эффективное управление процессом обучения физическим упражнениям связано

физра ргсу. Количество тренировок в неделю для увеличения мышечной массы 23 раза в неделю Задачи умственного воспитания

Задачи умственного воспитания

— развитие умственных способностей

Самое бурное развитие двигательных функций происходит в

Задачи физического воспитания в основной период трудовой деятельности определяются:

5. Качество, являющееся частным по отношению к ловкости: чувство равновесия

12. Сила это способность преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать ему за Счёт мышечных усилий

13. Наиболее эффективный метод воспитания гибкости выполнение упражнений сериями 2 раза в день

17. Круговая тренировка используется на уроках физической культуры для формирования двигательных умений и навыков

19. Утомление выражается в невозможности продолжать работу

20. Физическое воспитание совершенствование двигательных качеств и свойств личности

23. Основные трудности в освоении новых двигательных действий- сложность координации движений

28. Нравственное воспитание в процессе физического воспитания направлено на формирование моральных убеждений

30. Главное в самовоспитании- самоанализ

31. Задачи формирования трудового воспитания: воспитание трудолюбия

34. Основные отличительные признаки двигательного навыка.

35. Наиболее характерными чертами двигательного навыка умений является- автоматизма и слитность двигательных действий

36. Для повышения динамической силы применяется непредельное отягощение с предельных количеством повторений

38. Для обеспечения оптимальной последовательности в занятиях физическими упражнениями необходимо учитывать возрастные особенности занимающихся

39. Использование около предельных и предельных отягощении характерно для воспитания собственно-силовых способностей

40. Академические формы занятий по физическому воспитанию в вузах обязательные и факультативные

44. Формы использования физической культуры трудящимися в быту оздоровительно-реабилитационная физическая культура

46. Содержание физической подготовки- воспитание физических качеств

47. Разучивание физического упражнения на начальном этапе предполагает создание возможностей для воспроизведения техники в грубой форме

48. Координационные способности, проявляемые в циклических локомоциях можно оценить с помощью теста: метание мяча в цель Челночный бег с последовательной переноской двух кубиков за линию старта (мое)

51. Метод максимальных нагрузок направлен на воспитание физических качеств

52. Производственная гимнастика в практике физического воспитания представлена вводной гимнастикой

53. Активная гибкость измеряется с помощью теста удержание угла

Урок ФК в общеобразовательной школе:

A)& Форма занятий базовой физической культурой.

B) Форма занятий прикладной физической подготовкой.

C) Форма занятий лечебной ФК.

D) Форма занятий спортом.

E) Форма занятий фоновой физической культурой.

Образование в области физической культуры и спорта состоит:

A)& В передаче учащимся необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний:

B) В формировании специальных физкультурных и спортивных знаний.

C) В гармоничном развитии всех форм и функций организма человека.

D) В гармоничном развитии человеческой личности.

E) В передаче учащимся специальных теоретических и методических знаний, педагогических умений и навыков.

Укажите, какие из перечисленных принципов являются общеметодическими:

A)& Принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип доступности и индивидуализации.

B) Принцип непрерывности, принцип системного чередования нагрузок и отдыха.

C) Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок, принцип циклического построения занятий.

D) Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий.

E) Принцип оздоровительной направленности физического воспитания.

Специфические принципы физического воспитания:

A) Принцип наглядности.

B) Принцип научности.

C) Принцип систематичности.

D)& Принцип цикличности.

E) Принцип активности.

Принцип, который предусматривает оптимальное соответствие задач, средств и методов физического воспитания возможностям занимающихся:

A) Принцип сознательности и активности.

B)& Принцип доступности и индивидуализации.

C) Принцип научности.

D) Принцип связи теории с практикой.

E) Принцип прикладности.

Принцип, который обязывает последовательно изменять направленность физического воспитания в соответствии с возрастными этапами и стадиями развития человека:

A) Принцип научности.

B)& Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания.

C) Принцип систематичности и последовательности.

D) Принцип всестороннего развития личности.

E) Принцип связи с трудовой и военной практикой.

Принцип, предусматривающий планомерное увеличение объема и интенсивности физической нагрузки по мере роста функциональных возможностей организма:

A) Принцип научности.

B) Принцип доступности и индивидуализации.

C) Принцип непрерывности.

D)& Принцип постепенного наращивания развивающее-тренирующих воздействий.

E) Принцип систематичности.

Какой из перечисленных параметров относится к динамической характеристике физических упражнений:

E) Траектория движения.

Отражение воздействия упражнений, остающееся после их окончания к следующему занятию называется эффектом:

Эффект физических упражнений определяется прежде всего:

D) Длительностью их выполнения.

E) Техникой выполнения.

Изменения, происходящие, в организме к концу выполнения упражнения или занятия называются:

A) Отставленным эффектом.

B) Поддерживающим эффектом.

C) Кумулятивным эффектом.

E) Развивающим эффектом.

Упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, при помощи которых достигается прочное овладение знаниями, умениями и навыками, называются:

A)& Методами обучения.

B) Двигательными действиями.

C) Методиками обучения.

D) Учением и преподаванием.

E) Методическими приемами обучения.

К специфическим методам физического воспитания относятся:

A) Словесные методы (распоряжения, команды, указания) и методы наглядного воздействия.

B)& Методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы.

C) Методы срочной информации.

D) Практический метод, видеометод, методы самостоятельной работы, методы контроля и самоконтроля.

E) Методы обеспечения наглядности.

Количественная мера воздействия упражнения на организм и степень преодолеваемых при этом объективных и субъективных трудностей называется:

A) Стоимостью упражнений.

B) Эффектом упражнений.

D) Дозой упражнения.

E) Параметрами нагрузки.

Нагрузка, меняющаяся в каждый момент упражнения, называется:

Нагрузка, одинаковая в каждый момент упражнения, называется:

A)& Длительности воздействия нагрузки.

B) Силы воздействия нагрузки.

C) Емкости воздействия нагрузки.

D) Стоимости нагрузки.

E) Мощности нагрузки.

A) Длительности нагрузки.

B) Сложности нагрузки.

C) Емкости нагрузки.

D) Стоимости нагрузки.

E)& Мощности нагрузки.

Внешняя сторона нагрузки характеризует:

A)& Величину нагрузки.

B) Реакцию организма на нагрузку.

D) Меру адаптации к нагрузке.

E) Сложность нагрузки.

Внутренняя сторона нагрузки характеризует:

A) Величину нагрузки.

B)& Реакцию организма на нагрузку.

D) Меру адаптации к нагрузке.

E) Сложность нагрузки.

Метод переменного непрерывного упражнения применяется для развития:

D) Быстроты реакции.

К показателям объема нагрузки с внешней стороны не относятся:

A) Общий вес отягощений.

B) Общее время выполнения упражнений.

D) Общее число движений.

E)& Количество физической работы за время упражнения.

К показателям интенсивности относятся:

A) Общий вес отягощений.

B) Общее время выполнения упражнений.

D) Общее число движений.

E) Количество физической работы за время упражнения.

Интервал отдыха, гарантирующий к моменту очередного повторения упражнения восстановление работоспособности до исходного уровня, называют:

A)& Полным (ординарным).

D) Строго регламентированным.

Интервал отдыха, гарантирующий к моменту очередного занятия сверхвосстановление работоспособности называют:

A) Полным (ординарным).

D) Строго регламентированным.

Целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у социальных субъектов качеств, необходимых им для выполнения каких-либо функций:

Совокупность упражнений, приемов и методов, направленных на обучение двигательным и другим умениям и навыкам, а также на их дальнейшее совершенствование, называется:

A)& Методикой обучения.

B) Физической культурой.

C) Физическим образованием.

D) Физическим воспитанием.

E) Средствами обучения.

Найдите правильную схему овладения двигательным действием:

Цель обучения на этапе начального разучивания техники двигательного действия:

A)& Сформировать у ученика основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах.

B) Завершить формирование двигательного умения.

C) Детализированно освоить и закрепить технику изучаемого двигательного действия.

D) Достижение слитности и стабильности выполнения фаз и частей техники изучаемого двигательного действия.

E) Достижение вариативности элементов техники действия.

в выполнении элементов действия.

Из перечисленных пунктов: 1) нестабильность, 2) слитность, 3) неустойчивость, 4) автоматизированность, 5) излишние мышечные затраты, 6) экономичность – укажите те, которые являются характерными (отличительными) признаками двигательного умения:

Из перечисленных задач выберите те, которыми можно дополнить следующее ниже предложение: 1) разучить технику двигательного действия (в целом и по частям); 2) устранить грубые ошибки, обуславливающие невыполнение действия или его значительное искажение; 3) достижение слитности фаз и частей техники двигательного действия; 4) обучение разным вариантам техники действия; 5) формирование умений применять изученное действие в различных условиях и ситуациях. Частными педагогическими задачами на этапе начального разучивания двигательного действия являются:

Цель обучения на этапе углубленного разучивания техники двигательного действия:

A) Сформировать у ученика основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах.

B)& Завершить формирование двигательного умения.

C) Детализировано закрепить технику изучаемого двигательного действия.

D) Достижение стабильности и надежности выполнения техники изучаемого двигательного действия в меняющихся условиях деятельности.

E) Достижение вариативности в выполнении техники действия с учетом условий деятельности.

Основным отличительным признаком двигательного навыка является:

A) Нестабильность в выполнении двигательного действия.

B) Постоянная сосредоточенность внимания на технике выполнения двигательного действия.

C)& Автоматизированность управления двигательными действиями.

D) Неустойчивость к действию сбивающих факторов (встречный ветер, дождь, плохое освещение мест занятий, шум в зале, на стадионе и т.п.).

E) Расчлененность, растянутость выполнения действия во времени.

Физические качества – это:

A) Индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека.

Источник

Теория и методика физической культуры и спорта. Методика обучения двигательным действиям

эффективное управление процессом обучения физическим упражнениям связано. Смотреть фото эффективное управление процессом обучения физическим упражнениям связано. Смотреть картинку эффективное управление процессом обучения физическим упражнениям связано. Картинка про эффективное управление процессом обучения физическим упражнениям связано. Фото эффективное управление процессом обучения физическим упражнениям связано Почколина Екатерина
Теория и методика физической культуры и спорта. Методика обучения двигательным действиям

Теория и методика физической культуры и спорта

Методика обучения двигательным действиям.

1. Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании.

Обучение в процессе физического воспитания обеспечивает одну из его сторон – физическое образование, под которым понимается «системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний» (Л. П. Матвеев, 1983).

В процессе физического воспитания занимающихся обучают различным двигательным действиям в целях развития способности управлять своими движениями, а также в целях познания закономерностей движений своего тела. Обучают также правильному выполнению движений, используемых в качестве общеразвивающих упражнений для управления физическим развитием. И наконец, учащихся обучают технике двигательных действий, необходимых в труде, быту или на спортивной тренировке.

При овладении техникой какого-либо двигательного действия вначале возникает умение его выполнять, затем, по мере дальнейшего углубления и совершенствования, умение постепенно переходит в навык.

Умение и навык отличаются друг от друга главным образом степенью их освоенности, т. е. способами управления со стороны сознания человека.

Умение выполнять новое двигательное действиевозникает на основе следующих предпосылок: минимума основных знаний о технике действия; наличия двигательного опыта; достаточного уровня физической подготовленности; при творческом мышлении в процессе построения новой системы движений.

Под двигательным умением понимается такая степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбиваю­щих факторов и нестабильностью итогов.

Роль двигательных умений в физическом воспитании может быть различной. В одних случаях умения доводят до навыков, если необходимо добиться совершенного владения техникой двигательного действия. В других случаях двигательные умения вырабатываются без последующего перевода их в навыки, в этом случае они являются как бы вспомогательными. Так, например, в ряде случаев материал школьной программы по физической культуре должен быть освоен именно на уровне умения.

Двигательные умения имеют большую образовательную ценность, поскольку главным в них является активное творческое мышление, направленное на анализ и синтез движений. Дальнейшее совершенствование двигательного действия при многократном повторении приводит к автоматизированному его выполнению, т. е. умение переходит в навык (рис. 1).

Это достига­ется постоянным уточнением и коррекцией движения. В результате появляется слитность, устойчивость движения, а главное – автоматизированный характер управления движением.

Рис. 1. Формирование двигательного умения и двигательного навыка.

Двигательный навык – это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (т. е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения.

При навыке сознание направлено главным образом на узловые компоненты действия, восприятие изменяющейся обстановки и конечные результаты действия. Так, занимающиеся сосредоточивают свое внимание во время бега в основном на контроле за скоростью; при передвижении на лыжах – на изменении рельефа местности, темпе прохождения дистанции и усилиях при отталкивании; при метаниях – на выполнении мощного финального усилия, т. е. на решающих компонентах в достижении высокой эффективности действия.

Эффективность процесса обучения,продолжительность перехода от умения до уровня навыка зависят от:

1) двигательной одаренности (врожденные способности) и двигательного опыта обучающегося (чем богаче двигательный опыт, тем быстрее образуются новые движения);

2) возраста обучающегося (дети осваивают движения быстрее, чем взрослые);

3) координационной сложности двигательного действия (чем сложнее техника движения, тем длительнее процесс обучения);

4) профессионального мастерства преподавателя;

5) уровня мотивации, сознательности, активности обучающегося и др.

2. Основы формирования двигательного навыка.

Деятельность обучающихся в процессе обучения двигательным действиям носит учебно-познавательный характер. Поэтому эффективность обучения в целом во многом определяется умением педагогов организовать учебный процесс в соответствии с физиологическими, психологическими, педагогическими и структурными закономерностями, лежащими в основе современных теорий и концепций обучения (условно-рефлекторной, поэтап­ного формирования действий и понятий, алгоритмических предписаний, проблемно-деятельностного обучения, программированного обучения и др.).

Под теорией или концепцией обучения понимается совокупность обобщенных положений или система взглядов на понимание сущности, содержания, методики и организации учебного процесса, а также особенностей деятельности обучающихся и обучаемых в ходе его осуществления.

Овладение двигательным действием осуществляется в следующей методической последовательности:

1. Формирование у занимающихся положительной учебной мотивации.

Мотивация – совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведение. Мотивация достижения – выработанный в психике механизм достижения, действующий по формуле: мотив «жажда успеха» – активность – цель – «достижение Успеха».

2. Формирование знаний о сущности двигательного действия.

Создание ООД является ответственным моментом в обучении. Здесь исключительно важен подбор эффективных методов словесного и наглядного воздействия для обеспечения необходимых знаний и ощущений.

3. Создание полноценного представления об изучаемом движении по каждой ООТ.

Эти представления должны включать:

1. зрительный образ двигательного действия, возникаемый на основе опосредованного или непосредственного наблюдения;

2. логический (смысловой) образ, основанный на знании, получаемом при рассказе, объяснении, комментарии, сравнении, анализе и т. д. ;

3. двигательный (кинестезический) образ, создаваемый на основе уже имеющегося у ученика двигательного опыта либо на тех ощущениях, которые у него возникают при выполнении подводящих упражнений.

4. Освоение изучаемого двигательного действия в целом.

К выполнению двигательного действия в целом приступают тогда, когда по каждой ООТ сформированы необходимые знания и представления.

Первые попытки выполнения обычно сопровождаются повышенным напряжением всего двигательного аппарата, лишними движениями, замедленным и скованным выполнением. Это вполне нормальная ситуация, так как ученику необходимо держать под усиленным контролем все основные опорные точки, т. е. те элементы, фазы двигательного действия, которые определяют успешность самого действия и требуют концентрации внимания при исполнении. При первоначальных попытках очень важно свое­временно использовать методы и приемы обучения, помогающие ориентироваться в управлении движениями. Выполнять действия следует в стандартных условиях, так как любые изменения могут ухудшать качество исполнения.

При завершении попытки выполнить действие следуют анализ и оценка его выполнения и постановка задач по совершенствованию действия при следующей попытке.

Для практического освоения техники двигательного действия нужны неоднократные повторения движений с установкой на лучшее разрешение двигательной задачи, устранение допущенных ошибок, с тем чтобы качественнее и быстрее осваивать движения.

Двигательное действие, сформированное путем многократного повторения и доведенное до автоматизма, переходит в двигательный навык.

При формировании двигательного навыка в центральной нервной системе последовательно сменяются три фазы протекания нервных процессов (возбуждения и торможения).

Первая фаза, когда происходит объединение отдельных элементов движения в целостное действие, характеризуется иррадиацией нервных процессов с генерализацией ответных реакций и вовлечением в работу многих мышц. При первых попытках выполнить новое двигательное действие в коре головного мозга возбуждаются одновременно нервные центры, обеспечивающие выполнение данного движения, и соседние центры, не участвующие в работе. В этой ситуации мышцы-антагонисты препятствуют свободному выполнению движения, оно осуществляется закрепощенно.

Вторая фаза характеризуется концентрацией возбуждения, улуч­шением координации, устранением излишних движений. После неоднократных повторений нервные процессы в коре головного мозга постепенно локализуются в тех центрах, которые непосредственно обеспечивают выполняемое движение, а соседние центры как бы «выключаются». Здесь уже можно говорить о сформированном двигательном умении.

Третья фаза характеризуется стабилизацией, высокой степенью координации и автоматизации движений. Фактически здесь в полной мере проявляются все признаки двигательного навыка.

Формирование двигательногонавыка протекает в соответствии с рядом законов: закон изменения скорости в развитии навыка, закон «плато» (задержки) в развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания, закон переноса навыка и др.

1. Закон изменения скорости в развитии навыка.

Навык формируется не только постепенно, но и неравномерно, что выражается в разной мере качественного прироста в отдельные моменты его ста­новления.Неравномерность имеет две разновидности:

1) в начале обучения происходит сравнительно быстрое овладение действием, а затем качественный прирост навыка замедляется. Подобная неравномерность характерна для обучения сравнительно легких действий, когда ученик быстро схватывает основу действия и долго осваивает его детали;

2) в начале обучения качественный прирост навыка незначителен, а затем он резко возрастает. Подобная неравномерность характерна для обучения относительно сложным действиям, когда внешне незаметные качественные накопления только с течением времени могут проявить себя в виде повышения уровня владения действием.

2. Закон «плато» (задержки) в развитии навыка.

Длительность задержки в развитии навыка может быть самой разнообразной.Она обусловлена двумя причинами:

1) внутренней, которая характеризуется протеканием незаметных приспособительных изменений в организме, которые лишь с течением времени переходят в заметные качественные улучшения навыка;

2) внешней, вызванной неправильной методикой обучения или недостаточным уровнем развития физических качеств.

Если причина появления задержки в развитии навыка определена правильно, то для ее преодоления потребуется только время (внутренняя причина) или существенное изменение средств, методов и методических приемов обучения (внешняя причина).

3. Закон угасания навыка.

Он проявляется, когда длительное время не повторяется действие. Угасание навыка происходит постепенно. Вначале навык не претерпевает качественных изменений, но ученик начинает испытывать неуверенность в своих силах, что иногда приводит к срывам в исполнении действия. Затем теряется способность к точной дифференцировке движений, нарушаются сложные координационные отношения между движениями, и в конечном счете ученик теряет способность выполнять некоторые сложные действия. Однако полностью навык не исчезает, его основа сохраняется сравнительно долго, и после повторений он быстро восстанавливается.

4. Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка.

Совершенствование двигательного действия практически про­должается на протяжении всего времени занятий в избранном направлении физического воспитания.

5. Закон переноса двигательного навыка.

В физическом воспита­нии и спорте проявляется положительный и отрицательный перенос навыков.

Положительный перенос – это такое взаимодействие навыков, когда ранее сформированный навык способствует, облегчает и ускоряет процесс становления нового навыка. Основным условием положительного переноса навыка является наличие структурного сходства в главном звене техники двигательных действий.

Отрицательный перенос – это такое взаимодействие навыков, когда, наоборот, уже имеющийся навык затрудняет образование нового двигательного навыка. Это происходит при сходстве в подготовительных фазах движений и в его отсутствие в основном звене.

Отрицательный перенос вызывается распространением возбуж­дения по коре головного мозга, недостаточно развитым дифференцировочным торможением в центральной нервной системе.

Отрицательное взаимодействие навыков можно в значительной мере снизить или вообще устранить, если преподаватель указывает ученику те основные опорные точки (ООТ, в которых нежелателен перенос, а ученик осознанно их отрабатывает.

Закономерности переноса двигательных навыков следует строго учитывать при определении последовательности (очередности) освоения техники разнообразных движений, особенно в таких видах, как легкая атлетика, гимнастика, акробатика и др.

3. Структура процесса обучения и особенности его этапов.

Обучение – это целенаправленный, систематический и орга­низованный процесс формирования и развития у социальных субъектов качеств, необходимых им для выполнения каких-либо функций. Обучение включает в себя учение и преподавание.

Учение – это деятельность обучаемого по овладению знаниями, умениями и навыками.

Преподавание – это педагогическая деятельность учителя по орга­низации и управлению учебной деятельностью занимающихся.

Весь процесс обучения двигательным действиям включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.

1. Этап начального разучивания.

Цель – сформировать у ученика основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах.

1. Сформировать смысловое и зрительное представления о дви­гательном действии и способе его выполнения.

2. Создать двигательные представления по основным опорным точкам (элементам действия) путем освоения подводящих упражнений или структурных элементов изучаемого действия.

3. Добиться целостного выполнения двигательного действия в общих чертах (на уровне первоначального умения).

4. Предупредить или устранить значительные искажения в тех­нике двигательного действия.

Решение этих задач осуществляется поочередно. Представления о технике у учеников формируются в результате объяснения упражнения преподавателем, восприятия показываемых движений, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых попытках выполнения движений, наблюдений за действиями других занимающихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение техники действия.

В зависимости от особенностей и сложности изучаемой техники действия, физической подготовленности занимающихся двигательное действие разучивается по частям или в целом. На этом этапе разучивания действия широко применяют подводящие упражнения в условиях, облегчающих выполнение движений.

Как правило, обучение начинается с ведущего звена техники. Если же ведущее звено существенно зависит от подготовительных фаз, то вначале разучиваются эти фазы. В отдельных случаях изучение техники действия начинается с завершающих фаз, если необходимо предупредить травмирование.

Освоение действия может протекать без ошибок и с появлением ошибок. На этапе начального разучивания наиболее типичны (т. е. имеющие массовый характер) следующие двигательные ошибки:

1) лишние, ненужные движения;

2) искажение движения по амплитуде и направлению;

3) нарушение ритма двигательного действия;

4) закрепощенность движения.

Причинами ошибок могут быть: недостаточно ясное представление о двигательной задаче; неправильное выполнение предыдущих действий; слабое развитие координационных способностей, точности и других двигательных качеств; влияние конкурирующих навыков, боязнь, невнимательность, неуверенность, повышенная возбудимость занимающихся, состояние утомления и др.

Основной путь исправления ошибок: необходимо указать на ошибку, показать правильное исполнение и предоставить ученику дополнительные попытки овладеть правильным способом выполнения. Если это не дало результата, следует вернуться к подводящим упражнениям, использовать коррегирующие (в частности, контрастные) задания.

Продолжительность этапа начального разучивания двигатель­ного действия зависит от:

1) степени сложности техники изучаемого действия;

2) уровня подготовленности занимающихся;

3) их индивидуальных особенностей;

4) возможности использовать положительный эффект переноса навыков.

2. Этап углубленного разучивания.

Цель – сформировать полноценное двигательное умение.

1. Уточнить действие во всех основных опорных точках как в основе, так и в деталях техники.

2. Добиться целостного выполнения двигательного действия на основе сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники.

3. Устранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основном звене.

Данные задачи могут решаться параллельно, т. е. одновременно. Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов и средств обучения. Используя метод целостного исполнения действия, необходимо в комплексе с ним широко применять зрительную, звуковую и двигательную наглядность, направленную на создание ощущений правильного исполнения деталей техники. Метод словесного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ и разбор техники действий, беседа. Такой подход позволя­ет более углубленно познать технику изучаемых действий.

На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств:

1. Применяются упражнения для укрепления мышечной системы и всего организма с учетом особенностей изучаемого двигательного действия.

2. Используются подводящие упражнения, которые подготавливают к освоению основного действия путем его целостной имитации либо частичного воспроизведения в упрощенной форме. Подводящие упражнения обычно представляют собой элемент, часть, связку нескольких движений изучаемого двигательного действия. Необходимо, чтобы по форме и характеру движений эти упражнения имели возможно большее сходство с основной частью изучаемого движения. Например, ученик выполняет с трех шагов разбег и осуществляет отталкивание как в прыжках в высоту, но вместо преодоления планки стремится дотянуться маховой ногой до высоко подвешенного предмета.

3. Длительность применения подводящих упражнений зависит от сложности разучиваемого двигательного действия и подготовленности занимающихся. В применении подводящих упражнений не должно быть перерывов, в противном случае произойдет забывание ранее выученного движения и эффект воздействия их снизится.

Эффективность использования различных упражнений (подго­товительные, подводящие, имитационные)достигается при четком соблюдении следующих моментов:

1) цели и задачи упражнения;

2) структурная взаимосвязь с основными двигательными действиями;

3) дозирование упражнений;

4) контроль и само­контроль выполнения.

В рамках одного занятия обучение на этом этапе необходимо планировать в первой половине основной части урока, когда еще не наступило значительное утомление.

3. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования.

Цель – двигательное умение перевести в навык, обладающий возможно­стью его целевого использования.

1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения двигательного действия.

2. Довести до необходимой степени совершенства индивидуальные черты техники.

3. Добиться выполнения двигательного действия в соответствии с требованиями его практического использования (максимальные усилия и скорости, экономичность, точность, рациональный ритм и т. д.).

4. Обеспечить вариативное использование действия в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последовательно, так как все они тесно взаимосвязаны.

На этом этапе увеличивается количество повторений в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык. Однако в зависимости от особенностей навыка (гимнастический, игровой и др.) должно определяться целесообразное соотношение простых и вариативных повторений упражнения.

В целях совершенствования движений применяют различные методические приемы: повышение высоты снарядов, увеличение амплитуды и скорости движений, поточное выполнение упражнений, повторение в форме соревнования на качество исполнения и результат, в игровой форме и др.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *