что является важным в обучении детей с зпр
Особенности обучения детей с задержкой психического развития
Особенности обучения детей с задержкой психического развития.
Для детей с задержкой психического развития типичен ряд характерных особенностей,к ним относятся: эмоционально-волевая и познавательная деятельность, поведение и личность ребенка в целом, Множественными изысканиями определены последующие главные особенности детей с задержкой психического развития – это высокая истощаемость, и как следствие чего, невысокая трудоспособность; неподготовленность чувств, свободы действия; небольшой резерв единых познаний и взглядов; небольшой лексический багаж. Так же дети с данной патологией отличаются низкой способностью умственной игровой работы. Понимание характеризуется замедленностью. В мыслительной деятельности наблюдаются сложности словесно-логических операций. У ребенка с задержкой психического развития наблюдаются изменения всех видов памяти, они не имеют способность применять дополнительные ресурсы с целью запоминания. Им нужен наиболее продолжительный промежуток с целью способа и обработки полученных данных.
При устойчивых формах задержки психического развития церебрально-органического генеза, кроме нарушений познавательной работы, предопределенных патологией трудоспособности, зачастую прослеживается и малая развитостьединичных корковых либо подкоровых функций: слухового, визуального восприятия, пространственного синтеза. У детей с ЗПР, так же, страдают моторная и сенсорная стороны речи, долговременная и кратковременная память.
Исследования показали, что, при обучении детей с данной патологией, необходимо учитывать вышеперечисленные особенности развития, присущие этим детям наряду с общими чертами. Поэтому, наравне с едиными особенностями, детям с ЗПР разнообразной клинической этиологии, присущи особенности, которые необходимо учитывать в психологических исследованиях, во время учебы и коррекционной работы. Организуя процесс обучения детей с ЗПР, необходимо знать, что подобные дети, задачи практического и интеллектуального характера разрешают на уровне своего возраста. Они обличаются способностью пользоваться проявленной поддержкой, могут понять содержание иллюстрации, повествования, сориентироваться в решении обычной проблемы и иных задач. Однако, эти обучающиеся отличаются недостаточной познавательной инициативностью, что в комбинации с быстрой утомляемостью и истощаемостью способно основательно замедлять их подготовку и формирование.
Стремительное переутомление приводит к утрате трудоспособности, из-за чего, у детей с ЗПР появляются трудности в усвоении учебной программы. Они не могут сохранить в своей памяти требования поставленной перед ними задачи, не могут запомнить продиктованное предложение, забывают фразы; делают несуразные погрешности в письменных работах; зачастую взамен решения задачи, они, попросту автоматически манипулируют цифрами; становятся неспособными дать оценку итогам собственным действиям; их взгляды на окружающий их мир узки и однообразны.
Подобные учащиеся не способны сконцентрироваться на уроке, не готовы подчинить свои поступки правилам, включающим ряд условий. У множества из них доминируют игровые аргументы.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в некоторых случаях они активно включаются в работу всего класса, и решают поставленные задачи одинаково со всеми учащимися, однако они сразу устают, отвлекаются, и прекращают усваивать урок, вследствие чего, в познаниях возникают существенные минусы.
Таким образом, вышеперечисленные характерные особенности детей с ЗПР не могут остаться незамеченными учителями. Которые, в свою очередь, стараются оказывать отдельную помощь таким учащимся. Учителя выявляют пробелы в багаже их знаний, и в обязанности каждого учителя входит заполнить эти ниши при помощи отдельных педагогических методов и методик, используемых в педагогической работе с такими детьми. Данные методики предусматривают дополнительные занятия с детьми с задержкой психического развития,в них входят: объяснение пройденного материала, выполнение дополнительных упражнений; с использованием различных наглядных дидактических пособий и разнообразных карточек, которые помогают сосредоточиться ребенку на главном материале изучения. В то же время, освобождают его от занятия, не относящегося к заданной теме, тем самым, привлекая внимание ребенка к изучаемому материалу. Перечисленные меры дают свои результаты на разных стадиях обучения, позволяя ученику добиться определенных временных успехов. В результате чего, педагог рассматривает способности учащегося, как отстающего в развитии и долго усваивающего материал.
В стадии стабильной работоспособности у детей с задержкой психического развития обнаруживаются и сильные стороны, проявляющиеся обычно, когда дети выполняют задания доступные и интересные для них, при условии, что эти задания, не требуют продолжительного интеллектуального усилия и протекают в тихой и благожелательной атмосфере.
При таком индивидуальном подходе со стороны педагогов и в таком состоянии, учащиеся с ЗПР, проявляют способности к независимому усвоению учебного материала. Или с небольшой поддержкой со стороны педагога, эти дети, так же, проявляют способности к решению умственных задач, практически в той же степени, что и другие, нормально развивающиеся сверстники.
Подобная картина отмечается и на занятиях в классе. Ребята имеют все шансы относительно быстро освоить учебный материал, грамотно написать упражнение и, следуя цели задачи, откорректировать погрешности в труде. К третьему – четвертому классу у отдельных учащихся с ЗПР под воздействием деятельности педагогов формируется заинтересованность к чтению.
Дети, пребывая в состоянии сравнительно неплохой трудоспособности, способны в последовательной и подробной форме пересказать доступный им текст. Они достаточно верно отвечают текст на вопросы к тексту, способны выделить из текста главную мысль, но, правда, не без помощи педагога. Если рассказ понравился ребенку, то, он может вызвать в нем бурную и глубокую эмоциональную реакцию.
Достигая возраста семи-восьми лет, такие дети трудно подстраиваются к рабочему режиму урока,потому что урок они воспринимают как игру: бегают по классу, задают невпопад вопросы, разговаривают с товарищами.
Когда возбуждение утихает, и дети утомляются, они начинают вести себя по разному, кто-то становится пассивным и вялым, ложится на парту и теряет интерес к уроку, другие дети, наоборот, становятся еще более возбудимыми, расторможенными и беспокойными.
В такие моменты педагогу требуется применить особые методы и большой такт, чтобы вывести детей из такого состояния.
Отдельные учащиеся, которые понимая свои трудности в обучении,делают попытки самоутвердиться по-своему:
они пытаются подчинить себе товарищей, которые слабее их физически, командуют ими, принуждают выполнять за себя работу по уборке класса, которая им не нравится.
Они изображают свое «геройство», нелепыми и рискованными способами, могут прыгнуть с высоты, полезть по опасной лестнице, чтобы привлечь внимание, так же они хвастаются поступками, которые никогда не совершали, тем самым, как бы компенсируя свое отставание в учебе.
Однако, эти учащиеся, как правило, восприимчивы к несправедливым упрекам, они остро на них реагируют и долго не могут успокоиться.
Дети с ЗПР более слабые в своем физическом развитии склонны подчиняться более сильным сверстникам, объявляют тех своим «авторитетом», безоговорочно ему подчиняются и поддерживают даже тогда, когда их «вожак» не прав.
Аномальное поведение, обнаруживающееся у младших учащихся в довольно безвредных действиях, со временем, возможно, перерастет в устойчивые черты характера, в случае, если педагоги, воспитатели и окружающие их взрослые люди вовремя не предпримут надлежащих воспитательных мер.
Педагог, для успешной работы с детьми с задержкой психического развития должен досконально изучить особенности развития детей с ЗПР, что является чрезвычайно важным для понимания общего подхода к работе с ними.
Консультация для родителей «Развитие детей с задержкой психического развития. Особенности развития детей с ЗПР» «Консультация для родителей «Развитие детей с задержкой психического развития»» Задержка психического развития — диагноз, характеризуемый.
Консультация для родителей «Особенности внимания у детей с задержкой психического развития и его коррекция» В последнее время специалистами доказано, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений, отмечаемых у.
Особенности внимания детей с задержкой психического развития Недостатки внимания как сосредоточения деятельности субъекта на каком-либо объекте отмечаются всеми исследователями в качестве характерного.
Особенности эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития В настоящее время особую актуальность приобрела проблема изучения эмоциональной сферы при тех вариантах дизонтогенеза, где эмоциональные.
Система дидактических игр как средство развития познавательных процессов детей с задержкой психического развития в старшем 1. Теоретические аспекты развития познавательных процессов детей с задержкой психического развития в старшем дошкольном возрасте. Современный.
Словесные игры для детей с задержкой психического развития Игры для детей с задержкой психического развития Игра «Найди отличие» (3-5лет) Цель : развитие умения сосредоточить внимание на деталях.
Средства и методы развития речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.
Нарушение грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития Статья на тему: Нарушение грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития Подготовила воспитатель группы ЗПР Титиёва.
Особенности памяти младших школьников с задержкой психического развития Задержка психического развития – нарушение (замедление) нормального темпа психического развития. Термин «задержка психического развития».
Живой уголок как средство развития коммуникативной сферы у детей с задержкой психического развития Коммуникативная сфера личности представляет собой общение и взаимодействия человека с другими людьми. Общение является ведущим условием.
Что является важным в обучении детей с зпр
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Для усвоения программного материала по любому учебному предмету учащиеся должны располагать некоторыми общими умениями и способами деятельности.
Статья:
Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР
Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, им в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней и тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности, хотя высшие формы игры со строгими правилами (например, сюжетно-ролевые игры) детям с ЗПР недоступны и вызывают страх или отказ играть.
Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности.
Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельной развернутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому ребенок долго не может освоить свернутые мыслительные операции.
У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка. В работах появляется множество исправлений и ошибок. У некоторых детей в ответ на замечания учителя и указания на ошибки вспыхивают реакции раздражения, другие категорически отказываются работать, особенно если задание оказывается относительно трудным.
Для них достаточно трудно обучаться по программе общеобразовательной школы, усвоение которой не соответствует темпу их индивидуального развития.
В массовой школе такой ребенок впервые начинает осознавать свою несостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность.
Особенности учебной деятельности детей с ЗПР
Для усвоения программного материала по любому учебному предмету учащиеся должны располагать некоторыми общими умениями и способами деятельности. Речь идет об умении ориентироваться в задании и производить его анализ, обдумывать и планировать предстоящую работу, следить за правильностью выполнения задания, рассказывать о проведенной работе и давать ей оценку.
Наиболее ярко особенности учебной деятельности детей с задержкой психического развития обнаруживаются при изготовлении ими поделок по наглядному образцу на уроках труда, где учащиеся действуют в системе развернутых и внешне четко обозначенных требований. Наглядность и завершенность отдельных этапов деятельности на этих уроках позволяет выявить, прежде всего, недостаточную сформированность анализа образца – операции, имеющей первостепенное значение для всей последующей работы. Учащиеся ограничиваются беглым осмотром образца, не вычленяют многих из его существенных признаков и сразу приступают к изготовлению поделки. Такая необдуманность, импульсивность и слабая ориентировка в задании приводят к многочисленным ошибочным действиям. На этом этапе деятельности учащиеся переоценивают собственные возможности, о чем говорят результаты проделанной ими работы, которые существенно отличаются от заданных образцов.
Недостаточная целенаправленность деятельности детей с зпр выражается в их неумении обдумать свою работу и спланировать ход ее выполнения.
Одна из существенных особенностей деятельности детей с задержкой психического развития состоит в недостаточной регуляции с помощью речи. Это выражается в том, что дети затрудняются в адекватном словесном обозначении совершаемых действий и точном выполнении предложенных речевых инструкций.В их словесных отчетах нет четкого обозначения последовательности произведенных действий и вместе с тем, содержится описание второстепенных, малозначительных моментов.
Нарушение регулирующей функции речи отрицательно сказывается на формировании умения осуществлять необходимый поэтапный контроль. Дети часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки.
Учащиеся не проявляют достаточного стойкого интереса к предложенному заданию; они мало активны, безынициативны, не стремятся улучшить свой результат.
Рассмотрим особенности учебной деятельности детей, имеющие место при овладении программным материалом и обусловленные ими конкретные затруднения.
В упражнениях по русскому языку в учебнике часто встречается образец, который может быть назван словесным. В качестве образца используются отдельные слова или предложения, с помощью которых показано, какую именно работу следует проделать учащимся. Например, показано, как разделить слова для переноса, как подчеркнуть определенный слог, каким образом изменить слова и т.д. Ребенок должен осуществить сложную умственную работу, чтобы разобрать с позиции образца все упражнение.
Дети с задержкой психического развития недостаточно вдумываются в смысл предложенного задания и затрудняются в вычленении словесного образца, так как он не всегда обозначен специальным словом образец и располагается в различных упражнениях по-разному: в самом начале упражнения, в середине его либо в конце. Они не соотносят имеющийся образец с инструкцией, не анализируют его; образец не определяет в нужной мере последующей деятельности детей. Например, вместо того, чтобы подчеркнуть в слове слог с определенной буквой (как представлено в образце), учащиеся подчеркивают лишь одну букву этого слога либо все слово целиком: иногда указанное требование вообще игнорируется.
Особые трудности эти дети испытывают при выполнении упражнений, включающих в себя несколько частных заданий (составить предложения, изменить определенным образом слова, подчеркнуть указанный слог и т.д.). Приступая в этих случаях к работе, они нередко проявляют нерешительность, задают учителю и друг другу вопросы, которые, как правило, касаются того, что уже было сказано учителем или объяснено в учебнике. В таких случаях ученикам надо помочь понять формулировку задания.
Выполняя упражнение с несколькими заданиями (инструкциями), дети не осмысливают его в целом, часто нарушают последовательность работы, затрудняются в переключении с одного приема работы на другой. Некоторые инструкции ими вообще не выполняются; правильности выполнения других мешают соседние инструкции. Следовательно, подобные упражнения создают для детей с задержкой психического развития дополнительную трудность, в результате которой у них нарушается четкость представления об отдельных заданиях и о последовательности работы в целом.
Однако те же самые инструкции перестают затруднять учащихся, если предлагаются по-отдельности. Задание, состоящее из нескольких звеньев, может встретиться на уроках по любому предмету – в письменной либо устной форме. Его вариантом являются некоторые задания по математике. Так, многие математические задачи состоят из нескольких звеньев, при решении которых должна соблюдаться строго определенная последовательность. Ряд математических заданий требует от учащихся умения многократно переключаться с одного приема работы на другой (например, с действия сложения на вычитание) либо осуществлять последовательный анализ образца (например, при поиске геометрических фигур заданной формы среди множества разнообразных) и т.д. Особую трудность у детей с задержкой психического развития вызывает решение задач. Они плохо ориентируются в условиях задач: не умеют выделить в них самое существенное, представленные в них предметно-количественные отношения им недоступны или доступны лишь частично. Довольно часто дети начинают решать задачу, не вникнув в ее содержание, при этом совершают необдуманные, случайные действия с числами.
На первых порах дети решают простые задачи на нахождение суммы и остатка. В такой задаче описана конкретная ситуация, которая должна быть осмыслена и переведена в план арифметических действий. Дети с зпр с трудом обобщают такие слова, которые обозначают разнообразные жизненные действия: продали, принесли, израсходовали, впустили и т.д. Поэтому для них в этот период предметно-практическое изображение задачи имеет особую значимость.
Практическая деятельность с предметами не только помогает детям осмыслить содержание задачи, но и способствует преодолению умственного переутомления, которое часто возникает у них на уроке математики. Такое переутомление приводит к резкому снижению работоспособности и внимания; кроме того, у детей появляются импульсивные, необдуманные действия, в результате чего возникает множество ошибок.
Некоторые учащиеся не умеют читать задачи в нужном темпе, читают невыразительно. У многих укоренилась привычка невнимательного, неосмысленного чтения: дети часто искажают, заменяют и пропускают слова, иногда не замечают вопроса. Все это, естественно, затрудняет понимание предложенных им задач.
Отсюда следует необходимость учить детей правильно и выразительно читать тексты задачи. Первое восприятие текста задачи они должны получить при чтении ее учителем или учеником с хорошей техникой чтения.
Эффективность обучения и воспитания обеспечивается максимальным использованием практической деятельности детей на уроках, а также использованием игровых приемов, наглядного и дидактического материала, разнообразных пособий, позволяющих формировать интерес к учебе и активно усваивать новое.
При использовании дидактического материала на уроках педагоги должны придерживаться ряда требований:
1. Отбор наглядного, занимательного и практического материала осуществляется в соответствии с задачами обучения, а также с учетом уровня психофизического развития детей, индивидуализации заданий.
2. Отобранный материал эффективно используется на уроках.
3. Учитель осуществляет руководство деятельностью детей при работе с подобранным материалом.
4. Игры, задания, упражнения применяются как для закрепления материала, так и для решения новых задач.
5. Практикуется создание положительных эмоций, способствующих более осознанному восприятию предлагаемого материала.
6. Необходимо сочетать наглядные средства с использованием речевых приемов и методов.
7. Следует производить варьирование демонстрационного материала и практической деятельности.
Так же для успешного обучения учащихся с задержкой психического развития необходимо:
охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка : предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов, профилактика детского травматизма через организацию физкультурно-оздоровительных перемен, динамического часа, физкультминуток на уроках, проведение занятий на свежем воздухе и др., создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной деятельности в ее фронтальной и индивидуальной формах;
реализация коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса через проведение уроков, индивидуальных и групповых коррекционных занятий, классных часов, праздников, экскурсий и т.п. Каждая из названных форм имеет свою структуру, методику проведения, целевые установки. Но есть и общие моменты, которые относятся к разряду методических требований, необходимых к выполнению педагогом, обучающим детей с ЗПР в классе «нормы».
Каждая форма педагогического общения должна иметь три четко определенные цели: образовательную, воспитательную и коррекционно-развивающую .
Образовательная цель должна определять задачи усвоения учебного программного материала, овладения детьми определенными учебными знаниями, умениями и навыками. Формулировка отражает содержание занятия.
Воспитательная цель должна определять задачи формирования высших ценностей, совершенствования моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, развития социальной активности и т.д.
Коррекционно-развивающая цель должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта цель должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке. Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер и пр., включение заданий с опорой на несколько анализаторов и пр.
Обучение и развитие ребенка с ЗПР в обычном классе общеобразовательной школы по адаптированной программе
Инклюзивное (франц. inclusif — включающий в себя, от лат. include — заключаю, включаю) или включенное образование — термин, который используется для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
Модель инклюзивного образования строится на основании следующего социального подхода — нужно изменять не людей с ограниченными возможностями, а общество и его отношение к инвалидам. Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и здоровых учеников. Она дает право на образование каждому, независимо от степени его соответствия критериям школьной системы. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности. Вместе с тем, дети находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать отношения, совместно с учителем творчески решать образовательные проблемы.
Принципы инклюзивного образования
Инклюзивное образование предполагает принятие учеников с ограниченными возможностями здоровья как любых других детей в классе, включение их в одинаковые виды деятельности, вовлечение в коллективные формы обучения и групповое решение задач, использование стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т.д.
Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает развить гуманность, толерантность, готовность помогать сверстникам.
Еще Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием.
Самым главным направлением в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики развития психики и здоровья каждого ребенка.
В моем классе учится ребенок с задержкой психического развития (ЗПР).
Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. При ЗПР дети не могут включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные задания и выполнять их. Они ведут себя в классе так же, как в обстановке игры в группе детского сада или в семье. Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса школы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности, хотя игры со строгими правилами детям с ЗПР недоступны и вызывают страх или отказ играть.
Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации целенаправленной деятельности.
Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельной развернутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому ребенок долго не может освоить свернутые мыслительные операции.
У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка.
Для них недоступно обучение по программе массовой школы, усвоение которой не соответствует темпу их индивидуального развития
Адаптированная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 53 (далее – АОП НОО) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ (далее – ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), предъявляемыми к структуре, условиям реализации, планируемым результатам освоения АОП НОО обучающихся с ЗПР и с учетом Примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (ПООП НОО обучающихся с ЗПР).
Адаптированная образовательная программа начального общего образования (вариант 7.1.) определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального общего образования обучающимися с задержкой психического развития, примерные условия образовательной деятельности.
Вариант 7.1. предназначен для образования обучающихся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности).
Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом.
Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
Данный вариант характеризуется
Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ЗПР, которые включают использование адаптированной образовательной программы, специальных методов обучения и воспитания, проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, направленных на коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии и формирование социальных (жизненных) компетенций.
Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по завершению обучения в начальной школе.
При организации процесса обучения следует помнить, что дети с задержкой психического развития многие практические и интеллектуальные задачи решают на уровне своего возраста, способны воспользоваться оказанной помощью, умеют осмыслить сюжет картинки, рассказа, разобраться в условии простой задачи и выполнить множество других заданий. В то же время у этих обучающихся отмечается недостаточная познавательная активность, которая в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью может серьезно тормозить их обучение и развитие.
Следуя рекомендациям, данным в этой программе совместно с педагогом – психологом школы разработан «Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося» (Приложение 1). План реализации маршрута (Приложение 2).
Коротко об основных направлениях работы педагога по этому маршруту.
Педагогическая диагностика детей с ЗПР
Для обеспечения эффективности педагогической деятельности необходима максимально полная информация об особенностях и возможностях каждого ребенка. Одной из важных составляющих при получении такой информации является педагогическая диагностика. Она представляет собой способы изучения характера усвоения программных знаний и навыков, особенностей сформированности важнейших для развития ребенка видов деятельностей, индивидуально – личностных особенностей.
Для диагностики сформированности учебных знаний могут быть использованы методы наблюдения за поведением ученика на уроке, анализа контрольных и самостоятельных письменных работ, устных ответов, беседы по изученному материалу. Для того, чтобы в дальнейшем диагностические данные можно было использовать при отборе дифференцированных приемов педагогического воздействия, необходимо тщательно продумать критерии оценки материалов диагностики.
Результаты изучения особенностей усвоения учебных знаний и навыков я заношу в «Дневник педагогических наблюдений за поведением и учебной деятельностью учащегося».
В результате педагогической диагностики возможно выявить, какие именно темы и разделы учебной программы и в какой степени усвоены каждым ребенком, проанализировать, что является основной причиной затруднений при усвоении, разработать на основе этих сведений индивидуальную коррекционную программу для ребенка, включающую в себя цели и задачи, этапы, оптимальные приемы организации коррекционно – развивающей работы как на уроке, так и во вне урочное время.
Так, высокий уровень овладения программными сведениями предполагает предоставление ребенку максимальной самостоятельности, индивидуальное усложнение заданий, побуждающее к оказанию объясняющей помощи другим детям.
Овладение программой в степени выше среднего ведет за собой анализ причин, не позволяющих справиться с учебными требованиями на более высоком уровне. В случае, если затруднения ребенка обусловлены сенсомоторными (1 группа причин) или познавательными (2 группа причин) нарушениями, психолого – педагогическая его поддержка должна быть направлена на создание специальной коррекционной среды, подбор таких дидактических игр и упражнений, которые на коррекционных занятиях и в свободное время позволяли бы ребенку преодолевать эти нарушения.
Образовательная деятельность.
Особые образовательные потребности
Организация деятельности на уроке.
Для повышения эффективности обучения учащихся с ЗПР создаются специальные условия:
Вариативные приемы обучения.
На уроках и во внеурочной деятельности я активно использую методы и приемы по формированию универсальных учебных действий у данного ребенка. Это регулятивные универсальные учебные действия, к ним относятся следующие умения:
— умение действовать по плану;
— преодоление импульсивности, непроизвольности;
— умение оценивать правильность выполненного действия;
— учение вносить коррективы в результат.
Обучение ориентировке в задании, планированию предстоящей работы.
Обучение выполнению предстоящей работы в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя.
Обучение самоконтролю и самооценке в деятельности.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря, овладение техникой речи. Кружок «Занимательная грамматика и развитие речи».
В системе обучения использую различные виды помощи:
Чувствительность ребенка к помощи, способность усваивать ее, переносить усвоенный с помощью способ деятельности на решение аналогичных учебных задач – надежный способ определения уровня развития ребенка, его обучаемости.
Учебная помощь. Осуществляется коррекция в соответствии с уровнем реальной школьной успеваемости, этапных целей и требований урока, объема и уровня сложности учебных заданий.
Стимулирующая помощь. Необходимость в такой помощи возникает тогда, когда ребенок не включается в работу после получения задания или когда работа завершена, но выполнена неверно. В первом случае учитель помогает ребенку организовать себя, мобилизовать внимание, ободряя его, успокаивая, вселяя уверенность в способности справиться с задачей. Учитель спрашивает у ребенка, понял ли он задание, и если выявляется, что нет, повторно разъясняет его. Во втором случае учитель указывает на наличие ошибки в работе и необходимость проверки предложенного решения.
Направляющая помощь. Данный вид помощи должен быть предусмотрен для случаев, когда возникают затруднения в определении средств, способов деятельности, планировании – в определении первого шага и последующих действий. Эти затруднения могут быть обнаружены им в самом процессе работы или уже после того, как работа закончена, но сделана неправильно. В этом случае педагог косвенно направляет ребенка на правильный путь, помогает ему сделать первый шаг, наметить план действий.
Обучающая помощь. Необходимость обучающей помощи возникает в тех случаях, когда другие ее виды оказываются недостаточными, когда надо непосредственно указать или показать, что и как следует делать для того, чтобы решить предложенную задачу или исправить допущенную в ходе решения ошибку.
Развитие мелкой моторики кисти рук, навыков каллиграфии.
Использование игр и упражнения, направленных на развитие мелкой моторики и графических навыков.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития, развитие артикуляционной моторики.
Использую на уроках для всех детей (оказываю индивидуальную помощь ребенку с ЗПР) пластилинографию, оригами, работу с конструктором, работу с мятой бумагой, ватопись.
Очень нравятся детям занятия логоритмикой и кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия. Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.
Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы.
Далее приведены кинезиологические программы, направленные на:
Продолжительность занятий зависит от возраста (от 5-10 до 20-35 минут в день). Заниматься необходимо ежедневно, длительность занятий по одному комплексу упражнений 45-60 дней. Занятия ведутся по схеме:
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.
«Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д.; в обратном порядке – от мизинца к указательному пальцу.
«Лезгинка». Ребенок сжимает левую руку в кулак, большой палец отставляют в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Ладонью правой руки прикоснуться к мизинцу левой. Менять положение правой и левой рук, добиваясь высокой скорости смены положений (6-8 раз).
«Лягушка». Положить руки на стол: одна сжата в кулак, ладонь другой лежит на плоскости стола. Менять положение рук.
«Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить в замок. Двигать пальцем, который укажет взрослый, точно и четко. Нежелательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении должны участвовать все пальцы на обеих руках.
«Ухо – нос». Взяться левой рукой за кончик носа, правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.
Также немаловажную роль в развитии личности играют коммуникативные универсальные учебные действия. К ним относится умение устанавливать дружеские отношения со сверстниками.
Вовлекаю ученицу в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых она учится изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
В процессе такой работы дети научатся понимать смысл и прогнозировать последствия собственного эмоционального поведения. Они осознают значение эмоциональной атмосферы добра, радости, сотрудничества для улучшения и собственного самочувствия, и отношений с одноклассниками. Внеурочная деятельность соответствующей направленности «Психология общения».
Ориентируюсь на организацию успеха ребёнка в учебной деятельности, путем опоры на его положительные, сильные качества.
Задействую ее в мероприятиях, например, инсценировках, танцах, художественном творчестве.
Создаю благоприятный психологический микроклимат в классе.
Провожу тематические беседы, классные часы, совместные поездки, экскурсии.
Веду работу по развитию познавательных (познавательные УУД) и творческих способностей у ребенка, а также по формированию адекватной самооценки и учебной мотивации, используя упражнения развивающего характера, а также развивающие игры и задания. Кружки «Шахматная азбука», «Занимательная математика», «РОСТ» (Развитие. Общение. Самооценка. Творчество)
Формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья. Дни здоровья. Занятия на свежем воздухе.
Особую роль в процессе обучения детей с ОВЗ играют взаимоотношения между педагогами и родителями. Родители лучше знают своего ребенка, поэтому в решении ряда проблем педагог может получить от них ценный совет. Сотрудничество учителей и родителей поможет посмотреть на ситуацию с разных сторон, а, следовательно — позволит взрослым понять индивидуальные особенности ребенка, выявить его способности и сформировать правильные жизненные ориентиры.
Очень важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.