чудо святой евфимии всехвальной на вселенском соборе
Воспоминание чуда святой Евфимии Всехвальной
Святая великомученица Евфимия (сведения о ней помещены 16 сентября) совершила мученический подвиг в городе Халкидоне в 304 году, во время гонения, воздвигнутого на христиан императором Диоклетианом (284–305). Полтора столетия спустя, когда Христианская Церковь стала господствующей в Римской империи, Бог сподобил Всехвальную Евфимию вновь явиться особенной свидетельницей и исповедницей чистоты православного учения.
В 451 году в городе Халкидоне, в церкви, где почивали прославленные чудесами мощи святой великомученицы Евфимии, происходили заседания IV Вселенского Собора (сведения о нем 16 июля). Собор был созван для определения точной формулировки догмата Православной Церкви о природе Богочеловека Иисуса Христа, что было необходимо ввиду широко распространившейся ереси монофизитов, которые, вопреки православному учению о двух природах Иисуса Христа – Божественной и человеческой, ложно утверждали в Нем одну природу – Божественную, внося в Церковь смуту и раздоры. На Соборе присутствовали 630 представителей от всех Поместных Христианских Церквей. Со стороны православных в соборных деяниях принимали участие святитель Анатолий, Патриарх Константинопольский (память 3 июля), святитель Ювеналий, Патриарх Иерусалимский (память 2 июля), и представители святителя Льва, папы Римского (память 18 февраля). Монофизиты присутствовали в большом количестве во главе с Диоскором, Патриархом Александрийским, и Константинопольским архимандритом Евтихием.
После долгих прений стороны так и не смогли придти к согласному решению.
Тогда святой Патриарх Константинопольский Анатолий предложил Собору предоставить решение церковного спора Духу Святому, чрез Его несомненную носительницу святую Евфимию Всехвальную, у чудотворных мощей которой происходили соборные прения. Православные святители и их противники написали свое исповедание веры на отдельных свитках и запечатали своими печатями. Открыли гробницу святой великомученицы Евфимии и оба свитка положили на ее груди. Потом, в присутствии императора Маркиана (450–457), участники Собора закрыли гробницу, приложили к ней императорскую печать и поставили стражу на три дня. В эти дни обе стороны наложили на себя строгий пост и совершали усиленные молитвы. Через три дня Патриарх и император в присутствии всего Собора открыли ковчег с мощами: свиток с Православным исповеданием святая Евфимия держала в правой руке, а свиток еретический лежал у ее ног. Святая Евфимия, как живая, подняла руку и подала свиток Патриарху. После этого чуда многие из уклонившихся приняли Православное исповедание, а упорствовавшие в ереси были преданы соборному осуждению и отлучению.
В VII столетии после нашествия персов мощи святой Евфимии были перенесены из Халкидона в Константинополь, во вновь построенную церковь, посвященную ее имени. Через много лет в период иконоборческой ереси ковчег с мощами святой по повелению императора-иконоборца Льва Исавра (716–741) был брошен в море. Из моря ковчег был взят братьями-корабельщиками Сергием и Сергоном, которые передали его местному епископу. Святитель повелел хранить святые мощи тайно, под спудом, так как иконоборчеекая ересь продолжала свирепствовать, но все же над мощами была сооружена небольшая церковь, а на ковчег была положена доска с надписью, поясняющей, чьи мощи покоятся в нем. Когда иконоборческая ересь была окончательно осуждена на святом Седьмом Вселенском Соборе (787 г.), при святителе Тарасии, Патриархе Константинопольском (784–806), и при императоре Константине VI (780–797) и матери его святой Ирине (797–802) мощи святой великомученицы Евфимии Всехвальной были вновь торжественно перенесены в Константинополь.
Житие великомученицы Евфимии Всехвальной и о чем просить перед иконой, текст молитвы к святой
Житие великомученицы Евфимии Всехвальной пришлось на период правления императора-язычника Диоклетиана, зачинателя кровавого преследования христиан. Юная жительница Халкидона терпела муки с собратьями по вере и показывала чудеса, совершаемые молитвой Господу. После воцарения на небесах Евфимия вновь сотворила чудо на земле, чтобы ознаменовать истинность христианской веры.
Краткое жизнеописание святой
О мученических подвигах и чудесах Евфимии Всехвальной известно из описания Симеона Метафраста, анонимного «Мученичества» и «Слова на страдание вмц. Евфимии» святого митрополита Амасии Понтийской, Австерия.
Происхождение
Великомученица Евфимия родилась в 304 году в городе Халкидоне, провинции Европа, в Византии. Девушка происходила из знатной семьи. Родители святой — сенатор Фелафрон и Феодосия.
Житие и служение Богу
Сила воли
В одном доме стражники нашли 50 христиан. Пока язычники восхваляли бога войны, они молились Единому Богу. На службу пришла и дочь сенатора Евфимия. Ее и всех участников богослужения доставили к проконсулу, допрашивали и пытали. Через 19 дней никто так и не раскаялся.
Приск направил помыслы на юную Евфимию. Проконсул решил, что обращение знатной девушки пошатнет убеждения остальных отступников. По его плану, одиночество и страх должны были сломить девушку. Поэтому Приск приказал пытать ее одну.
Сила веры
Евфимию привязали к пыточному колесу с лезвиями, которое вращалось и причиняло страдания. Девушка горячо молилась, и орудие остановилось. Слуги не смогли вновь запустить механизм. К узнице явился ангел и исцелил ее раны. Чудо увидели стражники Виктор и Сосфен.
Спасение Евфимии разозлило Приска. Он приказал Виктору и Сосфену бросить великомученицу в печь. Теперь стражники увидели двух ангелов, взирающих на них из пламени. Воины отказались повиноваться и объявили себя христианами. По приказу проконсула их закрыли на арене и выпустили зверей. Виктор и Сосфен вознесли молитвы к Богу, и их души вознеслись на небеса прежде, чем зубы и когти животных коснулись тел.
Испытание огнем продолжилось для Евфимии. Верные язычники исполнили приказ проконсула и бросили девушку в печь. Она вышла невредимая. Приск велел отвести великомученицу в темницу, а сам стал размышлять. Он объяснял неуязвимость девушки сговором или колдовством.
Чтобы уличить Евфимию либо в том, либо в другом, проконсул подготовил ловушку. По его приказу выкопали канаву, воткнули на дне ножи лезвиями вверх и прикрыли ветками. Приск заставил Евфимию пройти по канаве, умолчав о ножах. Великомученица прошла, будто по твердой земле.
Последнее испытание ожидало Евфимию на арене с дикими животными. Великомученица молилась Господу, чтобы Он забрал ее на небеса. Звери не тронули ее. Только медведица оцарапала ногу и пустила кровь, чтобы просьба Евфимии исполнилась. Душа девушки отлетела, а город сотрясся от землетрясения.
Чудеса
Родители похоронили Евфимию за городом. Рядом с могилой великомученицы построили храм, в который поместили мощи святой. В 451 году в храме Евфимии Всехвальной прошел IV Вселенский собор, посвященный вопросу двойственной природы Иисуса Христа. В то время стало распространяться еретическое учение монофизитов, которые признавали Спасителя только Богом. Первоначальная догма, поддерживаемая православием, гласила о соединении Божественной и человеческой природы Христа.
Дискуссия привела представителей православия и монофизитства в тупик. Патриарх Константинопольский, Анатолий, предложил попросить помощи у Святого Духа и великомученицы Евфимии. Участники Собора подготовили два свитка: православный, с изложением ортодоксального учения, и монофизитский, с отрицанием Иисуса-человека.
Для официального освидетельствования прибыл император Маркиан. Служители открыли раку святой Евфимии. Документы положили на грудь великомученицы. Император запечатал саркофаг и приставил охрану.
Патриархи молились и постились три дня. На четвертый день участники собрания вновь пришли в храм. Первое свидетельство изъявления воли Святого Духа они увидели, когда открыли раку. Свиток с православным учением находился в правой руке великомученицы, а документ монофизитов — у ее ног.
Святая Евфимия сама подтвердила истинность христианской веры и протянула участникам собрания правую руку со свитком. Чудесное явление укрепило христиан и многих еретиков в истинной вере. Убежденных монофизитов отлучили от церкви.
История обретения мощей вмц и их почитание
В записях церковного историка Евгария Схоластика есть описание чудес, происходивших у мощей великомученицы Евфимии в халкидонском храме. Останки источали кровь, которую собирали палкой с губкой на конце через отверстие в раке. Святая являлась во сне благочестивым горожанам и приглашала прийти в храм, чтобы собрать священные дары. Служители разливали собранную жидкость в склянки и раздавали людям.
Император Маврикий усомнился в подлинности животворящей крови великомученицы и хотел взять пробу для исследования. Но произошло чудо — мощи Евфимии испустили много жидкости, и храм наполнился божественным благоуханием. Император раскаялся в неверии.
Останки великомученицы Евфимии находились в Константинополе. Их перевезли в обитель православия в 620 году, чтобы уберечь от разрушения во время разгоревшейся войны с персами. Мощи хранились в церкви, освященной в честь великомученицы.
В 8 веке распространилась новая ересь, поддерживаемая императором Львом Исавром — отрицание икон и мощей, как хранилищ Святого Духа. Священную раку с мощами великомученицы Евфимии бросили в воды Босфора по приказу императора. Саркофаг подняли на борт моряки корабля, который взял курс на остров Лемнос.
Мощи сначала хранились тайно, а потом местный епископ построил церковь во имя святой Евфимии. Саркофаг стоял в храме, пока в конце 8 века новый Патриарх, Тарасий, не пресек ересь и уничтожение святынь. Впоследствии мощи великомученицы Евфимии вернули в Константинополь. Святыня покоится в городе Фанаре, в соборе Святого Георгия.
Явление Паисию Святогорцу
В 1974 году прославленный сподвижник отец Паисий жил на Афоне в каливе Честного Креста. Он редко ездил в город, но трудноразрешимый церковный вопрос заставил его покинуть келью. По возвращении отец Паисий по-прежнему пребывал в расстройстве.
Монах читал часы в своей келье. Вдруг в дверь постучали. На вопрос «кто там?», женский голос ответил «Евфимия». Паисий удивился, откуда на Афоне появилась женщина. Чтобы не поддаваться проискам лукавого, часто морочившего афонских монахов, Паисий не стал открывать. Женщина снова постучала и назвалась Евфимией. Во второй раз святой отец не открыл ей. В третий раз дверь кельи отворилась сама, несмотря на закрытый засов.
Паисий увидел женщину, осиянную светом. Рядом с ней стоял апостол Лука, как показалось старцу, но потом он исчез. Паисий чувствовал благодать, исходившую от женщины, но решил испытать ее и призвал вместе помолиться Святой Троице. Евфимия повторяла за Паисием слова молитвы.
Убедившись после молитвы, что перед ним великомученица Евфимия Всехвальная из древнего Халкидона, Паисий усадил гостью в келье, и у них состоялся разговор. Святая помогла разрешить церковный вопрос, мучивший монаха, а также рассказала о своих мучениях во имя Христа.
Во время следующей поездки в город Паисий встретился с монахинями монастыря в Суроти и рассказал им о чуде. По описанию старца сестры написали икону святой Евфимии. Паисий сам делал деревянные иконы великомученицы и раздавал паломникам. При изготовлении стальной матрицы ему не удавалось красиво вырезать левую руку Евфимии. В неудачных попытках Паисий видел отплату за проверки святой «на лукавого».
Иконография
В ранней византийской настенной живописи Евфимию изображали юной девушкой в богатой одежде, с венцом мученицы на голове и пальмовой ветвью в руке. На фресках 10 века в церквях Италии, Греции, Македонии великомученица предстает одетой в темный мафорий. Святая держит свиток, крест или простирает ладони вперед, принимая благодать.
Иконы святой Евфимии встречаются редко. Первая известная икона с изображением страданий великомученицы хранилась в ее храме близ Халкидона. На иллюстрации в лондонском варианте Феодоровской Псалтыри Евфимию окружают дикие звери. Также в минологиях изображают чудо на Вселенском соборе.
Атрибуты великомученицы в западной иконографии:
У ног Евфимии изображали льва. Древнерусские иконописцы следовали византийской традиции изображения святой. Иногда ее голову покрывали белым платком.
О чем можно попросить у великомученицы
Святую Евфимию Всехвальную призывают:
Древнерусские христиане молились великомученице в засуху о даровании дождя.
Текст молитвы
О, святая всехвальная Евфимие, дево непорочная и великомученице преславная, истинная невеста Христова, нам в защищение Господом данная, услыши ныне моления наша, тебе с любовию приносимыя. Данною тебе от Бога благодатию, помози нам, немощным и убогим, поприще жития сего многотруднаго и многоскорбнаго безбоязненно преити, да возможем, яко же и ты, не устрашатися козней врага злохитростнаго, на ны воздвигаемых и души наша погубити хотящаго. Принеси Господу нашему Сладчайшему Иисусу Христу смиренное моление наше и умоли Его даровати нам крепость и силу, терпение и смирение, да ними возможем врага превозмогати и Господа нашего неустанно прославляти, с Ним же и Небеснаго Отца и Святаго Духа и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
ЕВФИМИЯ ВСЕХВАЛЬНАЯ
Вмц. Евфимия. Фреска церкви Благовещения. Грачаница. Косово. Сербия. Около 1318 г. |
Евфимия Всехвальная (+ 304), великомученица
Святая Евфимия, разлученная со своими братьями по вере, усердно молилась Господу Иисусу Христу, чтобы Он Сам укрепил ее в предстоящем подвиге. Сначала Приск уговаривал святую отречься, обещая земные блага, потом дал приказание мучить ее. Мученица была привязана к колесу с острыми ножами, которые при вращении отрезали куски тела. Святая громко молилась. И вот, колесо само собой остановилось и не двигалось при всех усилиях палачей. Сошедший с неба Ангел Господень снял Евфимию с колеса и исцелил от ран, святая же с веселием благодарила Господа.
Икона «Воспоминание чуда вмц. Евфи́мии Всехвальной, имже Православие утвердися (451 г)». |
Не вразумившись чудом, мучитель повелел воинам Виктору и Сосфену бросить святую в раскаленную печь. Но те, увидев в пламени двух грозных Ангелов, отказались исполнить приказание правителя и сами уверовали в Бога, Которому поклонялась Евфимия. Объявив себя христианами Виктор и Сосфен смело пошли на страдания. Они были отданы на съедение зверям. Во время казни они взывали к милосердию Божию, чтобы Господь и их принял в Царство Небесное. Услышав призывавший их небесный Глас, они отошли в жизнь вечную. Звери же даже не дотронулись до их тел.
Святая Евфимия, брошенная другими воинами в печь, осталась цела. С Божией помощью она выходила невредимой после многих других пыток и истязаний. Приписывая это волшебству, правитель велел выкопать новый ров, наполнил его ножами, а сверху прикрыл землей и травой, чтобы мученица не знала о приготовленной ей казни; но и тут святая Евфимия осталась невредимой, легко прошедши надо рвом. Наконец, ее осудили на съедение зверям в цирке. Перед казнью святая стала просить, чтобы Господь сподобил ее умереть. Ни один зверь, выпущенный на арену, не бросился на святую. Лишь одна медведица нанесла ей небольшую рану на ноге, из которой истекла кровь, и святая великомученица Евфимия тотчас скончалась. В это время произошло землетрясение, стражники и зрители от страха бежали, так что родители святой смогли взять ее тело и с честью похоронить недалеко от Халкидона.
Мощи св. великомученицы Евфимии Всехвальной. Патриарший кафедральный собор вмч. Георгия Победоносца Константинопольского Патриархата |
Мощи и почитание
Полтора столетия спустя, когда Христианская Церковь стала господствующей в Римской империи, Бог сподобил Всехвальную Евфимию вновь явиться особенной свидетельницей и исповедницей чистоты православного учения.
После долгих прений стороны так и не смогли придти к согласному решению. Тогда святой Патриарх Константинопольский Анатолий предложил Собору предоставить решение церковного спора Духу Святому, чрез Его несомненную носительницу святую Евфимию Всехвальную, у чудотворных мощей которой происходили соборные прения. Православные святители и их противники написали свое исповедание веры на отдельных свитках и запечатали своими печатями. Открыли гробницу святой великомученицы Евфимии и оба свитка положили на ее груди. Потом, в присутствии императора Маркиана (450-457), участники Собора закрыли гробницу, приложили к ней императорскую печать и поставили стражу на три дня. В эти дни обе стороны наложили на себя строгий пост и совершали усиленные молитвы. Через три дня Патриарх и император в присутствии всего Собора открыли ковчег с мощами: свиток с Православным исповеданием святая Евфимия держала в правой руке, а свиток еретический лежал у ее ног. Святая Евфимия, как живая, подняла руку и подала свиток Патриарху. После этого чуда многие из уклонившихся приняли Православное исповедание, а упорствовавшие в ереси были преданы соборному осуждению и отлучению.
По взятии Халкидона персами в 617 году, мощи святой Евфимии были перенесены в Константинополь. Здесь около 620 года они были помещены во вновь построенную церковь, посвященную ее имени. Через много лет в период иконоборческой ереси ковчег с мощами святой по повелению императора-иконоборца Льва Исавра был брошен в море. Из моря ковчег был взят братьями-корабельщиками Сергием и Сергоном, которые передали его местному епископу. Святитель повелел хранить святые мощи тайно, под спудом, так как иконоборчеекая ересь продолжала свирепствовать, но все же над мощами была сооружена небольшая церковь, а на ковчег была положена доска с надписью, поясняющей, чьи мощи покоятся в нем. Мощи покоились на острове Лемнос до тех пор, пока иконоборческая ересь была окончательно осуждена на святом VII Вселенском Соборе. В 796 году, при святителе Константинопольском Тарасии, при императоре Константине VI и его матери святой императрице Ирине, мощи великомученицы Евфимии Всехвальной были вновь торжественно возвращены в Константинополь.
Ныне честные мощи святой Евфимии покоятся в патриаршей церкви святого Георгия на Фанаре [1].
Молитвословия
Тропарь, глас 3 из греческой Минеи [2]
Зело́ правосла́вныя обра́довала еси́/ и злосла́вныя посрами́ла еси́,/ Евфи́мие, Христо́ва доброде́во,/ Четве́ртаго Собо́ра догма́ты утверди́ла еси́,/ и́же отцы́ до́бре испове́даша./ Му́ченице сла́вная,/ Христа́ Бо́га моли/ дарова́ти нам ве́лию ми́лость.
Жениха́ твоего́ Христа́ возлюби́вши,/ и свещу́ твою́ све́тло угото́вльши,/ доброде́тельми возсия́вши, всехва́льная Евфи́мие,/ те́м возшла́ еси́ с Ним на брак,/ вене́ц страда́ния от Него́ прие́мши./ Но от бед изба́ви нас,// чту́щих ве́рою па́мять твою́.
По́двиги во страда́льчестве, по́двиги в ве́ре/ положи́ла еси́ те́пле за Христа́, Жениха́ твоего́./ Но и ны́не я́коже е́реси, и враго́в шата́ние/ под но́ги во́инству на́шему покори́ти моли́ Богоро́дицею,/ я́же от шести́сот три́десяти Богоно́сных оте́ц / преде́л прие́мшая,// и храня́щая, всехва́льная.
Во страда́нии свое́м до́бре подвиза́ся/ и по сме́рти нас освяща́еши чуде́с тече́нием, всехва́льная./ Тем твое́ успе́ние пое́м,/ ве́рою прибега́юще в Боже́ственную твою́ це́рковь,// да изба́вимся неду́г душе́вных и чуде́с благода́ть поче́рпем.
Чудо святой евфимии всехвальной на вселенском соборе
ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ запись закреплена
24 /11 ИЮЛЯ: ВОСПОМИНАНИЕ ЧУДА СВЯТОЙ ЕВФИМИИ ВСЕХВАЛЬНОЙ
Святая великомученица Евфимия (сведения о ней помещены 16 сентября) совершила мученический подвиг в городе Халкидоне в 304 году, во время гонения, воздвигнутого на христиан императором Диоклетианом (284–305).
Полтора столетия спустя, когда Христианская Церковь стала господствующей в Римской империи, Бог сподобил Всехвальную Евфимию вновь явиться особенной свидетельницей и исповедницей чистоты православного учения.
В 451 году в городе Халкидоне, в церкви, где почивали прославленные чудесами мощи святой великомученицы Евфимии, происходили заседания IV Вселенского Собора (сведения о нем 16 июля).
Собор был созван для определения точной формулировки догмата Православной Церкви о природе Богочеловека Иисуса Христа, что было необходимо ввиду широко распространившейся ереси монофизитов, которые, вопреки православному учению о двух природах Иисуса Христа – Божественной и человеческой, ложно утверждали в Нем одну природу – Божественную, внося в Церковь смуту и раздоры.
На Соборе присутствовали 630 представителей от всех Поместных Христианских Церквей.
Со стороны православных в соборных деяниях принимали участие святитель Анатолий, Патриарх Константинопольский (память 3 июля), святитель Ювеналий, Патриарх Иерусалимский (память 2 июля), и представители святителя Льва, папы Римского (память 18 февраля). Монофизиты присутствовали в большом количестве во главе с Диоскором, Патриархом Александрийским, и Константинопольским архимандритом Евтихием.
После долгих прений стороны так и не смогли придти к согласному решению.
Тогда святой Патриарх Константинопольский Анатолий предложил Собору предоставить решение церковного спора Духу Святому, чрез Его несомненную носительницу святую Евфимию Всехвальную, у чудотворных мощей которой происходили соборные прения. Православные святители и их противники написали свое исповедание веры на отдельных свитках и запечатали своими печатями. Открыли гробницу святой великомученицы Евфимии и оба свитка положили на ее груди. Потом, в присутствии императора Маркиана (450–457), участники Собора закрыли гробницу, приложили к ней императорскую печать и поставили стражу на три дня. В эти дни обе стороны наложили на себя строгий пост и совершали усиленные молитвы. Через три дня Патриарх и император в присутствии всего Собора открыли ковчег с мощами: свиток с Православным исповеданием святая Евфимия держала в правой руке, а свиток еретический лежал у ее ног. Святая Евфимия, как живая, подняла руку и подала свиток Патриарху. После этого чуда многие из уклонившихся приняли Православное исповедание, а упорствовавшие в ереси были преданы соборному осуждению и отлучению.
В VII столетии после нашествия персов мощи святой Евфимии были перенесены из Халкидона в Константинополь, во вновь построенную церковь, посвященную ее имени. Через много лет в период иконоборческой ереси ковчег с мощами святой по повелению императора-иконоборца Льва Исавра (716–741) был брошен в море. Из моря ковчег был взят братьями-корабельщиками Сергием и Сергоном, которые передали его местному епископу. Святитель повелел хранить святые мощи тайно, под спудом, так как иконоборчеекая ересь продолжала свирепствовать, но все же над мощами была сооружена небольшая церковь, а на ковчег была положена доска с надписью, поясняющей, чьи мощи покоятся в нем. Когда иконоборческая ересь была окончательно осуждена на святом Седьмом Вселенском Соборе (787 г.), при святителе Тарасии, Патриархе Константинопольском (784–806), и при императоре Константине VI (780–797) и матери его святой Ирине (797–802) мощи святой великомученицы Евфимии Всехвальной были вновь торжественно перенесены в Константинополь.
Источник: https://days.pravoslavie.ru/Life/life4215.htm
Великомученице Евфимие Всехвальной
Áгница Твоя́, Иису́се, Евфи́мия/ зове́т ве́лиим гла́сом:/ Тебе́, Женише́ мой, люблю́,/ и, Тебе́ и́щущи, страда́льчествую,/ и сраспина́юся, и спогреба́юся креще́нию Твоему́,/ и стражду́ Тебе́ ра́ди,/ я́ко да ца́рствую в Тебе́,/ и умира́ю за Тя, да и живу́ с Тобо́ю,/ но, я́ко же́ртву непоро́чную, приими́ мя, с любо́вию поже́ршуюся Тебе́./ Тоя́ моли́твами,/ я́ко Ми́лостив, спаси́ ду́ши на́ша.
Жениха́ твое́го́ Христа́ возлюби́вши/ и свещу твою́ све́тлу угото́вльши,/ доброде́тельми возсия́вши, всехва́льная Евфи́мие,/ тем возшла́ еси́ с Ним на брак,/ вене́ц страда́ния от Него́ прие́мши./ Но от бед изба́ви нас,// чту́щих ве́рою па́мять твою́.
По́двиги во страда́льчестве, по́двиги в ве́ре/ положи́ла еси́ те́пле за Христа́, Жениха́ твое́го́./ Но и ны́не я́коже ереси́ и враго́в шата́ние/ под но́ги во́инству на́шему покори́ти моли́ Богоро́дицею,/ я́же от шести́сот три́десяти богоно́сных оте́ц/ преде́л прие́мшая// и храня́щая, всехва́льная.
Во страда́нии свое́м до́бре подвиза́ся/ и по сме́рти нас освяща́еши чуде́с тече́нием, всехва́льная./ Тем твое́ успе́ние пое́м,/ ве́рою прибега́юще в Боже́ственную твою́ це́рковь,/ да изба́вимся неду́г душе́вных и чуде́с благода́ть поче́рпем.
Небольшой эпизод из жизни старца Паисия, произошедший 27 февраля 1974 года.
Как-то раз один из монахов – духовное чадо старца Паисия – пришёл в каливу Честного Креста. Старец находился во дворе каливы и без остановки от сердца повторял: «Слава Тебе, Боже». Он повторял эти слова снова и снова и вдруг, обратившись к пришедшему монаху, произнёс: «Так вот человек и приходит в негодность – в добром смысле этого слова».
Показать полностью. – «Какой человек, геронда?» – «Я тихо-мирно сидел у себя в келье, а она пришла и вывела меня из равновесия. Да, хорошо они живут там, наверху». – «Геронда, вы о чём?» – «Я расскажу тебе, но только никому об этом не говори».
И старец рассказал следующее: «Недавно я выезжал в мир по одному вопросу, касающемуся Церкви, и снова вернулся на Афон. Во вторник, около десяти часов утра, я был в келье и читал часы. Вдруг я услышал стук в дверь и женский голос: «Молитвами святых отец наших…»
«Откуда на Святой Горе женщина?» – изумился я, но одновременно почувствовал в сердце некую Божественную сладость. Спрашиваю: «Кто там?» Слышу в ответ: «Евфимия». – «Какая ещё Евфимия? – подумал я. – Неужели какая-нибудь сумасшедшая переоделась в мужскую одежду и пробралась на Афон? И что мне теперь делать?» А она опять стучит. Я снова спрашиваю: «Кто там?» И она снова отвечает: «Евфимия». Я не знаю, что делать, и дверь не открываю. А когда она постучала в третий раз, дверь открылась сама, хотя изнутри была закрыта на задвижку. Я услышал в коридоре шаги, выскочил из кельи и увидел перед собой женщину в платке, похожем на шаль. Рядом с ней стоял некто, похожий на евангелиста Луку, – но он вдруг куда-то исчез. Женщина излучала свет, и поэтому я был уверен, что это явление не от лукавого. Однако, несмотря на это, я спросил её: «Кто ты такая?» «Мученица Евфимия», – ответила она. «Если, – говорю, – ты мученица Евфимия, то пойдём, поклонимся Святой Троице. Что буду делать я, повторяй за мной и ты». Я вошёл в храм и положил земной поклон со словами: «Во Имя Отца». Она повторила эти слова и тоже сделала земной поклон. «И Сына», – сказал я. «И Сына», – повторила она тоненьким голоском. «Говори громче, – сказал я, – чтобы я слышал», и она повторила эти слова громче.
Я стоял в церкви, а она – в коридоре. И поклоны она делала не в сторону храма, а в сторону моей кельи. Сперва я удивился, но потом вспомнил, что над входом в келью у меня висела маленькая, наклеенная на дощечку бумажная иконка Святой Троицы. Когда мы поклонились в третий раз со словами: «И Святаго Духа», я сказал: «Сейчас я тебе тоже поклонюсь». Я поклонился ей и поцеловал ей ноги и кончик носа, подумав, что целовать её в лицо будет бесстыдством.
После этого святая села на скамеечку. А я – на сундучок, и она разрешила один мучивший меня церковный вопрос
Потом она рассказала мне о своей жизни. Я знал, что в Церкви есть святая по имени Евфимия, но жития её не помнил. Когда она рассказывала мне о своих мучениях за Христа, я не просто слышал, но как бы видел, переживал эти мучения. Мною овладел трепет, ужас! О, что за мучения она пережила.
«Как же ты выдержала такие муки?» – спросил я её. «Если бы я знала о том, в какой славе пребывают святые, то сделала бы всё возможное, чтобы подвергнуться ещё большим мукам», – ответила она.
После этого события я три дня не мог ничего делать: я просто скакал от радости и непрестанно славословил Бога. Ни есть не мог, ничего, ничего… только славословие – без остановки».
В одном из писем старец говорит: «Во всю мою жизнь я не смогу оплатить свой великий долг перед святой Евфимией, которая – будучи мне незнакомой и не имея передо мной никаких обязательств – оказала мне эту великую честь…»
Рассказывая об этом событии, старец со смирением добавлял: «Святая Евфимия явилась мне не потому, что я был этого достоин, но потому, что в то время меня беспокоил один вопрос, связанный с положением Церкви. А кроме этого, были ещё две причины».
Старец был поражён тем, что «святая – такая хрупкая, слабенькая – и как она только выдержала страшные муки? Ладно, если бы она была женщина крупная, сильная… А то ведь – в чём только душа держалась».
Находясь в состоянии такой райской радости, старец составил в честь святой Евфимии стихиру (на подобен «Киими похвальными венцы… »):
«Киими похвальными песни восхвалим Евфимию, снизшедшую свыше и посетившую живущаго монаха окаяннаго на Капсале. Трижды в двери паки его постучавши, четвертая сами отворишася чудесне, и вошедши с небесною славою, Христова мученица, поклонишася вкупе Троице Святей ».
И эксапостиларий (на подобен: «Учеником сошедшеся…»):
«Великомученице славная Христова Евфимия, люблю тебя зело-зело, после Святой Панагии…»
Конечно же, старец составил эти стихиры не для литургического использования. Он даже не пел их при посторонних.
Несмотря на своё нежелание выезжать в мир, старец, нарушив свои правила, вновь поехал в Суроти и, рассказав о случившемся сёстрам, сделал их причастницами своей небесной радости. С помощью и под руководством старца сёстры написали икону святой Евфимии в том виде, как она ему явилась.
На куске стали старец собственноручно выгравировал икону святой Евфимии и с помощью этой матрицы делал деревянные иконки, которые раздавал паломникам в её честь. При гравировке матрицы старцу никак не удавались пальцы на левой руке святой. «Я замучился, вырезая её руку, – рассказывал старец, – но потом включил в работу добрый помысел: «Может быть, это мне за то, что и я её, бедную, замучил своими «проверками»».
В Минее, под 27-м февраля, старец подписал: «† Святая Евфимия. »
«Житие Старца Паисия Святогорца».
М.: Святая Гора, 2006. С. 220–224.