элементы орфографической пропедевтики в период обучения грамоте

ЭЛЕМЕНТЫ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ПРОПЕДЕВТИКИ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Орфография это система правил, обеспечивающая единооб­разие письменной передачи речи. Всякое нарушение орфографичес­кой нормы может привести к искажению мысли./Поэтому борьба за орфографическую грамотность учащихся — это борьба за точность языка, за правильность выражения мысли, за безошибоч­ность в общении между людьми.

В школе у детей формируется орфографический навык, основа этого навыка закладывается в период обучения грамоте одновре­менно с формированием графического навыка. Однако число пра­вил, которыми руководствуются первоклассники, еще невелик*^ В период обучения грамоте школьники учатся:

1) соотносить букву и звук — сначала в позициях, где напи­сание не расходится с произношением, а затем в простейших слу­чаях несовпадения буквы со звуком (слабые позиции гласных и согласных);

2) раздельно писать слова, т.е. средствами письма выделять слова как языковые единицы, носители значений;

3) переносить слова с одной строки на другую на основе сло­годеления, однако с учетом некоторых ограничений (например, не переносить и не оставлять на строке одну букву);

4) употреблять заглавную букву в начале предложения, а так­же в именах людей и в кличках животных>

В этот период орфографическая работа строится главным обра­зом на фонетической (соотнесение звуков и букв, перенос слов по слогам) и на семантической основе (раздельное написание слов, заглавные буквы).1C морфологическим принципом русского право­писания дети знакомятся лишь практически, на основе сопостав­лений подготавливаются к выделению морфем в таких простей­ших случаях, как сад — сады, дома — дом, и учатся проверять на этой основе правописание гласных и согласных.

В связи с тем, что в орфографической работе главное место принадлежит фонетическим и смысловым факторам, учитель от­бирает соответствующие им методические приемы:

— звукобуквенный анализ и синтез;

— составление слов на наборном полотне;

— отчетливое проговаривание слов;

— смысловой анализ слов и предложений.

Обучение приемам письма. Обучая написанию букв, соедине7ний слогов, на уроках письма следует учить различным приемам работы, необходимым детям и на других уроках: списыванию, письму под диктовку и т.д.

Списывание основной вид письменных упражнений. Списы­вать можно с письменного и печатного текста. Важно с первых уроков научить послоговому списыванию. Для этого после прочте­ния слога и объяснения его написания детям предлагается напи­сать слог, не глядя на образец. А при списывании слова после его прочтения и разделения на слоги учитель закрывает все слоги, кро­ме того, который списывается детьми в данный момент.

Списыванию может предшествовать звукобуквенный анализ, который предупредит ошибки при письме. Но такой анализ можно провести и после списывания, тогда это — проверка написанного. При списывании с печатного текста особое внимание уделяется ана­лизу формы букв и объясняются необходимые приемы соедине­ний. Можно проводить полное или выборочное списывание.

Письмо под диктовку более трудный вид работы. Ему всегда должны предшествовать звукобуквенный анализ, объяснение на­писаний и соединений, а вслед за диктовкой проводится проверка написанного.

Подготовкой к письму на слух будет письмо по памяти или зрительный диктант. В первом случае дети запоминают слог или слово, объясняют написания и соединения, а затем сами себе дик­туют. Во втором случае диктует учитель. Но за письмом должна следовать проверка^

Иногда в помощь письму под диктовку используются схемы слов, рисунки, опорные буквы или слоги, разрезная азбука.

Проговаривание — это прием работы, предупреждающий про­пуск и замену букв. Может сопровождать и списывание и диктовку.

Проговаривание — это произнесение (прочтение) букв в том порядке, в котором они написаны. В этот момент допускаются от­ступления от орфоэпических норм.

Проговаривать слог или слово можно не только до письма, но и параллельно с ним. В последнем случае ребенок тянет каждый звук до тех пор, пока не закончит писать букву: у-у-м-м-н-н-а-а.Необходимо проговаривать учителю, отдельному ученику или хо­ром. Но при самостоятельной работе следует добиться, чтобы каж­дый ребенок проговаривал только для себя, тихо («жужжание»)

Разнообразие в уроки письма внесут творческие упражнения. К ним мы относим те, которые содержат элемент выдумки, сочи­нительства, экспромтаЛ’Можно предложить детям дописать слог к имеющемуся, чтобы получить слово. Или один слог заменить дру­гим, чтобы получить новое слово. Можно поменять слоги местами, придумать слог или слово, соответствующее заданной схеме, на­писать название предмета, изображенного на рисунке или задан­ного в форме загадки. Иногда предлагают списать предложение, в котором одно из слов зашифровано схемой, точками, рисунком.

В любом случае необходимо провести предупреждающую ошибки работу, а затем проверить написанное.

ТИПИЧНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

В написании букв у первоклассников могут быть выделены более или менее устойчивые типы графических ошибок, которые встре­чаются, кстати, не только в I классе, но и позднее.

1. Нарушение наклона:

Нарушение наклона приводит к непараллельности элементов од­ной или нескольких букв, часто сопровождается их исправлением.

2. Нарушение пропорций: вертикальных (неодинаковая высота букв или их частей), горизонтальных (неодинаковая ширина букв и их элементов), пропорций между частями букв (увеличенные или уменьшенные элементы букв).

3. Искажение овалов, полуовалов и элементов, содержащих зак­ругления, изогнутые линии. Кчислу этих ошибок относятся иска­жения, связанные с неумением вести правильную кривую линию (часто получается линия, как бы состоящая из бесчисленных мел­ких зигзагов, — ломаная линия), а также ошибки, связанные с несоблюдением пропорций:

4. Пропуск элементов отдельных букв или замена элементов букв: ц вместо щ, н вместо ю.

Для успешного преодоления ошибок письма очень важно ра­зобраться в их причинах и в каждом отдельном случае выбрать для исправления ошибки соответствующий прием. Чтобы преодолеть ошибки первой группы, необходима отработка прямых параллель­ных линий с нужным наклоном. Для исправления ошибок второй группы следует развивать глазомер, без чего невозможно соблюде­ние пропорций. Третья группа ошибок требует работы над кривы­ми линиями, изгибами и закруглениями, над плавностью движе­ния руки. Ошибки четвертой группы связаны с нарушениями вни­мания.

Общие для всех ошибок причины — недостаточная коорди-нированность движений руки пишущего, неправильное положе­ние тела при письме, недостаточное освещение, неудобная ме­бель и т.п.!

Учителю необходимо хорошо знать, какие именно ошибки мо­гут возникнуть при написании той или иной конкретной буквы, и при обучении письму предупреждать возможные ошибки.

элементы орфографической пропедевтики в период обучения грамоте. Смотреть фото элементы орфографической пропедевтики в период обучения грамоте. Смотреть картинку элементы орфографической пропедевтики в период обучения грамоте. Картинка про элементы орфографической пропедевтики в период обучения грамоте. Фото элементы орфографической пропедевтики в период обучения грамоте

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

элементы орфографической пропедевтики в период обучения грамоте. Смотреть фото элементы орфографической пропедевтики в период обучения грамоте. Смотреть картинку элементы орфографической пропедевтики в период обучения грамоте. Картинка про элементы орфографической пропедевтики в период обучения грамоте. Фото элементы орфографической пропедевтики в период обучения грамоте

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Источник

Грамматико-орфографическая пропедевтика в период обучения грамоте

Одновременно с овладением навыками первоначального чтения и письма первоклассники подводятся к фонетическим и грамматико-орфографическим обобщениям и выводам в результате практических наблюдений над словами, предложениями и текстами, представленными на страницах азбуки. В процессе организации устной и письменной речевой работы на уроках чтения и письма дети выполняют такие действия, такие упражнения, которые подготавливают их к усвоению определенных грамматических и орфографических тем на более поздних ступенях обучения.

Особенность грамматико-орфографической пропедевтики заключается не в том, чтобы сообщить какие-то упрощенные, неточные правила, а в том, чтобы систематически и организованно вводить те или иные написания в практику письменной речи учащихся, не перегружая в то же время детей заучиванием каких-либо правил и других теоретических сведений.

Рассмотрим основные направления грамматико-орфографической пропедевтики в период обучения грамоте:

2. Практически знакомятся с лингвистическими понятиями: «речь», «предложение», «слово», «слог», «ударение».

3. Наблюдают над словами, которые в дальнейшем на уроках русского языка создадут основу для изучения различного грамматического материала:

а) сосна – сосны (изменение по числам);

б) искала – искал (форма рода);

в) рос – вырос (видовые формы);

г) пилил – пилит (временные формы);

На уроках чтения в пропедевтическом плане учащиеся изменяют имена существительные не только по числам, но и по падежам, связывают их с прилагательными, изменяют их, согласуя с существительными в роде, числе и падеже.

4. Одновременно с формированием графического навыка в период обучения грамоте закладываются основы орфографического навыка:

Таким образом, период обучения грамоте нельзя рассматривать как особый, изолированный отрезок в процессе обучения в начальной школе. Именно пропедевтические языковые упражнения обеспечивают систематичность и перспективность в овладении родным языком младшими школьниками.

Вопросы для повторения и закрепления материала

1. Назовите признаки классификации уроков чтения и письма.

2. Какой из типов уроков имеет более жесткую структуру и почему?

3. Какие общедидактические требования предъявляются к урокам обучения грамоте?

4. Назовите конкретно-методические требования к урокам обучения грамоте.

5. Чем определена последовательность этапов в структуре уроков обучения грамоте?

6. Для чего предназначена слоговая таблица?

7. Какую работу можно предложить учащимся со столбиками слов?

8. Какова значимость использования ленты букв на уроках обучения грамоте?

9. Что такое грамматико-орфографическая пропедевтика?

10. В чем суть дифференцированного подхода при обучении грамоте?

Источник

В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ПРОПЕДЕВТИКИ

ЭЛЕМЕНТЫ грамматической и

Орфография – это система правил, обеспечивающая единообразие письменной передачи речи. Всякое нарушение орфографической нормы может привести к искажению мысли. Поэтому борьба за орфографическую грамотность учащихся – это борьба за точность языка, за правильность выражения мысли, за безошибочность в общении между людьми.

В школе у детей формируется орфографический навык. основа этого навыка закладывается в период обучения грамоте одновременно с формированием графического навыка. Однако число правил, которыми руководствуются первоклассники, еще невелико. В период обучения грамоте школьники учатся:

1) соотносить букву и звук – сначала в позициях, где написание не расходится с произношением, а затем в простейших случаях несовпадения буквы со звуком (слабые позиции гласных и согласных: дома – дом, леса – лес; сад – сады; дуб – дубы). Это создает практическую основу для последующей проверки правописания безударных гласных и парных согласных в корнях родственных слов;

2) раздельно писать слова, т.е. средствами письма выделять слова как языковые единицы, носители значений;

3) переносить слова с одной строки на другую на основе слогоделения, однако с учетом некоторых ограничений (например, не переносить и не оставлять на строке одну букву);

4) употреблять заглавную букву в начале предложения, а также в именах людей и в кличках животных.

В этот период орфографическая работа строится главным образом на фонетической (соотнесение звуков и букв, перенос слов по слогам) и на семантической основе (раздельное написание слов, заглавные буквы). С морфологическим принципом русского правописания дети знакомятся лишь практически, на основе сопоставлений подготавливаются к выделению морфем в таких простейших случаях, как сад – сады, дома – дом, и учатся проверять на этой основе правописание гласных и согласных.

В связи с тем что в орфографической работе главное место принадлежит фонетическим и смысловым факторам, учитель отбирает соответствующие им методические приемы:

– звукобуквенный анализ и синтез;

– составление слов на наборном полотне;

– отчетливое проговаривание слов;

– смысловой анализ слов и предложений.

Так, изменяя слова еж – ежи, уж – ужи, ерш – ерши, дети не только усваивают правописание жи, ши (еще до изучения правила), но и практически готовятся к усвоению орфографического действия – проверке согласных на конце слова; в грамматическом же плане проводится пропедевтическая работа к усвоению темы «Изменение имен существительных по числам».

Сопоставляя слова ехал и подъехал, дети практически подготавливаются к изучению тем «Состав слова. Приставки», «Родственные слова». Выстраивая цепочку осень – осенний вечер, мы готовим учащихся к усвоению законов словообразования, к усвоению тем «Имя прилагательное», «Родственные слова», «Состав слова».

На уроках обучения грамоте первоклассники в пропедевтическом плане изменяют имена существительные не только по числам, но и по падежам, связывают их с прилагательными, следовательно изменяют и прилагательные, согласуя их с существительными в роде, числе и падеже; учащиеся изменяют формы глагола и таким образом готовятся к усвоению материала по теме «Глагол».

Обучение приемам письма.Обучая написанию букв, соединений, слогов, на уроках письма следует учить различным приемам работы, необходимым детям и на других уроках: списыванию, письму под диктовку и т.д.

Списывание – основной вид письменных упражнений. Списывать можно с письменного и печатного текста. Важно с первых уроков научить послоговому списыванию. Для этого после прочтения слога и объяснения его написания детям предлагается написать слог, не глядя на образец. А при списывании слова после его прочтения и разделения на слоги учитель закрывает все слоги, кроме того, который списывается детьми в данный момент.

Списыванию может предшествовать звукобуквенный анализ, который предупредит ошибки при письме. Но такой анализ можно провести и после списывания, тогда это – проверка написанного. При списывании с печатного текста особое внимание уделяется анализу формы букв и объясняются необходимые приемы соединений. Можно проводить полное или выборочное списывание.

Письмо под диктовку –более трудный вид работы. Ему всегда должны предшествовать звукобуквенный анализ, объяснение написаний и соединений, а вслед за диктовкой проводится проверка написанного.

Подготовкой к письму на слух будет письмо по памяти или зрительный диктант. В первом случае дети запоминают слог или слово, объясняют написания и соединения, а затем сами себе диктуют. Во втором случае диктует учитель. Но за письмом должна следовать проверка.

Иногда в помощь письму под диктовку используются схемы слов, рисунки, опорные буквы или слоги, разрезная азбука.

Проговаривание – это прием работы, предупреждающий пропуск и замену букв. Может сопровождать и списывание и диктовку.

Проговаривание – это произнесение (прочтение) букв в том порядке, в котором они написаны. В этот момент допускаются отступления от орфоэпических норм.

Проговаривать слог или слово можно не только до письма, но и параллельно с ним. В последнем случае ребенок тянет каждый звук до тех пор, пока не закончит писать букву: у-у-м-м-н-н-а-а.Необходимо проговаривать учителю, отдельному ученику или хором. Но при самостоятельной работе следует добиться, чтобы каждый ребенок проговаривал только для себя, тихо («жужжание»).

Разнообразие в уроки письма внесут творческие упражнения. К ним можно отнести те, которые содержат элемент выдумки, сочинительства, экспромта. Можно предложить детям дописать слог к имеющемуся, чтобы получить слово. Или один слог заменить другим, чтобы получить новое слово. Можно поменять слоги местами, придумать слог или слово, соответствующее заданной схеме, написать название предмета, изображенного на рисунке или заданного в форме загадки. Иногда предлагают списать предложение, в котором одно из слов зашифровано схемой, точками, рисунком.

элементы орфографической пропедевтики в период обучения грамоте. Смотреть фото элементы орфографической пропедевтики в период обучения грамоте. Смотреть картинку элементы орфографической пропедевтики в период обучения грамоте. Картинка про элементы орфографической пропедевтики в период обучения грамоте. Фото элементы орфографической пропедевтики в период обучения грамоте

В любом случае необходимо провести предупреждающую ошибки работу, а затем проверить написанное.

Литература:

1. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1987. С. 68-69.

2. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. М., 1988.

3. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1979. С.76-78.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Орфографическая пропедевтика в период обучения грамоте младших школьников

Аннотация: Статья посвящена методическим основам орфографической пропедевтики в период обучения грамоте. В статье рассматриваются элементы пропедевтики в различные периоды обучения грамоте, использование которых обусловлено конечными личностными, метапредметными и предметными результатами. Показан авторский пропедевтический двухкомпонентный подход, основанный на повторении и поэлементном анализе букв. Раскрыта роль использования системы педагогических игр на предварительном курсе обучения грамоте.

Ключевые слова: орфографическая пропедевтика, периоды обучения грамоте, младший школьный возраст, орфографическая зоркость, пропедевтика навыков письма.

Annotation : The article is devoted to the methodological foundations of spelling propaedeutics during literacy. The article discusses the elements of propaedeutics in different periods of literacy, the use of which is determined by the final personality, meta-subject and subject results. The author propaedeutic two-component approach based on the repetition and element-by-element analysis of letters is shown. The role of using the system of pedagogical games in a preliminary literacy course is disclosed.

Key words : spelling propaedeutics, periods of literacy, primary school age, spelling vigilance, propaedeutics of writing skills.

Актуальность орфографической пропедевтики обусловлена следующими моментами. К одним из наиболее сложных задач в процессе освоения образовательных программ относятся достижение высокой степени качества орфографических навыков и речевой грамотности, от уровня которых в дальнейшим зависит степень способности учащегося усвоить программы русского языка и литературного чтения в следующих классах. Система обучения как орфографии, так и речевой грамотности, носит преимущественно пропедевтический характер, что обуславливает значимость данного явления.

На сегодняшний день наиболее острыми проблемами в период обучения грамоте являются проблемы каллиграфического навыка, его графической и пунктуационной сторон, орфографической зоркости. Младшие школьники на практике должны получать нужные сведения и информацию о звуках и буквах, о гигиенических требованиях к письму, чтобы к моменту исследования какого-то правила он имел минимальный набор навыков и умений, требующихся для понимания этого правила и его усвоения. При этом, процесс освоения программ зачастую осложняется моментом недопущения превышения норм учебной нагрузки, что делает проблему пропедевтики на уроках письма и чтения особенно актуальной [1, с. 80].

Уроки чтения и письма – базовые предметы в системе начального общего образования, которые закладывают процессы активного формирования речевого, нравственного эмоционально, духовного развития у детей младшего школьного возраста.

К одним из наиболее сложных задач в процессе освоения образовательных программ относятся достижение высокой степени качества орфографических навыков и речевой грамотности, от уровня которых в дальнейшим напрямую зависит степень способности учащегося усвоить программы русского языка и литературного чтения в следующих классах.

Система обучения как орфографии, так и речевой грамотности, носит преимущественно пропедевтический характер.

Иными словами, младший школьник должен на практике получать нужные сведения и информацию о звуках и буквах, что к моменту исследования какого-то правила он имел минимальный набор навыков, знаний и умений, требующихся для понимания этого правила и его усвоения. При этом, процесс освоения программ зачастую осложняется моментом недопущения превышения норм учебной нагрузки, что делает проблему пропедевтики на уроках письма и чтения особенно актуальной.

Цель исследования – выделить базовые методические аспекты по орфографической пропедевтике в период обучения грамоте, определив эффективность их применения.

Объект исследования выступает система и методика обучения грамоте, а предметом – пропедевтическая работа в период обучения грамоте.

База исследования – МАОУ СОШ № 17 г. Краснодар.

Методы исследования – обобщение педагогического опыта, теоретический анализ, синтез, педагогический эксперимент, регистрация, определение средних величин.

Исследование педагогического опыта в теоретические часты исследования показало, что подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Цель обучения грамоте – обучение первоначальному чтению и письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности [2, с. 52]. Следует отметить, что задачи, которые решает курс обучения грамоте, зависят от периода обучения – добукварного, букварного и послебукварного (рисунок 1).

Рисунок 1. Периодизация обучения грамоте в начальной школе

Результатом эффективного обучения на данных этапах выступают успешно сформированные личностные, метапредметные и предметные результаты (рисунок 2).

Рисунок 2. Результаты успешного освоения курса «Обучение грамоте»

Практическое исследование показало, что важнейшими линиями курса является формирование действий звукового анализа, который закладывает основы лингвистического образования и будущего грамотного письма, предупреждая возможности пропусков букв, их перестановки; обучение письму, которое идет параллельно с обучением и получением навыков чтения с учетом принципа координации устной и письменной речи.

Еще одна содержательная линия – развитие речи. Учащиеся 1 В» класса в процессе практической деятельности осваивали умения участвовать в учебном диалоге, учились составлять рассказы разного вида (описание, повествование), работать с текстом. Именно роль курса обучения грамоте обусловило значимость такого эффективного инструмента как орфографическая пропедевтика, сущность которой заключается в изучение орфографии на практической основе, формировании орфографических умений, обеспечивающих в дальнейшем успешное овладение нормами правописания.

Цель пропедевтики в период обучения грамоте – сформировать у учащихся прочные основы, фундамент орфографической грамотности. Она была достигнута благодаря решению следующих конкретных задач: развитию орфографической зоркости учащихся, формированию у детей умений проверять или объяснять написанное простейшими способами; обучению детей списыванию с готового текста; обучению детей письму под диктовку; развитию речи и мышления детей [3, с. 33]. Выбор направлений пропедевтической работы определяют структура и содержание самого курса обучения грамоте. В частности, четко разграничиваются представления о звуке и букве, практически знакомятся с лингвистическими понятиями: «речь», «предложение», «слово», «слог», «ударение», наблюдают над словами, которые в дальнейшем на уроках русского языка. Одновременно с формированием графического навыка в период обучения грамоте закладываются основы орфографического навыка.

Особое место в пропедевтической работе с учащимися 1 «В» класса МАОЦУ СОШ № 17 г. Краснодар занимала система дидактических педагогических игр, применение которых способствовало успешному и быстрому формированию орфографического навыка.

На базе учащихся 1 «В» класса МАОУ СОШ № 17 г. Краснодар доказано, что наибольшим эффектом при запоминании графических обликов букв обладают два подхода – регулярное повторение и обстоятельная глубокая работа над графическим обликом. В процессе формирования навыков чтения особое значение имел принцип многоразовости, чему способствовало использование ролевых и дидактических игр. Целью пропедевтических приемов в послебукварном периоде выступала подготовка учащихся 1 «В» класса к моменту перехода на обучение по учебникам русского языка и литературного чтения. Упор в данном периоде также ставился на развитие мускульной памяти, обучение письму и получение навыков каллиграфии, на развитие сознательного, слогового чтения с частичными переходами не целые слова.

Авторский пропедевтический подход к курсу обучения грамоте заключался в использовании двух подходов к запоминанию букв – повторении и глубокой работе над графическим образом буквы с учетом поэлементного буквенного анализа. Использование принципов многоразовости, осмысления сущности и содержания прочитанного

В процессе формирования навыков чтения особое значение, по мнению автора, имеет принцип многоразовости, используемый в процессе проведения ролевых и дидактических игр. Следует учитывать важность не только самой техники чтения, но и факта осмысления школьниками прочитанного. Цель пропедевтических приемов в послебукварном периоде выступала подготовка учащихся к моменту перехода на обучение по учебикам русского языка и литературного чтения. Упор в данном периоде также ставился на развитие мускульной памяти, обучение письму и получению навыков каллиграфии, на развитие сознательного, плавного слогового чтения с частичными переходами не целые слова, устранение недочетов в произношении при чтении.

Автором применялись такие технологии письма, как поэлементное изучение букв, одновариантное и стабильное начертание письменных букв, а также тактильное изучение букв посредством ощупывания буквы, выполненной из наждачной бумаги, из песка [4, с. 811]. Итог данного периода – успешное овладение учащимися 1 «В» класса навыками плавного переходного чтения и научение быстро писать каллиграфическим почерком.

Используемая автором система достаточно эффективно, на что указывает высокий уровень сформированности учебных действий в экспериментальном 1 «В» классе в сравнении с контрольными (рисунок 3).

Рисунок 3. Доля учащихся с высоким уровнем сформированности учебных действий МАОУ СОШ № 17 г. Краснодар, %

Полученные данные доказывают успешность авторского пропедевтического подхода, в основе которого лежит системообразующий фактор и современные научные работы в области психологии, педагогики и педиатрии. Таким образом, можно сформулировать следующие выводы:

1. Пропедевтическая работа в период обучения грамоте и письму детей младшего школьного возраста должна учитывать периодизацию обучения и строится с учетом системы педагогических игр.

2. Главной целью добукварного периода, выступает формирование предпосылок для оптимизации процесса обучения чтению и письму посредством освоения фонемного анализа, активизации мускульной памяти, а также координации движения.

3. Целью пропедевтической работы букварного периода выступает успешное овладение способами чтения, которое достигается при решении задач дальнейшего развития мускульной памяти, знакомства с фонемной структурой языка и звукобуквенным анализом и обучения приемам чтения на базе звукового способа.

4. Цель пропедевтических приемов в послебукварном периоде выступает подготовка учащихся к моменту перехода на обучение по ученикам русского языка и литературного чтения.

5. Используемая автором система достаточно эффективно, что доказывается высоким уровнем сформированности (76,47 % или 26 чел. из 34 показали высокий уровень сформированности учебных действий). Параллельные классы показали уровень гораздо ниже – высокой степенью УУД обладают 38-44 % в каждом классе, что доказывает успешность авторских приемов и методологической составляющей.

Утков, П.Ю. Психофизиология и методика формирования графического навыка младших школьников в букварный период / П.Ю. Утков // Инновационное развитие науки и образования. – 2017. – №с 1. – С. 80-113.

Ершова, Ж.В. Характеристика периода обучения грамоте как начального этапа развития речи обучающихся в соответствии с ФГОС НОО / Ж.В. Ершова // Теоретико-методологические и практические проблемы развития психологии и педагогики. – 2018. – № 1. – С. 51-55.

Жигалина, Е.В. Литературоведческая пропедевтика на уроках литературного чтения // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 5. – С. 30-35.

Ладик, Е.П. Применение коррекционных технологий в добукварный период обучения младших школьников / Е.П. Ладик // Актуальные проблемы современной науки. – 2018. – № 1. – С. 811-814.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *