что превращение собора в
Зачем христианский собор Святой Софии превратили в мечеть, и Почему это важно для атеистов
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
На днях в Турции суд разрешил сделать из собора Святой Софии мусульманскую мечеть. Собор имел статус музея последние 85 лет. Государственный совет Турции пришёл к выводу, что собор Святой Софии в его нынешнем статусе противоречит закону. Те, кто сделал Святую Софию музеем, сделали неправильно, нарушили закон. Правительство утверждает, что теперь они осуществляют своё суверенное право.
Статус музея для византийского собора был установлен Кемалем Ататюрком, первым президентом Турецкой Республики. Построен храм был ещё императором Константином I в период с 324 по 337 год. Это была базилика для греческих православных христиан. Эта церковь сгорела во время восстания в 404 году. Восстановлено здание было императором Юстинианом в 6 веке. В 537 году строительство было закончено. На Рождество состоялась первая служба. В течение 9 столетий собор был резиденцией православного Константинопольского патриарха. Здесь проводились все главные религиозные церемонии. За это время храм дважды подвергался землетрясениям и его купол разрушался. Его восстанавливали и всё возвращалось на круги своя.
В 11 веке в Святой Софии произошло знаковое религиозное событие — Церковь разделилась на католическую и православную. Храм пережил множество стихийных бедствий, восстаний и войн. В начале 13 века собор захватили и разграбили крестоносцы. Храм смогли отреставрировать лишь к концу 13 века. Функция собора была в демонстрации могущества христианства и его зависимости от государства.
Конец христианской истории храма положил Мехмед Завоеватель, захватив его в 1453 году. Так собор Святой Софии начал свой путь от христианского храма к мечети. После падения Византии Святая София оказалась полностью утраченной для христианского мира. А ведь именно благодаря ей Киевская Русь стала православной. Дело в том, что когда послы князя Владимира прибыли в Константинополь, они были приглашены на богослужение в Великую церковь. Величие храма и его богатое убранство, а также сама церемония произвели на них столь глубокое впечатление, что по возвращении они убедили князя принять христианство.
Нынешнее решение суда вызвало значительные протесты. Многие расценили его, как попытку укрепить централизованную власть. Религиозные деятели и политики заявляют о том, что данное древнее сооружение — это часть мирового наследия. Оно принадлежит всему человечеству. Турция в ответ попросила «не указывать».
Это похоже на ещё один шаг к тому, чтобы светское государство превратилось в религиозное. У нынешнего президента хорошая поддержка в лице религиозных консерваторов и турецких националистов. А ведь это настоящая граница между Европой и Азией, Западом и Востоком. Подобно Эйфелевой башне в Париже или Парфенону в Афинах, собор Святой Софии является долговечным символом космополитического города. Теперь это изменится.
Собор Святой Софии является объектом Всемирного наследия с 1985 года, и ЮНЕСКО входит в число организаций, выступающих против решения превратить собор в мечеть. Стоит ли говорить о том, какое глубокое смятение это решение вызвало среди православных христиан?! Находящийся в Женеве Всемирный совет церквей, в состав которого входят протестантские и православные церкви, говорил о своём «горе и смятении».
Критика звучит с самых высоких уровней. Во время публичного выступления Папа сделал очень краткое импровизированное замечание, сказав: «Я думаю о Софии и мне очень больно». Эрдоган заявляет, что тем, кто боится изменения статуса храма, на самом деле страшиться нечего. «Двери Святой Софии будут широко открыты для местных жителей и иностранцев, мусульман и немусульман». Также правительство обещает, что христианские символы не будут удалены.
Собор Святой Софии открылся, как мечеть для молитвы 24 июля. За последние 1500 лет в этом культовом здании произошло слишком много драматических событий. Может это последнее? Или не столь уж драматичное? Не стоит забывать, что Бог всё-таки не обитает в строениях, а в сердцах.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Эрдоган подписал указ о превращении собора Святой Софии в мечеть
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подписал указ, по которому собор Святой Софии, с 1934 года сохранявший статус музея, вновь становится мечетью.
В соответствии с решением президента Турции объект передается в собственность Управления по религиозным делам страны.
Ранее Госсовет Турции отменил решение правительства страны от 1934 года, по которому мечеть в соборе Святой Софии была превращена в музей. «В государственном реестре недвижимости Айа-Софья проходит в качестве мечети, и этот факт не подлежит изменению», — цитирует решение Госсовета агентство Anadolu.
Как передает CNN Turk, пресс-служба президента Турции объявила, что вечером он выступит с обращением к населению в связи с изменением статуса собора Святой Софии.
Собор Святой Софии был возведен в Константинополе в VI веке и долгое время был главным храмом христианской церкви на Востоке и около тысячи лет — самым крупным христианским собором. После захвата Константинополя турками в 1453 году собор был превращен в мечеть, к нему пристроили минареты. После создания Турецкой Республики в 1934 году здание стало музеем с сохранением и христианских, и мусульманских элементов убранства.
Споры о статусе собора вернулись после прихода к власти Эрдогана, хотя в 2018 году суд в Турции назвал недопустимым предложение превратить его в мечеть. В 2016 году в соборе стали читать Коран. 29 мая, в 567-ю годовщину падения Константинополя, в соборе Святой Софии снова прошло чтение Корана. 5 июня Эрдоган официально поручил рассмотреть возможность превращения музея в мечеть.
Решение властей Турции вернуть собору статус мечети уже вызвало негативную реакцию в Греции. Министр культуры страны Лина Мендони назвала его открытой провокацией. «Сегодняшнее решение, результат политической воли президента Эрдогана, является открытой провокацией по отношению ко всему цивилизованному миру, который признает уникальную ценность и духовную значимость этого памятника», — заявила она, передает Reuters.
Российская православная церковь выразила сожаление в связи с решением турецких властей. «Очень жаль, что обеспокоенность Русской православной церкви, других православных церквей не была услышана. Данное решение, увы, не направлено на примирение существующих противоречий, но, напротив, может привести к еще большим разделениям, о чем сказал 6 июля в своем заявлении Патриарх [Московский и всея Руси] Кирилл», — цитирует ТАСС слова председателя Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Владимира Легойды.
Реакция на обсуждение возможности смены статуса храма ранее была озвучена и в Кремле. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что Турции следует учесть то, что собор Святой Софии в Стамбуле является объектом всемирного наследия и имеет значение не только как шедевр мировой архитектуры, но и несет «сакральную, духовную ценность».
Дела турецкие?
Причины смены статуса
На смену статуса турецкий президент пошел, по всей видимости, с целью консолидации сторонников правящей Партии справедливости и развития (AKP), значительная часть которых представляет собой умеренных националистов и сторонников усиления исламского вектора. Не лучшая экономическая и политическая ситуация в Турции вынуждает искать способы для привлечения и удержания электората.
Одним из вариантов стало превращение Айя-Софии в мечеть. Ведь, согласно опросам, более 70 процентов респондентов в Турции поддерживали этот шаг. Собственно, реакция на нынешнее решение Эрдогана подтверждает итоги соцопросов. На площади перед собором вечером 10 июля собралось большое число верующих, читающих молитвы и выкрикивающих лозунги в поддержку решения президента. Что интересно, оппозиционные светские партии, в том числе и называющая себя продолжательницей дела Ататюрка Республиканская народная партия (CHP) никак не возразили на смену статуса собора.
Проблема фресок
Турецкий политолог, историк Тогрул Исмаил заявил в интервью русскоязычному турецкому телеканалу TRT, что мозаики и фрески, по его мнению, останутся на месте, поскольку Турция обязалась сохранять этот объект Всемирного наследия ЮНЕСКО и не намерена отказываться от своих обязательств.
Согласно данным Министерства культуры и туризма Турции, Святая София стала наиболее посещаемой достопримечательностью в стране, в 2019 году в соборе побывали 3,72 миллиона посетителей. Стоимость входного билета для детей старше восьми лет составляет 100 лир (около 15 долларов). Таким образом, за прошлый год собор принес доход в размере свыше 52 миллионов долларов, даже если исходить из того, что за билеты заплатили лишь 3,5 миллиона туристов. Если власти решат убрать мозаики и фрески, это, очевидно, снизит количество туристов. Маловероятно, что Турция с ее сложной экономической ситуацией решит отказаться от этих средств. Правда, Эрдоган заявил, что вход в Айя-Софию могут сделать бесплатным, как и во все остальные мечети, однако сомнительно, что это решение будет долговечным.
Считается, что возведение Святой Софии обошлось императору Юстиниану в 145 000 килограмм золота, это тогда было три годовых бюджета Византии. Поддержание в порядке здания, которому более 1500 лет, обходится сейчас в миллионы долларов ежегодно, особенно учитывая сейсмоопасность стамбульского региона, и маловероятно, что власти захотят финансировать все это из бюджета, пусть даже с помощью регулярных взносов ЮНЕСКО на поддержание памятника всемирного значения. Другое дело, что полы в мечети принято покрывать коврами. Если это будет сделано и в Айя-Софии, то туристам придется снимать обувь и носить ее с собой в пакете, как это практикуется в Голубой мечети.
Осадок останется
Кстати, что касается мусульманских богослужений в Айя-Софии, то формально собор был открыт для них еще в 1991 году указом министра культуры Турции, тогда же в него назначили имама и муэдзина. Другое дело, что в те времена Турция стремилась в Евросоюз, а период исламского возрождения еще не начался и страна придерживалась секулярных принципов, завещанных Ататюрком.
Что касается последствий смены статуса Айя-Софии для самой Турции, то президент Эрдоган, похоже, планирует сделать это некоей точкой отсчета для возрождения турецкого влияния в мире. В частности, в своем арабоязычном Twitter он написал, что открытие Айя-Софии является предвестником освобождения мечети Аль-Акса, третьей по значению исламской святыни, расположенной в Восточном Иерусалиме. Вероятно, в ближайшее время стоит ожидать и других заявлений Анкары в подобном духе. Безусловно, эти слова будут раздражать Израиль и Европу, однако они рассчитаны не на них, а на мусульманский мир, чтобы показать, что Турция как раз и стремится к созданию единой уммы. При этом Анкара и без того находится в довольно натянутых отношениях с большинством христианских стран, поэтому новая порция критики с их стороны его, очевидно, не испугает.
К сожалению, призывы Патриарха не были услышаны.
Но, по его словам, в перспективе история, конечно, будет все «расставлять по своим местам».
Для чего Эрдоган превращает церкви в мечети
Спустя месяц после решения о преобразовании Собора Святой Софии в мечеть последовал указ президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана о передаче в пользование Управлению по делам религии другого христианского храма — Церкви Христа Спасителя в Полях (Монастырь Хора). Это означает открытие его для мусульманского богослужения. Первая молитва в этом храме будет совершена с участием турецкого президента.
Редакции Telegram-каналов «Балканская сплетница» и «Стамбульский волк» разбирались, какое значение имел Монастырь Хора для православного мира, чем турки аргументируют преобразование церквей в мечети, и продолжится ли эта тенденция.
Монастырь Хора
Церковь Христа Спасителя в Полях (ἡ Ἐκκλησία του Ἅγιου Σωτῆρος ἐν τῃ Χώρᾳ), которую Эрдоган вслед за Собором Святой Софии переделал в действующую мечеть, была наиболее сохранившим свой первозданный вид византийским храмом. Православная святыня входит в перечень стамбульских памятников Всемирного наследия UNESCO.
Уникальные мозаики и фрески были заказаны византийским премьер-министром, гуманистом и поэтом Теодором Метохиитом в период с 1315 по 1321 год. Через полвека после осады Константинополя, в 1453 году, турки заштукатурили все изображения византийского периода и обратили церковь в мечеть «Карие-джами». С 1948 года она функционировала как музей. Хора — не просто самый полный ансамбль поздневизантийского зодчества, сохранившийся в Стамбуле — это одно из наиболее выдающихся художественных произведений Византии во всем Средиземноморье.
Решение о преобразовании Хоры в мечеть Эрдоган принял спустя всего пару месяцев после того, как аналогичный указ лишил статуса музея другую православную святыню — Собор Святой Софии. Несколько лет назад подобным образом исламской общине были переданы храмы Святой Софии, расположенные в городах Изник и Трабзон. Патриарх Варфоломей тогда лично попытался отстоять христианскую святыню у руководства города, но потерпел поражение.
Бесплатное посещение
Турецкие власти обещают, что посетители будут иметь доступ к византийскому наследию в перерывах между намазами. Однако обеспокоенность сложившейся тенденцией выражают во всем православном мире. Главным критиком действий Эрдогана вновь стала Греция, которая очень трепетно относится к объектам православного культурного наследия.
«Это еще один вызов мировому сообществу. Несмотря на периодические заявления об уважении прав меньшинств и многоконфессиональный характер своего общества, Турция нарушает международные обязательства в отношении объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, расположенных на ее территории. Мы призываем Анкару вернуться в XXI век — век взаимного уважения, диалога и понимания между представителями разных культур», — говорится в официальном заявлении МИД Греции.
Изменение статуса церкви ведомство рассматривает как провокацию не только против православных всего мира, но и против международного сообщества, «уважающего памятники человеческой цивилизации».
Реакция православного мира
Пресс-секретарь по иностранным делам и политике безопасности ЕС Набила Массрали также прокомментировал преобразование.
«Мы фиксируем решение преобразовать церковь Хора, которая функционировала как музей, в мечеть и открыть ее для поклонения. Как и Айя-София, Хора является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Будучи членом Альянса культур, Турция должна быть привержена межконфессиональному и межкультурному диалогу и поощрению терпимости и сосуществования», — сказала она.
Греческие общины Стамбула уверены, что на карту поставлено гораздо больше, чем два культурных памятника. В настоящее время Константинопольская церковь насчитывает в Стамбуле около 2000 прихожан. Тем не менее, они продолжают сохранять византийское наследие, а Собор Святой Софии и Церковь Христа Спасителя в Полях всегда были особо почитаемыми христианскими святынями. Как и многие другие стамбульцы, греки опасаются, что превращение византийских церквей в мечети лишит город космополитичной идентичности. Глава Ассоциации поддержки фондов греческих общин (RUMVADER) Лаки Вингас сожалеет о решении турецкого президента:
«Не должно быть никакой конкуренции между цивилизациями, особенно в таком богатом культурном городе, как Стамбул, история которого насчитывает более 1500 лет».
По его словам, бескомпромиссная позиция Анкары приведет к дальнейшей маргинализации национальных и религиозных меньшинств.
«За последние 15 лет в Стамбул переехало много греков. Они успешно интегрировались и вносят свой вклад в жизнь общества. То, что сейчас многие размышляют над тем, чтобы вернуться в Грецию, вызывает у меня беспокойство», — признался Вингас.
Патриарх Варфоломей также сильно огорчен изменением статуса музейного комплекса Хора.
«Превращение Святой Софии, а теперь и монастыря Хора в мусульманские мечети причинило нам боль. Эти два уникальных памятника Стамбула были построены как христианские храмы, показывали истинность воплощения слова Божьего, красоту Спасителя мира. Они выражают универсальный дух нашей веры, любовь и надежду на вечность. Их мозаики и другие иконы — райская пища для души и неиссякаемая радость», — отметил он.
Озабоченность выразила и Русская православная церковь.
«Если в храме Святой Софии сохранившиеся мозаики занимают относительно небольшую площадь, то сохранность мозаик и фресок монастыря Хора гораздо лучше — практически все стены этого храма украшены мозаиками и фресками. И вот превращение этого храма в мечеть будет, конечно, означать, что все его стены и все эти уникальные образцы византийского искусства будут полностью скрыты от глаз людей: их либо завесят шторами, либо замажут штукатуркой, либо их собьют молотками, как это делалось неоднократно в прошлом», — заявил Председатель Синодального отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион.
Его заместитель протоиерей Николай Балашов считает, что свободного доступа к христианским объектам на практике не будет:
«Бесценные мозаики остаются закрытыми для обзора в течение всего дня. Женщины имеют ограниченный доступ в помещение храма, обращенного в мечеть, и из доступных им мест увидеть главные культурные достопримечательности древнего собора просто невозможно. Хоры с ценнейшими мозаичными изображениями закрыты для прохода».
Собор Святой Софии как политический козырь
История с требованием преобразовать собор Святой Софии в мечеть длилась многие годы. Однако наиболее активная фаза пришлась на правление нынешнего президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. В 2019 году в преддверии выборов мэра Стамбула он дважды менял свое решение по этому вопросу, а за две недели до выборов категорически отверг подобные предложения, назвав их провокацией.
«Вначале нужно заполнить мечеть Султан Ахмет (находится напротив Святой Софии — ред.), а потом мы уже поговорим о Святой Софии. Все это провокации, не поддавайтесь им», — сказал Эрдоган.
Во второй раз, уже за несколько дней до местных выборов, он сказал, что власти намерены предпринять некоторые шаги в направлении возвращения статуса мечети Святой Софии.
«Республиканская народная партия изменила статус Святой Софии. Таков их менталитет. А мы вернем Софии статус мечети», — сказал турецкий президент.
Однако эти два противоречащих друг другу заявления не помогли кандидату Эрдогана победить на выборах, и мэрия Стамбула впервые с середины 90-х перешла к оппозиции — Республиканской народной партии, чей менталитет критиковал турецкий президент.
Отсюда можно сделать вывод, что тема собора Святой Софии придерживалась в рукаве, как один из крупнейших козырей турецкого руководства. Оно решило использовать его летом этого года, однако преобразование христианского храма в мечеть не добавило политических очков турецкому президенту — об этом свидетельствуют данные опросов.
С другой стороны, этот шаг турецкого президента можно оценить как часть комплексных действий по постепенному уничтожению наследия основателя Турецкой Республики Ататюрка и вызов западным ценностям. Об этом в июле, после решения Госсовета о смене статуса музея Святой Софии, заявил нобелевский лауреат по литературе, турецкий писатель Орхан Памук:
«Превратить Собор Святой Софии в мечеть означает, что «мы больше не уважаем светский образ, секуляризм Кемаля Ататюрка». Турецкие власти хотят быть популистами. Своими действиями они говорят всему миру, что им не нравится Запад», — заявил он.
Прецедент Святой Софии
Ассоциация фондов по обслуживанию исторических памятников в 2005 году подала иск в Государственный Совет с требованием отменить решение Совета Министров, в результате которого Собору Святой Софии был присвоен статус музея в 1934 году — до этого с 1453 года храм использовался османами как мечеть. Адвокаты ассоциации утверждали, что министры не имели права распоряжаться имуществом фондов, а потому их решение должно считаться недействительным. Но Госсовет отклонил иск, после чего истец обратился в Конституционный суд, где ему было также отказано. Спустя 11 лет, в 2016 году, ассоциация вновь обратилась в Госсовет. Высшая судебная инстанция Турции не принимала решение по этому вопросу до тех пор, пока тема неожиданно не стала ключевой спустя четыре года. Госсовет отменил решение Совета министров от 1934 года о присвоении статуса музея и вернул Святой Софии статус мечети.
Аргументы турецкой стороны
Если в вопросе Святой Софии главным аргументом турецкой стороны было то, что храм являлся символом завоевания Константинополя, то в отношении других церквей-музеев решение по Святой Софии стало прецедентом, и отказывать на дальнейшие обращения истцов с теми же требованиями суды просто-напросто не смогут. Тут стоит отметить, что собор Святой Софии стал прецедентом для того, чтобы музей открыли для мусульманского богослужения. Однако для того, чтобы отменить решение Кабинета министров о присвоении статуса музея с формулировкой «власти не имеют права распоряжаться собственностью фонда» стало именно решение Госсовета в ноябре 2019 года по музею Церкви Христа Спасителя в Полях (монастырь Хора). Тогда-то мусульманская общественность стала требовать открытия Святой Софии, потому что ранее власти все время ссылались на решение Госсовета.
В турецких СМИ для аргументации решения по преобразованию христианских святынь в мечети пользуются одобрением экспертного сообщества. Так турецкое агентство Anadolu в поддержку решения руководителя страны изменить статус православного собора Святой Софии в мечеть опубликовала статью, в которой рассказывалось о том, что в европейских странах более 300 объектов османских турок были преобразованы в христианские церкви.
В статье рассказывается о турецком ученом Эмине Йылмазе, который в течение 10 лет занимался сбором информации по бывшим владениям Османском Империи и обнаружил, что в 18 странах бывшей империи 239 объектов были переделаны из мечетей в христианские храмы. Статья была перепечатана десятками турецких новостных изданий.
Впрочем, самый популярный пример, который в Турции приводят в свое оправдание, — это римско-католический собор Мескита, расположенный в андалусском городе Кордова. В Средневековье это сооружение было второй по величине мечетью в мире.
После решения турецкого суда о том, что Святой Софии будет возвращен статус мечети, на эту тему высказался Папа Римский Франциск, заявив, что он «думает о Святой Софии и ему больно».
Турецкая газета Hurriyet опубликовала статью с заголовком «Не больно ли Папе Римскому за Кордову», в которой профессор теологии Али Косе напомнил, что до турок в 13 веке сами католики насильно преобразовали православную церковь Святой Софии в католическую. Другой ученый, историк Эрсин Адыгюзель, в том же интервью рассказал о том, что испанские католики после отвоевания Пиренейского полуострова от маврских эмиратов переделали Кордовскую соборную мечеть, построенную в 8 веке, в церковь. Именно этот эпизод и это строение часто преподносится турецкими специалистами и СМИ в качестве примера аналогичной практики в европейских странах.
Реакция турок на решение о смене статуса Монастыря Хора
Был ли Монастырь Хора таким популярным, и почему именно с него началась эпопея преобразования музеев в мечети? Судя по реакции сторонников Эрдогана, создается впечатление, что это действительно было важно. Однако, часть общества выразила недовольство.
«Слава Богу вместе с Святой Софией цепи разбиваются и для других мечетей. Мечеть Карие избавлена от того, чтобы быть музеем», — пишет Эрдоган Ток, член правящей Партии справедливости и развития.
#AyasofyaiKebirCamiiSerifi ile birlikte zincirler birbir kırılıyor Elhamdülillah
İstanbul Fatih ilçesinde bulunan #KariyeCamii müze deposu olmaktan kurtuldu, aslına rücu etti.
Известный историк Мустафа Армаган обвинил кемалистскую партию в том, что она стала причиной преобразования мечетей в музеи и заявил, что мечеть Карие была спасена.
«Есть много других исторических объектов, которые ожидают спасения, но мы пока не осмеливаемся это сделать», — написал он.
Tek Parti devri
1950 senesinde bitti zannedin siz
Hala bu millete kök söktürüyor
Geçen ay #AyasofyaiKebirCamiiSerifi ni kurtardık paslı pençelerinden
Dün de #KariyeCamii ni
Daha kurtarılacak koskoca bir TARİHimiz var ki ona henüz cesaret edemiyoruz pic.twitter.com/3Z6OSdE54M
Мэр Шанлыурфа Зейнал Абидин Бейзагюль уверен, что все позитивные изменения в Турции начались после преобразования Святой Софии в мечеть.
«И теперь мы наблюдаем как открывается мечеть Карие. Что нас ждет дальше. Нам еще много есть что сказать миру», — заявил он.
Ayasofya Camii’nin müjdesiyle başladı her şey. Minarelerinden okunan ezanlar titretti kalbimizi. Tarihi Kariye Camii açtı kapılarını hemen sonra. Şimdi sırada ne mi var? Dünya’ya söyleyecek yeni sözlerimiz var!
Если в случае Святой Софии мало кто открыто высказывался негативно, то к изменению статуса монастыря в мечеть Карие не все отнеслись однозначно.
Никчемные амбиции во вред искусству
К примеру, известная телеведущая Бану Гювен, комментируя решение властей, уверяет, что мало кто из тех, кто рад новой мечети, знает, где она находится.
«Спросите тех, кто так радуется тому, что Карие становится мечетью, где она, сколькие из них смогут ответить? Сколькие из них побывали там? Мозаика и фрески этой маленькой церкви, название которой Монастырь Хора, посвященный Иисусу, очень ценны как с точки зрения истории религий, так и с точки зрения уникальности красивых и редких произведений искусства», — пишет она.
Kariye «Camii» nerede diye sor, Twitter’da bayram yapan kaç kişi cevap verebilir? Kaç kişi orayı ziyaret etmiştir? Adı Chora manastırından gelen, İsa’ya adanmış bu küçük kilisenin mozaik ve freskleri hem dinler tarihi açısından çok önemlidir, hem de çok güzel, nadir eserlerdir. pic.twitter.com/X7HjUZuw1G
А студентка исторического факультета турецкого университета Мармара Бейза Ирмак посетовала на то, что решение было принято в политических целях.
«Печально осознавать, что из-за никчемных амбиций, мы станем свидетелями медленного исчезновения этого исторического здания, которое пережило много испытаний, и которое с большей вероятностью сохранилось бы лучше в условиях музея», — написала Ирмак.
Birçok badireler atlatmış bir yapının gereksiz bir hırsa dönüşüp, müzeyken korunması daha muhtemel olmasına karşın yavaş yavaş yok oluşuna tanık olma gerçekliği çok üzücü olacaktır.. #Kariye pic.twitter.com/zafjiAOZdN
Что дальше?
30 октября мечеть Хора впервые за 75 лет откроет свои двери для мусульман. В торжественном намазе примет участие лично президент Турции. В день, когда мусульмане впервые за 86 лет молились в Святой Софии, по всей Греции был слышен траурный звон церковных колоколов, а флаги были подняты на полмачты в знак протеста. Это «день траура по всему христианству», сказал архиепископ Иеронимос.
Сотни людей тогда собрались на площади Колокотрони в Афинах с плакатами «Нет неоосманизму» и «Это второй захват Константинополя». Еще один митинг с участием около 150 человек был организован в Салониках, втором по величине городе Греции.
Пока рано судить о том, как потеря музейного статуса повлияет на будущее религиозных и культурных памятников в долгосрочной перспективе. Хочется верить, что уважение к истории и верованиям других людей, а также универсальная ценность культурного наследия будут преобладать независимо от новой религиозной функции зданий.
Оправдает ли себя обращение к религиозному национализму с целью возрождения популярности среди электората — покажет время. Однако решение Реджепа Тайипа Эрдогана и его показательные молитвы в некогда православных святынях, скорее всего, повлекут за собой новый виток напряженности в отношениях не только с соседней Грецией, но и со всем православным миром.