниманием, оказать ему малейшую помощь, которая хоть немного облегчила бы страдания нищего. «Где ты сеял, там и собирай, – говорит святитель Василий Великий, мысленно обращаясь к богачу. – Где расточал, там и собирай. Ты никогда не разбрасывал семена милостыни, ничего не давал взаймы Богу посредством милостыни бедному, но все собирал и употреблял для своего чрева».
Кроме того, мы видим из Евангелия, что подобный пагубный образ жизни богача передается по наследству. Находясь в аду, богач просит Авраама предупредить его братьев о страшном итоге и конце такого прожигания жизни.
Безусловно, если человек привязан к богатству, то эта привязанность проецируется и на его близких, родных, детей, которые, видя столь яркий и соблазнительный пример беззаботной жизни, прельщаются и устремляются к житейским утехам. Таким образом, человек, живущий подобно евангельскому богачу, о котором мы сегодня с вами слышали, губит не только свою душу, но и души своих близких, которые живут с ним под одной крышей. И никакие законы и увещевания не смогут помочь исправить этих несчастных, так как они видели наглядный урок и пример беззаботной жизни изо дня в день и не знают другого.
Поэтому, дорогие братья и сестры, будем, как сказал святитель Иоанн Златоуст, взирать на сладчайшего Лазаря, чтобы достигнуть нам той же самой спасительной пристани во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава во веки веков. Аминь!
Иеромонах Алексий (Годлевский)
† Смоленский храм и Часовня Ксении Блаженной запись закреплена
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ
НА ПРЕДСТОЯЩЕЙ СЕДМИЦЕ
АКАФИСТЫ СВЯТОЙ КСЕНИИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ
СОВЕРШАЮТСЯ В ЧАСОВНЕ ЕЖЕДНЕВНО В 16:30
ЧАСОВНЯ ОТКРЫТА ЕЖЕДНЕВНО
С 8 ДО 19 ЧАСОВ БЕЗ ПЕРЕРЫВА
† Смоленский храм и Часовня Ксении Блаженной запись закреплена
6 ноября 2021г.
В Димитриевскую родительскую субботу, в храме Смоленской иконы Божией Матери была совершена ранняя и поздняя Литургия.
Позднюю Литургию совершили благочинный Василеостровского округа настоятель протоиерей Евгений Шогенов, иерей Иоанн Московский, иерей Сергий Мороко, иерей Роман Жук, иерей Константин Суржиков, иеродиакон Родион (Кириченко) и диакон Иоанн Бузин.
Показать полностью.
По окончании Божественной Литургии была совершена заупокойная Панихида.
Богослужебные песнопения исполнил смешанный хор под управлением регента Полины Фоменко.
Неутешна и безгранична должна была быть наша скорбь об умирающих наших близких, если бы не даровал нам Господь жизнь вечную. Бессмысленна была бы наша жизнь, если бы она кончалась со смертью. Какая польза тогда от добродетели, от добрых дел? Правы тогда говорящие: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» (1 Кор. 15, 32). Но создан человек для бессмертия, а Своим воскресением Христос разверз врата Небесного Царства, вечного блаженства, в Него веровавшим и праведно жившим. Земная наша жизнь — подготовление к будущей, и смертью нашей заканчивается та подготовка. «Человеку надлежит однажды умереть, потом же суд» (Евр. 9, 27).
Оставляет тогда человек все свои земные попечения, распадается тело, чтобы вновь восстать в общее воскресение. Но душа его продолжает жить и ни на миг не прекращает своего существования. Многими явлениями умерших дано нам отчасти знать, что происходит с душой, когда она выходит из тела. Когда прекращается ее зрение телесными очами, тогда открывается ее духовное зрение. Часто оно начинается у умирающих еще до кончины, и они, еще видя окружающих и даже разговаривая с ними, видят то, что другие не видят. Выйдя же из тела, душа оказывается среди других духов, добрых и злых. Обычно она стремится к тем, которые более сродны по духу, а если, находясь в теле, она была под влиянием некоторых, то остается в зависимости от них, выйдя из тела, как бы неприятны они ни оказались при встрече.
В течение двух дней душа пользуется относительной свободой, может посещать места на земле, ею любимые, а на третий день направляется в иные пространства. При том она проходит через полчища злых духов, преграждающих ей путь и обвиняющих ее в различных грехах, на которые они сами ее соблазняли. Согласно откровениям, имеется двадцать таких преград, так называемых мытарств, на каждом из них испытуется тот или иной вид греха; пройдя через одно, душа попадает на следующее, и лишь благополучно пройдя через все, душа может продолжать свой путь, а не быть сразу ввержена в геенну. Насколько ужасны те бесы и их мытарства, показывает то, что Сама Богородица, извещенная Архангелом Гавриилом о предстоящей кончине, молила Сына Своего избавить Ее от тех бесов, и, исполняя Ее молитву, Сам Господь Иисус Христос явился с Неба принять душу Своей Пречистой Матери и вознести на Небо. Страшен бывает третий день для души усопшего, и посему особенно нуждается она тогда в молитве о ней. Благополучно пройдя мытарства и поклонившись Богу, душа в течение еще тридцати семи дней посещает Селения Небесные и пропасти адские, не зная еще, где она окажется, и лишь на сороковой день определяется ее место до воскресения мертвых. Одни души находятся в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие — в страхе вечных мучений, которые полностью наступят после Страшного Суда. До тех пор возможны еще перемены в состоянии душ, особенно через приношение за них Бескровной Жертвы (поминовение на литургии), а также и по другим молитвам.
Насколько важно при том поминовение за литургией, показывает следующее событие. Перед открытием мощей святого Феодосия Черниговского (1896 г.) совершавший переоблачение мощей священник, уморившись, сидя возле мощей, задремал и увидел перед собой святителя, сказавшего ему: «Благодарю тебя, что для меня потрудился. Еще прошу тебя, когда будешь совершать литургию, помяни моих родителей», — и назвал их имена (иерея Никиту и Марию). «Как ты, святителю, просишь у меня молитв, когда сам стоишь у Престола небесного и подаешь людям милости Божии?!» — спросил священник. «Да, это верно, — ответил святой Феодосий, — но приношение за литургией сильнее моей молитвы».
Посему полезны усопшим и панихиды, и домашние молитвы об усопших, и добрые дела, творимые в их память, как, например, милостыня, жертвы на церковь, но особенно полезно для них поминовение за Божественной литургией. Много было явлений усопших и других событий, подтверждающих, насколько благодетельно поминовение усопших. Многие умершие с покаянием, но неуспевшие то проявить при жизни, освобождались от мук и получали упокоение. В церкви всегда возносятся молитвы о упокоении усопших, и даже в день Сошествия Святого Духа в коленопреклоненных молитвах на вечерне есть особое моление «о иже во аде держимых». Каждый же из нас, желая проявить свою любовь к усопшим и оказать им действительную помощь, лучше всего это может сделать через молитву о них, в особенности поминовением их на литургии, когда вынимаемые за живых и усопших частицы опускаются в Кровь Господню со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Ничего лучшего и большего не можем мы сделать для усопших, как молиться о них, подавая за них поминовение на литургии. В том они нуждаются всегда, а особенно в те сорок дней, в которые душа усопшего проходит свой путь до Вечных Обителей. Не чувствует ничего тогда тело, не видит собравшихся близких, не обоняет благоухания цветов, не слышит надгробных речей. Но ощущает душа возносимые о ней молитвы, благодарна бывает тем, кто их творит и духовно бывает близка им.
Родные и близкие усопших! Делайте для них то, что им нужно и что в ваших силах! Тратьте средства не на внешние украшения гроба и могилы, а на помощь нуждающимся, в память усопших близких, на церкви, где возносятся о них молитвы. Окажите милость усопшему, позаботьтесь о душе его. Всем нам предстоит тот путь; как будем тогда желать, чтобы молитвенно помянули нас! Будем же и сами милостивы к усопшим. Как только кто преставится, немедленно зовите или извещайте священника прочитать «Последование по исходе души», которое положено читать над всеми православными сразу по их кончине. Постарайтесь, чтобы, если есть возможность, отпевание происходило в церкви и до отпевания над покойником читалась Псалтирь. Отпевание может совершаться и не пышно, но обязательно полностью, без сокращения; думайте тогда не о себе и своих удобствах, а об усопшем, с которым прощаетесь навеки. Если одновременно в церкви несколько покойников, не отказывайтесь от того, чтобы их отпевали совместно. Лучше пусть отпевают сразу двух или больше покойников и еще горячее будет молитва собравшихся всех их близких, чем будут отпевать их по очереди и, не имея сил и времени, будут сокращать службу, когда каждое слово молитвы для усопшего есть как капля воды жаждущему. Обязательно позаботьтесь сразу о совершении сорокоуста, то есть ежедневном поминовении в течение 40 дней на литургии. Обычно в церквах, где происходит ежедневное священнослужение, отпетые там усопшие поминаются в течение сорока дней и больше. Если же отпевают в церкви, где нет ежедневной службы, близкие должны сами позаботиться и заказать сорокоуст там, где ежедневная служба. Хорошо посылать также на поминовение в монастыри и в Иерусалим, где постоянная молитва у святых мест. Но нужно сорокоуст начинать сразу после кончины, когда душа особенно нуждается в молитвенной помощи, и посему начать поминовение в ближайшем месте, где ежедневная служба.
Будем заботиться об уходящих в иной мир прежде нас, дабы для них сделать все, что можем, помня, что «Блажени милоствии, яко тии помиловани будут» (Мф. 5, 7).