элементы того или иного метода выражающие действия учителя и учащихся в процессе обучения называются

Элементы того или иного метода выражающие действия учителя и учащихся в процессе обучения называются

Любой из методов в практике преподавания реализуется через приемы.

Методические приемы — это элементы того или иного метода, выражающие отдельные действия учителя и учащихся в процессе преподавания и учения. Методические приемы значительно более разнообразны и динамичны, чем методы. Поэтому арсенал их посто янно увеличивается. Н. М. Верзилин выделял три группы приемов: организационные, технические и логические.

Организационные приемы . Их действие связано с различной организацией применения тех или иных методов. Так, в словесных методах рассказывать дети могут по заранее составленному индивидуальному плану или по плану, составленному коллективно непосредственно на уроке.

Учебный процесс надо строить таким образом, чтобы стимулировать аналитическую и синтезирующую деятельность мозга. Эта задача и решается главным образом применением дидактических логических приемов. Во всех группах и видах методов применяются идентичные логические приемы.

Сравнение. Этим приемом дети овладевают довольно рано, задолго до поступления в школу. Сравнение позволяет выя вить общие и отличительные особенности разных растений и их отдельных частей, разных групп животных, плана и карты, различ ных форм поверхности суши, водоемов и т.д.

Однако при помощи сравнения нельзя выявить существенные признаки.

Противопо ставление. Противопоставление тесно связано со сравнением. При помощи противопоставления сопоставляются взаимоисключающие признаки предметов и явлений. В результате выявляется истинная сущность предмета, явления и отбрасывается, исключается ложная.

Прием аналогии, или перенос знаний в новую ситуацию. Этот прием часто применяют, когда нужно составить самостоятельно характе ристику предмета либо явления по аналогии с той, которую соста вили коллективно или которая дана в учебнике для идентичного предмета, явления.

Классификация. С ее помощью предме ты и явления объединяются в группы по сходным признакам. Этот прием требует большой аналитико-синтетической деятельности ребенка. Прием классификации может быть применен в двух вариантах: учитель сам даст основа ние для классификации либо предоставляет это сделать ученику.

Систематизация. Она требует расположения предметов или явлений в определенном порядке, в системе. Успешному использованию приема систематизации способствует составление плана. П лан — это формальное, внешнее выражение данного приема.

Установление причин и выяснение взаимосвязей. Этот прием помогает ребенку объяснить факты, а значит, понять их. Он требует особо активной аналитико-синтетической деятельно сти мозга и представляет по сравнению с другими приемами определенную трудность для детей. Данный прием реализуется в вопросах и зада ниях, начинающихся словами «почему», «с чем связано», «объяс ните причины», а также при работе со схемами, моделями.

Обобщение. Этот прием позволяет выделить общее и главное в определенной системе знаний. Его внешним выражением является задания типа: что в этих знаниях общее, сделайте вы вод, в чем сущность происходящего, как вы понимаете, а ко нечным результатом — формулировка правил, понятии, выводов.

Сущностью логических приемов является про блемная ситуация, которая внешне оформляется в виде вопросов, заданий, задач. Решение их требует от ученика активной мысли тельной деятельности. Значит, применение логических приемов в процессе обучения развивает мышление детей.

В прак тике преподавания начального естествознания приемы не всегда применяются в чистом виде. Так логические приемы требуют и оп ределенной организации учащихся, и, нередко, применения техни ческих средств. Сочетание приемов происходит и внутри групп.

Источник

Приемы обучения начальному естествознанию

S• • • •*Т
&
я
К со§
OJо
аН
И
ю£_,
окои
емен]схп о
оЩ
5S О) I ч

IX!

Методы обучения являются существенным инструментом в ру­ках учителя по управлению учебным процессом. Любой из методов в практике преподавания реализуется через приемы. Методические приемы— это элементы того или иного метода, выражающие отдельные действия учителя и учащихся в процессе преподавания и учения. Методические приемы значительно более разнообразны и динамичны, чем методы. Поэтому арсенал их посто­янно увеличивается. И в процессе практического преподавания, и в процессе научных исследований постоянно создаются новые при­емы, которые обогащают методы, а вслед за этим и методику обу­чения в целом. Отсюда, как и в случае с методами обучения, воз­никает необходимость классификации приемов. Н. М. Верзилин выделял три группы приемов: организационные, технические и логические. Приведем характеристику каждой группы приемов. В связи с тем, что перечень видов приемов к настоящему времени не ограничен, будут даны лишь их примеры. Названные выше группы приемов применяются во всех группах и видах методов. Организационные приемы.Их действие связано с различной организацией применения тех или иных методов. Так, в словесных методах рассказывать дети могут по заранее составленному инди­видуальному плану или по плану, составленному коллективно не­посредственно на уроке. Отвечать дети могут либо с места, либо у доски. Чтение текста может быть организовано вслух или про себя. Практические методы в практических и лабораторных работах мо­гут быть реализованы в коллективной, групповой или индивидуаль­ной организации деятельности детей. В наглядных методах нагляд­ный объект может демонстрироваться перед классом, с обходом по рядам, в передаче с парты на парту. В последнем случае объект мо­жет побывать в руках всех учащихся, но чаще его дают в руки лишь отдельным учащимся, поскольку первый вариант сильно увеличи­вает время на изучение материала. Технические приемы,как правило, связаны с применением раз­личного вспомогательного оборудования: приспособлений, уст­ройств, подсветок, разного фона, приборов, в том числе и техничес­ких средств обучения. Так, в словесных методах вопросы к беседе могут быть даны на карточках или плакатах, проверка знаний про­ведена с помощью анкет, в которых дети делают необходимые за­писи. Особую роль технические приемы играют в наглядных мето­дах. Именно здесь велика вероятность использования различных
OJ Ё я

О) О

Рн Н S 3 о рч S Рч с л Рч ч; ас W

! I

Л сх

PQ к

S со

I I

о

§’§ о.

S н Э К И щ S £ м * К S

приспособлений. В практических методах — это применение инст­руктивных таблиц, карточек, постановка опытов в сосудах, на де­лянках; фиксация результатов наблюдений и опытов в тетрадях, ка­лендарях природы и труда; моделирование с помощью различных приспособлений.

Итак, анализ и синтез являются основными мыслительными операциями, и степень их развитости характеризует степень разви­тости логического мышления учащихся. Значит, учебный процесс надо строить таким образом, чтобы стимулировать аналитическую и синтезирующую деятельность мозга. Эта задача и решается глав­ным образом применением дидактических логических приемов. Во всех группах и видах методов применяются идентичные логические приемы. Учитывая их важность, считаем необходимым остановить­ся более подробно на характеристике отдельных видов логических

Потребность в активной мыслительной деятельности вызывает дидактический прием сравнение. Этим приемом дети овладевают довольно рано, задолго до поступления в школу. Сравнение помо­гает выявить черты сходства и отличия в предметах и явлениях, некоторые общие особенности в исследуемых объектах. Огромную роль сравнениям в процессе обучения младших школьников отводил К. Д. Ушинский. Приведем одно из его весьма убедительных вы­сказываний: «Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение.

2 Основы дидактики. Ред. Есипов Б. П. — М., 1967. — С. 133.

Итак, сравнение позволяет выявить черты сходства (общие) и различия в изучаемых предметах и явлениях. Однако при помощи сравнения нельзя выявить существенные признаки. Этому способ­ствует применение другого дидактического приема — противопо­ставления. Противопоставление тесно связано со сравнением. При помощи противопоставления сопоставляются взаимоисключающие признаки предметов и явлений. В результате выявляется истинная сущность предмета, явления и отбрасывается, исключается ложная. Так, при формировании понятия плод путем сравнения дети выяв­ляют ряд признаков плодов, в том числе и такие общие признаки для всех плодов как наличие в них семян и то, что они образуются на месте цветка. Но какие же признаки являются существенными, главными для плода? В практике преподавания вопреки уже выде­ленным общим признакам учащиеся называют существенным — съедобность плодов. На основании этого к плодам относят корне­плоды, клубни картофеля, кочаны капусты и т. п. В этом случае и применяется прием противопоставления: учащимся предлагается рассмотреть разрезанные корнеплоды, клубни картофеля, кочан капусты и т. п. Дети не находят в них семян. Значит, такой признак, как съедобность, исключается как существенный признак для пло­да. Прием противопоставления позволяет выявить существенные признаки деревьев, кустарников, трав, лиственных и хвойных рас­тений, определить цвет льда и т. п.

В обучении начальному естествознанию широко применяется прием аналогии, или перенос знаний в новую ситуацию. Этот прием часто применяют, когда нужно составить самостоятельно характе­ристику предмета либо явления по аналогии с той, которую соста­вили коллективно или которая дана в учебнике для идентичного предмета, явления. Например, в IV классе на уроке по теме «Рас­тения поля» с помощью определения и распознавания признаков коллективно составляется характеристика одного из растений. Дру-

гие, взятые для изучения на уроке растения характеризуют дети самостоятельно — по аналогии. Вместо составления коллективной характеристики какого-то растения может быть использовано опи­сание в учебнике картофеля. Аналогия окажется полезной при изу­чении свойств веществ, особенностей разных компонентов природ­ных зон и т. п.

Тесно связан с приемом классификации прием систематизации. Она требует расположения предметов или явлений в определенном порядке, в системе. Так, при характеристике природных зон очень важно соблюдать такую систему изложения: неживая природа — особенности растений и животных — использование природы челове­ком — охрана природы в данной природной зоне. Разговор о живот­ных надо вести в таком порядке: насекомые, рыбы, птицы, звери; ди­кие животные, затем домашние животные. Успешному использованию приема систематизации способствует составление плана. По суще­ству план — это формальное, внешнее выражение данного приема. Важным условием приема установления причин и выяснения вза­имосвязей является наличие у детей определенного запаса фактиче­ских знаний, получаемых в результате непосредственных восприятий

И, наконец, важным логическим дидактическим приемом явля­ется прием обобщения. Этот прием позволяет выделить общее и главное в определенной системе знаний. Его внешним выражени­ем является задания типа: что в этих знаниях общее, сделайте вы­вод, в чем сущность происходящего, как вы понимаете и т. п., а ко­нечным результатом — формулировка правил, понятий, выводов. Обобщение требует особенно активной мыслительной деятельно­сти ребенка с преобладанием синтеза. Поэтому он признается как один из самых трудных приемов. Однако данное утверждение не может служить основанием от отказа его применения. Прием обоб­щения позволяет избежать запоминания множества фактических сведений, формирует важнейший навык учебного труда, без кото­рого дальнейшее обучение будет невозможно или, по крайней мере, сильно затруднено.

Перечисленные выше логические дидактические приемы пред­ставляют собой открытую систему. Это значит, что мы не претен­дуем здесь на окончательный их перечень, как и в случае перечис­ления организационных и технических приемов. Вместе с тем ряд авторов выделяют такие логические дидактические приемы как анализ, синтез, постановка проблемы. С нашей точки зрения такое выделение не правомочно. Анализ и синтез, как уже отмечено выше, это психофизиологические процессы, мыслительные операции, протекающие в коре головного мозга. Любой из приведенных в дан­ном параграфе дидактических приемов вызывает в той или иной мере эти мыслительные операции. Считаем, что не может быть

самостоятельным дидактическим приемом и постановка проблемы, так как сущность любого логического приема и есть создание перед ребенком противоречия между тем, что он знает и тем, что ему пред­стоит узнать. В этом и есть сущность проблемной ситуации. Прав­да, сложность проблемы, создаваемая разными приемами, — разная. Так, в приеме сравнения эту проблемность не всегда усматривают, и она довольно четко выделяется в приеме выявления причин и установления взаимосвязей.

Характеризуя приемы нельзя не отметить их сочетание. В прак­тике преподавания начального естествознания приемы не всегда применяются в чистом виде. Так логические приемы требуют и оп­ределенной организации учащихся, и, нередко, применения техни­ческих средств. Сочетание приемов происходит и внутри групп. Например, трудно представить действие приемов классификации, систематизации, аналогии и др. без приема сравнения. Прием обоб­щения требует достаточно высокой степени систематизации учеб­ного материала.

Вопросы и задания к главе V для самопроверки теоретического материала

2. Что такое метод обучения? Приведите примеры разной трактовки поня­тия «метод обучения». Выскажите и объясните свою точку зрения.

3. Почему возникла необходимость классификации методов обучения?

4. Приведите примеры разной классификации методов обучения. Какая классификация, с вашей точки зрения, наиболее приемлема для преподавания естествознания в начальной школе? Докажите свое мнение.

5. Какая классификация методов обучения является наиболее часто приме­няемой? Дайте ее характеристику.

6. Дайте характеристику каждой группы методов.

1 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1940. — С. 289.

7. В чем сущность каждого вида словесных методов? Охарактеризуйте их положительные и отрицательные стороны.

8. В чем сущность каждого вида наглядных методов? Объясните их поло­жительные и отрицательные стороны.

9. Как отличить применение в учебном процессе наглядных методов от ис­пользования наглядных пособий?

10. Раскройте сущность каждого вида практических методов, их положи­тельные и отрицательные стороны.

11. В чем сущность и значение метода наблюдений?

12. Раскройте организацию и методику ведения наблюдений.

13. Назовите факторы, способствующие успешности ведения наблюдений. Докажите их эффективность.

14. Каковы структура, содержание, методика работы и значение календаря природы и труда?

15. Вспомните процесс образования понятий. Какие методы и на каких эта­пах образования понятий играют ведущую роль? Обоснуйте ответ.

16. Что значит «сочетание методов»?

17. Почему в учебном процессе важно сочетать разные методы?

18. Что такое учебный прием?

19. Назовите группы приемов и их назначение в учебном процессе по есте­ствознанию в начальной школе.

20. Дайте характеристику каждого вида логических приемов и приведите примеры использования их в конкретном учебном процессе.

21. Почему логические приемы занимают особое место в учебном процессе по начальному естествознанию? Обоснуйте свое мнение.

22. Почему в практике обучения необходимо сочетание приемов?

23. Докажите, что исследование проблемы методов и приемов продолжает оставаться актуальным.

Дата добавления: 2015-04-15 ; просмотров: 3740 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Приемы обучения начальному естествознанию

элементы того или иного метода выражающие действия учителя и учащихся в процессе обучения называются. Смотреть фото элементы того или иного метода выражающие действия учителя и учащихся в процессе обучения называются. Смотреть картинку элементы того или иного метода выражающие действия учителя и учащихся в процессе обучения называются. Картинка про элементы того или иного метода выражающие действия учителя и учащихся в процессе обучения называются. Фото элементы того или иного метода выражающие действия учителя и учащихся в процессе обучения называются элементы того или иного метода выражающие действия учителя и учащихся в процессе обучения называются. Смотреть фото элементы того или иного метода выражающие действия учителя и учащихся в процессе обучения называются. Смотреть картинку элементы того или иного метода выражающие действия учителя и учащихся в процессе обучения называются. Картинка про элементы того или иного метода выражающие действия учителя и учащихся в процессе обучения называются. Фото элементы того или иного метода выражающие действия учителя и учащихся в процессе обучения называются элементы того или иного метода выражающие действия учителя и учащихся в процессе обучения называются. Смотреть фото элементы того или иного метода выражающие действия учителя и учащихся в процессе обучения называются. Смотреть картинку элементы того или иного метода выражающие действия учителя и учащихся в процессе обучения называются. Картинка про элементы того или иного метода выражающие действия учителя и учащихся в процессе обучения называются. Фото элементы того или иного метода выражающие действия учителя и учащихся в процессе обучения называются элементы того или иного метода выражающие действия учителя и учащихся в процессе обучения называются. Смотреть фото элементы того или иного метода выражающие действия учителя и учащихся в процессе обучения называются. Смотреть картинку элементы того или иного метода выражающие действия учителя и учащихся в процессе обучения называются. Картинка про элементы того или иного метода выражающие действия учителя и учащихся в процессе обучения называются. Фото элементы того или иного метода выражающие действия учителя и учащихся в процессе обучения называются

элементы того или иного метода выражающие действия учителя и учащихся в процессе обучения называются. Смотреть фото элементы того или иного метода выражающие действия учителя и учащихся в процессе обучения называются. Смотреть картинку элементы того или иного метода выражающие действия учителя и учащихся в процессе обучения называются. Картинка про элементы того или иного метода выражающие действия учителя и учащихся в процессе обучения называются. Фото элементы того или иного метода выражающие действия учителя и учащихся в процессе обучения называются

элементы того или иного метода выражающие действия учителя и учащихся в процессе обучения называются. Смотреть фото элементы того или иного метода выражающие действия учителя и учащихся в процессе обучения называются. Смотреть картинку элементы того или иного метода выражающие действия учителя и учащихся в процессе обучения называются. Картинка про элементы того или иного метода выражающие действия учителя и учащихся в процессе обучения называются. Фото элементы того или иного метода выражающие действия учителя и учащихся в процессе обучения называются

Методы обучения являются существенным инструментом в руках учителя по управлению учебным процессом. Любой из методов в практике преподавания реализуется через приемы.

Методические приемы — это элементы того или иного метода, выражающие отдельные действия учителя и учащихся в процессе преподавания и учения. Методические приемы значительно более разнообразны и динамичны, чем методы. Поэтому арсенал их постоянно увеличивается. И в процессе практического преподавания, и в процессе научных исследований постоянно создаются новые приемы, которые обогащают методы, а вслед за этим и методику обучения в целом. Отсюда, как и в случае с методами обучения, возникает необходимость классификации приемов. Н. М. Верзилин выделял три группы приемов: организационные, технические и логические.

Приведем характеристику каждой группы приемов. В связи с тем, что перечень видов приемов к настоящему времени не ограничен, будут даны лишь их примеры. Названные выше группы приемов применяются во всех группах и видах методов.

Организационные приемы. Их действие связано с различной организацией применения тех или иных методов. Так, в словесных методах рассказывать дети могут по заранее составленному индивидуальному плану или по плану, составленному коллективно непосредственно на уроке. Отвечать дети могут либо с места, либо у доски. Чтение текста может быть организовано вслух или про себя. Практические методы в практических и лабораторных работах могут быть реализованы в коллективной, групповой или индивидуальной организации деятельности детей. В наглядных методах наглядный объект может демонстрироваться перед классом, с обходом по рядам, в передаче с парты на парту. В последнем случае объект может побывать в руках всех учащихся, но чаще его дают в руки лишь отдельным учащимся, поскольку первый вариант сильно увеличивает время на изучение материала.

Технические приемы, как правило, связаны с применением различного вспомогательного оборудования: приспособлений, устройств, подсветок, разного фона, приборов, в том числе и технических средств обучения. Так, в словесных методах вопросы к беседе могут быть даны на карточках или плакатах, проверка знаний проведена с помощью анкет, в которых дети делают необходимые записи. Особую роль технические приемы играют в наглядных методах. Именно здесь велика вероятность использования различных приспособлений. В практических методах — это применение инструктивных таблиц, карточек, постановка опытов в сосудах, на делянках; фиксация результатов наблюдений и опытов в тетрадях, календарях природы и труда; моделирование с помощью различных приспособлений.

Логические приемы играют особую и довольно значительную роль в учебном процессе. Именно они способствуют осознанию учебного материала, а, следовательно, оказывают особое влияние на развитие мыслительной деятельности учащихся, которая по существу и характеризует уровень их интеллектуального развития. «Имеются основания считать, — пишет Н. А. Менчинская, — что овладение высоким уровнем мыслительных операций непосредственно характеризует умственное развитие учащихся, составляет одну из его важных сторон»[190]. Важнейшими мыслительными операциями, на которые указывает И. А. Менчинская, являются анализ и синтез. Это положение было окончательно доказано на основании учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. «Освоение идей И. П. Павлова побудило психологов к пересмотру сложившейся системы взглядов на умственные операции человека и выдвинуло необходимость рассмотрения двух операций — анализа и синтеза — в качестве основных, ведущих»[191].

Итак, анализ и синтез являются основными мыслительными операциями, и степень их развитости характеризует степень развитости логического мышления учащихся. Значит, учебный процесс надо строить таким образом, чтобы стимулировать аналитическую и синтезирующую деятельность мозга. Эта задача и решается главным образом применением дидактических логических приемов. Во всех группах и видах методов применяются идентичные логические приемы. Учитывая их важность, считаем необходимым остановиться более подробно на характеристике отдельных видов логических приемов.

элементы того или иного метода выражающие действия учителя и учащихся в процессе обучения называются. Смотреть фото элементы того или иного метода выражающие действия учителя и учащихся в процессе обучения называются. Смотреть картинку элементы того или иного метода выражающие действия учителя и учащихся в процессе обучения называются. Картинка про элементы того или иного метода выражающие действия учителя и учащихся в процессе обучения называются. Фото элементы того или иного метода выражающие действия учителя и учащихся в процессе обучения называются

Потребность в активной мыслительной деятельности вызывает дидактический прием сравнение. Этим приемом дети овладевают довольно рано, задолго до поступления в школу. Сравнение помогает выявить черты сходства и отличия в предметах и явлениях, некоторые общие особенности в исследуемых объектах. Огромную роль сравнениям в процессе обучения младших школьников отводил К. Д. Ушинский. Приведем одно из его весьма убедительных высказываний: «Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение.

И если бы нам представился какой-нибудь новый предмет, которого мы не могли бы ни к чему приравнять и ни от чего отличить (если бы такой предмет был возможен), то мы не могли бы составить об этом предмете ни одной мысли и не могли бы сказать о нем ни одного слова»[192]. Например, знание об осенней окраске листьев будет более отчетливым и полным, если осенние листья конкретного растения будут сравниваться с летними. Сравнение позволяет выявить общие и отличительные особенности разных растений и их отдельных частей, разных групп животных, плана и карты, различных форм поверхности суши, водоемов и т.д.

Итак, сравнение позволяет выявить черты сходства (общие) и различия в изучаемых предметах и явлениях. Однако при помощи сравнения нельзя выявить существенные признаки. Этому способствует применение другого дидактического приема — противопоставления. Противопоставление тесно связано со сравнением. При помощи противопоставления сопоставляются взаимоисключающие признаки предметов и явлений. В результате выявляется истинная сущность предмета, явления и отбрасывается, исключается ложная. Так, при формировании понятия плод путем сравнения дети выявляют ряд признаков плодов, в том числе и такие общие признаки для всех плодов как наличие в них семян и то, что они образуются на месте цветка. Но какие же признаки являются существенными, главными для плода? В практике преподавания вопреки уже выделенным общим признакам учащиеся называют существенным — съедобность плодов. На основании этого к плодам относят корнеплоды, клубни картофеля, кочаны капусты и т.п. В этом случае и применяется прием противопоставления: учащимся предлагается рассмотреть разрезанные корнеплоды, клубни картофеля, кочан капусты и т.п. Дети не находят в них семян. Значит, такой признак, как съедобность, исключается как существенный признак для плода. Прием противопоставления позволяет выявить существенные признаки деревьев, кустарников, трав, лиственных и хвойных растений, определить цвет льда и т.п.

В обучении начальному естествознанию широко применяется прием аналогии, или перенос знаний в новую ситуацию. Этот прием часто применяют, когда нужно составить самостоятельно характеристику предмета либо явления по аналогии с той, которую составили коллективно или которая дана в учебнике для идентичного предмета, явления. Например, в IV классе на уроке по теме «Растения поля» с помощью определения и распознавания признаков коллективно составляется характеристика одного из растений. Другие, взятые для изучения на уроке растения характеризуют дети самостоятельно — по аналогии. Вместо составления коллективной характеристики какого-то растения может быть использовано описание в учебнике картофеля. Аналогия окажется полезной при изучении свойств веществ, особенностей разных компонентов природных зон и т.п.

Тесно связан с приемом классификации прием систематизации. Она требует расположения предметов или явлений в определенном порядке, в системе. Так, при характеристике природных зон очень важно соблюдать такую систему изложения: неживая природа — особенности растений и животных — использование природы человеком — охрана природы в данной природной зоне. Разговор о животных надо вести в таком порядке: насекомые, рыбы, птицы, звери; дикие животные, затем домашние животные. Успешному использованию приема систематизации способствует составление плана. По существу план — это формальное, внешнее выражение данного приема.

И, наконец, важным логическим дидактическим приемом является прием обобщения. Этот прием позволяет выделить общее и главное в определенной системе знаний. Его внешним выражением является задания типа: что в этих знаниях общее, сделайте вывод, в чем сущность происходящего, как вы понимаете и т.п., а конечным результатом — формулировка правил, понятий, выводов. Обобщение требует особенно активной мыслительной деятельности ребенка с преобладанием синтеза. Поэтому он признается как один из самых трудных приемов. Однако данное утверждение не может служить основанием от отказа его применения. Прием обобщения позволяет избежать запоминания множества фактических сведений, формирует важнейший навык учебного труда, без которого дальнейшее обучение будет невозможно или, по крайней мере, сильно затруднено.

Перечисленные выше логические дидактические приемы представляют собой открытую систему. Это значит, что мы не претендуем здесь на окончательный их перечень, как и в случае перечисления организационных и технических приемов. Вместе с тем ряд авторов выделяют такие логические дидактические приемы как анализ, синтез, постановка проблемы. С нашей точки зрения такое выделение не правомочно. Анализ и синтез, как уже отмечено выше, это психофизиологические процессы, мыслительные операции, протекающие в коре головного мозга. Любой из приведенных в данном параграфе дидактических приемов вызывает в той или иной мере эти мыслительные операции. Считаем, что не может быть самостоятельным дидактическим приемом и постановка проблемы, так как сущность любого логического приема и есть создание перед ребенком противоречия между тем, что он знает и тем, что ему предстоит узнать. В этом и есть сущность проблемной ситуации. Правда, сложность проблемы, создаваемая разными приемами, — разная. Так, в приеме сравнения эту проблемность не всегда усматривают, и она довольно четко выделяется в приеме выявления причин и установления взаимосвязей.

Таким образом, сущностью логических приемов является проблемная ситуация, которая внешне оформляется в виде вопросов, заданий, задач. Решение их требует от ученика активной мыслительной деятельности. Значит, применение логических приемов в процессе обучения развивает мышление детей. Это положение подтверждено исследованиями С. Л. Рубинштейна: «Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс: он всегда направлен на разрешение какой-либо задачи»[193].

Характеризуя приемы нельзя не отметить их сочетание. В практике преподавания начального естествознания приемы не всегда применяются в чистом виде. Так логические приемы требуют и определенной организации учащихся, и, нередко, применения технических средств. Сочетание приемов происходит и внутри групп. Например, трудно представить действие приемов классификации, систематизации, аналогии и др. без приема сравнения. Прием обобщения требует достаточно высокой степени систематизации учебного материала.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *