храм святой троицы на белорусской
Из жизни храма Живоначальной Троицы при бывшей Черкасской богадельне (ФОТО)
В 1856 году княгиня Надежда Алексеевна Черкасская приобрела дачу семейства архитектора Осипа Бове. Она устроила там богадельню для престарелых неимущих женщин. В 1857 году княгиня решила построить при богадельне домовую церковь во имя Живоначальной Троицы, и уже в 1858 году храм был освящён. Какова его историческая судьба? Чем сейчас живёт храм и его прихожане? Об этом — в фоторепортаже Анны Гальпериной.
Храм Живоначальной Троицы при бывшей богадельне княгини Н.А. Черкасской расположен в самом начале Ленинградского проспекта недалеко от метро Белорусская
Здание храма не видно с улицы, оно находится в глубине двора, за старинным зданием богадельни, где до сих пор расположена детская поликлиника
Храм, расположенный почти в центре Москвы, находится в аварийном состоянии
А ведет свою историю храм от 1853 года, когда вдова героя войны 1812 г. Николая Черкасского Надежда Черкасская (древний род Черкасских-Бековичей) приобрела на собственные средства загородную дачу у императорского архитектора Осипа Бове
Вход в крипту храма, где захоронены князья Черкасские
Протоиерей Андрей Юревич, нынешний настоятель храма Живоначальной Троицы
Храм, построенный в 1856 г., был подчинен Троице-Сергиевой Лавре и окормлялся ее братией
В богадельне, созданной при храме, неимущие женщины были на полном содержании и имели возможность посещать храм
После смерти вдовы Черкасской богадельню взял на свое обеспечение купец Николай Спиридонов, чья могила находится в той же крипте Троицкой церкви
Он жертвовал собственные средства на содержание богадельни и храма. Сегодня же храм находится в плачевном состоянии
Штукатурка отваливается, стены до сих пор покрыты желтой больничной краской
Пол, покрытый старым больничным линолеумом, вздулся
Потолок протекает, и стены постоянно мокнут
После Октябрьской революции богадельня и храм были закрыты, и в их помещении расположилась Детская инфекционная больница. В алтаре находился ренгенкабинет, по соседству, как правило в таких случаях, туалет
Еще несколько месяцев назад таких больничных раковин в храме было шесть!
В начале 2000 годов помещение храма было передано Православной Церкви
И своими силами приход начал ремонт храма
Сохранилась живопись начала ХХ века
Сохранились старинные чертежи богадельни (архитектор Машков)…
…и даже чертеж храма, на котором видна каменная паперть со снесенной в советское время звонницей (архитектор П. П. Зыков)
Сегодня звонницы нет, и люди поднимаются в храм по таким ступеням
Уже 10 лет в храме постоянно совершается Божественная литургия
Сегодня храм полон людьми: детьми…
…и пожилыми прихожанами
На каждой службе звучит проповедь
Поет хор из прихожан
И не мешает оголившаяся проводка, …
Отец Андрей заботится, чтобы всем в храме было удобно, особенно пожилым и многодетным семьям, детишкам и их родителям
В храме для них организован маленький детский уголок
Для прихожан настоятель завел три тетрадки: «Просьбы о помощи», «Я могу помочь» и «Вопросы батюшке»
Храм живет молитвой
На Божественной литургии
Единственная старинная икона — Свт. Николая Чудотворца
Отец Андрей приглашает в храм всех: «Приходите, храм ждет вас! Но храм нуждается в вашей помощи»
Вход на территорию храма со стороны Ленинградского проспекта
Настоятель храма протоиерей Андрей Юревич и прихожане храма просят помочь восстановить разрушающуюся церковь:
Адрес храма: 125040 г. Москва, Ленинградский проспект, дом 16, строение 2.
Официальное наименование: Православная религиозная организация Подворье Патриарха Московского и всея Руси Храма Живоначальной Троицы при бывшей Черкасской богадельне г. Москвы
Троицкие церкви старой Москвы
В старой Москве стояло множество Троицких церквей, связанных с выдающимися делами и именами русской истории. Троицкими были домовая церковь в Странноприимном доме Шереметева, (ныне НИИ Скорой помощи им. Склифосовского) и храм в его усадьбе Останкино, сохранившийся до наших дней. Во имя Живоначальной Троицы освящен один из придельных храмов в соборе Василия Блаженного на Красной площади. Святой Троице посвящены главные престолы многих московских храмов, известных по приделам, например, в Сергиевской церкви Рогожской слободы или в Никольской церкви на Берсеневке.
Праздник Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Воскресения Христова, отсюда другое название праздника этого великого церковного торжества – Пятидесятница. В этот день состоялось Сошествие Святого Духа на Апостолов, и было положено начало основанию Церкви Христовой.
Праздник посвящен Святой Троице, поскольку Сошествие Святого Духа на Апостолов явило образ Триипостасного Бога и Божественное спасение мира: Бог-Отец сотворил мир, Бог-Сын спас род человеческий Искуплением, а Бог Святой Дух, исходящий от Отца, освящает мир, осеняет Церковь и дарует разумение и силу христианской проповеди по всему свету.
В этот день впервые после Пасхи молящиеся в храме вновь становятся на колени.
Троицкая церковь всю свою жизнь была связана с историей древнего дворцового села Воробьево. Ее ныне существующее здание выстроено в начале XIX века, но основание этой церкви относится к очень ранним временам московской истории. Достоверно село Воробьево известно с 1451 или 1453 года, когда княгиня Софья Витовтовна, супруга московского великого князя Василия I, купила его у «попа Воробья» – считается, что от имени священника и произошло название села, а потом и всей местности «Воробьевы горы». Московские легенды толкуют это название иначе: будто бы росли здесь густые вишневые сады и поэтому развелось множество воробьев, клевавших ягоды. Или же просто окраинные горы Москвы – вовсе и не горы, а просто холмы, такие маленькие, что «горы» они не для людей, а для воробьев.
Поскольку Воробьево с самого начала своего появления в истории Москвы называлось «сельцом», это означает, что в те времена здесь уже был православный храм. Возможно, что именно Троицкая церковь и стояла тогда в селе Воробьеве, которое стало летней дворцовой резиденцией московского государя. Отец Ивана Грозного, великий князь Василий III, полюбил это красивейшее место. Еще в 1521 году при нашествии Менгли-Гирея он спрятался здесь, близ выстроенного им деревянного дворца, в стоге сена, и остался невредимым. Из Воробьева великий князь часто отправлялся охотиться под Волоколамск и на охоте поздней осенью 1533 года опасно заболел. Жестоко страдающего князя привезли в Воробьевский дворец, где он пролежал два дня, ожидая, пока построят мост для его переправы – лед еще не крепко сковал реку. Но когда лошади, впряженные в возок государя, вступили на возведенный мост, он обрушился, и ездок чудом не пострадал. Жить ему оставалось недолго – больного князя переправили на пароме у Дорогомилова и отвезли в Кремль, где он и скончался на следующий день, 3 декабря 1533 года. Его сыну, наследнику Иоанну не было тогда и 4-х лет.
А когда Иоанну Васильевичу исполнилось 17 лет, он удалился в отцовский приют во время страшного летнего пожара в Москве в 1547 году. Так, в Воробьевском дворце Иван Грозный переживал первые страшные дни своего царствования – прошло всего полгода после его венчания на русский престол. Горящий город опустел, и сюда, к царскому дворцу кинулся восставший народ, но был встречен пушками. Этим событием и ознаменовалось начало правления первого русского царя.
Воробьевский царский дворец прожил долгую жизнь. Любили его и Борис Годунов, и Петр I, повелевший насадить в его саду березовую рощу, и Екатерина Великая, но к концу ее правления в 1790-х годах дворец был разобран за ветхостью. И через двадцать лет на Воробьевых горах, «короне Москвы», по образному выражению императора Александра I, началось строительство храма Христа Спасителя по проекту А. Витберга – их первая «великая стройка».
Троицкая церковь, ставшая одной из местных дворцовых церквей, оказалась свидетельницей всех этих событий. Она упоминается в 1644 году как очень древняя церковь, давно стоявшая в Воробьеве. Дело в том, что наряду с ней там существовали еще 2–3 дворцовые церкви. Однажды они все были разобраны и взамен их выстроили один Троицкий храм с придельными престолами. Но и нынешнее здание церкви, построенное всего лишь в 1811 году, немало повидало на своем веку. Уже в 1812 году в ней молился сам М.И. Кутузов перед тем, как отправиться на военный совет в Филях. По преданию, эта местность издревле была связана с родом Кутузовых. Соседнее с Воробьевым село Голенищево, с другой, тоже Троицкой церковью в районе современной Мосфильмовской улицы, и вошло с XV века в их старинную боярскую фамилию – будто бы святитель Московский митрополит Иона исцелил там боярина Василия Кутузова, и это чудо было изображено в одном из клейм местной иконы святителя в Троице-Голенищевском храме. Оттого и стали потомки исцеленного боярина именоваться Кутузовыми-Голенищевыми.
А Троицкая церковь в Воробьеве уцелела и после того, как сам Наполеон приехал сюда смотреть на панораму Москвы, лежавшей у подножия Воробьевых гор. Завершение строительства Троицкой церкви иногда приписывают знаменитому «святому доктору» Ф.Гаазу, который так заботился о заключенных местной пересыльной тюрьмы, устроенной из бывших бараков для рабочих-строителей витберговского храма Христа Спасителя. Он хотел, чтобы арестанты были как-то приписаны к этой церкви, имели возможность посещать богослужения и окормляться у ее священников.
Отдаленная от центра Троицкая церковь чудом уцелела и в советское время – хотя Воробьевым горам большевики уделяли внимание (где-то здесь была дача самого Луначарского, а потом и Хрущева) и придавали огромное значение в градостроительных планах новой, социалистической Москвы. Переименовать Воробьевы горы в Ленинские предложил ни кто иной, как Л.Б. Красин в феврале 1924 года, после смерти Ленина. Он же подал идею поставить вождю гигантский памятник и соорудить дворец его имени. Эти замыслы Красина позднее легли в основу идеи Дворца Советов, для которого, кстати, одно время предлагали и Воробьевы горы.
А по печально знаменитому Генеральному Плану социалистической реконструкции Москвы 1935 года Ленинские горы были конечной, завершающей частью предполагаемой главной парадной магистрали нового города – проспекта Ильича, проходившего через центр Москвы и Дворец Советов. По замыслу авторов проекта, Ленинские горы становились основным местом отдыха москвичей. «Представьте себе массовый праздник в социалистической Москве, когда десятки тысяч отдыхающих пролетариев будут проходить по аллее Ильича, ликовать на полях массовых действ, отдыхать на воде. Воздушная подвесная дорога несет все новые и новые партии москвичей над Москва-рекой на зеленые Ленинские горы, откуда открывается волшебная панорама новой Москвы, уже без блестящего медного купола б. храма Спасителя, но с возвышающимся силуэтом из металла, бетона и стекла – величественного здания Дворца Советов», – писал один восторженный апологет Генерального плана 1935 года.
Однако Троицкая церковь не только сохранилась от социалистических разрушений, но даже не закрывалась в советское время, поэтому сохранился ее старинный интерьер. Более того, после известного большевистского запрещения колокольного звона во всей Москве именно в воробьевской Троицкой церкви продолжали звонить колокола – так как она находилась тогда за административной городской чертой. И православные москвичи тайком ездили «на Ленинские горы» послушать благостный звон на этом чудом оставшемся заповедном островке старой Москвы. В очередной раз Троицкая церковь уцелела при строительстве высотного здания МГУ в конце 1940-х – начале 1950-х годов – а такое строительство обычно никого и ничего не щадило.
В конце XVII века стрелецкий полк возглавлял Л. Сухарев, в честь которого при Петре I рядом была возведена знаменитая Сухарева башня, – за то, что Сухаревский полк остался верным молодому царю во время бунта. В 1689 году Петр жаловал стрельцам 700 рублей и на ремонт Троицкой церкви за поимку бунтовщика Федора Шакловитого.
В Москве этот храм славился еще и тем, что около него продавали лучший в городе бергамотный табак, который по особому, никому не известному рецепту изготовлял церковный пономарь. Однажды за таким изысканным табаком на Трубную площадь пришел француз Оливье и познакомился там с одним из братьев Пеговых, тоже страстным любителем бергамотного табака. Знакомство состоялось с успехом, и вскоре на Трубной Пегов приобрел участок земли и открыл ресторан «Эрмитаж», которым стал заведовать кулинар Оливье, автор знаменитого салата. В этом любимом ресторане московские студенты ежегодно отмечали свой Татьянин день.
И еще одна бело-голубая Троицкая церковь в Серебряниках находится на маленькой Яузской улице между Солянкой и Котельниками – прямо напротив местной «высотки». В XVII веке здесь находился Денежный двор, где чеканили серебряную царскую монету и жили мастера – серебряники. Отсюда и происходит название местности. Церковь появилась здесь еще до Романовых, а в 1781 году была перестроена известным московским архитектором К.И.Бланком. Она интересна тем, что в 1768 году ее колокольню построил на свои средства прапрадед жены Пушкина, Афанасий Гончаров, имевший рядом собственную усадьбу и полотняную фабрику. В этой колокольне Гончаров устроил маленькую придельную церковь в имя св. Иоанна Предтечи на поминовение родителей. Существует версия, что гончаровская колокольня сохранилась до наших дней с некоторыми изменениями, а другая полагает, что Бланк разобрал старую колокольню и выстроил новую, современную. Раньше на ней находились еще башенные часы с курантами, – то есть с боем. Примечательно и то, что именно в этом котельническом Троицком храме на рубеже XIX – XX столетий впервые применили электричество для освещения богослужения: в церковных паникадилах были устроены маленькие электрические лампочки.
Из разрушенных Троицких церквей помянем храм, имевший старомосковское название на Капельках, стоявший на 1- Мещанской улице (в советское время – Проспект Мира). Легенда гласит, что будто бы в старину здесь был обыкновенный московский кабак – кружечный двор или, как говорили в Москве, кружало. Целовальник же, его хозяин, был очень набожным человеком и задумал обновить старую местную церковь – он стал просить каждого гостя своего слить капельку из своей рюмки на храм. Прослышал о том Петр и сам пожаловал к целовальнику. Тот не узнал царя и тоже попросил его слить капельку. Царь спросил его, зачем он это просит, и старик целовальник ответил ему, что собирает на церковь по капле. Петр пожертвовал ему денег, и так появилась новая Троицкая церковь на Капельках.
Историки объясняют этот старомосковский топоним по-другому, так как церковь называлась «что на Капле» еще в 1625 году – задолго до рождения царя Петра I. Согласно научным выводам, название произошло от имени местного ручья Коптелка, или же от маленькой речки Капли, притока реки Напрудной, которая поставляла воду в знаменитые местные пруды дворцовой Напрудной слободы, где была в глубокой древности выстроена уцелевшая Трифоновская церковь (см. 14 февраля).
Интересно то, что в судьбе Троицкой церкви на Мещанской действительно принимал участие Петр I. В 1708 году старый деревянный храм сгорел, и повелением царя возвели новый всего за 4 года, – сама императрица Екатерина, супруга Петра, пожертвовала на него средства.
В 1931–1933 году церковь Троицы на Капельках снесли, и выстроили на ее месте обыкновенный жилой дом.
Храм Троицы Живоначальной в Троицкой слободе (Москва)
Мiръ Россия Москва Храм Троицы Живоначальной в Троицкой слободе (Москва)
Храм Троицы Живоначальной в Троицкой слободе — православный храм, принадлежащий к Сретенскому благочинию Московской городской епархии Русской Православной Церкви, является Московским подворьем Троице-Сергиевой лавры. Это один из значимых исторических и духовных центров столицы, постоянная резиденция московских митрополитов, где в свое время жил и нес служение автор катехизиса Русской православной Церкви святитель Филарет.
Содержание
История [ править ]
Первое подворье Троице-Сергиевой лавры в Москве появилось еще при жизни преподобного Сергия Радонежского. В начале XIV века благоверный князь Димитрий Донской пожаловал монастырю землю в Кремле под церковь и кельи. В 1460 году здесь была поставлена каменная церковь в честь Богоявления Господня с приделом преподобного Сергия Радонежского, во имя которого позднее соорудили одноименный храм с крытыми переходами к царскому дворцу. Во второй половине XV века Троицкое подворье в Кремле стали называть Богоявленским монастырем. С ним связаны важнейшие события в истории России. В 1532 году государь московский Василий Иоаннович крестил здесь своего новорожденного сына Юрия. В 1607 году горожане, предавшие царя Бориса Годунова ради самозванца Лжедмитрия, принесли на подворье свое покаяние.
В 1764 году по Указу императрицы Екатерины II земля, отведенная под Троицкое подворье, была передана в пользу государства. В зданиях монастыря разместился Судный приказ и Комендантский дом. Через полвека на этом месте начнется строительство Оружейной палаты Кремля. Так закончилась история первого подворья.
Спустя два года после указа императрицы настоятелем Троице-Сергиевой лавры стал архимандрит Платон (Левшин). Его трудами на берегу реки Неглинной выросло новое благоустроенное Троицкое подворье. 18 августа 1767 года архимандрит Платон освятил в только что отстроенных архимандричьих (позднее митрополичьих) палатах домовый храм во имя святых апостолов Петра и Павла.
Эти земли царь Василий Шуйский пожаловал Лавре еще весной 1609 года в память героической обороны монастыря от польско-литовских войск. В 1630-х годах здесь образовалась лаврская слободка. Ее приходским храмом стала деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом преподобных Сергия и Никона, игуменов и чудотворцев Радонежских. По пути из обители в столицу в этих местах останавливались насельники Лавры: Троицкая дорога проходила как раз мимо Троицкой слободы. В начале дороги в 1695 году была выстроена знаменитая Сухарева башня. И в XVIII веке Подворье получило название Троицко-Сухаревского. В 1815 году оно становится постоянной резиденцией московских митрополитов – настоятелей Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Поэтому и в документах, и в литературе Троицко-Сухаревское подворье часто называлось Митрополичьим. Первым здесь поселился архиепископ Августин (Виноградский) – духовный писатель и блестящий проповедник. В 1819 году его сменил митрополит Серафим (Глаголевский). А с 1825 года на долгие 46 лет хозяином Подворья становится митрополит Филарет (Дроздов). Он пожертвовал значительную сумму денег на устройство благотворительного учреждения при Троицкой церкви. В 1868 году сюда переезжает новый Московский митрополит Иннокентий (Вениаминов), просветитель Алеутских островов и Аляски. При нем восточной стороны домовой церкви Митрополичьих палат был достроен второй придел. 17 сентября 1875 года его освятили в честь Иверской иконы Божией Матери.
В 1898 году на Московскую кафедру вступает митрополит Владимир (Богоявленский) – строгий и мудрый архипастырь, пламенный проповедник. При нем над домовым храмом возводится световой барабан, сооружается купол и устраивается колокольня. 1 сентября того же года митрополит Владимир в сослужении наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Павла (Глебова) совершил полное переосвящение храма.
Святитель Макарий (Невский), ревностный миссионер, просветитель алтайского края, молитвенник и аскет занимал московскую кафедру с 1912 по 1917 год. При нем в 1913-1915 годах возводится трехэтажный надвратный корпус.
До революции Троицкое подворье не раз посещали царствующие особы. Здесь бывал император Александр II с супругой императрицей Марией Александровной, наследник престола Николай Александрович, последний император Николай II, великая княгиня Елизавета Федоровна.
5 ноября 1917 года на Троицком подворье митрополит Московский и Коломенский Тихон (Беллавин) получил весть об избрании его на Патриарший престол. Здесь же в мае 1922 года святитель был арестован. После этого на Подворье ненадолго разместилась Московская богословская академия обновленческой Церкви. В 1929 году ее сменил детский сад. Домовую церковь разорили, а ее купол и шатровый верх звонницы снесли. Храм Живоначальной Троицы власти превратили в склад, потом в него вселился Мюзик-холл, Московский академический симфонический оркестр.
Храм Троицы Живоначальной в Троицкой слободе с приделами в честь Владимирской иконы Божией Матери и прпп. Сергия и Никона Радонежских
Храм Троицы Живоначальной в Троицкой слободе представляет собой уникальный объект духовного и культурного наследия. Церковь пережила множество событий истории города, несколько раз была на грани уничтожения. Но благодаря своим настоятелям и прихожанам она сохранилась до наших дней. Род Пушкиных был среди прихожан храма почти век, великий русский писатель был дружен с потомками настоятелей Малиновских, которые не допустили разрушение храма в середине 18 в. и добились его реконструкции. Художник Виктор Михайлович Васнецов выбрал место неподалеку от храма для строительства дома и тоже стал одним из прихожан. Его, как специалиста, не раз приглашали осматривать храм, и именно он остановил расширение храма, которое повредило бы его ценной росписи. Троицкая церковь на протяжении своей истории была не только одним из храмов великой Лавры, но и имела блестящее, образованное духовенство и знаменитый приход.
Митрополичьи палаты и домовой храм во имя свтт. Московских и приделом «Иверской» иконы Божией Матери
Eще с начала 19 века в Митрополичьих палатах регулярно останавливались московские архипастыри: 46 лет здесь прожил митрополит Филарет (Дроздов), в разное время палаты посещали святитель Игнатий (Брянчанинов) и священномученик Владимир (Богоявленский). На втором этаже Палат располагается домовый храм – место архипастырского служения Святителей Московских, самоотверженно трудившихся на земле Первопрестольной столицы во славу Божию. В 1917 году Митрополичьи Палаты стали резиденцией Патриарха Тихона (Белавина) вплоть до его ареста. По воспоминаниям современников, Святейший Патриарх Тихон нередко сам совершал богослужения в Домовом храме. В советские годы здание палат отдали под детский сад. Домовый храм остался в полуразрушенном состоянии: купол и звонницу снесли, иконы и богослужебная утварь оказались утеряны. Когда в середине 90-х палаты вернули Церкви, их ожидал долгий период восстановления.
Современное состояние [ править ]
В 1992 году Троицкое подворье было возвращено Церкви. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II иеромонах Лонгин (Корчагин), ныне епископ Саратовский и Вольский, возродил здесь монашескую и приходскую жизнь. Первая Литургия на Подворье была отслужена на Пасху 1993 года. А в 1995 году состоялось первое патриаршее богослужение. Святейший Патриарх Московский Алексий II в сослужении Духовного Собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры во главе с отцом наместником, архимандритом Феогностом (Гузиковым) и лаврским хором под управлением архимандрита Матфея (Мормыля) совершил на Подворье Божественную Литургию.
Сейчас богослужения совершаются в трех восстановленных приделах храма Живоначальной Троицы – во имя Живоначальной Троицы, в честь Владимирской иконы Божией Матери, во имя преподобных Сергия и Никона, Радонежских чудотворцев. Помещения Митрополичьих палат полностью отреставрированы: восстановлен Домовый храм, возведены купола, возрождены росписи, регулярно совершаются богослужения, а сами Палаты становятся центром культурного времяпрепровождения – здесь проводятся встречи, лекции и концерты.
Мужской хор Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры под руководством Владимира Горбика поет на богослужениях Подворья, на Патриарших богослужениях в соборах Московского Кремля и гастролирует по всему миру.
Детский хор Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры выступает на концертах со Столичным симфоническим оркестром, основателем, художественным руководителем и главным дирижёром которого является Владимир Александрович Горбик. Дети на практике знакомятся с высокими образами мирового музыкального искусства.
Деятельность прихода [ править ]
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Россия, 129090, г. Москва, 2‐й Троицкий пер., дом 8, строение 10
Проезд: Подворье располагается в центре Москвы, на пересечении Садового кольца и Олимпийского проспекта (5 минут ходьбы от метро «Цветной бульвар» или «Сухаревская»).
Паломнику [ править ]
Режим работы: ежедневно с 8.00 до 20.00
Все желающие могут посетить с экскурсией Митрополичьи палаты Московского Подворья Троице-Сергиевой Лавры – уникальный архитектурный и исторический памятник.
Запись на экскурсии проходит по телефонам: +7 496 540 57 21, +7 910 471 01 70, +7 496 541 55 45 (для индивидуальных путешественников)