что относится к субъективным факторам обучения
Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов
Существуют объективные и субъективные факторы обучения, отражающиеся на психофизиологическом состоянии студентов. К объективным факторам относят среду жизнедеятельности и учебного труда студентов, возраст, пол, состояние здоровья, общую учебную нагрузку, отдых, в том числе активный. К субъективным факторам следует отнести: знания, профессиональные способности, мотивацию учения, работоспособность, нервно-психическую устойчивость, темп учебной деятельности, утомляемость, психофизические возможности, личностные качества (особенности характера, темперамент, коммуникабельность), способность адаптироваться к социальным условиям обучения в вузе.
Учебное время студентов в среднем составляет 52—58 ч в неделю (включая самоподготовку), т.е. ежедневная учебная нагрузка равна 8— 9 ч, следовательно, их рабочий день один из самых продолжительных. Значительная часть студентов (около 57%), не умея планировать свой бюджет времени, занимаются самоподготовкой и по выходным дням. Однако восстановительные процессы у многих студентов проходят неполноценно по причине недостаточного сна, нерегулярного питания, малого пребывания на свежем воздухе, ограниченного использования средств физической культуры и спорта и других причин. Совокупность объективных и субъективных факторов, негативно воздействующих на организм студентов, при определенных условиях способствует появлению сердечно-сосудистых, нервных, психических заболеваний. К факторам риска следует отнести:
1) социальные перемены, жизненные трудности, усиление значения субъективного фактора в оценке тех или иных жизненных ситуаций, непонимание близкими людьми, но терпение, постоянное ощущение недостатка времени;
2) перенапряжение, связанное с загруженностью работой, хроническое психоэмоциональное перенапряжение, длительное эмоциональное напряжение, обусловленное ответственностью за выполняемую работу, резкое ограничение физического компонента в жизнедеятельности, хроническая раздражительность, неуверенность в себе, хроническая тревожность и внутреннее напряжение, агрессивность и невротизм, хроническая бессонница;
3) нервное и умственное переутомление, хроническая усталость, хронический депрессивный синдром, хроническое нарушение режима труда и отдыха, нерегулярное и несбалансированное питание, систематическое употребление алкоголя, курение;
4) артериальная гипертензия (стойкое повышение, кровяного давления)
Суммарное влияние на организм нескольких факторов риска выше, когда они выступают одновременно и принимают хронический характер.
4.2. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения В процессе умственного труда основная нагрузка приходится на центральную нервную систему, ее высший отдел — головной мозг, обеспечивающий протекание психических процессов — восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоций. В среднем масса мозга составляет 2— 2,5% общей массы тела, однако кислорода мозг потребляет до 15—20% используемого организмом. В течение 1 мин мозгу необходимо 40— 50 см3 кислорода, что свидетельствует о высокой интенсивности обменных процессов в нем. Для этого мозг должен иметь высокий уровень стабильности кровообращения. Тем не менее энергетический баланс организма при умственной деятельности изменяется незначительно — на 500—1000 ккал выше, чем уровень основного обмена.
Выявлено отрицательное воздействие на организм длительного, пребывания в характерной для лиц умственного труда «сидячей» позе.
Кратковременная интенсивная умственная работа вызывает учащение сердечных сокращений, длительная работа — замедление. Иное дело, когда умственная деятельность связана с эмоциональными факторами, нервно-психическим напряжением. Все то, что обозначается как неприятности, волнения, нетерпение, все условные рефлексы на обстановку, в которой неоднократно действовали «отрицательные эмоции», напряженная работа в условиях дефицита времени, высокой ответственности за результат, — все это неизменно сказывается на циркуляторном аппарате кровообращения.
В процессе длительной и напряженной учебной деятельности наступает состояние утомления, как нормальная реакция организма на выполняемую работу. Утомлению сопутствует субъективное чувство — усталость. Усталость — психическое явление, переживание, вызванное утомлением. Степень усталости и утомления может не совпадать из-за положительного или отрицательного эмоционального фона деятельности. Усталость может нарастать при неудовлетворенности работой, непонимании ее значения, неудачах в ней. Наоборот, успешное завершение работы или какого-то ее этапа снижает чувство усталости. Чувство усталости можно снять эмоциями, сосредоточением внимания, усилением интереса к работе. Бывают состояния усталости, при которых еще можно совершать умственную работу, но в ней уже не обнаруживаются творческие начала. Усталый человек может выполнять такую работу относительно долго. Затем наступает другой период, сопровождаемый чувством напряжения, когда для выполнения работы необходимо волевое усилие. Дальнейшее продолжение работы в таком состоянии приводит к появлению чувства неудовольствия, нередко носящего оттенок раздражения.
Основной фактор утомления — сама учебная деятельность. Однако утомление, возникающее в процессе ее, может быть значительно осложнено дополнительными факторами, которые также вызывают утомление (например, плохая организация режима жизнедеятельности). Кроме того, необходимо учитывать ряд факторов, которые сами по себе не вызывают утомления, но способствуют его появлению (хронические заболевания, плохое физическое развитие, нерегулярное питание и др.).
Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов
Учебное время студентов в среднем составляет 52-58 ч в неделю (включая самоподготовку), т.е. ежедневная учебная нагрузка равна 8-9 ч, следовательно, их рабочий день один из самых продолжительных. Значительная часть студентов (около 57%), не умея планировать свой бюджет времени, занимаются самоподготовкой и по выходным дням.
Совокупность объективных и субъективных факторов, негативно воздействующих на организм студентов, при определенных условиях способствует появлению сердечно-сосудистых, нервных, психических заболеваний. К факторам риска следует отнести:
1. социальные перемены, жизненные трудности, усиление значения субъективного фактора в оценке тех или иных жизненных ситуаций, непонимание близкими людьми, но терпение, постоянное ощущение недостатка времени;
2. перенапряжение, связанное с загруженностью работой, хроническое психоэмоциональное перенапряжение, эмоциональное длительное напряжение, обусловленное ответственностью за выполняемую работу, резкое ограничение физического компонента в жизнедеятельности, хроническая раздражительность, неуверенность в себе, хроническая тревожность и внутреннее напряжение, агрессивность и невротизм (состояние, отличающееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, вегетативными расстройствами), хроническая бессонница;
3. нервное и умственное переутомление, хроническая усталость, хронический депрессивный синдром (отрицательный эмоциональный фон, пассивное поведение), хроническое нарушение режима труда и отдыха, нерегулярное и несбалансированное питание, систематическое употребление алкоголя, курение;
4. артериальная гипертензия (стойкое повышенное кровяного давления) при диастолическом давлении свыше 100 мм рт. ст.), повышение содержания сахара в крови, уменьшение половых гормонов, начальные нарушения мозгового кровообращения.
Суммарное влияние на организм нескольких факторов риска выше, когда они выступают одновременно и принимают хронический характер. Именно благодаря хроническому характеру психоэмоциональное перенапряжение и нервное переутомление являются ведущими факторами риска, так как возникают в результате воздействия разных факторов риска. По данным, приведенным в табл. 1 можно ориентироваться в степени переутомления, типичного для студентов.
Краткая характеристика степени переутомления при умственном труде
Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 660 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Объективные и субъективные факторы обучения
и реакция на них организма студентов
Поступление в высшее учебное заведение у большинства молодых людей связано со значительными изменениями привычного школьного ритма жизни. Этот период совпадает с переходом от юношеского возраста к началу взрослого этапа жизнедеятельности, когда происходит совершенствование адаптационно-компенсаторных механизмов и высшей нервной деятельности организма. От него во многом зависит здоровье на будущие годы, а значит плодотворная учеба и дальнейшая трудовая деятельность.
Сдача выпускных экзаменов в школе, подготовка и поступление в институт происходят за короткий срок и связаны с большим умственным напряжением и нагрузкой на центральную нервную систему. Новые условия характеризуются интенсивной учебной нагрузкой, общественной деятельностью и иными жизненными ситуациями.
В этот сложный период изменяются элементы социальной адаптации личности, осуществляется переход к самостоятельной активной деятельности, характерной для взрослого человека. Возникают существенные трудности, особенно для приезжих, вызванные отдаленностью от своей семьи, включением в новый коллектив, усложненными взаимоотношениями между студентом и преподавателями, между собой (А.В. Петровский, 1982 г.) т.е. адаптация идет на профессиональном (принятие ценностей будущей профессии), социально-психологическом (вхождение в новые коллективы), дидактическом (новая система обучения) уровнях.
Структура и условия учебной деятельности усложняются – увеличивается количество преподавателей, объем учебной работы (т.е. лекционные, семинарские и самостоятельные занятия), изменяются формы и методы преподавания, повышаются педагогические требования, отсутствует ежедневный контроль за усвоением большого объема материала.
В то же время нужно отметить, что именно в возрасте 17–25 лет (студенческом, как его называют) наблюдается оптимизация в развитии почти всех функций и систем организма: быстрые реакции анализаторов (слуховых, зрительных, нейросенсорных) на внешние раздражители, повышенная лабильность (подвижность) нервных и эмоциональных процессов, наибольшая пластичность и выносливость регуляторных механизмов высших отделов нервной системы (коры головного мозга). Это выражается в высокой скорости мыслительных процессов запоминания и переключения внимания с одного вида деятельности на другой, повышенной познавательной деятельности, быстроте решения вербально-логических задач, повышенном интересе к новизне.
К объективным факторам обучения относятся: условия обучения и жизни; пол; возраст; учебная и физическая нагрузка; время сна и отдыха; расписание занятий; психоэмоциональная напряженность в период экзаменационных сессий (общий эмоционально-интеллектуальный стресс, интенсификация учебной нагрузки, повышение уровня беспокойства – тревожности, активизация нескольких потребностей, дефицит времени на сон, усложнение межличностных отношений; сидячий образ жизни (снижение процессов кровообращения и дыхания, сниженный расход энергии, снижение иммунитета и адаптационных механизмов; работа за компьютером и т.д.
К субъективным факторам обучения относится: объем знаний; навыки и умения обучения и усвоения будущей профессии; мотивация учения; работоспособность; состояние здоровья; нервно-психическая устойчивость; темп учебной деятельности; утомляемость; психофизические возможности; уровень развития (сформированности) личностных качеств; способность адаптации и обучения в ВУЗе и др.
Ряд авторов полагает, что оптимум развития интеллектуальных показателей и эмоциональной сферы располагается между 18–20 годами.
К неблагоприятным факторам учебного труда можно отнести: длительное пребывание в сидячей позе, что приводит к скапливанию крови в сосудах расположенных ниже сердца, уменьшению объема циркулирующей крови; недостаточный двигательный режим учебного труда ведет к переполнению кровью вен и как следствие замедление движения крови; уменьшение размаха движения диаграфмы отрицательно сказывается на функции дыхательной системы; часто наблюдаемое психо-эмоциональное напряжение (дефицит времени, высокая ответственность за результаты деятельности и т.д.) нарушает циркуляцию крови, насыщение крови кислородом снижается на 80 %. Наиболее выражено неблагоприятное влияние перечисленных факторов у студентов совмещающих учебу с работой, нарушающих режим сна и отдыха и т.д.
Учитывая то, что перечисленные выше факторы можно учесть в организации жизнедеятельности студентов следует отметить, что у студентов имеются все возможности с физиологической и психической точки зрения работать 10-12 часов в сутки, но при условии соблюдения режима сна и питания, двигательной активности, отдыха и т.д.
По академическим нормам учебная загруженность не должна превышать 36 часов в неделю. Однако в действительности рабочая неделя студента составляет до 40–42 часов в неделю. При этом, можно отметить неравномерность распределения учебной нагрузки, а значит, и вынужденное нарушение учебного режима. О напряженности учебной деятельности студентов свидетельствуют данные частоты сердечных сокращений. До начала занятий она составляет в среднем 70 уд/мин, при спокойной работе – 77 уд/мин, при средней напряженности – до 83 уд/мин, при сильном напряжении до 93 уд/мин. В связи с воздействием на организм студента комплекса объективных и субъективных неблагоприятных факторов обучения исследователи отмечают: возрастание количества сердечно-сосудистых, нервных и психических заболеваний; хроническое психоэмоциональное перенапряжение, повышенную раздражительность, неуверенность в себе, агрессивность, возрастание случаев хронической бессонницы; явления нервного и умственного переутомления; повышенное артериальное давление и т.д.
4.2. Типичные особенности жизнедеятельности студентов
В период экзаменов
Критическим и сложным фактором адаптации студентов является экзаменационный период – один из вариантов стрессовой ситуации, протекающей в большинстве случаев в условиях дефицита времени и характеризующейся большой ответственностью с элементами неопределенности: сдаст студент экзамен или нет, какую оценку получит и т. д. Степень напряженности в период экзаменов зависит от подготовленности студента и его личностных особенностей. Время самоподготовки увеличивается до 8–9 часов, интенсивность умственного труда повышается на 85–100 %, частота сердечных сокращений достигает
85–95 уд/мин, а перед входом в экзаменационную комнату – до 120–145 уд/мин., артериальное давление – до 135/85 – 155/95.
Интенсификация процесса обучения студентов предъявляет высокие требования к психической устойчивости, вызывает чрезмерное нервное напряжение, что может привести даже к появлению патологических симптомов при отсутствии мероприятий урегулирования работы центральной нервной системы.
Необходимо отметить, что в период экзаменов помимо перегрузки центральной нервной системы происходят значительные сбои в кардиореспираторной т.е. сердечно-сосудистой и дыхательной системах (Г.Ф. Довгялло, 1986 г.). У группы студентов в количестве 50 человек за час до экзамена были сняты электрокардиограммы и подсчитано число дыханий в одну минуту. В результате у 48 человек зарегистрированы различные отклонения по электрокардиограмме и значительное (30–40 против 16-ти) учащение дыхания в покое. Исследования крови выявили повышенное содержание в ней сахара. При этом следует отметить, что эмоциональная реакция, как правило, бывает комбинированной, то есть нельзя сказать, что в организме происходят изменения «в чистом виде», например, только со стороны сердечно-сосудистой или другой систем.
В одном из московских университетов было проведено экспериментальное исследование у студентов по выявлению функционального состояния локальных силовых показателей (кистевая динамометрия) до начала сессии и после каникул. Результаты тестирования показали снижение силы кисти после каникул до четырех килограммов. У занимающихся физической культурой самостоятельно и имеющих хорошую физическую подготовку студентов данные показатели были значительно меньше. В результате был сделан вывод, что каникулярное время не позволяет основной массе студентов восстановить функциональные возможности к началу следующего семестра.
В то же время нельзя однозначно сказать, что выявленные отклонения свидетельствуют о каком-либо заболевании, так как даже значительные количественные изменения биохимических показателей и различных психофизиологических функций в сторону повышения или снижения в одном случае могут свидетельствовать о положительном, необходимом для организма влиянии, а в другом случае – о неблагоприятном, даже вредном.
Здесь, наверное, следует вспомнить об открытии Ганса Селье – «Стресс и его влияние на организм», о котором уже говорилось в лекции 2.
Известно, что эмоциональный стресс представляет собой в одно и то же время и отрицательное явление, вредное для организма, и положительное, необходимое для его жизнедеятельности и совершенствования. Учебными стресс-факторами отрицательного действия являются плохие отметки, конфликтные ситуации с преподавателями, недостаточная подготовка, дефицит времени, темп и скорость экзаменационного периода, необходимость при подготовке к экзамену усвоения большого объема учебного материала, ночные работы, состояние неопределенности и т.д. Их антиподы – комфорт и удовлетворение от проведенной работы (досрочная сдача экзаменов и зачетов, положительные отметки
и т.п.).
Как уже было отмечено, однократные функциональные сдвиги в организме под влиянием стресса не представляют опасности и рассматриваются как биологически целесообразные реакции организма для преодоления затруднительных ситуаций. Однако экзаменационные стресс-факторы действуют многократно и вызванные ими функциональные сдвиги после окончания экзаменов не восстанавливаются длительное время. Ведь адаптационные запасы (резервы) организма не безграничны, и даже при быстром восстановлении какой-то след от стресса остается.
Вот почему всегда надо помнить, что резервы нашего организма следует использовать постепенно, особенно в студенческом возрасте, когда и резервов в избытке и стрессов достаточно. Огромную неоценимую помощь в повышении работоспособности (как умственной, так и физической) для снижения эмоциональных перегрузок оказывают занятия физической культурой. В предыдущих лекциях уже говорилось об адаптации организма, роли и влиянии физических нагрузок на различные системы жизнедеятельности занимающихся. Отмечалась взаимосвязь организма с внешней средой и, в частности, подверженность его биоритмам. В экзаменационный период затрудняется освоение новых упражнений, уменьшается уровень внимания и сознательный контроль за выполнением упражнений, проявляются старые ошибки в выполнении упражнений, ухудшается сформированность двигательных навыков. При объемных нагрузках быстро наступает усталость.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Объективные и субъективные факторы обучения
В регулировании работоспособности
Средства физической культуры
Труда и интеллектуальной деятельности.
и реакция на них организма студентов
Поступление в высшее учебное заведение у большинства молодых людей связано со значительными изменениями привычного школьного ритма жизни. Этот период совпадает с переходом от юношеского возраста к началу взрослого этапа жизнедеятельности, когда происходит совершенствование адаптационно-компенсаторных механизмов и высшей нервной деятельности организма. От него во многом зависит здоровье на будущие годы, а значит плодотворная учеба и дальнейшая трудовая деятельность.
Сдача выпускных экзаменов в школе, подготовка и поступление в институт происходят за короткий срок и связаны с большим умственным напряжением и нагрузкой на центральную нервную систему. Новые условия характеризуются интенсивной учебной нагрузкой, общественной деятельностью и иными жизненными ситуациями.
В этот сложный период изменяются элементы социальной адаптации личности, осуществляется переход к самостоятельной активной деятельности, характерной для взрослого человека. Возникают существенные трудности, особенно для приезжих, вызванные отдаленностью от своей семьи, включением в новый коллектив, усложненными взаимоотношениями между студентом и преподавателями, между собой (А.В. Петровский, 1982 г.) т.е. адаптация идет на профессиональном (принятие ценностей будущей профессии), социально-психологическом (вхождение в новые коллективы), дидактическом (новая система обучения) уровнях.
Структура и условия учебной деятельности усложняются – увеличивается количество преподавателей, объем учебной работы (т.е. лекционные, семинарские и самостоятельные занятия), изменяются формы и методы преподавания, повышаются педагогические требования, отсутствует ежедневный контроль за усвоением большого объема материала.
В то же время нужно отметить, что именно в возрасте 17–25 лет (студенческом, как его называют) наблюдается оптимизация в развитии почти всех функций и систем организма: быстрые реакции анализаторов (слуховых, зрительных, нейросенсорных) на внешние раздражители, повышенная лабильность (подвижность) нервных и эмоциональных процессов, наибольшая пластичность и выносливость регуляторных механизмов высших отделов нервной системы (коры головного мозга). Это выражается в высокой скорости мыслительных процессов запоминания и переключения внимания с одного вида деятельности на другой, повышенной познавательной деятельности, быстроте решения вербально-логических задач, повышенном интересе к новизне.
К объективным факторам обучения относятся: условия обучения и жизни; пол; возраст; учебная и физическая нагрузка; время сна и отдыха; расписание занятий; психоэмоциональная напряженность в период экзаменационных сессий (общий эмоционально-интеллектуальный стресс, интенсификация учебной нагрузки, повышение уровня беспокойства – тревожности, активизация нескольких потребностей, дефицит времени на сон, усложнение межличностных отношений; сидячий образ жизни (снижение процессов кровообращения и дыхания, сниженный расход энергии, снижение иммунитета и адаптационных механизмов; работа за компьютером и т.д.
К субъективным факторам обучения относится: объем знаний; навыки и умения обучения и усвоения будущей профессии; мотивация учения; работоспособность; состояние здоровья; нервно-психическая устойчивость; темп учебной деятельности; утомляемость; психофизические возможности; уровень развития (сформированности) личностных качеств; способность адаптации и обучения в ВУЗе и др.
Ряд авторов полагает, что оптимум развития интеллектуальных показателей и эмоциональной сферы располагается между 18–20 годами.
К неблагоприятным факторам учебного труда можно отнести: длительное пребывание в сидячей позе, что приводит к скапливанию крови в сосудах расположенных ниже сердца, уменьшению объема циркулирующей крови; недостаточный двигательный режим учебного труда ведет к переполнению кровью вен и как следствие замедление движения крови; уменьшение размаха движения диаграфмы отрицательно сказывается на функции дыхательной системы; часто наблюдаемое психо-эмоциональное напряжение (дефицит времени, высокая ответственность за результаты деятельности и т.д.) нарушает циркуляцию крови, насыщение крови кислородом снижается на 80 %. Наиболее выражено неблагоприятное влияние перечисленных факторов у студентов совмещающих учебу с работой, нарушающих режим сна и отдыха и т.д.
Учитывая то, что перечисленные выше факторы можно учесть в организации жизнедеятельности студентов следует отметить, что у студентов имеются все возможности с физиологической и психической точки зрения работать 10-12 часов в сутки, но при условии соблюдения режима сна и питания, двигательной активности, отдыха и т.д.
По академическим нормам учебная загруженность не должна превышать 36 часов в неделю. Однако в действительности рабочая неделя студента составляет до 40–42 часов в неделю. При этом, можно отметить неравномерность распределения учебной нагрузки, а значит, и вынужденное нарушение учебного режима. О напряженности учебной деятельности студентов свидетельствуют данные частоты сердечных сокращений. До начала занятий она составляет в среднем 70 уд/мин, при спокойной работе – 77 уд/мин, при средней напряженности – до 83 уд/мин, при сильном напряжении до 93 уд/мин. В связи с воздействием на организм студента комплекса объективных и субъективных неблагоприятных факторов обучения исследователи отмечают: возрастание количества сердечно-сосудистых, нервных и психических заболеваний; хроническое психоэмоциональное перенапряжение, повышенную раздражительность, неуверенность в себе, агрессивность, возрастание случаев хронической бессонницы; явления нервного и умственного переутомления; повышенное артериальное давление и т.д.