что является основным признаком лекции как формы организации обучения
«Лекция как форма организации учебного процесса»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ЛЕКЦИЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
обеспечивать формирование системы знаний по учебной дисциплине;
учить умению аргументированно излагать научный материал;
формировать профессиональный кругозор и общую культуру;
отражать новые, еще не получившие освещения в учебниках и учебных событиях, знания;
оптимизировать все другие формы организации учебного процесса с позиций новейших достижений науки, техники, культуры и искусства.
воспитательная формирование сознательного отношения к процессу (учения, стремления к самостоятельной работе и всестороннему овладению специальностью, развитие интереса к учебной дисциплине, содействие активизации мышления студентов.)
1.5 Виды лекции. В практике работы вузов принято выделение следующих видов лекций:
1. Лекции, составляющие вводные курсы.
1.2 Лекции, составляющие общий систематический курс:
1.2.1 Вступительные или вводные лекции,
1.2.2 Основные лекции,
1.2.3 Заключительные лекции,
1.3. Лекции, составляющие обзорные курсы,
1.4 Лекции, составляющие специальные курсы.
2. По форме обучения:
2.1 Информационные лекции,
2.2 Эпизодические (разовые) лекции,
2.3 Обзорные лекции.
3. По форме организации:
3.1 Информационная лекция,
3.2 Проблемная лекция,
3.3 Лекция-визуализация,
3.4 Лекция-вдвоем,
3.5 Лекция с заранее запланированными ошибками,
3.6 Лекция-пресс-конференция,
3.7 Лекция-дискуссия,
3.8 Лекция-беседа,
3.9. Лекция с применением обратной связи,
3.10 Лекция с опорным конспектированием,
3.11 Другие формы
2. СТРУКТУРА ЛЕКЦИИ
формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональная значимости, новизны и степени изученности, цели лекции;
изложение плана лекции, включающего наименования основных вопросов, подлежащих рассмотрению на лекции;
характеристика рекомендуемой литературы, необходимой для организации самостоятельной работы студентов;
ретроспекция-напоминание о вопросах, рассмотренных на прошлой лекции, связь их с новым материалом, указание на его роль, место и знания в данной дисциплине, а также в системе других наук.
3. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЛЕКЦИИ
3.1 Анализ качества лекции предполагает сценку содержания, методического чтения, организации лекции, руководства работой студентов на лекции, лекторских данных преподавателя, результативности лекции.
3.1.1 Критерии оценки содержания лекции:
соответствие темы и содержания лекции тематическому плану учебной программе курса;
научность, соответствие современному уровню развития науки;
точность используемой научной терминологии;
информативность; раскрытие основных понятий темы; сочетание теоретического материала с конкретными примерами;
реализация принципа органической связи теории с практикой, раскрытие практического значения излагаемых теоретических положений;
реализация внутрипредметмых и междисциплинарных связей;
связь с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью;
соотношение содержания лекции с содержанием учебника (излагает материал, которого нет в учебнике; разъясняются особо сложные вопросы; дается задание самостоятельно проработать часть материала по учебнику, пересказывается учебник и т.п.).
3.1.2 Критерии оценки методики чтения лекции:
дидактическая обоснованность используемого вида лекции и соответствующих ему форм и методов изложения материала;
структурированность содержания лекции: наличие плана, списка рекомендуемой литературы, вводной, основной и заключительной части леки;
акцентирование внимания аудитории на основных положениях и водах лекции;
рациональное сочетание методических приемов традиционной педагогики и новых методов обучения (проблемного, программного, контекстного деятельностного и др.)
логичность, доказательность и аргументированность изложения;
ясность и доступность материала с учетом подготовленности обучаемых;
соответствие темпов изложения возможностям его восприятия и ведения записей студентами;
использование методов активизации мышления студентов;
использование приемов закрепления информации (повторение, включение вопросов на проверку понимания, усвоения и т.п., подведение итогов в конце рассмотрения каждого вопроса, в конце всей лекции);
использование записей на доске, наглядных пособий;
использование раздаточного материала на лекции;
использование технических средств обучения.
5.4. Критерии оценки руководства работой студентов в ходе лабораторного (практического) занятия:
осуществление текущего контроля за выполнение заданий и подготовкой отчетов по результатам их выполнения;
оказание помощи студентам в выполнении заданий;
использование приемов активизации внимания и деятельности студентов;
оценка состояния выполнения заданий и оперативных знаний по устранению возникших у студентов трудностей;
дифференцированная оценка работы студентов по итогам выполнения заданий, выдача рекомендаций по улучшению показателей работы студентов;
5.5. Критерии оценки педагогических данных преподавателя:
знание предмета, профессиональная компетентность;
убежденность в целесообразности темы работы с позиции профессионального роста студента;
эмоциональность, увлекательность изложения материала;
умение мобилизовать внимание аудитории, вызвав интерес к выполнению заданий, создать творческую атмосферу занятия;
способность устанавливать контакты со студентами;
уровень взаимодействия со студентами;
стиль отношения к студентам (внимательное, требовательное, равнодушное, неуважительное и т.п.);
стиль отношения студентов к преподавателю (уважительное, ироничное, равнодушное и т.п.);
органичность включения в самостоятельную работу студентов во время занятия;
манера поведения, умение держаться перед аудиторией;
культура речи, дикция.
5.6. Критерии оценки результативности лабораторного (практического) занятия:
степень реализации цели и задач работы;
степень выполнения заданий работы;
степень соответствия результатов работы заданным требованиям;
степень сформированности у студентов необходимых умений и навыков;
степень воспитательного воздействия на студентов;
Лекция как форма обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Особенности лекционной формы обучения
Лекция – это форма передачи учебной информации посредством ее последовательного изложения в устной форме.
Лекция выступает формой организации учебной деятельности. лекции активно используются в системе высшего образования. Это обусловлено тем, что лекция позволяет передать большой объем информации большому количеству учащихся. На лекциях собираются студенты, которые слушают и конспектируют речь педагога.
Лекция является способом передачи учебной информации, ориентированным на ее восприятие учащимися и активизацию их познавательных процессов.
По сути, лекция представляет собой рассказ или объяснение учебного материала. Однако, она имеет свои отличительные черты. Они состоят в следующем:
Поскольку, лекция является формой организации обучения, то ее можно отнести к конструкторской деятельности, связанной с построением учебного процесса и формированием направленности деятельности учащихся.
Готовые работы на аналогичную тему
Особенности лекционной формы организации занятия приводят к тому, что на нем значительно снижается познавательная активность. Лекция не дает педагогу обратной связи с учащимися т.е. он не может проверить совокупность знаний, которые были усвоены во время лекции, а также, сделать процесс обучения индивидуально направленным оказывается проблематичным.
Рисунок 1. Недостатки лекций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Однако, на лекциях можно использовать методы проблемного обучения, излагая материал, как проблему, требующую разрешения. Тем самым учащиеся ориентируются на решение конкретной проблемы, что повышает их познавательную активность.
Разновидности лекций
Лекции бывают разных типов. Они различаются по целевому назначению и месту, занимаемому в образовательном процессе.
Существуют следующие виды лекций:
Структура лекции
Как форма обучения, лекция представляет собой поэтапный процесс реализации. Любая лекция проводится в три этапа:
Таким образом, лекция имеет сходства с другими формами обучения, но и обладает своей спецификой, обуславливающей ее активное использование в системе профессионального образования.
Лекция как форма обучения. Виды лекций и их особенности.
Лекция (от лат. lectio – чтение) – систематическое, последовательное, монологическое изложение учителем (преподавателем, лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера. Как одна из организационных форм обучения и один из методов обучения традиционна дл высшей школы, где на её основе формируются курсы по многим предметам учебного плана.
В учебном процессе складывается ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой
Лекция выполняет следующие функции:
· информационную (излагает необходимые сведения),
· стимулирующую (пробуждает интерес к теме),
· развивающую (дает оценку явлениям, развивает мышление).
· ориентирующую (в проблеме, в литературе),
· разъясняющую (направленная прежде всего на формирование основных понятий науки),
· убеждающую (с акцентом на системе доказательств).
Незаменима лекция и в функции систематизации и структурирования всего массива знаний по данной дисциплине.
Можно выделить следующие виды лекций.
1. По общим целям: учебные, агитационные, воспитывающие, просветительные, развивающие.
2. По научному уровню: академические и популярные.
3. По дидактическим задачам: вводные, текущие, заключительно-обобщающие, установочные, обзорные, лекции-консультации, лекции-визуализации (с усиленным элементом наглядности).
4. По способу изложения материала: бинарные или лекции-дискуссии (диалог двух преподавателей, защищающих разные позиции), проблемные, лекции-конференции [100]
Нетрадиционные формы проведения лекций. Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы отличаются от не проблемных тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения, то есть, готовой схемы решения в прошлом опыте нет.
Данный вид лекции является результатом нового использования принципа наглядности, содержание данного принципа меняется под влиянием данных психолого-педагогической науки, форм и методов активного обучения.
Чтение лекции сводится к связному, развернутому комментированию преподавателем подготовленных наглядных материалов, полностью раскрывающему тему данной лекции. Представленная таким образом информация должна обеспечить систематизацию имеющихся у студентов знаний, создание проблемных ситуаций и возможности их разрешения; демонстрировать разные способы наглядности, что является важным в познавательной и профессиональной деятельности.
Лекция вдвоем
В этой лекции учебный материал проблемного содержания дается студентам в живом диалогическом общении двух преподавателей между собой. Здесь моделируются реальные профессиональные ситуации обсуждения теоретических вопросов с разных позиций двумя специалистами, например теоретиком и практиком, сторонником или противником той или иной точки зрения и т.п.
При этом нужно стремиться к тому, чтобы диалог преподавателей между собой демонстрировал культуру совместного поиска решения разыгрываемой проблемной ситуации, с привлечением в общение студентов, которые задают вопросы, высказывают свою позицию, формируют свое отношение к обсуждаемому материалу лекции, показывают свой эмоциональный отклик на происходящее.
Лекция с заранее запланированными ошибками
Эта форма проведения лекции была разработана для развития у студентов умений оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию.
Подготовка преподавателя к лекции состоит в том, чтобы заложить в ее содержание определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера. Список таких ошибок преподаватель приносит на лекцию и знакомит с ними студентов только в конце лекции. Подбираются наиболее часто допускаемые ошибки, которые делают как студенты, так и преподаватели в ходе чтения лекции. Преподаватель проводит изложение лекции таким образом, чтобы ошибки были тщательно скрыты, и их не так легко можно было заметить студентам. Это требует специальной работы преподаватель над содержанием лекции, высокого уровня владения материалом и лекторского мастерства.
Лекция-пресс-конференция
Форма проведения лекции близка к форме проведения пресс-конференций, только со следующими изменениями.
Преподаватель называет тему лекции и просит студентов письменно задавать ему вопросы по данной теме. Каждый студент должен в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересующие его вопросы, написать на бумажке и передать преподавателю. Затем преподаватель в течение 3-5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинает читать лекцию. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражения знаний и интересов слушателей.
Может быть так, что студенты не все могут задавать вопросы, грамотно их формулировать. Что служит для преподавателя свидетельством уровня знаний студентов, степени их включенности в содержание курса и в совместную работу с преподавателем, заставляет совершенствовать процесс преподавания всего курса.
Активизация деятельности студентов на лекции-пресс-конференции достигается за счет адресованного информирования каждого студента лично. В этом отличительная черта этой формы лекции. Необходимость сформулировать вопрос и грамотно его задать активизирует мыслительную деятельность, а ожидание ответа на свой вопрос концентрирует внимание студента. Вопросы студентов в большинстве случаев носят проблемный характер и являются началом творческих процессов мышления. Личностное, профессиональное и социальное отношение преподавателя к поставленным вопросам и ответом на них, оказывает воспитательное влияние на студентов. Опыт участия в лекция-пресс-конференция позволяет преподавателю и студентам отрабатывать умения задавать вопросы и отвечать на них, выходить из трудных коммуникативных ситуаций, формировать навыки доказательства и опровержения, учета позиции человека, задавшего вопрос.
Лекция-беседа
Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией», является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов.
Лекция-дискуссия
В отличие от лекции-беседы здесь преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы студентов на свои вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами.
Это оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории и, что очень важно, позволяет преподавателю управлять коллективным мнением группы, использовать его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений некоторых студентов. Эффект достигается только при правильном подборе вопросов для дискуссии и умелом, целенаправленном управлении ею.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Лекция как форма организации обучения. Виды и типы лекций, их краткая характеристика (на основе примера по дисциплинам профиля направления специальности).
Лекция — форма организации обучения, предполагающая передачу большого объема систематизированной информации в строгой логической последовательности.
Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании, лекция — как учебное занятие, является основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательных программ профессионально-технического среднего специального образования наряду с другими учебными занятиями: уроком, семинарским, лабораторным, практическим и иным занятием.
Наиболее типичным видом учебных занятий лекция является в системе высшего образования, где система обучения наиболее самостоятельна. Именно поэтому для системы ПТО она менее специфична, а в системе среднего специального встречается достаточно часто.
В системе ПТО, как правило, реализуется классно-урочная система, а в системе ССО — наряду с классно-урочной может быть реализована и вузовская (лекционно-семинарская). Учебный процесс по специальностям гуманитарного профиля на уровне среднего специального образования, как правило, строится по аналогии с вузом. В системе ПТО, как правило, используются вводные и обобщающие лекции, иногда они заменяют собой урок сообщения новых знаний.
Лекция — форма теоретического обучения. Так как простое изложение большого объема информации приводит к пассивности обучающихся и уменьшению эффективности занятия, современные лекции используют все многообразие методов активизации познавательной деятельности обучающихся. Существует несколько классификаций лекций. Две из них приведены в табл. 11.1 и 11.2 соответственно.
Табл.11.1 – Классификация лекционных занятий по месту и роли в учебном процессе
Вид лекции в данной классификации | Краткая характеристика |
· Вводная | Введение (вступление) к учебной дисциплине. Излагаются основные задачи курса, дается краткая характеристика его содержания, требований к обучающимся, состояние развития соответствующей отрасли науки |
· Систематического курса | Носят тематический характер — наиболее типичные занятия. Последовательно раскрывают содержание дисциплины |
· Обзорные | Обобщающие лекции. Предполагают обзор каких-либо проблем, инноваций |
· Установочные | Как правило, проводятся для обучающихся заочной формы получения образования. Ориентация обучающихся в содержании и задачах курса, оказание им помощи в его самостоятельном изучении в межсессионный период |
· Итоговые | Проводятся по итогам изучения курса, сложного и объемного его раздела. Логически систематизируют содержание, показывают его внутренние и внешние связи. Переводят обучающихся на новый уровень владения им. |
Таблица 11.2 – Классификация лекционных занятий по методике проведения
Вид лекции в данной классификации | Краткая характеристика |
· Классическая | Традиционная. Однако предполагает внедрение активных приемов: проблемных вопросов, рассказа, дискуссии, наглядных средств обучения |
· Проблемная | Имеет серию проблемных вопросов (проблем), ключевых для изучаемой темы. Используется методика проблемного изложения |
· Монографическая | По результатам научного исследования, монографии. Чаще всего в авторском изложении видения вопроса |
· Лекция-дискуссия | Проводится в разных вариантах, так как саму дискуссию сложно нормировать по времени. В основе методик проведения — дискуссионное обсуждение с обучающимися |
· Лекция-аудиовизуализация | Реализует содержание в большинстве своем с помощью аудиовизуальных средств. Присутствует комментирование их педагогом |
· Лекция вдвоем | Бинарная лекция. Проводится двумя педагогами или большим количеством (трудно осуществимо), как правило, экспертов. Может быть проведена в форме конференции |
· Лекция с запланированными ошибками | Предварительная подготовка содержания с запланированной ошибкой. Это позволяет ввести в лекцию стимулирующую, контрольную и диагностическую функции. В конце занятия ошибки должны быть выявлены, проанализированы |
· Иная | Классификация не является конечной. Могут быть выявлены и другие виды лекций |
Учебная лекция должна иметь четкую, строго определенную и поддерживаемую структуру. Классически лекция состоит из трех частей: вступления, изложения и заключения.
ПЛЮСЫ: достаточно экономный способ получения основ знаний, их фундаментальность; эмоциональное воздействие лектора. МИНУСЫ: эта форма, если является традиционной, приводит к недостаточной активной позиции обучающихся в самостоятельном поиске и отслеживании информации; снижает дисциплину при большом количестве обучаемых; не всегда дает возможность адаптировать информацию к уровню подготовленности аудитории (усредненность уровня сложности содержания материала); не позволяет точно диагностировать достигнутые результаты усвоения и т.п. Во многом именно от мастерства лектора, его опыта зависит использование всех положительных сторон этой формы обучения. Структура (построение) лекции может быть различно, зависит от используемых педагогом методов и приемов. Но ее основа — передаваемая студентам информация, поэтому превалируют методы, позволяющие ее оптимально представить, пояснить, проверить предварительное усвоение. Обычно в начале лекции педагог сообщает тему и предъявляет обучающимся план, а в конце лекции – отвечает на вопросы. Студент может конспектировать выступление педагога, но диктовка не приемлема на современных лекционных занятиях.
Для обеспечения качества лекционных занятий к их проведению могут подготавливаться план лекции (по аналогии с планом урока), конспект лекции (краткий и развернутый), курс лекций.
Основными формами организации обучения в вузовской системе, в которой лекция выступает одной из основных форм, являются: практическое, лабораторное, семинарское занятие. Могут организовываться и проводиться другие — коллоквиумы, экскурсии и т.п.
Экзаменационный билет № 8
Экзаменационный билет № 8
Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 451 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Лекция как форма организации учебного процесса
ЛЕКЦИЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
- обеспечивать формирование системы знаний по учебной дисциплине; учить умению аргументированно излагать научный материал; формировать профессиональный кругозор и общую культуру; отражать новые, еще не получившие освещения в учебниках и учебных событиях, знания; оптимизировать все другие формы организации учебного процесса с позиций новейших достижений науки, техники, культуры и искусства.
1.5 Виды лекции. В практике работы вузов принято выделение следующих видов лекций:
1. Лекции, составляющие вводные курсы.
1.2 Лекции, составляющие общий систематический курс:
1.2.1 Вступительные или вводные лекции,
1.2.2 Основные лекции,
1.2.3 Заключительные лекции,
1.3. Лекции, составляющие обзорные курсы,
1.4 Лекции, составляющие специальные курсы.
2. По форме обучения:
2.1 Информационные лекции,
2.2 Эпизодические (разовые) лекции,
2.3 Обзорные лекции.
3. По форме организации:
3.1 Информационная лекция,
3.2 Проблемная лекция,
3.3 Лекция-визуализация,
3.4 Лекция-вдвоем,
3.5 Лекция с заранее запланированными ошибками,
3.6 Лекция-пресс-конференция,
3.7 Лекция-дискуссия,
3.8 Лекция-беседа,
3.9. Лекция с применением обратной связи,
3.10 Лекция с опорным конспектированием,
3.11 Другие формы
2. СТРУКТУРА ЛЕКЦИИ
- формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональная значимости, новизны и степени изученности, цели лекции; изложение плана лекции, включающего наименования основных вопросов, подлежащих рассмотрению на лекции; характеристика рекомендуемой литературы, необходимой для организации самостоятельной работы студентов; ретроспекция-напоминание о вопросах, рассмотренных на прошлой лекции, связь их с новым материалом, указание на его роль, место и знания в данной дисциплине, а также в системе других наук.
3. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЛЕКЦИИ
3.1 Анализ качества лекции предполагает сценку содержания, методического чтения, организации лекции, руководства работой студентов на лекции, лекторских данных преподавателя, результативности лекции.
3.1.1 Критерии оценки содержания лекции:
- соответствие темы и содержания лекции тематическому плану учебной программе курса; научность, соответствие современному уровню развития науки; точность используемой научной терминологии; информативность; раскрытие основных понятий темы; сочетание теоретического материала с конкретными примерами; реализация принципа органической связи теории с практикой, раскрытие практического значения излагаемых теоретических положений; реализация внутрипредметмых и междисциплинарных связей; связь с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью; соотношение содержания лекции с содержанием учебника (излагает материал, которого нет в учебнике; разъясняются особо сложные вопросы; дается задание самостоятельно проработать часть материала по учебнику, пересказывается учебник и т. п.).
3.1.2 Критерии оценки методики чтения лекции:
- дидактическая обоснованность используемого вида лекции и соответствующих ему форм и методов изложения материала; структурированность содержания лекции: наличие плана, списка рекомендуемой литературы, вводной, основной и заключительной части леки; акцентирование внимания аудитории на основных положениях и водах лекции; рациональное сочетание методических приемов традиционной педагогики и новых методов обучения (проблемного, программного, контекстного деятельностного и др.) логичность, доказательность и аргументированность изложения; ясность и доступность материала с учетом подготовленности обучаемых; соответствие темпов изложения возможностям его восприятия и ведения записей студентами; использование методов активизации мышления студентов; использование приемов закрепления информации (повторение, включение вопросов на проверку понимания, усвоения и т. п., подведение итогов в конце рассмотрения каждого вопроса, в конце всей лекции); использование записей на доске, наглядных пособий; использование раздаточного материала на лекции; использование технических средств обучения.
5.4. Критерии оценки руководства работой студентов в ходе лабораторного (практического) занятия:
- осуществление текущего контроля за выполнение заданий и подготовкой отчетов по результатам их выполнения; оказание помощи студентам в выполнении заданий; использование приемов активизации внимания и деятельности студентов; оценка состояния выполнения заданий и оперативных знаний по устранению возникших у студентов трудностей; дифференцированная оценка работы студентов по итогам выполнения заданий, выдача рекомендаций по улучшению показателей работы студентов;
5.5. Критерии оценки педагогических данных преподавателя:
- знание предмета, профессиональная компетентность; убежденность в целесообразности темы работы с позиции профессионального роста студента; эмоциональность, увлекательность изложения материала; умение мобилизовать внимание аудитории, вызвав интерес к выполнению заданий, создать творческую атмосферу занятия; способность устанавливать контакты со студентами; уровень взаимодействия со студентами; стиль отношения к студентам (внимательное, требовательное, равнодушное, неуважительное и т. п.); стиль отношения студентов к преподавателю (уважительное, ироничное, равнодушное и т. п.); органичность включения в самостоятельную работу студентов во время занятия; внешний вид; манера поведения, умение держаться перед аудиторией; культура речи, дикция.
5.6. Критерии оценки результативности лабораторного (практического) занятия:
- степень реализации цели и задач работы; степень выполнения заданий работы; степень соответствия результатов работы заданным требованиям; степень сформированности у студентов необходимых умений и навыков; степень воспитательного воздействия на студентов; информационно-познавательная ценность.