что значит пудрить мозги
ПУДРИТЬ МОЗГИ
Смотреть что такое ПУДРИТЬ МОЗГИ в других словарях:
ПУДРИТЬ МОЗГИ
ПУДРИТЬ МОЗГИ
• ПУДРИТЬ/ЗАПУДРИТЬ МОЗГИ кому slang [VP; subj: human]===== ⇒ to try to deceive or mislead s.o.:- X пудрит Y-y мозги••≈ X is bullshitting (fast-talkin. смотреть
ПУДРИТЬ МОЗГИ
пудрить мозги вола вертеть, парить, сбивать с пахвей, околпачивать, клепать мозги, дезориентировать, заговаривать зубы, блефовать, мутить воду, запутывать, вводить в обман, компостировать мозги, замазывать глаза, втирать очки, обманывать, обставлять, накалывать, морочить, арапа заправлять, дурачить, оставлять в дураках, баки забивать, брать на арапа, отводить глаза, охмурять, морочить голову, брать на пушку, дурить голову, водить за нос, обдурять, дурить мозги, облапошивать, надувать, разыгрывать, обжуливать, обводить вокруг пальца, крутить шарики, парить мозги, сбивать с толку, сбивать с пахвы, мистифицировать, сбивать с панталыку, морочить мозги, оболванивать, сбивать с пахвов, оставлять с носом, крутить голову, сбивать, объегоривать, путать, вводить в заблуждение, крутить мозги, вешать лапшу на уши, темнить, вола крутить, одурачивать
ПУДРИТЬ МОЗГИ
ПУДРИТЬ МОЗГИ кому. ЗАПУДРИТЬ МОЗГИ кому. Прост. Предосуд. Дурачить, обманывать кого-либо. — Насчёт Зиночки ты, конечно, молоток, — угрюмо похвалил Юрк. смотреть
ПУДРИТЬ МОЗГИ
пудрить мозги מָרַח אֶת (מִישֶהוּ)
ПУДРИТЬ МОЗГИ
(или клевать, сахарить мозги) комупытаться воздействовать на кого-л., убеждать; заговаривать зубы, обманывать, темнить.
Пудрить мозги
Обман, ложь, введение в заблуждение, дурачить, обманывать кого-либо.
Этот косметический фразеологизм имеет две истории происхождения и одна из них действительно связана со средством косметики, а точнее непосредственно с пудрой.
Во времена Людовика XV (1710 — 1774) использование пудры получило наиболее сильное распространение.
Появление этой моды во Франции связывают с фавориткой Людовика XV небезызвестной Маркизой де Помпадур (1721 — 1764). Было принято пудрить не только лицо и плечи, но и парики, на что уходило достаточно много времени.
В обязанности прислуги, которая помогала своим хозяйкам «прихорашиваться», входило сообщать все дворцовые новости и сплетни. Можно представить, сколько новой информации за этой болтовнёй впитывалось в головы придворных дам вместе с нанесением пудры. Так что неудивительно, что создавалось впечатление, что служанки пудрили не только парики, но и мозг.
Тогда, кстати, появилось выражение «присыпать сон пудрой», означающий погружение в мир иллюзий. Оба варианта заслуживают внимания, но, на мой взгляд, первая версия происхождения фразеологизма более приятная.
Синонимами этого выражения являются фразеологизмы:
— Ну так оно и есть, ни с кем ты не сражался, — успокоенно сказал Димша. — Пудришь мне мозги на дорогу. Нашёл утеху.
Михаил Михайлович Просекин. «Отверженный»
ПУ́ДРИТЬ МОЗГИ́
Обман, ложь, введение в заблуждение, дурачить, обманывать кого-либо.
ПУДРИТЬ МОЗГИ
пудрить мозги вола вертеть, парить, сбивать с пахвей, околпачивать, клепать мозги, дезориентировать, заговаривать зубы, блефовать, мутить воду, запутывать, вводить в обман, компостировать мозги, замазывать глаза, втирать очки, обманывать, обставлять, накалывать, морочить, арапа заправлять, дурачить, оставлять в дураках, баки забивать, брать на арапа, отводить глаза, охмурять, морочить голову, брать на пушку, дурить голову, водить за нос, обдурять, дурить мозги, облапошивать, надувать, разыгрывать, обжуливать, обводить вокруг пальца, крутить шарики, парить мозги, сбивать с толку, сбивать с пахвы, мистифицировать, сбивать с панталыку, морочить мозги, оболванивать, сбивать с пахвов, оставлять с носом, крутить голову, сбивать, объегоривать, путать, вводить в заблуждение, крутить мозги, вешать лапшу на уши, темнить, вола крутить, одурачивать
ПУДРИТЬ МОЗГИ кому. ЗАПУДРИТЬ МОЗГИ кому. Прост. Предосуд. Дурачить, обманывать кого-либо. — Насчёт Зиночки ты, конечно, молоток, — угрюмо похвалил Юрка, — она мне вон сколько мозги пудрила, всё недотрогу из себя корчила (В. Массалитин. Помоги подняться). — Ну так оно и есть, ни с кем ты не сражался, — успокоенно сказал Димша. — Пудришь мне мозги на дорогу. Нашёл утеху (М. Просекин. Отверженный). — Поехали, на чужое смотреть — только расстраиваться… А он, однако, ну и брехло… Мозги ей запудрил: директор, мол, завода, фити-мити… Ну, шут гороховый! (В. Кавторин. Маэстро Шахбазов).
«Пудрить мозги». История выражения
Нынешнее выражение, как мне кажется, употребляется достаточно редко. Это, несомненно, является поводом напомнить о нем и рассказать о его истории. А поговорим мы сегодня про прекрасное выражение ПУДРИТЬ МОЗГИ.
Журналист и поэт Карен Маркарян вот как высказывается об истории этого выражения:
Мадам де Помпадур ввела
Для светских дам обычай модный:
Чтоб облик сделать благородным,
Прически пудрить и тела.
Стихотворение это достаточно большое и охватывает не только официальную версию возникновения выражения, но и второстепенную. Не будем забегать вперед и поговорим о французской истории.
Во времена правления Людовика XV использование пудры получило поистине огромное распространение. Появление такой моды во Франции связывают с фавориткой Людовика, Жанной-Антуанеттой де Пуассон, более известной как Маркиза Де Помпадур. Именно с ее подачи было принято пудрить парики. Процедура эта могла длиться часами. Служанки умывали своих хозяек, красили, причесывали. И последним, так сказать, аккордным штрихом было посыпать все это собранное воедино создание пудрой. Пудрились лицо, плечи, подмышки и, конечно же, парики. В процессе этого туалета служанки обсуждали все последние новости и сплетни. Естественно, что дама после этой процедуры выходила в свет не только с припудренным париком, но и переполненной информацией ничуть не хуже современного интернета. То есть, служанки как бы и мозг припудривали этими сплетнями.
Не могу не рассказать вам про этимологию каждого из слов в этом выражении.
Со словом мозг все интереснее! Слово это старославянского происхождения и впервые упоминается в литературных памятниках в XI веке. В прусском встречаем похожее МУЗГЕНО, обозначающее костный мозг. В древнеиндийском МАДЗЯН также обозначающее костный мозг.
Кто не любит длиннопосты, для вас есть аудио-версия материала: https://linktr.ee/Po_slo_gam
Под Орлом найдены 2000 артефактов времен Ивана Грозного
Находки сделаны на месте сражения русского войска и крымской орды
Специалисты Института археологии РАН смогли обнаружить место Судбищенской битвы (1555 год) — одного из самых известных сражений эпохи Ивана Грозного между русским войском и крымской ордой у урочища Судбищи.
Первые находки в апреле 2021 года подняли со дна реки Гоголь на территории Новодеревеньковского района дайверы из орловского клуба. Экспедиции Института археологии РАН установила, что предметы вооружения и снаряжения встречаются на значительной площади. На некоторых участках уже побывали черные копатели.
Датировка предметов основана на характерных предметах вооружения, нательных крестах XVI — начала XVII веков и монетах-чешуйках Иоанна Васильевича (отчеканенных до 1547 года), а также татарской денги.
Использованы материалы Института археологии РАН
Тигро-корее-ведческое
Ещё какие-то 100 лет назад имидж Кореи в Европе не сильно отличался от образа России. Только если у нас по улицам ходили медведи, то в Корее детей из домов воровали тигры!
А виноваты в случившемся, как всегда, японцы.
Во внутренних районах Кореи волков и тигров можно увидеть ежедневно в полях, и теперь опасно предпринимать какие-либо путешествия.
Власти все больше и больше озабочены этими инцидентами и думают, как остановить этот набег хищных животных. Вскоре правительство будет вынуждено систематически бороться с тиграми и волками, которые сегодня терроризируют всю страну.»
Пы.Сы.: а тигры то были сибирские.
Гибель авианосца
В ноябре 1941 года немецкая подлодка уничтожила один из флагманов британского флота
13 ноября 1941 года, окрестности Гибралтара.
Британский авианосец «Арк Ройял» медленно идет ко дну после успешной торпедной атаки немецкой подлодки U-81. Прослуживший менее трех лет авианосец затонул на следующий день. Другие британские корабли смогли эвакуировать с него практически весь экипаж — жертвой кораблекрушения стал всего один человек из почти 1,5 тыс. членов команды.
Самые старые ветряные мельницы в мире, которые работают до сих пор
В деревне Наштифан (Иран) до сих пор вращаются одни из самых старых ветряных мельниц в мире, которые, возможно, являются самой ранней конструкцией ветряной мельницы в мире.
Сделанные из натуральной глины, соломы и дерева, они перемалывают зерно в муку уже более 1 000 лет.
Правда ли, что после революции большевики попытались обобществить женщин?
Согласно распространённому мнению, после революции 1917 года новая власть предприняла попытку разрушить институт брака и сделать социалистических женщин общими. Мы проверили, происходило ли такое.
(Спойлер для ЛЛ: неправда)
Контекст. В интернете нередко можно встретить утверждения следующего вида:
«В СССР задолго до обобществления земли и крестьян произошло обобществление женщин. Отрицая тем самым не только десять заповедей, но и устои любой семьи начиная с Египта и Вавилона. Даже полигамия была оставлена коммунистами далеко позади. Чем после Октябрьского переворота привлекли сердца и тела масс не меньше, чем украденным у эсеров лозунгом «Землю крестьянам!».
Пример указа этого времени: «С 1 января 1918 года в СССР отменено право постоянного владения женщинами, которые достигли семнадцать лет». (Под постоянным владением женщинами большевики новорождённой Советской Республики подразумевали «буржуазно-церковный брак»). «Каждая комсомолка обязана отдаться по первому требованию любому комсомольцу, если он оплачивает членские взносы и занимается общественной работой». «Каждый член партии может получить талон в бабраспреде на владение от трёх до пятью женщинами соответственного его вкладу в построение коммунизма».
Это не выдумки и не наветы врагов России. Это цитаты из декретов, принятых в 1918 году революционным руководством коммунистической молодёжи советской страны. Антихристианская мораль передовой женщины, подаренная большевиками народу: отказать комсомольцу в его желании переспать отстало и неприлично. Таким образом, обобществлённое (колхозное) использование женщин в Советском Союзе было осуществлено задолго до обобществления земли (коллективизации в сельском труде). Сменившись лишь через шесть лет, в 1924 году (сразу же после смерти Ленина и не раньше. ), моралью товарища Сталина, высшим выражением которой являлись двенадцать половых заповедей пролетариата, из которых женщин особо поражает пятая заповедь: «Половой акт не должен часто повторяться»».
Подобные утверждения попали и в современные вполне серьёзные психологические словари. Дополнительный интерес к теме вызвало недавнее выступление президента РФ Владимира Путина в дискуссионном клубе «Валдай», в котором он заявил: «В совершенную фантасмагорию превратилась в ряде западных стран дискуссия о правах мужчин и женщин. Смотрите, дойдёте там до того, как большевики предлагали, не только кур обобществлять, но и женщин обобществлять. Ещё один шаг — и вы там будете».
Как известно, события 1917 года в России способствовали укреплению роли женщины в общественной жизни страны. В январе 1918 года III Всероссийский съезд Советов утвердил Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая предоставила женщинам равные политические права с мужчинами. А в июле 1918 года первая Конституция РСФСР закрепила эти права и юридическое равенство мужчины и женщины. На фоне таких подвижек разговоры об «использовании женщин большевиками» выглядят несколько странно. Если мы обратимся к трудам главных идеологов коммунизма — Карла Маркса и Фридриха Энгельса, — то у них не только нет слов в поддержку обобществления женщин, но и всячески критикуется подобный подход:
«Буржуа смотрит на свою жену как на простое орудие производства. Он слышит, что орудия производства предполагается предоставить в общее пользование, и, конечно, не может отрешиться от мысли, что и женщин постигнет та же участь. Он даже и не подозревает, что речь идёт как раз об устранении такого положения женщины, когда она является простым орудием производства».
А что же с «отменой постоянного владения женщинами с 1 января 1918 года»? В Декрете ВЦИК и СНК о гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния, принятом 18 (31) декабря 1917 года, ничего об упразднении брака как такового нет — более того, допускается даже его церковная разновидность. Да, на первый план выходит гражданский брак, но гражданский не в смысле фактический, незарегистрированный, а в смысле узаконенный в загсе. В те же дни появился Декрет о расторжении брака, но развод не есть отмена института брака.
Тем не менее если обратиться к прессе 1918 года, то окажется, что на тему угнетения российских женщин писали немало, особенно на Западе. В частности, там встречались заголовки вроде «Большевики обобществляют женщин, накладывая табу на создание семьи», «Полигамия по-советски», «Социализм узаконил проституцию» и «Большевики отбросили Россию на задворки цивилизации».
Чуть позднее в Сенате США во время слушания о положении дел в России произошёл следующий диалог между членом комиссии сенатором Кингом и прибывшим из Советской России американцем Саймонсом, позднее напечатанный в журнале «Красная новь»:
Позднее анархисты заявили, что убийство Уварова — это «акт мести и справедливого протеста» за разгром анархистского клуба и за издание от имени анархистов Декрета об отмене частного владения женщинами.
Декрет Уварова был датирован 28 февраля 1918 года и включал в себя преамбулу и 15 параграфов. В преамбуле излагались мотивы издания документа: вследствие социального неравенства и законных браков «все лучшие экземпляры прекрасного пола» находятся в собственности буржуазии, чем нарушается «правильное продолжение человеческого рода».
Согласно декрету, с 1 января 1918 года все женщины в возрасте от 17 до 32 лет (кроме имеющих более пяти детей) изымались из частного владения и объявлялись «достоянием (собственностью) народа». Документ определял правила регистрации женщин и порядок пользования «экземплярами народного достояния». Распределение «заведомо отчуждённых женщин» должно было осуществляться саратовским клубом анархистов. Мужчины имели право пользоваться одной женщиной «не чаще четырёх раз в неделю в течение трёх часов».
А в конце июня 1918 года в Москве, в здании биржи на Мясницкой улице, прошёл судебный процесс уже над неким Мартыном Хватовым, владельцем мануфактурной лавки. Хватову инкриминировали изготовление и расклеивание на заборах и домах Москвы аналогичного Декрета об обобществлении российских девиц и женщин, изданного якобы Московской свободной ассоциацией анархистов и вступавшего в силу на этот раз 1 мая 1918 года. Пункты декрета были аналогичны уваровским.
На суде выяснилось, что Хватов уже успел на практике отчасти реализовать некоторые параграфы фальшивого документа. Он приобрёл в Сокольниках избу из трёх комнат, которой дал имя «Дворец любви коммунаров». Посещавших «дворец» (и плативших за это) он именовал семейной коммуной, а сам пользовался «благами цивилизации» бесплатно. Тем не менее суд поступил мягко и постановил лишь конфисковать дом любви и заработанные деньги, а вот самого Хватова освободить. Впрочем, на следующий день затейник, как и Михаил Уваров, был убит в собственной лавке группой анархистов, что говорит о некотором смешении этих двух историй.
Тем не менее по стране начали появляться различные варианты декрета. Так, в Вятке правый эсер Виноградов, переписав текст хватовского «сочинения» из газеты «Уфимская жизнь», напечатал его под названием «Бессмертный документ» в газете «Вятский край». Распространение также получил декрет Владимирского совета об объявлении женщин с 18 до 32 лет государственной собственностью. Газета «Владимирские вести» писала:
«Всякая девица, достигшая 18 лет и не вышедшая замуж, обязана под страхом наказания зарегистрироваться в бюро свободной любви. Зарегистрированной предоставляется право выбора мужчин в возрасте от 19 до 50 лет себе в сожители-супруги. »
А в Екатеринодаре летом 1918 года имела хождение бумага следующего содержания:
«Предъявителю сего мандата предоставляется право по собственному уразумению социализировать в городе Екатеринодаре 10 душ девиц в возрасте от 16 до 20 лет, на кого укажет товарищ».
В годы Гражданской войны в России слухи о декрете взяли на вооружение белогвардейцы, начав широко использовать его в агитации населения против советской власти. Сообщают даже, что при аресте в январе 1920 года адмирала Колчака в кармане его френча был обнаружен текст хватовского декрета.
Тем не менее нам важно понять, что думали об этих инициативах большевики, то есть власть. А их реакция была резко отрицательной. В феврале 1919 года В. И. Ленин получил жалобу Кумысникова, Байманова, Рахимовой на комитет бедноты деревни Медяны Чимбелевской волости Курмышевского уезда. Они писали, что комбед распоряжается судьбой молодых женщин, «отдавая их своим приятелям, не считаясь ни с согласием родителей, ни с требованием здравого смысла». Ленин сразу же направил телеграмму Симбирскому губисполкому и губернской ЧК: «Немедленно проверьте строжайше, если подтвердится, арестуйте виновных, надо наказать мерзавцев сурово и быстро и оповестить всё население. Телеграфируйте исполнение».
Выполняя распоряжение председателя Совнаркома, Симбирская губчека провела расследование по жалобе. Было установлено, что национализация женщин в Медянах не вводилась, о чём председатель ЧК телеграфировал 10 марта 1919 года Ленину. Через две недели председатель Симбирского губисполкома Гимов в телеграмме на имя Ленина подтвердил сообщение губчека и дополнительно доложил, что «Кумысников и Байманов проживают в Петрограде, личность Рахимовой в Медянах никому не известна».
Тем не менее даже эти действия не спасли от распространения информации о фальшивке за рубеж. 31 октября 1918 года декрет был упомянут в британском журнале The New Europe. В итоге, как уже отмечалось, слухи дошли даже до Сената США.
Таким образом, история об обобществлении женщин в СССР основана на нескольких фейковых декретах, никак не связанных с властью и реализовывавшихся их же авторами, частными лицами.
Напоследок отметим, что обобществление куриц, вопреки приведённому в начале заявлению президениа, в Советской России тоже не производилось. Вот что говорилось в уставе, по которому крестьяне вступали в колхоз:
«Обобществление мелкого скота, то есть свиней и овец, производится в районах развитого промышленного животноводства по мелкому скоту с оставлением у членов артели некоторого количества мелкого скота в размерах, устанавливаемых артелью. В районах непромышленного мелкого скотоводства свиньи и овцы не обобществляются. Домашняя птица не обобществляется».
Ещё нас можно читать в Телеграме, в Фейсбуке и в Вконтакте. Традиционно уточняю, что в сообществах отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла), а в день обычно публикуем не больше двух постов.
Первое русское впечатление о корейцах.
«Рослый, здоровый народ, атлеты с грубыми, смугло-красными лицами и руками: без всякой изнеженности в манерах, без изысканности и вкрадчивости, как японцы, и без смышлености, как китайцы. Славные солдаты вышли бы из них, а они заражены китайской ученостью и пишут стихи. «
Кем хотели стать девочки в 1927 году?
Книга Большакова А. М. Деревня : 1917-1927
Немного об изменениях в языке
Автор: Виолетта Хайдарова.
Мне тут предложили написать про молодёжный жаргон. Типа «вот наши бабушки и дедушки слушают этих молодых и ничего не понимают. Какой кринж? Какой лол? Сделай им словарик, переведи, им интересно будет». И знаете, что? Я сразу вспомнила все эти бесчисленные «словарики молодёжного жаргона», которые мне как филологу, да и просто любопытствующему попадались повсюду. И в каждом – в каждом, Карл! – встречалось сакраментальное «шнурки в стакане». Если кто-то вдруг чудом уберёгся от этого сакрального знания, то я скажу: «шнурки в стакане» означает «родители дома». Не знаю, использовал ли кто-то в реальности это выражение. То есть я немного поспрашивала друзей, большинство о нём не слышало, один человек сказал, что когда-то давно такое использовалось, но редко и в юмористическом контексте, а один прямо заявил, что узнал о нём от тётушки, которая таким образом решила «приблизиться к молодёжному жаргону», и воспринял не иначе как бред.
Да, и правда. «Шнурки в стакане» – это квинтэссенция того, как журналисты и прочие далёкие от того самого реального слоя общества, которое они описывают, пытаются сымитировать его понимание. Это выражение очень образное, яркое, необычное… Прекрасное для того, чтобы показать экзотику. Вот только жаргон – это не экзотика, а повседневная речь. И когда исследователи начинают перечислять красивые необычные слова и показывать на них, мол, вот, смотрите, как говорит молодёжь, это выглядит так, будто европеец приехал в Африку и фотографируется на фоне женщин в ярких бусах и кольцах на шее или мужчин с костями в носу. А эти негры после рабочего дня идут к своим грязным халупам без бус и костей и начинают вести реальную жизнь.
А вот почему нужно идти в тот самый гугл и узнавать значение новых слов, если молодёжь как бы уже давно придумала свой сленг – это уже вопрос поинтереснее. Казалось бы: ну вот появилось жаргонное обозначение для слова «деньги» – бабки. Отлично же. Но нет. Возникают всё новые и новые обозначения: капуста, лавэ, кэш, то же бабло, ещё множество названий… Зачем? Обозначение есть и оно уже жаргонное. А потому что реальный жаргон меняется быстрее, чем мода на подиумах. Это основа и главный признак любого сленга. То, ради чего он вообще появляется на свет.
Сейчас мы понимаем эти слова, потому что воровской жаргон пронизал все общество, а школьником и студентом в свое время был почти каждый. Но изначально они создавались именно для того, чтобы с помощью речи выделить своих и отличаться от чужих. И здесь начинается проблема. Как только сленговые словечки становятся достоянием широких кругов населения, они – что? Правильно, перестают выполнять эту самую свою основную функцию. Подросток, желающий дистанцироваться от замученного бытом общества, не станет использовать выражения, которыми пользуются его родители, он придумает свои. И возьмёт их он из тех источников, которые ему кажутся максимально далёкими от мира взрослых. Так мы приходим к ещё одному типу жаргонных выражений – пришедшим из субкультур.
И вот тут мы приходим к одной из главных характеристик языка, той самой, которая делает его таким богатым, но и таким запутанным, а ещё заставляет вчерашних бунтарей и неформалов чувствовать себя… устаревшими что ли. Эта характеристика – избыточность. В языке имеется огромное число способов сказать одно и то же. И во многом это происходит как раз из-за смены тех самых молодёжных жаргонов, носители которых вырастают, забирают с собой во взрослый литературный и не очень язык самые удачные слова, а их дети придумывают новые для тех же явлений. И если вы думаете, что так начало происходить совсем недавно, то нет. Мы уже не говорим «очи», «перси», «ланиты» – все эти слова сменились на «глаза», «грудь», «щёки», хотя, казалось бы, зачем? За вековую историю языка эти части тела никак не менялись, чтобы им давалось новое название. Однако те же «глаза» в разное время были и «веждами», и «зенками», и «шарами», и «буркалами», и «моргалами», и так далее. Но старое название уже кажется выцветшим, недостаточно выразительным – и вот ему на замену уже готово новое. Поэтому когда сейчас мы видим какое-нибудь «шеймить» вместо «стыдить» или «скилл» вместо «навык», не стоит торопиться осуждать использующих такие слова. И тем более не надо переживать за то, что таким образом язык обеднеет или «испортится». Ведь именно эта постоянная смена лексики и есть один из основных признаков жизни языка.
Автор: Виолетта Хайдарова (@vetyk).
А ещё вы можете поддержать Кота рублём, за что мы будем вам благодарны.
Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.
Подробный список пришедших донатов вот тут.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
Правда ли, что ухо Винсента Ван Гога отсёк рапирой Поль Гоген?
. и как великие художники создавали творческую рабочую атмосферу.
Согласно распространённой версии, знаменитый голландский художник не отрезал своё ухо сам, а потерял его в драке со своим французским коллегой. Мы проверили, насколько правдоподобна эта версия.
Контекст. Традиционно считалось, что психически нездоровый Винсент Ван Гог отрезал себе ухо бритвой во французском городке Арле в 1888 году. Однако в 2008 году вышла книга немецких профессоров Ганса Кауфмана и Риты Вильдеганс «Ухо Ван Гога: Поль Гоген и обет молчания», моментально ставшая бестселлером. Авторы, историки искусства, в результате масштабного расследования пришли к выводу, что Гоген отрубил Ван Гогу ухо рапирой, когда они подрались у входа в публичный дом. Затем Ван Гог завернул своё ухо в тряпку и подарил его проститутке по имени Рашель — в этой части каноническая и новая версии развития событий совпадают. Далее, по словам исследователей, оба художника — каждый в силу своих личных причин — предпочли не упоминать об этом случае.
Теория нашла широкое распространение в мировых и российских СМИ, частично вытеснив в массовом сознании каноническую версию потери Ван Гогом своего уха.
Поль Гоген приехал в прованский город Арль к своему другу Ван Гогу в октябре 1888 года. Голландец был очень рад тому, что проведёт зиму в компании приятеля.
«Мне кажется, если я найду ещё одного художника, который захочет разрабатывать тему юга и, подобно мне, будет так поглощён работой, что согласится жить как монах, раз в две недели посещая бордель, а в остальное время не отрываться от работы и не терять попусту время, тогда всё устроится превосходно. Я здесь один и немного тоскую в одиночестве», — писал Ван Гог, приглашая француза к себе.
Специально к приезду Гогена Ван Гог создал серию картин, среди которых можно выделить такие работы, как «Жёлтый дом» и «Сад поэта». Впрочем, Гоген довольно скоро разочаровался в неопрятном и неорганизованном друге и с трудом уживался с ним под одной крышей.
«Во-первых, — писал он впоследствии, — я застал везде беспорядок, поразивший меня. Его ящик для красок едва вмещал все начатые тюбики, которые он никогда не закрывал; всё же, несмотря на весь этот хаос, на эту мешанину, в полотнах его было что-то блистательное, в речах — тоже. Его голландская голова была воспламенена Библией, Доде, Гонкурами. Набережные, мосты и лодки в Арле, короче говоря, юг, заменили ему родную Голландию. Он даже разучился писать по-голландски. С первого же месяца я увидел, что наши общие финансы в таком же беспорядке».
Ван Гог в своём письме к брату Тео тоже не скрывал, что всё шло не очень гладко:
«Наши дискуссии наэлектризованы до предела, и после них мы иногда чувствуем себя такими же опустошёнными, как разряжённая электрическая батарея».
Одним из общих занятий двух художников стали их полурабочие походы в бордели.
«Мы совершили несколько вылазок в весёлый дом и, вероятно, кончим тем, что привыкнем там работать. Гоген занят сейчас полотном, изображающим ночное кафе, которое написал и я; но он ввёл в картину фигуры, виденные им в публичном доме. Вещь обещает быть очень красивой», – сообщал Ван Гог 1–2 ноября 1888 года в своём письме Эмилю Бернару, общему другу двух художников.
Что же случилось через несколько недель после написания этого достаточно оптимистичного письма? Исторически считалось, что 23 декабря, после очередной серии ссор с коллегой, Поль Гоген отправился на вечернюю прогулку. Услышав у себя за спиной шаги, он обернулся и увидел Ван Гога с открытой бритвой в руке. Под взглядом Гогена Ван Гог развернулся и ушёл. Напуганный француз переночевал в городской гостинице, а голландец отправился домой и той же бритвой отрезал себе кусок уха, положил его в конверт и отнёс в ближайший бордель. Там он вручил конверт знакомой проститутке по имени Рашель, которая при виде содержимого конверта упала в обморок. Ван Гог вернулся домой, где его на следующее утро нашли полицейские и отвезли в городскую больницу. В память об этом случае человечеству остались два автопортрета Ван Гога с перевязанным ухом: с трубкой и без неё.
По версии же Кауфмана и Вильдеганс, Гоген вышел из жёлтого дома на площади Ламартина 23 декабря уже с вещами, чтобы переночевать в гостинице и наутро уехать из Арля. Увлекавшийся фехтованием художник имел среди своих вещей рапиру, которая, к несчастью, здесь пригодилась. Ссора вспыхнула вновь, и Гоген, пытаясь удержать голландца на расстоянии, то ли в ярости, то ли случайно отрезал ему мочку уха. Испугавшись ответственности, Гоген бросил рапиру в реку Рону.
На каких доказательствах основываются авторы исследования? По сути, таковых три. Во-первых, на одном из эскизов Гогена с ухом написано латинское слово ictus («удар»), используемое фехтовальщиками.
Во-вторых, в одном из своих последних писем Ван Гогу француз требует вернуть его фехтовальную маску и перчатки, оставшиеся в жёлтом доме. Из этого Кауфман и Вильдеганс делают вывод, что рапиру Гоген забрал с собой — по крайней мере, из дома. Наконец, до нас дошла обращённая к французу фраза «Ты молчишь. Я тоже буду молчать», которую учёные считают свидетельством обета молчания.
Однако если говорить о мире профессиональных исследователей творчества Ван Гога, то версию Кауфмана и Вильдеганс никак нельзя назвать в нём доминирующей. Во-первых, теория основана на цепочках предположений и догадок. Если история с бритвой подтверждается дневниками (в том числе Гогена), то версия с рапирой построена практически с нуля. Например, почему Гоген не взял обратно всё своё фехтовальное снаряжение (но не забыл о рапире), исследователи не объясняют. Авторитетнейший Музей Ван Гога в Амстердаме и в наши дни, более чем через десятилетие после выхода книги двух немцев, настаивает на версии о членовредительстве и бритве (названной на сайте ножом).
Кроме того, в 2013 году стали известны новые подробности знаменитого инцидента. Их обнаружил исследователь Мартин Бейли, автор книги «Подсолнухи мои: история шедевра Ван Гога». Учёный нашёл первое упоминание этого случая в прессе. Телеграмма специального корреспондента из Арля от 24 декабря 1888 года вышла 26 декабря в парижском издании Le Petit Journal и содержала следующий текст:
«Вчера вечером некий художник из Голландии по имени Винсент после того, как отрезал себе ухо лезвием, пришёл к дверям публичного дома и подал кусок своего уха, завёрнутый в бумагу, человеку, который открыл дверь. «Возьмите это, это может быть полезным», — сказал он и ушёл. Позже полиция нашла этого человека лежащим в его доме. Его состояние требовало немедленного перевода в больницу».
Как предполагает Бейли, художник на тот момент уже страдал от продолжительного психического заболевания.
Таким образом, большинство фактов говорит о том, что версию о Гогене, отсекшем рапирой ухо Винсенту Ван Гогу, следует считать экзотической и маловероятной.
Наш вердикт: скорее всего, неправда
Ещё нас можно читать в Телеграме, в Фейсбуке и в Вконтакте. Традиционно уточняю, что в сообществах отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла), а в день обычно публикуем не больше двух постов.
Сеченов против религиозно–мистического представления о человеке и его деятельности. Книга
Иван Михайлович Сеченов (1829–1905) – физиолог, естествоиспытатель, доктор медицины, профессор, почетный член Императорской Академии наук, лауреат XXXII Демидовской премии. И сразу же его книга(аудиокнига), с хорошей озвучкой:
Книга «Рефлексы головного мозга» И. М. Сеченова появилась в разгар острой борьбы церкви с распространением идей материализма, атеизма и социализма в естествознании и философии | Всего-то 10 часов.
Первоначально этот научно-популярный психофизиологический трактат назывался «Попытки свести способ происхождения психических явлений на физиологическую основу» и планировался к публикации в журнале «Современник». В связи с последовавшим запретом, название, которое слишком явно указывало на вытекающие из статьи выводы, пришлось изменить на «Рефлексы головного мозга», и в 1864 году статью было дозволено опубликовать в малоизвестном издании «Медицинский вестник». Направленный против устоявшегося религиозно-мистического представления о человеке и его деятельности, труд Сеченова был встречен как вызов официальному мировоззрению, основанному на христианской религии, получил широкий резонанс в общественных кругах и вызвал полемику о сущности психической деятельности.
Знаменитый физиолог Иван Сеченов был почти нигилистом: дружил с оппозиционерами, конфликтовал с властями и, конечно же, резал лягушек.
В 1866 году «Рефлексы» были изданы в виде отдельной книги. Её низкая стоимость, на которой настаивал сам автор, и популярное изложение делало её доступной для более широкого круга читателей, чего особо опасалась цензура и боялось правительство. Весь тираж книги в 3 тысячи экземпляров был отпечатан, представлен в цензуру и арестован. Цензор отмечал:
«Эта материалистическая книга отвергла свободную волю и бессмертие души, не согласна ни с христианским, ни с уголовно-юридическим воззрением и ведет положительно к развращению нравов… Книга Сеченова вредна, как изложение самых крайних материалистических теорий».
В течение года шли переговоры между министерствами внутренних дел и юстиции об уничтожении книги и предании автора суду по статье 1001 Уложения о наказаниях, карающей авторов сочинений, которые «имеют целью развращение нравов и явно противны нравственности и благопристойности».
Несмотря на крайне резкую оценку книги защитниками православия, министру юстиции князю С. Н. Урусову удалось убедить министра внутренних дел П. А. Валуева не затевать гласный уголовный процесс против её автора и издателя, чтобы не привлекать лишнего внимания общества к книге Сеченова. Арест был снят, а в 1871 году в Санкт-Петербурге вышло второе издание. Тем не менее, еще в 1894 году книга числилась в списках запрещенных для хранения в библиотеках.
В книге научно-популярно излагается учение Сеченова, связанное с его выдающимся научным открытием, предопределившим пути развития физиологии нервной системы и создания научной психологии. Явление центрального торможения, влияние нервных центров головного мозга на задержку двигательной активности организма, было открыто Сеченовым в 1863 году. Этот феномен был положен в основу учения о взаимоотношении организма и среды, дал физиологическое обоснование психической деятельности, как нервного механизма, обусловливающего способность человека противостоять внешним влияниям.
Сеченов описывает рефлекторную природу деятельности человека и показывает, что в основе психических явлений лежат физиологические процессы, которые могут быть изучены объективными методами. Заключительные страницы «Рефлексов», логически вытекающие из всего содержания книги, примечательны тем, что в 1877 году были фактически подтверждены известным наблюдением А. фон Штрюмпеля над пациентом с потерей почти всех чувств.
По выражению И. П. Павлова(автор условных рефлексов и ученик Сеченова), это была «поистине для того времени чрезвычайная попытка… представить себе наш субъективный мир чисто физиологически». По мнению академика П. К. Анохина, этот труд Сеченова стал «…одновременно и глубоким научным произведением, и политической проповедью, звавшей к новой материалистической культуре».
Ответ на пост «Уникальные слова»
Товарищ затронул интересную тему. Я родился в Сибири. Кемерово. Когда переехал, то открыл для себя много новых режущих ухо слов.
1)Сапка. Это тяпка и здесь люди сапают. В школе на ПХД надо мной смеялись много.
2)Соус. Это тушеный картофель(видимо по аналогии с французской пастой). Его кстати не кладут, а насыпают. Было очень непонятно, когда мне впервые предложили «соуса насыпать».
3)Стёрка. В Сибири говорили стирательная резинка. Она же ластик.
4)Скибка. Кусок, ломоть. Кусок арбуза или хлеба вам тут могут предложить именно так.
6)Ставок. Это пруд. Даже википедия знает, что это южнорусский диалект.
7)Бубочка. Это виноградная гроздь. Впервые услышал это слово в таком контексте, знакомый презентовал свое домашнее вино и сказал: «Пьешь, как будто бубочку целуешь!».
8)Балон. А это на Кубани банка, обычно трехлитровая.
В Сибири говорят строгалка. На Кубани точилка. Прибор для заточки карандашей.
Моя девушка родом из Сахалина. Как-то попросил ее приготовить мне солянку. А получил я капусту с мясом. Так у них солянка делалась.
Уникальные слова
Ответ на пост «Такие разноцветные «ушастые»»
У нас был ярко красныйтакой же как на фото ушастый запорожец.
Отец взял его уже с рук и сам потом обновлял краску. В смысле перекрашивал. Краску брал в пожарном депо, так что цвет получился аутентичный. Оригинальный был более темно-красный, мне кажется, и подвыгоревший.
Я мелкий был.
Вот сестра 86 года рождения:
А я на 3 с половиной года старше.
Эх! Смотрю на все эти запорожцы и подмывает купить такой незадорого и отправиться на нём на море! Как в детстве! Понято, что всё уже не то и всё не так, трава была зеленее, а машин сейчас больше и движение сложнее, детей в такую колымагу уже страшно сажать. Но детей можно к бабушке, а взрослые вполне могли бы вспомнить молодость и отправиться на поиск приключений. Тем более, кстати, жену с ребенком можно на другой машине отправить на то же море=))) Хм! Кажется у меня есть план!
Даёшь ретро-авто-пробег на раритете прямиком из детства!
Такие разноцветные «ушастые»
Не только УАЗ может всем портить настроение своим качеством и ценами. Почему бы не отвлечься от грустного и не полюбоваться симпатичным и легендарными «Запорожцами»? В интерес у меня попали модели 966, 968 и 968А, лично мне «ушастые» кажутся самыми милыми и симпатичными представителями из всей линейки заднемоторных ЗАЗов («Горбатый тоже неплох, но всё же на «жужиков» больше тянет). Заодно, покопавшись по сайтам и автофорумам удалось накопать интересную информацию о цветах, в которые красились эти автомобили.
Что же, начнём с цветовой палитры. Предупрежу заранее, не ко всем цветам мне удалось точно подобрать индексы эмали, так что в комментариях можете поправить меня. Начнём с классических цветов:
Бело-серый цвет, эмаль под номером 4703. Весьма распространённый цвет на «Запорожцах» наравне с обычным белым (эмаль 233) и часто их легко спутать друг с другом.
Красный цвет тоже был широко распространён, эмаль шла под номером 110 но под таким же номером эмали проходили и «Запорожцы» рубинового цвета. НО возможно, из-за пасмурной погоды, данный экземпляр окрашен в цвет Земляника.
Коралловый цвет автомобиля, лично мне тоже часто попадался в детстве на глаза в таком цвете. Увы, номер эмали не удалось установить,к сожалению.
Рубин-110 собственной персоной. По словам владельцев машины цвета рубин выгорали гораздо медленнее чем авто кораллового и красного цветов.
Синий оттенок, именно синий а не Василёк и не Примула. Номер эмали тоже не знаю, к сожалению, ушастых в таком цвете не припомню, хотя, как видите, они тоже есть.
Красивый ярко-зелёный цвет, встречался не часто но выглядит красиво очень. Номер эмали также установить не удалось.
Ярко-жёлтый очень броский и яркий цвет, эмаль под номером 222. Эдакий передвижной одуванчик. Однако не менее широко был распространён менее яркий, но от того не менее приятный для глаз цвет:
Это Банановый цвет в основном характерный моделям ЗАЗ-968А. Один из моих любимых ибо близок чем-то к бежевому оттенку, но в то же время не такой резкий как ярко-жёлтый цвет.
Цвет, предположительно, Золотая Охра, в такие цвета ЗАЗы стали краситься где-то с 1977-1978 годов в таком цвете более привычны глазу «Мыльницы», но и «Ушастые» смогли побыть в таком окрасе.
Данный оттенок отдельные источники называют то Василёк, хотя он ближе к кобальтовому цвету. Но в официальной палитре такие подписаны как Ярко-синий с номером эмали 497.
Обычный белый, если меня не обманывает глаз, с номером 233. Один из распространённых оттенков наравне с бело-серым.
Предположительно, цвет Коррида с номером эмали 165, либо же тот же цвет Rdeca-1.
И тёмно-синий цвет, номер эмали тоже не удалось точно установить.
Проблема в определении цветов состоит ещё в том, что точных каталожных данных об эмалях в которые красили «Запорожцы» в открытом доступе либо не имеется, либо сведения разбросаны обрывочно. И если по семейству ТАЗов, ИЖей, Волг и Москвичей весьма точные данные и палитры имеются, то по «Запорожцам» такого нет. Приходится определять цвета либо по сохранившимся бумажкам под багажником, сообщающие о цвете эмали, либо общаться с кем-то из бывших рабочих ЗАЗа. Однако предельно точно установлено, что краски на ЗАЗ до середины 1980-х поступали в основном из Югославии, а во второй половине 1980-х к цветовой палитре «мыльниц» добавились цвета с волжского автозавода.
Кстати, у кого какого цвета «Запорожец» был? 🙂
Трехмерная реконструкция синапса
а — Срез через синаптическое окончание. Изображение содержит 60 белков, которые расположены в количестве копий и местоположениях, определенных с помощью микроскопии. б — Белки, указанные на реконструкции синапса. в — Увеличенное изображение активной зоны.
Credits: B. G. Wilhelm, S. Mandad, S. Truckenbrodt, K. Krohnert, C. Schafer, et. al.. (2014). Composition of isolated synaptic boutons reveals the amounts of vesicle trafficking proteins.
Больше околонаучного на канале t.me/everScience.
Умный мозг не только большой, но и жаждущий крови
Мозгу нужно много крови, чтобы быть умным.
Нынешняя парадигма состоит в том, что человеческий интеллект становился все более сложным, когда наш мозг становился больше. Однако австралийские и южноафриканские исследователи утверждают, что это только одна сторона медали. Их исследование показало, что увеличение притока крови к мозгу может быть связано с улучшением когнитивных функций.
Используя размеры двух отверстий в основании черепа, которые позволяют артериям проходить к мозгу, исследователи смогли подсчитать, сколько крови использовалось для прохождения через мозг у 11 видов предков гоминида, от австралопитеков до архаичных Homo sapiens. Это охватывает последние 3,5 миллиона лет.
Они обнаружили, что приток крови к мозгу непропорционально увеличивается с объемом мозга. Они выяснили, что показатель притока крови к объему мозга составляет 1.4, как сообщается в исследовании, опубликованном в Royal Society Open Science.
«Размер мозга увеличился примерно на 350% на протяжении эволюции человека, но мы обнаружили, что приток крови к мозгу увеличился на удивительные 600%», – говорит руководитель исследования, профессор Роджер Сеймур из Университета Аделаиды. «Мы полагаем, что это, возможно, связано с потребностью мозга удовлетворять все более энергичные связи между нервными клетками, которые способствовали эволюции сложного мышления и обучения. Чтобы наш мозг был таким умным, он должен постоянно получать кислород и питательные вещества из крови».
Конечно, чем более метаболически активен мозг, тем больше крови требуется, но новое исследование показывает, что кровоток и объем мозга не увеличиваются согласованно. Опять же, человеческий мозг несколько особенный в том смысле, что он также очень хорошо упакован. А именно, мозг складывается в привычной морщинистой форме ореха, что позволяет формировать больше нервных связей в меньшем объеме. Это может объяснить, почему артерии, направляющие кровь в мозг, увеличиваются в размерах непропорционально размеру мозга.
Используя отверстия в черепе, исследователи определили интенсивность мозговой активности у предков, которые жили миллионы лет назад.
«На протяжении всей эволюции развитие функции нашего мозга, по-видимому, связано с тем, что нам требуется больше времени, чтобы вырасти из детства. Это также связано с семейным сотрудничеством в охоте, защите территории и уходе за молодыми», – сказал соавтор Ваня Бозиочич. «Появление этих признаков, похоже, хорошо следует за увеличением потребности мозга в крови и энергии».
Больше околонаучного у нас на канале t.me/everScience.
Полный бедлам
Автор: Алина Говенько.
Сегодня речь пойдет о лечебном учреждении, название которого стало именем нарицательным и вошло не только в историю психиатрии, но и в художественную литературу. Итак, встречайте — легендарная Бетлемская королевская больница, более известная как Бедлам. История её уходит корнями в 13 век, а в её стенах произошло немало мрачных событий. В Бедламе в своё время проходили лечение такие знаменитые художники, как, к примеру, Луис Уэйн или Ричард Дадд. Впрочем, обо всем по порядку.
Итак, перенесемся в Лондон 13 века. На тот момент бытовало представление, что психические заболевания являются наказанием за грехи, и лечением душевнобольных занимались монахи. В общем-то, лечение сводилось буквально к «молись, постись, слушай радио «Радо… «, то есть, проповеди святого отца». Не были редкостью и телесные наказания.
В 1247 году шериф по имени Саймон Фиц-Мэри распоряжается построить близ монастыря психиатрическую больницу. По скудным сведениям, дошедшим до нас, Саймон был неплохим человеком и больным действительно сочувствовал. Больницу строят, пусть и относительно небольшую: на тот момент она включала в себя всего лишь 12 палат. Вот только строят ее над, внимание, выгребной ямой. Стоки регулярно засорялись, и надо ли говорить, что помещения больницы наполнялись запахом нечистот?
Многие жители Лондона, впрочем, с сочувствием относились к душевнобольным. Горожане жертвовали для пациентов одежду, продукты питания, какие-то предметы быта — однако до самих больных пожертвования не доходили. Им доставалось лишь то, что они могли выкупить, остальное же оседало в карманах у чиновников и персонала Бетлема.
Когда в 1403 году в больницу нагрянула комиссия, перед их взором предстало тягостное зрелище: как позднее напишут члены комиссии в отчёте, в больнице содержалось шестеро мужчин «mente caption» (скорбных разумом), а также было обнаружено «четыре пары кандалов, одиннадцать цепей, две пары колодок». Использовалось это, по всей видимости, для усмирения «буйных». Передача госпиталя в управление короне также ничего принципиально не изменила, коррупция цвела пышным цветом, а условия содержания больных никто и не думал улучшать.
В 1598 году в Бетлемскую больницу нагрянет очередная комиссия, которая обнаружит, что больные существуют в антисанитарных условиях, к тому же, крайне истощены. Уже на тот момент слово «бедлам» в народных массах становится синонимом бардака.
В начале 17 века руководителем Бетлемского госпиталя впервые становится врач — человек по имени Хелкайа Крук, придворный медик короля Якова I. Казалось бы, человек весьма почтенный, уж он-то должен навести в Бедламе порядок… Ан, нет. И он проворовался. В итоге Крука отстранили от должности, обвинив в коррупции, отмывании денег и уклонении от работы. В 1676 году о больных все же по-настоящему позаботятся: наконец, вместо старого маленького помещения над выгребной ямой построят просторное здание.
Одно время в Бетлемской больнице устраивали массовые экскурсии. Как мы помним, психические расстройства считались наказанием за распутную и грешную жизнь, и всего за 2 пенса добропорядочный лондонец мог посмотреть, какая же кара его ожидает, буде он нагрешит. Так, один из посетителей писал:
«Нигде более на земле не преподадут такого урока, как в этой школе страдания. Здесь мы можем узреть этих «мыслящих» существ, опустившихся ниже уровня насекомых. Сие способно побудить нас к тому, чтобы научиться умерять нашу гордость и держать наши страсти в узде, ибо вырвавшись на свободу, они могут изгнать рассудок из своего вместилища и уровнять нас с несчастными жителями сей обители горя».
Однако на деле за морализаторством стояла банальная жажда зрелища. В иные дни на такие «экскурсии» собиралось до ста человек, и эта толпа пугала и дразнила душевнобольных. Вот что вспоминает другой очевидец:
«Не меньше ста человек принялись безудержно носиться по помещению, дразня несчастных пациентов и насмехаясь над ними. Так что оскорбления этой ликующей толпы вызвали у многих горемык приступы ярости».
Пройдет сто лет, прежде чем больницу, наконец, закроют для массового посещения.
В дальнейшем отличились ещё несколько докторов. Так, например, хирург Брайан Краутер, работая в Бедламе, вовсе не был заинтересован в выздоровлении и выживаемости вверенных ему больных. В те годы вскрывать трупы за редким исключением было запрещено, а больница, подопечными которой никто особо не интересовался, предоставляла практически неограниченный доступ к трупному материалу. Как следствие, вместо заботы о здоровье пациентов, доктор интересовался все больше диссекцией мозга умерших больных, пытаясь выявить «причину безумия». У тогдашнего директора Бедлама, Джона Хаслама, были свои оригинальные взгляды на лечение психических расстройств. Он считал, что излечить душевнобольного можно, лишь сломив его волю. Как следствие, пациентов мучили и истязали, якобы, для их же пользы.
В 1814 году неравнодушный человек по имени Эдвард Вейкфильд, несмотря на чинимые ему препятствия, добьется права посетить Бедлам с проверкой и ему откроется жуткая картина: жуткая вонь, темнота, пациенты полуголые, закованы в цепи. Один из пациентов, мужчина по имени Джеймс Норрис, был скован цепью, которая уходила в отверстие в стене. Время от времени цепь дергали, так, что Норрис ударялся о стену. Вейкфильд поднял скандал. Наконец-то на ужасающие условия содержания больных в Бетлемской больнице обратили внимание.
Постепенно, стараниями неравнодушных граждан и парламента, выпустившего ряд законов, жизнь пациентов стала улучшаться. На дворе, между тем, был 19 век — прошло 6 столетий с момента основания Бедлама.
Автор: Алина Говенько.
А ещё вы можете поддержать Кота британским фунтом, за что мы будем вам благодарны.
Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.
Подробный список пришедших донатов вот тут.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
Про «грибы с глазами»
Писатель, историк-краевед Владимир Андреевич Семин в своей книге «Легенды Рязанского края» дарит нам еще одну версию возникновения нашего выражения:
-Что нынче везёте, дети мои?
-Грибочки, грибочки, отче.
-Грибочки — это хорошо! Ну-ка, посмотрим, что за грибки такие.
Есть и самая прозаичная версия возникновения нашего выражения: оно появилось только потому, что в окрестностях Рязани, в том числе в Мещёрской низменности, растет очень много грибов.
В контексте нынешних реалий, внутренний туризм становится порой единственной возможностью изменить привычный уклад вещей, увидеть что-то новое и пополнить свой багаж знаний. Специально для туристов, гордящиеся известностью родного выражения, рязанцы решили весной 2021 года установить мини-скульптуры грибов с глазами. Фигурки, которых пока пять, выполнены из бронзы скульпторами Полиной и Василием Горбуновыми, у каждой – свой образ.
Гриб Мудрец, Рязанский Коробейник, Мужичок Боровичок, Влюбленная пара и Грибная команда будут символизировать определенные качества: мудрость, гостеприимство, трудолюбие, преданность и устремленность в будущее.
Кстати, любой из вас может предложить идею для нового глазастого грибка. Адрес для отправки своих предложений можно найти на сайте администрации города.