даниловский монастырь новости сегодня
Архиепископ Феодор (Поздеевский)
Революционные потрясения XX века разрушили многовековой православный уклад жизни русского народа. До сих пор все еще невозможно сосчитать всех расстрелянных, замученных в лагерях и ссылках. Не обошли стороной эти события и Данилов монастырь. Братия нашей святой обители проявили себя в эти страшные годы настоящими воинами Христовыми. Их имена внесены в Синодик новомучеников и исповедников Даниловских. И первым среди них стоит имя архиепископа Феодора (Поздеевского), последнего настоятеля нашей святой обители перед ее закрытием.
Владыка Феодор (в миру Александр Васильевич Поздеевский; 1876–1937) был назначен настоятелем Свято-Данилова монастыря в Москве 1 мая (ст. ст.) 1917 года. До этого назначения, с 1909 по 1917 годы, он возглавлял Московскую духовную академию. 23 октября 1917 года новый настоятель вступил в управление монастырем, а уже на следующий день, 24 (7 ноября нов. ст.) 1917 года, в стране произошел октябрьский переворот, ставший тем рубежом, после которого начался трагический период истории нашей страны.
Но именно в эти годы древнему Данилову монастырю суждено было пережить небывалый духовный расцвет и сыграть важную роль в истории Русской Православной Церкви. С приходом нового настоятеля в древней обители началось время особого духовного подъема. Благодаря владыке Феодору монастырь становится одним из важнейших духовных центров Москвы. В страшные послереволюционные годы — время террора и воинствующего безбожия — обитель святого князя Даниила просияла как цитадель православия в России, неподвластная богоборческим силам.
Владыка попытался осуществить то, что не успел сделать в Московской духовной академии.
Одной из своих первостепенных задач он считал привлечение в Свято-Данилов монастырь ученой братии и создание иноческого братства монахов-подвижников, делателей на ниве христианского подвига и в силу этого подлинных защитников православия. По этим признакам и собирались братия Данилова монастыря.
Многие из архиереев, лишенных советской властью кафедр, жили тогда в Даниловом монастыре, что позволяло им духовно окормляться у владыки Феодора. В те годы в монастыре часто совершались архиерейские службы, строго соблюдался монастырский устав, звучала церковная проповедь.
Благодаря высокообразованной новой братии, особой во всех отношениях, духовная жизнь в монастыре пришла в состояние расцвета, и этот расцвет оказался важным для Церкви, для ее противостояния обновленчеству, в отношении которого владыка занимал решительную позицию, не допускающую никаких компромиссов. Эта позиция исключала всякий диалог с обновленцами, как с людьми, которые сами, по собственной воле, отпали от Церкви.
Строгий монах, знаток церковных канонов, человек бескомпромиссной твердости, он считал, что Церкви не о чем и незачем вести диалог с атеистическим государством. Нужно держаться церковных правил, как они есть, ничего не прося у властей и не заискивая перед ними. Святейший Патриарх Тихон с большим уважением относился к владыке Феодору и другим даниловцам и принимал решения, учитывая их мнение.
По словам современников, владыка Феодор был строгим монахом, истинным аскетом, вызывавшим у окружающих глубокое уважение и любовь. «Если Владыке нужно выпить стакан воды, — говорили о нем даниловцы, — он выпьет половину. И так во всем».
В 1920 году епископ Феодор был впервые арестован за «антисоветскую агитацию» и осужден к высылке на Соловки «до конца гражданской войны». Отбывал срок в Таганской тюрьме, так как на Соловках, как написано в деле, «не было мест». Так начался исповеднический период жизни священномученика Феодора — от ссылки к ссылке, с очень небольшими промежутками пребывания в монастыре. Практически он уже никогда не возвращался к деятельности свободного архиерея. Несмотря на многочисленные аресты (шесть раз!) он духовно руководил монастырем вплоть до его закрытия в 1930 году.
В 1937 году для следствия по делу «даниловского братства» владыка Феодор был вызван из ссылки в Сыктывкаре, которую отбывал там с 1935 года, и направлен в Ивановскую тюрьму, печально известную происходящими там зверствами.
23 октября 1937 года архиепископ Феодор был расстрелян.
Великомученик Артемий (362)
Святой Артемий происходил из знатного римского рода, имел звание сенатора и много лет был приближенным императора Константина Великого, а затем советником его сына Констанция I. По поручению Констанция он с великими почестями перенес святые мощи апостолов Андрея Первозванного и Луки из г. Патры в Константинополь. После этого он получил титул августалия и должность военачальника и правителя в Александрии. В Египте, утверждая веру христианскую, Ариемий сокрушил множество идолов.
После смерти императора Констанция власть во всей Римской империи перешла в руки его бывшего соправителя Юлиана Отступника, который, отвергшись Христа, хотел восстановить многобожие и начал преследование верующих. Христиан мучили и убивали, их имущество грабили и расхищали. Святой Артемий, видя все эти беззакония, обличил Юлиана в нечестии и жестокости и предсказал его скорую гибель.
Император Юлиан лишил святого Артемия всех почестей и должностей, подверг разным истязаниям и бросил в темницу под надуманным предлогом: якобы Артемий принимал участие в убийстве его старшего брата цезаря Галла. Затем император решил склонить Артемия к отречению от Христа льстивыми обещаниями, но, встретив отказ святого, велел подвергнуть его жестоким пыткам, мучить голодом и жаждой. После истязаний Артемий был чудесным образом исцелен от ран явившимся к нему в темницу Христом. Питаемый благодатью Святого Духа, великомученик долгое время провел в темнице, продолжая мужественно терпеть все истязания. Святой предупреждал Юлиана Отступника, что он скоро получит справедливое возмездие за все то зло, которое причинил христианам.
Разгневанный император приказал подвергнуть святого новым истязаниям: тело великомученика Артемия сдавили рассеченным надвое тяжелым камнем, но святой остался жить, и ему приказали отсечь голову.
Тело благочестивого мученика Артемия забрала антиохийская диакониса Ариста и доставила в Константинополь. В 1073 году часть мощей святого Артемия была перевезена из Константинополя в Киево-Печерский монастырь. В кресте-мощевике царя Михаила Федоровича, который являлся отцовским благословением ему Патриарха Филарета, содержались частицы мощей великомученика Артемия.
Мощи святого находятся в польском городе Оксия, в храме Иоанна Предтечи, иногда этот храм называют церковью великомученика Артемия. От его святых мощей происходят многочисленные чудеса и исцеления.
Святого великомученика Артемия особо чтут в греческом городе Патры, где он считается одним и покровителем этого города и основателем монастыря Гирокомиу, в котором ежегодно 20 октября совершается торжественное празднование этого святого.
Тропарь великомученика Артемия Антиохийского, глас 4
Истинною бо Христовою верою утверждься, страстотерпче, мучителя злочестива царя победил еси со идольским того возношением. Тем от Царя Великаго, вечно царствующаго, пресветлым венцем победным одарен бысть, вся исцеляяй болящия и призывающия тя, Артемие великий, моли Христа Бога спасти души наша.
Кондак великомученика Артемия Антиохийского, глас 2
Благочестиваго и венценоснаго мученика, на враги победы вземшаго одоление, сошедшеся, достойно песньми восхвалим Артемия, превеликаго в мученицех, чудес же дателя пребогатаго, молится бо Господу о всех нас.
Данилов монастырь в наши дни
Данилов монастырь ставропигиальный, т. е. настоятелем его является Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Повседневной жизнью монастыря управляет его наместник. За основу богослужебной жизни возрожденной обители был принят Устав Троице-Сергиевой лавры, да и многие из братии — постриженики лавры. Основные послушания братии связаны с церковными службами: священноиноки совершают богослужения, исповедают прихожан, читают и поют на клиросе. Иноки молятся о живых и усопших; церковное богослужение, молитва за весь мир были и остаются главной составляющей жизни монастыря. Двери монастырских храмов всегда открыты для прихожан.
С 1989 г. в монастыре открыта воскресная школа. В обители работают Центр духовного развития детей и молодежи, регентско-певческие курсы и курсы звонарского мастерства, художественные и иконописные мастерские.
Особо важным событием в новейшей жизни обители можно считать празднование 700-летия со дня преставления святого благоверного князя Даниила. 6 сентября 2003 г. состоялся крестный ход, который явился кульминацией торжеств. В нем приняли участие многие тысячи клириков и мирян. После торжественной литургии в Успенском соборе Кремля крестный ход отправился в Данилов монастырь. Впереди несли специально написанную для этого случая большую икону святого князя Даниила в рост, в серебряной басме, выполненную в древнем стиле (ныне икона находится в приделе святого князя Даниила, возле раки с его святыми мощами). У Боровицких ворот к нему присоединился крестный ход, который шел от Храма Христа Спасителя.
В то же время из монастыря по направлению к Даниловской площади вышел еще один крестный ход — с ковчегом с мощами святого князя Даниила. После того как крестные ходы соединились у памятника святому князю Даниилу, было совершено торжественное молебное пение преподобному.
После долгих лет трудных переговоров в монастырь вернулись исторические даниловские колокола. 8 сентября 2007 г. первым в Москву из Нью-Йорка был доставлен «Будничный колокол», а через год, в сентябре 2008 г., обитель вновь услышала звон своих родных колоколов. Каждый год в сентябре в Даниловом проходит Фестиваль колокольных звонов с участием лучших звонарей России.
Сегодня самый древний московский монастырь продолжает свою историю. Он является духовно-административным центром Русской Православной Церкви и резиденцией Патриарха Московского и всея Руси. Земля даниловская — воистину святая московская земля, особое место для каждого православного человека. Более чем семьсот лет от престолов монастырских храмов возносится молитва ко Господу. Жизнь Даниловой обители по-прежнему протекает под покровительством ее основателя — святого благоверного князя Даниила.