что делает педагог выступая тьютором в системе дистанционного обучения
Что делает педагог выступая тьютором в системе дистанционного обучения
Педагогические науки/ 1. Дистанционное образование
К. п. н. Девтерова З. Р.
Майкопский государственный технологический университет, Россия
Роль и функции преподавателя – тьютора в системе
Преподаватель – тьютор в системе дистанционного обучения является важнейшим звеном, обеспечивающим эффективность и качество учебного процесса.
Если еще какое-то время назад дистанционное обучение было чем-то необычным, то сейчас данная форма обучения приобретает все большую популярность и число ее «поклонников» возрастает с каждым днем. Безусловно, тенденции современно мира в области развития образовательных систем, информационных технологий, бизнеса, в своей совокупности являются своеобразной движущей силой процесса становления дистанционной формы обучения, как наиболее эффективной и максимально удовлетворяющей потребности современных людей, организаций, общества в целом.
Дистанционное обучение – это обучение на расстоянии, когда преподавателя и обучаемого отделяет значительное пространство. В «Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России» под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений [3]. Подобная форма обучения издавна привлекала внимание педагогов и обучаемых. Такое обучение может принимать различные формы в зависимости от организации и используемых технологий.
В нашей стране понятие тьюторства только начинает свое становление и как любое новое явление не имеет ни четко определенного понятия, ни закрепленных функций. Однако это не мешает ему быть значимым элементом системы дистанционного обучения.
В современном образовательном процессе тьютор рассматривается как преподаватель, выполняющий в системе дистанционного обучения функции преподавателя, консультанта и организатора учебного процесса [5].
Как консультант, тьютор проводит групповые и индивидуальные консультационные занятия по различным вопросам изучаемого учебного курса, помогает им в учебной деятельности, разрабатывая учебно-методические рекомендации, инструкции по выполнению заданий [2].
Как организатор учебного процесса тьютор составляет индивидуальный график учебного процесса (занятия, консультации) по учебному курсу, организует проведение групповых занятий, контролирует учебную деятельность студентов.
Тьютор в системе дистанционного обучения должен:
— уметь строить образовательный процесс на основе информационно-коммуникационных технологий;
— обладать навыками проведения занятий в интенсивной форме, используя эффективные технологии обучения;
— уметь организовать научно-методическую экспертизу образовательных ресурсов;
— обладать навыками оперативного удовлетворения потребностей педагогов образовательного, информационного, аналитического, научного, методического и технологического характера [1].
В системе дистанционного обучения преподаватель – тьютор, сопровождающий курс имеет возможность контролировать процесс изучения курса каждого студента, оценивать выполненные им индивидуальные задания, его работу в семинарах и при необходимости оказывать ему помощь или давать совет. Тьютор также может проводить общий анализ состояния дел в изучении конкретного курса. Работа тьютора протоколируется в системе, что обеспечивает прозрачность отчетности [5].
Успешность деятельности тьютора, как и любая другая, зависит от ряда условий. Опираясь на анализ специфики деятельности тьютора, требований, предъявляемых к нему, проблем, с которыми может столкнуться тьютор, мы полагаем, что существует три группы условий, обеспечивающих его успешную деятельность.
Педагогические – они связаны с учетом психолого-педагогических принципов ДО и организации педагогического процесса, использованием разнообразных и адекватных целям обучения на данном этапе педагогических приемов (например, поощрение участия, привлечение экспертов), обеспечение интерактивности на протяжении всего процесса обучения.
Организационно-коммуникативные – в общем виде они подразумевают знание психологии общения, правил хорошего тона, способов повышения мотивации и вовлеченности студентов в процесс обучения, выбор правильного стиля руководства и общения.
Технические – включают в себя обеспечение доступа к компьютерным средствам связи (как тьютору, так и студентам), «компьютерную грамотность» участников процесса ДО [4].
Обобщая сказанное о деятельности преподавателя в системе ДО, вернемся к определению тьютора. Можно предложить следующее определение: тьютор – преподаватель-консультант, осуществляющий учебно-методическое сопровождение студентов на протяжении учебного процесса в ДО. Сопровождение тьютором студентов в ДО происходит через консультирование, проведение тьюториалов (где в комплексе проводится решение учебно-профессиональных задач, происходит раскрытие потенциала обучающихся), организацию групп взаимопомощи, предоставление обратной связи, организация/поддержание коммуникации.
В заключение необходимо отметить, что в системе дистанционного обучения деятельность тьютора отличается от деятельности преподавателя в традиционной системе в силу ряда особенностей, касающихся общения со студентами «на расстоянии», используемых методов работы, организации учебного процесса. Тьютор выполняет четыре основные функции (организаторская, информационная, коммуникативная, развивающая), для каждой из которых необходимы определенные знания и умения.
2. Интернет в гуманитарном образовании: учеб. пособие / под ред. Е.С. Полат. – М.: Владос, 2001. – 272 с.
5. Тьюторство. Профессия, которой нет // Управление школой. – 2004. № 42
Функциональные обязанности педагога-тьютора дистанционного обучения в школе
Педагог-тьютор осуществляет свою деятельность непосредственно в образовательных учреждениях, реализуя воспитательную функцию и оказывая организационную и педагогическую поддержку сетевым преподавателям и обучающимся в ходе дистанционного Интернет-обучения с использованием контента «Телешкола».
Просмотр содержимого документа
«Функциональные обязанности педагога-тьютора дистанционного обучения в школе»
Функциональные обязанности педагога-тьютора
Педагог-тьютор осуществляет свою деятельность непосредственно в образовательных учреждениях, реализуя воспитательную функцию и оказывая организационную и педагогическую поддержку сетевым преподавателям и обучающимся в ходе дистанционного Интернет-обучения с использованием контента «Телешкола».
Педагог-тьютор должен знать:
цели, задачи и организационно-методические особенности дистанционного Интернет-обучения школьников, в том числе по основным учебным дисциплинам;
особенности коммуникации и учебной работы со школьниками при использовании Интернет в условиях дистанционного обучения;
законодательные документы Российской Федерации по вопросам образования, в том числе Конвенцию о правах ребенка, а также документацию, регламентирующую дистанционное обучение и нормативные документы органов управления образованием;
педагогику, психологию, социологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;
основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, методических и организационно-управленческих задач в рамках обеспечения дистанционного обучения;
учебные программы и методическое обеспечение по предмету с учетом ресурса «Телешкола»;
требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов, рабочих мест школьников (в том числе и при самостоятельном дистанционном Интернет-обучении);
используемые цифровые образовательные ресурсы, компьютерную технику, иные средства обучения и их дидактические возможности;
методы информатизации, адекватные потребностям учебного процесса, контроля и измерения результатов обучения, внеучебной, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности учебных заведений системы общего среднего образования;
основные направления и перспективы развития дистанционного Интернет-обучения школьников;
основы научной организации труда;
правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
функциональные обязанности сетевых преподавателей, работающих с учащимися с использованием сети Интернет (включая обязанности педагогов-тьюторов по отношению к сетевым преподавателям), права и обязанности вспомогательного персонала системы дистанционного Интернет-обучения школьников.
контролирует полноту и своевременность общения каждого обучаемого с сетевыми педагогами, выявляет причины низкой успеваемости, организует их устранение;
оказывает организационное содействие обучаемым в выполнении практических и лабораторных работ;
организует работу учащихся в режиме он-лайн общения, видеоконференции и т.п.;
способствует повышению мотивации обучаемых к дистанционному Интернет-обучению;
обеспечивает равномерное распределение учебной нагрузки для обучающихся и оптимальный режим занятий в ходе дистанционного Интернет-обучения;
общается с родителями школьников, если это необходимо для повышения эффективности дистанционного Интернет-обучения;
принимает меры по сохранению контингента, участвующего в эксперименте по дистанционному обучению;
прививает обучаемым навыки этичного общения и поведения в сети Интернет;
формирует у обучаемых общие умения по использованию средств информатизации и Интернет-технологий для взаимодействия с сетевыми преподавателями, администраторами курсов, другими кураторами, с материалами НП «Телешкола», поясняет школьникам возможности информационных технологий в обучении и самообучении;
обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических требований, правил охраны труда и противопожарной безопасности, проводит инструктаж обучающихся по правилам безопасности, соблюдение которых необходимо в процессе дистанционного Интернет-обучения;
дает предложения сетевым преподавателям и разработчикам по изменению (коррекции) учебных планов, программ и цифровых образовательных ресурсов;
осуществляет изучение личности каждого обучающегося, его склонностей, интересов; сообщает необходимые сведения сетевому преподавателю;
создает благоприятные условия для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся;
анализирует работу обучающихся в ходе дистанционного Интернет-обучения, формирует рекомендации по совершенствованию сетевого обучения школьников;
в соответствии с указаниями ведет установленную документацию в бумажном и электронном виде;
участвует в жизни педагогического сообщества, организованного с помощью сервисов «Телешкола».
Обязанности педагога, руководящего организацией дистанционного в ОО
организует занятия, следит за своевременным изучением материала и индивидуальным выполнением заданий пакета каждым учеником;
согласно рекомендациям, содержащимся в пакете, организует и контролирует взаимодействия школьников с сетевым преподавателем, передачу сведений о школьниках, принявших участие в изучении пакета, прием и учет сведений, получаемых от сетевого преподавателя по результатам проверки заданий, выполняемых обучаемыми;
согласно рекомендациям сетевого преподавателя принимает участие в распределении заданий (если их в пакете предусмотрено несколько вариантов);
организует обеспечение занятия средствами обучения, согласно требованиям, оговоренным в пакете (литературой, лабораторным оборудованием, материалами, компьютерными программами и т.п.);
обеспечивает график и временной режим сеансов обучения (в соответствии с учебным планом и расписанием занятий;
участвует в формировании и ведении электронного журнала (не реже одного раза в неделю анализирует успеваемость обучаемых, принимает меры, направленные на устранение складывающихся перекосов (неуспеваемость, отсутствие оценок, недостаточное общение отдельных учащихся с сетевыми преподавателями, ведет строгий учет всех сеансов дистанционного Интернет-общения и использования Интернет-пакетов).
Что делает педагог выступая тьютором в системе дистанционного обучения
В статье рассматривается проблема влияния компетенций тьютора на качество дистанционного обучения. Дана характеристика профессиональной деятельности тьютора как высококвалифицированного сотрудника. Особое внимание уделено управленческой, преподавательской и коммуникативной компетенции. Сделан вывод о необходимости тщательного отбора кандидатов, связанного с учётом нейродинамических особенностей личности и наличием необходимых управленческих компетенций.
Внедрение электронного обучения и его различных форм невозможно без привлечения такого специфического специалиста на рынке образовательных услуг как тьютор. В переводе с английского «tutor» означает «домашний учитель, наставник, опекун». В отличие от учителя (знающего конечную точку пути, путь и ведущего по нему), педагога (знающего путь и ведущего по нему), это тот, «кто знает, как искать путь», предметом его заботы становится процесс «формирования знания о способе образования».
В настоящее время роль тьютора является одной из решающих для успешной реализации образовательной программы с применением технологий дистанционного обучения. Это связано с тем, что тьютор — единственная связь обучающегося с лицом, принимающим решение о результативности его обучения.
В процессе дистанционного обучения тьютор выполняет разнообразные функции, такие как:
В настоящее время в зарубежной практике рабочие места тьюторов занимают специалисты с высоким профессиональным уровнем и компетентностью [3].
В традиционном образовании России функции тьютора чаще всего выполняют сотрудники деканатов, должности которых рассматриваются как должности учебно-вспомогательного персонала, часто не имеющие достаточного образования, навыков и опыта преподавательской и проектной работы.
По нашему мнению, в складывающейся форме дистанционного обучения в университете роль тьютора должна быть усилена, в особенности, его управленческая и преподавательская составляющие.
Наряду с вышесказанным, одной из важнейших составляющих профессиональной деятельности тьютора являются коммуникативные компетенции, к которым можно отнести: навыки межличностной коммуникации с обучающимися, стрессоустойчивость, умение работать в коллективе и адаптивность, способность к тщательной интерактивной работе. Следует также добавить, что качество работы тьютора, его доброжелательность и расположенность к абитуриентам и студентам, как правило, является определяющим при первоначальном формировании имиджа учебного заведения.
Известно, что наличие необходимых коммуникативных компетенций связано с нейродинамическими особенностями личности, влияющими на успешную профессиональную деятельность [4]. Вместе с этим нейродинамические особенности личности способствуют формированию качеств, оказывающих как негативное, так и позитивное влияние на профессиональную деятельность тьютора в электронном обучении.
Влияние нейродинамических особенностей личности на успешность деятельности в большинстве случаев происходит опосредованно: свойства нервной системы во многом определяют специфику протекания психических процессов в деятельности (особенно внимания и памяти), связаны с некоторыми психомоторными особенностями, являются базой для многих свойств темперамента и личности.
Слабость нервных процессов порождает повышенную тревожность, эмоциональную неустойчивость, пониженную активность в деятельности. Лица с тенденцией к слабости нервных процессов и повышенным уровнем реактивной и личностной тревожности испытывают больше затруднений в формировании адекватной самооценки, для лиц с очень высокими показателями нервной системы, наоборот, велика вероятность негибкой неадекватно высокой самооценки. Известно, что работа с необходимостью быстрого переключения с одного рабочего задания на другое, высокой скоростью выполнения отдельных операций требует высоких показателей подвижности нервных процессов [5].
Поскольку деятельность тьютора связана с осуществлением широкого круга разнообразных задач, для успешной профессиональной деятельности в этой сфере необходимо отбирать лиц, сочетающих в комплексе высокие показатели силы и подвижности нервных процессов, имеющих адекватную самооценку и средний уровень личностной тревожности.
Таким образом, для обеспечения качества дистанционного обучения необходим тщательный отбор кандидатов, связанный с учётом нейродинамических особенностей личности и наличием необходимых управленческих компетенций.
Роль тьютора в системе дистанционного обучения
Дата публикации: 31.03.2014 2014-03-31
Статья просмотрена: 4437 раз
Библиографическое описание:
Шамсутдинов, Р. Р. Роль тьютора в системе дистанционного обучения / Р. Р. Шамсутдинов, А. Р. Абдурахманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 1134-1135. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9835/ (дата обращения: 14.11.2021).
Данная статья даёт возможность работникам системы образования получить общее представление о специфике работы тьюторов в системе дистанционного образования, а так же раскрывает необходимость внедрения этой роли во все учебные заведения, использующие дистанционное обучение.
Ключевые слова: образование, повышение квалификации, информационные технологии, дистанционное обучение, тьютор.
Подготовка преподавателей для системы дистанционного обучения, как правило, не включена в учебные программы вузов и институтов повышения квалификации, в то время как потребность в таких специалистах возрастает с каждым днём. [1]
Мировой опыт свидетельствует о том, что решение проблем образования начинается с профессиональной подготовки педагогов. Педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины.
Многообразие разнородных образовательных предложений, даже при всей их доступности для студента, еще не задает необходимым образом реализацию принципа открытости образования как качественную характеристику современного образования, оставаясь всего лишь потенциальной возможностью.
В некоторых формах дистанционного образования, особенно в открытых университетских курсах, почти или даже совсем не используются телеконференции, мало работы в группах, мало или совсем нет взаимодействия межу студентом и преподавателем в реальном времени. Успех дистанционной формы обучения во многом зависит от преподавателей дистанционного обучения, их профессионализма. Совершенно очевидно, что для реализации дистанционного обучения в системе повышения квалификации педагогических работников встает важнейшая задача подготовки тьюторов для дистанционного обучения.
В последние годы появились работы, в которых обсуждаются вопросы расширения спектра функционально-ролевых представлений о педагогической деятельности и введении таких позиций и ролей преподавателя, как модератор, фасилитатор, методолог, игротехник, тьютор и др. Во многих случаях тьютор — единственный человек, с которым студент контактирует по вопросам дистанционного образования. Тьютор является помощником преподавателя, посредником между лектором (профессором) и обучающимися, выполняя скорее не педагогическую, а организаторскую функцию. Тьютор взаимодействует со студентом на индивидуальной основе по почте, по мере того как студент прорабатывает содержание курса по учебно-методическому руководству и другим материалам. Тьютор не обязательно является разработчиком курса, он только представляет его содержание.
Задачи тьютора заключаются в том, чтобы помочь получить максимальную отдачу от учебы; отслеживать и корректировать индивидуальный маршрут обучаемого; совместно оценивать выполненные учебные модули; проводить групповые обсуждения полученных результатов; поддерживать заинтересованность в обучении на протяжении всего учебного курса. Основной задачей тьютора является активизация процесса обучения.
Тьютор, как функциональная единица в учебном процессе, предоставляет учащемуся комплексную процессовую взаимосвязь учебных материалов с практикой их применения. Возможность получения уникальных знаний и опыта и непосредственного применения учащимися учебных материалов в практике реализации конкретных должностных обязанностей, определяет эффективность обучения.
Можно отметить некоторые важные функции, реализуемые тьютором:
— обсуждение содержания курса;
— предоставление обратной связи об успехах студента;
— помощь студенту в планировании работы;
— разрешение административных вопросов;
— контроль над проектами;
— проведение занятий «лицом к лицу»;
— хранение записей студента;
— взаимодействие с администрацией от лица студента.
В исследовании М. Г. Мура [2, с. 66–69] акцентируется внимание на следующих ролях преподавателей, работающих в системах дистанционного образования:
1. Преподаватель подает личный пример роли учащегося, помогая поддержать рабочую и учебную среду взаимоуважения, и создать комфортную психологическую обстановку;
2. Преподаватель содействует обучению, помогая всем студентам эффективно общаться и внимательно слушать, с тем, чтобы направлять студентов на пути к достижению их учебных целей;
3. Преподаватель руководит студентами, помогая студентам полнее включиться в образовательный процесс, содействуя принятию решений, помогая в выборе подходящей информации, достижении целей, а также предлагая студентам задумываться над собственным учебным процессом, и рекомендуя способы его улучшения;
4. Преподаватель управляет процессом обучения, следя за успехами студента, его деятельностью и качеством работы, и помогает решать возникающие сложности;
5. Преподаватель является экспертом в преподаваемой предметной области, постоянно оценивая и обновляя свои знания, которыми он делится со студентами;
6. Преподаватель является советником по вопросам обучения, устанавливающим и объясняющим критерии успешного обучения, с тем, чтобы студент мог достичь целей обучения, и помогает студентам преодолевать препятствия;
7. Преподаватель представляет студентам мотивацию учебы, побуждая их применять свои идеи на практике, вовлекая их в обсуждения, требующие размышлений, и интерактивные дискуссии; поддерживает студентов в их исследованиях и начинаниях;
8. Преподаватель является новатором в области обучения, разрабатывает курсы, учебные пособия, и системы оценки знаний, с тем, чтобы применить широкое многообразие педагогических стратегий, учитывающих социо-экономические факторы, и различные культуры студентов. Это означает применение различных техник и технологий преподавания с тем, чтобы обогатить процесс обучения.
Основными составляющими тьюторской технологии являются «организация условий для становления индивидуальной образовательной программы учащихся и ее сопровождение» [3, с. 2]
Технологии тьюторского сопровождения помогают ему организовать работу с личным интересом (потребностью) учащегося и переводом индивидуального интереса подопечного в инициирование конкретной деятельности, которая возможна либо как образовательная или социальная проба ученика. Эти задачи эффективно решаются с помощью технологий открытого образования (технологии проектирования, исследовательские методы, дебаты, образовательный туризм, портфолио, развитие критического мышления при чтении и письме, творческие мастерские, кейс-стади, технологии открытого пространства (ТОП), социокультурные игры и т. д.).
Особенность тьюторских технологий заключается еще и в том, что они позволяют тьютору усилить индивидуальный ресурс подопечного внешними (социальными) ресурсами, то есть тьютор становится своеобразным “посредником” между подопечным и возможностями “мира”, “социума”.
Но в арсенале тьютора имеется и целый пакет технологий, которые активно используются в педагогической психологии (вопросно-ответные технологии, технологии рефлексивных сессий, технологии активного слушания, технологии модерации и т. д.).
В современной системе образования сегодня речь идет, прежде всего, не столько о педагогах, официально работающих в должности «тьютор», сколько о педагогах, обладающих тьюторскими компетентностями, то есть владеющих технологиями тьюторского сопровождения.
В заключении можно сказать, что главная задача системы повышения квалификации на сегодня заключается в оказании помощи педагогам в формировании новой профессиональной роли, в освоении ими технологий тьюторского сопровождения и внедрении этих технологий в практику работы образовательных учреждений.
1. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования: Программа специализированного учебного курса / Моисеева М. В., Троян Г. М. — М.: Изд. дом «Обучение-Сервис», 2006. 16 с.
2. Information and Communication Technologies in DistanceEducation Specialized Training Course, © UNESCO Institute for Information Technologies in Education, 2002 All Rights Reserved ISBN, рр. 66–69
3. Тьюторство как новая профессия в образовании: Сборник методических материалов / Отв. ред Муха Н. В., Рязанова А. Г. — Томск: «Дельтаплан», 2001.-159 с.