чем полезна модель смешанного обучения ротация станций
Лучшие практики «ЯКласс»: модели смешанного обучения
Пандемия изменила взгляд на современное образование: теперь, помимо традиционного очного обучения, всё более популярным становится смешанный формат, при котором учёба «лицом к лицу» дополнена цифровыми ресурсами. В новом выпуске «лучших практик» — разбор моделей смешанного обучения, которые каждый педагог может использовать в своей работе.
Структура смешанного обучения может варьироваться. Существует множество форм и способов организации этого подхода — Институтом Клейтона Кристенсена выделено более 40 моделей, но не все они одинаково эффективны.
В лучших моделях присутствуют персонализация, развитие личной ответственности за собственное обучение, переход каждого ребёнка к изучению нового материала только после того, как он подтвердит овладение предыдущим. Важную роль в смешанном обучении играет проектная практико-ориентированная работа (не только индивидуальная, но преимущественно коллективная).
Мы выделим базовые модели внедрения смешанного обучения в школе, которые позволяют достичь максимального результата, — это «ротация станций» и «перевёрнутый класс».
Модель «Смена рабочих зон, или ротация станций»
«Ротация станций» — одна из самых популярных моделей смешанного обучения, позволяющая ученикам переходить от станции к станции по фиксированному расписанию. За отведённое учебное время дети успевают поработать с учителем в группе, самостоятельно выполнить задания онлайн, заняться проектной деятельностью, применить свои знания на практике и сотрудничать с другими учениками.
Модель «Ротация станций» даёт возможность проявить самостоятельность и ответственность каждому ученику, обеспечивает дифференцированный подход, развивает навык работы в группе. Она подходит для всех школьников, и её можно использовать уже в конце первого класса. При использовании этой модели важно делить класс на группы не по текущей успеваемости, а по усвоению конкретной темы урока.
С чего начать подготовку к уроку по модели «Смена рабочих зон»
1. В первую очередь определите для себя, на каком уроке и с какой темой вам и детям было бы интересно работать по группам.
На этапе освоения новой технологии проводить такие уроки каждый день будет непросто. Поэтому лучше запланировать три–четыре урока на одну четверть и затем проанализировать результаты: что у вас получилось реализовать, а что нет и почему, как можно это исправить. Оцените, как отреагировали ваши ученики на новую форму обучения: приняли они её или нет, включились ли в работу сразу, соблюдая заранее оговоренные правила, или нет, получилось ли у них достичь запланированных результатов.
2. Выбор средств обучения. Определение и анализ планируемых образовательных результатов и формулировка цели урока.
На данном этапе важно понимать, каких результатов (предметных, метапредметных, личностных) могут достичь учащиеся, какие задачи решает дистанционное обучение, какие темы вызывают максимальное затруднение.
При проектировании урока необходимо определить, какую часть учебного материала дети будут изучать вместе с вами, какую вы предложите для самостоятельного изучения в онлайн-среде, а какая предназначена для проектной работы. Выберите темы, которые просто освоить в дистанционном формате. Важно сделать материал для самостоятельного овладения максимально интересным. Проблемное построение, использование загадки, истории — такие традиционные приёмы работают и в цифровой среде. Игровые технологии и соревновательный момент здесь тоже важны. На «ЯКласс» есть раздел «ТОПы», в котором каждый пользователь (и учитель, и ученик) может посмотреть рейтинг одноклассников, класса и школы.
Использование данной модели позволяет получить следующие преимущества:
Модель «Перевёрнутый класс»
«Перевёрнутый класс» — это модель смешанного обучения, которая позволяет «перевернуть» учебный процесс следующим образом: вместо домашнего задания учащиеся смотрят короткие видеолекции в интернете (самостоятельно проходят теоретический материал), а всё аудиторное время, когда преподаватель рядом, используется для совместного выполнения практических заданий. Эту форму часто сравнивают с решением домашнего задания в классе (отсюда и название «перевёрнутый класс»).
В перевёрнутом обучении освоение новой темы начинается с того, что ученик получает домашнее задание и изучает теоретический материал. Но можно ли это сделать с помощью одного только учебника? Вряд ли, потому что зачастую эти тексты мало подходят для самостоятельной работы ребёнка.
Оптимальная форма освоения теории в домашнем задании — небольшие видеоролики. Это может быть скринкаст на основе презентации, озвученный учителем, или фрагмент учебного фильма, отобранный учителем для конкретного урока (в расширенном функционале Я+ также есть видеолекции от «ИнтертнетУрок»). Будет ли хорошим вариантом видеозапись объяснения у доски? Возможно и такое. Каждый выбирает для себя ответ сам с учётом специфики предмета и темы.
Для того чтобы ученик мог убедиться в том, что он разобрался с темой, можно непосредственно в видеоролике после объяснения оставить небольшие задания: предложить ученикам поставить видео на паузу, выполнить упражнения и сверить свои решения с ответами, которые предложены тут же.
Как домашнее задание попадёт к ученику? Современный учитель вряд ли выбрал бы такой нетехнологичный путь, как запись ссылки на домашнее задание на доске. Но электронный дневник снимает эту проблему: можно просто разместить ссылки в нём.
Ученикам будет удобнее, если дополнительно собрать материалы в одном месте: на личном сайте учителя, в блоге, в беседе «ВКонтакте» или просто в документе Google. Тогда всё изученное всегда будет перед глазами и в любой момент можно будет легко вернуться к нужной теме.
Модель «перевёрнутый класс» подходит для дистанционного обучения гораздо лучше, чем традиционный урок с объяснением нового материала. Педагог может оптимизировать рутинные задачи и использовать готовые уроки с любой из доступных цифровых платформ. В этом случае на онлайн-уроке он должен обязательно взаимодействовать с обучающимися: настроить их на работу, часто обращаться с вопросами, разбирать задания и т. д.
Преимущества «перевёрнутого класса»:
Уже восемь лет мы внедряем практики смешанного обучения в образовательный процесс — 480 тысяч учителей из 39 тысяч школ пользуются нашим ресурсом. Чтобы помочь вам перейти на новый формат обучения без проблем, эксперты «ЯКласс» подготовили подробные методические рекомендации.
Преимущества модели смешанного обучения «Ротация станций»
В рамках Дня открытых дверей Кыринской СОШ мною был проведён открытый урок русского языка на тему: » Тип речи: рассуждение». Данный урок получил массу положительных отзывов коллег и учеников.
«Ротация станций», или «Смена рабочих зон» — модель смешанного обучения, когда учитель делит класс на группы, и ребята в течение урока работают с разными источниками информации, в том числе цифровыми ресурсами. Главный плюс такого подхода — развитие у учеников информационной грамотности: поиска и анализа сведений.
Что такое «Ротация станций»?Название говорит само за себя: в течение урока ребята по очереди работают в разных рабочих зонах. Основных станций три: зона работы онлайн, зона работы с учителем и зона работы в группах. Чтобы их оборудовать, учителю надо поделить кабинет на три части. Класс тоже делится на три команды — по количеству станций. В течение урока каждая группа должна по очереди побывать во всех рабочих зонах. Учитель определяет, какие задания ребята будут выполнять на станциях и с какими источниками информации работать.В основе урока — единая учебная задача, которую класс стремится решить.Преимущества модели Ученики развивают информационную грамотность — сегодня практически любые сведения есть в открытом доступе, но важно определить нужные для решения конкретной задачи. На одном занятии ребята приобретают опыт работы с разными источниками информации. Школьники учатся анализировать тексты в разных форматах — это полезно в том числе для решения многих заданий единых госэкзаменов.
Чем полезна модель смешанного обучения ротация станций
РИП «Функциональная грамотность школьника» запись закреплена
Фоксфорд.Учителю
«Ротация станций», или «Смена рабочих зон» — модель смешанного обучения, когда учитель делит класс на группы, и ребята в течение урока работают с разными источниками информации, в том числе цифровыми ресурсами. Главный плюс такого подхода — развитие у учеников информационной грамотности: поиска и анализа сведений. О том, как работать по модели «Ротация станций», рассказал учитель истории и обществознания Ришат Калимуллин, лауреат конкурса «Учитель года — 2016».
Что такое «Ротация станций»
Название говорит само за себя: в течение урока ребята по очереди работают в разных рабочих зонах. Основных станций три: зона работы онлайн, зона работы с учителем и зона работы в группах. Чтобы их оборудовать, учителю надо поделить кабинет на три части. Класс тоже делится на три команды — по количеству станций. В течение урока каждая группа должна по очереди побывать во всех рабочих зонах. Учитель определяет, какие задания ребята будут выполнять на станциях и с какими источниками информации работать.
В основе урока — единая учебная задача, которую класс стремится решить. Темой занятия по модели «Ротация станций» может быть разноплановый вопрос открытого типа. Например, какие факторы влияют на экологическое состояние окружающей среды города. На каждой станции ребята будут собирать информацию, нужную для ответа на главный вопрос урока. В конце можно устроить рефлексию или совместное обсуждение.
Ученики развивают информационную грамотность — сегодня практически любые сведения есть в открытом доступе, но важно определить нужные для решения конкретной задачи.
На одном занятии ребята приобретают опыт работы с разными источниками информации.
Школьники учатся анализировать тексты в разных форматах — это полезно в том числе для решения многих заданий единых госэкзаменов.
Вводная часть — учитель подводит ребят к главному вопросу урока, на который они должны дать развёрнутый и аргументированный ответ. Педагог напоминает уже пройденный, но связанный с темой материал. Затем он чётко обозначает вопрос урока и вместе с ребятами обсуждает, что именно они ищут, какими могут быть ответы. Далее учитель делит ребят на группы, выдаёт им маршрутные листы и инструкции. Так ученики понимают, в какой очерёдности их команда посещает станции и чем там занимается. Делить ребят на группы лучше по определённому критерию, например по уровню подготовки.
Рабочие станции. Наполнение станций определяет учитель в зависимости от типа урока, учебных целей, темы и предмета. Основных станций три, однако их может быть больше. Есть несколько способов, как организовать такую работу.
Зона работы с учителем. Содержание этой станции может меняться — в зависимости от группы. Например, если учитель делит ребят по уровню подготовки, лучше сразу отправить туда учеников послабее. Здесь педагог помогает составить план учебной деятельности, говорит о сложностях, с которыми школьники могут столкнуться в других рабочих зонах. Хорошо, если учитель в конце урока найдёт время на обсуждение результатов конкретно с этой группой. Для остальных групп учитель может устроить в этой зоне рефлексию и анализ полученной информации. Например, задать наводящие вопросы: «Верно ли, что…?», «Насколько я понял…?», «Зачем лично мне нужно знать…?». Кроме того, некоторые педагоги используют зону работы с учителем для объяснения сложного материала, который тяжело понять самостоятельно.
Зона работы онлайн. Для организации этой станции нужны планшеты или компьютеры/ноутбуки. Обычно для работы хватает шести штук. Здесь ребята взаимодействуют с цифровыми ресурсами: смотрят видеоролики, создают свой контент на различных платформах, проходят викторины и обучающие игры, занимаются скрайбингом. Что именно будут делать ученики, зависит от задумки учителя. Главное — ребята должны обсуждать и анализировать получаемую информацию, а не пассивно её воспринимать. Чтобы ученики обменивались мнениями внутри своей группы, можно создавать чаты.
Зона работы в группах. На этой станции ребята могут вместе выполнять какое-то задание, обсуждать разные теории и концепции. Например, какие есть плюсы и минусы правления Петра I. Возможен другой формат станции — выполнение небольшой проектной работы. В этом варианте ученики в группе должны распределить между собой роли, зоны ответственности за разные части работы. Такой коллективный труд помогает ребятам развивать навыки планирования, лидерские качества.
Перечисленные зоны — основные, однако учитель может делать больше станций. Например, я на своих уроках иногда организую зону работы с историческими источниками, зону работы с текстом, зону проектно-исследовательской деятельности.
На конкурсе «Учитель года — 2016» я проводил демонстрационный урок именно по модели «Ротация станций». Кратко расскажу об этапах этого занятия на тему «Византийская империя при Юстиниане».
1. Распределил ребят по группам. Для этого раздал каждому ученику карточку с одним из признаков государства. Их можно было поделить на три группы: символы государства, органы управления, признаки территории и суверенитета. Ребята должны были выйти на середину класса, показать друг другу карточки, чтобы понять, по какому принципу они розданы.
2. В ходе обсуждения ученики вспомнили ранее изученный материал, который им пригодится на этом уроке. Так, ребята назвали государства, которые проходили ранее, в том числе единую Римскую империю, разделившуюся на две части. Одна из них пала, а вторая активно развивалась.
3. Подвёл ребят к главному вопросу урока: «Почему Византийской империи удалось выстоять под ударами варваров и успешно развиваться на протяжении последующих веков?». Организовал совместное обсуждение, почему так получилось. Ребята выдвинули несколько гипотез, тем самым наметили направления для поиска ответа. Были варианты: эффективная система управления, особые географические условия, успешная внешняя политика.
4. Отправил группы работать на станциях, выдав маршрутные листы. В зоне цифровых источников ученики смотрели видеоролик о том, какой была система управления Византийской империей. В зоне групповой работы ребята изучали внешнюю политику Юстиниана по историческим документам. В зоне работы с текстами ученики работали с отрывком из учебника и картой, иллюстрирующей географическое положение Византии.
5. Группы не переходили по разным станциям, как в традиционной модели. Именно поэтому я снова перемешал ребят, чтобы они рассказали друг другу полученную информацию на разных станциях. В новых группах они должны были выполнить задание: записать все факторы, повлиявшие на развитие Византии.
А вы проводите уроки по модели «Ротация станций»?
Название говорит само за себя: в течение урока ребята по очереди работают в разных рабочих зонах. Основных станций три: зона работы онлайн, зона работы с учителем и зона работы в группах. Чтобы их оборудовать, учителю надо поделить кабинет на три части. Класс тоже делится на три команды — по количеству станций. В течение урока каждая группа должна по очереди побывать во всех рабочих зонах. Учитель определяет, какие задания ребята будут выполнять на станциях и с какими источниками информации работать.
В основе урока — единая учебная задача, которую класс стремится решить. Темой занятия по модели «Ротация станций» может быть разноплановый вопрос открытого типа. Например, какие факторы влияют на экологическое состояние окружающей среды города. На каждой станции ребята будут собирать информацию, нужную для ответа на главный вопрос урока. В конце можно устроить рефлексию или совместное обсуждение.
1️⃣ Ученики развивают информационную грамотность — сегодня практически любые сведения есть в открытом доступе, но важно определить нужные для решения конкретной задачи.
2️⃣ На одном занятии ребята приобретают опыт работы с разными источниками информации.
3️⃣ Школьники учатся анализировать тексты в разных форматах — это полезно в том числе для решения многих заданий единых госэкзаменов.
Название говорит само за себя: в течение урока ребята по очереди работают в разных рабочих зонах. Основных станций три: зона работы онлайн, зона работы с учителем и зона работы в группах. Чтобы их оборудовать, учителю надо поделить кабинет на три части. Класс тоже делится на три команды — по количеству станций. В течение урока каждая группа должна по очереди побывать во всех рабочих зонах. Учитель определяет, какие задания ребята будут выполнять на станциях и с какими источниками информации работать.
В основе урока — единая учебная задача, которую класс стремится решить. Темой занятия по модели «Ротация станций» может быть разноплановый вопрос открытого типа. Например, какие факторы влияют на экологическое состояние окружающей среды города. На каждой станции ребята будут собирать информацию, нужную для ответа на главный вопрос урока. В конце можно устроить рефлексию или совместное обсуждение.
1️⃣ Ученики развивают информационную грамотность — сегодня практически любые сведения есть в открытом доступе, но важно определить нужные для решения конкретной задачи.
2️⃣ На одном занятии ребята приобретают опыт работы с разными источниками информации.
3️⃣ Школьники учатся анализировать тексты в разных форматах — это полезно в том числе для решения многих заданий единых госэкзаменов.
Название говорит само за себя: в течение урока ребята по очереди работают в разных рабочих зонах. Основных станций три: зона работы онлайн, зона работы с учителем и зона работы в группах. Чтобы их оборудовать, учителю надо поделить кабинет на три части. Класс тоже делится на три команды — по количеству станций. В течение урока каждая группа должна по очереди побывать во всех рабочих зонах. Учитель определяет, какие задания ребята будут выполнять на станциях и с какими источниками информации работать.
В основе урока — единая учебная задача, которую класс стремится решить. Темой занятия по модели «Ротация станций» может быть разноплановый вопрос открытого типа. Например, какие факторы влияют на экологическое состояние окружающей среды города. На каждой станции ребята будут собирать информацию, нужную для ответа на главный вопрос урока. В конце можно устроить рефлексию или совместное обсуждение.
1️⃣ Ученики развивают информационную грамотность — сегодня практически любые сведения есть в открытом доступе, но важно определить нужные для решения конкретной задачи.
2️⃣ На одном занятии ребята приобретают опыт работы с разными источниками информации.
3️⃣ Школьники учатся анализировать тексты в разных форматах — это полезно в том числе для решения многих заданий единых госэкзаменов.
Статья «Использование модели « Ротация станций» смешанного обучения для реализации требований ФГОС»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Использование модели « Ротация станций» смешанного обучения для реализации требований ФГОС
Чернова Наталья Владимировна,
МКОУ « Средняя общеобразовательная школа №3»
Федеральные образовательные стандарты прочно вошли в деятельность любого образовательного учреждения. Основным требованием новых стандартов является реализация системно-деятельностного подхода, который обеспечивает формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
На мой взгляд, наиболее эффективной формой проведения современного урока является смешанное обучение.
Смешанное обучение – это образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя (лицом к лицу), с онлайн-обучением, и предполагающий элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграция опыта обучения с учителем и онлайн.
Разница между видами смешанного обучения обуславливается процентом внедрения дистанционного обучения. По этому принципу выделяют 6 основных уровней смешанного обучения :
в основном материал изучается в школе и электронные ресурсы используются непосредственно в классе;
ротация— время между дистанционным и очным обучением разделяется примерно поровну;
онлайн-лаборатория — практически все время в классе занимает электронное обучение.
гибкий график — обучение проходит в основном дистанционно, но учитель сопровождает учеников на всех этапах, в том числе и с помощью очных консультаций;
дополнительные занятия — помимо основной программы, учащийся может привлекать посторонние ресурсы, например, выбирать специальные курсы, которых нет в его школе.
Смешанное обучение включает в себя 3 составляющие:
2) личное взаимодействие учителя и ученика;
3) интерактивное взаимодействие учителя и учащегося.
Основным требованием смешанного обучения является прекрасное владение прошлым материалом, необходимым для изучения нового.
Итак, остановимся на подготовке учителя для работы на станции он-лайн- обучения.
Какие же интернет-сервисы может использовать учитель при подготовке к уроку?
Учитель может ориентироваться на учебную платформу Лекта, на которой представлены учебники и пособия, методические материалы, курсы и вебинары, т.е. учителю оказывается всевозможная помощь. Можно также использовать другие учебные платформы («Учи.ру», « Я класс» ).
Формы подачи информации, представленные на сайте, могут быть :
Какие же интернет-сервисы и инструменты может использовать учитель при подготовке к уроку?
2) Сервисы для создания презентаций (либо бесплатные, либо платные и бесплатные)
Технология особенно облегчает запоминание материала для «визуалов», так как все события представлены на ленте наглядно. Сервис для создания лент достаточно простой, можно созданную на ленте информацию распечатать.
Возможность организации групповой работы в сервисе.
Форма учебного взаимодействия может быть индивидуальной, парной, групповой, коллективной. Можно выполнять проекты в группах, мини-группах.
Сервисы для создания хроник
myhistro.com (не только хроника, но и интерактивная картография)
Prezi – это облачный сервис, который служит для создания интерактивных презентаций
в)Журналы с эффектом перелистывания(calameo)
3) Конструктор курсов Степик ( адрес: https://stepik.org )
Данный конструктор позволяет любому зарегистрированному пользователю создавать интерактивные обучающие уроки и онлайн-курсы, используя видео, тексты и разнообразные задачи с автоматической проверкой и моментальной обратной связью. В процессе обучения ученики могут вести обсуждения между собой и задавать вопросы преподавателю на форуме.
4) Онлайн-конструктор учебных тренажёров. ( адрес: https://etreniki.ru/ )
еТреники — это онлайн-конструктор учебных тренажёров. Здесь, с помощью интернет-браузера, вы сможете конфигурировать небольшие веб-приложения — тренажёры.Каждый тренажёр получает на сайте уникальный код и доступен всем желающим. Вам остается только поделиться ссылкой.
5) Проверка знаний Тест создан с использованием Форм Google
6) https://dictation.io/ ( очень хороший сервис, учитель « наговаривает» материал, а компьютерная программа сама переводит его в текст )
Приведу пример урока математики в 6 классе по теме «Переместительное и сочетательное свойства умножения. Коэффициент». Перед уроком дети были поделены на три группы. (Примеры деления на группы можно увидеть в Приложении 3 ). В начале урока, на этапах актуализации опорных знаний (фронтальная работа), при работе над новым понятием («коэффициент»), а также при первичном закреплении, дети работали вместе с учителем, затем проходит работа по группам (зонам). В каждой зоне учащиеся работают по 7 минут, затем по сигналу переходят в следующую зону.В конце урока дети выполняют небольшую проверочную работу по изученному материалу, и на этапе рефлексии высказывают свое мнение о пройденном уроке, о проделанной ими работе, используя оценочные листы.
На мой взгляд, данная форма обучения является наиболее приемлемой в современных условиях обучения, так как сочетает в себе такие виды деятельности, как индивидуальная работа, групповая работа, работа с учителем, то есть на одном уроке дети «проходят» изучаемый материал, представленный различными заданиями и видами деятельности, как минимум три раза.
1.Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.Математика, 6 класс: Учебник для общеобразовательных организаций.-М.: Издательский центр « Вентана-Граф», 2016.
2. https://infourok.ru/webinar/79.html/ Видеолекция «Смешанное обучение как способ реализации ФГОС».
3. https://gym1531sv.mskobr.ru/files/FGOS_SO%20%281%29.pdf Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования
Виды модели « Ротация станций» Приложение 1.