что делает педагог выступая модератором в системе дистанционного обучения
Деятельность администрации при внедрении дистанционного обучения
Деятельность преподавателя в системе дистанционного обучения
Преподаватель несет ответственность за качество обучения своих учащихся, и, соответственно, необходимо быть хорошо подготовленным к процессу преподавания методически и содержательно, уметь работать с программным обеспечением, сервисами сети Интернет, не говоря уже о том, что он должен владеть дистанционными методиками преподавания и знанием особенностей построения учебного процесса в виртуальной среде.
При подготовке преподавателя для работы в системе ДО необходимо научить его методике преподавания как совокупности приемов, методов ДО по отдельным дисциплинам на всех уровнях образования, а также методам проведения отдельных видов дистанционного контроля, лабораторных и практических занятий.
В виртуальной среде традиционные требования к преподавателю значительно трансформируются. Например, при проведении виртуального семинара или консультации по электронной почте становится сложным проявить суггестивные и перцептивные способности: при обучении психологов или медиков обучить техникам гипноза, техникам завоевания доверия, удержания внимания аудитории, поскольку даже через веб-камеру невозможно встретиться глазами с собеседником; пояснить словами запах горького миндаля, вкус острого перца, разряд электрического тока. В этом состоит ограниченность возможностей ДО. Эти особенности нужно принимать во внимание при разработке курса преподавателем.
Традиционная педагогическая техника становится ненужной педагогу (или сильно деформируется), особенно невербальные средства общения: экспрессивно-выразительные движения (поза, жест, мимика и т. д.), такесика (рукопожатие, прикосновение и т. д.), проксемика (ориентация, дистанция), просодика и экстра-лингвистика (интонация, громкость, тембр, пауза, смех и т. д.). Частично это может быть востребовано при проведении вебинаров и видеоконференций, что при обучении в формате ДО проводится редко, если учесть, что ДО выбирают обучающиеся, у которых в силу обстоятельств нет возможности систематически в назначенный час выходить на связь с педагогом. Но важно понимать, что при ДО должна остаться главная функция преподавателя – управление процессами обучения, воспитания, развития.
Настораживает, что при обучении в сети Интернет может ослабиться воспитательная функция преподавателя. При виртуальном обучении преподаватель несет существенно бóльшую физическую и психологическую нагрузку, чем преподаватель в традиционной системе.
При ДО происходит смена ведущего сенсорного канала на визуальный, что следует учитывать преподавателю при создании наглядного материала и использовании его на занятии. Для ДО характерны жесткий режим общения, задаваемый условиями онлайн, необходимость проявления быстрой реакции, лаконичности в высказываниях, четкой логики построения мысли. Виртуальное общение порождает новые отношения, участники могут принимать новые социальные роли, на первый план выходит интеллект, поскольку эмоции, мимика, жесты практически отсутствуют. Стираются авторитеты, легче задать вопросы, чем при очном общении, виртуальное общение способствует большей открытости.
Обучающийся при ДО испытывает противоречивые чувства:
– психологический дискомфорт от нахождения в непривычной среде;
Роль и функция преподавателя при дистанционном обучении
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Новые роли и функции преподавателя при дистанционном обучении Касьянова Елена Александровна
Развитие глобальной компьютерной сети Интернет открыло новые перспективы совершенствования мировой образовательной системы. В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения еще проще и быстрее. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать «онлайн» семинары (вебинары) для обучения Дистанционное обучение претендует на особую форму обучения.
Интерактивное взаимодействие в процессе обучения Учащийся и ресурс Учащийся и преподаватель 1.Навигация в рамках ресурса. 2.Выполнение онлайн задания. 1. Личные сообщения 2. Проверка домашних заданий и заданий с открытым ответом 3. Видеоконференции 4.Форумы. Изменение ролей участников образовательного процесса.
Основная роль преподавателя. В традиционной системе образовательного процесса. Дистанционное образование Ученик Учитель Получает готовую информацию Транслирует информацию Ученик Учитель Осуществляет поиск, выбор, анализ, систематизацию и презентацию информации. Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде. Новое качество образования Новый образовательный результат «Компетентность к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся.
Современная роль педагога Консультант Дистанционный тьютор Модератор Куратор дистанционного обучения Создатель информационной образовательной среды. Навигатор в современном информационном океане. Сетевой предметный методист.
Функции преподавателя Планирование учебной работы Организация учебной работы Координирование познавательного процесса обучаемых с применением ИКТ Корректировка преподаваемой дисциплины с применением средств разработки сетевых курсов и мультимедийных технологий Консультирование обучаемых в режиме реального и отложенного времени
Требования к преподавателю Способность быстро овладевать и работать с сетевыми образовательными и коммуникативными технологиями, средствами разработки сетевых курсов; Психологическая устойчивость и умение работать с виртуальными учениками; Готовность к активному обмену информацией с учениками; Умение стимулировать и поощрять работу учеников посредством сетевых технологий и т.д.
реализуемые в письменной форме Электронная почта – самый распространенный, общедоступный и простой способ обмена информацией между двумя или несколькими людьми. Списки рассылки, или как их еще называют «дискуссионные группы», дают возможность организовать общение многих со многими. Одно письмо, направляемое на один электронный адрес дублируется сервером и рассылается всем пользователям, «подписавшимся» на этот список. Форум – позволяет задавать вопросы и получать ответы, высказывать свое мнение по определенным темам. –Электронные доски объявлений используются главным образом для оповещения всех пользователей какой-либо важной и срочной информацией, в отличие от списков рассылки, в гораздо большей степени предназначенных для общения многих со многими. Чаты, или обмен информацией в письменной форме в режиме реального времени, предназначены для оперативного общения между двумя или несколькими пользователями. Технологии коммуникаций
Возможность доступа к различным источникам информации, в том числе удаленным и распределенным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через систему Интернет, работы с этой информацией. Возможность организации электронных конференций, в том числе в режиме реального времени, компьютерных аудио-конференций и видеоконференций. Возможность диалога с любым партнером. Возможность запроса информации по любому интересующему вопросу через электронные конференции. Возможность чрезвычайно оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, любого вида (визуальной и звуковой, статичной и динамичной, текстовой и графической). Хранение этой информации в памяти компьютера в течение необходимой продолжительности времени, возможность ее редактирования, обработки, распечатки и т.д. Возможность интерактивного взаимодействия с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации и оперативной обратной связи. Что это дает?
Роль и функции преподавателя, применяющего возможности дистанционного обучения, в современной системе профессиональной подготовки студентов
Сергей Лесин, канд. пед. наук, редактор журнала «Интерактивное образование»
В статье автор анализирует подходы к организации дистанционного обучения в современном вузе и изменения роли преподавателя в связи с этим. На основе анализа формируется представление о разных моделях организации деятельности преподавателя в рамках системы дистанционного обучения и его функциях.
Современная система российского высшего образования сегодня формируя информационную образовательную среду вуза, демонстрирует, что содержание педагогической деятельности в новой образовательной системе существенно отличается от традиционной. Чтобы вуз оставался конкурентоспособной образовательной организацией необходимо организовывать и реализовывать процесс обучения студентов с использованием как современных информационных технологий, так и с использованием современных форм организации самого образовательного процесса. В частности, такой формой может стать система дистанционного обучения студентов посредством применения как готовых программных оболочек, так и открытых, концептуально построенных на идеологии свободного программного обеспечения.
Применение систем дистанционного обучения студентов в вузе
предполагает изменение роли преподавателя в этом вузе, точнее роль преподавателя становиться еще более значимой, а его функции — шире. Это возможно при условии определенной четкой организации всех процессов дистанционного обучения в образовательной организации, а также понимания самих преподавателей этой роли и функций, которые они вынуждены принимать на себя, тем самым меняя свое место в процессе обучения в целом.
Следует отметить тот факт, что современный вуз, как и другие образовательные организации системы российского образования, не может обойтись без проектирования своей информационной образовательной среды, которая, фактически, в обязательном порядке включает использование системы дистанционного обучения, построенной на основе электронного обучения или дистанционных образовательных технологий.
Согласно Статьи 16 Федерального закона об образовании в российской федерации (273-ФЗ) «… под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников» [5]. Данный термин дает четкое представление о том, что содержательно должно быть при организации образовательного процесса на основе электронного обучения. В этой же статье «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [5].
Таким образом образовательный процесс в вузе, построенный на основе реализации принципов электронного обучения должен строиться с применением информационно-телекоммуникационных технологий и с использованием программных сред, объединяющих всех участников этого процесса, то есть в рамках системы дистанционного обучения. Организовывая и реализуя электронное обучение, вуз становиться современной конкурентоспособной образовательной организацией.
Что касается изменений в формировании информационной образовательной среды вуза, то следует особое внимание уделить проблеме четкого понимания роли и места преподавателя вуза при проектировании, организации и реализации образовательного процесса в рамках дистанционного обучения студентов. Проблема определения роли и места преподавателя при организации дистанционного обучения студентов достаточно высока и актуальна, так как неправильное понимание ее принципов и содержания влечет за собой снижение эффективности образовательного процесса, а также трудности с достижением результатов профессиональной подготовки студентов.
Анализируя различные научные и педагогические источники, посвященные проблемам дистанционного обучения, следует в первую очередь определиться с ключевыми понятиями. А именно, с понятиями дистанционного обучения, основными ролями и функциями участников дистанционного обучения: тьютора, фасилитатора и др.
Дистанционное обучение.
Дистанционное обучение, считает Е.С. Полат, это «взаимодействие учителя и учащихся, и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемые средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность» [4]. Такое определение показывает, что процесс дистанционного обучения – это всего лишь одна из форм обучения, но только с применением современных информационно-телекоммуникационных средств организации обучения. Принципиальным остается только то, что все участники процесса обучения находятся на расстоянии друг от друга, а значит роль преподавателя усложняется, так как ему необходимо четко владеть методикой применения данных средств, чтобы получить как минимум тот образовательный результат, который был запланирован.
Чтобы понять особенности изменения роли и функционала преподавателя в рамках современной информационно-образовательной среды вуза, необходимо четко определить основные роли преподавателя вуза, который реализует дистанционное обучение.
Рассматривая систему дистанционного обучения как форму организации образовательного процесса, следует указать на то, что сам процесс должен быть организован в рамках использования автоматизированной информационной системы, которая обеспечивает взаимодействие всех участников дистанционного обучения, а также автоматизирует связанные с этим процессы. Такая система является информационным центром и, чаще всего, представляется в виде программной оболочки, освоить которую предстоит каждому участнику. В связи с этим преподавателю вуза, где реализуется дистанционное обучение предстоит «примерить» на себя одну или несколько следующих ролей.
Рассмотрим данный ролевой перечень как идеальное сочетание всех участников системы дистанционного обучения, необходимых для организации эффективного и качественного образовательного процесса.
Администратор системы дистанционного обучения. Данным участником реже всего становиться преподаватель, так как основная его функция в этом случае – обеспечение функционирования всей системы на техническом уровне. Чаще всего такую роль играет технический специалист или преподаватель вуза, который обладает компетентностями в области организации, наладки и проверки работоспособности автоматизированных информационных систем. Чаще всего, выполняя функции этой роли, преподаватель ничего больше взять на себя не может, так как она требует достаточно больших временных затрат.
Дизайнер курсов. Роль разработчика содержания и логики обучения в системе дистанционного обучения. Одна из основных ролей преподавателя вуза может стать именно эта роль, так как функционально здесь необходимо разработать полный пакет материалов и сформировать методику обучения. Преподаватель, выполняя роль дизайнера курсов, фактически, выполняет такую же роль, как и при очном обучении, когда разрабатывает учебно-методическую документацию. Единственное, чем отличается функционал – это необходимостью сделать все учебные материалы максимально интерактивными, а значит преподаватель должен владеть современными информационными технологиями в достаточной мере. Данная роль очень часто совмещается с другими, которые приводятся ниже.
Преподаватель. Основная роль преподавателя вуза как организатора дистанционного обучения. В отличие от дизайнера курсов, роль преподавателя сводиться к непосредственному процессу научения (преподавания), а также строгому контролю успешности выполнения учебного графика или расписания. В данной роли преподаватель может только обучать и контролировать процесс обучения, но при этом не быть автором курса. Ключевыми функциями здесь является то, что преподаватель является еще и помощником, он сопровождает обучение, его задача – организовать обратную связь и не терять обучающихся в процессе их обучения. Данная роль, как и функции, очень тесно связаны с ролью тьютора, а зачастую, это одно и тоже.
Тьютор. Одна из самых важных и распространённых ролей при организации дистанционного обучения. Функции преподавателя, выполняющего данную роль, в целом сводятся к полному сопровождению обучающихся, причем роль необязательно предполагает участие в самом процессе обучения. Вот одно из определений данного термина, которое гласит что тьютор (от англ, tutor – репетитор, куратор, воспитатель в образовательном учреждении), это «1) педагог, осуществляющий общее руководство самостоятельной внеаудиторной работой обучаемых; преподавательская должность в некоторых университетах. Тьюторство практикуется в образовательных учреждениях, где большое значение придается учебной деятельности по индивидуальным планам и самостоятельной работе с источниками информации; 2) индивидуальный научный руководитель студента» [3]. Таким образом получается, что основная задача тьютора – сопровождение индивидуального обучения и организация самостоятельной деятельности обучающихся, а также руководство и контроль ею. Довольно часто роль тьютора включает в себя роли преподавателя и дизайнера курсов, что является недопустимым с точки зрения эффективной работы системы дистанционного обучения, так как пересечение важных ролей при организации дистанционного обучения может повлечь сбой или нарушить общее взаимодействие между всеми его участниками.
Куратор или фасилитатор (организатор, координатор). Данная роль предполагает функцию организатора процесса обучения. Основные функции данной роли – это помощь (облегчение) при организации процесса обучения обучающимися или координация их деятельности. То есть, если данную роль выполняет преподаватель вуза, то ему необходимо следить за своевременным выполнением расписания занятий и графиком выполнения заданий, осуществлять консультационную поддержку курса и осуществлять процессе коммуникации со всеми участниками и т.п. В целом данная роль требует жесткого регламента действий от преподавателя и хорошего знания логики процесса обучения.
Специалисты, выполняющие конкретные функции (специалист по системе контроля (инвингилатор), модератор, консультант). Объединяя несколько ролей в данную категорию, можно отметить общее в них, а именно то, что каждая роль обозначает конкретный функционал, выполняемый преподавателем вуза в рамках организации дистанционного обучения. Если необходимо обеспечить процесс контроля знаний по программе дистанционного курса, то здесь потребуется инвингилатор (дословно, от англ. Invigilator – экзаменатор, следящий за тем, чтобы студенты не списывали во время экзаменов). Если необходимо осуществить процесс коммуникации участников процесса дистанционного обучения в форме обратной связи в режиме телеконференции или форума, а также других форм, то в данном случае необходимо преподаватель, который будет играть роль модератора, т.е. функцию судьи при споре или в общении. Все другие роли, которые обеспечивают узкие и конкретные функции также может взять на себя преподаватель, так как чаще всего это является его непосредственной функциональной обязанностью при проведении очного обучения.
Слушатель. Данная роль в целом связана с обучающимся. Основная функция – научение, то есть приобретение знаний и умений в процессе дистанционного обучения. Однако, и преподаватель также может быть слушателем, если он участвует в процессе самообразования или обучения профессорско-преподавательского состава вуза.
Приведенный перечень основных ролей преподавателя вуза в рамках реализации дистанционного обучения и их характеристика чётко показывает особенности и изменения функционала преподавателя современного вуза. В первую очередь преподавателю вуза необходимо определиться с местом в современной информационно-образовательной среде, выбрав роль, которую он будет реализовывать при организации дистанционного обучения. В дальнейшем должна сформироваться система организации профессиональной деятельности, а значит, и выстроиться собственная методика организации и проведения дистанционного обучения в вузе.
Подводя итог, следует заметить, что роль преподавателя современного вуза претерпевает ряд изменений, которые влекут за собой смещение в сторону высокой значимости места самого преподавателя в системе профессиональной подготовки студентов.
В первую очередь, приобретает значимость роль дизайнера курсов в сторону ее усложнения, поскольку быстро развивается технологическая основа проектирования курсов. Преподавателю вуза требуется развитие специальных навыков, приемов педагогической работы с использованием современных информационных технологий, которые выдвигают дополнительные требования к качеству разрабатываемых учебных материалов.
Во-вторых, особенность современного педагогического процесса состоит в том, что основной центр тяжести при использовании современных информационных технологий постепенно переносится на обучающегося, который вынужден активно строить свой учебный процесс, выбирая определенную траекторию развития в информационной образовательной среде вуза. Основная функция преподавателя при этом (роль тьютора) – поддержать обучающегося в его деятельности: способствовать его успешному продвижению в потоке учебной информации, облегчить решение возникающих проблем и способствовать успешному достижению образовательных результатов, помочь освоить учебную информацию.
В-третьих, от преподавателя вуза требуется активная и интенсивная обратная связь всех участников образовательного процесса. Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют сделать это взаимодействие намного более активным и интерактивным, но это требует от преподавателя дополнительных усилий, а также профессиональных компетентностей. Для формирования комплекта учебных материалов преподавателю вуза требуется использовать больше интерактивности при подаче учебной информации, необходимы знания и умения использовать такие инструменты, как эффективные учебные презентации и интерактивные учебные фильмы, а также владение эффективными методами проектирования и разработки интерактивных учебных материалов [2].
Таким образом, в сфере высшего образования происходят изменения в преподавательской деятельности, месте и роли преподавателя в образовательном процессе, его основных функциях, что способствует повышению эффективности профессиональной деятельности преподавателей, так и конкурентоспособности образовательной организации в целом.
Особенности работы учителя на дистанционном обучении.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Учитель начальных классов
МБОУ Покровская СОШ № 3
Гордеева Юлия Сергеевна
Статья на тему: Особенности работы учителя на дистанционном обучении.
Период обучения 1 классе – важный этап в формировании личности каждого ребёнка. С уроков обучения грамоте, математики начинается его школьная жизнь, на них он учится читать и писать, считать, открывая себе путь к дальнейшему образованию.
Учебная деятельность, как и любая деятельность, связана определенными трудностями, т.к. учащийся постоянно осваивает то, чего он раньше не знал, чем не владел.
Одни школьники преодолевают эти трудности относительно легко,
Первоклассники только лишь окунулись в атмосферу школьной жизни, как перед ним возникли новые трудности- дистанционное обучение.
Немаловажную роль в организации дистанционного обучения играет способ взаимодействия «учитель-ученик». Необходимо чётко договориться, как, когда, каким способом будут высылаться инструкции; когда, куда, в каком виде сдавать работу. Здесь взаимодействие может быть организовано как через электронный почту, так и через социальные сети или мессенджеры.
Учителю необходимо контролировать:
-организацию контроля знаний
-соблюдение оптимальной нагрузки
-саблюдение Сан Пин
В расписании предусмотрены различные способы организации дистанционного обучения; достаточные перерывы на организацию онлайн-подключения класса и принятие пищи ребенком; чередование видов деятельности учеников. Предметное содержание каждого урока определяется учителем самостоятельно.
Я задала себе три вопроса:
Что касается Интернета, то это проблема. В некоторых семьях, точнее, в некоторых домах, Интернета нет.В таких случаях мы общались с детьми по телефону. Я давала задание, а ребенок отправлял мне смс-сообщение, или находил возможность воспользоваться Интернетом у своих друзей и знакомых. В принципе, главное – старание, должно быть желание учиться.
В целом, одна из задач дистанционного обучения – принимать во внимание возможности и интересы каждого обучающегося ребенка, ориентироваться на эффективное сочетание различных форм обучения, включая дистанционное. Вместе с тем, немаловажной задачей является обеспечение культурного развития ребенка, его социализации, развитие творческих способностей и навыков самостоятельной деятельности.
1.Открытое и дистанционное обучение: тенденции, политика и стратегия.-М. Изд.ИНТ 2004г.
2.Е.С. Полат, А.Е. Петров Дистанционное обучение каким ему быть?