человек с локальными повреждениями головного мозга является объектом изучения
Профессия нейропсихолога. Где пройти обучение и куда устроиться на работу?
В современном мире болезни постепенно перестают быть приговором для человека. Если раньше парализованный после инсульта взрослый или родившийся с ДЦП ребенок в большинстве случаев были лишены шанса на полноценную жизнь, то сегодня они успешно проходят реабилитацию. В решении этой непростой задачи им помогают специалисты, в том числе нейропсихологи.
Нейропсихолог – кто это? Чем занимается специалист?
Нейропсихология – наука, которая изучает взаимосвязь психических процессов человека с состоянием его мозга. Соответственно, нейропсихолог – это клинический психолог (или психолог, получивший квалификацию клинического), который знает особенности развития мозга, владеет методом нейропсихологической коррекции. Он может выполнять нейропсихологическую диагностику, выделять зоны головного мозга, которым требуется дополнительная нагрузка, составлять индивидуальные программы занятий для своих пациентов. В такую программу входят различные физические и интеллектуальные упражнения, в случае с детьми – игры.
Ваша заявка отправлена!
Хотите работать психологом и вести частную практику?
Мы подготовили для вас инструкцию о том, как найти первых клиентов и начать официально зарабатывать в частной практике.
Оставьте контакты, и мы отправим инструкцию вам на почту
С какими проблемами обычно обращаются к нейропсихологам?
Детские нейропсихологи чаще всего занимаются реабилитацией детей, у которых наблюдаются следующие заболевания и нарушения:
Ограниченные умственные способности (врожденные или приобретенные вследствие травм и заболеваний).
Проблемы с контролем поведения и внимания (синдром дефицита внимания и гиперактивности).
Проблемы в эмоциональной сфере.
Проблемы с социализацией.
Трудности в освоении школьной программы и т. д.
Нейропсихологи работают и со взрослыми пациентами, у которых отмечаются различные нарушения психических функций, связанные с поражениями головного мозга и ЦНС. Чаще всего это люди, которые восстанавливаются после инсультов, черепно-мозговых травм, нейрохирургических операций и т. д.
Чем отличается нейропсихолог от психолога?
Объект профессионального интереса психолога – это эмоционально-волевая сфера человека, его эмоциональные и личностные проблемы, поведение человека. К специалисту обычно обращаются те, у кого не получается наладить отношения с людьми, возникают страхи, комплексы, нарушения поведения и т. д.
Нейропсихолог же изучает связь психических процессов с разными участками головного мозга. Он проводит нейропсихологическую диагностику и на основе полученных данных составляет комплекс коррекционных упражнений, направленных на развитие отстающей или повреждённой психической функции.
Где учат на нейропсихологов?
Выучиться на нейропсихолога можно по программам высшего образования. Это займет 4-6 лет. Для поступления на нейропсихолога нужно сдавать математику, русский язык и биологию. Но так как специальность пока новая, она есть лишь в нескольких российский вузах, большая часть из которых находится в Москве. Жителям регионов гораздо удобнее получить диплом психолога, медика или другое высшее образование, а затем пройти обучение на нейропсихолога по программам профессиональной переподготовки. Тем более они реализуются и в дистанционном* формате.
При выборе программы обучения учитывайте вашу специальность, уровень подготовки. Также важно понимать, какие знания и навыки вам нужно получить, в какой области вы собираетесь работать.
Для поступления необходимо иметь:
высшее психологическое образование;
высшее медицинское образование и диплом интернатуры или ординатуры по неврологии или невропатологии;
любое высшее образование и диплом профессиональной переподготовки по психологии в объеме более 1000 часов.
Продолжительность курса – 4 месяца. В ходе обучения вы узнаете:
актуальные принципы нейропсихологии ;
клиническую картину локальных поражений мозга;
порядок работы мультидисциплинарной бригады врачей (МДБ);
задачи нейропсихолога при реабилитации людей с разными поражениями головного мозга;
классификацию реабилитационных методов нейропсихологии;
порядок помощи пациентам с диффузным поражением мозга и многое другое.
По окончании дистанционных* курсов вы получите диплом о профессиональной переподготовке. Он позволит вам претендовать на должность нейропсихолога в государственных и коммерческих учреждениях.
Если вы уже получили образование нейропсихолога в вузе и хотите освежить, актуализировать или углубить знания в конкретной профессиональной области, вам подойдут короткие программы повышения квалификации:
Окончив эти курсы, вы получите удостоверение о повышении квалификации.
Где работать с дипломом нейропсихолога? Сколько зарабатывают специалисты?
В основном специалисты работают в различных учреждениях системы здравоохранения – нейрохирургических клиниках, реабилитационных центрах. Детский нейропсихолог может устроиться на должность педагога-психолога в учреждения образования, в медико-психологические центры. Также можно оказывать услуги психологического консультирования, диагностики, терапии в частном порядке.
В Москве нейропсихологам предлагают зарплату от 40 000-50 000 до 80 000-100 000 рублей в месяц. В регионах вакансий меньше, а уровень заработка находится между 20 000 и 40 000-45 000 рублей в месяц. Частные специалисты проводят консультации по цене от 400 до 2 000-3000 рублей в час в зависимости от уровня образования, стажа, наличия рекомендаций.
Нейропсихология – активно развивающаяся наука, в которой очень много направлений для профессионального роста и развития. Можно вести не только практическую деятельность, но и заниматься научными исследованиями, например, изучать взаимосвязь мозговых функций с самыми разными болезнями – от потери памяти до СПИДа. Поэтому специалистам, которые работают в области медицинской психологии, стоит уже сейчас задуматься о знакомстве с этим перспективным направлением.
* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Нейропсихологическая диагностика и реабилитация пациентов с нарушениями сознания после повреждения головного мозга
Общая информация
Краткое описание
Всероссийское общество неврологов
КЛИНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И РЕАБИЛИТАЦИЯ ПАЦИЕНТОВ С НАРУШЕНИЯМИ СОЗНАНИЯ ПОСЛЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА (Москва 2016)
на VII международном Конгрессе «Нейрореабилитация-2015» г.Москва, 03.06.2015г
Задача разработчиков клинических рекомендаций заключается в донесении до специалистов определенных правил и стандартов, выполнение которых позволит обеспечить раннее восстановление пациента и защитит от неизбежных побочных эффектов, связанных с лечением и стационированием. Рекомендации прошли процессы авторской разработки, редактирования и рецензирования под руководством председателей профильных комиссий по медицинской психологии и медицинской реабилитации Экспертного совета Минздрава России. Пересмотр рекомендаций осуществляется по мере получения новых клинических данных, обобщений приобретенного опыта, но не реже чем 1 раз в 5 лет.
6. Клинические рекомендации «Нейрореабилитация в нейрохирургии» [http://ruans.org/Documents]
Обязательная составляющая модели | Описание составляющей |
Клиническая ситуация | Состояния после повреждения головного мозга различной этиологии |
МКБ-10 | C69-C72; D32, D33; G00-G09; G20-G26; S00-S09; T36-T50 |
Исключаются группы заболеваний согласно МКБ-10 | Нет |
Домены МКФ, связанные с диагностикой сознания | |
Этапы реабилитации (Приказ МЗ РФ № 1705н от 29.12.2012) | 1,2,3 |
Возраст пациента | От 18 лет |
МАРШРУТНАЯ КАРТА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С ПОВРЕЖДЕНИЯМИ ГОЛОВНОГО МОЗГА
Нарушения сознания подразделяют на следующие группы: 1) синдромы угнетения/выключения сознания (иногда обозначаемые как «количественные нарушения сознания»); 2) синдромы спутанности и помрачения сознания (иногда обозначаемые как «качественные нарушения сознания»; 3) посткоматозное бессознательное (вегетативное) состояние; 4) синдромы реинтеграции сознания после выхода из вегетативного состояния (Доброхотова Т.А. и соавт., 2006).
• ЭЭГ, характерное для бодрствования
• Наличие (в случае необходимости) психологически обоснованного вывода о дисфункции соответствующих мозговых зон.
Цели клинико-психологической и нейропсихологической реабилитации пациентов с нарушениями сознания:
• Обучение действиям или операциям 4 (в зависимости от поставленных реабилитационных целей).
1 Клинико-психологическое заключение и нейропсихологическое заключение, как правило, являются составными частями общего заключения медицинского психолога.
Диагностика
6) Шкала активации (0-3 балла)
— четкая локализация в зависимости от модальности (зрительная, тактильная, слуховая, болевая) стимула (ориентировочные реакции).
• Повторного обследования для оценки динамики восстановительного процесса с указанием сроков, в которые необходимо провести повторное обследование
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДИАГНОСТИКИ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМ ВЕРБАЛЬНЫМ КОНТАКТОМ/С НИЗКИМ УРОВНЕМ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЛИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ ПЕРВИЧНЫМИ ПОВРЕЖДЕНИЯМИ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА
Переход больного на уровень состояния минимального сознания с возможностью выполнения инструкций позволяет проводить раннее нейропсихологическое обследование. Следует учесть, однако, что полная нейропсихологическая диагностика на данном этапе ограничена как вследствие неполного восстановления сознания, так и сопутствующих нарушений (первичные поражения анализаторных систем, двигательные расстройства различного генеза). В этот период пациенты не доступны полному вербальному контакту. Сохранным может быть лишь понимание речи и выполнение простых инструкций. Это в свою очередь требует адаптации классических методик нейропсихологического обследования. Таким образом, нейропсихологические методики первичного обследования должны быть:
Таким образом, основной задачей проведения нейропсихологического обследования является выявление первичных и вторичных нарушений высших психических функций.
Приводим пример адаптации материала для исследования нарушений высших психических функций детей с тяжелой черепно-мозговой травмой (Фуфаева Е. В., 2012):
• патологическая инертность психических процессов (выбор одного и того же предмета).
• патологическая инертность психических процессов;
По мере восстановления возможностей пациента пробы для нейропсихологической диагностики начинают подбираться все в большем соответствии с классической схемой проведения нейропсихологического исследования (см. Приложение 3).
Количественная оценка может осуществляться по разработанному H.S.Levin и соавт. (1979) опроснику Galveston Orientation and Amnesia Test (Белова А. Н., 2000) во взрослом возрасте и Children’s Orientation and Amnesia Test (Ewing-Cobbs L., 1990) в детском возрасте.
Медицинская реабилитация
• Соматическая терапия биосинтез (Д.Боаделла, 1987), бодинамический подход (Л.Марчер, 2010), элементы танатотерапии (В. Ю. Баскаков, 2007)
Все применяющиеся стимулы можно разделить на две группы. Первая — неречевые воздействия, среди которых выделяют тактильные, слуховые, зрительные, эмоциональные и другие стимулы, в качестве которых может выступать и вся окружающая ситуация в целом. Во вторую группу объединены речевые воздействия: обращения к больному, инструкции (просьбы), вопросы, информационные сообщения, разъяснительные и коррекционные беседы.
— двигательной (ощупывание, хватание предметов, находящихся в пределах кровати и т.д.).
Программа психостимулотерапии должна подбираться индивидуально для каждого пациента, проводиться в зависимости от состояния пациента и поставленных междисциплинарной командой реабилитационных целей.
Важной проблемой, возникающей в связи с вопросом об эффективности реабилитации пациентов в сниженных состояниях сознания, является проблема длительности качественного перехода от одно стадии восстановления сознания к последующей. Для такой наиболее тяжелой категории пациентов расширение возможностей пациента, проявление минимальных изменений в рамках одной стадии восстановления сознания является одним из главных критериев эффективности проводимых мероприятий.
Часто возникающей проблемой в работе с такими больными является неполное понимание родными и близкими пациента имеющихся расстройств и путей их преодоления. Рекомендуется обеспечивать информацией пациентов и людей, ухаживающих за ними.
• Снятие психологического стресса, работа с эмоциональными реакциями родных и близких
Информация
Источники и литература
Информация
Данные рекомендации были изменены в соответствии с «Требованиями к оформлению клинических рекомендаций для размещения в Рубрикаторе» (письмо Первого заместителя Министра здравоохранения РФ Каграманяна И.Н. от 01.09.2016 №17-4/10/1-4939; письмо директора Департамента организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Камкина Е.Г. и директора Департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Байбариной Е.М. от 08.09.2016 № 17-04-11541).
Системные нарушения психических функций при локальных поражениях мозга
В рамках проекта «Системные нарушения психических функций при локальных поражениях головного мозга» развивается несколько научных направлений. Общим объектом исследований, входящих в данный проект, является строение и мозговая организация когнитивных психических процессов человека в норме и при органических поражениях головного мозга, что в отдельных направлениях конкретизируется в таких частных объектах, как межфункциональные связи мнестических и языковых процессов, структура нарушения высших психических функций при афазии и апраксии, критерии выделения нейропсихологического фактора и синдрома.
Общая цель проекта – исследовать на новом эмпирическом материале системное строение высших психических функций и закономерности их нарушений на основе отечественного методологического подхода к изучению психики как целостной и целенаправленной деятельности в интеграции с когнитивной методологией. А именно: получить экспериментальные данные о зависимости строения высших психических функций от задачи деятельности на примере функций письма и праксиса, о функциональной и структурной взаимосвязи мнестических и языковых процессов, а также эмпирически проверить целостность пространственного синдрома; провести теоретическое исследование развития представлений о проблеме локализации высших психических функций, неразрывно связанной с взглядами на строение психики.
В процессе работы использовались экспериментальные и диагностические методы нейропсихологического обследования, методы регистрации движений глаз.
В рамках направления «Исследование взаимосвязи рабочей памяти и языка в норме и при афазии» были описаны особенности нарушения рабочей памяти и ее компонентов при локальных поражениях головного мозга, а именно, значительное снижение отдельных показателей рабочей памяти у испытуемых с афазией; выявлены различия в отношении показателей рабочей памяти между пациентами с передними и задними формами афазии; выявлены особенности протекания лексического доступа у больных с речевыми нарушениями по сравнению с нормой; описано влияние нарушений компонентов рабочей памяти на лингвистические процессы при локальных поражениях головного мозга; установлена связь между компонентами рабочей памяти и успешностью языковой обработки в норме.
В рамках направления «Афазии: зависимость структуры нарушений от содержания письменных задач» было показано качественное своеобразие нарушений письма у пациентов с сенсорной афазией при выполнении пациентами «традиционных» диагностических письменных заданий и «нетрадиционных», актуализирующих культурно заданные функции письма, т.е. подтверждены гипотезы об изменении психологической структуры письма в условиях различных по содержанию задач; описаны и проанализированы различные типы ошибок письма.
В рамках направления «Влияние задачи произвольного движения на структуру апраксий» были сформированы и апробированы в пилотном исследовании диагностические и экспериментальные методики исследования праксиса, сочетающие как отечественные, так и зарубежные способы оценки апраксий; в том числе была разработана и апробирована экспериментальная методика, направленная на выявление влияния содержания двигательной задачи на структуру нарушения праксиса.
В рамках направления «Методология синдромного анализа в теории системно-динамической локализации высших психических функций» была проведена теоретическая работа по анализу способа выделения нейропсихологического фактора и нейропсихологического синдрома в рамках теории системно-динамической локализации функций, в частности, описаны основные этапы взаимного выделения нейропсихологического фактора и нейропсихологического синдрома.
В рамках направления «История исследования проблемы мозговой локализации психических функций» был реконструирован общий ход развития исследований по проблеме локализации психических функций с древнейших времен до начала ΧΧ века, в особенности детально – в период с XIX до начала XX в.; начато исследование истории постановки проблемы локализации в античной науке, теоретических и эмпирических оснований первого этапа ее решения, закончившегося в поздней античности локализацией психической деятельности в головном мозге.
Системные нарушения психических функций при локальных поражениях головного мозга
По результатам 2011 года в рамках проекта «Системные нарушения психических функций при локальных поражениях головного мозга» было открыто несколько научных направлений, объединенных осознанием необходимости формирования интегративного понимания феномена человека, попытками выстроить системное знание о закономерностях и уровнях функционирования человеческой психики. Объектом исследования является строение и мозговая организация когнитивных психических процессов человека в норме и при органических поражениях головного мозга. Цель группы исследований, входящих в данный проект, – изучение зависимости строения нарушения высших психических функций от задачи деятельности (на примере функций письма и праксиса), а также функциональной и структурной взаимосвязи мнестических и языковых процессов.
Для изучения строения и мозговой организации психических функций объединяются достижения сразу ряда наук: психологии, лингвистики, нейроанатомии, нейрофизиологии, психиатрии и др.
В настоящее время в качестве весьма перспективных указываются работы, сочетающие в себе данные лингвистических, психологических и неврологических исследований. Поэтому в рамках одного из направлений, заявляемого проекта осуществляется изучение структурно-функциональной взаимосвязи между вербальными и невербальными психическими процессами, а именно, межфункциональной взаимосвязи рабочей памяти и речи в норме и на материале локальных повреждений мозга. Эмпирической базой исследования являются данные историй болезни стационарных отделений Центра патологии речи и нейрореабилитации (г. Москва), а также результаты экспериментальных исследований пациентов с органическими поражениями мозга и группы нормы.
В результате научной работы по направлению «Исследование взаимосвязи рабочей памяти и языка в норме и при афазии» в 2011 году выявлено, что объем рабочей памяти определяется разными механизмами внимания и принципиально не зависит от модальности самого задания. Установлена связь объема рабочей памяти с возрастом человека, вниманием, успешностью лексической обработки информации. Было показано, что здоровые люди с большим объемом рабочей памяти более успешно разрешают лексическую неоднозначность, чем люди с меньшим объемом рабочей памяти. Эти результаты указывают на наличие прямой связи между показателями рабочей памяти и успешностью языковой обработки на лексическом уровне. Указанные результаты имеют важное значение для диагностической практики пациентов с локальными поражениями мозга. До сих пор речь и мнестические процессы диагностировались в клинике как относительно независимые. Данные исследование указывают на тесную и многостороннюю связь между речью и мнестическими функциями, что побуждает к созданию специализированных диагностических методов, оценивающих системные межфункциональные связи между речью и памятью.
Другим направлением исследований, которое служит дополнением к принципу междисциплинарности научных разработок является изучение влияния задачи на продуктивность осуществления психических функций при органических поражениях мозга.
В отечественной психологии и физиологии активность субъекта, направленная на реализацию задач и достижение полезного результата, традиционно рассматривается в качестве детерминанты динамического строения психических функциональных систем (Леонтьев, Запорожец, 1945; Бернштейн, 1947; Леонтьев, 1965; Ухтомский, 1966; Зинченко, 1961; Гиппенрейтер, 1978; Анохин, 1980; Запорожец, 2000). Совмещение вышеописанных подходов открывает новые возможности интерпретации уже существующих фактов, а также поможет осветить новые, ранее не изученные стороны когнитивных функций. Поэтому следующие два направления в рамках заявляемого проекта является изучение организующего влияния задачи деятельности на структуру нарушения произвольных движений и письма. В результате исследований по направлению «Афазии: зависимость структуры нарушений от содержания письменных задач» показано, что психологическая структура нарушений письменной речи при органических поражениях мозга имеет специфические закономерности, обусловленные содержанием письменных задач. Механизм нарушений письменной речи проявляется в общих закономерностях как в группе традиционных письменных заданиях, так и заданиях, актуализирующих различные функции письма. Также при исследовании пациентов с сенсорной и моторной афазией было выявлено наличие статистически значимых количественных различий в характере нарушений письма при выполнении различных по содержанию письменных задач. Были обнаружены различия в структуре наблюдаемых дефектов письма при сравнении больных с моторной и сенсорной афазиями.Изменение числа ошибок в зависимости от заданий, уравненных по формальным лингвистическим показателям, свидетельствует о функциональных перестройках психологической структуры письма в условиях различных письменных задач.
Приведенные данные о влиянии типа задания на механизм реализации письма при афазии позволяют повысить диагностические возможности нейропсихологических методик и разработать принципы реабилитации высших психических функций в клинике локальных поражений мозга, основанные на реорганизации психических процессов путем изменения содержания задачи деятельности.
Результатом исследования по направлению «Влияние задачи произвольного движения на структуру апраксий» является разработка гипотез исследования. Они заключаются в следующих утверждениях: а) Задача движения изменяет структуру психологического дефекта при апраксии; б) Существуют общие закономерности нарушения произвольных движений в условиях разных по содержанию двигательных задач независимо от формы апраксии. Вторым важным результатом исследования является разработка методики и экспериментального плана.
Результаты исследований используются в курсах «Нейропсихология» и «Клиническая и специальная психология» на факультете психологии НИУ ВШЭ.