эфесский собор 431 года

III ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

эфесский собор 431 года. Смотреть фото эфесский собор 431 года. Смотреть картинку эфесский собор 431 года. Картинка про эфесский собор 431 года. Фото эфесский собор 431 года
III Вселенский собор.

Третий Вселенский Собор был созван в 431 г. в городе Ефесе императором Феодосием II Младшим

События, предшествовавшие Собору

Собор был созван против лжеучения архиепископа Нестория Константинопольского, который нечестиво учил, будто Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, с Которым, потом, Бог соединился нравственно, обитал в Нем, как в храме, подобно тому, как прежде обитал в Моисее и других пророках. Потому и Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву называл христородицею, а не Богородицею (подробнее см. Несторианство).

Определенное время это учение распространялось только как частное мнение в кружке людей, занимавшихся богословскими вопросами, и потому оно не встречало опровержений и осуждений со стороны Церкви. Но Несторий, став в 428 году архиепископом Константинополя, затеял сделать это учение общецерковным. Активная проповедь нового учения привела к волнениям в Константинополе. Нестория стали обвинять в ереси Павла Самосатского, так как было понятно, что речь идет не только о названии Девы Марии Богородицей, а о Лице Иисуса Христа. Несторий стал преследовать своих противников и даже осудил их на Константинопольском соборе 429 г., но тем только увеличил число своих врагов, которых и без того было много по случаю предпринятого им исправления нравов клира. Скоро слух об этих спорах проник и в другие церкви и здесь начались рассуждения.

В Антиохии и Сирии очень многие приняли сторону Нестория, по преимуществу лица, вышедшие из Антиохийского училища. Но в Александрии и Риме учение Нестория встретило сильное противодействие, оно было осуждено в 430 году на Римском и Александрийском соборах.

Для прекращения такого раздора между предстоятелями знаменитых церквей и утверждения православного учения, император Феодосий II решился созвать вселенский собор. Несторий, чью сторону в то время занимал Феодосий, сам просил созыва вселенского собора, находясь в убеждении, что его учение, как правильное, восторжествует.

История Собора

Феодосий назначил собор в Ефесе в самый день Пятидесятницы 431 г. В Ефес прибыли свт. Кирилл Александрийский с 40 египетскими епископами, Иувеналий Иерусалимский с палестинскими епископами, Фирм, еп. Кесарии Каппадокийской, Флавиан Фессалоникийский. Прибыл и Несторий с 10 епископами и два высших чиновника, друзья Нестория. Первый Кандидиан, как представитель императора, второй Ириней — просто как расположенный к Несторию. Не было только Иоанна Антиохийского и папских легатов. По прошествии 16 дней срока, назначенного императором для открытия собора, Кирилл решился открыть собор, не дожидаясь отсутствующих. Чиновник Кандидиан протестовал против этого и послал донос в Константинополь.

Открытие Собора. Низложение Нестория

Первое заседание было 22 июня в церкви Богородицы. Нестория приглашали на собор три раза. Но в первый раз он дал ответ неопределенный, второй раз отвечал, что придет, когда все епископы съедутся, а в третий — даже не выслушал приглашения. Тогда собор решил рассмотреть дело Нестория без него. Были прочитаны Никео-Цареградский символ, послания к Несторию, анафематизмы Кирилла и послания Нестория к Кириллу, его беседы и прочее.

Отцы нашли, что послания Кирилла заключают в себе православное учение и, напротив, послания и беседы Нестория — неправославное. Потом отцы проверили, как Несторий учит в настоящее время, не отказался ли он уже от своих мыслей. По свидетельству епископов, беседовавших в Ефесе с Несторием, оказалось, что он придерживается прежних мыслей. Наконец, были прочитаны изречения отцов Церкви, писавших о Лице Господа Иисуса Христа. Здесь тоже Несторий противоречит им. Приняв все это во внимание, отцы Ефесского собора признали учение Нестория еретическим и определили лишить его сана и отлучить от церковного общения. Под приговором подписалось 200 епископов и первое заседание кончилось.

В тот же день собор в Ефесе объявил о низложении Нестория и послал уведомление об этом клиру в Константинополе. Кирилл еще от себя написал письма епископам и настоятелю константинопольского монастыря авве Далмату. Вскоре были отправлены и акты собора императору. Несторию был объявлен приговор на другой день после заседания. Он, конечно, его не принял и в донесении императору жаловался на неправильные, будто бы, действия собора, обвинял особенно Кирилла и Мемнона и просил императора или перевести собор в другое место, или дать ему возможность благополучно возвратиться в Константинополь, потому что, по его словам, его жизни угрожает опасность.

Альтернативный собор сторонников Нестория. Низложение Кирилла

Между тем в Ефес прибыл Иоанн I Антиохийский с 33 сирскими епископами. Отцы собора его уведомили, чтобы он не входил в общение с осужденным Несторием. Но Иоанн был не доволен решением дела не в пользу Нестория, и потому, не входя в общение с Кириллом и его собором, составил свой собор с Несторием и приехавшими епископами. К Иоанну примкнуло несколько епископов, бывших на соборе св. Кирилла. На собор Иоанна также прибыл императорский уполномоченный. Собор Иоанна признал осуждение Нестория незаконным и начал суд над Кириллом, Мемноном и другими епископами, осудившими Нестория. Кириллу было несправедливо поставлено в вину, между прочим, что учение, изложенное в его анафематизмах, сходно с нечестием Ария, Аполлинария и Евномия. И вот, собор Иоанна осудил и низложил Кирилла и Мемнона, отлучил от церковного общения, впредь до раскаяния, прочих епископов, осудивших Нестория, донес обо всем в Константинополь императору, клиру и народу, прося императора утвердить низложение Кирилла и Мемнона.

Император в затруднении

Пока велась эта переписка, собор, под председательством Кирилла, продолжал свои заседания, которых было семь. На втором заседании было прочитано послание папы Келестина, привезенное только теперь прибывшими легатами, и признано было вполне православным; в третьем — Римские легаты подписали осуждение Нестория; в четвертом — Кирилл и Мемнон, неправильно осужденные Иоанном (который не явился на приглашение явиться на заседание) были оправданы; в пятом — Кирилл и Мемнон, для опровержения обвинений, возведенных на них Иоанном, осудили ереси Ария, Аполлинария и Евномия, а собор отлучил от церковного общения самого Иоанна и сирийских епископов; в шестом — запрещено на будущее время изменять что-либо в Никео-Цареградском Символе или вместо него составлять другие, наконец, в седьмом — собор занялся решением частных вопросов по разграничению епархий. Все соборные акты были посланы императору для утверждения.

Теперь Феодосий находился в еще большем затруднении, чем прежде, потому что неприязнь между собором и сторонниками Иоанна увеличилась в значительной степени. А вельможа Ириней, прибывший в столицу из Ефеса, сильно действовал при дворе в пользу Нестория. Епископ Акакий Веррийский подал императору совет, удалив от соборных рассуждений Кирилла, Мемнона и Нестория, поручить всем остальным епископам пересмотреть вновь дело Нестория. Император так и поступил. Он послал в Ефес чиновника, который взял под стражу Кирилла, Мемнона и Нестория, и начал принуждать к согласию прочих епископов. Но соглашения не последовало.

Защита Православия аввой Далматом. Император утверждает определение Собора

Между тем, св. Кирилл нашел случай из-под стражи написать клиру и народу константинопольскому, а также авве Далматию о происходящем в Ефесе. Авва Далматий собрал иноков константинопольских монастырей и вместе с ними при многочисленном стечении народа, с пением псалмов, с горящими светильниками, отправился ко дворцу императора. Войдя во дворец, Далматий просил императора, чтобы православные отцы были освобождены из заключения и чтобы было утверждено определение собора относительно Нестория.

Появление знаменитого аввы, 48 лет не выходившего из своего монастыря, произвело сильное впечатление на императора. Он обещал утвердить решение собора. Затем в церкви, куда отправился авва Далматий с иноками, народ открыто провозгласил анафему Несторию. Таким образом колебания императора кончились. Оставалось только привести сирских епископов в согласие с собором. Для этого император приказал спорящим сторонам выбрать по 8 депутатов и прислать их в Халкидон для взаимных рассуждений в присутствии императора. В эту депутацию со стороны православных вошли два Римских легата и епископ Иувеналий Иерусалимский. Со стороны защитников Нестория — Иоанн Антиохийский и Феодорит Кирский. Но и в Халкидоне не было достигнуто соглашение, несмотря на заботы Феодосия. Православные требовали, чтобы сирские епископы подписали осуждение Нестория, а сирские не соглашались и не хотели принимать, как они выражались, догматов Кирилла (анафематизмов). Так дело и осталось нерешенным. Впрочем, Феодосий теперь перешел решительно на сторону православных епископов. По окончании халкидонского совещания он издал указ, в котором приказал всем епископам возвратиться на свои кафедры, в том числе и Кириллу, а Нестория еще прежде удалил в Антиохийский монастырь, из которого он прежде был взят на константинопольскую кафедру. Преемником Нестория православные епископы поставили Максимилиана, известного своей благочестивой жизнью.

После Собора. Восточный раскол и примирение 433 г.

Восточные епископы, во главе с Иоанном Антиохийским, отправляясь из Халкидона и Ефеса на свои кафедры, по дороге составили два собора, один в Тарсе, на котором снова осудила Кирилла и Мемнона, и другой в Антиохии, на котором составили свое исповедание веры. В этом исповедании было сказано, что Господь Иисус Христос — совершенный Бог и совершенный человек и что на основании неслитного в Нем единства Божества и человечества, Пресвятая Дева Мария может быть названа Богородицей. Таким образом, восточные отцы отступили от своих несторианских воззрений, но от лица Нестория не отказались, почему разделение между ними и Кириллом продолжалось. Император Феодосий не терял все-таки надежды примирить церкви и поручил исполнить это своему чиновнику Аристолаю. Но только Павлу, епископу Эмесскому, удалось примирить отцов сирских с александрийскими. Он убедил Иоанна Антиохийского и других сирских епископов согласиться на осуждение Нестория, а Кирилла Александрийского — подписать Антиохийское исповедание веры. Кирилл, видя, что это исповедание православное, подписал его, но не отказался и от своих анафематизмов. Таким образом мир был восстановлен лишь в 433 году [1]. С Антиохийским исповеданием веры, как с православным, была согласна вся Вселенская Церковь и оно получило значение точного исповедания веры древне-православного учения об образе соединения в Господе Иисусе Христе двух естеств и их взаимном отношении. Император утвердил это исповедание и принял окончательное решение относительно Нестория. Он был сослан в 435 г. в один оазис в египетских пустынях.

Решения Собора

На соборе было изложено восемь правил. Из них, кроме осуждения Несторианской ереси, важно — полное запрещение не только составлять новый, но даже дополнять или сокращать, хотя бы одним словом, Символ, изложенный на двух первых Вселенских Соборах.

Вместе с заблуждениями Нестория была осуждена и появившаяся на западе пелагианская ересь. Осуждение ереси Пелагия было произнесено еще в 418 году на поместном соборе в Карфагене, и только было подтверждено Третьем Вселенским Собором.

Оценки Собора

Литература

Использованные материалы

Источник

III Вселенский Собор

Дни памяти

Житие

Тре­тий Все­лен­ский Со­бор был со­зван в 431 г. в го­ро­де Ефе­се им­пе­ра­то­ром Фе­о­до­си­ем II Млад­шим.

События, предшествовавшие Собору

Со­бор был со­зван про­тив лже­уче­ния ар­хи­епи­ско­па Несто­рия Кон­стан­ти­но­поль­ско­го, ко­то­рый нече­сти­во учил, буд­то Пре­свя­тая Де­ва Ма­рия ро­ди­ла про­сто­го че­ло­ве­ка Хри­ста, с Ко­то­рым по­том Бог со­еди­нил­ся нрав­ствен­но, оби­тал в Нем, как в хра­ме, по­доб­но то­му, как преж­де оби­тал в Мо­и­сее и дру­гих про­ро­ках. По­то­му и Са­мо­го Гос­по­да Иису­са Хри­ста Несто­рий на­зы­вал бо­го­нос­цем, а не Бо­го­че­ло­ве­ком, а Пре­свя­тую Де­ву на­зы­вал хри­сто­ро­ди­цею, а не Бо­го­ро­ди­цею (по­дроб­нее см. Несто­ри­ан­ство).

Опре­де­лен­ное вре­мя это уче­ние рас­про­стра­ня­лось толь­ко как част­ное мне­ние в круж­ке лю­дей, за­ни­мав­ших­ся бо­го­слов­ски­ми во­про­са­ми, и по­то­му оно не встре­ча­ло опро­вер­же­ний и осуж­де­ний со сто­ро­ны Церк­ви. Но Несто­рий, став в 428 го­ду ар­хи­епи­ско­пом Кон­стан­ти­но­по­ля, за­те­ял сде­лать это уче­ние об­ще­цер­ков­ным. Ак­тив­ная про­по­ведь но­во­го уче­ния при­ве­ла к вол­не­ни­ям в Кон­стан­ти­но­по­ле. Несто­рия ста­ли об­ви­нять в ере­си Пав­ла Са­мо­сат­ско­го, так как бы­ло по­нят­но, что речь идет не толь­ко о на­зва­нии Де­вы Ма­рии Бо­го­ро­ди­цей, а о Ли­це Иису­са Хри­ста. Несто­рий стал пре­сле­до­вать сво­их про­тив­ни­ков и да­же осу­дил их на Кон­стан­ти­но­поль­ском со­бо­ре 429 г., но тем толь­ко уве­ли­чил чис­ло сво­их вра­гов, ко­то­рых и без то­го бы­ло мно­го по слу­чаю пред­при­ня­то­го им ис­прав­ле­ния нра­вов кли­ра. Ско­ро слух об этих спо­рах про­ник и в дру­гие церк­ви, и здесь на­ча­лись рас­суж­де­ния.

В Ан­тио­хии и Си­рии очень мно­гие при­ня­ли сто­ро­ну Несто­рия, по пре­иму­ще­ству ли­ца, вы­шед­шие из Ан­тио­хий­ско­го учи­ли­ща. Но в Алек­сан­дрии и Ри­ме уче­ние Несто­рия встре­ти­ло силь­ное про­ти­во­дей­ствие, оно бы­ло осуж­де­но в 430 го­ду на Рим­ском и Алек­сан­дрий­ском со­бо­рах.

Для пре­кра­ще­ния та­ко­го раз­до­ра меж­ду пред­сто­я­те­ля­ми зна­ме­ни­тых церк­вей и утвер­жде­ния пра­во­слав­но­го уче­ния им­пе­ра­тор Фе­о­до­сий II ре­шил­ся со­звать Все­лен­ский Со­бор. Несто­рий, чью сто­ро­ну в то вре­мя за­ни­мал Фе­о­до­сий, сам про­сил со­зы­ва Все­лен­ско­го Со­бо­ра, на­хо­дясь в убеж­де­нии, что его уче­ние, как пра­виль­ное, вос­тор­же­ству­ет.

История Собора

Фе­о­до­сий на­зна­чил со­бор в Ефе­се в са­мый день Пя­ти­де­сят­ни­цы 431 г. В Ефес при­бы­ли свт. Ки­рилл Алек­сан­дрий­ский с 40 еги­пет­ски­ми епи­ско­па­ми, Иуве­на­лий Иеру­са­лим­ский с па­ле­стин­ски­ми епи­ско­па­ми, Фирм, еп. Ке­са­рии Кап­па­до­кий­ской, Фла­виан Фес­са­ло­ни­кий­ский. При­был и Несто­рий с 10 епи­ско­па­ми и два выс­ших чи­нов­ни­ка, дру­зья Несто­рия. Пер­вый – Кан­ди­ди­ан – как пред­ста­ви­тель им­пе­ра­то­ра, вто­рой – Ири­ней – про­сто как рас­по­ло­жен­ный к Несто­рию. Не бы­ло толь­ко Иоан­на Ан­тио­хий­ско­го и пап­ских ле­га­тов. По про­ше­ствии 16 дней сро­ка, на­зна­чен­но­го им­пе­ра­то­ром для от­кры­тия со­бо­ра, Ки­рилл ре­шил­ся от­крыть со­бор, не до­жи­да­ясь от­сут­ству­ю­щих. Чи­нов­ник Кан­ди­ди­ан про­те­сто­вал про­тив это­го и по­слал до­нос в Кон­стан­ти­но­поль.

Открытие Собора. Низложение Нестория

Пер­вое за­се­да­ние бы­ло 22 июня в церк­ви Бо­го­ро­ди­цы. Несто­рия при­гла­ша­ли на со­бор три ра­за. Но в пер­вый раз он дал от­вет неопре­де­лен­ный, вто­рой раз от­ве­чал, что при­дет, ко­гда все епи­ско­пы съе­дут­ся, а в тре­тий – да­же не вы­слу­шал при­гла­ше­ния. То­гда со­бор ре­шил рас­смот­реть де­ло Несто­рия без него. Бы­ли про­чи­та­ны Ни­кео-Ца­ре­град­ский сим­вол, по­сла­ния к Несто­рию, ана­фе­ма­тиз­мы Ки­рил­ла и по­сла­ния Несто­рия к Ки­рил­лу, его бе­се­ды и про­чее.

От­цы на­шли, что по­сла­ния Ки­рил­ла за­клю­ча­ют в се­бе пра­во­слав­ное уче­ние и, на­про­тив, по­сла­ния и бе­се­ды Несто­рия – непра­во­слав­ное. По­том от­цы про­ве­ри­ли, как Несто­рий учит в на­сто­я­щее вре­мя, не от­ка­зал­ся ли он уже от сво­их мыс­лей. По сви­де­тель­ству епи­ско­пов, бе­се­до­вав­ших в Ефе­се с Несто­ри­ем, ока­за­лось, что он при­дер­жи­ва­ет­ся преж­них мыс­лей. На­ко­нец, бы­ли про­чи­та­ны из­ре­че­ния от­цов Церк­ви, пи­сав­ших о Ли­це Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Здесь то­же Несто­рий про­ти­во­ре­чит им. При­няв все это во вни­ма­ние, от­цы Ефес­ско­го со­бо­ра при­зна­ли уче­ние Несто­рия ере­ти­че­ским и опре­де­ли­ли ли­шить его са­на и от­лу­чить от цер­ков­но­го об­ще­ния. Под при­го­во­ром под­пи­са­лось 200 епи­ско­пов, и пер­вое за­се­да­ние кон­чи­лось.

В тот же день со­бор в Ефе­се объ­явил о низ­ло­же­нии Несто­рия и по­слал уве­дом­ле­ние об этом кли­ру в Кон­стан­ти­но­по­ле. Ки­рилл еще от се­бя на­пи­сал пись­ма епи­ско­пам и на­сто­я­те­лю Кон­стан­ти­но­поль­ско­го мо­на­сты­ря ав­ве Дал­ма­ту. Вско­ре бы­ли от­прав­ле­ны и ак­ты со­бо­ра им­пе­ра­то­ру. Несто­рию был объ­яв­лен при­го­вор на дру­гой день по­сле за­се­да­ния. Он, ко­неч­но, его не при­нял и в до­не­се­нии им­пе­ра­то­ру жа­ло­вал­ся на непра­виль­ные, буд­то бы, дей­ствия со­бо­ра, об­ви­нял осо­бен­но Ки­рил­ла и Мем­но­на и про­сил им­пе­ра­то­ра или пе­ре­ве­сти со­бор в дру­гое ме­сто, или дать ему воз­мож­ность бла­го­по­луч­но воз­вра­тить­ся в Кон­стан­ти­но­поль, по­то­му что, по его сло­вам, его жиз­ни угро­жа­ет опас­ность.

Альтернативный собор сторонников Нестория. Низложение Кирилла

Меж­ду тем в Ефес при­был Иоанн I Ан­тио­хий­ский с 33 сир­ски­ми епи­ско­па­ми. От­цы со­бо­ра его уве­до­ми­ли, чтобы он не вхо­дил в об­ще­ние с осуж­ден­ным Несто­ри­ем. Но Иоанн был не до­во­лен ре­ше­ни­ем де­ла не в поль­зу Несто­рия, и по­то­му, не вхо­дя в об­ще­ние с Ки­рил­лом и его со­бо­ром, со­ста­вил свой со­бор с Несто­ри­ем и при­е­хав­ши­ми епи­ско­па­ми. К Иоан­ну при­мкну­ло несколь­ко епи­ско­пов, быв­ших на со­бо­ре св. Ки­рил­ла. На со­бор Иоан­на так­же при­был им­пе­ра­тор­ский упол­но­мо­чен­ный. Со­бор Иоан­на при­знал осуж­де­ние Несто­рия неза­кон­ным и на­чал суд над Ки­рил­лом, Мем­но­ном и дру­ги­ми епи­ско­па­ми, осу­див­ши­ми Несто­рия. Ки­рил­лу бы­ло неспра­вед­ли­во по­став­ле­но в ви­ну, меж­ду про­чим, что уче­ние, из­ло­жен­ное в его ана­фе­ма­тиз­мах, сход­но с нече­сти­ем Ария, Апол­ли­на­рия и Ев­но­мия. И вот со­бор Иоан­на осу­дил и низ­ло­жил Ки­рил­ла и Мем­но­на, от­лу­чил от цер­ков­но­го об­ще­ния, впредь до рас­ка­я­ния, про­чих епи­ско­пов, осу­див­ших Несто­рия, до­нес обо всем в Кон­стан­ти­но­поль им­пе­ра­то­ру, кли­ру и на­ро­ду, про­ся им­пе­ра­то­ра утвер­дить низ­ло­же­ние Ки­рил­ла и Мем­но­на.

Император в затруднении

Фе­о­до­сий, ко­то­рый по­лу­чил, кро­ме до­не­се­ний Ки­рил­ла, Несто­рия и Иоан­на, еще до­не­се­ние Кан­ди­ди­а­на, не знал, как по­сту­пить в этом слу­чае. На­ко­нец, он рас­по­ря­дил­ся, чтобы все по­ста­нов­ле­ния со­бо­ров Ки­рил­ла и Иоан­на бы­ли уни­что­же­ны и чтобы все епи­ско­пы, при­быв­шие в Ефес, со­бра­лись вме­сте и по­кон­чи­ли спо­ры мир­ным об­ра­зом. Ки­рилл не мог со­гла­сить­ся с та­ким пред­ло­же­ни­ем, так как на его со­бо­ре бы­ло вы­не­се­но пра­виль­ное ре­ше­ние, а Иоанн Ан­тио­хий­ский пред­став­лял дей­ствия сво­е­го со­бо­ра пра­виль­ны­ми, о чем оба до­но­си­ли в Кон­стан­ти­но­поль.

По­ка ве­лась эта пе­ре­пис­ка, Со­бор под пред­се­да­тель­ством Ки­рил­ла про­дол­жал свои за­се­да­ния, ко­то­рых бы­ло семь. На вто­ром за­се­да­нии бы­ло про­чи­та­но по­сла­ние па­пы Ке­ле­сти­на, при­ве­зен­ное толь­ко те­перь при­быв­ши­ми ле­га­та­ми, и при­зна­но бы­ло вполне пра­во­слав­ным; в тре­тьем – рим­ские ле­га­ты под­пи­са­ли осуж­де­ние Несто­рия; в чет­вер­том – Ки­рилл и Мем­нон, непра­виль­но осуж­ден­ные Иоан­ном (ко­то­рый не явил­ся на при­гла­ше­ние явить­ся на за­се­да­ние) бы­ли оправ­да­ны; в пя­том – Ки­рилл и Мем­нон для опро­вер­же­ния об­ви­не­ний, воз­ве­ден­ных на них Иоан­ном, осу­ди­ли ере­си Ария, Апол­ли­на­рия и Ев­но­мия, а Со­бор от­лу­чил от цер­ков­но­го об­ще­ния са­мо­го Иоан­на и си­рий­ских епи­ско­пов; в ше­стом – за­пре­ще­но на бу­ду­щее вре­мя из­ме­нять что-ли­бо в Ни­кео-Ца­ре­град­ском Сим­во­ле или вме­сто него со­став­лять дру­гие, на­ко­нец, в седь­мом – Со­бор за­нял­ся ре­ше­ни­ем част­ных во­про­сов по раз­гра­ни­че­нию епар­хий. Все со­бор­ные ак­ты бы­ли по­сла­ны им­пе­ра­то­ру для утвер­жде­ния.

Те­перь Фе­о­до­сий на­хо­дил­ся в еще боль­шем за­труд­не­нии, чем преж­де, по­то­му что непри­язнь меж­ду Со­бо­ром и сто­рон­ни­ка­ми Иоан­на уве­ли­чи­лась в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни. А вель­мо­жа Ири­ней, при­быв­ший в сто­ли­цу из Ефе­са, силь­но дей­ство­вал при дво­ре в поль­зу Несто­рия. Епи­скоп Ака­кий Бер­рий­ский по­дал им­пе­ра­то­ру со­вет, уда­лив от со­бор­ных рас­суж­де­ний Ки­рил­ла, Мем­но­на и Несто­рия, по­ру­чить всем осталь­ным епи­ско­пам пе­ре­смот­реть вновь де­ло Несто­рия. Им­пе­ра­тор так и по­сту­пил. Он по­слал в Ефес чи­нов­ни­ка, ко­то­рый взял под стра­жу Ки­рил­ла, Мем­но­на и Несто­рия, и на­чал при­нуж­дать к со­гла­сию про­чих епи­ско­пов. Но со­гла­ше­ния не по­сле­до­ва­ло.

Защита Православия аввой Далматом. Император утверждает определение Собора

Меж­ду тем св. Ки­рилл на­шел слу­чай из-под стра­жи на­пи­сать кли­ру и на­ро­ду кон­стан­ти­но­поль­ско­му, а так­же ав­ве Дал­ма­тию о про­ис­хо­дя­щем в Ефе­се. Ав­ва Дал­ма­тий со­брал ино­ков кон­стан­ти­но­поль­ских мо­на­сты­рей и вме­сте с ни­ми при мно­го­чис­лен­ном сте­че­нии на­ро­да, с пе­ни­ем псал­мов, с го­ря­щи­ми све­тиль­ни­ка­ми, от­пра­вил­ся ко двор­цу им­пе­ра­то­ра. Вой­дя во дво­рец, Дал­ма­тий про­сил им­пе­ра­то­ра, чтобы пра­во­слав­ные от­цы бы­ли осво­бож­де­ны из за­клю­че­ния и чтобы бы­ло утвер­жде­но опре­де­ле­ние со­бо­ра от­но­си­тель­но Несто­рия.

По­яв­ле­ние зна­ме­ни­то­го ав­вы, 48 лет не вы­хо­див­ше­го из сво­е­го мо­на­сты­ря, про­из­ве­ло силь­ное впе­чат­ле­ние на им­пе­ра­то­ра. Он обе­щал утвер­дить ре­ше­ние со­бо­ра. За­тем в церк­ви, ку­да от­пра­вил­ся ав­ва Дал­ма­тий с ино­ка­ми, на­род от­кры­то про­воз­гла­сил ана­фе­му Несто­рию. Та­ким об­ра­зом ко­ле­ба­ния им­пе­ра­то­ра кон­чи­лись. Оста­ва­лось толь­ко при­ве­сти сир­ских епи­ско­пов в со­гла­сие с со­бо­ром. Для это­го им­пе­ра­тор при­ка­зал спо­ря­щим сто­ро­нам вы­брать по 8 де­пу­та­тов и при­слать их в Хал­ки­дон для вза­им­ных рас­суж­де­ний в при­сут­ствии им­пе­ра­то­ра. В эту де­пу­та­цию со сто­ро­ны пра­во­слав­ных во­шли два рим­ских ле­га­та и епи­скоп Иуве­на­лий Иеру­са­лим­ский. Со сто­ро­ны за­щит­ни­ков Несто­рия – Иоанн Ан­тио­хий­ский и Фе­о­до­рит Кир­ский. Но и в Хал­ки­доне не бы­ло до­стиг­ну­то со­гла­ше­ние, несмот­ря на за­бо­ты Фе­о­до­сия. Пра­во­слав­ные тре­бо­ва­ли, чтобы сир­ские епи­ско­пы под­пи­са­ли осуж­де­ние Несто­рия, а сир­ские не со­гла­ша­лись и не хо­те­ли при­ни­мать, как они вы­ра­жа­лись, дог­ма­тов Ки­рил­ла (ана­фе­ма­тиз­мов). Так де­ло и оста­лось нере­шен­ным. Впро­чем, Фе­о­до­сий те­перь пе­ре­шел ре­ши­тель­но на сто­ро­ну пра­во­слав­ных епи­ско­пов. По окон­ча­нии хал­ки­дон­ско­го со­ве­ща­ния он из­дал указ, в ко­то­ром при­ка­зал всем епи­ско­пам воз­вра­тить­ся на свои ка­фед­ры, в том чис­ле и Ки­рил­лу, а Несто­рия еще преж­де уда­лил в Ан­тио­хий­ский мо­на­стырь, из ко­то­ро­го он преж­де был взят на кон­стан­ти­но­поль­скую ка­фед­ру. Пре­ем­ни­ком Несто­рия пра­во­слав­ные епи­ско­пы по­ста­ви­ли Мак­си­ми­ли­а­на, из­вест­но­го сво­ей бла­го­че­сти­вой жиз­нью.

После Собора. Восточный раскол и примирение 433 г.

Во­сточ­ные епи­ско­пы во гла­ве с Иоан­ном Ан­тио­хий­ским, от­прав­ля­ясь из Хал­ки­до­на и Ефе­са на свои ка­фед­ры, по до­ро­ге со­ста­ви­ли два со­бо­ра, один в Тар­се, на ко­то­ром сно­ва осу­ди­ли Ки­рил­ла и Мем­но­на, и дру­гой в Ан­тио­хии, на ко­то­ром со­ста­ви­ли свое ис­по­ве­да­ние ве­ры. В этом ис­по­ве­да­нии бы­ло ска­за­но, что Гос­подь Иисус Хри­стос – со­вер­шен­ный Бог и со­вер­шен­ный че­ло­век и что на ос­но­ва­нии нес­лит­но­го в Нем един­ства Бо­же­ства и че­ло­ве­че­ства Пре­свя­тая Де­ва Ма­рия мо­жет быть на­зва­на Бо­го­ро­ди­цей. Та­ким об­ра­зом, во­сточ­ные от­цы от­сту­пи­ли от сво­их несто­ри­ан­ских воз­зре­ний, но от ли­ца Несто­рия не от­ка­за­лись, по­че­му раз­де­ле­ние меж­ду ни­ми и Ки­рил­лом про­дол­жа­лось. Им­пе­ра­тор Фе­о­до­сий не те­рял все-та­ки на­деж­ды при­ми­рить церк­ви и по­ру­чил ис­пол­нить это сво­е­му чи­нов­ни­ку Ари­сто­лаю. Но толь­ко Пав­лу, епи­ско­пу Эмес­ско­му, уда­лось при­ми­рить от­цов сир­ских с алек­сан­дрий­ски­ми. Он убе­дил Иоан­на Ан­тио­хий­ско­го и дру­гих сир­ских епи­ско­пов со­гла­сить­ся на осуж­де­ние Несто­рия, а Ки­рил­ла Алек­сан­дрий­ско­го – под­пи­сать Ан­тио­хий­ское ис­по­ве­да­ние ве­ры. Ки­рилл, ви­дя, что это ис­по­ве­да­ние пра­во­слав­ное, под­пи­сал его, но не от­ка­зал­ся и от сво­их ана­фе­ма­тиз­мов. Та­ким об­ра­зом мир был вос­ста­нов­лен лишь в 433 го­ду. С Ан­тио­хий­ским ис­по­ве­да­ни­ем ве­ры, как с пра­во­слав­ным, бы­ла со­глас­на вся Все­лен­ская Цер­ковь и оно по­лу­чи­ло зна­че­ние точ­но­го ис­по­ве­да­ния ве­ры древ­не­пра­во­слав­но­го уче­ния об об­ра­зе со­еди­не­ния в Гос­по­де Иису­се Хри­сте двух естеств и их вза­им­ном от­но­ше­нии. Им­пе­ра­тор утвер­дил это ис­по­ве­да­ние и при­нял окон­ча­тель­ное ре­ше­ние от­но­си­тель­но Несто­рия. Он был со­слан в 435 г. в один оа­зис в еги­пет­ских пу­сты­нях.

Решения Собора

На Со­бо­ре бы­ло из­ло­же­но во­семь пра­вил. Из них, кро­ме осуж­де­ния несто­ри­ан­ской ере­си, важ­но – пол­ное за­пре­ще­ние не толь­ко со­став­лять но­вый, но да­же до­пол­нять или со­кра­щать, хо­тя бы од­ним сло­вом, Сим­вол, из­ло­жен­ный на двух пер­вых Все­лен­ских Со­бо­рах.

Вме­сте с за­блуж­де­ни­я­ми Несто­рия бы­ла осуж­де­на и по­явив­ша­я­ся на за­па­де пе­ла­ги­ан­ская ересь. Осуж­де­ние ере­си Пе­ла­гия бы­ло про­из­не­се­но еще в 418 го­ду на По­мест­ном Со­бо­ре в Кар­фа­гене и толь­ко бы­ло под­твер­жде­но Тре­тьим Все­лен­ским Со­бо­ром.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *