что такое критический разум
Что такое критическое мышление и как его развить
Рассказываем, зачем нужен широкий кругозор и умение задавать вопросы
Критическое мышление — один из ключевых навыков XXI века, позволяющий анализировать информацию, делать выводы и принимать решения на основе проведённого анализа, а также формировать собственное мнение и отстаивать свою позицию.
В современном мире мы окружены информацией, она поступает из разных источников и нуждается в переосмыслении и проверке на достоверность. Благодаря критическому мышлению мы видим нестыковки и противоречия, можем отсеять неточные данные и отделить факты от их интерпретации.
Зачем нужно критическое мышление
Учёба
Критическое мышление помогает при выборе источников, на которые мы опираемся во время обучения, учит видеть причинно-следственные связи, обобщать и структурировать информацию, аргументировать свою позицию и видеть слабые места в позиции других. Критическое мышление важно при изучении предметов, в которых необходимо уметь рассуждать, так как единственно правильного ответа на вопрос не существует: истории, философии, политологии, обществознании. Чем выше уровень критического мышления, тем проще даётся освоение школьной программы и программы вуза.
Работа
Сегодня специалисты в любой сфере должны уметь не только хорошо выполнять рутинные действия, но и принимать нестандартные решения, находить новые пути и подходы к решению проблем. Высоко ценятся люди, умеющие грамотно вести дискуссию и доказывать свою точку зрения. Критическое мышление помогает оценивать рабочие задачи с разных сторон и помогает избежать ошибок, связанных с неточностью или недостаточностью информации.
Повседневная жизнь
Человеку каждый день приходится самостоятельно принимать решения, порой на основе неполной или недостоверной информации. Эти решения касаются не только учёбы или работы, но и здоровья, быта, личных отношений. Критическое мышление позволяет выбрать оптимальный вариант действий, избежать серьёзных ошибок или быстро найти способ их исправления.
Как развивать критическое мышление
Пополняйте копилку знаний
Критически мыслить невозможно без достаточного количества знаний об окружающем нас мире. Чем больше знаний — тем проще сравнивать и анализировать. Прежде чем критически оценивать проблему, её необходимо рассмотреть со всех сторон, увидеть ситуацию в контексте других событий, проследить за её развитием во времени.
Постоянно пополняйте знания в самых разных областях:
Учитесь задавать вопросы
Любопытство и жажда познания — основа критического мышления, а чтобы удовлетворить эту жажду, необходимо уметь правильно формулировать вопросы. Тренируйтесь задавать вопросы на самые разные темы. Например, поставьте себе задачу придумать пятьдесят вопросов о любимом фильме, книге, картине, явлении или событии окружающего мира, предмете или конкретной теме школьной программы. При изучении любого вопроса интересуйтесь всеми аспектами, рассматривайте проблему с разных сторон и уточняйте детали, задавая вопросы.
Читайте и анализируйте тексты
Критическое мышление развивается благодаря постоянному анализу информации из книг и интернета. Разбирайте каждый прочитанный текст, например, по такой схеме:
Анализируя текст, обязательно формулируйте собственное отношение к проблеме, выстроенное на фактах, аргументах и логических рассуждениях.
Обращайтесь к альтернативным источникам информации
Критическое мышление обязательно предполагает знакомство с разными, иногда противоположными мнениями о проблеме. Изучая вопрос, обращайтесь к разным источникам, сопоставляйте полученную информацию, оценивайте её на логичность, полноту, достоверность, выявляйте несоответствия. Достоверная информация — та, что получена из проверенных официальных источников и подтверждена конкретными фактами. Статьи в интернете обязательно должны содержать ссылку на первоисточник.
Придумывайте варианты
Мыслить критически — это значит видеть разные варианты развития ситуации в зависимости от тех или иных факторов и уметь вычленять из этих вариантов самый оптимальный, удобный и эффективный.
Анализируйте ошибки
Мы верим: не ошибается тот, кто ничего не делает. Ошибка — это не повод для самоуничижения, а способ разобраться, как поступить в следующий раз умнее, лучше и эффективнее. Конструктивно подходите к разбору каждой ошибки: найдите её, оцените причины, которые к ней привели, придумайте варианты, как её можно было избежать.
Специальные упражнения и методики
Шахматы
Игра в шахматы развивает логическое мышление, учит видеть причинно-следственные связи и прогнозировать развитие событий. Полезно не только играть в шахматы, но и решать шахматные задачи.
Ребусы, головоломки и логические игры
Решение ребусов и головоломок развивает внимание и логику, улучшает скорость мышления, учит замечать мелкие детали, отделять главное от второстепенного. Подойдёт самое доступное — судоку, кубик Рубика и пятнашки.
Настольные игры, развивающие логику и воображение
Методики развития нестандартного мышления
Что запомнить:
также встречается определение — латеральное мышление
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Российское гуманистическое общество
www.humanism.ru
Главное меню
Поиск по сайту
Что такое критический разум?
Что такое критический разум?
Термин критический разум (critical intellegence) лучше всего обозначает то, что я стремлюсь выразить. Он предполагает, что в совершенствовании знания используются одновременно как разум, так и опыт. Этот термин приложим не только к научно-технической области познания, но также к обычной жизни и нормативным сферам, таким как этика и политика. Он также включает в себя здравый смысл и практическую мудрость. Более того, скептицизм является внутренним аспектом критического интеллекта.
К счастью, способность критического разума глубоко укоренена в человеческой природе. Это главный инструмент, позволяющий человечеству приспосабливаться и сохраняться в процессе эволюции. Развитие критического разума должно быть существенной целью человеческого существования, а его наличие — главным признаком образованной личности. К сожалению, он часто бездействует у тех, кто стремится подавить свое сознание или заглушить свои сенсорные дары. Люди больше чем разумные существа, они наделены эмоциями и влечениями, соперничающими между собой за власть над человеческой душой и часто помогающими добиваться совершенства. Некоторые люди настолько подавлены привычками и обычаями, что не в состоянии использовать критическое мышление в своей личной и общественной жизни. Критическое мышление часто оказывается скорее возможностью, чем действительностью. Тем не менее, каждая личность должна стараться им пользоваться хоть в какой-то степени.
Христианская доктрина считает стремление человека к знанию следствием грехопадения. Поддавшись искушениям со стороны Евы, Адам съел плод с древа познания добра и зла, за что Бог изгнал человека из рая. Напротив, для гуманиста два главных греха: (1) легковерие и невежество и (2) трусость и малодушие. Это и есть настоящие недостатки человеческой природы. Легковерие и невежество являются источником живучести многих бессмысленностей религии, идеологии, морали и политики. Легковерные искушаются соблазном чудесных вещей. Излечить от этой детской доверчивости можно только культивированием критического интеллекта, способного объяснить и оценить истинность суждений и достичь знания.
Критический интеллект соответствует способности или предрасположенности разума к методу, отношению или подходу, который может быть использован для понимания, различения и оценки ситуаций и разрешения проблем. Применение критического интеллекта может быть осложнено препятствиями, которые перед нами возводят природа, другие люди или мы сами. Иногда он используется эффективно, иногда бездействует.
Что мы понимаем под умом? Всегда ли он соответствует так называемому IQ, «коэффициенту интеллектуальности»? Результаты измерения коэффициента интеллектуальности у разных групп людей имеют большую статистику и соотносимы. Можно ли считать мерой ума человека то, как он выполняет формальный тест или насколько хорошо он информирован? Можно ли с его помощью определить вербальную способность, математическое умение или то, насколько хорошо человек способен решать проблемы — абстрактные, визуальные или практические?
Сила интеллекта в его использовании. По оценкам психологов, почти 80% интеллекта человек наследует и только 20% приобретает. Интеллект может находиться в сонном или заторможенном состоянии, быть подавленным или расточаться, или, напротив, он может быть активизирован у высокомотивированной личности. Я употребляю прилагательное критический. Оно избирательно по своему значению. Слово критический относится к исследованию и аналитическому применению разума к проблеме или гипотезе. Критический ум позволяет определять степень доказательности и оценивать идеи, стремится установить взаимосвязи и делать выводы. Он может быть могущественным инструментом, подобно острому ножу позволяя нам проникать в сердцевину вопроса, возмещать и исправлять недостатки, открывать новые истины и избавляться от прежних заблуждений.
Человек может обладать интеллектом, лишенным критического компонента. Такой ум рассеивается на мелочи и не схватывает суть. Критический элемент позволяет сосредоточивать усилия на существенном при разрешении сложных интеллектуальных и практических вопросов. Аристотель перечислил в «Никомаховой этике» пять интеллектуальных добродетелей: философскую мудрость, интуицию, способность к научным занятиям, искусство и практическую мудрость. Он также отметил, что человек может овладеть одной или более из этих добродетелей, но быть лишенным других. Истина в том, что существует намного больше интеллектуальных качеств, а человек может обладать несколькими из них, но не всеми одновременно.
Что такое критический разум?
Термин критический разум (critical intellegence) лучше всего обозначает то, что я стремлюсь выразить. Он предполагает, что в совершенствовании знания используются одновременно как разум, так и опыт. Этот термин приложим не только к научно-технической области познания, но также к обычной жизни и нормативным сферам, таким как этика и политика. Он
1 Цит. по: An Anthology of Atheism and Rationalism, ed. Gordon Stein (Buffalo: Prometheus Book, 1980), pp. 313-315.
также включает в себя здравый смысл и практическую мудрость. Более того, скептицизм является внутренним аспектом критического интеллекта.
К счастью, способность критического разума глубоко укоренена в человеческой природе. Это главный инструмент, позволяющий человечеству приспосабливаться и сохраняться в процессе эволюции. Развитие критического разума должно быть существенной целью человеческого существования, а его наличие — главным признаком образованной личности. К сожалению, он часто бездействует у тех, кто стремится подавить свое сознание или заглушить свои сенсорные дары. Люди больше чем разумные существа, они наделены эмоциями и влечениями, соперничающими между собой за власть над человеческой душой и часто помогающими добиваться совершенства. Некоторые люди настолько подавлены привычками и обычаями, что не в состоянии использовать критическое мышление в своей личной и общественной жизни. Критическое мышление часто оказывается скорее возможностью, чем действительностью. Тем не менее, каждая личность должна стараться им пользоваться хоть в какой-то степени.
Христианская доктрина считает стремление человека к знанию следствием грехопадения. Поддавшись искушениям со стороны Евы, Адам съел плод с древа познания добра и зла, за что Бог изгнал человека из рая. Напротив, для гуманиста два главных греха: (1) легковерие и невежество и (2) трусость и малодушие. Это и есть настоящие недостатки человеческой природы. Легковерие и невежество являются источником живучести многих бессмысленностей религии, идеологии, морали и политики. Легковерные искушаются соблазном чудесных вещей. Излечить от этой детской доверчивости можно только культивированием критического интеллекта, способного объяснить и оценить истинность суждений и достичь знания.
Критический интеллект соответствует способности или предрасположенности разума к методу, отношению или подходу, который может быть использован для понимания, различения и оценки ситуаций и разрешения проблем. Применение критического интеллекта может быть осложнено препятствиями, которые перед нами возводят природа, другие
люди или мы сами. Иногда он используется эффективно, иногда бездействует.
Что мы понимаем под умом! Всегда ли он соответствует так называемому IQ, «коэффициенту интеллектуальности»? Результаты измерения коэффициента интеллектуальности у разных групп людей имеют большую статистику и соотносимы. Можно ли считать мерой ума человека то, как он выполняет формальный тест или насколько хорошо он информирован? Можно ли с его помощью определить вербалыгую способность, математическое умение или то, насколько хорошо человек способен решать проблемы — абстрактные, визуальные или практические?
Сила интеллекта в его использовании. По оценкам психологов, почти 80% интеллекта человек наследует и только 20% приобретает. Интеллект может находиться в сонном или заторможенном состоянии, быть подавленным или расточаться, или, напротив, он может быть активизирован у высокомотивированной личности. Я употребляю прилагательное критический. Оно избирательно по своему значению. Слово критический относится к исследованию и аналитическому применению разума к проблеме или гипотезе. Критический ум позволяет определять степень доказательности и оценивать идеи, стремится установить взаимосвязи и делать выводы. Он может быть могущественным инструментом, подобно острому ножу позволяя нам проникать в сердцевину вопроса, возмещать и исправлять недостатки, открывать новые истины и избавляться от прежних заблуждений.
Человек может обладать интеллектом, лишенным критического компонента. Такой ум рассеивается на мелочи и не схватывает суть. Критический элемент позволяет сосредоточивать усилия на существенном при разрешении сложных интеллектуальных и практических вопросов. Аристотель перечислил в «Никомаховой этике» пять интеллектуальных добродетелей: философскую мудрость, интуицию, способность к научным занятиям, искусство и практическую мудрость. Он также отметил, что человек может овладеть одной или более из этих добродетелей, но быть лишенным других. Истина в том, что существует намного больше интеллектуальных качеств, а человек может обладать несколькими из них, но не всеми одновременно.
Как критическое мышление помогает противостоять манипуляциям
Что происходит
Два главных тренда будущего — усложнение и ускорение изменений. Мировые экономики достигли уровня, при котором невозможно развиваться без внедрения новых технологий. Согласно опросу Tech Pro Research, 70% крупных компаний разрабатывают или уже имеют стратегию цифровизации.
Исследователи Оксфордского университета считают, что половину рутинных задач автоматизируют через 15–20 лет. Результаты глобального исследования технологий, рабочих мест и навыков, проведенного PwC, подтверждают этот прогноз. Более 53% специалистов уверены, что их работа устареет или сильно поменяется за следующие десять лет, 77% работников придется переучиваться или менять профессию. Если людей выгоднее заменить искусственным интеллектом, это обязательно сделают.
Согласно отчету Fujitsu от 2018 года, 68% предпринимателей по всему миру видят будущее бизнеса как совместную работу людей и роботов. В этой работе человеку останутся интеллектуальные задачи — работа разума, рассуждение и аналитика. Справиться с такой работой и адаптироваться к неопределенному будущему помогает критическое мышление.
Виктор Мутьев, кандидат педагогических наук, доцент кафедры медиалогии и литературы, начальник отдела научных и творческих программ СПбГИК:
«Критическое мышление может работать на уровне осведомленности, на уровне аналитических навыков и профессиональном уровне. Последовательное освоение этих уровней помогает рационализации восприятия, делает окружающую действительность не лучше, но чуть понятнее, а предсказуемость — залог психологического комфорта. Критическое мышление не поможет избежать рисков, но поможет их идентифицировать».
Что такое критическое мышление
Критическое мышление — способность сомневаться во входящей информации и своих убеждениях, мыслить ясно и рационально, искать логическую связь между фактами и формулировать сильные аргументы. Основа критического мышления — умение рассуждать. Люди, мыслящие критически, задают вопросы, ставят под сомнение идеи и высказывания, а не принимают их за истину.
Проверьте свое критическое мышление, решив задачу:
Некоторые считают, что соискатели должны прикладывать фотографию к своему резюме. Такой подход критикуют за то, что более привлекательным людям якобы проще получить работу. Одно исследование показало, что это не так, — работодатели, наоборот, считают красивых женщин глупее. Автор исследования полагает, что такое отношение связано с «гипотезой глупой блондинки», и рекомендует компаниям применять подход бельгийского государственного сектора — проверять резюме без имени, пола и фотографии. Так можно выбрать подходящего кандидата исходя из его опыта и навыков.
Правдиво ли утверждение, что подход анонимного отбора кандидатов помог устранить дискриминацию в бельгийском государственном секторе?
Правильный ответ смотрите в конце материала.
Современный информационный поток — бесконечная лента сообщений, в которой смешаны новости, реклама, полезный контент, пропаганда. Если верить всему, что пишут и говорят, вас могут обмануть. Например, в новостях пишут, что, по данным анонимного источника, акции такой-то компании скоро упадут в цене. Если новость окажется недостоверной, а вы продадите акции, — потеряете деньги. Вся информация не может быть правдивой. Критическое мышление помогает распознавать ложь, разделять факты и мнения.
Технологии усложняют ситуацию. Алгоритмы и персонализация контента помещают нас в информационные пузыри. Это состояние, в котором пользователь видит только тот контент, который ему нравится.
Алгоритмы соцсетей, поисковых систем и приложений анализируют предпочтения, историю запросов, местоположение и другие данные пользователей. Вокруг нас появляется пузырь контента, который не противоречит нашей точке зрения. Так мы попадаем в интеллектуальную изоляцию.
Так, журналисты канадской газеты Toronto Star летом 2018 года проверили 1,3 млн слов, публично сказанных и написанных Дональдом Трампом за первые полтора года его президентства. Сотрудники газеты обнаружили 1972 ложных утверждения и 68 928 неправдивых слов. В 2017 году Дональд Трамп выдавал в среднем по три ложных утверждения в день. Такие утверждения помогают политикам получить голоса избирателей, но выбор народа будет неосознанным и необоснованным. Если избирателей что-то не устроит, с последствиями выбора придется разбираться им самим.
Как развить критическое мышление
Научиться критическому мышлению сразу не получится. Это как изучение иностранного языка — сначала все кажется сложным и непонятным, но, когда понимаешь логику, становится проще.
Виктор Мутьев:
«Чтобы выучить иностранный язык, нас максимально погружают в языковую среду. Например, с играми освоение языка кажется увлекательным приключением, а не тяжким трудом. С методиками критического мышления более выигрышная ситуация — мы уже погружены в среду, в которой крайне важно их применять. Остается сделать второй шаг — придумать собственный алгоритм развития навыков критического мышления. Это могут быть микроисследования с поиском первоисточников или игры на поиск большего числа эвфемизмов в политических текстах и жаргонизмов в новостных телепередачах. Ваша задача — брать один аспект или прием критического мышления и работать с ним в разных контекстах, пытаясь понять все его возможности».
Чтобы развить критическое мышление, отрабатывайте навык на конкретных кейсах. Поставьте под сомнения тезисы и аргументы этой статьи, проверьте ссылки на исследования или компетентность экспертов. Затем научитесь работать с инструментами критического мышления:
Елена Плехова, эксперт по развитию критического мышления, тренер неформального образования «АРТа»:
«Работая с информацией, ползайте по тексту на животе — дотошно вчитывайтесь, вслушивайтесь, ищите логические несоответствия, учитесь распознавать манипуляции».
Чек-лист критического мышления
Чтобы отличить правдивое и важное от «белого шума», к информации нужно подходить критически. «5W+H» — базовая методика проверки новых данных. Это система вопросов, с помощью которых следует проверять всю входящую информацию. Ответы помогут понять, насколько можно доверять источнику и какие решения стоит принимать на основе этих данных
Каковы
Когда
Почему
Подробнее о методике «5W+H» и тренировке критического мышления — в подкасте РБК Трендов «Списать не получится»:
Когнитивные искажения
Когнитивные искажения — это подсознательные шаблоны мышления, в основе которых лежат ошибочные рассуждения. Такие рассуждения мешают нам принимать взвешенные рациональные решения. Например, под влиянием когнитивного искажения мы можем выбрать новый смартфон, опираясь на свои воспоминания о презентации и рекламном ролике, а не объективные технические характеристики. Когнитивные искажения — это аргументативные ошибки нашей «внутренней речи».
Виктор Горбатов, философ, преподаватель Свободного университета:
«Мало знать список когнитивных искажений и аргументативных ошибок, чтобы противостоять им. Необходимы правильные поведенческие установки — интеллектуальная открытость и осознанность. При этом существует G.I. Joe эффект — своеобразное метакогнитивное искажение, склонность считать себя более защищенным от искажений просто в силу теоретического знакомства с ними. Увы, это иллюзия. Нужно больше работать с когнитивными искажениями, вырабатывать привычку. Другого пути нет».
Пример. Если вы давно думаете сменить работу, то охотнее будете обращать внимание на некомпетентность коллег и недостатки компании. Хотя в действительности показатели эффективности могут быть выше, а клиенты — довольнее.
Пример. Вечером с горячей чашкой чая вы чувствуете себя спокойно, уютно и тепло. Такое настроение само по себе может вызвать воспоминания о семейных праздниках и вечерах с лучшими друзьями.
Пример. Некоторые родители запрещают делать прививки своим детям. Они предпочитают риск осложнения в случае болезни (бездействие — не делать прививку) риску осложнения прививки (действие — привить ребенка). При этом риск заболеть намного выше риска получить осложнения от прививки.
Пример. Иллюзию частотности используют маркетологи, чтобы привлечь внимание покупателей к продуктам компании. Логотипы бренда, видеоролики, реклама в соцсетях, коллаборации с популярными блогерами заставляют нас подсознательно думать о торговом предложении, чтобы в конечном итоге на него согласиться.
Пример. Плутарх писал, что древнеримский политик Катон Старший заканчивал каждую свою публичную речь словами «Карфаген должен быть разрушен», даже если дебаты касались совершенно другого вопроса. Его настойчивость помогла убедить остальных сенаторов начать войну при первой возможности — и Карфаген был разрушен. Это когнитивное искажение часто используют и сегодня — в пропаганде и СМИ.
Ошибки аргументации
Ошибки аргументации — это ошибки в логических рассуждениях. Аргументы с ошибками кажутся убедительными, но их нельзя считать верными. Если доверять оппоненту, который использует уловки аргументации, вам могут навязать чужое мнение, обмануть или манипулировать вами. Например, в обсуждении собеседник может привести метафору, чтобы объяснить свою позицию, но применить сделанные в контексте метафоры выводы к первоначальной проблеме.
Виктор Горбатов:
«Ошибки аргументации и когнитивные искажения имеют много общего. Я бы даже сказал, что это две стороны одной медали, хотя между специалистами нет единодушия на этот счет. Например, Канеман и Тверски считают, что когнитивные искажения — это чаще всего результат работы быстрых и неосознаваемых эвристик. Это по-своему рациональные, но слишком упрощенные когнитивные процессы. В их основе лежат ошибочные рассуждения. Например, поспешное обобщение, или post hoc ergo propter hoc («После этого — значит, по причине этого». — РБК Тренды). Можно сказать, что когнитивные искажения — это аргументативные ошибки в нашем «внутреннем диалоге». Они происходят, когда мы выносим суждения с помощью «быстрой системы».
С другой стороны, уловки аргументации по отношению к другим людям существенным образом основаны на когнитивных искажениях этих людей.
Модель вероятности сознательной обработки информации (elaboration likelihood model) описывает два пути обработки сообщения. Первый, центральный, путь — сознательный анализ информации, который требует значительных когнитивных усилий. Второй путь — обработка информации с помощью периферийных подсказок, например некритическое восприятие экспертного мнения, или следование эффекту массовости. Это очень похоже на «две системы» Канемана, только не для внутреннего пользования, а для внешнего — при общении с другими людьми.
Для противостояния уловкам можно использовать три вопроса Блэра и Джонсона о соответствии критериям хорошего аргумента (RAS: Relevant+Acceptable+Sufficient):
Почему важно проверять информацию
По прогнозу Всемирного экономического форума, критическое мышление входит в десятку самых важных и востребованных навыков к 2025 году. Чтобы решать сложные этические, экономические и экологические проблемы в будущем, нужно учиться работать с информацией и собственным мышлением уже сейчас.
«Проверять информацию важно, чтобы не находиться в заблуждении и не распространять его дальше. Заблуждения могут наносить реальный вред: сеять панику, подрывать доверие, провоцировать беспорядки. Конечно, никто не сможет заставить человека, который осознанно принимает заблуждение, проверять информацию. Это личный выбор каждого. Важно при этом понимать, что ты можешь стать источником фейков и манипуляций. Жить в заблуждении — одна ответственность, а становиться их источником — совсем другая».
При этом критическое мышление не панацея. Не универсальное средство борьбы против фейковых новостей, дезинформации и ошибок аргументации. Критическое мышление создает основу для рефлексии, которая поможет справиться с неопределенностью в будущем.
Правильный ответ на задачку: в тексте нет информации об эффективности бельгийского подхода, поэтому мы не можем сказать наверняка. Нам нужно больше информации, чтобы сделать вывод.