экскурсия в горицкий монастырь
Описание экскурсии
Прекрасный древний город Золотого кольца. Со своей Красной площадью, разноликими храмами, огромным загадочным озером и вкусной рыбкой, которая красуется на гербе. Переславль богат замысловатым сюжетами истории, звонкими именами, необычными музеями.
Во врем обзорной экскурсии мы посетим Красную площадь, правда она не за каменной стеной, а за мощными земляными валами, на которые можно подняться, чтобы насладиться видами очаровательного провинциального города. Великие правители Руси любили и почитали Переславль Залесский. Уроженец Переславля, князь Александр Невский, обустраивал город, возводил каменные палаты, у супруги Ивана Грозного Анастасии здесь родился сын Федор, в честь знаменательного события в городе был основан Федоровский монастырь, император Петр I еще в юном возрасте строил здесь первые корабли русского флота.
Мы полюбуемся белоснежным Спасо-Преображенским собором, построенным в домонгольскую эпоху и входящим в список Всемирного культурного наследия.
Побываем у Плещеева озера и узнаем множество тайн и загадок этого мистического места.
Горицкий Успенский монастырь, основанный в далеком XIV веке, сейчас является выдающимся памятником истории и культуры.
На его территории мы увидим
величественный Успенский собор,
колокольню, взметнувшуюся к небесам,
памятник основателю Переславля Юрию Долгорукому.
Среди мощных стен и башен ощутим неразрывную связь времен, которая словно разливается в воздухе.
На высоком холме Гремяч, с которого открывается потрясающий вид на Плещеево озеро, расположился музей, повествующий о славной странице в истории Переславля. Юный царь Петр, кстати, памятник ему здесь же, приехал в Переславль, чтобы строить первые корабли русского флота. От всей флотилии сохранился только ботик, это такая большая лодка, установленная в павильоне. Теперь это ценный музейный экспонат, напоминающий о начале морского пути русской державы. На экскурсии вы услышите почему именно Переславль был выбран для создания первых кораблей, как работами руководил Петр и что такое «Нептунова потеха».
Музей «Царство Ряпушки». Обзорная экскурсия.
В этом удивительном и необычном музее рассказывают об уникальной рыбе, которая обитает в Плещеевом озере и украшает герб Переславля-Залесского — знаменитой ряпушке. Петр I любил лакомиться этой рыбкой и вы сможете оценить ее по достоинству. Экскурсовод подробно расскажет, как она появилась в озере, как правильно ее готовить, сколько возов с рыбой отправлялись к царскому столу и как она оказалась на гербе города. А уж как вкусно! Вы оцените!
путевая информация
обзорная экскурсия по Переславлю-Залесскому
экскурсия по территории Горицкого Успенского монастыря
экскурсия в музейный комплекс «Ботик Петра I»
экскурсия в музей «Царство Ряпушки» с дегустацией
Дополнительно оплачивается обед — 400, при оформлении тура
обзорная экскурсия по Переславлю-Залесскому
экскурсия по территории Горицкого Успенского монастыря
экскурсия в музейный комплекс «Ботик Петра I»
экскурсия в музей «Царство Ряпушки» с дегустацией
Экскурсия в Переславль-Залесский
По количеству монастырей и музеев на единицу площади Переславлю-Залесскому нет равных. Но, самое главное, здесь сохранилось очарование провинциальной красоты: древние городские валы, один из самых старых на Руси монастырей и целые кварталы старой исторической застройки. Наша экскурсия впервые предлагает познакомиться со всеми обителями Переславля и насладиться архитектурой и богатым историческим наследием древнего города. Христианские обители возле знаменитого Плещеева озера считаются одними из самых древних русских монастырей. Один из них появился в начале XI века, а другой был выстроена на старом языческом капище. В наши дни в Переславле-Залесском можно посетить пять монастырей.
Горицкий монастырь. Приземистые оборонительные стены и башни делают монастырь похожим на массивную крепость. К тому же, стоит старинная обитель на возвышенности и видна отовсюду. Точная дата основания монастыря остается неизвестной. Однако, сохранились письменные свидетельства, что христианскую обитель поставили на месте языческого святилища, и произошло это не позже XIV века.
До наших дней в монастырском комплексе сохранились здания, построенные в XVI-XVII веках. Это – Святые ворота с возвышающимся над ними храмом святителя Николая, нарядные Проездные ворота в восточной части стены, и, конечно, величественный Успенский собор, устремившийся пятиглавием прямо к небу.
Музей-заповедник, расположенный в монастыре, по праву можно считать одним из самых крупных и богатейших музейных собраний страны. Однако, принято решение о восстановлении на монастырской территории действующей православной обители.
Федоровский монастырь. История обители, посвященной Федору Стратилату, насчитывает более семи веков. Она была основана в начале XIV века, как мужской монастырь. А с XVII века – это действующий женский монастырь, где в наши дни проживает 20 насельниц.
Федоровской обители была уготована особая судьба. Ей всегда покровительствовали русские государи: вначале Рюриковичи, а затем – Романовы. Царь Петр I привез сюда европейские ткацкие станки, и монашки прославились, как искусные мастерицы в изготовлении церковных облачений. А еще в этой обители работали самые лучшие в городе золотошвеи. В наши дни центральное место в монастырском комплексе занимает величественный Федоровский собор, построенный в середине XVI века. Рядом с ним стоит церковь Введения Богородицы во Храм (начало XVIII века). А на юге монастырской территории расположен храм Казанской иконы Божией Матери (XVIII век).
Свято-Троицкий Данилов монастырь. Более 500 лет назад в древнем русском городе появился странствующий инок Даниил. Он жил в Никитской и в Горицкой обителях, и постепенно прошел путь от простого монаха до архимандрита. Особая забота Даниила состояла в том, чтобы хоронить по христианским обычаям умерших странников, бездомных и нищих. Благодаря его стараниям, в самом начале XVI века в Переславле появился новый монастырь. Спустя сто лет, когда Россия переживала разорительные Смутные времена, обитель сильно пострадала. Наступавшие на город польско-литовские войска сожгли большую часть монастырских построек, а крестьян, работавших на эту обитель, убили. Однако, до конца XVII века монастырь не только восстановился, но и был заново отстроен в камне. Некоторые из тех первых каменных построек сохранились до наших дней. Это возведенный ростовскими мастерами величественный Троицкий собор. Внутри него можно увидеть настенную живопись, выполненную костромскими и ярославскими изографами в 1660-е годы. С восточной стороны от собора стоит Всехсвяткая церковь, появившаяся в монастыре 1680-е годы. А на юго-востоке обители возвышается удивительный по красоте храм Похвалы Божией Матери, возведенный в самом конце XVII века.
В наши дни внутри монастыря живет 15 насельников. Много паломников приходят к знаменитому целебному источнику святого Никиты, который находится примерно в 1 км от монастырских стен.
Никольский монастырь. Святитель Николай – один из самых почитаемых православных святых. Поэтому неудивительно, что в начале XIV века в городе построили посвященный ему монастырь. Основателем обители считается Дмитрий Прилуцкий. В первые века существования новую обитель ожидали большие испытания. Ни один раз она была полностью разграблена и сожжена ханскими набегами и военными отрядами Лжедмитрия. А в 60-е годы XVII века монастырская территория полностью опустела после эпидемии чумы, от которой умерли 9/10 всех жителей города. В конце XIX века мужскую обитель решением церковных властей преобразовали в женский монастырь. Монахини быстро взялись за дело, сумели отремонтировать старые постройки и возвели несколько новых зданий. Однако, обитель сильно пострадала во время активной борьбы советской власти с религией. В наши дни старинный монастырь активно возрождается и открыт как для паломников, так и для туристов.
Сбор группы в 07:45ч. Отправление в 08:00ч. от ст. м. «Алексеевская».
Экскурсионная программа:
Практическая информация: Экскурсия предполагает посещение действующих храмов. Дамам желательно быть одетыми в юбки и иметь при себе платки.
Внимание. В целях профилактики коронавирусной инфекции COVID-19 каждый турист должен иметь при себе маску и перчатки. Масочно-перчаточный режим необходимо соблюдать во время всего путешествия. В ресторанах, при посадке и высадке на транспорте, в музеях и на экскурсиях обязательно соблюдение социальной дистанции 1,5-2 метра. При отсутствии у туриста маски и перчаток в участии в туре будет отказано. Также возможна отмена шведского стола на завтраках в гостиницах.
Транспортное обслуживание по программе: автобус туристического класса. При группе менее 18 человек предоставляется микроавтобус туристического класса (номера мест в этом случае не сохраняются).
Горицкий монастырь
Горицкий монастырь
Какой была ранняя история обители сказать сложно, ведь все документы и сведения, которые содержались в церковном архиве, были утрачены во время масштабного пожара 1722 года.
Как утверждают историки, скорее всего, 14 век стал временем, когда был построен Горицкий монастырь. Переславль в 1382 году была почти полностью разрушенная. Не пощадило войско Тохтамыша и Горицкий монастырь. От его деревянных зданий ничего не осталось. Известно, что незадолго до несчастья сюда прибывала жена Дмитрия Донского – Евдокия. Скрываясь от татар, княгиня вместе с несколькими другими людьми заплыла на середину Плещеева озера. Добра она не забыла, а потому вскоре оплатила строительные работы и в новом Горицком монастыре снова появилась жизнь.
Испытывая все больш успех, обитель собирала много людей и прославляла Переславль Залесский. Горицкий монастырь посещала много известных людей. В свое время (с 1495 по 1525 годы) здесь проживал преподобный Даниил (он же крестный отец Ивана Грозного и основатель Троице-Даниловского монастыря). В разные годы здесь были и различные цари и высокопоставленные люди. Все они приносили сюда свои дары.
В 16 веке у монастыря собралось немало средств, что позволило начать каменный строительство. 17 веке – время расцвета обители. В этот период было установлено каменные стены вокруг монастыря, построены башни, Проездные и Святые ворота. Более 5 тыс. крестьян и большой территорией земли владела обитель.
Не ухудшилось положение монастыря и в следующем десятилетии. Так, в 1744 году здесь создано Переславскую епархию. Сам же монастырь получил статус кафедрального.
В 1788 году расцвет обители прекращается. Епархию упраздняют. Следовательно, количество духовников обители становится все меньше, все строительные работы прекращаются. Спасая это место от разрушения, местная власть принимает решение об открытии в здании монастыря различные учреждения. Основное украшение обители – Успенский храм –превращается в городской собор. Веком позже здесь будет открыто музей. Он сохранен до наших дней. В 2012 году местные власти решили вернуть храмы монастыря Ярославской епархии РПЦ.
Каждый желающий сегодня может посетить Горицкий монастырь. Экскурсия проводятся ежедневно.
Фото и видео
Воскресенский Горицкий женский монастырь
Для пожертвований: Карта Сбербанк России
№ 5469 1200 1447 7805
161107, Вологодская область, Кирилловский р-н, с. Горицы
Настоятельница: игумения Тавифа (Федорова).
Духовник монастыря: протоиерей Георгий Осипов.
Богослужения: совершаются в праздничные и воскресные дни,
утром начало в 8:30, вечером в 17:00,
каждую пятницу в 15:00 совершается молебен с акафистом перед чтимой иконой Божией Матери ТИХВИНСКОЙ;
каждый четверг в 15:00 совершается молебен с акафистом перед чтимой иконой святителя НИКОЛАЯ Чудотворца.
Ежедневно читается псалтирь (о здравии, об упокоении).
Требы и экскурсии – по предварительной договоренности.
Святыни обители: частицы мощей Киево-Печерских святых, свят. Феодосия и Лаврентия Черниговских, прп. Феодосия Тотемского и Александра Свирского, блаж. Матроны Московской. В монастыре – два чтимых образа Святителя Николая: один принесен по благословению Святейшего Патриарха из Москвы, а другой прославился чудесным мироточением сравнительно недавно. Особо чтится обновившаяся икона Божией Матери «Тихвинская», по молитвам перед которой неплодные женщины обретают радость материнства. В обители есть, посвященный Тихвинской иконе Божией Матери, святой источник, к которому ежегодно 9 июля совершается крестный ход с водосвятием.
Контактная информация
Адрес:
Россия, 161107,
Вологодская область,
Кирилловский р-н.
село Горицы,
Воскресенский-Горицкий монастырь
Банковские реквизиты:
Православная религиозная организация Воскресенский Горицкий женский монастырь с. Горицы Кирилловского района Вологодской области Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
р/с 40703810612110100119
к/с 30101810900000000644
БИК 041909644
ИНН 3511004057
КПП 351101001
ПАО Сбербанк г. Вологда
ОГРН 1033501072296
Карта Сбербанка:
5469 1200 1447 7805
(пометка «пожертвование на монастырь» или «требы»(с именами).
Воскресенский Горицкий женский монастырь запись закреплена
Воскресенский Горицкий женский монастырь запись закреплена
Воскресенский Горицкий женский монастырь запись закреплена
Воскресенский Горицкий женский монастырь запись закреплена
Воскресенский Горицкий женский монастырь запись закреплена
Воскресенский Горицкий женский монастырь запись закреплена
«Это тяжело, но мы должны знать, как это было…»
Игумения Зосима. Она там не лежит, но проходила, как и ее сестры, по так называемому делу контрреволюционной церковной повстанческой организации Кирилло-Белозерского края. Кирилловский и Череповецкий уезды после революции входили в Ленинградскую губернию, а затем, до 27 сентября 1937 года, – районами в Ленинградскую область. Поэтому вологжан этих районов в августе–октябре 37-го расстреливать возили в Ленинград. Так в СССР было положено: как правило, свозили из мелких городов для расстрела в крупный административный центр, чтобы единообразно, под наблюдением, не расконспирировав, расстрелять и закопать в один большой могильник всех.
Кирилло-белозерское дело придумал и организовал начальник секретного политического отдела НКВД Ленинградской области капитан Госбезопасности Карпов, который впоследствии сделал большую карьеру на церковных контрреволюционных делах, был вызван в Москву, назначен расследовать такие дела в центральном аппарате НКВД, а к концу войны был назначен Сталиным вообще курировать все дела Русской Православной Церкви и занимался этими делами до 60-х годов. Он, уже как генерал Госбезопасности, похоронен на Новодевичьем кладбище, относительно недалеко от него могила Юрия Никулина. Так что его могилка на почетном месте. Именно он придумал и организовал это дело и другие дела, по которым расстреляны после допросов и пыток многие сотни людей.
Во главе подобных контрреволюционных организаций – и фальсифицированных дел – всегда надо было ставить какое-нибудь более или менее громкое имя. Ведь все придумано! То, что мы читаем в протоколах допроса, придумано, это сочинение следователей. Они формировали дело из того, что знали, изобретали какую-нибудь «красивую» схему и под нее подводили все дело. Во главе кирилло-белозерской организации следователями был назван епископ Тихон (Рождественский), который к этому времени в тех местах уже давно не жил. Он жил в Ленинграде, был настоятелем Князь-Владимирского собора. Но коли раньше он там служил –значит, уже можно обвинить в том, что он там организовал церковно-повстанческое движение.
Если люди соглашались, а, как правило, в таких условиях соглашались подписать что-то, то им подсовывали протокол, не давая читать. Говорили: «Вы что, следователю не верите?! Мы записали – вы подпишите». Таким образом были подписаны свидетельские показания о том, что бывшие насельницы монастыря являются членами контрреволюционной повстанческой организации. Больше никаких доказательств и не надо было… В три ночи арестовали пятьдесят монахинь и послушниц монастыря. Вернее, пятьдесят две, если считать игумению Зосиму и старосту Кукушкину.
В этом деле объясняется, правда, на «мужском материале», как проводились допросы. Но я абсолютно допускаю, что всё это могли делать, с кем угодно. Женщин много меньше расстреливали, меньше арестовывали, но на допросах, знаю по материалам других расследований, с ними могли делать всё, что угодно, – насиловали, избивали, доводили до смерти. Впоследствии следователи-чекисты признались, что на арестованных по данному «повстанческому» делу у них практически ничего не было. Арестованным сразу предъявляли готовые протоколы допросов.
Тогда, во время Большого террора, был такой метод «упрощенного и ускоренного следствия» – человека арестовывают, проходит ознакомительный допрос: «Ваши анкетные данные? Кто ваши знакомые?» А в следующий раз предъявляется сочинение – готовый протокол допроса, где вы узнаете, что вы член повстанческой организации; что против вас есть неопровержимые улики; что если признаетесь, будет легче, вашу судьбу облегчат – дадут три года; что тогда ваша семья не пострадает и что потом, когда будет суд, вы эти показания, если захотите, опровергнете».
Некоторые «покупались» на это, но таких людей было очень немного, поэтому и таких протоколов не так много. А вот если арестованный начинал упираться и спорить со следствием, то придумывали другой протокол, что-то редактировалось, что-то менялось, и шла целая катавасия, с физическими пытками или без, которая должна была за короткий срок закончиться признанием. Такое было следствие.
В кирилло-белозерском случае дело происходило так: если арестованный отказывался от подписания готового протокола допроса, на голову надевали мешок, сбивали с ног и долго били. Потом снимали мешок, подтаскивали к столу, вкладывали ручку в руку и выводили подпись под признательным протоколом допроса. После этого отправляли данные в Ленинград, вставляли в протокол тройки и расстреливали. Во втором и третьем томах «Ленинградского мартиролога» все они помянуты как расстрелянные.
Это удивительная история! Народное предание гласит, что пятьдесят монахинь разоренного Горицкого монастыря погрузили на шаланду, на которых чистят каналы и у которых открывается дно, вывели на середину Белого озера, открыли дно и с камнями пустили всех ко дну. Капитан Мерёжин, который должен был это выполнить, признался в начале 90-х годов, перед смертью, соседке, что он это все сделал. Это легенда. Наверное, как всякая легенда, будет долго жить. Я спросил тогда у Елены Романовны Стрельниковой (мы вместе учились на истфаке ЛГУ, она двумя курсами старше, сейчас она служит в надвратной церкви Ферапонтова монастыря, она исследовала историю репрессий Вологодского края): «Елена Романовна, скажите, а вы хоть одно имя можете назвать кого-нибудь из этих пятидесяти монахинь?» Она говорит: «Нет, нигде ничего не нашли».
Прошло время, вышли еще несколько томов мартиролога. Мы опубликовали имена игумении Зосимы и старосты Кукушкиной в пятом томе мартиролога – в ряду тех, кто был приговорен Ленинградской тройкой, но расстрелян не в Ленинграде, а где-то вдалеке.
И вот, готовлю 12-й том мартиролога. Он посвящен, в основном, судьбам тех, кто по какой-либо причине не был расстрелян. Таких в Ленинграде оказалось осенью 1938 года девятьсот девяносто девять человек. Так получилось потому, что операцию по расстрелам закончили, приговоры расстрельные есть, а расстреливать уже нельзя. Но это отдельные истории, как-нибудь расскажу.
К каждому новому тому мартиролога прибавляются также воспоминания, «опоздавшие» к предыдущим томам – просто родственники погибших нашлись позднее. Мы собираем, сберегаем и публикуем все воспоминания. Одно слово их правды перетягивает ложь. Это не филькины грамоты в виде архивно-следственных дел! Необыкновенно важны свидетельства о жизни погибших – всё, что вспомнят родственники и знакомые погибших.
Предок одного из расстрелянных по кирилло-белозерскому делу Анатолий Сычёв – он из Вологды, работал в администрации города и публиковал на сайте администрации имена репрессированных – присылает фотографию своего прадеда и рассказывает семейную историю: Григорий Каблуков не был сугубо церковным и даже особо верующим человеком, но дружил со священниками, а жена его была очень верующей. Его арестовали, и он исчез. Потом, уже в недавние времена, родственники получили документы, что он вроде бы как расстрелян. Об этом знают, но не очень уверены, что это правда, потому что среди местных жителей ходило предание о том, что в Белозерске в НКВД людей убивали кувалдами.
Я отослал правнуку копию предписания на расстрел и акта о приведении приговоров в исполнение в Ленинграде и пояснил: прадед расстрелян в Ленинграде и, скорее всего, погребен на Левашовском мемориальном кладбище. Послал второй том мартиролога, в котором помянут Каблуков, книжечку о Левашовском кладбище. Тогда правнук написал в электронном письме, что, может, лучше убрать легенду про кувалды. А это не совсем в моих правилах, я считаю: все, что люди помнят и рассказывают, надо обязательно публиковать. Неправды как таковой тут не бывает. Это предание. Решил, что опубликую текст Сычёва как есть и начинаю готовить комментарии. Вспоминаю дважды использованную ранее, благодаря подсказке Лидии Алексеевны Головковой, цитату из одного из сборников документов «Реабилитация: Как это было». Вышло три таких огромных сборника по реабилитации. Документ удивительной силы. В 1958 году, если не ошибаюсь, идет расследование по белозерским чекистам. Выясняется, что когда в декабре 1937 года в Белозерске понадобилось расстрелять пятьдесят пять человек, то чекисты такие-то, фамилии приводятся, вывели их в поле и порубили топорами. Раньше, когда говорил о том, что не только расстрелы были, а любые виды казни, приводил эту цитату: о том, что рубили топорами.
Но до конца не понимал, почему они так делали. Я же знаю, как чекисты-расстрельщики брезгливо ко всему относились, боялись замараться, как они всё обставляли, чтобы технически было попроще людей убивать, закапывать. А тут – рубить топорами. Это же сильно осложняет задачу! Теперь, после воспоминаний о Каблукове, примерно понимаю, почему 55 человек не расстреляли, а порубили. В Белозерске до 37-го практически не было массовых расстрелов. Для расстрелов нужно изолированное, подготовленное, сверхоборудованное, со звукоизоляцией, помещение, нужны специалисты-расстрельщики. Нужно при этом обманывать приговоренных, что их куда-то переводят, перевозят. Поэтому и использовали другие виды убийств. Но почему именно топорами? Мы уже, видимо, никогда не найдем окончательного объяснения, но когда прочитал про кувалды, понял – скорее всего, их поубивали обухами, обухами топоров позабивали, как скот, и всё.
Сверил заново цитату с источником, вставил в комментарии к воспоминаниям о Каблукове, и читаю дальше то, что раньше не надо было цитировать. А дальше следует, что в этом же отделении НКВД те же чекисты забили поленьями семидесятилетнюю старуху и больную женщину сорока шести лет.
Такие условия работы, что если мне куда-то написать запрос, чтобы подтвердить предположения, – бесполезно: никто не подтвердит, в лучшем случае, будет уклончивое объяснение, что, мол, ничего не сохранилось, не можем соединить одно с другим. А может даже найтись акт о приведении приговора в исполнение, где игумения Зосима будет указана как расстрелянная. Конечно, не будет акта, что ее забили поленьями. Ведь на ленинградском предписании на расстрел надпись в строгом соответствии с тогдашней отчетностью: «исполнено в г. Белозерске, акт в деле, дело в г. Москве». Но для меня совершенно ясно – они были забиты поленьями. Пятьдесят монахинь увезли в Ленинград и там расстреляли, и они погребены в Левашове, а эти двое сестер – где-то в Белозерске.