что является основным принципом обучения на уроке биологии в условиях введения фгос
Доклад «Современный урок биологии в соответствии с требованиями ФГОС »
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кудеихинская средняя общеобразовательная школа
« Современный урок биологии в соответствии с требованиями ФГОС »
Докладчик: Селиверстова Зоя Николаевна,
учитель биологии и химии.
Происходящие сегодня в нашей стране социокультурные изменения неопровержимо показывают, что существующее образование не удовлетворяет актуальным запросам общества. Оно не в полной мере готовит молодое поколение к успешной, качественной жизни. Дело в том, что школа пока не готова предоставить ученику образование соответствующее динамичным изменениям в обществе, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий.
Современность диктует новые требования как к человеку, так и к образованию. Лозунг «Образование на всю жизнь» остался в прошлом.
Для этого образование должно выйти за пределы решения стандартных, типовых задач, где уже заранее известны ответы на все вопросы.
Сегодня основным фактором, преобразующим нашу жизнь является информация. Темпы получения, накопления и передачи информации обеспечены развитием и широким внедрением во все сферы жизни информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Поэтому образование в течение всей жизни приобретает ключевое значение.
Стираются традиционные различия между общим и пофессиональным образованием. Это тоже одно из требований информационного общества.
По данным ЮНЕСКО, уже сегодня в России ежегодно получают новые знания 20% взрослого населения (в Европе – 48%). Понятно, что основа такого «образовательного поведения» может быть заложена только в школе.
Именно это «образовательное поведение» лежит в основе социальных запросов, отраженных в ФГОСах второго поколения. Они определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Из задач, которые общество ставит перед школой, вытекают требования к современному уроку.
Эти требования можно разделить на 4 группы:
Вот характеристика каждой группы требований :
1. Воспитательные требования к уроку :
— формирование научного мировоззрения, любви к родине, высших
моральных качеств, трудолюбия;
— формирование эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения
с жизнью;
— формирование активного отношения к жизни;
— формирование высокой гражданственности.
3. Психологические требования к уроку :
— учитель должен всесторонне изучать и учитывать на уроке психологические особенности каждого ученика: его мышления, памяти, узнавания, припоминания, заучивания, воспроизведения, внимания, воображения, воли;
— психологическое состояние учителя и учащихся влияет на результаты урока, поэтому учитель должен отличаться самообладанием и самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное состояние на уроке;
— на результаты урока влияет отношение учащихся к знаниям, учениям.
Оно зависит от мотивов учения и других факторов, поэтому учитель должен уметь руководить мотивами, поддерживать положительные мотивы, формировать интерес и потребности к знаниям, создавать чувство радости, познания, удовлетворения успехами в работе;
— все требования должны быть разумными, проверенными, доступными для школьника, они должны быть уверены, что эти требования диктуются необходимостью;
— учитель контролирует точность, тщательность и своевременное выполнение учащимися каждого требования, все это должно сочетаться с педагогическим тактом и уважением к детям.
4. Гигиенические требования к уроку :
— соблюдение температурного режима, норм освещения;
— учитель должен следить, чтобы дети не переутомлялись ни физически, ни умственно; не должно быть однообразия в учебной работе, должно быть чередование слушания с практическими работами.
Таковы общие требования к современному уроку.
Для построения урока в рамках ФГОС 2 поколения важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно (адекватно цели урока ) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Учитель и ученик – это единое целое, учимся вместе, помогаем друг другу, роль учителя – направлять, контролировать.
Методическая разработка «Технологии обучения на уроках биологии в условиях реализации ФГОС общего образования»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Технологии обучения на уроках биологии
в условиях реализации ФГОС общего образования»
Авторы: Кузьмина Татьяна Владимировна,
учитель биологии МАОУ «МСОШ №16»,
Миасский городской округ
1.Технология деятельностного подхода…………………………………………5
2.Технология проблемного обучения……………………………………….. …6
4.Технология личностно-ориентированного обучения……………………….8
5.Технология развития критического мышления………………………………8
7.Технология интегрированного обучения……………………………………10
«Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю – я понимаю».
Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию, заставляет с иных позиций оценивать его эффективность. Нарастает неудовлетворенность общества образовательными результатами, полученными в процессе школьного образования. В связи с этим назрела необходимость создания Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
В чем особенность нового стандарта?
Характерной чертой нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Ученик сам открывает знания через содержание учебно-методического комплекса, его способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, означает умение учиться, это универсальные учебные действия. Формировать и развивать универсальные учебные действия – значит:научить выполнять учебные задания, построенные на способе действия, мышления, коммуникации, на основе образца;передать сам способ выполнения метапредметного действия;научить встраивать данный способ в учебную деятельность и при необходимости развивать его.
Претерпевает изменения и преподавание предметов в школе. В профессиональной деятельности думающего, увлеченного педагога-новатора, меняется многое. Сегодня требуется педагог, способный овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, достижение планируемых результатов, мотивированный на непрерывное профессиональное совершенствование, инновационное поведение.[6]
Современный учитель должен идти в ногу со временем, не отставать от вводимых новых технологий. Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. [3]
Чему учить сегодняшних школьников? Какую сумму знаний в них вложить, чтобы им хватило на всю оставшуюся жизнь? Мы не сможем ответить на эти вопросы. Единственное, чем мы здесь и сейчас можем помочь нашим детям – это научить их самостоятельно добывать необходимые знания, оценивать ситуацию, выявлять проблемы и находить адекватные пути их решения, самосовершенствоваться. Поэтому главным умением XXI века становится умение учиться. Именно такие требования к обучающимся предъявляют Федеральные государственные образовательныестандарты второго поколения.
Мы в своей работе предлагаем различные технологии обучения биологии, которые используем в своей работе. Ведь развитие качеств личности человека зависят от разнообразия видов деятельности.Разнообразные технологии способствуют повышению интереса учащихся к предмету биология, что отражается на качестве успеваемости. У обучающихся развиваются познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные учебные действия. Эти универсальные учебные действия, являющиеся основой образовательного и воспитательного процесса,пригодятся не только в учебной деятельности, но и в дальнейшей жизни. Поэтому мы предлагаем данные технологии для использования учителям в своей практике.
Современный урок биологии в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Современный урок биологии в условиях реализации ФГОС
Автор: Панченко Наталья Алексеевна
Сравнительный анализ уроков по ФГОС и традиционным уроком……………………………………………………стр.3-4
Структура и типы уроков………………………………….стр.5-6
Основные требования к современному уроку биологии в условиях ФГОС……………………………………………………….стр.7-8
6.Краткое описание методических приемов из личного опыта работы………………………………………………………стр.8-12
8. Список использованной литературы…………………….стр.13
« Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
показатель его кругозора, эрудиции»
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный урок –урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам, личности ребенка, его родителей, общества, государства.
Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой культуры. Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке.
Поэтому, сегодня все более актуальным в учебном процессе становится использование приемов и методов, которые формируют у обучающих умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Развитие УУД на уроках биологии возможно через содержание предмета, организацию самостоятельной работы и использование различных организационных форм. Для формирования УУД можно предложить следующие варианты заданий, которые могут использоваться на различных этапах урока, в том числе включаться в контрольные материалы: дидактические карточки, проверочные, контрольные и диагностические работы.
Сравнительный анализ уроков по ФГОС и традиционным уроком.
Давайте рассмотрим урок с позиции требований стандарта второго поколения в сравнении с традиционным уроком. В чём отличие дидактических требований к этим урокам? Что изменяется при подготовке и проведении этих уроков в деятельности учителя и учащихся?
При подробном анализе этих уроков становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. Организация деятельности учеников на уроке происходит через: постановку цели деятельности; планирование своих действий по реализации поставленной цели; саму деятельность, рефлексию полученных результатов. Сегодня учитель на уроке не является основным источником знаний, он теперь организатор учебной деятельности, главная цель которого обеспечить индивидуальную траекторию развития каждого ученика. В лексиконе учителя теперь постоянно звучат формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте. Поэтому при такой организации учебного процесса приоритетными становятся групповая и индивидуальная формы работы.
Разрабатывая урок по ФГОС, учитель должен придерживаться некоторых правил. Во-первых, конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в учебной программе. Отобрать учебный материал. Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока. Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников. Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап. Продумать форму подведения итогов урока. Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
Поэтому структура уроков по ФГОС примерно может выглядеть так:
I. Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания.
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
8) Рефлексия (подведение итогов занятия).
3. Структура и типы уроков.
II. Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания.
6) Первичное закрепление.
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
9) Рефлексия (подведение итогов занятия).
Первостепенными в диагностике (тестовые контрольно-измерительные материалы) становятся теперь вместо репродуктивных заданий (на воспроизведение информации) продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
Характеристика деятельности педагога, работающего по ФГОС
Учитель пользуется жестко структурным конспектом урока.
Учитель пользуется сценарным планом урока.
Основные этапы урока
Объяснение и закрепление учебного материала.
Большое количество времени занимает речь учителя.
Самостоятельная деятельность обучающихся.
Главная цель учителя на уроке
Успеть выполнить все, что запланировано
Организовать деятельность детей:
по поиску и обработке информации;
обобщению способов действия;
постановке учебной задачи;
Формулировка заданий для обучающихся
Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите и т.д.
Формулировки: проанализируйте, докажите, выразите символом, создайте схему или модель, измените, придумайте.
Преимущественно групповая и /или индивидуальная
Взаимодействие с родителями обучающихся
Родители не включены в образовательный процесс.
Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе.
Выставки работ обучающихся.
Дети изготавливают учебный материал, проводят презентации.
нет портфолио обучающегося;
основная оценка- оценка учителя;
важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ
не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные;
ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки;
Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения;
Исходя из выше сказанного можно выделить следующие основные требования к современному уроку биологии по ФГОС.
5.ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС
Ученик должен удерживать цель в течение всего урока.
В ходе самооценки ученик должен чётко знать, за что ставится «5», за что «4», за что «3» и «2».
Обязательный тип заданий на каждом уроке – исследовательская деятельность ребёнка (маркировка, группировка, подведение под понятие и т.д.).
На каждом уроке должны применяться информационно – коммуникационные технологии: как инструмент деятельности учителя, как инструмент формирования УУД, как источник информации.
Большая часть урока должна отводиться самостоятельной работе учащихся. Но для её выполнения учитель должен грамотно сконструировать урок. Для успешной самостоятельной работы учитель обязан дать подробную инструкцию, задать пошаговый алгоритм в виде опорного конспекта, показать образец решения, несколько раз повторить, т. е обеспечить ребёнку усвоение. А затем учитель выступает лишь в роли консультанта, освобождает место ученику для приобретения его собственного опыта. У хорошего учителя должен быть лёгкий шумок на уроке.
На каждом этапе должна повторятся тема урока и возвращение к её цели.
На каждом уроке должна быть самооценка и рефлексия. Ученик сам заполняет лист самооценки и если он её завышает, а тест показал обратное, то это предмет для разговора.
6. Краткое описание методических приемов из личного опыта работы.
Учителем биологии в нашей школе я работаю 22 года. В 2012-2013 уч. году мы начали изучение биологии и экологии по новым ФГОС второго поколения, в основе которого лежит формирование УУД.
Главной и значимой целью современного российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формировать пути её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться.
Мне хотелось бы привести примеры методических приемов при проведении комбинированного урока биологии и экологии.
«ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВХОЖДЕНИЕ В УРОК»
Например, на уроках биологии и экологии в 5-7 классах я начинаю урок с шуточного стихотворения:
Громко прозвенел звонок-
Наши ушки на макушке.
Глазки хорошо открыты.
Ни минутки не теряем.
Преподаватель начинает урок с высказывания выдающегося человека (людей), относящегося к теме урока.
Например: на доске цитата «Отыщи всему начало, и ты многое поймешь» Козьма Прутков
2.Постановка целей урока, мотивация учебной деятельности
Например, по биологии в 6 классе при проведении темы урока «Видоизменения побегов»
Я выношу черный ящик и задаю вопрос классу: Что же у меня в черном ящике?
Чтобы ответить на вопрос, я загадываю загадки.
Я вырос на грядке, характер мой гадкий:
Куда ни приду, всех до слез доведу. (лук)
Неказиста, шишковата, а придет на стол она,
Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (картофель)
А в ней – кладовочка». (корневище)
Ответить на мой вопрос : «Каковы же тема и цель нашего урока?» помогают ребятам первые буквы отгадок к загадкам.
3.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УУД В НАЧАЛЕ УРОКА ИЛИ В ПРОЦЕССЕ ЕГО ПО МЕРЕ НЕОБХОДИМОСТИ
«ОБСУЖДЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ»
Преподаватель вместе с учащимися обсуждает вопрос: насколько качественно выполнено домашнее задание.
При изучении темы «Половое размножение» в 9-10 классах провожу проверку знаний предыдущей темы в форме игры.
Оборудование для игры: черный ящик, а в нем клубень картофеля, плодовое тело гриба, дрожжи, луковица, папоротник, скелет морской звезды, цветковое растение (например герань, бальзамин)
Используя полученные знания на уроке, объясните, каким способом размножаются организмы, находящиеся в черном ящике.
Из ящика учащиеся по одному достают: клубень картофеля, плодовое тело гриба, дрожжи, луковица, папоротник, скелет морской звезды, цветковое растение (например герань, бальзамин).
В каждом отдельном случае начинают объяснение со слов «Я знаю, что ….». (например: «Я знаю, что в плодовом теле гриба образуются многочисленные споры, при помощи которых он размножается. Такой способ размножения, называется, спорообразованием».
4.«ОТКРЫТИЕ» НОВОГО ЗНАНИЯ
ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ НОВОГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА (ПРАВИЛ, ПОНЯТИЙ, АЛГОРИТМОВ…)
Приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока. Формирует: умение анализировать; умение выделять и формулировать противоречие. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
Пример: тема в 5 классе по биологии «Лишайники».
Чтобы привлечь внимание к новой теме я начинаю рассказ о том, как в библии рассказывается о народе, который много дней брел по пустыне, по колено утопая в песке. Все припасы были съедены. Многие падали от изнеможения и истощения на раскаленный песок. Утром, когда солнце стало накалять песок, неожиданно поднялся ветер. И они увидели, как по песку, подгоняемые ветром, катятся серые комочки. Сильный порыв ветра поднял их кверху, и казалось, что они падали с неба.
«Манна, манна! С небес падает манна!» Все, кто мог, бросились собирать комочки, жадно их стали есть. Насытившись обрели силу и закончили свой трудный путь.
Только в 1772г. русский ботаник П.С.Паллас доказал, что манна – это лишайник, перекатываемый ветром по пустыне. Он съедобен. Стали обращать внимание на эти организмы и в конце 18-начале 19 веков. Возникла наука «лихенология», а в 1860 году возник термин «лишайники». Наука сравнительно молодая, хотя лишайники появились на Земле более 100млн лет назад.
5.ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ И РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
Группы получают одно и то же задание. В зависимости от типа задания результат работы группы может быть или представлен на проверку преподавателю, или спикер одной из групп раскрывает результаты работы, а другие учащиеся его дополняют или опровергают.
Водное млекопитающее. Форма тела обтекаемая, кожа не имеет шерстного покрова. Конечности представляют собой ласты. Плавают в воде при помощи хвостового плавника. Питаются рыбой, моллюсками.
Зверь обладает мощным телосложением. Голова на короткой шее, лапы короткие, хвост не заметен, скрыт в густой коричневой шерсти. Лапы сильные с большими когтями. Питаются растениями, сладкими ягодами, мелкими животными. Зимой залегают в берлогу.
Эти животные передвигаются по земле на двух ногах и способны к полету. Тело их покрыто перьями. При размножении они откладывают яйца, покрытые известковой скорлупой. Они строят гнезда на деревьях.
Эти животные могут жить только в воде. Форма тела у них разнообразная. Кожа покрыта чешуей. На ощупь скользкая. Имеют плавники, с помощью которых передвигаются м защищаются.
Крылья этих насекомых покрыты чешуйками. Цвета и формы чешуй зависят окраска крыльев и рисунок. Питаются нектаром цветков. Считают, что они появились на Земле одновременно с цветами.
Сильный, умный и неутомимый зверь. У него хорошо развиты клыки. У него превосходное обоняние, может отыскивать свою добычу по следам и долго преследовать ее. Является хищником, живут семьями.
Найдите признаки следующих животных: бабочки, медведя, рыбы, птицы, кита, волка.
6.ОБОБЩЕНИЕ УСВОЕННОГО И ВКЛЮЧЕНИЕ ЕГО В СИСТЕМУ РАНЕЕ УСВОЕННЫХ ЗУН И УУД
Учащиеся получают задание выбрать из предложенных вариантов правильный ответ.
Учащимися в таблице сравниваются два схожих объекта, процесса и т.п.
Рефлексию провожу различными способами. Например :
Игра «Пчелиный улей » Приём используется после подачи нового материала. Прошу обсудить услышанный материал в парах и задать вопросы по материалу, который не поняли учащиеся, тем самым сразу же ликвидируются пробелы в знаниях.
Особое внимание уделяю рефлексии. Часто провожу рефлексию таким образом:
урок дал мне для жизни…
По ходу контроля знаний происходит к оррекция, способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки и самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.
При подаче домашнего задания можно использовать прием «Сочинялка»
Задаются творческие задания – написать сочинение-сказку. Например, такие темы: «О чем рассказал лист», «Сказка о капельке воды», «Разговор деревьев о своем назначении», «Спор овощей о витаминах» и т.д.
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.
Современный урок – это урок, характеризующийся следующими признаками:
— главной целью урока является развитие каждой личности в процессе обучения и воспитания;
— на уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению;
— на уроке реализуется деятельностный подход;
— организация урока динамична и вариативна;
— на уроке используются современные педагогические технологии.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
8.Список использованной литературы.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие./М.: Народное образование, 2010 г.
Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология./ М.: Народное образование, 2011 г.
Поляков С. Педагогическая инноватика: от идеи до практики/ М., 2010 г.
Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС/ М., 2012 г.
Лукьянова М.И. и др. Личностно-ориетированный урок: конструирование и диагностика. Учебно-методическое пособие/ Под ред. М.И.Лукьяновой. – М.: Центр педагогический поиск, 2009 г.
Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения. /Минск: Белорусский верасень, 2009 г.
Брыкова О.В., Громова Т.В. Проектная деятельность в учебном процессе / М.: Чистые пруды, 2010 г.
Штурбина Н.А. Гуманно-личностный подход в обучении и его результативность / М.: Чистые пруды, 2010 г.