что является целью обучения на современном уроке в начальной школе
Современный урок в начальной школе
Автор: Хомякова Лариса Анатольевна
Хомякова Лариса Анатольевна
Учитель начальных классов высшей категории, МАОУ «Начальная школа «Мультипарк»
«Современный урок в начальной школе».
« Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
На современном уроке комфортно всем: учителю и детям. Урок предполагает сотрудничество и взаимопонимание, атмосферу радости.
Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ответственность существенно возрастает. Поэтому чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе.
— применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог ;
И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение новых знаний.
Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга. Каждый учитель должен умело подойти к подготовке урока.
Урок как целостная система
В современной педагогической литературе встречается различные определения понятия «урок». Самое полное и верное по-нашему мнению определение предложенное В.А. Сластёниным: Урок — это организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит познавательной коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них.
Именно такие уроки, влияют на целостное развитие личности и отвечают современным требованиям к образованию.
Каковы же особенности современного урока
Выделяет три постулата современного урока:
«Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя».
Урок дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности.
«Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры».
Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни.
«Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цель и никогда не выступая в роли средства».
К современному уроку выдвигается ряд общих требований, выполнение которых повышает эффективность уроков, а значит и качество образования. В педагогической литературе число таких требований колеблется от 6 до 18 и более. Рассмотрим систему требований к современному уроку, которую предлагает Ю.Б. Зотов [3]:
Требования к структуре говорят о необходимости:
Правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель, и продумываются оптимальные средства ее достижения);
Выбрать тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязаны друг с другом);
Данный урок связать с предыдущими и последующими уроками;
Отобрать и применить оптимальное сочетание методов изучения нового материала;
Обеспечить разнообразный обучающий контроль знаний учащихся;
Продумать систему повторения и закрепления изученного материала;
Найти оптимальное место домашнему заданию.
Требования к подготовке и организации урока сводятся в основном к следующим:
Обеспечить на уроке охрану здоровья школьников (соблюдать технику безопасности, гигиену труда, чистоту помещения);
Начинать подготовку к каждому конкретному уроку с планирования системы уроков по данной теме;
Своевременно подготовить к каждому уроку демонстрационный и дидактический материал;
Обеспечить разнообразие типов уроков в системе уроков по данной теме;
Создать возможность для учащихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством учителя.
Требования к содержанию урока и процессу учения:
Урок должен быть воспитывающим;
Выполнение требований, вытекающих из основных дидактических принципов;
На уроке следует воспитывать любовь к природе;
Процесс поиска истины должен быть строго обоснованным, умозаключения учащихся и учителя доказательными, лабораторные и практические работы должны включать элементы творческого поиска;
Выделяется ряд показателей эффективности современного урок а:
логика изучения учебного материала соответствует логике изложения материала в учебнике;
используются возможности дифференцированного подхода к слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам;
соблюдены нормы педагогической этики;
темп урока оптимален для данного коллектива детей;
в течение урока была обеспечена оптимальная для данного класса смена видов деятельности;
соблюдены гигиенические условия учебного труда;
созданы условия для формирования навыков делового общения и для активизации внимания детей;
дидактическая задача урока решена.
Учитель в обновляющейся школе должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации. В этом и состоит главная задача современного учителя.
Цели современного урока:
Цели деятельности учителя: цели, ориентированные на развитие личности ребёнка и формирование УУД; предметные цели
Цели деятельности учащихся
обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.
обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности.
— целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;
-планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;
— контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;
— саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;
— коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
— самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
— умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.
Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач
Типология современных учебных занятий
Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.
Урок применения предметных ЗУНов и УУД.
Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов и УУД.
Урок повторения предметных ЗУНов или закрепления УУД.
Школа, функционирующая в режиме развивающего обучения, не ставит перед собой цель научить ребёнка всему и на всю жизнь, что в принципе невозможно, а пытается научить ученика учиться всю жизнь. Главная задача педагога в этом случае – помочь ребёнку овладеть многообразными способами самостоятельного получения и усвоения знаний, способствовать развитию его творческого потенциала.
Инновационный поиск новых средств работы с детьми привел педагогов нашей школы к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.
Нетрадиционные виды уроков
1. «Концерт», «спектакль», «литературный салон», «путешествие», «экскурсия в музей», «турнир», «базар»
2. «Брифинг», «пресс-конференция», «симпозиум», «презентация», «съезд», «телемост», «круглый стол», «аукцион»
4. Уроки самоопределения, уроки самореализации
5. Урок-дискуссия, урок проблемных поисков, урок интеллектуальных раздумий
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
1.Н.Ю.Пахомова. «Метод учебного проекта в образовательном учреждении». Москва,2003год.
2. Н.И.Запрудский. «Современные школьные технологии». Минск. «Сэр-Вит» 2003г.
3.Г.К.Селевко «Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП». М. НИИ школьных технологий. 2005г.
4.Г.К.Селевко «Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП». М. НИИ школьных технологий. 2005г.
Статья «Каким должен быть современный урок в начальной школе» (1-4 классы)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Каким должен быть современный урок
«Урок – это зеркало общей и педагогической
культуры учителя, мерило его интеллектуального
богатства, показатель его кругозора, эрудиции»
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
Сегодня в начальной школе ребёнка должны научить не только читать, считать, писать, но и привить ему очень важные новые умения:
2 группа – это формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику;
учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.);
используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе;
учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить вопросы;
учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески;
на уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся);
учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы;
учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи;
учитель специально планирует коммуникативные задачи урока;
учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения;
стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта;
на уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).
Педагоги нашей начальной школы на уроках и во внеурочной деятельности активно используют следующие методы:
Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Виды проектов : практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой.
Другой метод – информационно-коммуникационные технологии. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.
Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:
создание положительных эмоциональных ситуаций;
В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения и активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Использование ИКТ на уроке позволили учителю в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:
принцип равенства позиций;
принцип обратной связи;
принцип занятия исследовательской позиции.
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
учет возрастных особенностей;
демократический стиль общения на уроке;
динамические минутки и паузы у первоклассников, введение третьего часа физкультуры.
Таким должен стать современный урок для каждого учителя начальной школы!
Статья «Современный урок в начальной школе»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Статья на тему «Современный урок в начальной школе».
« Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
На современном уроке комфортно всем: учителю и детям. Урок предполагает сотрудничество и взаимопонимание, атмосферу радости.
Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ответственность существенно возрастает. Поэтому чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе.
— применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог ;
И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение новых знаний.
Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга. Каждый учитель должен умело подойти к подготовке урока.
Урок как целостная система
В современной педагогической литературе встречается различные определения понятия «урок». Самое полное и верное по-нашему мнению определение предложенное В.А. Сластёниным: Урок — это организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит познавательной коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них.
Именно такие уроки, влияют на целостное развитие личности и отвечают современным требованиям к образованию.
Каковы же особенности современного урока
Выделяет три постулата современного урока:
«Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя».
Урок дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности.
«Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры».
Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни.
«Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цель и никогда не выступая в роли средства».
К современному уроку выдвигается ряд общих требований, выполнение которых повышает эффективность уроков, а значит и качество образования. В педагогической литературе число таких требований колеблется от 6 до 18 и более. Рассмотрим систему требований к современному уроку, которую предлагает Ю.Б. Зотов [3]:
Требования к структуре говорят о необходимости:
Правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель, и продумываются оптимальные средства ее достижения);
Выбрать тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязаны друг с другом);
Данный урок связать с предыдущими и последующими уроками;
Отобрать и применить оптимальное сочетание методов изучения нового материала;
Обеспечить разнообразный обучающий контроль знаний учащихся;
Продумать систему повторения и закрепления изученного материала;
Найти оптимальное место домашнему заданию.
Требования к подготовке и организации урока сводятся в основном к следующим:
Обеспечить на уроке охрану здоровья школьников (соблюдать технику безопасности, гигиену труда, чистоту помещения);
Начинать подготовку к каждому конкретному уроку с планирования системы уроков по данной теме;
Своевременно подготовить к каждому уроку демонстрационный и дидактический материал;
Обеспечить разнообразие типов уроков в системе уроков по данной теме;
Создать возможность для учащихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством учителя.
Требования к содержанию урока и процессу учения:
Урок должен быть воспитывающим;
Выполнение требований, вытекающих из основных дидактических принципов;
На уроке следует воспитывать любовь к природе;
Процесс поиска истины должен быть строго обоснованным, умозаключения учащихся и учителя доказательными, лабораторные и практические работы должны включать элементы творческого поиска;
Выделяется ряд показателей эффективности современного урока:
логика изучения учебного материала соответствует логике изложения материала в учебнике;
используются возможности дифференцированного подхода к слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам;
соблюдены нормы педагогической этики;
темп урока оптимален для данного коллектива детей;
в течение урока была обеспечена оптимальная для данного класса смена видов деятельности;
соблюдены гигиенические условия учебного труда;
созданы условия для формирования навыков делового общения и для активизации внимания детей;
дидактическая задача урока решена.
Учитель в обновляющейся школе должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации. В этом и состоит главная задача современного учителя.
Цели современного урока:
Цели деятельности учителя: цели, ориентированные на развитие личности ребёнка и формирование УУД; предметные цели
Цели деятельности учащихся
обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.
обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности.
— целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;
-планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;
— контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;
— саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;
— коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
— самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
— умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.
Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач
Типология современных учебных занятий
Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.
Урок применения предметных ЗУНов и УУД.
Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов и УУД.
Урок повторения предметных ЗУНов или закрепления УУД.
Школа, функционирующая в режиме развивающего обучения, не ставит перед собой цель научить ребёнка всему и на всю жизнь, что в принципе невозможно, а пытается научить ученика учиться всю жизнь. Главная задача педагога в этом случае – помочь ребёнку овладеть многообразными способами самостоятельного получения и усвоения знаний, способствовать развитию его творческого потенциала.
Инновационный поиск новых средств работы с детьми привел педагогов нашей школы к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.
Нетрадиционные виды уроков
1. «Концерт», «спектакль», «литературный салон», «путешествие», «экскурсия в музей», «турнир», «базар»
2. «Брифинг», «пресс-конференция», «симпозиум», «презентация», «съезд», «телемост», «круглый стол», «аукцион»
3. Кино-, теле-, видеоуроки
4. Уроки самоопределения, уроки самореализации
5. Урок-дискуссия, урок проблемных поисков, урок интеллектуальных раздумий
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
1.Н.Ю.Пахомова. «Метод учебного проекта в образовательном учреждении». Москва,2003год.
2. Н.И.Запрудский. «Современные школьные технологии». Минск. «Сэр-Вит» 2003г.
3.Г.К.Селевко «Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективнрго управления УВП». М. НИИ школьных технологий. 2005г.
4.Г.К.Селевко «Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективнрго управления УВП». М. НИИ школьных технологий. 2005г.
Что является целью обучения на современном уроке в начальной школе
Автор: Гусева Юлия Николаевна
Организация: МБОУ СШ№35
Населенный пункт: г. Ульяновск
Основной идеей современного урока является единство обучения, воспитания и развития. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели, цели урока.
Пидкасистый П.И. считает, что цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств её достижения и её переводом в конкретные дидактические задачи
Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
Как же построить такой урок?
Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
Современный урок должен быть основан на жизненных ситуациях, видении перспективных условий для решения задач, которые нам предлагает решать общество. Решение всех этих задач как нельзя лучше обеспечивает системно-деятельностный подход в процессе обучения.
Системно-деятельностный подход подразумевает выстраивание совместной деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока таким образом, чтобы цель урока стала личной целью ученика, чтобы ученик сам, используя различные средства, планировал свою деятельность и чтобы результат урока стал значимым для самого ученика.
Системно-деятельностный подход способствует развитию личности ребенка на основе универсальных учебных действий. Он выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса.
Задача учителя – создавать для каждого ситуацию успеха, не оставляя места для скуки и страха ошибиться – того, что тормозит развитие. Внешние стимулы (оценка, поощрение, наказание) при этом теряют свою значимость и уступают место внутренним стимулам (познавательный интерес, творчество, потребность в качественном образовании).
Современный урок в контексте реализации ФГОС должен отвечать определённым требованиям:
— учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
— учитель должен подвести учащихся к самостоятельному определению цели и задач урока;
— урок, должен быть проблемным и развивающим, на уроке важно осуществлять индивидуальный подход каждому ученику;
— урок, должен содержать разные виды деятельности;
— урок, должен стимулировать развитие познавательной активности ученика. современный урок развивает у детей креативное мышление.
— современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.
— урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
Учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками, используя групповые формы работы, работу в парах, микрогруппах; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; вывод делают сами учащиеся; проводится самооценивание и взаимооценивание результатов учащимися; минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; учитель создает благоприятный психологический микроклимат, предупреждает гиподинамию путем разнообразных форм коллективной деятельности, способствует эмоциональному благополучию школьников; в центре внимания урока – дети; учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей, их возрастные особенности; умение демонстрировать методическое искусство учителя; планирование обратной связи, рефлексия; урок должен быть добрым.
В современном уроке важны технологии обучения, обеспечивающие формирование у учащихся универсальных учебных действий, достижения метапредметных результатов. Таких технологий множество:
-технологии личностно ориентированного обучения;
-технология дифференцированного обучения;
-технология проблемного обучения;
— технология диалогового обучения;
-технология рефлексивного обучения;
-кейс-технологии и другие.
Современная структура урока в рамках ФГОС – это последовательность отдельных этапов урока, их логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодействия между собой, возникающие в процессе обучения.
Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредоточивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.
Учебная деятельность включает в себя следующие компоненты:
— действия самоконтроля и самооценки.
Самоконтроль — определение правильности выполненного действия (Правильно?).
Модели современного урока: традиционная и инновационная.
Традиционная включает в себя следующие компоненты: триединая цель урока, план-конспект, преобладающая фронтальная форма обучения, методы и приемы обучения, типы уроков.
Инновационная модель в свою очередь делится на деятельностную и развивающую. Включает в себя следующие компоненты: ключевые и базовые компетентности, обязательное проектирование урока учителем, разнообразные формы обучения, технологическую карту урока, практический опыт деятельности.
Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Чтобы использовать его в полной мере необходимо, чтобы урок был интересен всем – и учителю и ученику. Этим требованиям должен отвечать современный урок.
Выделяется ряд показателей эффективности современного урока:
Основной идеей современного урока является единство обучения, воспитания и развития. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели.
Воспитание и развитие школьников в учебно-воспитательном процессе применяются новые методы обучения:
Учитель должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации. В этом и состоит главная задача современного учителя.
Этапы урока по ФГОС в начальной школе
Дидактические задачи
Показатели реального результата решения задачи
Организация начала занятия.
Подготовка учащихся к работе на занятии.
Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
Проверка выполнения домашнего задания.
Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.
Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.
Подготовка к основному этапу занятия.
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.
Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
Усвоение новых знаний и способов действий.
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.
Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
Первичная проверка понимания.
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция.
Понимание сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.
Закрепление знаний и способов действий.
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.
Обобщение и систематизация знаний.
Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей.
Активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.
Контроль и самопроверка знаний.
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.
Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.
Подведение итогов занятия.
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.
Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.
Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
Информация о домашнем задании.
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.
Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.
Типы и виды уроков по ФГОС в начальной школе
Тип урока
Виды уроков
Урок изучения нового материала
Лекция, рассказ, беседа, просмотр кинофильма, самостоятельная работа с книгой, межпредметный интегрированный урок
Урок закрепления знаний и способов действий
Практическая работа; семинар,экскурсия, семинар, урок – ролевая игра, урок – деловая игра, урок фантазирования, урок путешествия, урок открытых мыслей, мозговая атака, урок – спектакль или концерт, урок – дидактическая игра (хоккей, морской бой, волшебный конверт, соревнование, КВН и т.д.), урок – аукцион знаний, урок – творческий отчет, круглый стол.
Урок систематизации и обобщения знаний
Практическая работа;семинар экскурсия, урок решения ключевых задач, урок – консультация, урок – ролевая игра, урок – деловая игра, урок фантазирования, урок путешествия, урок открытых мыслей, мозговая атака, урок – спектакль или концерт, урок – дидактическая игра (хоккей, морской бой, волшебный конверт, соревнование, КВН и т.д.), урок – аукцион знаний.
Тренинг, практикум, семинар, практическая работа; экскурсия, семинар, урок решения ключевых задач, урок – консультация, урок – ролевая игра, урок – деловая игра, урок фантазирования, урок путешествия, урок открытых мыслей, мозговая атака, урок – спектакль или концерт, урок – дидактическая игра (хоккей, морской бой, волшебный конверт, соревнование, КВН и т.д.), урок – аукцион знаний, урок – творческий отчет, круглый стол, урок провокаций, урок-суд, урок – круговая тренировка
Урок контроля знаний
Общественный смотр знаний, урок-зачет, практическая работа, устная контрольная работа, письменная контрольная работа, устный опрос, урок – «ищи ошибку»
Виды уроков по ФГОС в начальной школе: традиционные и унифицированные определения.
Вид урока
Традиционное определение
Унифицированное определение
Рассказ учителя – это живое, образное, эмоциональное изложение явлений, событий, содержащее преимущественно фактический материал
Форма организации урока, предназначенная для достижения локальных целей воспитания и развития через передачу ограниченной дидактической единицы в экстраактивном информационном режиме
Беседа – подача информации в виде диалога учителя с учеником по комплексу вопросов темы. Учитель ведет учеников к усвоению понятий, теорий, законов серией вопросов
Форма организации урока, предназначенная для достижения локальных целей воспитания и развития через передачу ограниченной дидактической единицы в интерактивном информационном режиме
Форма организации урока, состоящая в обсуждении результатов самостоятельной работы, учащихся с дополнительными источниками информации. Иногда на таких занятиях зачитываются доклады, рефераты
Форма организации урока, предназначенная для достижения локальных целей воспитания и глобальных целей развития через передачу укрупненной или ограниченной дидактической единицы в интерактивном информационном режиме
Форма организации урока, на котором учащиеся класса выполняют задания практического характера и докладывают о результатах работы в конце урока
Форма организации урока, предназначенная для достижения локальных целей воспитания и развития через передачу ограниченной дидактической единицы в интерактивном информационном режиме
Лекция – форма учебного занятия, где учитель излагает учебный материал систематически, одновременно руководя записями учеников, их работой
Форма организации урока, предназначенная для достижения глобальных целей воспитания и локальных целей развития через передачу укрупненной дидактической единицы в экстраактивном информационном режиме
Занятие, где учащиеся самостоятельно воспроизводят явления, всесторонне наблюдают их ход и из своих наблюдений выводят законы, явления или определенные константы
Практикум по работе с аналоговыми моделями реальных объектов
Интерактивный режим – все информационные потоки замкнуты внутри множества обучаемых или направлены от них вовне. Ученики выступают здесь как субъекты учения, то есть учащиеся. Этот режим характерен для самостоятельной учебной деятельности.
Второй вариант работы в интерактивном режиме – информационные потоки двусторонние (диалог), ученик выступает в постоянно флуктуирующем субъектно-субъектном отношении относительно обучающей системы, периодически становясь ее автономным элементом. Режим характерен для таких форм организации обучения, как беседа или консультация.
Экстраактивный режим – все информационные потоки циркулируют вне объекта обучения или направлены к нему. Ученик выступает в роли обучаемого. Этот режим характерен для лекции. Иногда такой режим называют пассивным, так как научение ртов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности» имплицируется активностью обучающей среды.
Особенность деятельностного метода – самостоятельное “открытие” детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.
Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.
Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт также и групповая форма работы.
Возьмем самый простой вид групповой работы – работу в парах. На этапе закрепления новой темы, например, мы предлагаем ученикам придумать для соседа по парте задание по закрепляемой теме. Указываем на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Разрешаем учащимся в случае разногласий задать вопрос учителю или учащимся с соседней парты. Выделяется на выполнение этого задания конкретное время, вполне достаточно 5 минут.
В течение этого времени каждый ученик класса получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение правила, в случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта.
Это небольшое упражнение очень действенно. А проводить его можно, как и сразу после объяснения учителя и рассмотрения нескольких примеров из учебника, так и на следующий день, после выполнения учащимися домашнего задания. Очевидно, что такое упражнение можно проводить при изучении самых разных тем.
В это время осуществляется включённый контроль, т.е. учитель слушает ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно оценивает их, помогает ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оценивает не только отвечающего, но и качественную работу “учителя”. Положительным моментом такой работы является несомненно то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания.
Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.
Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников
Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Анализ успеваемости и качества знаний по предметам, диагностика учебной мотивации, проведённые среди наших учеников, наглядно демонстрируют это утверждение. У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту
Анализ урока на основе системнодеятельностного подхода
1. Время самостоятельной работы учеников (не менее 50% времени урока).
2. Время, в течение которого говорил учитель (не более 10 минут).
3. Сколько учеников отвечали на уроке и сколько времени (должны все).
4. Сколько учеников получили оценки (более 50%).
5. Время, в течение которого ученики двигались (не менее 5 минут).
6. Сколько учеников готовы к восприятию нового материала (как проверено).
7. Сколько учеников ушли с урока с полным пониманием нового учебного материала (как проверено).
8. Соответствует ли объем домашнего задания норме (да – нет).
Главный ресурс ФГОС — учитель, «…это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет…»
Пришло время каждому учителю разобраться, к чему новому он должен быть открыт, что ему необходимо делать по новому. Переосмысление возможно только на основе анализа учителем своей педагогической деятельности и сравнения её результатов с результатами установленными новыми стандартами обучения.
Список используемой литературы