что является целью обучения на современном уроке биологии
Современный урок биологии в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Современный урок биологии в условиях ФГОС ООО»
Поэтому, сегодня все более актуальным в учебном процессе становится использование приемов и методов, которые формируют у обучающих умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.
Развитие УУД на уроках биологии возможно через содержание предмета, организацию самостоятельной работы и использование различных организационных форм. Для формирования УУД можно предложить следующие варианты заданий, которые могут использоваться на различных этапах урока, в том числе включаться в контрольные материалы: дидактические карточки, проверочные, контрольные и диагностические работы.
Слайд № 4. Давайте рассмотрим урок с позиции требований стандарта второго поколения в сравнении с традиционным уроком. В чём отличие дидактических требований к этим урокам? Что изменяется при подготовке и проведении этих урока в деятельности учителя и учащихся?
При подробном анализе этих уроков становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. Организация деятельности учеников на уроке происходит через: постановку цели деятельности; планирование своих действий по реализации поставленной цели; саму деятельность, рефлексию полученных результатов. Сегодня учитель на уроке не является основным источником знаний, он теперь организатор учебной деятельности, главная цель которого обеспечить индивидуальную траекторию развития каждого ученика. В лексиконе учителя теперь постоянно звучат формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте. Поэтому при такой организации учебного процесса приоритетными становятся групповая и индивидуальная формы работы.
Разрабатывая урок по ФГОС, учитель должен придерживаться некоторых правил. Во-первых, конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в учебной программе. Отобрать учебный материал. Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока. Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников. Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап. Продумать форму подведения итогов урока. Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
Слайд № 5 Поэтому структура уроков по ФГОС примерно может выглядеть так: I . Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания.
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
8) Рефлексия (подведение итогов занятия).
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания.
6) Первичное закрепление.
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Первостепенными в диагностике (тестовые контрольно-измерительные материалы) становятся теперь вместо репродуктивных заданий (на воспроизведение информации) продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
Учитель пользуется жестко структурным конспектом урока.
Учитель пользуется сценарным планом урока.
Основные этапы урока
Объяснение и закрепление учебного материала.
Большое количество времени занимает речь учителя.
Самостоятельная деятельность обучающихся.
Главная цель учителя на уроке
Успеть выполнить все, что запланировано
Организовать деятельность детей:
по поиску и обработке информации;
обобщению способов действия;
постановке учебной задачи;
Формулировка заданий для обучающихся
Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите и т.д.
Формулировки: проанализируйте, докажите, выразите символом, создайте схему или модель, измените, придумайте.
Преимущественно групповая и /или индивидуальная
Взаимодействие с родителями обучающихся
Родители не включены в образовательный процесс.
Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе.
Выставки работ обучающихся.
Дети изготавливают учебный материал, проводят презентации.
нет портфолио обучающегося;
основная оценка- оценка учителя;
важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ
не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные;
ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки;
Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения;
Слайд № 11. Исходя из выше сказанного можно выделить следующие основные требования к современному уроку биологии по ФГОС.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС
Ученик должен удерживать цель в течение всего урока.
В ходе самооценки ученик должен чётко знать, за что ставится «5», за что «4», за что «3» и «2».
Обязательный тип заданий на каждом уроке – исследовательская деятельность ребёнка (маркировка, группировка, подведение под понятие и т.д.).
На каждом уроке должны применяться информационно – коммуникационные технологии: как инструмент деятельности учителя, как инструмент формирования УУД, как источник информации.
Большая часть урока должна отводиться самостоятельной работе учащихся. Но для её выполнения учитель должен грамотно сконструировать урок. Для успешной самостоятельной работы учитель обязан дать подробную инструкцию, задать пошаговый алгоритм в виде опорного конспекта, показать образец решения, несколько раз повторить, т. е обеспечить ребёнку усвоение. А затем учитель выступает лишь в роли консультанта, освобождает место ученику для приобретения его собственного опыта. У хорошего учителя должен быть лёгкий шумок на уроке.
На каждом этапе должна повторятся тема урока и возвращение к её цели.
На каждом уроке должна быть самооценка и рефлексия. Ученик сам заполняет лист самооценки и если он её завышает, а тест показал обратное, то это предмет для разговора.
Методическая разработка: Современный урок биологии
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Казанское суворовское военное училище
Методическая разработка
Современный урок биологии
На заседании ПМК физики, химии и биологии
протокол № ____ от «____»___________ 2012 г.
Современный урок биологии
2.1. Структура урока
2.2. Формы организации учебной деятельности.
2.3. Условия успешности современного урока биологии.
2.3.1. Формирование предметной компетентности.
2.3.2. Развитие познавательной активности.
2.3.3. Формирование информационной культуры.
2.4.4. Развитие мышления.
2.4.5. Развитие творческих способностей.
2.4.6. Формирование коммуникативной компетентности и толерантности.
Современный урок биологии
Плохой учитель преподносит истину,
хороший – учит ее находить.
Урок, каким ему быть в современной школе? Учитель биологии всегда стоит перед этой проблемой, так как каждый урок особый. И как провести его успешно, заинтересовать суворовца, развить познавательные способности, привить поисковую и исследовательскую деятельность?
Многие ученые и учителя, стараясь дать ответ на вопрос «Каким должен быть современный урок?»
Что нужно знать, уметь, чтобы построить эффективный современный урок? Эта методическая разработка содержит теоретические и практические основы современного урока биологии:
— функции современного урока
— структура урока и формы организации познавательной деятельности
— условия успешности современного урока
— требования к современному уроку биологии.
Урок остается основной организационной формой обучения и выполняет определенные функции: образовательную, воспитательную, развивающую. В настоящее время все большее значение приобретают его самообразовательная и стимулирующая функции.
Образовательная функция связана с формированием системы знаний, компонентом которых являются предметные специальные понятия, специальные и общеучебные умения и навыки. Современный урок требует от учителя организации учебной деятельности учащихся: работы с учебником, натуральными, изобразительными средствами наглядности, современными носителями информации которые выступают в качестве источника знаний. На уроке ученик должен не только получить знания, но и преобразовать их в умения и навыки, т. е. на современном уроке реализуется деятельностный подход. Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется факт низкой активности школьников на уроке. Самообразование на уроках естественноучного цикла – это овладение учащимися приемами работы с учебником, справочной литературой, современными носителями информации, наглядными пособиями. Формированием умений наблюдать объекты природы, ставить простейшие опыты.
Для осуществления воспитательной функции урока нужна целенаправленная продуманная деятельность учителя в системе уроков, темы, раздела, предмета в целом. Воспитывает содержание предмета, методы и средства его подачи, личность учителя, его стиль общения с учащимися.
Развивающая функция направлена на развитие у школьников личностных психологических особенностей: памяти, внимания, мышления, речи, наблюдательности, любознательности.
Особенности содержания естественнонаучных предметов, новые научные факты, разнообразные средства обучения, как и личность учителя, его коммуникабельность могут выполнять стимулирующую функцию.
II . Современный урок – конструирование активного взаимодействия ученика и учителя
Школьная система России долгие годы была научно – просветительской и учитель в ней был информатором, сообщающим знания, а сейчас наше образование старается приблизиться к научно – гуманной системе, в которой роль учителя отличается тем, что:
— на первом месте стоит создание условий для воспитания социально активной личности;
— учитель должен научить ребёнка учиться – уметь добывать знания самому, при этом за учителем сохраняется роль организатора познавательной деятельности.
Обучение сегодня – это педагогическое конструирование активного взаимодействия ученика с объектом познания, культуры. Роль учителя при этом в том, что он организатор этого конструирования, он управляет процессом познания, т.е. планирует, организует выполнение плана, анализирует достигнутые результаты. Основной формой работы учителя остаётся урок. Поэтому уметь конструировать урок, знать структуру урока, современные требования к нему – основа успешной деятельности любого педагога.
2.1. Структура урока
Под структурой учебного занятия понимается логическое взаиморасположение и связь его элементов, обеспечивающая целостность урока.
В основе выделения этапов учебного занятия лежит логика процесса усвоения знаний: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – рефлексия
Набор этапов учебного занятия, образующих его структуру, следующий:
— этап проверки домашнего задания
— этап актуализации субъектного опыта учащихся
— этап изучения новых знаний и способов деятельности
— этап первичной проверки понимания изученного
— этап закрепления изученного
— этап применения изученного
— этап обобщения и систематизации
— этап контроля и самоконтроля
— этап информации о домашнем задании
— этап подведения итогов занятия
Из этого набора этапов учитель создаёт самые разнообразные комбинации в соответствии с решаемыми на уроке задачами
Но есть этапы, обязательно присутствующие на каждом уроке: организационный, актуализация знаний, инструктаж о выполнении домашнего задания, подведение итогов и рефлексия. Пренебрежение и недостаточная чёткая отработка этих этапов обязательно приведёт к тому, что цели урока не будут достигнуты в полном объёме.
2.2. Формы организации учебной деятельности.
Существуют три формы организации познавательной деятельности учащихся на уроке – фронтальная, индивидуальная, групповая.
Можно формировать и разноуровневые группы – только сильные или только слабые ученики, но при работе в такой группе будут решены только задачи обучения (выполнив задание соответствующее их подготовки, ребята получат хорошие оценки), а вот задачи развития решаться не будут, так как все имеют одинаковый уровень и может возникнуть чувство неполноценности от решения заведомо более простого задания у слабой группы. Необходимо учитывать взаимоотношения между суворовцами во взводе.
Индивидуальная форма работы обычно используется при проверке знаний. При работе над новым материалом, закрепление, повторение, обобщение предпочтительнее групповые формы. Микрогруппа позволяет ученику определять цель своих действий в предложенных рамках работы, искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и практических возможностей, проявлять самостоятельность при решении возникших проблем.
Наша учительская задача – создать такую учебную среду, где обучение происходит в деятельности. Еще в 14 веке В.Вундт доказал, что при пассивном восприятии готовых понятий появляется физиологическое чувство страдания, а при активном напряжении, стремлении к определенной цели появляется чувство удовлетворения. Поэтому необходимо, чтобы ребенок на уроке был активен, развивался, творил, сам строил свои знания. Это вовсе не означает снижение значимости знаний, умений и навыков, а означает смещение акцентов. На современном уроке усвоение ЗУН происходит в развивающей среде. На уроках биологии важно показать красоту и гармонию природы и дать прочные знания. Но не менее важно создать условия для общения, творчества, радости от процесса саморазвития и самопознания. Для этого необходимо создать ряд условий, которые позволят уроку биологии быть успешным, т.е. достичь целей биологического образования.
2.3. Условия успешности современного урока биологии
2.3.1. Формирование предметной компетентности
Биологические знания – компонент общечеловеческой культуры, основа для формирования научной картины мира. Важно показать значимость биологических знаний, возможность их применения в жизни для сохранения здоровья, адекватного взаимодействия с окружающей средой.
О сформированной предметной компетентности можно говорить в том случае, если учащиеся устанавливают причинно-следственные связи, применяют знания не только в знакомой, но и в новой ситуации.
Для этого можно предложить учащимся такие задания:
Урок в 6 классе. Обобщение темы «Ткани растений и животных»
Задание 1. Установление связи строения ткани и выполняемой функцией.
Задание 2. Применение знаний в новой ситуации:
Из маленького кусочка растительной ткани ученым удается вырастить несколько тысяч взрослых растений. Как вы думаете, какую ткань растения берут для этих опытов? Почему не удаются подобные опыты на животных? Для работы можно использовать материалы слайда, иллюстрирующие внутреннее строение частей растения:
Урок в 6 классе по теме: «Обмен веществ и энергии».
Подумайте! На корнях гороха, сои и других бобовых обитают бактерии, которые помогают растениям усваивать атмосферный азот. Почему бобовые иногда называют «растительным мясом»? Каких органических веществ будет много в семенах бобовых?
Урок в 8 классе. «Строение и функции кожи. Гигиена кожи»
Используя материалы энциклопедии здоровья подготовьте памятку «Как сохранить волосы здоровыми».
Урок в 8 классе. «Первая помощь при кровотечениях».
Почему при артериальном кровотечении накладывают жгут, а при венозном кровотечении давящую повязку?
2.3.2. Развитие познавательной активности.
Для формирования познавательной активности большое значение имеют информационные технологии, цифровые образовательные ресурсы наиболее эффективны, когда они используются как инструмент решения проблем, развития понятийного аппарата, критического мышления. Суворовец – активный участник событий на уроке. Учитель не передает знания, а помогает учиться и развиваться, является не единственным источником информации, а организатором познавательной деятельности, создателем условий для освоения разнообразных, сложных и в тоже время увлекательных способов работы.
В развивающем обучении усвоение учащимися всех понятий, ЗУН происходит в ходе решения учебных задач. Анализируя практическую задачу, суворовец определяет цель, способ действия и самоконтроля. В процессе решения учебной задачи формируются все компоненты учебной деятельности как основной формы активности ученика, направленной на изменение самого себя как субъекта учения.
Урок в 7 классе. «Особенности птиц, связанные с полетом». Познакомьтесь с информацией, представленной на схеме «Особенности птиц, связанные с полетом». Назовите изменения, которые произошли в дыхательной системе птиц по сравнению с пресмыкающимися. Как это связано с полетом?
Урок в 10 классе. «Биологические полимеры – белки»
Белки называют протеинами, что означает первый, главный. Почему этим названием хотят подчеркнуть первостепенное значение белков для организма?
Урок в 11 классе. «Наследственная генотипическая изменчивость».
Вопрос: Почему в природе очень редко встречаются 2 одинаковые особи любых видов организмов?
2.3.3. Формирование информационной культуры
С каждым днем в обществе повышаются требования к уровню владения информационными и коммуникационными технологиями. Среди очень широкого спектра профессий принципы работы с компьютером требуются повседневно, начиная с сотового телефона и заканчивая электронным справочником расписания поездов на вокзале. Все это говорит о том. Что необходимый уровень должен закладываться еще на стадии школьного образования.
Современный учитель как один из важнейших участников образовательного процесса не может в своей работе не учитывать столь стремительного совершенствования информационных технологий. Каждый педагог должен четко понимать, что его профессиональная деятельность может стать более насыщенной и интересной, если она будет опираться на использование современных информационно-коммуникационных технологий. Если он будет применять не только в образовательном процессе, но и для повышения собственного уровня самообразования.
Принципы работы с компьютером должны стать необходимым компонентом современного урока.
Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет значительно расширить и разнообразить содержание обучения биологии.
Сегодня в практику работы учителей биологии наряду с традиционной методикой широко входят методы активного обучения: интерактивные, ролевые, деловые, организационно-обучающие игры, метод опорных конспектов, технология модульного обучения и многие другие. С использованием в школе компьютерных технологий для педагогов открываются новые возможности, позволяющие создать условия для развития познавательного интереса к изучаемому предмету.
Применение информационно-коммуникационных технологий современным учителем, на мой взгляд, можно условно разделить на два блока, с точки зрения места их использования:
1. Информационно-коммуникационные технологии на уроках биологии
2. Информационно-коммуникационные технологии во внеурочной деятельности.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках можно свести к трем основным этапам комбинированного урока:
2) Объяснение нового материала
3) Закрепление изученного материала
1) Использование информационно-коммуникационных технологий для осуществления контроля знаний:
— компьютерное диагностическое и контрольное тестирование;
— задания в мультимедийных пособиях по предмету;
— задания типа «Убери лишнее» и т.д.
2) Использование ИКТ при объяснении нового материала:
— использование готовых мультимедийных пособий;
(Например, такие пособия, как «Уроки биологии Кирилла и Мефодия», «Многообразие животного мира» отличает хорошо продуманный, необходимый для урока, наглядный теоретический материал, а также огромный выбор тестов и проверочных заданий для закрепления пройденного материала).
— использование ресурсов предоставляемых компьютерной сетью Интернет
Использование образовательных ресурсов сети Интернет позволяет значительно расширить и разнообразить содержание обучения биологии. Грамотное использование ресурсов Интернет сможет обеспечить вас интересными сведениями, рисунками, схемами, фотографиями, аудио и видеофрагментами, касающимися жизни и развития растений, животных, человека.
— Использование мультимедийных презентаций
Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе урока, это дает возможность учителю проявить собственное творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению урока.
3) Использование ИКТ для закрепления знаний.
В качестве закрепления можно использовать мультимедийные пособия, беседу на основе выполненной на компьютере кодограммы урока. Кодограмма может быть распечатана и роздана детям для работы, а может воспроизводиться на экране с помощью мультимедийного проектора. Кодограмма содержит основной теоретический материал с вопросами, иллюстрации, схемы, логические цепочки.
Другой блок применения информационно-коммуникационных технологий – это использование информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности:
— ИКТ при подготовке домашних заданий учащимися;
— ИКТ при организации исследовательской деятельности;
— ИКТ в самостоятельной деятельности учащихся.
К урокам биологии суворовцы 5-11 классов готовили много различных презентаций, например: «Животный мир материков», «Кровь», «Первая помощь при различных видах кровотечений», «Вселенная», и т.д.
Урок в 7 классе. Тема: Плацентарные млекопитающие. Особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и практическая значимость».
Для этого урока можно дать учащимся опережающее домашнее задание.
Подобное задание создает условия для развития умений отбирать информацию, преобразовывать, анализировать, работать в группе, использовать возможность самовыражения.
Форма организации деятельности – коллективное написание электронной книги «Мы и наши соседи». На первом этапе определяются группы по тематическим блокам книги. Обсуждается содержание страниц. На втором этапе учащиеся, работая в КМ-Школе, создают презентацию – несколько страниц книги. На третьем этапе происходит представление своей работы группами, коллективное обсуждение, предложения, коррекция.
2.3.4. Развитие мышления
Необходимо создавать условия для освоения суворовцами основных логических операций: выделять главное, определять понятия, сравнивать и классифицировать, обобщать и систематизировать, устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости. Составление планов, схем помогают выделить главное из второстепенного, не просто прочитать, а понять и осмыслить текст, установить взаимосвязи отдельных частей, что способствует систематизации материала.
Урок в 6 классе. Тема: «Скелет – опора организма».
Задание. Составление логических цепочек:
Зная особенности внешнего строения ракообразных, дополните логическую цепочку, отражающую причины линьки раков:
1) панцирь рака → 2) _________ → 3) _________ → 4) линька рака.
Урок в 10 классе. Тема: «Функции белков».
Задание: Дополните опорную схему по теме «Функции белков».
Урок в 10 классе. Тема: «Пластический обмен».
Суворовцы заполняют таблицу:
Сравнительная характеристика ДНК и РНК.
Глубокому осмыслению полученной информации способствуют проблемные вопросы по тексту. В каждом параграфе можно найти материал для составления таких вопросов. Прямого ответа на них нет, но в тексте содержится подсказка, намек на правильный ответ. Для этого учащимся приходится рассматривать текст под другим углом зрения, анализировать его, устанавливать новые связи между понятиями. Проблемные вопросы представляют собой цепочки рассуждений, в которых каждое последующее звено связано с предыдущим.
Урок в 10 классе. Тема: «Оплодотворение».
Проблемный вопрос: Почему половые клетки имеют одинарный набор хромосом?
Эпиграфы также могут выступать в качестве проблемных вопросов к изучаемому разделу, поэтому стараюсь начинать изучение новой темы с эпиграфа и возвращаться к нему в конце темы. Эпиграфом урока: «Белки, их строение и функции» могут стать слова Ф.Энгельса: «Жизнь есть способ существования белковых тел». Урок начинается с данного эпиграфа и как вывод можно возвратиться к нему в конце урока.
2.4.5. Развитие творческих способностей.
Система творческих заданий реализуется через методики и алгоритмы, позволяющие непроизвольно запоминать материал темы, расширять и углублять его, применять знания на практике. К данной системе относится:
— составление тестов суворовцами;
— составление вопросов творческого характера;
— составление вопросов с биологическими ошибками;
— составление кроссвордов, ребусов, загадок;
1. Составление тестов учениками. Тест – это в настоящее время наиболее распространенный вид проверки усвоения знаний учащимися. После изучения темы, учащимся предлагается составить 6-8 вопросов в виде тестовых заданий. Самостоятельно созданное тестовое задание обеспечивает формирование применения знаний в практической ситуации. Иногда ребята делают очень интересные работы, которые могут быть использованы в дальнейшем для индивидуального опроса.
2. Составление вопросов.
Кажется, что может быть более простым, чем задавать вопросы. Однако на самом деле это требует от учеников определенных усилий, тем более что вопросы не должны дублировать те, что приведены в параграфе Они должны начинаться определенным образом.
Важно объяснить суворовцам, что учитель будет оценивать не столько количество, сколько качество вопросов, а также умение отвечать на них, Проверку работы можно проводить несколькими способами: выборочно или всего класса в тетрадях; заслушивая вопросы нескольких учащихся; объявляя конкурс на лучший вопрос; в ходе работы в группах и соревновании между ними.
Создание всевозможных моделей изучаемых систем, графических рисунков,
схем обеспечивает использование дополнительной информации, выходящей за рамки, предусмотренные учебной программой.
Например: При изучении темы «Фенотипическая изменчивость» можно дать задание суворовцам сделать рисунок, отражающий изменения признаков растений, животных, в связи с различной средой их обитания.
При изучении темы «Бесполое размножение», «Строение белков» суворовцы самостоятельно могут создать схему опорного конспекта.
На уроках по темам: «Генетика», «Молекулярная генетика» они с удовольствием придумывают биологические задачи.
Для активизации познавательной деятельности суворовцев им предлагают найти в дополнительной литературе информацию о способах приспособлений у животных и растений разных географических зон; подобрать материал о различных формах борьбы за существование; полезных и конкурентных взаимоотношениях между организмами; клонировании; достижениях клеточной и генной инженерии.
Придумать фантастический рассказ о происхождении жизни или будущем
человека.
4. Составление вопросов творческого характера.
Задания на установление соответствия:
Установите соответствие между характеристикой организма и его принадлежностью к функциональной группе.
Функциональная группа группа
A) синтезируют органические 1) продуценты
вещества из неорганических
Б) используют готовые органические вещества 2) консументы
B) используют неорганические вещества почвы
Г) растительноядные и плотоядные животные
Д) аккумулируют солнечную энергию
Е) в качестве источника энергии используют животную и растительную пищу