эрудиция и ум в чем разница
Эрудиция и ум в чем разница
Некоторые эпитеты звучат иронично, даже оскорбительно – это связано, во-первых, с завистью по отношению к интеллектуально развитым людям, а во-вторых, с излишне высокомерным поведением, которым часто грешат успешные работники умственного труда.
Однако, не каждый ботан – интеллектуал, также как и далеко не каждый эрудит является умным человеком. Используя понятие «ум» важно различать научное определение и то значение, которое придаётся этому понятию в бытовом применении. Согласно википедии, ум – это познавательные и аналитические способности человека. То есть просто любой ум есть у каждого. Когда же говорят «умный человек», имеют ввиду, что его познавательные и аналитические способности выше средних.
Эрудиция (от лат. eruditia — ученость, познания) — широкие (но не глубокие) познания. Эрудированный человек обычно начитан, может рассуждать о многих сферах человеческой деятельности, знает основы большинства наук, но при этом вовсе не обязательно является выдающимся специалистом в какой-либо конкретной области.
Интелле́кт (от лат. intellectus — ощущение, восприятие, разумение, понимание, понятие, рассудок) – это качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Интеллект с эрудицией связан постольку, поскольку весь полученный багаж знаний, умений и навыков является инструментарием интеллектуальных механизмов. В ситуациях, когда конкретных знаний недостаточно, интеллект решает задачу, используя абстрактные знания, общие закономерности. Пример: на необитаемый остров попали лесник и профессор какой-либо гуманитарной науки. Лесник выжил, благодаря конкретным знаниям, это проявление эрудиции. Профессору же удалось выжить благодаря интеллекту – у него нет конкретных знаний о тонкостях выживания на природе, но есть абстрактные знания и умение применять их в новой ситуации.
В идеале, ум, эрудиция и интеллект должны гармонично сочетаться. Эрудиция без ума не позволит правильно оперировать накопленными знаниями. Интеллект во взаимодействии с эрудицией даёт поистине высокие результаты.
Что такое эрудиция и в чем она проявляется?
На запрос по слову «эрудиция» поисковики выдают сотни тестов для проверки собственной эрудированности или подборки книг для повышения IQ. Вот только что они дают? Что даст человеку знание имен всех фараонов, если у него сломалась машина? Или как поможет разобраться с рабочими задачами информация обо всех столицах мира? Наверное, никак. Значит ли это, что эрудированность уже вышла из моды и можно во всем полагаться на компьютеры? Рассуждаем в статье.
Что такое эрудиция?
Эрудиция — это глубокие и всесторонние познания в какой-либо области или нескольких областях, которые возникли в результате изучения и осмысления разных литературных и других источников. По сути, это продукт памяти, отражающий способность человека запоминать и воспроизводить большие объемы информации. Человека, обладающего большой эрудицией, принято называть эрудитом. Соответственно эрудированность как качество личности – это способность проявлять начитанность, и осведомленность по широкому кругу знаний.
Слово «эрудиция» произошло от латинского «erudition»-«ученость, просвещенность». Причем просвещенность не хаотичная или обрывочная, а структурированная, упорядоченная. Другими признаком настоящей эрудированности считаются широкий кругозор, широта интересов и взглядов, а близкими по значению словами – ученость, информированность, компетентность, интеллект, всезнайство, премудрость.
В классическом Риме, Греции и Китае эрудиция ценилась высоко. В эпоху Просвещения она считалась частью общей идеи об идеальном человеке. Известными эрудитами были Леонардо Да Винчи, Галилей, Коперник, Дмитрий Менделеев, Михаил Ломоносов, Бенджамин Франклин.
В до-компьютерную эпоху «голая» эрудиция была в почете, а слово эрудит было комплиментом. Накопленные в памяти знания считались инвестицией в будущее, личной информационной подушкой безопасности. Но в XXI веке гигантские объемы информации отыскиваются одним кликом на компьютере, и держать в голове все эти данные просто нет смысла. Так что сегодня эрудиция утратила статус элитарности, а перешла в разряд хобби. Да, эрудит способен запомнить и в нужный момент отыскать в памяти большое количество информации. Он может много чего знать, но мало понимать. Но это же может и компьютер.
Эрудиция, интеллект, ум – в чем отличия?
Эрудиция предполагает обширные знания о чем-либо. Но одно дело быть «ходячей библиотекой», но совсем другое – уметь применить свои знания в деле. Эрудированность без практического применения – это возможность при случае блеснуть интеллектом или памятью и больше ничего. Более того, ложная эрудированность идет в связке с гордыней, самолюбованием, самодовольством, тщеславием. А это уже отрицательное качество.
Эрудированность не зачисляет автоматически в разряд гениев. Но есть случаи, когда подобная суперспособность и вовсе может быть признаком психического отклонения. Есть такое расстройство «синдром Саванта» – состояние, при котором у человека внезапно проявляются познания в одной или нескольких областях. Подобные «островки гениальности» проявляются в какой-то узкой области. Например, люди-саванты помнят наизусть все сочинения Шекспира или могут по памяти нарисовать подробную карту улиц незнакомого города. Внешне они мало отличаются от окружающих, но общение и социализация даются им с трудом.
Действительно, большая часть запомненной информации нам никогда не понадобится, а сама по себе эрудиция приносит мало пользы – тот, кто производит впечатление мудреца благодаря энциклопедическим познаниям, может быть абсолютно неспособным решать простые жизненные задачи. Еще один недостаток «голой» эрудиции – отсутствие критического мышления. Усваивая информацию из разных источников, человек просто не способен оценить их достоверность.
Но это не значит, что нужно отказаться от тренировок памяти или логики – стоит различать сходные эрудированности понятия:
Эрудиция и широкий кругозор.
Глубокие познания эрудита лишь отражают то, что человек усиленно изучает какую-то область. Эти знания не являются ежедневно необходимыми или жизненно важными и сами по себе не несут практической пользы. Зато общий кругозор – та информация, которой мы пользуемся каждый день. Общий кругозор действительно облегчает жизнь, помогает применить свои знания в деле.
Эрудиция и живой ум.
Как говорил Сократ: «Знание не есть ум» – почерпнуть информацию и запомнить ее обычному «зубрилке» не сложно. Ведь он может просто запоминать много данных, не разобравшись в их содержании. А вот проанализировать прочитанное, сделать свои выводы – увы. Автоматическая эрудированность иногда настолько «захламляет» мозг, что в нем теряются содержательные ответы и притупляется азарт исследователя.
Эрудиция и память.
Эрудированность зависит от способности к запоминанию и объема памяти. Но выигрывает не тот, кто теоретически знает больше, а тот, кто быстрее извлечет из памяти нужную информацию.
В идеале эрудированный человек – это тот, у кого все эти способности развиты в равной степени. Но умственные способности похожи на физические – можно усиленно тренировать бицепс, чтобы побеждать в армреслинге, а можно тренировать все и понемногу, чтобы быть здоровым человеком.
Пять признаков умного человека.
Даже если умный человек является эрудитом, он не считает это своим главным достоинством. Он всегда знает, что ему есть куда стремиться, чтобы стать еще лучше. Он не кичится своей эрудицией и достижениями. Он не старается самоутвердиться за счет менее эрудированных людей.
Кроме этого умный человек:
Выводы:
Эрудиция и интеллект: почему они работают только вместе
В одной из наших статей («Развитие мышления. Что делать, чтобы стать умнее») мы подробно разговаривали о том, почему нужно стремиться быть умным и эрудированным, и что для этого необходимо делать. Впрочем, и без упомянутой статьи многие люди стараются развивать свой интеллект и эрудицию.
Однако в жизни можно найти массу примеров людей, читающих множество книг, наполняющих свой лексикон новыми словами, интересующихся разными вещами, знающих огромное количество любопытной информации. Но, начиная общаться с этими людьми, в глаза бросается интересный факт: уровень когнитивных (познавательных) способностей этих людей оставляет желать лучшего.
Да, найти какую-то информацию, умудриться ее запомнить и затем кому-то рассказать в разговоре особого труда не составляет. Но вот сделать на основе полученной информации свои умозаключения, предварительно ее критически оценив и проанализировав, – это уже принципиально другой уровень.
Это же касается и самостоятельного поиска ответов на всевозможные вопросы, которые не получается почерпнуть из уже имеющегося багажа знаний, например, из прочитанных статей и книг, просмотренных документальных фильмов и передач, прослушанных лекций и посещенных семинаров. Некоторые люди совершенно не в состоянии использовать имеющуюся информацию с практической пользой для себя.
Между тем, может встречаться и другая ситуация: перед нами вполне себе умный человек с высоким интеллектом, но, несмотря на это, из его уст мы слышим какую-что несусветную чушь, а выводы, которые он делает, неверны или вообще абсурдны. Можно было бы списать это на «недалекость» человека, но мы ведь понимаем (и даже знаем наверняка), что он не дурак, у него острый ум, он обладает массой полезных навыков и способностей.
Сталкиваясь с подобными вещами, остается только разводить руками, ведь как же так получается: что либо эрудированный, начитанный и много знающий человек не очень хорошо соображает, либо умный и смекалистый человек несет какую-то ересь? Но если хорошенько пораскинуть мозгами на эту тему, несложно заметить, что противоречий здесь никаких нет.
Причины «противостояния» эрудиции и интеллекта
Мы не ошибемся, если скажем, что разум человека является очень сложной структурой, которая состоит из целого комплекса компонентов, одними из которых как раз-таки и являются интеллект и эрудиция (причем они относятся к категории основных). Охарактеризовать их коротко можно следующим образом:
При идеальном развитии событий обе эти способности должны быть развиты в одинаковой степени. Но есть ли среди людей хотя бы один идеальный человек? Думаем, что нет. Ко всему прочему, каждый человек – это уникальная личность, которая формируется и развивается в определенных условиях. Именно поэтому и встречаются ситуации, когда у одного человека больше развит интеллект, а у другого – эрудиция.
Стоит заметить, что подобное случается как с умственными способностями человека, так и с физическими. К примеру, есть люди, способные за считанные секунды пробежать стометровку, но неспособные поднять тяжелый вес, а есть те, кто может поднять 120-килограммовую штангу, но со спринтами им лучше не связываться.
У человека всегда будут активно развиваться лишь те способности, которым он уделяет внимание. Тренируя мышцы, можно добиться колоссальных силовых показателей, а бег и развитие дыхательной системы способны привести к развитию завидной выносливости. Здесь нет ничего хитрого.
Помимо прочего, у каждого человека есть предрасположенность к развитию какой-то конкретной характеристики физического тела или ума. Но все же главное в любом деле – это регулярные и систематические тренировки. Лежа на диване и смотря телевизор, глупо мечтать о чемпионском титуле по боксу или покорении горных вершин. И с умственными способностями ситуация обстоит аналогичным образом.
Люди, обладающие отличной эрудицией и широким кругозором, но отличающиеся слабо развитой способностью к мышлению, довольно часто имеют прекрасную память, но низкий уровень интеллекта. Случается это, как правило, из-за того, что у них нет высокого IQ или каких-то способностей, и при этом они даже не стремятся их развивать, а просто пользуются тем, что есть, – воспринимают информацию и усваивают ее в уже готовом виде. Получается, что память они тренируют, а об интеллекте забывают.
У тех же людей, которые обладают природной смекалкой и хорошими мыслительными способностями, но при этом знают крайне мало, ситуация обстоит прямо противоположно. Эти люди замечательно думают, способны делать выводы, но, обладая ограниченным количеством информации, не могут объективно анализировать правильность своих доводов и выводов; их умозаключения просто соответствуют тому, что они знают.
При всем вышесказанном кто-то может подумать, мол что такого: люди есть разные, у всех свои способности; у всех свои потребности и желания в конце концов. Так почему же не дать людям быть такими, какие они есть? Мы никого не призываем срочно меняться в ту или иную сторону (каждый волен делать свой выбор сам), но все же хотим отметить: эрудиция без интеллекта, как и интеллект без эрудиции могут играть человеку отнюдь не на руку.
Что плохого в эрудиции без интеллекта
Если составляющие разума развиты неравномерно, это может негативно сказаться как на самом человеке, так и на окружающих его людях. Первое, что здесь следует отметить, – это переоценка способностей. Когда человек при помощи своей эрудиции производит о себе впечатление как о некоем мудреце, он ставит себя перед риском не суметь выполнить возложенные на него задачи в случае, если они потребуют от него развитого интеллекта и умения синтезировать информацию, а не простого повторения того, что известно.
Если все в порядке, ситуация стандартная и не требует применения каких-либо новых инструментов, человек с развитой эрудицией и неразвитым интеллектом легко осилит стоящую перед ним работу. Но в случае необходимости использования нестандартного подхода или инструментов, такому человеку неизвестных, возникают серьезные трудности.
С другой стороны, эрудиция без интеллекта довольно часто приводит к дефициту критического подхода. Когда человек впитывает информацию, пренебрегая ее глубоким анализом, он проявляет излишнее доверие к ее источнику, запросто поддается влиянию экспертов и авторитетных лиц.
Безусловно, нечто подобное свойственно каждому из нас (например, ни один ученый не может разбираться абсолютно во всех науках, и когда сталкивается с чем-то выходящим за рамки его компетентности, он будет доверять другим авторитетным ученым), но все же полное отсутствие критического мышления может породить слепую веру. А последняя, как показывает практика, зачастую далека от истинного положения вещей.
Что плохого в интеллекте без эрудиции
Люди, обладающие высоким интеллектом, но небольшим объемом знаний и слабой эрудицией, склонны к заблуждениям. Да, такие личности могут быстро найти решение почти любой нестандартной проблемы, выйти из сложной ситуации, но их выводы во многих случаях оказываются ошибочными.
Когда человек оперирует недостаточным количеством информации по какому-либо вопросу, он сам себе создает преграды на пути объективной оценки. Тот факт, что в его картине мира не присутствуют определенные вещи, приводит к заведомо необъективным умозаключениям, а во многих ситуациях именно они могут играть решающую роль.
Неверные или не совсем корректные выводы заводят в тупик и самого человека, и тех, с кем он взаимодействует, а это может таить в себе опасность. За примерами долго ходить не нужно: можно вспомнить представления людей о плоской Земле, средневековые верования в то, что люди, умеющие исцелять травами, являются приспешниками дьявола, или флогистонную теорию горения, исходя из которой в составе всех веществ присутствует флогистон – вещество, улетучивающееся в процессе сгорания.
Высокоинтеллектуальные, но неэрудированные люди (кстати, советуем почитать нашу статью «Проблемы высокого IQ»), дают начало провальным проектам, открывают обреченные на крах бизнесы, развивают не терпящие никакой критики идеи. А все из-за дефицита имеющихся у них знаний, который не позволяет учесть тонкости и нюансы. При этом чужой помощью такие люди предпочитают не пользоваться, ибо уверены, что и сами все прекрасно знают.
Несложно сделать вывод, что две рассмотренные крайности могут провоцировать самые разные нежелательные изменения во всех сферах жизни человека, начиная с быта и отношений с партнером и заканчивая карьерой и бизнесом. Посмотрите вокруг: жизнь полна примеров, когда «перекосы» в развитии эрудиции и интеллекта привносят в жизнь людей сплошные проблемы и неприятности.
Есть ли выход?
Не станем сгущать краски – эрудиция без интеллекта и интеллект без эрудиции – это не приговор, и выход из ситуации есть. Для начала нужно просто понять, что эти составляющие разума должны находиться в балансе друг с другом. Нужно стараться не допускать, чтобы одно начинало преобладать над другим. Как этого достичь?
При получении любых новых знаний, усваивайте их и обрабатывайте, а затем сопоставляйте с тем, что уже знаете, делайте соответствующие умозаключения и синтезируйте в своей голове новую информацию. Говоря еще проще, мыслите – в самом прямом понимании этого слова; мыслите, думайте, размышляйте.
Также стремитесь не просто получать знания и «складировать» их в хранилище своего ума, не обдумывать в десятый раз то, что и так уже обдумали и что уже знаете. Совмещайте формы интеллектуальной активности.
Узнали нечто новое – ваша задача не запомнить – критически оцените, проведите собственный анализ, задайте несколько вопросов, чтобы уточнить что-то, глубже вникнуть в смысл, осознать причины. И уже вместе с этим придет запоминание, причем оно придет автоматически – чем не еще один плюс?!
Каждый, кто в чем-то из сказанного в статье узнал себя, должен сформировать у себя привычку рассуждать на тему чего-либо. Это означает и поиск уточняющих фактов, и расширение багажа знаний, и тренировку памяти. Плюс к этому, если есть возможность, то, что известно, желательно хотя бы иногда применять на практике. Это позволит углубить свои познания и сделать новые выводы, получить реальную пользу.
Гении существуют, но их единицы. Однако в силах каждого человека существенно расширить свои познания, активизировать новые способности, приобрести интересные навыки и умения, нужные в жизни. Сделать это позволит гармоничное развитие эрудиции и интеллекта, из которого проистекает и гармоничная жизнь, и успех, и достижение целей, и хорошие отношения с окружающими.
И, конечно же, никогда нельзя забывать о развитии мышления (напомним, что об этом мы основательно порассуждали в статье «Развитие мышления. Что делать, чтобы стать умнее»), заботиться о сохранении ясного ума и интеллекта, вести образ жизни, позволяющий предупредить деградацию ума.
Надеемся, мотивации быть умным и эрудированным человеком с высоким интеллектом у вас предостаточно. Как известно, наличие желания – это уже полдела, поэтому осталось лишь следовать намеченному пути и стараться с него не сворачивать. Желаем вам успехов и гармоничного всестороннего развития!
Эрудиция и интеллект: возможно ли одно без другого
Любовь Карась
Тот, кто эрудирован, обладает высоким уровнем интеллекта? А наоборот? Как связаны эти два понятия и существуют ли они по отдельности? Вполне. Однако проблема в том, что одно без другого создает ряд трудностей. Ведь знать что-либо и применить и критически осмыслить эти знания — два разных умения. Разбираемся в отличии понятий «эрудиция» и «интеллект».
Что такое интеллект и как его измерить
Есть и другие трактовки «интеллекта»:
швейцарский психолог и философ Жан Пиаже предлагает структурно-генетический подход и определяет интеллект как высший способ «уравновешивания субъекта со средой, характерный универсальностью»;
когнитивистский подход рассматривает интеллект как набор когнитивных операций;
Что такое эрудиция и как ее определить
Является ли образованный человек эрудитом? Далеко не всегда. Отличие в том, что эрудит регулярно заполняет пробелы в знаниях, в то время как просто образованный человек не видит в этом необходимости и оперирует полученными когда-то знаниями. Эрудит стремится вникнуть в конкретные темы через книги и другие источники информации.
Итак, отличия интеллекта и эрудиции:
интеллект — способность человека эффективно обрабатывать информацию и применять ее в жизни;
эрудиция — способность человека воспринимать информацию и расширять знания о мире (это продукт памяти).
Эрудиция без интеллекта или интеллект без эрудиции
Наоборот, люди, обладающие высоким уровнем интеллекта, но слабой эрудицией, склонны к заблуждениям, принятию неверных решений. Дело в том, что у них недостаточно информации для того, чтобы ее сравнить, проанализировать, критически осмыслить, хотя сами по себе умения хорошо развиты.
Прийти к балансу эрудиции и интеллекта вполне реально. Для этого нужно не только расширять знания, но и сразу же их анализировать, связывать с накопленным опытом и перекладывать на жизненные ситуации.
Эрудиция: зачем много знать и помнить в эпоху интернета
Что такое эрудиция
Эрудиция — разносторонние знания или глубокая осведомленность в различных областях. Во многих словарях в качестве синонимов эрудиции используют «знания», «образованность», «начитанность», «грамотность» [1].
Про умного человека говорят, что он эрудированный. Такие люди могут поддержать разговор на разные темы, вспомнить необычный факт, привести пример из истории.
Похоже на всезнайство? Не совсем. Эрудиты не стараются выглядеть умнее, чем они есть на самом деле, а их знания не поверхностны. По-настоящему эрудированный человек действительно понимает то, о чем он говорит.
Для тех же, кто похож на ходячую «Википедию», есть другое слово — гелертер [2]. Это тоже умные люди, но их знания чаще всего носят книжный характер. Часто они не способны сопоставлять факты и применять знания на практике. Гелертер, который увлекается историей, легко перечислит вам российских императоров в порядке правления, но вряд ли назовет причины провала восстания декабристов.
Чем эрудиция отличается от интеллекта
Если эрудиция произошла от латинского слова ēruditio (ученость, просвещенность), то интеллект происходит от intellectus (восприятие, понимание, мышление). То есть интеллект — это мыслительная способность, умственное начало человека [3].
Именно интеллект отвечает за то, насколько человек обучаем, может воспринимать и обрабатывать информацию. Можно сравнить интеллект человека с сосудом, а вот то, чем он будет наполнен — это уже эрудиция и знания.
Почему эрудицию критикуют
И хотя это слово не несет в себе смысловой иронии, эрудитов и саму эрудированность нередко высмеивают.
В 1918-м американский экономист и социолог Торстейн Веблен ввел термин «капитаны эрудиции» (captains of erudition) [5]. Так он называл руководителей образовательных учреждений, которые были умны и начитанны, но не обладали необходимыми качествами для управленцев.
Эволюционный психолог Паскаль Буайе из Вашингтонского университета в Сент-Луисе исследовал связь науки и эрудиции [6]. Он отметил, что если раньше знаний было достаточно, чтобы считаться специалистом в какой-либо области, сейчас — нет. Если раньше для шекспироведов обязательно было знать ранние сочинения драматурга, то теперь подобная эрудиция — не главный критерий.
Паскаль Буайе приводит и более жизненный пример: раньше, чтобы стать водителем лондонского такси, нужно было наизусть знать все улицы города и сотни маршрутов. С появлением приложений-навигаторов эрудиция кандидатов-водителей уже не так важна.
Буайе считает, что только эрудиции для современного ученого недостаточно, поскольку эрудиция — это не гипотезы или объяснения, а лишь описание. Большая часть информации (особенно в литературе и филологии) уже изучена и структурирована. В современном мире от ученых и исследователей больше ждут личного вклада в область, собственных мыслей и выводов.
Существуют ли критерии эрудированности
Критерии эрудированности заложены в различных определениях этого слова. Есть общие черты эрудиции, которые встречаются почти во всех языках:
Гиперболизированный образ эрудита схож с описанием «универсального человека» или полимата. [7] Понятие появилось в начале XVII века для описания людей, которые достигли успехов сразу в нескольких областях.
Один из самых ярких полиматов в истории — Леонардо да Винчи. Он написал шедевр мировой живописи «Мона Лиза», спроектировал купол Миланского собора, изобрел прототип парашюта, дельтаплана и даже танка, сделал более сотни анатомических рисунков, а еще, по отзывам его друзей, великолепно готовил.
Российский культуролог Андрей Флиер отмечает, что выдающиеся личности в эпоху Просвещения имели тяготение к эрудированности в области национальной истории, литературы, искусства и мифологии: «То, что мы сегодня называем «развитой гуманитарной культурой личности», складывалось именно под влиянием идей «национального романтизма» и основывалось прежде всего на хорошем знании истории (как ни парадоксально, не столько в ее профессиональном научном, сколько в художественно-литературном изложении)». [8]
Еще один пример полимата — Мария Склодовская-Кюри, единственная женщина, удостоенная Нобелевских премий за разные науки — физику и химию. И да Винчи, и Кюри — гении и эрудиты, но их интересы не совпадают.
Не существует списка наук, которые «настоящий» эрудит должен изучить и разбираться в них. Поэтому даже если человек не знает (или не помнит), кто написал «Отцы и дети», чем знаменита фамилия Джугашвили и в каком веке правил Петр I — это не значит, что он не эрудирован*. Возможно, его область интересов — не история или литература.
При этом в современности часто пытаются развивать эрудицию у школьников. Академический директор онлайн-школы «Фоксфорд» Екатерина Латыпова считает, что эрудированным можно называть ребенка, который для своего возраста понимает значительно больше сверстников в одной или нескольких областях знаний.
Екатерина Латыпова, академический директор онлайн-школы «Фоксфорд»:
«Очень важно, что знания ребенка — это не просто результат запоминания большого количества фактов. Эрудированность означает понимание и умение объяснить причинно-следственные связи между объектами изучения. Дети любопытны от природы. Когда взрослые знают, что именно интересует их ребенка, они легче смогут развивать его эрудированность, отталкиваясь от интересной ему области знаний».
Зачем нужна эрудиция
В эпоху интернета, когда на большинство вопросов можно получить ответы за несколько секунд, кажется, что быть эрудированным не так уж и нужно. Но эрудиты не только много знают, но и применяют знания на практике: с этим навыком интернет уже не поможет.
Эрудиты могут стать ценными специалистами для новых междисциплинарных наук, где профессионал должен знать сразу несколько классических дисциплин. Например, в середине XX века появилась когнитивистика — наука на стыке шести наук, среди которых психология, нейрофизиология и лингвистика. Специалисты когнитивной науки изучают человеческий мозг и мышление. Профессионалы в этой области так или иначе обладают знаниями из нескольких областей науки, что делает их востребованными междисциплинарными специалистами.
Эрудиция актуальна для тех, кто хочет освоить профессию будущего. Биоэтик, дата-журналист, трендвотчер — эти специалисты не ограничены узкими знаниями и совмещают информацию из разных областей.
Многие онлайн-школы уделяют внимание развитию эрудиции у детей, но единой методологии проектирования подобных курсов не существует.
Екатерина Латыпова:
«Раньше дети собирали мини-город из Lego и были ограничены количеством деталей, а сегодня они создают целые миры в Minecraft, где есть огромное пространство для развития ребенка. Раньше дети читали энциклопедию в картинках, а сегодня смотрят фильм NatGeo, самостоятельно создают и печают 3D-модели живого мира, отправляются в виртуальные экскурсии с Google.
Большинство авторов курсов сегодня придерживаются позиции, что более эффективное обучение там, где ребенок занимает проактивную позицию, то есть самостоятельно исследует, открывает новое знание, а не получает его готовым «на блюдечке».
Стоит аккуратно относиться к лозунгам, что, благодаря какому-то продукту, ребенок запомнит 50 историй, 10 художников и несколько географических открытий. Эрудированность отражает не только количество фактов, которые запомнил ребенок, но и качество этого знания: может ли он применить его в другой ситуации, понимает ли он причинно-следственные связи».
Как развивать эрудицию у детей
Екатерина Латыпова для развития эрудиции у детей рекомендует много читать, смотреть познавательные видео, конструировать и обсуждать увиденное с ребенком.
Коммуникация. Обсуждайте с ребенком новое знание: что было понятно, а что нет. Не останавливайтесь на запоминании фактов, это быстро забудется, если в голове ребенка не возникнут связи и ассоциации с другими знаниями.
Критическое мышление. Задавайте открытые вопросы о новом знании, придумывайте задачи, в которых оно могло бы пригодиться. При этом у задачи необязательно должно быть единственное решение.
Коллаборация. Создавайте мини-учебные ситуации в группе детей с участием взрослого. Дети через общение и сотрудничество смогут находить ответы на сложные для их возраста задачи, а также приобретать новый социальный опыт. Любое сотрудничество учит умению договариваться, распределять роли и вместе достигать результата.
Креативность. Фантазируйте, где может пригодиться новое знание.