что не относится к системе средств обучения по курсу основы информационной культуры личности

Тестовые задания по курсу «Основы информационной культуры личности» для учащихся 10-11 классов

Гендина Н.И., доктор пед. наук, профессор

Стардубова Г.А., кандидат пед. наук, доцент

Тестовые задания предназначены для проверки знаний и умений учащихся в области информационной культуры. Предложенная система тестовых заданий выполнена в соответствии с содержанием учебной программы «Основы информационной культуры личности» для учащихся 10-11 классов. Она ориентирована на проверку знаний понятийно-терминологического аппарата курса, а также на выявление и проверку умений по работе с информационными ресурсами, умения использовать основные алгоритмы информационного поиска как в традиционной (библиотечной), так и электронной среде. Особое внимание в системе тестовых заданий уделяется контролю за освоением учащимися способов и методов аналитико-синтетической переработки информации и технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы.

Порядок следования тестовых заданий соответствует принятой в программе последовательности изложения учебного материала и предусматривает четыре раздела: «Информационные ресурсы общества и информационная культура»; «Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения»; «Аналитико-синтетическая переработка источников информации»; «Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы выпускников общеобразовательных учреждений».

Тестовые задания включают 60 заданий и ключи к ним. Предлагаемая система тестового контроля знаний и умений носит закрытый характер, что позволяет реализовать их в автоматизированном варианте и включает два варианта тестовых заданий:

1. Выбор одного правильного ответа из предложенных четырех вариантов (ответы пронумерованы, учащийся должен отметить один вариант ответа);

2. Установление последовательности действий (ответы не пронумерованы, учащийся должен установить цифрами порядок действий).

Данный вариант тестовых заданий может быть использован в режиме как вводного, так и итогового диагностирования.

Раздел I. Информационные ресурсы общества

и информационная культура

1. Материальный носитель с зафиксированной информацией, предназначенный для ее сохранения и передачи во времени и пространстве, пригодный для использования в документационных процессах, это:

2. Если документ является результатом аналитико-синтетической переработки одного или нескольких первичных документов, это:

02; электронный документ

03; неопубликованный документ

02; опубликованный документ

04; вторичный документ

4. Общество, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью, есть:

01; общество новых информационных технологий

02; информационное общество

03; компьютеризированное общество

04; автоматизированное общество

5. Организованный социально экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей граждан на основе новых информационных технологий, есть:

6. Стремительное возрастание общего объема информации, создаваемой в рамках какой-либо отрасли, области деятельности или общества в целом, являющееся следствием научно-технической революции, это:

02; информационный барьер

05; информационный поток

03; информационный процесс

7. Противоречие между быстро возрастающими объемами и потоками информации, потребностями общества в ее обработке для повышения уровня производства и жизни и ограниченными возможностями человека, это:

02; информационный кризис

03; информационный взрыв

04; информационный процесс

8. Совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий, есть:

01; библиотечно-библиографическая культура

02; компьютерная грамотность

03; информационная культура

04; информационная грамотность

9. Производством информации обо всех опубликованных в России документах по всем отраслям знаний занимается:

01; Российская государственная библиотека (РГБ)

02; Российская национальная библиотека (РНБ)

03; Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ)

04; Российская книжная палата (РКП)

10. Центром производства и распространения информации в области социальных и гуманитарных наук является:

01; Российская книжная палата (РКП)

02; Российская национальная библиотека (РНБ)

03; Научный центр правовой информации (НЦПИ)

04; Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН)

11. Ведущим (головным) учреждением в сфере производства и распространения информации по естественным, точным и техническим наукам является:

01; Российская государственная библиотека (РГБ)

02; Российская книжная палата (РКП)

03; Всероссийский институт научно-технической информации (ВИНИТИ)

04; Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ)

12. Специальное буквенное обозначение, характеризующее часть Интернет-адреса и определяющее либо географическое местоположение сервера, либо его принадлежность к тому или иному типу организации, это:

13. Комплекс web-страниц, предназначенных для обмена сообщениями с возможностью их классификации по темам и сохранения их для последующего использования, называется:

14. Совокупность Web-страниц, связанных единством содержания и, как правило, оформления, с возможностью навигации между этими страницами, имеющая общее доменное имя, это:

15. Компьютерная система и технология, обеспечивающая возможность создания, хранения и воспроизведения разнородной информации, включая текст, звук, видеоизображение, это

16. Какой из видов ресурсов обладает свойствами нерасходуемости, неисчерпаемости и постоянного роста объема:

02; кадровые ресурсы

03; информационные ресурсы

04; природные ресурсы

17. Кардинальные изменения в сфере обработки информации, имеющие следствием преобразование общественных от­ношений и приобретение общест­вом нового качества, это:

02; информационная революция

03; информационный взрыв

04; информационный процесс

Раздел II. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫХ ЗАДАЧ И АЛГОРИТМЫ ИХ РЕШЕНИЯ

18. Книги о способах защиты от компьютерных вирусов, опубликованные на русском языке за последний год, рациональнее всего найти, используя:

02; Реферативный журнал «Информатика»

03; Журнал «КОМПЬЮТЕР ПРЕСС»

04; Списки литературы в монографиях по компьютерной безопасности

19. Ответ на вопрос «Что такое Интранет?» можно найти, используя:

02; систематический каталог

03; справочные издания

04; библиографический указатель

20. При адресном поиске основным поисковым элементом является:

21. Библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются по отраслям знаний в соответствии с определенной системой классификации, это

02; систематический каталог

03; предметный каталог

04; электронный каталог

22. Подобрать книги по теме заданного вам реферата можно с помощью:

02; систематического каталога

03; систематической картотеки статей

04; картотеки периодических изданий

23. Установить наличие в библиотеке журнала «Мир ПК» можно по:

02; алфавитному каталогу

03; картотеке периодических изданий

04; предметному каталогу

24. Установить наличие в библиотеке книги И. Панарина «Технология информационной войны» можно по:

02; алфавитному каталогу

03; реферативному журналу «Информатика»

04; предметному каталогу

25. Для получения файла с FTP –сервера необходимо знать:

02; адрес FTP –сервера

26. Чтобы сократить избыточную информацию, полученную в результате поиска в Интернете, при работе с поисковой системой необходимо использовать:

02; электронный каталог

27. Глобальная вычислительная сеть, объединяющая множество региональных, ведомственных, частных и иных сетей каналами связи и едиными для всех ее участников правилами организации пользования и приема/передачи данных, определяемых протоколом TCP/ IP, это:

28. Программа, установленная на компьютер пользователя и предназначенная для просмотра Интернет-ресурсов.

29. Для быстрого нахождения часто используемого Вами регулярно обновляющегося Интернет-ресурса целесообразнее:

01; сохранять web-страницу на своем компьютере

02; фиксировать вручную адреса Web-страниц в записной книжке

03; заносить адрес ресурса в папку «Избранное» («Favorites») на свой компьютер

04; копировать адрес страницы в текстовый файл

02; фамилию соавтора

РАЗДЕЛ III. АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКАЯ ПЕРЕРАБОТКА ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

31. Издание, содержащее систематизированные сведения о документах (опубликованных, неопубликованных, непубликуемых), либо результат анализа и обобщения сведений, представленных в первоисточниках, выпускаемое организацией, осуществляющей научно-информационную деятельность, это:

02; электронный каталог

03; список литературы

04; библиографический указатель

32. Информационное издание, содержащее в систематизированном виде рефераты документов по какой-либо отрасли, предмету, проблеме, есть:

03; сигнальная информация

04; реферативный журнал

33. Совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документе, необходимых и достаточных для общей характеристики, идентификации и поиска документа, это:

03; библиографическая запись (библиографическое описание?)

04; библиографическая ссылка

34. Слова, несущие в тексте наибольшую смысловую нагрузку, называются:

35. Дословная выдержка из текста какого-либо документа, есть:

36. Научный документ, содержащий основные положения доклада или сообщения, подготовленный для научной конференции, симпозиума, семинара, есть:

37. Совокупность сведений справочного, научного или пояснительного характера, дополняющих основной текст, помогающих лучше понимать его и (или) облегчающих пользование книгой, это:

02; справочный аппарат книги

38. Вторичный документ, представляющий собой совокупность библиографических сведений о документе, приведенных в строго определенном порядке, позволяющих разыскать, идентифицировать документ и дать его общую характеристику, это:

02; библиографическая ссылка

04; библиографическое описание документа

39. Преобразование содержания документов с целью их анализа, извлечения необходимых сведений, а также их оценки, сопоставления и обобщения, есть:

02; форматирование информации

04; аналитико-синтетическая переработка информации

40. Процесс физического уменьшения объема первичного документа при сохранении его основного смыслового содержания, есть:

02; кодирование информации

03; трансформирование данных

04; конвертирование информации

41. Вторичный документ, содержащий краткую обобщенную характеристику первичного документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и отвечающий на вопрос «О чем сообщается в первичном документе?», есть:

04; библиографическое описание документа

42. Вторичный документ, представляющий собой краткое точное изложение содержания первичного документа, включающее основные фактические сведения и выводы, и отвечающий на вопрос «Что именно сообщается в первичном документе?», есть:

43. Вторичный документ, в котором в сжатой форме изложено содержание документов, объединенных одним или несколькими общими признаками (тема, автор, хронологический период, язык и т.п.), это:

04; библиографический указатель

44. Наименование службы и предоставляемой ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений по распределенной (в том числе глобальной) компьютерной сети, это:

03; электронная почта

45. Нелинейная компьютерная форма представления информации, характеризующаяся наличием связей и ссылок между фрагментами текста, есть:

46. Сообщения, имеющие рекламный характер, навязанные адресату и не представляющие для него интереса, пересылаемые по электронной почте, это:

РАЗДЕЛ IV. ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ И ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

47. Систематизированный перечень разделов, подразделов, характеризующий содержание, логику и композицию подготовленного вами сочинения, реферата, доклада и т.п., это:

48. Установите правильную последовательность действий при работе над сочинением:

1- написание черновика сочинения

2- составление плана сочинения

3- подбор фактов, примеров

4- подбор литературы

5- чтение и анализ литературы

7- оформление сочинения

49. В состав какого документа входят все перечисленные ниже аспекты: тема книги, краткий пересказ сюжета, характеристика главных героев, выделение запомнившихся фрагментов, объяснение, почему понравилась книга, высказывание своего отношения к прочитанному, самостоятельная оценка книги?

03; отзыва на книгу

50. Установите правильную последовательность действий при работе над отзывом на книгу:

3- составление библиографического описания документа

4- написание черновика отзыва

5- оформление отзыва

51. Специфической чертой подготовленного вами конспекта, отличающего его от других результатов свертывания информации, является:

01; индивидуализированный характер представления информации

02; полнота отражения информации

04; точность отражения информации

52. Исключите элемент, не входящий в состав тезисов, подготавливаемых на основе первоисточника:

01; библиографическое описание документа

02; основные положения, идеи первоисточника

03; примеры, иллюстрации

04; определения основных понятий, используемых в первоисточнике

53. Исключите свойство, не присущее официально-деловым документам:

02; эмоциональность, экспрессивность

03; стандартизация речевых оборотов

04; стилистическая нейтральность,

54. Какой из приведенных ниже адресов является адресом электронной почты:

04; Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

02; вид телеконференции

03; электронный адрес документа в среде WWW

04; графический интерфейс для оперативного поиска данных в сети

56. В предложенном списке укажите URL

57. Инструмент для поиска информации в Интернете, использующий специальную программу для сканирования сети, при помощи которого пользователь может получить список ссылок по его запросу, есть

02; поисковые системы

58. Инструмент для поиска библиографической информации, позволяющий осуществлять поиск по всем значимым полям с возможностью усечения терминов запроса, есть

03; электронные каталоги

04; электронные библиотеки

59. Распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов через глобальные сети передачи данных в удобном для конечного пользователя виде.

03; поисковая система

04; электронная почта

60. Инструмент поиска информации на сайтах, обладающий иерархически упорядоченным набором предметных рубрик и базой данных документов, есть:

04; поисковый каталог

Ключи к тестовым заданиям

Раздел I. Информационные ресурсы общества и информационная культура

Раздел II. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫХ ЗАДАЧ И АЛГОРИТМЫ ИХ РЕШЕНИЯ

РАЗДЕЛ III. АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКАЯ ПЕРЕРАБОТКА

РАЗДЕЛ IV. ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ И ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Источник

Глава 4. Методы, формы и средства обучения учащихся основам информационной культуры в условиях школьной библиотеки,

Глава 4. Методы, формы и средства обучения учащихся основам информационной культуры в условиях школьной библиотеки,

Или что ДОЛЖЕН знать школьнЫЙ библиотекарЬ для ОБЕСПЕЧЕНИЯ результативности своей педагогической деятельности

С. 266 – 343.

4.1. Представление о многообразии методов обучения

Проблемы методического характера в работе школьных библиотекарей по формированию информационной культуры личности. Важная роль школьной библиотеки и школьного библиотекаря в обучении основам информационной культуры учащихся определяется совокупностью следующих факторов:

· наличием в школьной библиотеке соответствующих современных информационных ресурсов на различных типах носителей;

· профессиональной готовностью школьного библиотекаря к обучению информационной культуре учащихся и взрослых (педагогов), его профессиональным потенциалом;

· успешной реализацией школьной библиотекой образовательных функций – обучающей, развивающей, воспитывающей.

Особым фактором следует считать наличие у школьных библиотекарей определенного опыта в сфере информационной подготовки разных возрастных групп учащихся, начиная с младших школьников и до выпускников. В этом убеждают многочисленные публикации на страницах профессиональной печати (журнал «Школьная библиотека», приложение к газете «Первое сентября» «Библиотека в школе»), материалы научно-практических конференций различного уровня, от всероссийских форумов – Фестиваля школьных библиотек «Библиобраз», Первого съезда школьных библиотекарей Российской Федерации – до мероприятий регионального уровня.

В целях информационной подготовки учащихся школьными библиотекарями проводятся традиционные библиотечные уроки и игры (деловые, библиографические, информины и т. д.), беседы и консультации, рассказы и лекции, обзоры и семинары, практические занятия. К наиболее востребованным, как показывает практика, относятся библиотечные уроки, экскурсии, беседы. Широко используются викторины, конкурсы, игры-путешествия, турниры и т. д.

Однако, как показывает анализ, привлекаемый библиотекарями арсенал методов, средств и организационных форм обучения имеет ряд недостатков. Так, например, проведение викторин, конкурсов, игр, турниров и т. п. применяется, главным образом, в режиме итогового и контрольного занятия и носит чаще всего развлекательный, а не обучающий характер. Использование активных методов, внедрение таких организационных форм обучения, как интегрированные уроки, уроки-диспуты, групповые консультации, не обеспечивают тот результат, на который они рассчитаны. При этом сами библиотекари обращают внимание на недостаточно высокое качество проводимых ими занятий, ощущают неудовлетворенность от результатов своей работы.

В целом эта деятельность, реализуемая на инициативной основе отдельными энтузиастами-новаторами, к сожалению, не носит системный характер. В результате занятия не формируют целостного представления о сложном и многозначном феномене информационной культуры, ядром которого являются знания и умения, связанные со смысловой обработкой информации, ее поиском и использованием. Такая практика не способствует формированию информационного мировоззрения. В конечном итоге разрозненность полученных библиотечно-библиографических знаний и умений не позволяет обучаемым эффективно использовать накопленные в обществе информационные ресурсы, продуктивно работать с ними в целях получения знаний и удовлетворения своих информационных потребностей.

Исходя из этого, обучение основам информационной культуры должно быть специально организованным, целенаправленным педагогическим процессом. Это означает не только систематическое проведение занятий, но и умение осуществлять рациональный выбор таких методов, средств и организационных форм обучения, которые были бы адекватны теме и цели конкретного занятия, а также характерным особенностям возрастной группы обучаемых.

Результативность деятельности по обучению учащихся разных возрастных групп основам информационной культуры, по нашему мнению, во многом зависит от профессионально обоснованного использования целесообразной системы дидактических методов и приемов. Вместе с тем, на практике библиотечное занятие, зачастую, представляет собой продолжительный монолог библиотекаря, рассказывающего о библиотеке, ее неограниченных возможностях, о художественной и научно-познавательной литературе, энциклопедиях и т. п. Стремление библиотекаря выдать максимальное количество учебной информации, «полезной», с его точки зрения, приводит к ее избыточности, перенасыщенности специальной терминологией, неадаптированной к восприятию конкретной категорией обучаемых. В конечном итоге пассивное восприятие учащимися учебной информации сказывается на качестве усвоения знаний.

На практике роль обоснованного выбора методов и форм обучения зачастую не осознается школьным библиотекарем. Так, например, при переходе в процессе обучения от одной возрастной группы школьников к другой используемые методы и формы часто не претерпевают необходимых изменений и реализуются с методическими нарушениями. Это отрицательно сказывается на успешности формирования мотивации к изучению основ информационной культуры, снижает привлекательность таких занятий для школьников и не способствует повышению качества информационной подготовки учащихся в целом.

Для того чтобы обеспечить переход от эпизодической деятельности в режиме пропаганды специальных информационных и библиотечных знаний к организации информационной подготовки учащихся на принципах системного подхода, школьный библиотекарь должен владеть соответствующими психолого-педагогическими знаниями и умениями. Он должен уметь на практике осуществлять рациональный выбор таких методов, форм и средств, которые бы обеспечили результативность работы по формированию информационной культуры личности.

Понятия «метод обучения» и «прием обучения». Как известно, успех обучения зависит не только от правильного определения целей и содержания обучения. Весьма важным является вопрос о том, каким способом этих целей достичь. От правильно выбранного метода обучения зависит эффективность обучения вообще. Метод (гр. methodos – путь, способ) – путь достижения (реализации) цели и задач обучения. В современной педагогике, в частности, в многочисленных учебниках, можно встретить разнообразные формулировки понятия «метод обучения». Российская педагогическая энциклопедия определяет метод обучения как систему последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования (37, с. 566). Методы обучения включаютв себя деятельность учителя и учащихся, то есть деятельность преподавания и учения.

С понятием «метод обучения» тесно связано понятие «прием обучения», или методический прием. Под методическими приемами понимают детали метода, его элементы, составные части или отдельные шаги в той учебной работе, которая происходит при применении данного метода. Например, метод работы с книгой состоит из ряда приемов, последовательных шагов: составление плана прочитанного, пересказ текста, выделение основных, ведущих положений в тексте, составление конспекта рассказа и т. д. В процессе обучения как методы, так и методические приемы переплетаются, сочетания их разнообразны. Один и тот же вид работы выступает то как метод, то как прием. Например, в процессе устного изложения демонстрация наглядных пособий является обычно методическим приемом наряду с такими, как подготовка учащихся к восприятию изучаемого материала, попутная постановка вопросов к учащимся. В тех же случаях, когда наглядное пособие – основной источник знаний, демонстрация его является методом обучения.

При обучении основам информационной культуры личности возможно использование следующих приемов, описанных в (24, с. 100):

· «Хочу спросить» – любой ученик может спросить учителя, библиотекаря или товарища по поводу конкретной «информационной» проблемы (Чем отличается реферат от резюме? Почему надо платить за пользование информационными ресурсами? Что такое Интернет-аддикция? и т. п.) получает ответ и сообщает о мере своей удовлетворенности полученным ответом.

· «Для меня сегодняшний урок» – формулировка учащимися своих ожиданий от изучения конкретной темы, пожелания в адрес организуемых занятий.

· «Экспертная комиссия» – работа группы школьников-лидеров в области информационной подготовки, которые выражают мнение о ходе занятия либо выступают экспертами в спорных, неоднозначных, ситуациях, возникающих при обучении.

· «Работа в диадах» – предварительное обсуждение какой-либо проблемы, вопроса с товарищем, формулировка единого ответа.

· «Прием недописанного тезиса» – письменное или устное завершение высказанного тезиса: «Самым трудным при изучении метода формализованного реферирования для меня было…», «Изучение курса «Основы информационной культуры личности» полезно (бесполезно), потому что…»; «Я люблю (не люблю) бывать в библиотеке, потому, что. » и т. п.

· Перевод текстовой информации в табличную или графическую (рисунок, схема, диаграмма, график, символьный знак, пиктограмма и т. п.). Например, изобразить на бумаге или с помощью компьютера «океан информации» с островами учебной, справочной, научной, официальной, художественной и рекламной литературы; создать свой личный логотип информационной культуры; придумать художественный образ, отражающий сущность свертывания информации и т. п.

При обучении правилам библиографического описания документа, которое обычно с трудом и неохотой усваивается учащимися, можно использовать следующий прием. Познакомив учащихся со схемой библиографического описания, на основе которой выполняется практическое задание, и составив коллективно, под руководством библиотекаря, несколько библиографических описаний, можно предложить школьникам найти ошибки в готовых библиографических описаниях. Для этого дается библиографический список, в котором нужно отыскать несколько ошибок, допущенных составителем, и объяснить, к каким негативным последствиям при поиске информации приводят эти ошибки. Такой прием не только позволяет закрепить теоретические знания, но и в занимательной форме их проверить.

Классификации методов обучения. В современной педагогической литературе рассматривается достаточно большое количество методов обучения (по некоторым данным – свыше 100). В связи с этим возникает практическая потребность упорядочить их обширный перечень. Для этого необходимо выяснить существенные признаки, по которым можно отличать одни методы обучения от других, то есть появляется необходимость их классификации. Наличие классификации методов позволяет выделить своеобразные черты, присущие отдельным методам, найти черты сходства, свойственные разным методам обучения. Следует подчеркнуть, что в настоящее время отсутствует единая классификация методов обучения, а в работах ведущих отечественных дидактов предлагаются различные классификации, в которых один и тот же метод зачастую относится к различным группам методов. Причиной такого многообразия является то, что в основу классификаций кладутся различные признаки (основания деления), базирующиеся на различных подходах к назначению и использованию методов.

Для того чтобы дать представление о многообразии существующих подходов к классификации методов обучения, обратимся к табл.1. Представленные в ней данные получены на основе анализа наиболее авторитетных публикаций, номера которых указаны в таблице, а полное библиографическое описание этих источников приводится в списке литературы к данной главе.

Приведенные в табл. 1. классификации не исчерпывают всего их многообразия, существуют и другие классификации методов обучения. Значительное количество подходов к классификации методов обучения во многом объясняется сменой парадигмы образования, ориентацией современной системы образования на приоритет развивающейся личности; переходом от репродуктивной модели образования к продуктивной; дополнением традиционного принципа «формировать знания, умения и навыки» принципом «формировать компетентность». Именно по этой причине в настоящее время активно ведутся поиски новых, преимущественно активных, методов обучения, призванных обеспечивать реализацию идей «обучение для жизни», «образование в течение всей жизни», способствовать формированию творческой личности.

Для того чтобы показать назначение и отличительные черты наиболее распространенных методов обучения, а также возможности их использования при обучении основам информационной культуры личности, ниже будет дана характеристика основных методов обучения, сгруппированных по трем основаниям деления: 1) по источнику получения знаний учащимися; 2) по характеру учебно-познавательной деятельности обучаемых в процессе овладения учебным материалом; 3) по характеру действий обучаемого.

Формы и средства обучения

В данном параграфе содержится обзор многообразных форм и средств обучения с точки зрения возможностей их применения при обучении школьников основам информационной культуры личности на базе школьной библиотеки. Для этого сначала приводится многоаспектная к лассификация организационных форм обучения, применяемых в общеобразовательной школе. Затем рассматриваются наиболее распространенные классификации форм организации обучения: по количеству учащихся (коллективные, групповые, индивидуальные); по способу организации обучения (классно-урочные и внеурочные занятия); по степени обязательности (факультативные, элективные). Особое внимание уделяется урокам, как традиционным (стандартным), так и нетрадиционным (инновационным): структура и правила подготовки урока, оформление планов и планов-конспектов уроков. Наряду с общей характеристикой внеурочных форм организации обучения подробно характеризуется экскурсия, как одна из наиболее распространенных форм организации обучения на базе школьной библиотеки. Параграф завершается характеристикой и классификацией средств обучения, наиболее подробно из которых рассмотрены информационные средства обучения – электронные средства хранения, обработки и передачи учебной информации с помощью компьютеров.

Понятие о формах организации обучения и их классификация. Осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных форм организации учебного процесса, их постоянного совершенствования и модернизации (обновления). В современной педагогической литературе зачастую имеет место смешение понятий «метод» и «формы организации» обучения. Как было показано в предыдущем параграфе, метод обучениявыступает как способ обучающей работы педагога и организации учебной работы учащихся по овладению теоретической и мировоззренческо-нравственной стороной изучаемого материала, умениями и навыками по применению усвоенных знаний на практике, проверке и оценке знаний обучаемых и т. д. Для решения каждой из этих задач используются определенные методы. Таким образом, понятие «метод обучения» характеризует содержательно-процессуальную, или внутреннюю сторону учебного процесса(47).

Таким образом, отличительным признаком понятия «форма обучения» является количество учащихся (все, группа, один) и соответствующий ему характер взаимодействия обучающего и обучаемого. Понятие «форма организации обучения» является более сложным. Под ним понимают вид занятия, исторически сложившуюся, устойчивую и логически завершенную организацию педагогического процесса, которому свойственны систематичность и целостность, саморазвитие, личностно-деятельностный характер, постоянство состава участников, наличие определенного режима проведения (36).Формы организации обучения (организационные формы) – это внешнее выражение согласованной деятельности педагога и обучаемых, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем (31).

Анализ этих и других определений позволяет выделить следующие основные признаки формы организации обучения: количественная и пространственно-временная определенность (режим занятия, место проведения занятия, состав учащихся и обучающих); последовательность этапов работы или структура занятия; степень самостоятельности учащихся; дидактическая цель занятия.

В педагогике известны самые разнообразные формы организации обучения. Соответственно, аналогично ситуации с методами обучения, возникает необходимость систематизации и упорядочения существующего разнообразия форм организации обучения, то есть возникает потребность в их классификации с целью выявления черт сходства и различия, достоинств и ограничений в использовании. В настоящее время существуют различные классификации форм организации обучения, отличающиеся по тому, какие основания деления лежат в их основе: число учащихся, дидактическая цель, вид деятельности, доминирую­щая функция, место учебы, продолжительность занятий. Для того чтобы дать представление о многообразии форм организации обучения, используем наиболее распространенные в качестве основания деления признаки, на основании которых можно получить многоаспектную классификацию (см. табл. 3).

Классификация организационных форм обучения, применяемых в общеобразовательной школе

Основание деленияОсновные формы организации обучения
1.Количество учащихся1.1. Коллективные (фронтальные) 1.2. Групповые 1.3. Индивидуальные
2.Способ организации обучения2.1. Классно-урочные формы организации обучения 2.1.1. Стандартные уроки 2.1.2. Нестандартные (инновационные уроки) 2.2. Внеклассные формы организации обучения 2.2.1. Предметные кружки, студии 2.2.2. Научные общества учащихся 2.2.3. Олимпиады, конкурсы
3.Место проведения занятия3.1. Школьные формы организации обучения 3.1.1. Уроки в обычном классе 3.1.2. Уроки в компьютерном классе 3.1.3. Работа в мастерских 3.1.4. Работа на пришкольном опытном участке 3.1.5 Работа в теплице, лаборатории и т. п. 3.2. Внешкольные формы организации обучения 3.2.1. Учебные экскурсии 3.2.2. Домашняя самостоятельная работа учащихся
4.Продолжительность учебного занятия4.1. Классический урок (45 мин) 4.2. Укороченный урок (30, 35 мин) 4.3.Спаренное занятие (90 мин) 4.4. Спаренное укороченное занятие (70 мин) 4.5. Уроки «без звонков» произвольной длительности
5.Степень обязательности учебных занятий5.1.Занятия по учебным предметам, обязательным для изучения 5.2. Занятия по элективным учебным курсам 5.3. Занятия по факультативным учебным курсам
6.Логическое содержание работы и характер познавательной деятельности учащихся6.1. Вводный урок 6.2. Урок первичного ознакомления с материалом 6.3. Урок усвоения новых знаний 6.4. Урок применения полученных знаний на практике 6.5. Урок навыков 6.6. Урок закрепления, повторения и обобщения 6.7. Контрольный урок 6.8. Комбинированный или смешанный урок

Исходя из задач курса «Основы информационной культуры личности», дадим краткую характеристику форм организации обучения по количеству учащихся (коллективные, групповые, индивидуальные); по способу организации обучения (классно-урочные и внеурочные занятия); по степени обязательности (факультативные, элективные).

По количеству учащихся в (28) различают следующие формы организации обучения:

1. Фронтальная форма организации учебной деятельности учащихся – такой вид деятельности учителя и учащихся, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, обсуждают, сравнивают и обобщают ее результаты. Учитель ведет работу со всеми одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлекает их в обсуждение рассматриваемых вопросов и т. д. Это способствует установлению особенно доверительных отношений между учителем и учащимися, а также между учащимися, воспитывает в детях чувство коллективизма, учит рассуждать и находить ошибки в рассуждениях товарищей по классу, формирует устойчивые познавательные интересы, активизирует их деятельность.

2. Индивидуальная форма организации работы учащихся. Эта форма организации предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. В качестве таких заданий может быть работа с учебником, другой учебной и научной литературой, разнообразными источниками (справочниками, словарями, энциклопедиями, хрестоматиями и т. д.); решение задач, примеров; написание изложений, сочинений, рефератов, докладов; проведение всевозможных наблюдений и т. д.

3. Групповая (микрогрупповая) форма организации учебной деятельности учащихся. Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются следующие:

· класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

· каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

· деление на группы связано с дифференциацией учащихся по уровню их способностей, степени обученности, личностным характеристикам;

· задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

· состав группы непостоянный, он подбирается так, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.

Численность групп различна. Она колеблется от трех до шести человек. Состав группы меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины его должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой.

Групповая форма работы учащихся наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов; при решении конструктивно-технических задач, при изучении текстов и т. п. В ходе такой деятельности максимально используются обсуждение результатов, взаимные консультации при выполнении сложных алгоритмов, при изучении документов и т. п. Все это сопровождается интенсивной самостоятельной работой.

Исключительно эффективна групповая организация учебной деятельности учащихся при подготовке тематических учебных конференций, диспутов, докладов по теме, дополнительных занятий всей группы, выходящих за рамки учебных программ, за рамки урока. В этих условиях, как и в условиях урока, степень эффективности зависит, конечно, от самой организации работы внутри группы (звена). Такая организация предполагает, что все члены группы активно участвуют в работе, слабые не прячутся за спины более сильных, а сильные не подавляют инициативу и самостоятельность более слабых учеников. Правильно организованная групповая работа представляет собой вид коллективной деятельности, успешно она может протекать при четком распределении работы между всеми членами группы, взаимной проверке результатов работы каждого, посто­янной поддержке учителя, его оперативной помощи.

Сочетание этих форм, выбор наиболее оптимальных вариантов этого сочетания определяется учителем в зависимости от решаемых на уроке учебно-воспитательных задач, от учебного предмета, специфики содержания, его объема и сложности, от особенностей класса и отдельных учеников, уровня их учебных возможностей и, конечно, от стиля отношений учителя и учащихся, а также учащихся между собой, от той доверительной атмосферы, которая установилась в классе, и постоянной готовности оказывать друг другу помощь.

По способу организации обучения принято выделять классно-урочные и внеурочные занятия. Рассмотрим классно-урочные формы организации обучения, выделив в них стандартные и нестандартные (инновационные) уроки.

К лассно-урочная форма организации обучения, возникшая в XVII в. и развивающаяся уже более трех столетий, получила широкое распространение в мировой школьной практике. В педагогике четко выделены(2; 31)следующиеособенности, отличающие классно-урочную форму организации обучения:

• постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);

• планирование обучения: каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом;

• осуществление учебного процесса в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);

• монизм – каждый урок посвящается только одному предмету;

• наличие расписания, обеспечивающего постоянное чередование уроков;

• педагогическое управление, проявляющееся в руководящей роли учителя;

• вариативность познавательной деятельности учащихся, предполагающая использование ее различных видов и форм.

Ключевым компонентом классно-урочной системы организации обучения является урок. Урок – это форма организации обучения, которой присущи постоянный состав учащихся одного возраста, устойчивые временные рамки занятий (45 мин), заранее составленное их расписание и организация учебной работы с единой для всех программой обучения (2; 28; 47). Урок представляет собой законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса, направленный на усвоение нового материала как части более обширного содержания, осознанное восприятие информации, запоминание ее и закрепление, использование в практической деятельности. На уроке создаются благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы школьников. Урок всегда является логической единицей темы, раздела, курса. Он характеризуется многоплановостью, так как в нем взаимодействуют все компоненты процесса обучения – педагогические цели, дидактические задачи, содержание, методы, техническое оснащение. Урок рассматривается как основная форма организации педагогического процесса в общеобразовательной школе. Это обусловлено тем, что на уроке возможна не только организация учебно-познавательной деятельности, но и интеллектуальное развитие личности школьника, управление развитием способностей, фор­мирование мировоззрения учащихся, потребности к знаниям, а также его воспитание.

Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого выделяются дидактические, воспитательные и развивающие требования (31).

К дидактическим (образова­тельным) требованиям относятся:

• четкое определение образовательных задач каждого урока;

• внедрение новейших технологий познавательной деятельности;

• рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов обучения;

• творческий подход к формированию структуры урока;

• сочетание различных форм коллективной и самостоятельной деятельности учащихся;

• обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления.

Воспитательные требования к уроку включают:

• определение воспитательных возможностей учебного ма­териала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей;

• постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы;

• воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств: ответственности, исполнительности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, коллективизма и др.;

• внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.

К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся:

• формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности;

• изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития»;

• проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии;

• прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся и оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен.

Кроме перечисленных требований к уроку выделяются и другие: организационные, психологические, управленческие, требования оптимального общения учителя с учащимися, требования сотрудничества, санитарно-гигиенические, этические и т. д.

Преимуществами классно-урочной системы обучения являются следующие:

• усвоение материала идет небольшими порциями, планомерно и последовательно;

• возможно чередование различных видов умственной и физической деятельности учащихся;

• создаются благоприятные предпосылки взаимообучения учащихся, коллективной познавательной деятельности;

• воспитывается чувство коллективизма, так как происходит сочетание работы всего класса и индивидуально с отдельным учащимся;

• осуществляется постоянное эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся, их воспитание в процессе обучения;

• обеспечивается экономичность обучения, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся;

• присутствует четкая организационная структура, обеспечивающая упорядоченность всего учебно-воспитательного процесса и управление им (2; 28; 31).

Наряду с преимуществами классно-урочной форме присущи и недостатки, снижающие ее эффективность. Прежде всего, это ориентация на «среднего» ученика, что создает непосильные трудности для слабого и задерживает развитие способностей у более сильных; наличие для учителей проблемы в учете индивидуальных особенностей учеников при организационно-индивидуальной работе с ними как по содержанию, так и по темпам и методам обучения (2; 28; 31).

Вместе с тем, следует подчеркнуть, что при всех достоинствах и недостатках классно-урочной системы все попытки отказаться от нее и заменить другими формами оказались безуспешными. До сих пор в школе урок выступает основной формой организации обучения.

Основные типы уроков. В настоящее время существует огромное разнообразие уроков. В современной дидактике используются различные подходы к классификации уроков в зависимости от того, какие признаки берутся за основу. В результате количество известных ныне классификаций уроков исчисляется десятками. Наибольшее распространение получила классификация уроков по дидактическим целям (2; 31; 47). В соответствии с ней выделяют следующие типы уроков:

1) уроки изучения новых знаний;

2) уроки формирования новых умений;

3) уроки практического применения знаний, умений;

4) уроки обобщения и систематизации изученного;

5) уроки проверки, контроля и корректирования знаний, умений;

6) комбинированные (смешанные).

В свою очередь, к числу наиболее распространенных типов стандартного или классического урока относится комбинированный урок. По данным (31, с. 527) доля комбинированных уроков зани­мает 75—80 % от общего числа всех проводимых уроков.

Структура урока. В условиях развивающего характера обучения, когда решается задача повышения качества усвоения знаний, развития мышления, самостоятельности и творчества учащихся, их активности, инициативности, практической деятельности по применению знаний в нестандартных ситуациях, возникает необходимость так организовать обучение, чтобы оно не было рассчитано только на простое воспроизведение знаний. Структура урока и форма его организации имеют в этом случае принципиальное значение в теории и практике современного урока, поскольку они в значитель­ной мере определяют эффективность учебной работы школьника.

Под структурой урока понимается его внутреннее строение. Это составные части урока, которые находятся в тесной взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Тип урока определяется наличием и последо­вательностью структурных частей. В свою очередь, структура урока зависит от типа урока, его целей, содержания изучаемого материала, принципов, методов, приемов и средств обучения, используемых на уроке, уровня подготовки и развития учащихся, места урока в общей системе уроков по теме (разделу) программы (2, с. 187).

Как отмечает И. П. Подласый (31),от Коменского и Гербарта берет начало классическая четырехзвенная структура урока, опирающаяся на формальные ступени (уровни) обучения: подготовка к усвоению новых знаний; усвоение новых знаний, умений; их закрепление и систематизация; применение на практике.

Структура традиционного (стандартного, классического) урока включает четыре основных элемента: опрос, объяснение, закрепление и домашнее задание (36, с. 204).

Соответствующий данной структуре тип урока носит название комбинированного (смешанного). Этапы комбинированного урока, разложенные на отрезки времени, выглядят следующим образом:

Организация работыПовторение изученного (актуализация знаний)Изучение новых знаний, формирование новых уменийЗакрепление, систематизация, применениеЗадание на дом
Этапы1234

Элементы (этапы) такого урока могут быть скомбинированы в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения очень широкого круга учебно-воспитательных задач (31).

Кроме своего важного преимущества – возможности достигать на одном уроке нескольких целей – комбинированный урок имеет и недостатки. Они проявляются в том, что практически недостает времени не только на усвоение новых знаний, но и на все другие виды познавательной деятельности. С того времени, когда был предложен комбинированный урок, произошли радикальные перемены: значительно возрос объем знаний, изучаем

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *