чему я научилась на практике в школе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Отчет о педагогической практике.
В период с 08 сентября по 19 октября 2017 года я проходила педагогическую практику на базе МСОШ им.Г.Тукая Муслюмовского муниципального района.
Основными целями прохождения практики являлись:
— закрепление на практике теоретических знаний по педагогике;
— получение целостного представления о педагогической деятельности в рамках учебного заведения;
— развитие собственных педагогических способностей;
— овладение современными технологиями обучения и воспитания;
— освоение методик преподавания используемых во время уроков.
-научится осуществлять контроль за результатами деятельности учащихся;
Практическая работа в МСОШ им.Г.Тукая открыла для меня возможность познать все стороны педагогической деятельности и значительно расширить мои представления об организации учебного процесса, познакомиться с различными техниками и приемами обучения.
Большим вкладом в формирование представления о личности педагога и, собственно, процессе преподавания, стало мое присутствие на уроках учителей-предметников. Целью моего присутствия был анализ их деятельности, особое внимание мною было уделено методике подачи материала и построению учебного процесса. Нужно отметить, что только благодаря такому целенаправленному наблюдению, мне удалось осознать, что работа педагога – это огромный труд, искусство и педагогические знания.
В ходе прохождения практики я осуществляла свою деятельность в качестве учителя-предметника и классного руководителя. Несмотря на то, что мне пришлось проделать большую работу при подготовке к урокам, эта деятельность дала мне большое моральное удовлетворение, и, конечно же, впечатления от самостоятельного проведения занятий, стали самыми яркими за все время практики.
В процессе проведения совершенствовались навыки преподавания, грамотной подачи материала, нахождения контакта с учащимися, появились представления о способах организации коллектива, удержании внимания класса, формирования интереса к преподаваемому предмету, созданию положительной учебной мотивации.
Очень важным, если не определяющим фактором, способствующим моим успехам, были доброжелательные, участвующее отношение учителей- предметников. Никто не отказывал мне в помощи, некоторые преподаватели давали ценные советы, помогали при разработке занятий.
Конечно, приходилось сталкиваться с некоторыми трудностями. В любой группе есть чрезмерно активные учащиеся, привыкшие быть в центре внимания. Есть учащиеся к которым нужно уделить больше внимания. Всегда нужно учитывать способности и возможности учащихся. Также, во время проведения уроков, я отметила для себя, что очень важно следить за грамотностью своей речи, но при этом не усложнять речь непонятными для учащихся терминами.
Большое значение в формировании как психологических, так и педагогических качеств, имело изучение и составление характеристики класса. Это задание побудило меня взглянуть на учащихся в классе, определить преобладающие шаблоны поведения, анализировать, давать объяснения различным, фактам, событиям, различным проявлениям личности в рамках замкнутой группы.
В целом, я оцениваю свою практику как успешную. План педагогической практики выполнен полностью. Мне удалось реализовать все намеченные цели и задачи, приобрести бесценный практический опыт и навыки работы с классом учитывая его психологическую структуру и уровня физического развития; углубить свои знания в педагогике; сформировать умения по организации продуктивного взаимодействия с классом и вне его (установление личных контактов, навыки сотрудничества, диалогового общения и т.п.); умение грамотно распределять время занятий и нагрузку, умение подмечать и анализировать возникающие в классе ситуации, требующие педагогического вмешательства; умение грамотно анализировать (с психологической, педагогической и методической точек зрения) уроки и воспитательные мероприятия, проводимые педагогами.
Студентка- практикантка ________________________ Ханнанова Г.Р.
Отчет по практике «Первые дни ребенка в школе»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Я, Титова Анастасия Алексеевна, проходила производственную практику в МБОУ СОШ № 6 имени И. Т. Сидоренко, в 1 «В» классе.
познакомиться с особенностями и спецификой первых уроков, особенностями деятельности учителя по выявлению подготовленности детей к обучению в школе.
познакомиться с особенностями планирования и организации учебно-воспитательного процесса в первые дни обучения ребенка в школе;
познакомиться с особенностями работы учителя с первоклассниками и их родителями в первую неделю учебного года;
овладение технологией диагностики, определяющей готовность ребенка к школе по различным аспектам;
формирование умения анализировать, систематизировать педагогические факты, установить причинно-следственные связи.
Учащиеся начальных классов обучаются в закрепленных за ними кабинетах начальных классов. В МБОУ СОШ № 6 им. И.Т. Сидоренко, четыре первых класса по 30 человек.
Учебные кабинеты эстетично оформлены, в достаточном количестве имеется наглядный и раздаточный материал, изготовленный руками учителей и родителей. Мебель в достаточном количестве и соответствует возрасту учащихся.
Все кабинеты начальных классов оснащены техническими средствами обучения: компьютер, мультимедийный проектор, принтер 3 в 1 (принтер, сканер, копир). Все эти технические средства обучения помогают на более качественном уровне проводить уроки и внеклассные мероприятия.
В ходе производственной практики я осознала сложность будущей профессии, ведь педагогическая деятельность требует от человека большой ответственности, определенных волевых качеств: выдержки, терпения, последовательности, настойчивости, самообладания. Я поняла, что я обязана контролировать свое поведение, управлять им. Очень важны в профессии учителя: развитые коммуникативные качества, хорошая дикция, четкая грамотная речь, громкий голос, умение увлечь своим предметом, эрудиция. Речь учителя должна отличаться выразительностью, эмоциональностью, убедительностью.
Педагогическая деятельность требует особого призвания. Воспитанием и обучением могут и должны заниматься только люди со склонностью и любовью к этому делу. Учитель должен любить сам процесс передачи знаний, процесс обучения и воспитания человека. Успех педагогической деятельности во многом зависит от коммуникативных способностей учителя, от его умения наладить правильные взаимоотношения с детьми. Работа с детьми требует от учителя высокой концентрации внимания, хорошо сформированной оперативной и долговременной памяти. Учитель работает со всем классом, и ему необходимо держать в поле зрения многих учеников. Он должен уметь замечать все изменения в их поведении.
Долгие годы учитель должен отдать не только детям, но и для себя, все открытия должен сделать для себя. Профессия требует полной отдачи, учитель должен всегда помнить, что школа- это самопожертвование, школа- жизнь.
Но как бы ни была сложна эта профессия, я хочу работать именно по ней, хочу посвятить свою жизнь воспитанию и обучению подрастающего поколения.
Моя будущая профессия, открывает дороги всем другим, профессия, которая решает многие волнующие вопросы в жизни человека. Это даже не профессия, а образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, и прежде всего перед учениками. Это профессия – учитель начальных классов! Появилась она практически с рождением общества, во все времена была уважаемой и почетной. Учитель начальных классов – профессия, ценность которой неоспорима!
В 21 веке, когда знаний становится всё больше, наука мчится семимильными шагами, профессия приобретает новое значение для развития общества, мира науки. Учителя сопровождают нас в течение жизни, с детсадовского возраста.
Основная компетенция успешного учителя, не зависимо от преподаваемой дисциплины и аудитории — эффективная коммуникация. Именно она позволяет донести знания, мотивировать к труду, управлять конфликтами в коллективе. На втором месте — отличное знание предмета. На третьем — терпение, терпение и ещё раз терпение.
Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами».
Наша начальная школа — это счастливый островок детства, где ученики делают свои первые самостоятельные шаги в мир открытий и свершений.
Сделать процесс образования личностно-значимым для каждого ребёнка, заложить основу для его самореализации в среднем и старшем звене — главная задача начальной школы.
Возможностей предостаточно. Здесь нет главного и второстепенного — всё важно.
Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных ее задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решение проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.
На практике я организовывала собственную деятельность, определяла методы решения профессиональных задач, а также оценивала их эффективность и качество. Ещё я, на практике, осуществляла поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
На производственной практике меня научили использовать ИКТ для совершенствования профессиональной деятельности.
Производственная практика помогла мне работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
Я научилась ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса, а также самостоятельно определять задачи, профессионального и личностного развития.
Я поняла, что нужно заниматься самообразованием и осознанно планировать повышение квалификации, осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
Также, на учебной практике, я поняла, что необходимо осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей, строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм его регулирующих.
На практике, я научилась систематизировать и оценивать педагогический опыт, разрабатывать учебно- методические материалы на основе образовательного стандарта.
Еще на практике, меня научили оформлять педагогические разработки в виде отчетов и выступлений.
За время педагогической практики я выполняла конкретные задания, которые помогли мне глубже познакомиться с содержанием, организацией и методикой проведения подготовительной работы школы к первому сентября, с системой работы учителя с родителями учащихся; с особенностями игровой и учебной деятельности первоклассников; со стилем общения учителя с учащимися.
Выполняя задания, я закрепила навыки изучения особенностей психики и индивидуальных проявлений учащихся, определила уровень их психологической готовности к школьному обучению.
В ходе прохождения практики я поближе познакомилась с опытом работы школьных учителей, адаптировалась к условиям и режиму работы школы, сформировала первоначальные педагогические умения. Также я научилась планировать свою деятельность как будущего педагога. Научилась наблюдать и анализировать педагогическую деятельность учителей. Научилась выделять применяемые учителем методы, средства и формы организации воспитательной работы со школьниками.
За все время прохождения педагогической практики я достигла поставленной цели, а именно ознакомилась с основными направлениями работы учителя с учащимися первого класса и их родителями; изучила уровень готовности учеников к обучению в школе.
В ходе практики мною были изучены особенности организации деятельности конкретного учреждения общего среднего образования, его нормативная правовая документация. Практика научила наблюдать и анализировать деятельность детей и педагога, планировать ежедневную деятельность в соответствии с целями и задачами годового и перспективного планирования, сформировала профессиональный интерес к педагогической деятельности. Проблем в овладении способами и тактикой общения с детьми не возникало. Эта практика мне очень понравилась, и многому научила!
Специальность: 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
( по профилю специальности)
по ПМ. 01 Преподавание по программам начального общего образования
Выполнила: Титова Анастасия Алексеевна
Студентка группы ПНК-42
Заключение и оценка руководителя практики от колледжа………………………………
Руководитель практики от колледжа……………………………………………………….
Отчёт по педагогической практике
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Отчёт по педагогической практике.
В период с 01ноября по 14 ноября 2016 года я проходила педагогическую практику на базе МОУ «Средняя школа №5» г.Симферополь Республики Крым.
Школа работает по направлениям:
— создание комфортных условий успешного обучения и воспитания каждого ученика;
— формирование системы диагностики интересов творческих возможностей и развитие личности школьника и учителя ;
— сохранение здоровья учащихся;
Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с государственными нормативными документами об образовании и требованиями образовательных стандартов.
Основные цели прохождения практики :
— закрепление на практике теоретических знаний по педагогике;
— получение целостного представления о педагогической деятельности в рамках учебного заведения;
— развитие собственных педагогических способностей;
— овладение современными технологиями обучения и воспитания;
— освоение методик преподавания русского языка и литературы, используемых в учебном процессе;
-научиться осуществлять контроль за результатами деятельности учащихся.
Практическая работа в школе открыла для меня возможность познать все стороны педагогической деятельности и значительно расширить мои представления об организации учебного процесса, основах преподавания различных учебных дисциплин, познакомиться с различными техниками и приемами обучения.
Большим вкладом в формирование представления о личности педагога и, собственно, процессе преподавания, стало мое присутствие на уроках педагогов-предметников. Целью моего присутствия был анализ деятельности педагогов, особое внимание мною было уделено методикам подачи материала и построению урока. Нужно отметить, что только благодаря такому целенаправленному наблюдению, мне удалось осознать, что работа преподавателя – это огромный труд, искусство и педагогические знания.
В ходе прохождения практики я осуществляла свою деятельность в качестве педагога-предметника, а также классного руководителя. Несмотря на то, что мне пришлось проделать большую работу при подготовке уроков и внеклассных мероприятий, эта деятельность принесла мне большое моральное удовлетворение, и, конечно же, впечатления от самостоятельного проведения уроков, явились самыми яркими за все время практики.
В процессе проведения совершенствовались навыки преподавания, грамотной подачи материала, нахождения контакта с учащимися, появились представления о способах организации коллектива, удержании внимания класса, формирования интереса к преподаваемому материалу, созданию положительной учебной мотивации.
Очень важным, если не определяющим фактором, способствующим моим успехам, явилось доброжелательное, участвующее отношение педагогов. Никто не отказывал мне в помощи, некоторые преподаватели давали ценные советы, помогали при разработке уроков.
Конечно, приходилось сталкиваться с некоторыми трудностями. В любом классе есть чрезмерно активные ученики, привыкшие быть в центре внимания. К таким ученикам нужно было найти подход, и, в большинстве случаев, мне удавалось справиться с этой задачей. Также, во время проведения уроков, я отметила для себя, что очень важно следить за грамотностью своей речи, содержание преподаваемого материала должно соответствовать возрастным и образовательным особенностям класса. Речь должна быть последовательной, четкой и доступной для восприятия. Кроме того, нужно всегда быть готовым к возникновению дополнительных вопросов. Игнорировать их нельзя, так как можно потерять интерес, доверие и уважение класса. Чтобы быть готовым к различного рода непредвиденным обстоятельствам и неожиданным вопросам, очень важно тщательно планировать и обдумывать все аспекты при подготовке учебного материала.
Большое значение в формировании как психологических так и педагогических качеств имело изучение и составление характеристики класса. Это задание побудило меня взглянуть на учеников в классе, определить преобладающие шаблоны поведения, анализировать, давать объяснения различным фактам, событиям, проявлениям личности в рамках замкнутой группы.
В целом, я оцениваю свою практику как успешную. План педагогической практики выполнен полностью. Мне удалось реализовать все намеченные цели и задачи, приобрести бесценный практический опыт и навыки работы с классным коллективом с учетом его психологической структуры и уровня развития; углубить свои знания по педагогике; сформировать умения по организации продуктивного взаимодействия с классом на уроке и вне его (установление личных контактов, навыки сотрудничества, диалогового общения и т.п.); умение грамотно распределять время урока и нагрузку в соответствии с уровнем знаний как в классе, так и отдельных учеников; умение подмечать и анализировать возникающие в классном коллективе ситуации, требующие педагогического вмешательства; умение анализировать (с психологической, педагогической и методической точек зрения) уроки и воспитательные мероприятия, проводимые учителями.
Отчет о прохождении практики в школе (Пример)
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД КАЛИНИНГРАД»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 22 Г. КАЛИНИНГРАДА
236039 Г. Калининград,
Новый Вал, 23, тел/факс: 64-65-42
e-mail: mouggimn22@eduklgd.ru
Характеристика студентки 4 курса факультета филологии и журналистики БФУ им. И.Канта
Лавренчук Натальи Станиславовны
Лавренчук Наталья Станиславовна проходила педагогическую практику в МАОУ гимназии № 22 города Калининграда в период с 13 февраля по 7 марта 2013 года.
За период прохождения практики в школе вела уроки русского языка в 7 классе «Г» по программе С.И. Львовой и В.В. Львова.
Наталья Станиславовна продемонстрировала хорошее знание методики преподавания русского языка, умение применить на практике полученные знания. В процессе работы использовала разные методы подачи материала: индивидуальные, групповые, письменные и устные. Каждый урок был систематически пройден с классов на основе планов-конспектов, подготовленных на базе методического пособия и учебника. Провела 6 уроков русского языка в 7 классе «Г» по темам: «Наречие в тексте», «Наречие в словосочетании и предложении», Обобщение по теме «Наречие», «Подготовка к контрольному диктанту», «Служебные части речи. Предлог». А также дала два урока по развитию речи. Зачетный урок проходил по теме: «Обобщение о наречии».
Наталья Станиславовна проявила себя, как старательный и ответственный педагог. Ей удалось привлечь внимание класса к предмету русского языка и поддерживать атмосферу внутренней дисциплины и доброжелательности. Ученики принимали активное участие в диалоге с преподавателем: работали у доски, отвечали на вопросы, выполняли домашнее задание. Особенное внимание Наталья Станиславовна уделила развитию речи учащихся на уроке по «Подготовке к сжатому изложению». Проявила активное участие в формировании творческого мышления учащихся. Провела групповой анализ социальной активности и успешности класса.
Наталья Станиславовна всегда откликалась на просьбы учителя, оказывая помощь в организации работы класса во время вынужденного отсутствия преподавателя.
Педагогическая практика студенткой пройдена полностью.
Оценка за педагогическую практику – 5 (отлично).
Директор МАОУ гимназии № 22 Н.Н. Шпигель
Учитель русского языка и литературы А.А. Конюхова
Отчет о прохождении педагогической практики
Лавренчук Натальи Станиславовны с 22.02.2013 по 7.03.2013.
За время прохождения практики я научилась систематически организовывать план урока, рационально распределять время и свободно ориентироваться в учебном материале по ходу урока. Очень важным испытанием для меня стало поддержание внутреннего спокойствия и выработка стрессоустойчивости. Так как в отношениях класса и учителя было несколько эмоционально накаленных ситуаций, мне понадобилось удержать себя в спокойном и уверенном состоянии духа, чтобы собраться и вести занятия. Ещё один очень важный навык, над выработкой которого я поработала – это удержание внимания аудитории. Я думаю, что у меня получилось «ещё раз» пробудить у ребят интерес к русскому языку. Надеюсь, что мне удалось в понятной и доступной форме повторить и объяснить ребятам материал по теме «наречия» и «служебные части речи», привлечь их интерес к развитию творческого мышления при выполнении краткого изложения текста. Практика стала для меня прекрасной возможностью для повторения ранее изученного теоретического материала.
Самыми сложными для меня оказалась процедура совместной с классом проверки заданий, которые выполнялись отдельными учащимися на доске. Для меня оказалось трудным сосредоточение внимания одновременно на проверке и оценке заданий, выполненных на доске, и на работе с замечаниями ребят из класса. Я бы хотела стать более умелой в этом вопросе и приобрести уверенность в использовании методов и способов преподавания учебного материала.
Отчет по педагогической практике
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
1. Оценка конкретных условий обучения в данной школе…………………….6
2. Описание воспитательной работы классного руководителя………………. 8
3. Характеристика классного коллектива…………….……………………….10
4.Основные направления и содержание воспитательной деятельности……..11
5.Участие в работе методического объединения классных руководителей…13
«Педагог должен быть добрым, но без слабости, требовательным, но без придирчивости, допускать шутку, но не превращать серьёзное дело в шутку».
К своей работе я не зря взяла эпиграфом слова великого русского педагога К.Д Ушинского, на практике убедилась в правильности значения этих слов. Слова К. Д. Ушинского заставляют задуматься, и признать, что воспитание и обучение очень серьезная и ответственная работа, которая может сделать человека счастливым, и это отражается в словах великого психолога А. С. Макаренко: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтоб он был счастливым, можно».
В своей педагогической практике я перенеслась из роли студента в непривычную мне роль педагога. Ведь человек может понять насколько сложно или наоборот очень доступно и легко ему будет в данной области только тогда, когда сам попробует себя в ней. Педагогическая практика, на мой взгляд, помогает студенту понять все те предметы, что он изучал эти четыре года и дает возможность применить свои знания.
Одним из важнейших элементов педагогической практики является ознакомление с планированием и овладение основами методики организации воспитательной работы в учебном учреждении. Приобретение навыков самостоятельного ведения воспитательной работы с учащимися, при учете их возрастных и индивидуальных особенностей, – необходимое условие профессионального становления будущего учителя. Только на практической работе могут быть сформированы умения педагогически правильно строить свои отношения с учащимися, их родителями, коллегами.
Для успешного прохождения практики, мною были поставлены определённые цели и задачи, которые я постаралась выполнить.
Целями педагогической практики являются:
-знакомство студентов с педагогической реальностью учебного заведения;
-смена социальной роли (переход от позиции «учащийся» к позиции «преподаватель»);
-непосредственное участие в воспитательном процессе учебного заведения;
-верификация профессионально-теоретических знаний, получаемых в ВУЗе.
-знакомство с особенностями работы классного руководителя;
-овладение содержанием и методикой воспитательной работы в классном коллективе;
-овладение методикой изучения личности подростка.
-Познакомится с целями и задачами практики, сроками ее проведения.
-Приступая к практике, ознакомится с правилами внутреннего распорядка лицея.
-получение практических навыков планирования воспитательной работы в группе учащихся;
-приобретение опыта профессиональной деятельности педагога по подготовке к циклу воспитательных мероприятий;
-получение начальных навыков проведения классных часов в группе учащихся;
-изучение педагогического опыта квалифицированных преподавателей учебного заведения.
— По итогам практики представить для зачета отчетную документацию.
В содержание деятельности входит:
— знакомство с системой работы классного руководителя (беседа с классным руководителем, ознакомление с планом его работы; посещение воспитательных мероприятий и др.);
— изучение опыта работы внеурочной воспитательной деятельности по предмету;
— помощь классному руководителю в проведении воспитательной работы
— помощь активу класса, органам самоуправления в планировании, организации и проведении классных воспитательных мероприятий;
— самостоятельная подготовка и проведение не менее трех отдельных форм работы с детьми;
— организация помощи отстающим в учебе учащимся;
— подготовка и проведение внеклассного воспитательного мероприятия по предмету;
— участие в работе методических объединений, семинаров в школе;
— помощь классному руководителю в подготовке и проведении родительского собрания
— овладение профессионально-педагогическими умениями и навыками в организации и проведении индивидуальной работы с учащимися, в определении конкретных воспитательных задач в своем коллективе, планировании работы и самостоятельном ее осуществлении;
— установление с учащимися доброжелательных, уважительных отношений;
— предъявление учащимся конкретных требований, контроль за их выполнением;
— ведение работы по сплочению коллектива класса;
— анализ своей педагогической деятельности, выявление достижений и недостатков, постановка конкретных задач для дальнейшего совершенствования;
— обобщение опыта классного руководителя по одному из направлений системы воспитательной работы (работа с учителями-предметниками, работа с “трудными детьми”, с родителями, организация досуга и др.)
Оценка конкретных условий обучения в данной школе, классе.
Я проходила свою педагогическую практику в МБОУ «Полевской лицей» Курского района Курской области. Директором лицея является М.М.Шелехов.
Место нахождения лицея 305540, Курская область Курский район д.Полевая.
У меня осталось положительное впечатление от увиденного во время прохождения практики. В первую очередь хотелось остановиться на оценке лицея и учителей. Что касается школы, можно отметить, что состояние очень хорошее. В лицее проведен капитальный ремонт, оба этажа выглядят очень современно, оборудование и мебель полностью новая. Также в школе много широких окон, и поэтому она очень хорошо освещена, что, безусловно, большой плюс. Расположение кабинетов правильно и рационально продумано. На каждом этаже чистота и порядок, и это конечно радует глаз. Кроме того я обратила внимание на оснащение, которое стоит в кабинетах. Это новейшее современное оборудование: проекторы, компьютеры, интерактивные доски, телевизоры и прочие вспомогательные средства, что бесспорно помогает педагогической деятельности. Таким образом, ученику не придется скучать на уроке. Я также отметила отменный отбор учителей. Все они высоко квалифицированы и компетентны.
Руководителем моей практики была Ильюта Валентина Яковлевна, преподаватель русского языка и литературы, заместитель директора по УВР. Валентина Яковлевна продуктивно использует технологии исследовательской работы, информационно-коммуникационные, проектные, интерактивные, здоровье сберегающие технологии. Выявляет и системно развивает способности обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой деятельности: в 2012, 2013 г.г. ее ученица Белкина В. была победителем муниципального конкурса сочинений «Моя семья», обучающаяся Субботина В. в 2013-2014 г.г. являлась победителем общероссийской дистанционной предметной олимпиады «Олимпус» по русскому языку, в 2015 г – победителем Всероссийских дистанционных олимпиад «ФГОСтест» по русскому языку, литературе. Уровень качества знаний обучающихся имеет позитивную динамику, за последние три года уровень качества знаний по русскому языку обучающихся по образовательным программам основного общего образования возрос с 52% до 62%, по литературе – с 63% до 71%.
В первый же день я самостоятельно ознакомилась с графиком работы учителя русского языка и литературы. За мной был закреплен физико-математический 8 «Б» класс. На основании графика работы учителя, а так же расписания в закрепленном за мной классе, я составила график индивидуальной работы, по каждому из предметов, который претерпел небольшие коррективы в процессе прохождения практики. В течение недели я ходила на уроки к этому классу, из классного журнала я узнала о успеваемости каждого из учеников, так же о общественных поручениях, интересах и участии в кружках, секциях и о состоянии здоровья учащихся. Еще мне понравилось работать с классным руководителем 8 «Б» класса Разумовой Еленой Николаевной. Мной были посещены несколько уроков классного руководителя, так же классные и информационные часы и общешкольные мероприятия. Классный коллектив достаточно организованный, дисциплина хорошая и уровень знаний у большинства высокий.
По собственной инициативе я стала посещать уроки параллельного класса. Что касается его, это коррекционный класс, уровень знаний низкий, дисциплина шаткая, но дети очень хорошие и атмосфера в этом классе мне понравилась больше. Работать с ними было хотя и трудно, но интересно, и мы добились определенных результатов.
Воспитательная работа классного руководителя.
Функции классного руководителя определяются необходимостью создания условий существования ребенка в общеобразовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению, постижению смысла жизни. Классный руководитель, получая и обрабатывая информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах, контролирует ход целостного воспитательного процесса, процесс становления личности каждого ребенка, его нравственных качеств; анализирует характер оказываемых на него воздействий; координирует учебную деятельность каждого воспитанника и всего классного коллектива, самоопределение, самовоспитание и саморазвитие обучающегося, формирование классного коллектива, развитие творческих способностей воспитанников, взаимоотношения с другими участниками воспитательного процесса. Классный руководитель выполняет несколько функций:
— воспитательную (формирование личности и коллектива)
— коммуникативную (организация общения);
— координационную (согласование всех влияний, установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса);
— коррекционную (преобразование, изменение личности);
— экологическую (защита ребёнка от неблагоприятных воздействий);
— административную (ведение личных дел учащихся и других официальных документов).
Импровизационно-творческая функция- обеспечивает классному руководителю повышенную контактность, эффективность общения, целенаправленного взаимодействия с детьми.
Характеристика классного коллектива.
Классный коллектив был образован 1 сентября 2012 года. В начальной школе с обучающимися работала Русанова А.Н. В сентябре 2011 года созданы два класса, а в сентябре 2012 из этих двух классов отличники и хорошисты были переведены в физико-математический класс. Между обучающимися достаточно ровные, бесконфликтные отношения, в классе нет аутсайдеров.
Способности у большинства хорошие, дети добрые и уважительные. В целом обучающиеся класса разнородны с точки зрения своих индивидуальных способностей.
Основные направления и содержание воспитательной деятельности.
Практика велась в рамках, составленного мной, индивидуального плана. Значительных отклонений от плана не было, уроки и внеклассные мероприятия проводились вовремя.
Помимо запланированной мною работы я оказывала помощь лицею в проведении мероприятий. Вместе с коллективом учителей ездила на конкурс художественной самодеятельности работников образовательных организаций района, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и была отмечена призом зрительских симпатий. Также я была приглашена в жюри общешкольного конкурса чтецов и конкурса патриотической песни, на который написала статью в газету «Сельская новь». В данный момент помогаю в подготовке к конкурсу молодых специалистов: пишу сценарий в стихотворной форме, подбираю костюмы для презентации лицея. С молодым педагогом по химии буду принимать участие в проведении мероприятия ко дню Победы в Великой Отечественной войне в качестве ведущей.
Во время отсутствия учителя, когда она была на курсах, вместо нее я проводила занятия литературного кружка: готовила учеников к конкурсу чтецов. Ученицы моего класса показали хороший результат: Данилова Валерия заняла 1 место, а Субботина Лера 3 место.
Цель мероприятия «Занимательный русский язык»: воспитывать интерес к русскому языку, развивать речь и творческие способности детей. Викторина проводилась среди параллельных классов. Мероприятие прошло занимательно и интересно, дети смогли раскрыться, и каждый старался показать свои знания, к тому же между классами сразу образовалась сплоченная атмосфера, т.к. я организовала смешанные группы, а не устраивала соревнование между классами. Однако, было заметно слабое развитие детей из коррекционного класса, речь их не развита, фразеологизмы они знают плохо и от этого стеснялись высказывать свои мысли. По окончании мероприятия каждый класс получил задание написать коллективное сочинение на свободную тему с использованием большого количества фразеологизмов. Потом, мы сразу отправились в сельскую библиотеку, и ученики взяли фразеологические словари для выполнения данного задания. Также дети смогли ознакомиться с книжной выставкой «Писатель и художник», посвященной 90-летию со дня рождения Е.И.Носова, взять книги писателя-земляка и другую понравившеюся литературу. Ровно через неделю мы собрались снова в библиотеке, проверили сочинения, они получились очень интересные и смешные. Уровень знаний заметно увеличился, у детей появился больший интерес и желание развиваться.
Достаточно интересно прошел классный час на тему «Толерантность», у детей сформировалось представление о толерантном отношении, углубилось понимание его значения, они научились видеть и ценить межиндивидуальные различия сверстников; смогли убедиться, что, несмотря на то, что все они очень разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера. На мероприятии присутствовали родители учащихся, они также принимали активное участие в его проведении, что способствовало созданию благоприятного общения, как среди детей, так и среди взрослых и помогло в сплочении классного коллектива.
Во время практики мне приходилось работать с различной школьной документацией. В своей работе я использовала «Тематическое планирование», «План воспитательной работы»; заполняла журналы: писала темы уроков, ставила оценки, отмечала отсутствующих; ставила оценки в дневники школьников, писала замечания.
Участие в работе методического объединения классных руководителей.
Приняла участие в работе методического объединения классных руководителей, выступила с докладом на тему «Воспитание через художественные произведения». Заседание проходило 25 апреля.
Выводы и предложения.
От пройденной практики у меня остались лишь положительные впечатления. Все два класса, в которых я проводила внеклассные мероприятия, имели отличную дисциплину, дети были очень активны, стремились себя показать с лучшей стороны. Но конечно были отдельные недочеты. Ученики не привыкли работать с раздаточным материалом, что мне показалось неправильным. С помощью раздаточного материала можно работать намного быстрее. Но у меня это получалось наоборот, они долго ориентировались, путались.
В конце хотелось бы также отметить, что нужно учитывать особенности каждого ученика, составлять разные по сложности задания. Ученики делятся на активных и менее активных, и поэтому надо сделать так, чтобы были задействованы в процессе урока или мероприятия все. Не надо также повышать голос на учеников, часто ругать, акцентировать свое внимание на одном ученике. Все это негативно скажется на дальнейшем отношении ученика к предмету, к учителю и к учебному процессу в целом
За время прохождения практики я познакомилась с профилем учебного заведения, его деятельностью, а также его руководителями и педагогическим коллективом. Изучила основные цели и задачи организации учебно- воспитательной деятельности. Ознакомилась с основными положениями Устава лицея, познакомилась с видами локальных актов образовательного учреждения. Изучила основные приемы организации образовательного процесса. Исследовала уровень развития учебного коллектива, изучила особенности ученического коллектива. За время практики мне удалось разработать и провести 4 воспитательных мероприятия.
За время практики я приобрела много знаний и полезной информации, которая в дальнейшем, безусловно, мне очень пригодится.
В данной работе были достигнуты все поставленные задачи.