что лучше развивает мозг чтение или математика

Речь, мышление и даже способности к математике: как чтение помогает ребёнку развиваться

Родители привыкли, как мантру, повторять детям: «Надо читать, без чтения никуда». Но мало кто понимает, в чём действительно заключается его польза, кроме сугубо бытовой, когда надо прочитать указатель или ярлык на одежде. Вместе с нейропсихологами разбираемся, что же такое чтение с научной точки зрения и как оно связано со способностями к математике.

«Чтение развивает речевые функции, и через них — все остальные, от мышления до воображения»

Мария Шендяпина, исследователь, клинический психолог, научный сотрудник кафедры нейролингвистики на факультете образования Гонконгского университета

Почему чтение — это такая ценность, особенно в нашей культуре? Первые ассоциации — образованность, знания, глубина мышления. Сейчас у чтения открывается второе дыхание, оно становится альтернативой «быстрым углеводам» социальных сетей, видео и картинок. Информация через буквы поступает медленнее и требует большего сосредоточения. Но и богатство смыслов через них открывается неизмеримо большее. Чтение не сразу выдаёт всю суть, а сначала включает воображение, учит представлять, концентрироваться и вживаться в разные миры.

Если же рассмотреть именно научный подход, то здесь много нюансов. Наука постоянно развивается и повышает стандарты качества исследований, поэтому многочисленные истории из серии «учёные попросили 20 человек почитать в томографе и многое узнали» не имеют веса. Для того чтобы делать какие-то чёткие выводы, нужны огромные выборки в тысячи человек и систематизация повторяющихся экспериментов. Однако какие-то вещи уже хорошо изучены. Например, анатомия чтения: упрощённо говоря, глаза воспринимают зрительную информацию, передают её через зрительные нервы в кору головного мозга для дальнейшей обработки, и затем левое полушарие расшифровывает прочитанный текст.

что лучше развивает мозг чтение или математика. Смотреть фото что лучше развивает мозг чтение или математика. Смотреть картинку что лучше развивает мозг чтение или математика. Картинка про что лучше развивает мозг чтение или математика. Фото что лучше развивает мозг чтение или математика

Психологи из Йельского университета Беннет и Салли Шейвиц предложили модель трёх систем чтения в мозге: теменно-височная (фокусируется на анализе и понимании слов), затылочно-височная (отвечает за быстрое визуальное распознавание слов целиком и перевод букв в соответствующие звуки) и передняя, включающая в себя зону Брока (играет важную роль в анализе синтаксиса и артикуляции, а также регулирует чтение про себя). Во время чтения соответствующие зоны мозга включаются в работу.

Если суммировать, то чтение развивает речевые функции, и через них — все остальные: мышление, внимание, память, восприятие, творчество, воображение. Когнитивные функции человека тесно связаны, поэтому, улучшая что-то одно (а чтение — это, по сути, пропускной канал для большинства символической информации), можно увидеть подвижки в остальных сферах. Не случайно беглость чтения в начальной школе так часто приравнивается к общей успеваемости: они действительно тесно связаны.

Чем полезно чтение?

«Исследования называют чтение лучшим хобби в мире»

Есть много видов чтения, которые отличаются по темпу, степени погружения, уровню понимания, качеству информации, характеру материала, настроению, целям и мотивам, как процесс и как результат.

Поверхностное чтение часто рекомендуют в ознакомительных целях: считается, что если быстро проглядеть глазами текст или оглавление, то это поможет понять основной смысл («знать не знаю, но рассказать — расскажу») и сделает последующее глубокое чтение более качественным. Например, технику skimming (проглядывания) мне советовали использовать для экзамена TOEFL (тест на знание английского языка. — Прим. ред.), где надо быстро прочитать иностранный текст и ответить на вопросы по нему.

Глубокое чтение требует больше времени, погружения, энергии и концентрации. Зато оно даёт возможность вникнуть в детали и разобраться в теме, осмыслить текст и логически переработать его для себя.

Качественное аналитическое чтение — это отдельный навык, которому можно и нужно учиться, иногда даже во взрослом возрасте

Исследования называют чтение лучшим хобби в мире: оно учит, даёт информацию, расслабляет и развлекает. Есть данные, что чтение романов повышает нейронные связи внутри височных зон мозга, отвечающих за вербальные функции. Интересно, что изменения в нейронных связях также оставались активными несколько дней после чтения, особенно в области соматосенсорной коры — то есть смыслы, возможно, перерабатываются и на уровне телесности. Кроме того, самые свежие исследования рекомендуют читать с бумажных, а не электронных носителей, поскольку книги повышают качество чтения и рефлексии об этом процессе.

что лучше развивает мозг чтение или математика. Смотреть фото что лучше развивает мозг чтение или математика. Смотреть картинку что лучше развивает мозг чтение или математика. Картинка про что лучше развивает мозг чтение или математика. Фото что лучше развивает мозг чтение или математика

Есть работы, которые также усматривают связь между способностями к чтению и математике. С точки зрения нейропсихологии и то и другое — это анализ сложной пространственно-символической информации, контролируемый височно-теменно-затылочными отделами коры. Поэтому при нарушении процессов или динамики интеграции информации в мозге обе способности могут страдать одновременно. И наоборот: способности к математике и чтению могут помогать друг другу при условии их гармоничного развития.

«Для ребёнка чтение — это эволюционно новая задача»

Алексей Котов, старший научный сотрудник лаборатории нейробиологических основ когнитивного развития ВШЭ

Если мы берём ранний этап развития ребёнка, то чтение развивает рабочую память и произвольное внимание, а на втором этапе, когда ребёнок уже читает сам, это внутренняя репрезентация, причинно-следственный анализ. Дети могут понимать, что чему предшествовало, строить альтернативные сценарии. Когда ребёнок только начинает читать, то на нейронном уровне эта способность начинает загружать, переползать в префронтальные области мозга с левой стороны. Она закрепляется за ним — это область лба и виска. Для когнитивных психологов это область, которую также занимает рабочая память. Почему это важно: хорошо развитая рабочая память у детей — это возможность осознанного контроля и планирования действий.

Когда дети осваивают чтение, для них это что-то новое и уникальное, можно сказать, что это эволюционно новая задача, которой в предыдущих стадиях развития не было. Они впервые сталкиваются со знаковой системой, поэтому осваивают её довольно тяжело и весьма специфическим образом. С точки зрения работы мозга это задействует височные доли и затылочные. Первые связаны со звуковым анализом, а вторые — со зрительным.

Для ребёнка это сложная задача — установить связь между тем, как он видит картинки, и тем, как они произносятся

У детей есть одна лингвистическая особенность, которую русские психологи иногда называют фонетической. Если упрощать, то есть такие дети, которые слышат количество слогов в слове, есть дети, которые различают слова по ударениям, а некоторые этого всего вообще не чувствуют. Так вот эта особенность прямо влияет на чтение ребёнка. Дети, которые слышат это всё, обычно начинают читать на год раньше, чем те, у кого такая особенность не развита.

что лучше развивает мозг чтение или математика. Смотреть фото что лучше развивает мозг чтение или математика. Смотреть картинку что лучше развивает мозг чтение или математика. Картинка про что лучше развивает мозг чтение или математика. Фото что лучше развивает мозг чтение или математика

Дошкольный возраст — это время, когда можно с ней работать. Дети, которые учатся делать фонетический анализ слов, тренируются, ставят правильно ударения, даже без лингвистической осознанности могут быстро догнать своих сверстников.

«Если хотите, чтобы ребёнок читал, делайте это вместе»

Мария Шендяпина, исследователь, клинический психолог, научный сотрудник кафедры нейролингвистики на факультете образования Гонконгского университета

Один из проверенных способов заинтересовать ребёнка чтением — когда взрослый, несмотря на то что ребёнок учится читать сам, ещё много лет после этого читает ему вслух. Освоение знаковых систем (счёта, письма, чтения) — очень социальная вещь. Важно то, с кем ребёнок осваивает навыки, то есть это не столько индивидуальная задача, сколько совместная. Если родители просто стремятся привить детям механическую способность читать, им быстро становится скучно это делать.

Лучший путь к переменам — через совместную радость, удовольствие и чувство успеха. Начните марафон семейного чтения. В магазинах и современных городских библиотеках можно найти новые красивые книги, от одних иллюстраций в которых загораются глаза. Читайте на ночь, с утра и днём, дома в шалаше из одеял, в палатке на природе или на скамейках в парке. Читайте по очереди или по ролям, громко-громко и тихо-тихо.

Рисуйте иллюстрации, обсуждайте, разыгрывайте сценки, пробуйте новые темы и способы. Ваша задача — показать, как это может захватывать, радовать и наполнять эмоциями. Испытываете чувство вины, что дети слишком много смотрят мультики? Выключите звук и включите субтитры. Бац! Ваши дети теперь читают.

Источник

Правда ли, что чтение литературы развивает мозг?

что лучше развивает мозг чтение или математика. Смотреть фото что лучше развивает мозг чтение или математика. Смотреть картинку что лучше развивает мозг чтение или математика. Картинка про что лучше развивает мозг чтение или математика. Фото что лучше развивает мозг чтение или математика

Так тянет почитать Гого..

Но пресса жёлтая и долбанный,бЪ, рейтинг

что лучше развивает мозг чтение или математика. Смотреть фото что лучше развивает мозг чтение или математика. Смотреть картинку что лучше развивает мозг чтение или математика. Картинка про что лучше развивает мозг чтение или математика. Фото что лучше развивает мозг чтение или математика

Когда вы отключаете свой сотовый телефон, компьютер и находите немного времени, чтобы спокойно почитать стихи или увесистый роман, возникает несомненное ощущение, что это весьма полезное занятие. Наполняя легкие свежим воздухом, мы чувствуем физическое обновление. Точно так же кажется, что слова и изгибы сюжетных линий в умных литературных произведениях тренируют и очищают мозг.

что лучше развивает мозг чтение или математика. Смотреть фото что лучше развивает мозг чтение или математика. Смотреть картинку что лучше развивает мозг чтение или математика. Картинка про что лучше развивает мозг чтение или математика. Фото что лучше развивает мозг чтение или математика

что лучше развивает мозг чтение или математика. Смотреть фото что лучше развивает мозг чтение или математика. Смотреть картинку что лучше развивает мозг чтение или математика. Картинка про что лучше развивает мозг чтение или математика. Фото что лучше развивает мозг чтение или математика

Интуитивно мы предполагаем, что прочтение полного собрания сочинений Дарьи Донцовой принесет вам меньшую пользу, чем самый коротенький рассказ Чехова.

Повысится грамотность, увеличится словарный запас

что лучше развивает мозг чтение или математика. Смотреть фото что лучше развивает мозг чтение или математика. Смотреть картинку что лучше развивает мозг чтение или математика. Картинка про что лучше развивает мозг чтение или математика. Фото что лучше развивает мозг чтение или математика

О пользе чтения. 10 причин регулярно читать

Ученые давно выяснили как сохранить ясность ума на протяжении всей жизни: нужно постоянно развивать свой мозг. Один из лучших способов делать это — регулярно и вдумчиво читать. Сегодня люди слишком заняты и все реже находят время для чтения. Ведь намного проще отдыхать, взяв в руки пульт от телевизора или открыв ноутбук, погрузившись в виртуальную реальность компьютерных игр. Однако у людей читающих выше шанс построить успешную карьеру, лучшие отношения в семье, они выглядят моложе и дольше живут.

Вот еще 10 причин, почему читать книги полезно:

1. Чтение книг увеличивает словарный запас

Когда вы читаете произведения разных жанров, то сталкиваетесь со словами, которые обычно не используются в повседневной речи. Если какое-то слово вам незнакомо, совсем не обязательно искать в словаре его определение. Иногда о значении термина можно понять по содержанию. Чтение помогает не только в увеличении словарного запаса, но и повышает вашу общую грамотность.

что лучше развивает мозг чтение или математика. Смотреть фото что лучше развивает мозг чтение или математика. Смотреть картинку что лучше развивает мозг чтение или математика. Картинка про что лучше развивает мозг чтение или математика. Фото что лучше развивает мозг чтение или математика

2. Чтение помогает общаться с людьми

За счет чтения повышается не только грамотность, но и ваши речевые навыки — способность четко, ясно и красиво формулировать свои мысли. Уже после прочтения нескольких классических произведений в вас повысится талант рассказчика. Вы станете более интересным собеседником, производя особенно большое впечатление на тех людей, которые не читают вообще.

3. Чтение добавляет уверенности

Чтение книг делает нас более уверенными. Когда в разговоре мы демонстрируем высокую эрудицию и глубокое знание того или иного предмета, то невольно ведем себя более уверенно и собранно. А признание окружающими ваших познаний положительно сказывается на самооценке.

4. Чтение снижает стресс

В современном мире избавления от стресса — основная забота многих людей. Богатство и ритмика книжного текста имеет свойство успокаивать психику и освобождать организм от стресса. Особенно помогает в этом регулярное чтение перед сном.

5. Чтение развивает память и

мышление

Одно из важных преимуществ чтения книг — это тот положительный эффект, который оно оказывает на наше мышление. При чтении мы больше рассуждаем, чтобы понять ту или иную идею произведения. Мы обычно представляем много деталей: персонажей, их одежду, окружающие предметы. Также необходимо помнить множество вещей, которые нужны для понимания произведения. Это тренирует память и логику.

6. Чтение защищает от болезни Альцгеймера

По данным научных исследований, чтение действительно защищает от заболеваний мозга. Когда вы читаете, активность мозга увеличивается и постоянно находится в тонусе, что улучшает его состояние.

7. Чтение делает моложе

Давно доказано, что организм человека стареет быстрее, когда стареет мозг. Чтение заставляет ваш мозг постоянно работать, в результате ваша старость отодвигается.

8. Чтение делает нас более творческими

Креативные люди могут генерировать сразу несколько отличных идей. Откуда их можно взять? Из книг. Читая произведение, вы можете почерпнуть оттуда массу идей, которые впоследствии воплотить в жизнь.

9. Чтение улучшает сон

Если вы систематически будете читать перед сном, то вскоре организм привыкнет к этому, и тогда чтение станет своеобразным сигналом для организма, который говорит о скором отходе ко сну. Таким образом вы не только улучшите свой сон, но и утром будете чувствовать себя бодрее.

10. Чтение улучшает концентрацию

При чтении необходимо сконцентрироваться на содержании произведения, не отвлекаясь на посторонние предметы. Этот навык очень полезен при любой другой деятельности. Также чтение книг развивает объективность и способность принимать взвешенные решения.

Источник

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Правда ли, что чтение литературы развивает мозг?

Когда вы отключаете свой сотовый телефон, компьютер и находите немного времени, чтобы спокойно почитать стихи или увесистый роман, возникает несомненное ощущение, что это весьма полезное занятие. Наполняя легкие свежим воздухом, мы чувствуем физическое обновление. Точно так же кажется, что слова и изгибы сюжетных линий в умных литературных произведениях тренируют и очищают мозг.

Да, ощущение именно такое, однако ученые-психологи не находят конкретных доказательств пользы от чтения. Это вряд ли можно назвать неожиданностью. Во-первых, данная тема весьма сложна для исследования, так как поэзию и художественную прозу чаще читают люди интеллигентные и эмоционально подготовленные. Поэтому трудно определить, вызывает ли ум желание читать, делает ли нас чтение умнее, или возникает сочетание из этих двух явлений. Кроме того, существует огромное разнообразие литературы, множество способов ее прочтения (можно читать запоем, а можно очень медленно погружаться в роман) и немало выгод и преимуществ, которые стоит исследовать. Короче говоря, это не та тема, которую легко можно изучать под микроскопом.

В 2006 году было проведено исследование, по результатам которого ученые сделали вывод о том, что люди, у которых сильнее умение поставить себя на место другого, знают больше имен писателей. В некоторых кругах это представили как доказательство того, что чтение художественных произведений развивает чувства сопереживания. А может, люди, у которых сильнее навыки сопереживания, просто больше читают? Недавно было проведено исследование, получившее многочисленные отклики. Ученые связали чтение отрывков литературных произведений (но не популярной беллетристики и документальных материалов) с совершенствованием некоторых эмоциональных навыков. Однако критики заметили, что выбор отрывков был ограниченным, весьма произвольным и спорным (отрывки из книг Дона Делилло и Лидии Дэвис отнесли к «умной» литературе, а произведения Даниэлы Стил и Розамунды Пилчер почему-то назвали популярной беллетристикой). Они также подчеркнули неоднородность результатов: чтение художественных произведений имело эффект лишь в части проведенных тестов — например, это отражение эмоций на лицах. А вот попытки вычислить, о чем думает человек, ни к чему не привели.

что лучше развивает мозг чтение или математика. Смотреть фото что лучше развивает мозг чтение или математика. Смотреть картинку что лучше развивает мозг чтение или математика. Картинка про что лучше развивает мозг чтение или математика. Фото что лучше развивает мозг чтение или математика

В последние годы к работе по выяснению и наблюдению за конкретными преимуществами от чтения литературы подключились нейробиологи. Так, в 2014 году появилась работа, привлекшая к себе внимание во всем мире. Ее авторы утверждали, что чтение романа Роберта Харриса «Помпеи» вносило изменения в закономерности связей в определенных функциональных участках головного мозга. К сожалению, никто не проверил умственные способности участников и условия контроля. А это значит, что вопреки броским заголовкам типа «Работа мозга усиливается на несколько дней после прочтения романа», мы на самом деле не знаем, улучшают ли такие изменения в закономерностях связей умственные способности и эмоциональные навыки человека. Мы также не можем утверждать, что другие виды деятельности, такие как беседа с друзьями, не оказывают такое же или похожее воздействие.

Сейчас последние результаты исследований в этой области публикуются в интернете в журнале Cortex под интригующим заголовком «Дай тебя сравнить: нейронные основы начитанности и ее польза для познавательных способностей». Группа исследователей под руководством Норин О’Салливан (Noreen O’Sullivan), в состав которой вошли специалисты по когнитивной нейробиологии и литературоведы из Ливерпульского университета, на основе мозговой деятельности решила найти объяснения тому, почему чтение может приносить пользу «умственному здоровью и благополучию».

Те исследования, которые, по словам ученых, доказывают наличие таких преимуществ, были проведены не особенно тщательно. Например, в одном научном эксперименте была выявлена очевидная польза от участия подавленных пациентов в читательского группе одного семейного врача. Но там не было контрольных условий для сравнения, из-за чего невозможно с уверенностью объяснять пользу и выгоду чтением (а не, скажем, общением в чате).

Но в рамках своего исследования ученые предположили, что такая польза существует, и попытались определить, почему. Они считают, что чтение сложной литературы, в том числе, поэзии, требует остроты умственного восприятия, чтобы рассматривать множественные смыслы и значения, и что такая умственная способность позднее реализуется в нашей жизни, позволяя читателю более гибко и открыто реагировать на свои страдания и несчастья. Далее ученые выдвинули довод о том, что такое усиление умственных способностей должно проявиться в функции мозга. Они утверждают, что нашли такие доказательства на уровне нейронов. Но если внимательно изучить результаты, становится понятно, что они не настолько убедительны и не столь легко поддаются толкованию, как может показаться на первый взгляд.

Чтобы проверить свои теории, ученые набрали 24 студента, изучающих английскую литературу (16 их них женщины), и предложили им во время магнитно-резонансной томографии головного мозга прочитать и поразмыслить над 48 четверостишиями и короткими отрывками из прозы, каждый из которых заканчивается строкой, требующей переосмысления значения, или не требующей такового.

Вот отрывок из стихотворения, не требующий переоценки смысла:

Зачем нам дни?
Дни — место, где живем.
Они приходят, будят нас
Все вновь и вновь.

А вот строки, требующие переосмысления:

Не опечалит никого,
Что Люси больше нет,
Но Люси нет — и оттого
Так изменился свет.

Далее следует отрывок из прозы, не требующий переоценки смысла:

Лечебное средство следует искать если не в природе, то в бутылке. Это может быть убедительно и изменить жизнь. Но я устал от поиска лекарств.

А вот проза, требующая переосмысления:

Она жила в одиночестве за городом, где он пытался найти ее. Когда он увидел этот яркий и веселый дом, то понял, что она мертва.

После сканирования студенты снова просматривали отрывки и оценивали их по степени поэтичности, отвечая при этом на вопрос о том, почувствовали ли они необходимость в переоценке смысла. Тех студентов, которые лучше отличали поэзию от прозы и лучше поняли, когда надо переосмысливать значение, назвали более «осведомленными в литературном плане». Под этим ученые подразумевают то, что такие люди проводят больше времени за чтением интеллектуальной прозы и поэзии, а не то, что они, скажем, умнее.

Активность головного мозга у студентов отличалась, когда они читали поэзию и прозу, и варьировалась в зависимости от того, читали они или размышляли о прочитанном. Например, чтение поэзии ученые связали с повышением активности в некоторых частях лобной коры и височной доли (возле ушей), которые отвечают за язык, память, эмоции и прочие функции. Это вполне совпадало с представлением о том, что поэзия более взыскательна и требует от читателя одновременно держать в уме несколько толкований смысла. Но важнее для теории этих ученых было то, что активность головного мозга студентов также варьировалась в зависимости от уровня их литературной начитанности.

что лучше развивает мозг чтение или математика. Смотреть фото что лучше развивает мозг чтение или математика. Смотреть картинку что лучше развивает мозг чтение или математика. Картинка про что лучше развивает мозг чтение или математика. Фото что лучше развивает мозг чтение или математика

В целом эти результаты указывают на то, что студенты, острее воспринимающие разницу между прозой и поэзией, и лучше понимающие оттенки и изменения значений, продемонстрировали целый ряд четких закономерностей в своей мозговой активности во время чтения по сравнению с теми, у кого уровень литературной осведомленности был ниже. О’Салливан и ее команда утверждают, что это значимые различия, доказывающие то, что начитанность связана со способностью мыслить более гибко и одновременно рассматривать множество значений и смыслов. Короче говоря, пишут исследователи, «мы проводим параллель между нелинейным процессом, через который проходит читатель при чтении сложного текста, и той смесью неопределенностей, предпочтений, ошибок, успехов и откровений, с которой мы сталкиваемся в своей жизни повседневно».

Как любителю художественной прозы (и, должен признаться, не самому большому поклоннику поэзии), мне по душе эта идея. Она интуитивно понятна и предполагает, что чтение нового романа Джонатана Франзена это не просто приятное занятие, но и тренировка мозга, помогающая человеку лучше преодолевать неопределенности реальной жизни. И тем не менее, как часто бывает с исследованиями в данной области, результаты отнюдь не подтверждают те грандиозные утверждения, которые прозвучали из уст ученых. В данном случае ученые ограничились несколькими удивительно специфическими интерпретациями невероятно обширного множества закономерностей в мозговой деятельности, которые кажутся связанными с начитанностью и знанием литературы. Безусловно, весьма любопытно то, что более начитанные студенты продемонстрировали иную активность головного мозга, однако объяснения ученых по поводу таких различий это в основном догадки и предположения.

Далее, исследователи не могут утверждать, что их измерения литературных знаний не являются отражением более прозаической черты, такой как интеллект. Кроме того, они ничего не знают о мировоззрении студентов, о их благосостоянии, о навыках преодоления трудностей в реальной жизни. Плюс к этому надо помнить, что у нас вообще мало убедительных психологических доказательств, свидетельствующих о пользе и преимуществах чтения. Это спорно, но возможно, имело бы больше смысла сначала провести данные исследования, а уже потом пытаться отыскать нейронную основу тех эффектов, которые пока еще не продемонстрированы.

Короче говоря, было бы прекрасно и здорово, если бы начитанные и обогащенные литературными знаниями студенты смотрели на жизнь с философской точки зрения поэта или писателя. Но пока, несмотря на диковинные выводы МРТ, эта идея — не более чем броская тема для газетчиков, ждущая дополнительных доказательств.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник

Речь, мышление и способности к математике: как чтение помогает ребёнку развиваться

что лучше развивает мозг чтение или математика. Смотреть фото что лучше развивает мозг чтение или математика. Смотреть картинку что лучше развивает мозг чтение или математика. Картинка про что лучше развивает мозг чтение или математика. Фото что лучше развивает мозг чтение или математика

Родители привыкли, как мантру, повторять детям: «Надо читать, без чтения никуда». Но мало кто понимает, в чём действительно заключается его польза, кроме сугубо бытовой, когда надо прочитать указатель или ярлык на одежде. Вместе с нейропсихологами разбираемся, что же такое чтение с научной точки зрения и как оно связано со способностями к математике.

«Чтение развивает речевые функции, и через них — все остальные, от мышления до воображения»

Мария Шендяпина, исследователь, клинический психолог, научный сотрудник кафедры нейролингвистики на факультете образования Гонконгского университета

Почему чтение — это такая ценность, особенно в нашей культуре? Первые ассоциации — образованность, знания, глубина мышления. Сейчас у чтения открывается второе дыхание, оно становится альтернативой «быстрым углеводам» социальных сетей, видео и картинок. Информация через буквы поступает медленнее и требует большего сосредоточения. Но и богатство смыслов через них открывается неизмеримо большее. Чтение не сразу выдаёт всю суть, а сначала включает воображение, учит представлять, концентрироваться и вживаться в разные миры.

Если же рассмотреть именно научный подход, то здесь много нюансов. Наука постоянно развивается и повышает стандарты качества исследований, поэтому многочисленные истории из серии «учёные попросили 20 человек почитать в томографе и многое узнали» не имеют веса. Для того чтобы делать какие-то чёткие выводы, нужны огромные выборки в тысячи человек и систематизация повторяющихся экспериментов. Однако какие-то вещи уже хорошо изучены. Например, анатомия чтения: упрощённо говоря, глаза воспринимают зрительную информацию, передают её через зрительные нервы в кору головного мозга для дальнейшей обработки, и затем левое полушарие расшифровывает прочитанный текст.

что лучше развивает мозг чтение или математика. Смотреть фото что лучше развивает мозг чтение или математика. Смотреть картинку что лучше развивает мозг чтение или математика. Картинка про что лучше развивает мозг чтение или математика. Фото что лучше развивает мозг чтение или математика
Психологи из Йельского университета Беннет и Салли Шейвиц предложили модель трёх систем чтения в мозге: теменно-височная (фокусируется на анализе и понимании слов), затылочно-височная (отвечает за быстрое визуальное распознавание слов целиком и перевод букв в соответствующие звуки) и передняя, включающая в себя зону Брока (играет важную роль в анализе синтаксиса и артикуляции, а также регулирует чтение про себя). Во время чтения соответствующие зоны мозга включаются в работу.

Если суммировать, то чтение развивает речевые функции, и через них — все остальные: мышление, внимание, память, восприятие, творчество, воображение. Когнитивные функции человека тесно связаны, поэтому, улучшая что-то одно (а чтение — это, по сути, пропускной канал для большинства символической информации), можно увидеть подвижки в остальных сферах. Не случайно беглость чтения в начальной школе так часто приравнивается к общей успеваемости: они действительно тесно связаны.

«Исследования называют чтение лучшим хобби в мире»

Есть много видов чтения, которые отличаются по темпу, степени погружения, уровню понимания, качеству информации, характеру материала, настроению, целям и мотивам, как процесс и как результат.

Поверхностное чтение часто рекомендуют в ознакомительных целях: считается, что если быстро проглядеть глазами текст или оглавление, то это поможет понять основной смысл («знать не знаю, но рассказать — расскажу») и сделает последующее глубокое чтение более качественным. Например, технику skimming (проглядывания) мне советовали использовать для экзамена TOEFL (тест на знание английского языка. — Прим. ред.), где надо быстро прочитать иностранный текст и ответить на вопросы по нему.

Глубокое чтение требует больше времени, погружения, энергии и концентрации. Зато оно даёт возможность вникнуть в детали и разобраться в теме, осмыслить текст и логически переработать его для себя.

Качественное аналитическое чтение — это отдельный навык, которому можно и нужно учиться, иногда даже во взрослом возрасте.

«Для ребёнка чтение — это эволюционно новая задача»

Алексей Котов, старший научный сотрудник лаборатории нейробиологических основ когнитивного развития ВШЭ

Если мы берём ранний этап развития ребёнка, то чтение развивает рабочую память и произвольное внимание, а на втором этапе, когда ребёнок уже читает сам, это внутренняя репрезентация, причинно-следственный анализ. Дети могут понимать, что чему предшествовало, строить альтернативные сценарии. Когда ребёнок только начинает читать, то на нейронном уровне эта способность начинает загружать, переползать в префронтальные области мозга с левой стороны. Она закрепляется за ним — это область лба и виска. Для когнитивных психологов это область, которую также занимает рабочая память. Почему это важно: хорошо развитая рабочая память у детей — это возможность осознанного контроля и планирования действий.

Когда дети осваивают чтение, для них это что-то новое и уникальное, можно сказать, что это эволюционно новая задача, которой в предыдущих стадиях развития не было. Они впервые сталкиваются со знаковой системой, поэтому осваивают её довольно тяжело и весьма специфическим образом. С точки зрения работы мозга это задействует височные доли и затылочные. Первые связаны со звуковым анализом, а вторые — со зрительным.

Для ребёнка это сложная задача — установить связь между тем, как он видит картинки, и тем, как они произносятся.

«Если хотите, чтобы ребёнок читал, делайте это вместе»

Мария Шендяпина, исследователь, клинический психолог, научный сотрудник кафедры нейролингвистики на факультете образования Гонконгского университета

Один из проверенных способов заинтересовать ребёнка чтением — когда взрослый, несмотря на то что ребёнок учится читать сам, ещё много лет после этого читает ему вслух. Освоение знаковых систем (счёта, письма, чтения) — очень социальная вещь. Важно то, с кем ребёнок осваивает навыки, то есть это не столько индивидуальная задача, сколько совместная. Если родители просто стремятся привить детям механическую способность читать, им быстро становится скучно это делать.

Лучший путь к переменам — через совместную радость, удовольствие и чувство успеха. Начните марафон семейного чтения. В магазинах и современных городских библиотеках можно найти новые красивые книги, от одних иллюстраций в которых загораются глаза. Читайте на ночь, с утра и днём, дома в шалаше из одеял, в палатке на природе или на скамейках в парке. Читайте по очереди или по ролям, громко-громко и тихо-тихо.

Рисуйте иллюстрации, обсуждайте, разыгрывайте сценки, пробуйте новые темы и способы. Ваша задача — показать, как это может захватывать, радовать и наполнять эмоциями. Испытываете чувство вины, что дети слишком много смотрят мультики? Выключите звук и включите субтитры. Бац! Ваши дети теперь читают.

Данный материал является частью большого проекта, посвященного развитию у детей личностного потенциала и ключевых компетенций XXI века. О чем проект? Мы рассказываем о ребенке и его развитии как о личности, а не объекте образовательного процесса. Мы объясняем, как меняется мир, и показываем, какие навыки помогут ребенку гармонично жить в меняющейся реальности. Другие материалы проекта раскрывают темы развития социально-эмоционального интеллекта, финансовой и цифровой грамотности, когнитивного развития, инклюзии в школе и др. Проект подготовлен совместно с сайтом об образовании и воспитании детей Мел.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *