чеменева столмакова система обучения плаванию детей дошкольного возраста
Программа дополнительного образования по физической культуре «Обучение плаванию детей дошкольного возраста «Капелька»
Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Фролкиной Инессой Владимировной, инструктором по физической культуре МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 8 «Теремок» г.о. Подольска Московской области. Сегодня Инесса Владимировна познакомит вас с программой дополнительного образования по физической культуре «Обучение плаванию детей дошкольного возраста «Капелька». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ.
Краткий комментарий к статье от Инессы Владимировны:
«Полноценное использование игры, как основного метода в работе с дошкольниками, повлекло за собой необходимость разработки игровой программы обучения и оздоровления детей дошкольного возраста в процессе занятий плаванием».
Профессионального чтения…
Программа дополнительного образования по физической культуре «Обучение плаванию детей дошкольного возраста «Капелька»
Пояснительная записка
Одно из основных направлений работы образовательной деятельности МДОУ №8 «Теремок» является физкультурно-оздоровительное, ориентированное на эффективное физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка. В процессе решения этой задачи особое внимание уделяется усилению образовательного потенциала физической культуры через использование альтернативных методов и приёмов, дополняющих и обогащающих традиционные формы детской деятельности в условиях образовательного учреждения. Одна из них – это занятия плаванием.
Программа физкультурно-оздоровительного кружка по плаванию «Капелька», осуществляется на основе программы «Система обучения плаванию для детей дошкольного возраста» А.А. Чеменевой, Т.В. Столмаковой, которая не является основной образовательной программой по плаванию МДОУ №8 «Теремок».
Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с учетом требований Положения о порядке формирования программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях городского округа Подольск. Программа реализуется в рамках дополнительного образования в МДОУ детский сад комбинированного вида №8 «Теремок».
Актуальность
Организация данного кружка обусловлена не только недостаточным количеством практических часов, но и продиктовано нарастающей гиподинамией, большим процентом часто болеющих детей, и прежде всего жизненной необходимостью этого навыка для всех людей и особенно для детей.
Игры на воде являются наиболее эффективным средством начального обучения плаванию. Они формируют у детей самые первые, необходимые для плавания движения, дают начало развитию физических качеств. С помощью игр у детей воспитываются воля, характер, чувство товарищества, коллективизма. Важнейшее значение этих игр состоит в том, что они одновременно развивают и моторную и психическую сферы деятельности ребенка.
Цели и задачи.
Целью программы «Капелька» является: повышение эффективности процесса физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста посредством применения игрового метода на занятиях по плаванию.
Достижение цели обеспечивается через реализацию основных задач:
Отличительная особенность данной программы
Физкультурно-оздоровительный кружок «Капелька» является одной из форм по оздоровлению и укреплению детского организма, гармоничного психофизического развития.
Деятельность физкультурно-оздоровительного кружка осуществляется на основе программы «Система обучения плаванию для детей дошкольного возраста» А.А. Чеменевой, Т.В. Столмаковой, которая не является основной образовательной программой по плаванию МДОУ №8 «Теремок».
В данном программе игровая методика обучения детей дошкольного возраста плаванию опирается на общепедагогические принципы:
Занятия кружка «Капелька» являются личностно-ориентированными, так как опираются на эмоциональную включенность каждого ребенка в сюжетную линию и обеспечивают его высокомотивированное участие в игровом действии. Занятия по плаванию, основанные на игровом методе, позволяют формировать у детей интерес, как к процессу обучения, так и к выполнению конкретной задачи на каждом этапе обучения, способствуют развитию образного мышления, закреплению сенсорных эталонов и элементарных математических представлений. Развивающий характер данных занятий обеспечивается за счет заинтересованного, а не механического усвоения детьми знаний, умений и навыков.
Программа по плаванию «Капелька» модифицированная – адаптирована к условиям образовательного процесса данного учреждения. В процессе ее реализации на занятиях используются: игры на воде, элементы акваэробики, художественное слово и нестандартное спортивное оборудование.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 3-7 лет.
Сроки реализации программы – 4 года.
Ожидаемый результат и способы определения их результативности.
— основные правила безопасности поведения на воде;
— правила личной гигиены;
— основы здорового образа жизни.
Дети должны иметь представление:
— о разных стилях плавания («кроль», «брасс», «дельфин»);
— о водных видах спорта.
— погружаться в воду с головой, выполнять выдох в воду;
— выполнять скольжение на груди и спине с опорой и без, с работой рук, с работой ног;
— плавать любым способом с полной координацией движений.
Способами определения результативности реализации данной программы является диагностика показателей навыков плавания у детей, посещающих кружок «Капелька», которая проводится 2 раза в год (октябрь, май) в виде контрольных упражнений.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
• открытые занятия для родителей в каждой возрастной группе;
• спортивные развлечения и праздники на воде;
• спартакиада дошкольников по плаванию на базе МДОУ.
программы дополнительного образования детей
Работа с педагогическим коллективом:
— Обучение планированию и режимным моментам
— Обучение формированию положительного эмоционального настроя перед занятиями (очень боязливых и после болезни, долго отсутствующих детей на занятиях).
— Посещение и помощь в проведении открытых занятий и развлечений на воде.
Работа с родителями:
— Знакомство родителей с основными теоретическими знаниями и с практикой работы с часто болеющими детьми, закаливания их,
— проведение дней открытых дверей (посещение занятий любой возрастной группы),
— выпускные показательные выступления детей (как ребенок научился плавать за то время, которое он посещал детский сад).
Обеспечение программы методическими видами продукции:
Условия реализации программы и ресурсное обеспечение
Реализация программы предполагает наличие плавательного бассейна с специальным оборудованием, по количеству детей, занимающихся в кружке.
Материально-техническое обеспечение программы.
1. Плавательные доски.
2. Игрушки, предметы, плавающие разных форм и размеров.
3. Игрушки и предметы, тонущие разных форм и размеров.
4. Надувные круги разных размеров.
6. Очки для плавания.
8. Мячи разных размеров.
9. Обручи плавающие и с грузом.
12. Нестандартное оборудование для ОРУ и игр с водой.
13. Технические средства обучения (музыкальный центр)
14. Диски с музыкальными композициями для проведения разминки, подвижных игр, релаксации).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для родителей.
1. Фирсов З. П. Плавание для всех. – М., 1983.
2. Булгакова Н. Ж. Учите детей плавать. – М., 1977.
3. Левин Г. Плавание для малышей. – М., 1974.
4. Горбунов В. В. Вода дарит здоровье. – М., 1990.
5. Литвинов А. А., Иванчин Е. В. Азбука плавания. – СПб. 1995.
Программа «Дельфин»
Среди многообразия видов спорта плавание является одним из наиболее доступных и полезных для детей и подростков. В процессе регулярных занятий (плавание в бассейне позволяет продолжать тренировки круглый год) развивается, укрепляется и закаляется весь организм: плавание является прекрасным средством профилактики и исправления нарушений осанки, сколиозов, плоскостопия, укрепления сердечно-сосудистой и нервной системы, развития дыхательного аппарата и мышечной системы, содействует росту и укреплению костной ткани.
У детей формируется культура поведения на воде. Тот, кто не умеет плавать, подвергает себя постоянной опасности при встрече с водой.
Кроме того, врачи – педиатры по-прежнему отмечают увеличение числа детей с различными отклонениями в состоянии здоровья. В этом контексте важное значение имеет поиск новых и совершенствование уже известных способов укрепления здоровья детей, как психического, эмоционального, так и физического, стимуляции и повышения устойчивости организма к различным заболеваниям
Педагоги
Киселева Екатерина Витальевна, педагог дополнительного образования, инструктор по физической культуре.
Содержание программы
Деятельность физкультурно-оздоровительного кружка осуществляется на основе программы «Система обучения плаванию для детей дошкольного возраста«.А.А.Чеменева, Т.В Столматова. Данная программа не является основной образовательной программой по плаванию в БДОУ г. Омска «Центр развития ребенк – детский сад № 345». Программа «Система обучения плаванию для детей дошкольного возраста» А.А.Чеменева, Т.В Столматова рассчитана на 5 возрастных групп.
Занятия проводятся по подгруппам (до 10 человек). Продолжительностью 30 минут. Структура занятий традиционная и состоит из вводной, основной и заключительной частей.
В процессе обучения детей плаванию используются следующие методические приемы:
· Индивидуальная страховка и помощь;
· Игры и игровые упражнения на суше и воде;
· Обучение плаванию детей в детском саду проводится поэтапно, количество и продолжительность занятий зависит от возраста детей.
Цели программы
Целью данной программы является обучение детей дошкольного возраста плаванию в стиле различных техник (брасс, кроль и др.), выявление и дальнейшее развитие спортивных талантов детей в области плавания (участие в городских конкурсах и олимпиадах), воспитание выносливости организма при занятиях в водной среде сверх основной образовательной нагрузки.
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПЛАВАНИЮ «ДЕЛЬФИНЕНОК» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 7 ЛЕТ.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Платошинский детский сад «Солнышко».
«Платошинский детский сад
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПЛАВАНИЮ «ДЕЛЬФИНЕНОК»
ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 7 ЛЕТ.
Срок реализации программы 2018-2019 уч.год
Автор: инструктор по физической культуре
Пихтовникова Татьяна Владимировна
Среди многообразия видов спорта плавание является одним из наиболее доступных и полезных для детей и подростков. В процессе регулярных занятий (плавание в бассейне позволяет продолжать тренировки круглый год) развивается, укрепляется и закаляется весь организм: плавание является прекрасным средством профилактики и исправления нарушений осанки, сколиозов, плоскостопия, укрепления сердечно-сосудистой и нервной
системы, развития дыхательного аппарата и мышечной системы, содействует росту и укреплению костной ткани.
У детей формируется культура поведения на воде. Тот, кто не умеет плавать, подвергает себя постоянной опасности при встрече с водой. Международная статистика последних лет показывает, что в числе погибших от несчастных случаев утонувшие составляют значительный процент.
Кроме того, врачи – педиатры по-прежнему отмечают увеличение числа детей с различными отклонениями в состоянии здоровья. В этом контексте важное значение имеет поиск новых и совершенствование уже известных способов укрепления здоровья детей, как психического, эмоционального, так и физического, стимуляции и повышения устойчивости организма к различным заболеваниям
Плавание в бассейне детей дошкольного возраста, как возможность благоприятного воздействия на организм и обучения практическим навыкам начали внедрять в нашей стране и за рубежом в 70-е годы XX века (а как способ передвижения в воде, человек использует с давних времен).
Современные программы обучения детей плаванию включают в себя этап подготовительных занятий, когда дети знакомятся со свойствами воды; подготовительные упражнения на суше, обучение плаванию.
Оптимальный возраст для начала работы с детьми дошкольного возраста – 6-7 лет, но подготовительные упражнения могут быть использованы на занятиях детьми 2-5 лет.
Такие занятия должны иметь в большей мере оздоровительную направленность, а элементы обучения плаванию (подготовительные упражнения) могут вводиться для тех детей, кто хочет (а значит готов) их выполнять. Этот период требует от преподавателя индивидуального подхода к каждому ребенку, поскольку положительные эмоции являются обязательной составляющей каждого занятия в воде.
Программа «Дельфиненок» является обобщением многолетнего практического опыта обучения плаванию детей дошкольного возраста. Программа рассчитана на 4 года обучения и дает возможность детям с 2 лет научится плавать.
Актуальность – выбранной темы заключается в том, что купание, игры на воде,плавание благоприятны для всестороннего физического развития ребенка.
Работоспособность мышц у дошкольников невелика, они довольно быстро утомляются при статических нагрузках. Детям более свойственна динамика. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу. В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на еще не окрепший и податливый детский позвоночник, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. В то же время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы ребенка и предупреждает развитие плоскостопия. Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность,
подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма.
Одновременно с обучением плаванию детям прививаются умения и навыки самообслуживания, что очень важно для всестороннего развития.
Особенности данной программы в ускоренном обучении плаванию стилем кроль нагруди, кроль на спине. Знакомство с техникой плавания способами брасс, дельфин.
Важным аспектом программы является формирование у ребенка умения сочетать дыхание с движениями рук и ног. Плавание благоприятно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду, боятся глубины. Психологами установлено, что главная опасность на воде – не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Именно поэтому первые шаги обучению плаванию направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство. Занятия плаванием развивают такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность.
Физкультурно-оздоровительные занятия по плаванию это форма оздоровления и укрепления детского организма, гармоничного психофизического развития.
Занятия проводятся по подгруппам (до 10 человек). Продолжительностью 20-30 минут. Структура занятий традиционная и состоит из вводной, основной и заключительной частей. Знятия проводятся с сентября по май месяц. Количество занятий: в неделю-1 раз. В месяц-4 раза; в год-36; их количество в год можнь варьироваться в завиимост от праздничных и карантинных дней.
Обязательно проводится табелирование детей.
Основная цель программы
Целью данной программы является обучение детей дошкольного возраста плаванию, закаливание и укрепление детского организма, обеспечение всестороннего физического развития.
Основные задачи программы.
В соответствии с данной целью решаются следующие задачи :
Укрепить здоровье детей, содействовать их гармоничному психофизическому развитию;
Содействовать расширению адаптивных возможностей детского организма;
Развивать опорно-двигательный аппарат.
Сформировать теоретические и практические основы освоения водного
Освоить технические элементы плавания.
Обучать различным видам передвижения в воде.
Обучить основным способом плавания «Кроль»; «Брасс», «Дельфин».
Учить правилам безопасного поведения на воде.
Развивать творческое воображение в игровых действиях в воде.
Расширять спектр двигательных умений в воде
Воспитывать нравственно-волевые качества: смелость, выдержку, силу воли
Формировать устойчивый интерес к занятиям по плаванию.
Форма и режим занятий
Основной формой обучения в дошкольном возрасте должна быть игра, построенная на знакомых ребенку образах и представлениях и сопровождаемая четким выразительным показом.
Превращению игровой ситуации в учебную способствует последовательный переход от простого передвижения по дну (привыкание к воде) к разучиванию определенных плавательных движений. Педагогический принцип последовательности и постепенности выступает как условие усвоения более сложных приемов плавания, их техники и приучения
ребенка к самостоятельному выполнению упражнений на все большей глубине (по пояс, по грудь, в рост ребенка).
Однако физическая нагрузка при играх дошкольников в воде превышает аналогичные на суше, и опыт показывает, что дети непроизвольно самостоятельно регулируют ее.
Организм ребенка даже в условиях систематической тренировки не приобретает той экономизации функций, которая наблюдается у взрослых. Это позволяет говорить о низком «коэффициенте полезного действия» детского организма. Ребенок переносит экстенсивные нагрузки легче, чем интенсивные, так как последние даются ему с большим напряжением
вегетативных функций. Поэтому не следует длительно отрабатывать отдельные плавательные движения — это может отрицательно сказаться на усвоении техники плавания в полной координации. Для формирования достаточно глубоких навыков выполнения отдельных элементов полезно разучивать их на занятиях в различных сочетаниях.
Весь спектр новых ощущений в водной среде — состояние «полувесомости», легкость, плавучесть, раскованность мышц и суставов, равномерность давления на всю поверхность погруженного в воду тела, повышение глубины дыхания, массирующее воздействие воды на кожу сам по себе оказывает мощное воздействие на психику и организм ребенка. Задача инструктора — умело придать этим впечатлениям позитивную
окраску и разумно использовать их в дальнейшем обучении.
Необходимое условие успеха в работе с дошкольниками — это поддержание положительного отношения детей к занятиям на всех этапах обучения. Инструктор-педагог должен стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли ребятам удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности и стремлению хорошо плавать.
Часто именно похвала ведет к заметному улучшению результата, способствует росту уверенности в собственных силах и развитию волевых качеств ребенка.
В процессе обучения детей плаванию используются следующие
Система обучения плаванию детей дошкольного возраста
В пособии предлагаются теоретические и методические основы обучения плаванию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и ФОК, программа, разработанная на их основе, и методические рекомендации по обучению плаванию детей 3-7 лет. Пособие поможет практикам в разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями к образовательным областям «Физическая культура» и «Здоровье». Издание адресовано широкому кругу читателей: преподавателям педагогических институтов и колледжей, педагогам системы дошкольного образования, дополнительного физкультурного образования, а также родителям и гувернерам.
Позвольте Вам предложить
В пособии приводятся сведения об истории возникновения и развития карате, даны базовая техника и основные движения карате, характеристика развития двигательных качеств…
Пособие предназначено педагогам всех видов дошкольных учреждений и подготовительных отделений школ, а также гувернерам и родителям детей дошкольного возраста. Конспекты заданий, представленные…
В книгу включены методические рекомендации к занятиям по обучению грамоте, тематическое планирование занятий на учебный год и конспекты занятий к рабочей…
В задачу логопеда входит формирование у детей не только правильного звукопроизношения и красивой грамотной речи, но и обучение основам грамоты. Автор дает…
Тетрадь входит в методический комплект парциальной программы «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» вместе с книгой «Мой букварь». Задания тетради точно соответствуют…
Тетрадь входит в методический комплект парциальной программы «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» вместе с книгой «Мой букварь». Задания тетради точно соответствуют…
В соответствии с ФГОС ДО, дошкольные образовательные организации при составлении основной образовательной программы могут использовать кроме примерной образовательной программы дошкольного образования…
Тетрадь входит в методический комплект парциальной программы «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» вместе с книгой «Мой букварь». Задания тетради точно соответствуют…
В учебнике раскрываются ведущие теории воспитания и обучения детей от рождения до поступления в школу. Предлагается анализ методик и методов воспитания…